В ходе своей предвыборной кампании Дональд Трамп пообещал, что увеличит количество рабочих мест, если он станет президентом Соединенных Штатов. Однако кандидат на пост министра труда США, генеральный директор сети быстрого питания Carl’s Jr. Энди Паздер увлекся идеей заменить работников общественного питания роботами. Ранее Паздер высказал в СМИ мысль, что в роботы, в отличие от людей «всегда вежливы, никогда не возьмут отпуск, не опоздают, не получат травму на рабочем месте или подвергнутся дискриминации по полу, возрасту или цвету кожи». Правда в том, что заявления Паздера — не мечты фантастов и какое-то ближайшее будущее, а уже реальность
Суши-рестораны используют роботов, чтобы заворачивать рис в листы водорослей нори уже несколько десятков лет. Без их помощи процесс изготовления роллов и суши очень монотонный и трудоемкий. Компания Suzumo утверждает, что именно она разработала первого в мире суши-робота в 1981 году. Ей же принадлежит машина, которая лепит 3600 брусочков риса для суши в час.
Другой автомат Suzumo за один час в состоянии делать 300 роллов средних размеров. Машина берет рис из миски и раздавливает его в плоский лист, водоросли, рыбу и овощи кладет сверху. Затем при нажатии на кнопку активируется платформа, которая выглядит, как конвейер. Когда на нее складывают получившиеся пластинки, вращающиеся ролики скручивают роллы. Все что нужно делает персонал – нажимает на кнопку и разрезает готовые роллы на части.
В Маунтин-Вью, Калифорния, стартап Zume пытается создать более выгодную пиццу с использованием робототехники. На кухне Zume Pizza работают два робота – Марта и Бруно. Разработчики создали Марту, чтобы она хорошо, но не идеально распределяла соус по поверхности. Поэтому их пицца по-прежнему выглядит, как продукт, сделанный человеческими руками. Покрытое соусом тесто перемещается по конвейерной ленте, где персонал добавляет сыр и начинку, а автомат Бруно отправляет сырую пиццу в разогретую духовку.
Создатели Zume Pizza планируют запустить производство пиццы в запатентованных фургончиках. В каждом из них 56 печей, которыми можно управлять дистанционно. Пока роботы будут загружать ингредиенты в соответствующие печи, грузовик будет кружить неподалеку от места доставки. Через 3 минуты все готово, и клиент получает только что приготовленную пиццу с доставкой на дом.
В одном шанхайском ресторанчике в районе Хункоу есть роботы, которые делают лапшу рамен меньше, чем за две минуты. Два механических шеф-повара Коя и Кона пока недостаточно развиты, чтобы на самом деле самим производить лапшу, но они вполне способны смешать нужное количество лапши, яиц и говядины с правильным количеством бульона.
На некоторых круизных лайнерах Royal Caribbean за барной стойкой стоят не люди, а машины. В Bionic Bar два робота смешивают, взбалтывают и процеживают все виды коктейлей. Их комбинации практически безграничны – автоматы работают с 30 видами алкоголя и 28 безалкогольными напитками.
Ближе всех к сердцу американской кухни быстрого питания оказалась компания Momentum Machines. Концепт ресторана с роботом, который производит 400 бургеров в час, получил лицензию на строительство в Сан-Франциско.
Для любителей блюд из киноа есть Eatsa – автоматизированный ресторан, функционирующий подобно торговому автомату. Посетители не взаимодействуют с персоналом напрямую, а заказывают еду с помощью iPad. После этого пища, приготовленная персоналом, появляется в одном из стеклянных боксов, на котором высвечивается имя посетителя.
Доставка тоже встала на путь автоматизации. Наземный робот Starship с этого месяца начал доставлять еду в Лондоне, и компания планирует запуститься в ближайшем будущем в Кремниевой долине. Starship использует камеры, датчики и GPS трекеры, чтобы проложить оптимальный маршрут до заказчика по тротуарам. Если говорить о сохранности груза, то по заверениям создателей, он надежно защищен от воров в запертом отсеке. Когда автомат прибывает к месту назначения, клиент получает код, с помощью которого можно разблокировать робота. Помимо еды робот можно использовать для доставки почты и любых других вещей.
