Выпуск нового продукта без проведения анализа конкурентов сродни путешествию без карты – какой-то путь вы проделаете, но цель едва ли будет достигнута. Но порой увлеченные идеей создания нового приложения разработчики отгоняют от себя мысль о трезвом исследовании рынка, подсознательно боясь, что захватившая их идея может оказаться неперспективной. В этой статье мы расскажем о том, как нам, разработчиками утилиты MaСleaner, после пары неудачных запусков удалось найти свою нишу на весьма тесном рынке оптимизаторов системы для Mac.



Да, конечно, мы не первые, кто делает клинер для Mac (и, наверняка, не последние), но проект представлялся, да и до сих пор представляется нам перспективным. Подобного рода продукты входят в «джентельменский набор» каждого маковода, а «оптимизация» — понятие настолько расплывчатое, что функционал можно обогащать и расширять до бесконечности. Получается, что у нас есть аудитория и есть пространство для маневра. Чего же не хватает?

При работе над пилотной версией мы вроде бы проделали все, что полагается. Отыскали конкурентов, отрегулировали планку с оглядкой на них, щедрой рукой добавили дополнительных возможностей, чтобы выгодно выделяться на общем фоне…

Не увидев эффекта, во второй итерации решили еще сильнее нажать на функционал — но и тут ситуация не изменилась. Нельзя сказать, чтобы дебют был совсем провальным – за первые месяцы продукт собрал небольшой круг лояльных пользователей. Но выйти на широкую аудиторию и получить желаемое количество установок нам не удалось. Только с релизом MaCleaner 3 график продаж стал принимать тот вид, которого мы от него хотели.

Так почему же MaCleaner 3 смог?



Все просто. При подготовке третьей версии мы наконец с чувством, с толком, с расстановкой провели детальный конкурентный анализ по всем правилам маркетингового искусства.

Если по этапам, то это выглядело так:

• На первом этапе мы ответили на вопрос: «Кто вообще такие эти наши конкуренты?»
• На втором: «Каковы наши конкуренты?»
• На третьем: «Что делают наши конкуренты такого, чего не делаем мы?»

Кто вообще эти наши конкуренты?


Этот этап требует меньше всего усилий – все наши конкуренты как на ладони (их мы приводим ниже в таблице). Скорее всего, и на вашем рынке всех крупных игроков видно издалека, но лучше не терять бдительности. Иногда появляются «темные лошадки», которые могут неожиданно для вас рвануть вперед. К этому нужно быть готовым всегда.

Каковы наши конкуренты?


Когда круг конкурентов был очерчен, пришло время описывать и сопоставлять. Эта задача оказалась посложнее. Мы подходили к ней с разных сторон, пока наконец не выработали простой и эффективный алгоритм.

Шаг первый: подробно изучили функционал каждого конкурентного продукта;
Шаг второй: составили для каждого номенклатуру предлагаемых инструментов и возможностей;
Шаг третий: применили тот же алгоритм действий к MaCleaner 3;
Шаг четвертый: вынесли все наименования конкурентов и все выявленные функции в сводную таблицу;
Шаг пятый: заполнили таблицу, отмечая наличие или отсутствие той или иной функции в том или ином продукте.

На выходе получилось такое сравнение:



Подобная форма очень наглядна и помогает ответить на вопросы:

— как соотносятся между собой конкуренты с точки зрения функционала;
— есть ли приложения-клоны;
— какие из продуктов ведут с большим отрывом, а какие – серьезно отстают в плане возможностей (и sic! насколько это сказывается на их успешности относительно друг друга?);
— какие инструменты входят в универсальный «базовый набор», а какие – достаточно редки, чтобы стоило делать на них акцент.

Из такой таблицы мы смело можем черпать идеи для рекламной кампании или говорить о преимуществах, которые следует демонстрировать целевой аудитории в первую очередь. В данном случае мы, помимо прочего, сделали вывод, что нужно действовать на опережение. Поэтому на днях состоялся релиз MaCleaner 4, который предлагает пользователю не только широкий ряд возможностей третьей редакции, но и все преимущества эргономичного дизайна и усовершенствованной системы управления, включая голосовые команды, и другие фишки, которые владельцы Mac оценили, пользуясь OS Sierra.

Что делают наши конкуренты?


Отвечая на данный вопрос, мы прежде всего акцентировали наше внимание на каналах коммуникации, которые используют наши конкуренты.

Нас интересовали:

— блоги и сайты продуктов (кстати, для анализа русскоязычных сайтов рекомендуем ресурс a.pr-cy.ru, для англоязычных — www.similarweb.com);
— видеобзоры;
— пользовательские рецензии;
— статьи и обзоры в Интернет-изданиях;
— страницы в социальных сетях;
— описания на маркетах.

Оценка производилась по различным параметрам:

• количество публикаций, частота обновлений, количество просмотров для сайтов и медийных изданий;
• оценка пользовательской активности для социальных сетей;
• определение характера материалов (заказной/не заказной) и т.д.

