Не всегда всё заканчивается так счастливо — рейс 370 Malaysia Airlines исчез три года назад, 8 марта 2014 года, и до сих пор не найден. Но теперь организации по управлению воздушным движением во всем мире смогут непрерывно отслеживать самолеты в любой точке мира.

Как известно информация «на тех сайтах, где можно за самолетами наблюдать в реальном времени» предоставляется сетью радиоприемников подключенных к интернет. Радиоприемники принимают от самолетов ADS-B-сообщения, содержащие текущее местоположение самолета, и передают эти данные на сервера сервиса.

Вот так выглядит карта размещения радиоприемников, передающих данные на сервис Flightaware, и размещение имеет очевидный «синантропный» характер:



Обычно радиус наблюдения станции составляет 150-300 км, в некоторых удачных случаях — более 400 км. Поэтому отслеживать не получается не только во всём мире, но и в большей его половине, где самолеты видны только друг другу. Это наглядно видно на следующей карте:



Зеленый цвет — ADS-B, желтый — MLAT. Информации о авиатрафике в остальных частях земного шара до недавнего времени не было. Отображение многих рейсов на сервисах Flightaware, Flightradar24 является интерполяцией на основе времени вылета и прилета, статистикой за прошедшее время и коррекцией в случае приема сигналов борта на каком-то участке полета какой-либо станцией сети.

14 января 2017 года на Falcon 9 были выведены на орбиту первые 10 телекоммуникационных спутников Iridium NEXT и на которых дополнительной нагрузкой размещено ADS-B-оборудование компании Aireon.



Развертывание космической системы отслеживания авиатрафика планируется завершить в 2018 году (группировка из 66 спутников).

В конце января было проведено тестовое включение аппаратуры. Первое ADS-B-сообщение было получено от рейса Korean Airlines 530, первым полностью декодированным было сообщение от рейса SAS 4576, дополнительным бонусом стал приём сообщения от самолета NextJet 594 находившегося в аэропорту в Швеции. Во время тестов были приняты сообщения от 150 рейсов. Компания «увидела» авиалайнеры, самолеты, вертолеты над океаном и в удаленных уголках Земли. 2 марта компания получила полное управление над своим оборудованием. Данные предполагается продавать авиакомпаниям и другим заинтересованным сторонам. Ожидается, что эти данные могут помочь снизить расходы на топливо, повысить безопасность полетов и повысить эффективность выбора маршрута полета.

Ранее эксперимент с приемом ADS-B-сообщений с орбиты проводился ESA с помощью 3U CubeSat GomSpace Express-3, который был запущен 5 октября 2015 года с МКС и просуществовал на орбите до 18 октября 2016 года.

image

image

Следующая карта показывает местоположения самолетов, принятые спутником GomSpace Express-3 за полгода работы на орбите. Видны основные воздушные коридоры.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (31)


  1. Graphite
    09.03.2017 19:25
    +5

    В целом круто, но с рейсом MH370 не помогло бы — там ADS-B вручную выключили из кабины пилотов. Я так и не понял, почему это вообще можно сделать на пассажирском самолете.


    1. artyums
      09.03.2017 19:57
      +3

      Есть небольшой документ ICAO на эту тему: DISABLING ADS-B TRANSMISSIONS IN FLIGHT

      Выдержка:

      * There is currently no capability in Boeing or Airbus aircraft to disable ADS-B transmissions.
      * Embraer do provide the capability to disable ADS-B transmissions.


    1. Rumlin
      09.03.2017 20:40

      Из последней версии на днях — жесткий сбой электропитания.
      http://www.nbcnews.com/storyline/missing-jet/mh370-lawsuit-suggests-electrical-failures-led-crash-n730571

      A series of catastrophic electrical and other failures may have led to the crash of the MH370 over the Indian Ocean, according to the lawsuit filed in the U. S. on behalf of the families of 44 people on board the still missing plane.


    1. dobrobelko
      09.03.2017 21:37
      +5

      Там отключили транспондер, а не ADS-B.


