![](https://habrastorage.org/files/b45/fdc/087/b45fdc08726844a68df51dbaf884b5f2.jpg)
Продолжая серию дайджестов «Стартап дня», сегодня я представляю самые интересные проекты за март. Если хотите ознакомиться с остальными, то прошу в мой блог. Записи доступны в Facebook, ICQ и Телеграм.
1. TerrAvion
Американский TerrAvion регулярно фотографирует поля, чтобы их владельцы — фермеры — быстрее узнавали, где и что сломалось, куда попали вредители, а где не хватает воды. Услуга не новая, но TerrAvion придумал новый способ её реализации — самолёты.
![](https://habrastorage.org/files/d99/26e/ff7/d9926eff74384cecbb50b1b604a2368e.jpg)
Другие проекты обычно продают фотографии либо с самого верха — со спутников, либо с самого низа — с дронов. У того и другого способа есть свои плюсы, но есть и минусы. Дроны получаются слишком дорогими, один аппарат успевает заснять слишком мало, а спутники — наоборот, в масштабе могут дать очень хорошую цену, но с непрактично плохим разрешением и с проблемой облаков.
TerrAvion раз в неделю запускает над полями своих подписчиков самолёты-кукурузники, которые летают ниже облаков и фотографируют с разрешением 9 см — «достаточно, чтобы рассмотреть каждую лозу в винограднике». Кроме обычных снимков для «просто посмотреть» они делают фото в инфракрасном диапазоне, а также определяют количество воды, температуру земли и плотность растительности.
Продаётся услуга по годовой подписке, цена колеблется от нескольких долларов до нескольких десятков долларов за сезон за акр (примерно 40 соток). Что любопытно, стартап не пытается допродавать сервисы и услуги по консалтингу, зато готов интегрировать по API свои данные в любой сторонний сервис. То есть фермер платит TerrAvion 4 доллара за акр за фотографии, а если хочет получать на их основе автоматические рекомендации («тут полей, тут уже пора убирать, а тут ничего не делай») — то покупает какой-нибудь другой сервис.
Несмотря на скромные начальные инвестиции, проект уже популярен, в сезоне 2015-го они говорили, что снимают 2,5 миллиона акров еженедельно — это выручка порядка 15—20 миллионов долларов в год и примерно в 30 раз больше снимков, чем было у того же DroneDeploy в 2016-м.
Впрочем, расти тоже есть ещё куда, всего в США обрабатывается почти миллиард акров, пока даже 1 % рынка не охвачен. Для масштабирования недавно появились и деньги, уже в 2017 году TerrAvion получил первый большой раунд инвестиций — 10 миллионов долларов.
2. Goat
![](https://habrastorage.org/files/0c5/acd/42b/0c5acd42b8da4e38b0cfce1568bf39a8.png)
Неамериканцу это сложно осознать, но Goat — специальный сервис объявлений о продаже дорогих, дизайнерских и коллекционных… кроссовок. Не категория в подразделе «Авито» и «Юлы», не раздел в VestiAire Collective, а отдельное приложение с отдельным венчурным финансированием и оценкой порядка 100 миллионов долларов. Хорошо, конечно, что не единорог, но 100 миллионов долларов за приложение по перепродаже кроссовок! Оценка в 100 миллионов для венчурного раунда, напомню, означает, что, по мнению фондов, проект будет стоить триста или больше: ему ещё с прибылью выйти надо, а не только войти. Хотя, с другой стороны, вторичный рынок кроссовок в США — 1,2 миллиарда долларов в год — вполне оправдывает цену стартапа (инвесторы рискуют, но они не идиоты), но это же шок и безумие.
Кроме непропорциональности позиционирования и вложенных денег, Goat довольно скучный. Основная модель работает в точности, как у того же VestiAire Collective — это, видимо, лучший вариант для дорогих товаров. Продавец выгружает свои сокровища на сайт, покупатель выбирает что-то, что ему подходит, кликает и вносит 100 % предоплаты. Goat отправляет уведомление продавцу, тот только в этот момент идёт на почту и шлёт свои кроссовки — но не покупателю, а в Goat. Там проверяют оригинальность и состояние обуви, если всё ОК — пересылают дальше товар и деньги за вычетом своей комиссии (9,5 %), если нет — возвращают то и другое первоначальным владельцам.