Marble and Dispatch получила 2 миллиона стартового капитала в начале этого года на разработку Carry – еще одной машины для доставки еды. У Carry есть четыре отсека, в которых можно разместить до 45 килограммов еды. Робот движется по тротуарам и велосипедным дорожкам в одном темпе с пешеходами и доставляет несколько заказов за одну поездку. Чтобы перемещаться по максимально безопасному пути и не мешать людям, Carry использует набор датчиков и методы искусственного интеллекта.
Carry достаточно тяжелая: чтобы ее поднять, потребуется сила двух человек, что усложняет попытки кражи автомата. Кроме того, машина подключена к 4G, и диспетчеры отслеживают ее точное местоположение. Следить за автоматом могут и сами заказчики. Когда робот прибывает на место, клиент получает уведомление и код, который откроет бокс.
Несмотря на все эти технические достижения, роботы не заменят работников фастфуда в одночасье. Более вероятным сценарием будет постепенная замена людей на машины. Сначала с их помощью упорядочат самообслуживание клиентов, затем автоматизируют процесс сбора заказа. По прогнозам экспертов, доставка с помощью наземных роботов может распространиться в течение нескольких лет, прежде чем им на смену придут дроны. Тогда роботы, которые будут готовить еду, уже не будут казаться чем-то далеким и нереальным.
Комментарии (68)
Zenitchik
13.12.2016 16:59Будет проблема с нестандартными заказами.
lonelymyp
13.12.2016 17:55+1А мне кажется наоборот, лично мне повсеместно крайне проблематично отказаться от майонеза.
И не дай бог если попросишь добавить лишний компонент — невыполнимая задача. Невозможно выставить счёт за дополнительную помидорку если её нет в прайсе.
"— Второе — тефтель с рисом или котлета с картошкой.
— Мне тефтель с картошкой.
— Тефтель — с рисом! Котлета — с картошкой!
— Мне тефтель с рисом, ему котлету с картошкой. (Потом поменяемся)…
— Менять — нельзя!"
Rascko
13.12.2016 17:55Весь вопрос в процентном соотношении «нестандартных заказов», можно держать парочку бэкап-сотрудников именно ради них. С другой стороны, можно будет организовать ддос «нестандартными заказами», хотя ради чего — непонятно.
springimport
13.12.2016 20:27Нет, не будет. Те интерфейсы которые я видел позволяли самому выбирать опции в меню. Там даже был раздел по сборке кастомного решения. Так что будущее среди нас.
abagler
13.12.2016 17:43Цитирую neznaika-nalune про складских роботов, которыми он профессионально якобы занимается:
«Типичная ситуация с автоматизацией, которую я вишу, примерно такова. Там где раньше были, скажем, четверо работяг на автопогрузчиках с зарплатой $12 в час каждый, сейчас имеется дорогостоящий робот и вокруг него бегают загнанные в стельку 3 техника и инженера с зарплатами $30-40 каждый, чтобы налаживать и подчищать за роботом постоянные ошибки и нестандартные ситуации. Да, и некоторое количество работяг на автопогрузчиках по-прежнему крутятся вокруг.»
Наверняка с фастфудными похожая история, но статья про это умалчивает.DMGarikk
13.12.2016 17:55Для объективности хотелось бы более конкретную статистику, с поломками автопогрузчиков, насколько загнаны в стельку техники… а то вдруг окажется что производительность робота в 20 раз окупает беготню техников, в отличии от вечной текучки/пьянки/обеда/пошёлпокурить водителей погрузчиков
Rascko
13.12.2016 17:58+1Впереди автомобиля тоже когда-то должен был скакать всадник с флажком.
Сейчас пройдет какое-то время, та же внутрискладская логистика адаптируется к роботизации, сами роботы прокачаются — и уже не будет нужно 3 техников и инженеров. Минус такого решения, впрочем, достаточно известен — не так легко создать «гетерогенную среду» — в которой и робот высокоэффективен, и человеком его, при желании можно дополнить/заменить.
antstar
13.12.2016 17:43+5Zume Pizza очень похожа на недоделанную автоматическую линию с необоснованным применением дорогущего робота (чисто бютжет распилить, я думаю).
perfect_genius
13.12.2016 22:46Наверно, берегут работников от ожогов, хе-хе.
antstar
14.12.2016 10:28нет, тут можно было просто эту заготовку с одной ленты на другую перегрузить, как на обычных конвеерах делают. На видео просто деньги осваивают.
vkegdzoy
13.12.2016 17:48Ну может хватит этих статей про роботов, которые заменят человека? DARPA Robotic Challenge показал что они медленные и неуклюжие до ужаса, а использование топ-сегмента вроде Abb невыгодно.
