image

В ходе своей предвыборной кампании Дональд Трамп пообещал, что увеличит количество рабочих мест, если он станет президентом Соединенных Штатов. Однако кандидат на пост министра труда США, генеральный директор сети быстрого питания Carl’s Jr. Энди Паздер увлекся идеей заменить работников общественного питания роботами. Ранее Паздер высказал в СМИ мысль, что в роботы, в отличие от людей «всегда вежливы, никогда не возьмут отпуск, не опоздают, не получат травму на рабочем месте или подвергнутся дискриминации по полу, возрасту или цвету кожи». Правда в том, что заявления Паздера — не мечты фантастов и какое-то ближайшее будущее, а уже реальность

Суши-рестораны используют роботов, чтобы заворачивать рис в листы водорослей нори уже несколько десятков лет. Без их помощи процесс изготовления роллов и суши очень монотонный и трудоемкий. Компания Suzumo утверждает, что именно она разработала первого в мире суши-робота в 1981 году. Ей же принадлежит машина, которая лепит 3600 брусочков риса для суши в час.


Другой автомат Suzumo за один час в состоянии делать 300 роллов средних размеров. Машина берет рис из миски и раздавливает его в плоский лист, водоросли, рыбу и овощи кладет сверху. Затем при нажатии на кнопку активируется платформа, которая выглядит, как конвейер. Когда на нее складывают получившиеся пластинки, вращающиеся ролики скручивают роллы. Все что нужно делает персонал – нажимает на кнопку и разрезает готовые роллы на части.


В Маунтин-Вью, Калифорния, стартап Zume пытается создать более выгодную пиццу с использованием робототехники. На кухне Zume Pizza работают два робота – Марта и Бруно. Разработчики создали Марту, чтобы она хорошо, но не идеально распределяла соус по поверхности. Поэтому их пицца по-прежнему выглядит, как продукт, сделанный человеческими руками. Покрытое соусом тесто перемещается по конвейерной ленте, где персонал добавляет сыр и начинку, а автомат Бруно отправляет сырую пиццу в разогретую духовку.


Создатели Zume Pizza планируют запустить производство пиццы в запатентованных фургончиках. В каждом из них 56 печей, которыми можно управлять дистанционно. Пока роботы будут загружать ингредиенты в соответствующие печи, грузовик будет кружить неподалеку от места доставки. Через 3 минуты все готово, и клиент получает только что приготовленную пиццу с доставкой на дом.

В одном шанхайском ресторанчике в районе Хункоу есть роботы, которые делают лапшу рамен меньше, чем за две минуты. Два механических шеф-повара Коя и Кона пока недостаточно развиты, чтобы на самом деле самим производить лапшу, но они вполне способны смешать нужное количество лапши, яиц и говядины с правильным количеством бульона.


На некоторых круизных лайнерах Royal Caribbean за барной стойкой стоят не люди, а машины. В Bionic Bar два робота смешивают, взбалтывают и процеживают все виды коктейлей. Их комбинации практически безграничны – автоматы работают с 30 видами алкоголя и 28 безалкогольными напитками.

image

Ближе всех к сердцу американской кухни быстрого питания оказалась компания Momentum Machines. Концепт ресторана с роботом, который производит 400 бургеров в час, получил лицензию на строительство в Сан-Франциско.

image

Для любителей блюд из киноа есть Eatsa – автоматизированный ресторан, функционирующий подобно торговому автомату. Посетители не взаимодействуют с персоналом напрямую, а заказывают еду с помощью iPad. После этого пища, приготовленная персоналом, появляется в одном из стеклянных боксов, на котором высвечивается имя посетителя.

image

Доставка тоже встала на путь автоматизации. Наземный робот Starship с этого месяца начал доставлять еду в Лондоне, и компания планирует запуститься в ближайшем будущем в Кремниевой долине. Starship использует камеры, датчики и GPS трекеры, чтобы проложить оптимальный маршрут до заказчика по тротуарам. Если говорить о сохранности груза, то по заверениям создателей, он надежно защищен от воров в запертом отсеке. Когда автомат прибывает к месту назначения, клиент получает код, с помощью которого можно разблокировать робота. Помимо еды робот можно использовать для доставки почты и любых других вещей.


