Не всегда всё заканчивается так счастливо — рейс 370 Malaysia Airlines исчез три года назад, 8 марта 2014 года, и до сих пор не найден. Но теперь организации по управлению воздушным движением во всем мире смогут непрерывно отслеживать самолеты в любой точке мира.
Как известно информация «на тех сайтах, где можно за самолетами наблюдать в реальном времени» предоставляется сетью радиоприемников подключенных к интернет. Радиоприемники принимают от самолетов ADS-B-сообщения, содержащие текущее местоположение самолета, и передают эти данные на сервера сервиса.
Вот так выглядит карта размещения радиоприемников, передающих данные на сервис Flightaware, и размещение имеет очевидный «синантропный» характер:
Обычно радиус наблюдения станции составляет 150-300 км, в некоторых удачных случаях — более 400 км. Поэтому отслеживать не получается не только во всём мире, но и в большей его половине, где самолеты видны только друг другу. Это наглядно видно на следующей карте:
Зеленый цвет — ADS-B, желтый — MLAT. Информации о авиатрафике в остальных частях земного шара до недавнего времени не было. Отображение многих рейсов на сервисах Flightaware, Flightradar24 является интерполяцией на основе времени вылета и прилета, статистикой за прошедшее время и коррекцией в случае приема сигналов борта на каком-то участке полета какой-либо станцией сети.
14 января 2017 года на Falcon 9 были выведены на орбиту первые 10 телекоммуникационных спутников Iridium NEXT и на которых дополнительной нагрузкой размещено ADS-B-оборудование компании Aireon.
Развертывание космической системы отслеживания авиатрафика планируется завершить в 2018 году (группировка из 66 спутников).
В конце января было проведено тестовое включение аппаратуры. Первое ADS-B-сообщение было получено от рейса Korean Airlines 530, первым полностью декодированным было сообщение от рейса SAS 4576, дополнительным бонусом стал приём сообщения от самолета NextJet 594 находившегося в аэропорту в Швеции. Во время тестов были приняты сообщения от 150 рейсов. Компания «увидела» авиалайнеры, самолеты, вертолеты над океаном и в удаленных уголках Земли. 2 марта компания получила полное управление над своим оборудованием. Данные предполагается продавать авиакомпаниям и другим заинтересованным сторонам. Ожидается, что эти данные могут помочь снизить расходы на топливо, повысить безопасность полетов и повысить эффективность выбора маршрута полета.
Ранее эксперимент с приемом ADS-B-сообщений с орбиты проводился ESA с помощью 3U CubeSat GomSpace Express-3, который был запущен 5 октября 2015 года с МКС и просуществовал на орбите до 18 октября 2016 года.
Следующая карта показывает местоположения самолетов, принятые спутником GomSpace Express-3 за полгода работы на орбите. Видны основные воздушные коридоры.
Комментарии (31)
ofmetal
09.03.2017 19:35По-прежнему 66 спутников. Когда уже в Диспрозий переименуют ошибочное название...
Rumlin
09.03.2017 20:44In total, the operational constellation consists of 66 satellites, while the remaining nine launched will serve as on-orbit spares.
https://aireon.com/2017/03/02/aireon-takes-full-control-first-ads-b-hosted-payload/
alan008
09.03.2017 19:56-13FlightRadar24.com
artyums
09.03.2017 20:01+7FlightAware и FlightRadar24 используют наземные приемники, размещенные у пользователей и партнеров, о чем собственно и статья — это не обеспечивает 100% покрытие земного шара.
MasMaX
10.03.2017 10:52100% покрытие (или около того) обеспечивают стационарные радары, военные по большей части. Ни спец службы, ни вояки не будут использовать любительские приемники для поиска самолетов.
Rumlin
10.03.2017 11:11У радара видимость — прямая линия. За горизонтом они видеть не могут.
К слову на форуме forum.adsbradar.ru показали картинку из какой-то публикации о воинской части на горе Ай-Петри. На заднем фоне снимка монитор компьютера с интерфейсом одного из таких «любительских приемников» с отображением пассажирских лайнеров.artyums
10.03.2017 11:29Существуют загоризонтные радиолокаторы, но об использовании их для авиации я не слышал.
Rumlin
10.03.2017 11:39Загоризонтные — видят за горизонтом.
Ближе зону видят классические радары — в пределах прямой видимости.
Для авиации есть необходимость знать только обстановку возле аэропорта для управления его работой. Вопросы пересечения государственной границы — это к военным.khabib
10.03.2017 12:06У авиации есть необходимость управлять воздушным движением на эшелоне, по этому для этого устанавливаются трассовые радиолокаторы ГА
grondek
10.03.2017 11:30У радара видимость — прямая линия. За горизонтом они видеть не могут.
Так-то бывают и загоризонтные рлс.
На заднем фоне снимка монитор компьютера с интерфейсом одного из таких «любительских приемников» с отображением пассажирских лайнеров.
Открытая информация вполне может использоваться как дополнительный источник информации о воздушной обстановке. Не как основная, но для помощи своим РЛС.
artyums
10.03.2017 11:24+1Насколько я понимаю, классические радары не способны с высокой точностью отследить такое количество самолетов, которое есть в воздухе. Иначе бы проблем с поиском того же MH370 не было бы. А высокочастотные радары, вроде и способные на это, работают практически только в прямой видимости.