Ещё за счёт узости ниши Goat реализовал две идеи, которые почти не по силам проектам общего назначения. Во-первых, это инструкция по созданию объявлений. Goat чётко описал, о чём рассказывать в объявлении, под какими углами, при каком освещении и сколько раз фотографировать кроссовки, и берёт только тех продавцов, которые способны соблюсти инструкцию. В результате покупатели видят гораздо более приятный контент, чем на обычных досках. Во-вторых, склейка объявлений по модели. Если 30 продавцов продают нераспакованный серенький Nike из сентябрьской коллекции 1994 года, то покупателю надо знать только минимальную цену каждого размера, а не то, Джек его поставит или Джон: гарантия оригинальности всё равно от сервиса. В итоге объявление выглядит как одно, а если нужного размера нет — то можно оставить заявку: плачу 700 долларов за 11-й. Может быть, кого-то из продавцов и заинтересует, отдадут то, что раньше не планировали.
Но все эти нововведения на фоне основной идеи бизнеса, по-моему, меркнут. Борьба за вторичный рынок кроссовок!
3. Outfit7
![](https://habrastorage.org/files/220/cf4/234/220cf4234872471e91eaf1e73063219d.png)
Не считая Google и Apple с их предустановками, лишь две компании в мире — Outfit7 и Facebook — добились 5 миллиардов установок своих приложений. И если Facebook — часть современной культуры, то Outfit7, несмотря на мегапопулярность, сидит в некотором подполье, говорят о нём мало, надо поправить.
Outfit7 — словенская игровая компания, выпускает она десятки похожих игр в стиле тамагочи про котёнка Тома и его друзей: персонажа можно гладить, кормить, выгуливать и водить в туалет, а зверёныш растёт, радуется жизни и повторяет смешным голосом всё, что слышит в микрофон. И ещё он умеет пукать!
Зарабатывают игры на встроенных покупках (красивая одежда для питомцев, например) и диком количестве рекламы, приложения забиты ей до какого-то фантастического уровня, оплаченный видеоролик прячется буквально за каждым неосторожным кликом.
Популярность Тома и его друзей относительно стабильна — десятки миллионов загрузок в месяц уже лет пять подряд: это значительно дольше эпохи Angry Birds, например. (А про Pokemon Go и вспоминать на таком фоне стыдно.) За это время Outfit7 запустил уже и кучу неигровых продуктов — от мультсериала в сотрудничестве с Диснеем до детского бумажного журнала в России.
Что будет дальше — никто, конечно, не знает, но судя по тому, что основатели решили соскочить и недавно продали своё детище (за миллиард долларов, между прочим), какие-то признаки упадка на горизонте есть, вторым Микки Маусом Том стать не должен. Но пять с половиной миллиардов загрузок! Очень советую хотя бы на одну из игр своими глазами посмотреть, увидеть, что нравится человечеству.
4. AirHelp
![image](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/bde/49e/da2/bde49eda23a9486f7166b8ca18dd2714.png)
По европейским правилам авиакомпании должны выплачивать существенные компенсации пассажирам за опоздания больше трёх часов или отказ в посадке при овербукинге, а в США опаздывать можно, но вот неудачный овербукинг тоже должен быть оплачен. И нет, бутерброд и бутылка воды — это не оплата, оплата — это несколько сотен долларов в зависимости от деталей происшедшего.
И конечно, никто об этом не знает, никому денег не предлагают. А если потребовать их, то начинается бумажная волокита, которая не принесёт никакого удовольствия, а времени и нервов съест совершенно непропорционально возможной победе.
Но теперь существует AirHelp и несколько его аналогов-конкурентов. Они берут все проблемы на себя. Вам надо только оформить на сайте заявление, а стартап превратит его в юридическую жалобу и за пару месяцев вытряхнет из авиакомпании всё, что она на самом деле должна. Посредник забирает себе 25 % компенсации, если дело обошлось без суда, и 50 %, если не обошлось. Оплата, естественно, берётся только за результат, пользователь абсолютно ничем не рискует. Закон на стороне потребителя, система работает.
Сервису уже четыре года, самый большой раунд — 12 миллионов долларов — он поднял в прошедшем августе. Деньги тратит на маркетинг в европейских странах, в США пока активно не выходит, а в остальном мире пока даже законы не изучил. Инвесторам AirHelp рассказывает про рынок в 16 миллиардов долларов, т. е. 4 миллиарда потенциальной выручки в год, но, конечно, ничего и близкого никогда не получит: и услуга уже не уникальна, и рынок они меняют не в свою пользу, авиакомпании учатся вежливости.
В любом случае, чем бы ни закончилось развитие стартапа — пользоваться его услугами можно спокойно. Срок давности по таким делам — три года, если с апреля 2014-го у вас были какие-то проблемы с авиацией, то ещё не поздно получить свои деньги. К рейсам «Аэрофлота» из Нью-Йорка или Парижа в Москву это тоже относится.