Marble and Dispatch получила 2 миллиона стартового капитала в начале этого года на разработку Carry – еще одной машины для доставки еды. У Carry есть четыре отсека, в которых можно разместить до 45 килограммов еды. Робот движется по тротуарам и велосипедным дорожкам в одном темпе с пешеходами и доставляет несколько заказов за одну поездку. Чтобы перемещаться по максимально безопасному пути и не мешать людям, Carry использует набор датчиков и методы искусственного интеллекта.


Carry достаточно тяжелая: чтобы ее поднять, потребуется сила двух человек, что усложняет попытки кражи автомата. Кроме того, машина подключена к 4G, и диспетчеры отслеживают ее точное местоположение. Следить за автоматом могут и сами заказчики. Когда робот прибывает на место, клиент получает уведомление и код, который откроет бокс.

Несмотря на все эти технические достижения, роботы не заменят работников фастфуда в одночасье. Более вероятным сценарием будет постепенная замена людей на машины. Сначала с их помощью упорядочат самообслуживание клиентов, затем автоматизируют процесс сбора заказа. По прогнозам экспертов, доставка с помощью наземных роботов может распространиться в течение нескольких лет, прежде чем им на смену придут дроны. Тогда роботы, которые будут готовить еду, уже не будут казаться чем-то далеким и нереальным.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (68)


  1. Forest_Gump
    13.12.2016 16:22
    +1

    Статья запоздала лет на 10. Сейчас стоит ворос о том, когда в ресторанах бустрого обслуживания уволят последнего сотрудника.


    1. Eeegrek
      13.12.2016 17:04

      Не скоро, а потом еще и на вывесках станут писать, что только у них бургеры готовя живые люди, а не бездушные автоматы!


      1. sptor
        13.12.2016 17:15

        Уже было, можно почитать Ильфа и Петрова «Одноэтажную Америку» там есть про обычные кафетерии и «автоматы». Как раз этот момент там и освещался в том числе.


      1. DMGarikk
        13.12.2016 17:16
        +1

        Готовка бургеров в фастфуде, людьми, уже сейчас заключается в разогреве заводских полуфабрикатов и укладки в коробочки. странно что это не автоматизировали ещё лет 10 назад


        1. worldmind
          13.12.2016 19:12

          Вопрос экономики, пока люди были дешевле. Роботы быстро дешевеют, а люди нет, а иногда ещё и дорожают от повышения минимальной оплаты труда.


        1. perfect_genius
          13.12.2016 22:39

          У Макдональдс политика такая — они хотят, чтобы с посетителями общались именно живые люди. Видимо, и чтобы готовили тоже.


          1. DMGarikk
            14.12.2016 09:33

            В Москве уже большая часть макдаков сократила количество касс в пользу терминалов самообслуживания, персонал только поднос отдаёт.
            P.S. И это правильно и очёнь хорошо, осталось последний шаг сделать


            1. eldarmusin
              14.12.2016 11:14

              Кстати в Австрии на терминалах появилась возможность составить свой бургер. Правда увлекаешься процессом и выходит на 30-70% дороже чем если просто взять Биг Тейсти или Биг Мак


          1. funca
            14.12.2016 23:50

            Как раз в макдональдсах технологические процессы приготовления еды строятся таким образом, чтобы её качество от людей зависело чуть менее чем ни как.


            1. perfect_genius
              15.12.2016 08:37

              Не понял, как это относится к моему комменту, но от «готовщиков» зависит свежесть составляющих и количество салата и соусов. Почти всё там «на глаз» накладывается.


    1. Madilya
      13.12.2016 17:43

      Изредка наведываюсь в Макдональдс, КФС и Бургер Кинг. Везде работают люди. Много людей. Может, это вы к нам из будущего?

      «Марти, какой сейчас год?» (с)


      1. webkumo
        13.12.2016 18:24
        +1

        Маки с введением электронных терминалов процентов на 20 снизили объём персонала...


        1. Madilya
          13.12.2016 19:41
          +1

          Возможно, и тем не менее, вопрос о том, «когда в ресторанах бустрого обслуживания уволят последнего сотрудника.», не будет стоять ещё очень долго.


      1. springimport
        13.12.2016 20:22

        Недавно был в новом Маке (NJ). Там сделали 3 кассы из которых работают только 1-2. Рядом поставили 4 автомата для выбора самому. Автоматы очень клевые, поэтому уже 50% людей берут через них.


        1. SunX
          14.12.2016 00:29
          +1

          В Питере и Варшаве такие автоматы уже больше года стоят в Маках.