RobosergTV
14.12.2016 04:27открою страшную тайну, вся автоматизация в индустрии состоит не из гуманоидных роботов…
GreenGoblin
13.12.2016 17:55-1На самом деле, профессия официанта от роботизации едва ли сильно пострадает. К фастфуду это, может быть, и не относится, но в нормальных заведениях всегда будут прислуживать люди. Просто потому что людям нравится, когда им прислуживают другие люди.
worldmind
13.12.2016 19:13Это узкий премиум сегмент
aapazhe
13.12.2016 23:19Это если только в России.
У меня в радиусе трехсот метров от дома с десяток ресторанчиков среднего класса и аналогичных наливаек. Очень мне сомнительно, что в обозримом будущем официантов в них заменят роботы. Вот на кухне — да, может быть.
worldmind
14.12.2016 09:53+1Как только роботы станут экономически выгоднее, обслуживание человеком станет премиум сегментом.
Delics
13.12.2016 23:24+3Просто потому что людям нравится, когда им прислуживают другие люди.
Это какие-то пижоны-буржуа.
По-моему, крутящийся официант при личной встрече в ресторане только мешает.
Робот был бы идеальным вариантом.worldmind
14.12.2016 09:54Ещё пойди найти официанта который работает лучше робота, вечно их не поймать и не дождаться.
AndreyDmitriev
13.12.2016 18:19В Гамбурге есть ресторан с конвейерами для доставки, Schwerelos называется:
Forest_Gump
Статья запоздала лет на 10. Сейчас стоит ворос о том, когда в ресторанах бустрого обслуживания уволят последнего сотрудника.
Eeegrek
Не скоро, а потом еще и на вывесках станут писать, что только у них бургеры готовя живые люди, а не бездушные автоматы!
sptor
Уже было, можно почитать Ильфа и Петрова «Одноэтажную Америку» там есть про обычные кафетерии и «автоматы». Как раз этот момент там и освещался в том числе.
DMGarikk
Готовка бургеров в фастфуде, людьми, уже сейчас заключается в разогреве заводских полуфабрикатов и укладки в коробочки. странно что это не автоматизировали ещё лет 10 назад
worldmind
Вопрос экономики, пока люди были дешевле. Роботы быстро дешевеют, а люди нет, а иногда ещё и дорожают от повышения минимальной оплаты труда.
perfect_genius
У Макдональдс политика такая — они хотят, чтобы с посетителями общались именно живые люди. Видимо, и чтобы готовили тоже.
DMGarikk
В Москве уже большая часть макдаков сократила количество касс в пользу терминалов самообслуживания, персонал только поднос отдаёт.
P.S. И это правильно и очёнь хорошо, осталось последний шаг сделать
eldarmusin
Кстати в Австрии на терминалах появилась возможность составить свой бургер. Правда увлекаешься процессом и выходит на 30-70% дороже чем если просто взять Биг Тейсти или Биг Мак
funca
Как раз в макдональдсах технологические процессы приготовления еды строятся таким образом, чтобы её качество от людей зависело чуть менее чем ни как.
perfect_genius
Не понял, как это относится к моему комменту, но от «готовщиков» зависит свежесть составляющих и количество салата и соусов. Почти всё там «на глаз» накладывается.
Madilya
Изредка наведываюсь в Макдональдс, КФС и Бургер Кинг. Везде работают люди. Много людей. Может, это вы к нам из будущего?
«Марти, какой сейчас год?» (с)
webkumo
Маки с введением электронных терминалов процентов на 20 снизили объём персонала...
Madilya
Возможно, и тем не менее, вопрос о том, «когда в ресторанах бустрого обслуживания уволят последнего сотрудника.», не будет стоять ещё очень долго.
springimport
Недавно был в новом Маке (NJ). Там сделали 3 кассы из которых работают только 1-2. Рядом поставили 4 автомата для выбора самому. Автоматы очень клевые, поэтому уже 50% людей берут через них.