  1. ofmetal
    09.03.2017 19:35

    По-прежнему 66 спутников. Когда уже в Диспрозий переименуют ошибочное название...


    1. Rumlin
      09.03.2017 20:44

      In total, the operational constellation consists of 66 satellites, while the remaining nine launched will serve as on-orbit spares.

      https://aireon.com/2017/03/02/aireon-takes-full-control-first-ads-b-hosted-payload/


      1. ofmetal
        09.03.2017 21:21

        Вот и я про то же, всё те же 66 спутников, а название — старое, как будто бы их 77, как изначально запланировано было.


        1. Rumlin
          11.03.2017 07:27

          Красиво звучит, никто не помнит почему Иридиум.


  1. alan008
    09.03.2017 19:56
    -13

    FlightRadar24.com


    1. artyums
      09.03.2017 20:01
      +7

      FlightAware и FlightRadar24 используют наземные приемники, размещенные у пользователей и партнеров, о чем собственно и статья — это не обеспечивает 100% покрытие земного шара.


      1. MasMaX
        10.03.2017 10:52

        100% покрытие (или около того) обеспечивают стационарные радары, военные по большей части. Ни спец службы, ни вояки не будут использовать любительские приемники для поиска самолетов.


        1. Rumlin
          10.03.2017 11:11

          У радара видимость — прямая линия. За горизонтом они видеть не могут.

          К слову на форуме forum.adsbradar.ru показали картинку из какой-то публикации о воинской части на горе Ай-Петри. На заднем фоне снимка монитор компьютера с интерфейсом одного из таких «любительских приемников» с отображением пассажирских лайнеров.


          1. artyums
            10.03.2017 11:29

            Существуют загоризонтные радиолокаторы, но об использовании их для авиации я не слышал.


            1. Rumlin
              10.03.2017 11:39

              Загоризонтные — видят за горизонтом.
              image
              Ближе зону видят классические радары — в пределах прямой видимости.
              image

              Для авиации есть необходимость знать только обстановку возле аэропорта для управления его работой. Вопросы пересечения государственной границы — это к военным.


              1. khabib
                10.03.2017 12:06

                У авиации есть необходимость управлять воздушным движением на эшелоне, по этому для этого устанавливаются трассовые радиолокаторы ГА


          1. grondek
            10.03.2017 11:30

            У радара видимость — прямая линия. За горизонтом они видеть не могут.


            Так-то бывают и загоризонтные рлс.

            На заднем фоне снимка монитор компьютера с интерфейсом одного из таких «любительских приемников» с отображением пассажирских лайнеров.


            Открытая информация вполне может использоваться как дополнительный источник информации о воздушной обстановке. Не как основная, но для помощи своим РЛС.


        1. artyums
          10.03.2017 11:24
          +1

          Насколько я понимаю, классические радары не способны с высокой точностью отследить такое количество самолетов, которое есть в воздухе. Иначе бы проблем с поиском того же MH370 не было бы. А высокочастотные радары, вроде и способные на это, работают практически только в прямой видимости.

          Собственно говоря, диспетчеры для контроля воздушного движения используют в том числе и упомянутую информацию с транспондеров ADS (ADS-B/АЗН-В). Плюс к тому используется УВД, и все это в сумме анализируется системой MLAT. И как раз эта система требует наличия довольно широкой сети наземных приемо-передатчиков, что проблематично, например, в акватории океанов.
          Введение системы, ориентированной на работу со спутниками, — действительно в разы упрощает задачу. Шаг в сторону таких систем сделал в свое время Inmarsat, но этот канал используется больше авиакомпаниями, нежели службами контроля движения.


  1. Akr0n
    10.03.2017 07:40
    -1

    Круто, теперь можно будет не потерять корги, путешествующих за ворованные денежки.


  1. zigrus
    10.03.2017 09:53

    значит мобильники отслеживаю, машины по GPS, а самолеты на полтора часа могут выпасть из наблюдения


    1. Fqyeh29
      10.03.2017 11:10
      +2

      Ну для определения как раз и используется в основном GPS(судя по вики)
      Проблема передать это земле. Сотовая связь на такой высоте не работает, и они пролетают там где ее вовсе нет.
      Эти спутники не узнавать местоположение(как GPS или Глонасс), а просто для приема информации от самолетов и передачи на землю.