          1. DMGarikk
            14.12.2016 09:34

            А в Праге почти нигде их нет (автоматов)


            1. sptor
              14.12.2016 09:45

              Так эти автоматы по сути аналоги касс самообслуживания, и они автоматизируют только отправку заказа на кухню. И у них есть существенный минус, в них только карточкой можно платить например.


              1. DMGarikk
                14.12.2016 09:49
                +2

                Оплата и отправка заказа на кухню на самом деле довольно сложный и длительный этап, особенно для туристов. И его автоматизация кардинально ускоряет обслуживание в ресторане (фастфуде), что наглядно видно на очередях в оборудованых макдаках

                Осталось автоматизировать выдачу и персонала там практически не останется


              1. eldarmusin
                14.12.2016 11:12

                Это минус для потребителя, а для государства — безналичный рассчёт. Что приучает людей к "белой торговле" которую проще контролировать.
                Во Франции в банкоматах очень сложно найти купюры выше 100 евро. Так же зп выше 1500 запрещено давать наличными. Наличные рассчёты ограничены до 1000 евро с юр лицами. 10000 при покупке недвижимости.


                В России по моему тоже хотели что-то такое сделать.


                1. DMGarikk
                  14.12.2016 11:56
                  +1

                  Минус в чём? в том что заставляют безналом пользоватся? У меня последние 10 лет белая зарплата, и больше 500р налички я в руках уже очень давно не держал… не очень конечно разумно учитывая проникновение интернета, но в Москве после того как в метро стало удобно пополнять тройку карточкой у меня пропала последняя статья расходов наличкой.
                  в чём же минус? Мешают неплатить налоги?


                  1. sptor
                    14.12.2016 12:10

                    Минус в отсутствии выбора в первую очередь. Плюс при прочих равных наличность более отказоустойчива, да безнал достаточно надежен, но карточку у меня все же чаще не считывало/не было связи чем я не мог расплатиться наличностью в том же месте.


                    1. DMGarikk
                      14.12.2016 12:22

                      Последняя крупная проблема у меня была как ни странно в Европе в Чехии, где купить билетик на общественный транспорт по карточке — это пройти крайне занимательный квест осложняющийся ещё тем что терминалы принимают только монетки (а банкомат выдаёт банкноты)


                      1. sptor
                        14.12.2016 12:35

                        Ну речь не о крупных проблемах, а о неудобствах пусть даже мелких, например когда покупки пробили, а терминал напрочь отказывается читать карточку/соединяться с банком. Пока эти проблемы у безнала будут, наличность никуда не денется. Плюс как выше заметили не все любят безнал по разным причинам, например он тратится несколько легче, далеко не всегда просто контролировать остаток на дебетовой карточки степень использования кредитного лимита на кредитке. В отличии от наличности, заглянув в кошелек ты сразу знаешь сколько у тебя там есть.


                        1. DMGarikk
                          14.12.2016 12:39

                          Скоро начнёт вступать в силу закон о онлайн-кассах в РФ, и тогда неважно будет как платишь, все будут зависить от наличия интернета и работы терминала. (исключения есть но не для всех)


                      1. Rascko
                        14.12.2016 17:35

                        где купить билетик на общественный транспорт по карточке
                        О да! Если карточка без возможности бесконтактной оплаты — цирк приобретает веселые обороты, и даже если догадаться, что билеты можно купить во всяких табачно-газетных магазинчиках, то там за них тоже могут попросить расчитаться кэшем.


                  1. eldarmusin
                    14.12.2016 12:16

                    Минус в том что люди ещё к этому не привыкли. Это у Вас есть работа которая позволяет получать белую зп. Но как только Вы копнёте глубже — Вы увидите что Вы скорее уникум в этой системе. Многи исторически привыкли получать серую зп. И даже после перехода на белую, привычки остаются.


                    У меня тоже уже давно не было в руках более 20 евро. Просто нет необходимости в этом. И когда нужно пойти на рождественскую ярмарку, то на глинтвейн, блинчики и игрушки всё таки приходится снять дополнительные пол сотни.
                    В прошлом месяце я совершил ошибку. Перед поездкой в Грузию снял 300 евро. И где-то по пути то ли сам потерял, то ли украли, кошелёк со всем вместе. Такой как бы урок-напоминание что меньше нала — крепче спишь :)


                    Не стоит забывать и отслеживающую составляющую. У меня знакомый принципиально пользуется карточкой только чтобы снять все деньги со счёта после зп. Он не хочет чтобы в случае чего, его действия и передвижения были отслежены по банковской выписке.