Собственно говоря, диспетчеры для контроля воздушного движения используют в том числе и упомянутую информацию с транспондеров ADS (ADS-B/АЗН-В). Плюс к тому используется УВД, и все это в сумме анализируется системой MLAT. И как раз эта система требует наличия довольно широкой сети наземных приемо-передатчиков, что проблематично, например, в акватории океанов.
Введение системы, ориентированной на работу со спутниками, — действительно в разы упрощает задачу. Шаг в сторону таких систем сделал в свое время Inmarsat, но этот канал используется больше авиакомпаниями, нежели службами контроля движения.
Akr0n
10.03.2017 07:40-1Круто, теперь можно будет не потерять корги, путешествующих за ворованные денежки.
zigrus
10.03.2017 09:53значит мобильники отслеживаю, машины по GPS, а самолеты на полтора часа могут выпасть из наблюдения
Fqyeh29
10.03.2017 11:10+2Ну для определения как раз и используется в основном GPS(судя по вики)
Проблема передать это земле. Сотовая связь на такой высоте не работает, и они пролетают там где ее вовсе нет.
Эти спутники не узнавать местоположение(как GPS или Глонасс), а просто для приема информации от самолетов и передачи на землю.zigrus
10.03.2017 11:44я так понимаю что и спутниковый телефон тоже не везде ловит. тоже и со спутниковыми антеннами для ТВ. а как же тогда работает интернет на борту? или там нет его
Rumlin
10.03.2017 11:56Упомянутая Иридиум как раз и предоставляет услуги подвижной связи. Спутниковой связи нет только, если не хватает спутников в группировке, чтобы обеспечить 100% покрытие.
MasMaX
10.03.2017 13:53Спутниковое ТВ и телефоны ловят везде куда смотрит спутник, эта зона как правило непрерывная, без пробелов.
Интернет на борту самолета идет через спутниковую тарелку. Она не такая по форме как домашняя, более компактная и сама наводится на спутник.zigrus
10.03.2017 15:15вы меня тогда совсем запутали
GPS на самолете есть. связь со спутниками тоже. в чем тогда проблема?Rumlin
10.03.2017 15:24Примерно как в UDP и TCP.
ADS-B — широковещательная рассылка. Достаточно иметь только приемник и нет ограничения на количество клиентов.
При связи через спутник — надо куда-то соединяться и этот клиент будет только один.
exMatrix
10.03.2017 11:06Полезная вещь. В коллцентр Аэрофлота постоянно обращаются с вопросом о вылете/посадке рейсов.
Rumlin
10.03.2017 11:15+1Можно на мобилку поставить приложение от Flightradar24 или зайти на сайты как и аэропортов, так и авиакомпаний. К слову периодически вижу что Flightaware рисует на карте рейсы, которые задержались или отменены. Поэтому лучше смотреть на сайте аэропорта.
Fqyeh29
10.03.2017 11:06Давно пора.
+ сделать передачу обязательной и не отключаемой(ну для военных так сделают, а оно и не надо, надо для пассажирских)
Rumlin
10.03.2017 11:20Полностью перейдут к 2035 году.
https://www.faa.gov/nextgen/programs/adsb/faq/
The FAA published Federal Regulation 14 CFR § 91.225 and 14 CFR § 91.227 in May 2010. The final rule dictates that effective January 1, 2020, aircraft operating in airspace defined in 91.225 are required to have an Automatic Dependent Surveillance – Broadcast (ADS-B) system that includes a certified position source capable of meeting requirements defined in 91.227. These regulations set a minimum performance standard for both ADS-B Transmitter and the position sources integrated with the ADS-B equipment your aircraft.
***
In its analysis, the agency also considered the possibility of doing nothing and retaining all existing radar sites until 2035.
Two alternatives for ground and air-to-air surveillance services were considered along with ADS-B because they met two of the three above criteria (Loran, Mode S, and Mode C technologies did not). These were radar replacement and multilateration. Radar replacement could supply core surveillance and cockpit advisory services, but could not support air-to-air cockpit services and paid back only a fraction of its implementation costs in benefits. Multilateration did not support air-to-air applications. Only ADS-B supported all required and desired capabilities and was found to provide sufficient benefits to the FAA and to aircraft operators within 23 years of implementation.
Alexeyslav
10.03.2017 16:15Там много чего должно быть неотключамого… но это всё электроника! Если сделаете прибор неотключаемым, и он вдруг замкнёт… никаких предохранителей(их можно отключить) — получаем пожар и/или выход из строя всей бортсети.
Чёрные ящики, например, тоже должны быть неотключаемыми...
Ну и второй вопрос — на земле в режиме длительной стоянки зачем нужен работающий транспондер? Значит он должен как-то отключаться… ну не клемму с аккумулятора же снимать.
Graphite
В целом круто, но с рейсом MH370 не помогло бы — там ADS-B вручную выключили из кабины пилотов. Я так и не понял, почему это вообще можно сделать на пассажирском самолете.
artyums
Есть небольшой документ ICAO на эту тему: DISABLING ADS-B TRANSMISSIONS IN FLIGHT
Выдержка:
Rumlin
Из последней версии на днях — жесткий сбой электропитания.
http://www.nbcnews.com/storyline/missing-jet/mh370-lawsuit-suggests-electrical-failures-led-crash-n730571
dobrobelko
Там отключили транспондер, а не ADS-B.