Из всего этого постепенно вырисовывалась общая канва, по которой продвигался тот или иной проект. Кто-то делал упор на видеообзоры и партнтерствовал с популярными блогерами на Youtube, кто-то копил упоминания на крупных авторитетных источниках, кто-то старался брать массой купленных положительных отзывов от мнимых пользователей. Таким образом, мы могли оценить успешность всех этих приемов и взять что-то на заметку. К примеру, мы разместили несколько публикаций в русскоязычных тематических источниках. Конкуренты охватывают максимально широкий круг площадок и создают дополнительные – поэтому мы отказались от своего изначального намерения продвигаться исключительно на Mac Store.

Вы, в принципе, можете пойти от противного и планировать продвижение своего продукта, принципиально не опираясь на опыт конкурентов, однако здесь следует действовать осторожно: обычно те или иные методы продвижения, которые используют ваши конкуренты, имеют под собой основу. Это в особенности относится к стилю общения с потребителем – еще одной важной составляющей стратегии продвижения, на которую мы обращали пристальное внимание. Учитывая, что вы имеете дело с одной целевой аудиторией, выбиваться из принятого тона довольно рискованно, это может дать обратный эффект.

Вместо вывода


«Для успешного продвижения необходимо знать своих конкурентов» — вроде бы банальный постулат, с которым любой согласится и над которым никто не задумается. В наши времена жесткой конкуренции и информационной общедоступности даже самые зеленые стартапы не выходят на рынок совсем уж вслепую. Уже на стадии планирования продукта приходится ставить перед собой классические вопросы: чем мы будем отличаться, чего не хватает пользователю, какие есть слабые места у других игроков?

Возможно, именно ответы на эти вопросы будут предопределять вашу маркетинговую стратегию.

Желаем вам только успешных и конкурентоспособных продуктов!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (7)


  1. zibot
    09.11.2016 14:45

    Не знал, что есть такой рынок оптимизаторов системы для Mac


  1. Lucidus
    09.11.2016 17:23

    Выпуск нового продукта без проведения анализа конкурентов сродни путешествию без карты...

    Эт точно! Каждый раз перед началом разработки обзор конкурентов с мегатаблицами. Только работаю с железом.
    А еще кроме перечня фич и плюшек не плохо бы иметь представление о UX. Как пользователи с этим работают и какие интерфейсы.


    1. EverydayTools
      10.11.2016 07:06

      Спасибо за комментарий! Действительно, UX — очень важный параметр, который может существенно повлиять на успешность/неуспешность продукта.


  1. Boomburum
    09.11.2016 17:30
    +1

    Таблица кажется немного неактуальной. Пользуюсь CleanMyMac — в нём есть вычеркнутая вами «Умная очистка» (прям первый же пункт в меню приложения), при этом нет таких пунктов как «Очистка iTunes», «Шредер» или «Обслуживание» (кеш DNS, права доступа итд), а имеющийся там модуль «Расширения» позволяет ещё кучу всего почистить. При этом для поиска дубликатов у этого же производителя есть совершенно крутая утилита Gemini — может и лучше, что не стали делать «кухонный комбайн». Тем не мене, ваше приложение тоже весьма интересно )


    1. EverydayTools
      10.11.2016 07:05

      Спасибо за комментарий! iTunes мы включили в пункт Media, и так как CleanMyMac не чистит кое-что из медиа, мы им поставили минус. «Шредер» у нас есть, называется «Сomplete delete»
      «Обслуживание» — по сути не является средством для клининга, поэтому не рассматривали этот пункт.
      «Расширения» — у нас тоже есть, но “кучу” мы не можем чистить из-за ограничений оси.
      «Поиск дублей» — может и есть другая крутая утилита, но в самом CleanMyMac этой фичи нет, так что минус) Это же дополнительная программа, а не часть клинера. Возможно, кому-то удобнее иметь несколько программ, кому больше подходит что-то универсальное. Еще раз спасибо за детальный отзыв и интерес к нашему продукту!


      1. Boomburum
        10.11.2016 13:37
        +1

        «Расширения» — у нас тоже есть, но “кучу” мы не можем чистить из-за ограничений оси.

        Думаю, это и есть основная причина, почему CleanMyMac нет в AppStore :) Дропбокс тоже вносит изменения в систему и потому его нет в аппсторе, так же и CMM чистит чуточку больше, чего не умеет ваше приложение ) В то время как в этом пункте в CMM очень даже полезные вещи «чистятся» — приложения в автозапуске, всякие панели в настройках системы, расширения и службы.

        Это же дополнительная программа, а не часть клинера

        У вас тоже поиск дубликатов отдельной программой имеется, просто вы решили сделать «кухонный комбайн», а конкуренты — нет ) Не считаю это минусом. По аналогии, вы можете встроить в клинер просмотрщик картинок и интеграцию с саундклаудом — тогда конкурентам ещё больше минусиков можно будет поставить ))


  1. OnelaW
    10.11.2016 05:49

    У меня такой вопрос.
    А откуда такое стремление создавать продукт, да лучше, да по хорошей цене, но продукт который выпускают множество компаний?

    Из моей практики есть куча. поделий на снорте с прикрученными финтифлюшками, как платных, так и бесплатных.
    Да, когда у заказчика есть выбор это прекрасно.Но когда выбор в тысячах копий одного и того же, но в разной обертке? Чем малиновая обертка лучше чем голубенькая?

    Я могу понять творцов, кто ваяет свой дистриб линя, но вот творцов аля балгенос понять не могу.