      1. zigrus
        10.03.2017 11:44

        я так понимаю что и спутниковый телефон тоже не везде ловит. тоже и со спутниковыми антеннами для ТВ. а как же тогда работает интернет на борту? или там нет его


        1. Rumlin
          10.03.2017 11:56

          Упомянутая Иридиум как раз и предоставляет услуги подвижной связи. Спутниковой связи нет только, если не хватает спутников в группировке, чтобы обеспечить 100% покрытие.


        1. MasMaX
          10.03.2017 13:53

          Спутниковое ТВ и телефоны ловят везде куда смотрит спутник, эта зона как правило непрерывная, без пробелов.

          Интернет на борту самолета идет через спутниковую тарелку. Она не такая по форме как домашняя, более компактная и сама наводится на спутник.


          1. zigrus
            10.03.2017 15:15

            вы меня тогда совсем запутали
            GPS на самолете есть. связь со спутниками тоже. в чем тогда проблема?


            1. Rumlin
              10.03.2017 15:24

              Примерно как в UDP и TCP.

              ADS-B — широковещательная рассылка. Достаточно иметь только приемник и нет ограничения на количество клиентов.

              При связи через спутник — надо куда-то соединяться и этот клиент будет только один.


            1. MasMaX
              10.03.2017 21:21
              +1

              А куда отсылать? Единый сервер для всего мира держать?


  1. exMatrix
    10.03.2017 11:06

    Полезная вещь. В коллцентр Аэрофлота постоянно обращаются с вопросом о вылете/посадке рейсов.


    1. Rumlin
      10.03.2017 11:15
      +1

      Можно на мобилку поставить приложение от Flightradar24 или зайти на сайты как и аэропортов, так и авиакомпаний. К слову периодически вижу что Flightaware рисует на карте рейсы, которые задержались или отменены. Поэтому лучше смотреть на сайте аэропорта.


  1. Fqyeh29
    10.03.2017 11:06

    Давно пора.
    + сделать передачу обязательной и не отключаемой(ну для военных так сделают, а оно и не надо, надо для пассажирских)


    1. Rumlin
      10.03.2017 11:20

      Полностью перейдут к 2035 году.

      https://www.faa.gov/nextgen/programs/adsb/faq/

      The FAA published Federal Regulation 14 CFR § 91.225 and 14 CFR § 91.227 in May 2010. The final rule dictates that effective January 1, 2020, aircraft operating in airspace defined in 91.225 are required to have an Automatic Dependent Surveillance – Broadcast (ADS-B) system that includes a certified position source capable of meeting requirements defined in 91.227. These regulations set a minimum performance standard for both ADS-B Transmitter and the position sources integrated with the ADS-B equipment your aircraft.
      ***
      In its analysis, the agency also considered the possibility of doing nothing and retaining all existing radar sites until 2035.
      Two alternatives for ground and air-to-air surveillance services were considered along with ADS-B because they met two of the three above criteria (Loran, Mode S, and Mode C technologies did not). These were radar replacement and multilateration. Radar replacement could supply core surveillance and cockpit advisory services, but could not support air-to-air cockpit services and paid back only a fraction of its implementation costs in benefits. Multilateration did not support air-to-air applications. Only ADS-B supported all required and desired capabilities and was found to provide sufficient benefits to the FAA and to aircraft operators within 23 years of implementation.


    1. Alexeyslav
      10.03.2017 16:15

      Там много чего должно быть неотключамого… но это всё электроника! Если сделаете прибор неотключаемым, и он вдруг замкнёт… никаких предохранителей(их можно отключить) — получаем пожар и/или выход из строя всей бортсети.
      Чёрные ящики, например, тоже должны быть неотключаемыми...


      Ну и второй вопрос — на земле в режиме длительной стоянки зачем нужен работающий транспондер? Значит он должен как-то отключаться… ну не клемму с аккумулятора же снимать.