                    1. DMGarikk
                      14.12.2016 12:21

                      Минус в том что люди ещё к этому не привыкли.

                      Согласен, только это не минус, а временные издержки.


                    1. funca
                      15.12.2016 00:04

                      Слушай зачем украли, просто пасматреть взяли, что там по вашему бандиты какие-то? Потом же вернут.


              1. Gorynych23
                14.12.2016 17:00

                В Паттаевке на входе в зал покупаешь в кассе карточку, при получении заказа на многочисленных прилавках расплачиваешься только ею, На выходе сдал карту, получил остаток налом. По-крайней мере, гигиенично, персонал денег руками не касается. При таком порядке для полной роботизации обслуживания нужно еще немного усилий.


  1. Zenitchik
    13.12.2016 16:59

    Будет проблема с нестандартными заказами.


    1. yukon39
      13.12.2016 17:22
      +1

      Будет. Но только после того, как будут обслужены все «стандартные» заказы.


    1. lonelymyp
      13.12.2016 17:55
      +1

      А мне кажется наоборот, лично мне повсеместно крайне проблематично отказаться от майонеза.
      И не дай бог если попросишь добавить лишний компонент — невыполнимая задача. Невозможно выставить счёт за дополнительную помидорку если её нет в прайсе.

      "— Второе — тефтель с рисом или котлета с картошкой.
      — Мне тефтель с картошкой.
      — Тефтель — с рисом! Котлета — с картошкой!
      — Мне тефтель с рисом, ему котлету с картошкой. (Потом поменяемся)…
      — Менять — нельзя!"


    1. Rascko
      13.12.2016 17:55

      Весь вопрос в процентном соотношении «нестандартных заказов», можно держать парочку бэкап-сотрудников именно ради них. С другой стороны, можно будет организовать ддос «нестандартными заказами», хотя ради чего — непонятно.


    1. springimport
      13.12.2016 20:27

      Нет, не будет. Те интерфейсы которые я видел позволяли самому выбирать опции в меню. Там даже был раздел по сборке кастомного решения. Так что будущее среди нас.


  1. abagler
    13.12.2016 17:43

    Цитирую neznaika-nalune про складских роботов, которыми он профессионально якобы занимается:

    «Типичная ситуация с автоматизацией, которую я вишу, примерно такова. Там где раньше были, скажем, четверо работяг на автопогрузчиках с зарплатой $12 в час каждый, сейчас имеется дорогостоящий робот и вокруг него бегают загнанные в стельку 3 техника и инженера с зарплатами $30-40 каждый, чтобы налаживать и подчищать за роботом постоянные ошибки и нестандартные ситуации. Да, и некоторое количество работяг на автопогрузчиках по-прежнему крутятся вокруг.»

    Наверняка с фастфудными похожая история, но статья про это умалчивает.


    1. DMGarikk
      13.12.2016 17:55

      Для объективности хотелось бы более конкретную статистику, с поломками автопогрузчиков, насколько загнаны в стельку техники… а то вдруг окажется что производительность робота в 20 раз окупает беготню техников, в отличии от вечной текучки/пьянки/обеда/пошёлпокурить водителей погрузчиков


    1. Rascko
      13.12.2016 17:58
      +1

      Впереди автомобиля тоже когда-то должен был скакать всадник с флажком.

      Сейчас пройдет какое-то время, та же внутрискладская логистика адаптируется к роботизации, сами роботы прокачаются — и уже не будет нужно 3 техников и инженеров. Минус такого решения, впрочем, достаточно известен — не так легко создать «гетерогенную среду» — в которой и робот высокоэффективен, и человеком его, при желании можно дополнить/заменить.


  1. antstar
    13.12.2016 17:43
    +5

    Zume Pizza очень похожа на недоделанную автоматическую линию с необоснованным применением дорогущего робота (чисто бютжет распилить, я думаю).


    1. perfect_genius
      13.12.2016 22:46

      Наверно, берегут работников от ожогов, хе-хе.


      1. antstar
        14.12.2016 10:28

        нет, тут можно было просто эту заготовку с одной ленты на другую перегрузить, как на обычных конвеерах делают. На видео просто деньги осваивают.