SunX
В Питере и Варшаве такие автоматы уже больше года стоят в Маках.
DMGarikk
А в Праге почти нигде их нет (автоматов)
sptor
Так эти автоматы по сути аналоги касс самообслуживания, и они автоматизируют только отправку заказа на кухню. И у них есть существенный минус, в них только карточкой можно платить например.
DMGarikk
Оплата и отправка заказа на кухню на самом деле довольно сложный и длительный этап, особенно для туристов. И его автоматизация кардинально ускоряет обслуживание в ресторане (фастфуде), что наглядно видно на очередях в оборудованых макдаках
Осталось автоматизировать выдачу и персонала там практически не останется
eldarmusin
Это минус для потребителя, а для государства — безналичный рассчёт. Что приучает людей к "белой торговле" которую проще контролировать.
Во Франции в банкоматах очень сложно найти купюры выше 100 евро. Так же зп выше 1500 запрещено давать наличными. Наличные рассчёты ограничены до 1000 евро с юр лицами. 10000 при покупке недвижимости.
В России по моему тоже хотели что-то такое сделать.
DMGarikk
Минус в чём? в том что заставляют безналом пользоватся? У меня последние 10 лет белая зарплата, и больше 500р налички я в руках уже очень давно не держал… не очень конечно разумно учитывая проникновение интернета, но в Москве после того как в метро стало удобно пополнять тройку карточкой у меня пропала последняя статья расходов наличкой.
в чём же минус? Мешают неплатить налоги?
sptor
Минус в отсутствии выбора в первую очередь. Плюс при прочих равных наличность более отказоустойчива, да безнал достаточно надежен, но карточку у меня все же чаще не считывало/не было связи чем я не мог расплатиться наличностью в том же месте.
DMGarikk
Последняя крупная проблема у меня была как ни странно в Европе в Чехии, где купить билетик на общественный транспорт по карточке — это пройти крайне занимательный квест осложняющийся ещё тем что терминалы принимают только монетки (а банкомат выдаёт банкноты)
sptor
Ну речь не о крупных проблемах, а о неудобствах пусть даже мелких, например когда покупки пробили, а терминал напрочь отказывается читать карточку/соединяться с банком. Пока эти проблемы у безнала будут, наличность никуда не денется. Плюс как выше заметили не все любят безнал по разным причинам, например он тратится несколько легче, далеко не всегда просто контролировать остаток на дебетовой карточки степень использования кредитного лимита на кредитке. В отличии от наличности, заглянув в кошелек ты сразу знаешь сколько у тебя там есть.
DMGarikk
Скоро начнёт вступать в силу закон о онлайн-кассах в РФ, и тогда неважно будет как платишь, все будут зависить от наличия интернета и работы терминала. (исключения есть но не для всех)
Rascko
eldarmusin
Минус в том что люди ещё к этому не привыкли. Это у Вас есть работа которая позволяет получать белую зп. Но как только Вы копнёте глубже — Вы увидите что Вы скорее уникум в этой системе. Многи исторически привыкли получать серую зп. И даже после перехода на белую, привычки остаются.
У меня тоже уже давно не было в руках более 20 евро. Просто нет необходимости в этом. И когда нужно пойти на рождественскую ярмарку, то на глинтвейн, блинчики и игрушки всё таки приходится снять дополнительные пол сотни.
В прошлом месяце я совершил ошибку. Перед поездкой в Грузию снял 300 евро. И где-то по пути то ли сам потерял, то ли украли, кошелёк со всем вместе. Такой как бы урок-напоминание что меньше нала — крепче спишь :)
Не стоит забывать и отслеживающую составляющую. У меня знакомый принципиально пользуется карточкой только чтобы снять все деньги со счёта после зп. Он не хочет чтобы в случае чего, его действия и передвижения были отслежены по банковской выписке.
DMGarikk
Согласен, только это не минус, а временные издержки.
funca
Слушай зачем украли, просто пасматреть взяли, что там по вашему бандиты какие-то? Потом же вернут.
Gorynych23
В Паттаевке на входе в зал покупаешь в кассе карточку, при получении заказа на многочисленных прилавках расплачиваешься только ею, На выходе сдал карту, получил остаток налом. По-крайней мере, гигиенично, персонал денег руками не касается. При таком порядке для полной роботизации обслуживания нужно еще немного усилий.