  1. vkegdzoy
    13.12.2016 17:48

    Ну может хватит этих статей про роботов, которые заменят человека? DARPA Robotic Challenge показал что они медленные и неуклюжие до ужаса, а использование топ-сегмента вроде Abb невыгодно.


    1. RobosergTV
      14.12.2016 04:27

      открою страшную тайну, вся автоматизация в индустрии состоит не из гуманоидных роботов…


  1. GreenGoblin
    13.12.2016 17:55
    -1

    На самом деле, профессия официанта от роботизации едва ли сильно пострадает. К фастфуду это, может быть, и не относится, но в нормальных заведениях всегда будут прислуживать люди. Просто потому что людям нравится, когда им прислуживают другие люди.


    1. worldmind
      13.12.2016 19:13

      Это узкий премиум сегмент


      1. aapazhe
        13.12.2016 23:19

        Это если только в России.


        У меня в радиусе трехсот метров от дома с десяток ресторанчиков среднего класса и аналогичных наливаек. Очень мне сомнительно, что в обозримом будущем официантов в них заменят роботы. Вот на кухне — да, может быть.


        1. worldmind
          14.12.2016 09:53
          +1

          Как только роботы станут экономически выгоднее, обслуживание человеком станет премиум сегментом.


    1. Delics
      13.12.2016 23:24
      +3

      Просто потому что людям нравится, когда им прислуживают другие люди.

      Это какие-то пижоны-буржуа.

      По-моему, крутящийся официант при личной встрече в ресторане только мешает.

      Робот был бы идеальным вариантом.


      1. worldmind
        14.12.2016 09:54

        Ещё пойди найти официанта который работает лучше робота, вечно их не поймать и не дождаться.


      1. StalkerJS
        14.12.2016 14:11

        Это реальность капиталистического (и всего, что было за ним) строя.


  1. AndreyDmitriev
    13.12.2016 18:19

    В Гамбурге есть ресторан с конвейерами для доставки, Schwerelos называется:


  1. Ajex
    13.12.2016 19:12
    +1

    От себя замечу, роботы роботами, но элементарнейшая автоматизация позволяет сэкономить кучу времени и нервов как персоналу, так и посетителям.
    Недавно некоторое время катались по Европе, и при всей нашей не любви к фастфудам, достаточно часто приходилось питаться в макдональдсе, что позволяло сэкономить просто неймоверное количество времени и нервов. Достигалось это тем, что при входе установили сенсорные панели, при помощи которых можно сделать и оплатить заказ, и для этого не нужно общаться с кассирами, которые очень редко говорят на ином, кроме их родного языка. А тут все визуально выбрал, оплатил и, пока сходил помыть руки, заказ уже готов. Можно так в течении 5-10 минут перекусить даже в каком-то мегапопулярном месте.
    Тогда как обычный перекус в кафе/ресторане займет не меньше часа. Почему вместо дурацкого меню, ожидания официанта и непростой коммуникации с ним с преодолением языкового барьера, не принести планшет, используя который я бы мог узнать все о блюдах, составе, времени готовки, оформить и оплатить заказ.
    Наверняка такие технологичные заведения есть, но найти их, как-то мне не удавалось, что печально.


    1. CloudedCat
      13.12.2016 21:27

      В том же pizza hut можно подключиться к wi-fi и сделать заказ через веб морду. Минимум затрат от ресторана(роутер, экран), странно, что мало кто так делает(а может я невнимательный?)


  1. romxx
    13.12.2016 20:47
    +1

    Давно говорится, что «что-то с этой автоматизацией пошло не так». Когда нам рассказывли в фантастике, что всю грязную и монотонну работу возьмут на себя роботы, поэтому сократится рабочий день, так как производительность труда на «голову человека» вырастет, поэтому у людей будет больше времени на досуг и саморазвитие.

    Однако ситуация в каком-то месте свернула не туда. Вместо того, чтобы освободившееся время посвящать досугу (ведь очевидно, что с использованием роботов производительность возрастает), человек решил, что в свободное время можно еще поработать. В результате человек, которого освободил автомат по скатыванию колобков из риса не идет домой, к семье, а катает колобки вместе с (ну или что-то делает еще, что робот пока не может), потому что это позволяет сделать больше суши, и сделать их, в итоге, дешевле, и выиграть в конкуренции.

    Оказалось, что увеличение производительности труда используется не для увеличения объема досуга, а целиком инвестируется в снижение цены.
    Что-то в этом глобально неправильное, хотя, по-человечески, и понятное.


    1. perfect_genius
      13.12.2016 22:51
      +1

      Т.е. оказалось, что человек выбирает больше денег а не больше отдыха =)


      1. Areso
        14.12.2016 06:21
        +1

        Это не совсем так. Выбор между работой и досугом зависит от доходов. Чем больше у среднего человека доходов, тем меньше он будет выбирать дополнительную работу в ущерб своему досугу. И наоборот. Чем меньше у человека доходов, тем больше он будет выбирать дополнительную работу в ущерб своему досугу.

        Плюс, от роботизации выигрывают собственники бизнеса (владельцы роботов и изготовители-внедеренцы роботов), но, в среднем, не рабочие. Сэкономленные блага не перераспределяются между оставшимися рабочими или всеми, кто остался и кого сократили, а уходят в карман бизнесу.


      1. Areso
        14.12.2016 06:25
        +1

        image
        Где W-заработная плата, L-труд.

        Или вот, как вариант на эту же тему:
        image


        1. perfect_genius
          14.12.2016 08:40

          Интересные кривые, никогда подобное не видел =)

          А если автомат полностью заменит человека (сушист), человек полностью освободится и будет иметь доход, но не достаточный, а дополнительное оборудование не поможет, то пойдёт на другую работу, получается?


          1. Welran
            14.12.2016 08:55

            С чего вы взяли что сушист будет иметь доход? Хозяин ресторанчика не для того покупал суши автомат что бы делится доходом с сушистом. А график означает что если вы зарабатываете 100 денег в час то весьма вероятно вы решите что 5 часов работы в день вполне достаточно и не будете вкалывать по 10 часов как те кто получает по 20.


            1. funca
              15.12.2016 00:22

              В целом, экономика это zero sum game: есть куча разных вариантов сделать так, чтобы баланс сохранялся. Уровень жизни, например. Существуют конечно исключения, но их буквально один на миллион, что в общей массе погоды не делает (что в общем-то не мешает им служить символами идеала для общей массы).


              1. Rascko
                15.12.2016 16:32

                Рассматривать экономику, как игру с нулевой суммой, можно разве что в планетарных масштабах, да и то — с большими оговорками. В остальных случаях, как минимум экспортно-импортный баланс приходится компенсировать.


          1. funca
            15.12.2016 00:16

            Обычные кривые, просто картинки зачем-то повернули на 90 градусов.


    1. stdenis
      14.12.2016 10:26
      +1

      Оказалось, что увеличение производительности труда используется не для увеличения объема досуга, а целиком инвестируется в снижение цены.

      Чаще инвестируется не в снижение цены, а в увеличение прибыли владельцев производства. С их стороны это всего лишь апгрейд одного из факторов производства, причем достаточно дорогой апгрейд, но позволяющий экономить в будущем. Подобная автоматизация лишь сокращает рабочие места и увеличивает социальное неравенство.


    1. AALIKHAN
      14.12.2016 10:26

      Увеличение производительности труда создало высоко оплачиваемые должности. Если ты хорошо заработаешь, то можешь посвятить отдыху больше времени не отвлекаясь на быт, чего не скажешь про крестьянов прошлого, которые работали почти все время (включая быт). Конечно уровень зарплат у людей разный, но пылесос и стиральная машинка тоже сильно уменьшают время на быт. А из может много кто позволит. Так что прогресс на лицо. Просто люди не ценят, то что есть. Хочется большего...


  1. pravda17
    13.12.2016 21:27

    Автоматизация конечно будет, но полностью роботы нет. Негры и нелегалы дешевле.


    1. 3aicheg
      14.12.2016 04:55
      +1

      Так нелегальные роботы-негры.


      1. Vjatcheslav3345
        15.12.2016 09:18

        А ещё дешевле будут нелегальные роботы (на манер «серых» телефонов). Возможно, вернутся времена «бутлегеров» и контрабандистов, промышляющих роботами…


  1. kgbplus
    14.12.2016 10:18

    Трамп пообещал, что увеличит количество рабочих мест, а действующее правительство подняло минимальную почасовую ставку оплаты труда до 15 долларов в час. Вот отсюда и вся эта автоматизация.


  1. vsb
    14.12.2016 14:41

    В странах третьего мира ещё долго люди не будут заменены. Одно дело платить несколько тысяч долларов официанту в Нью-Йорке, другое дело — сто долларов в Астане. Для замены второго нужен очень дешёвый робот.