5. Book a Tiger
![](https://habrastorage.org/files/aa0/cf9/c37/aa0cf9c37ef1476392d41f7027d2e5f5.jpg)
Немецкий Book a Tiger — это примерный аналог нашего Qlean: сервис, предлагающий домашних уборщиков для среднего класса. Но, в отличие от всех uber-подобных сервисов, он берёт исполнителей на работу официально, безо всяких фокусов с информационными услугами и прочими хитростями, нанимает их сотнями в штат, оплачивает отпуска и всё, что положено. В результате, по идее, должна расти цена, но в реальности этого нет — с поправкой на средние зарплаты в стране по стоимости Book a Tiger почти неотличим от американского Handy или нашего Qlean Lite, а вот обычный Qlean — заметно дороже.
Зато если клинеры приняты в штат, то внезапно возникает один большой плюс — возможность нормально работать с B2B. Оплачивать информационную услугу по найму неизвестно кого бизнесам обычно психологически тяжело, а тут можно прямо тот же контракт использовать, что со старой клининг-компанией, только название подрядчика поменять. Бизнес обычно менее жаден, чем частные лица, приучать убираться за деньги его не надо, он сам сто лет уже такими услугами пользуется — рынок B2B получается куда вкуснее B2C, и для Book a Tiger действительно именно он и стал основным.
В чём после этого осталось отличие инновационного стартапа от любого большого клининга из шестидесятых годов прошлого века, понять не так уж просто. Те и другие управляют большим штатом уборщиков, те и другие продают свои услуги бизнесам, те и другие пользуются одинаковыми моющими средствами и пылесосами. Сами Book a Tiger отвечают на вопрос о разнице примерно так: «…modern alternative… online platform… affordable and available… reliable cleaners». В реальности у них есть мобильное приложение, если за выбор подрядчика в компании отвечает хипстер-миллениал — это вполне серьёзный плюс, ну и, кроме того, цена: на фоне традиционного клининга она относительно низкая. В плохом варианте прайс изменится, когда кончатся деньги инвесторов, в хорошем — останется как есть за счёт экономии на масштабе и на более эффективном использовании IT для управления персоналом, старые компании обычно и управляются по-старому.
Пока всё идет просто отлично, потрачено не так уж много денег, а кроме Германии, уже работают ещё и в Австрии, Швейцарии и Нидерландах, в феврале подняли очередной раунд на 20 миллионов евро, обещают за год выйти в плюс.
Поделиться с друзьями
Комментарии (16)
Pointman
13.04.2017 16:32AirHelp прям на больную точку нажимает. Процент не маленький берет, но зато работает на стороне пассажира.
MariaRus
14.04.2017 16:16Book a Tiger — есть российский аналог? Для сайта клининговой компании нужно написать приложуху (IOS, android)
Посоветуйте разработчиков. Рассматриваем пока эту компанию http://apptimizm.pro/ кто нибудь знает что о ней?
Заранее извиняюсь что не совсем по теме
lash05
1. TerrAvion — интересно, как скоро спутниковые снимки по разрешению догонят снимки с самолета? Хотя и с самолётов тогда снимки станут лучше, видимо.
gornal
Если считать, что рост разрешения будет идти так же, как идет, то лет через 20 спутники догонят нынешние самолеты. 20 это много…
>Хотя и с самолётов тогда снимки станут лучше, видимо.
В какой-то момент в улучшении не будет практического смысла. Не знаю, наступил ли он уже для самолетов.
lash05
Ugrum
… степень зрелости, весьма точный прогноз урожайности…
Да тут просто золотое дно.
AirHelp — как раз сегодня Евроньюс с утра сюжет выдало про овербукинг в Штатах и вынос несговорчивого тельца из салона самолёта, в тему.
Подборка интересная, как и прошлая.
Спасибо!
gornal
Спасибо за спасибо!
gornal
Ну, посмотрим, конечно. В телефонах-то мегапиксели расти более или менее перестали.
dom1n1k
Спутник в любом случае проигрывает в оперативности, потому что прочесывает планету в одном последовательном режиме. Рулить вбок он не умеет.
gornal
Astro Digital обещает в будущем году ежедневно обновлять спутниковые фото всех развитых сельско-хозяйственных регионов. Чаще чем раз в день и с самолета сложно, Terr Avion вот раз в неделю летает.
dom1n1k
Погуглил.
Согласно ТТХ, ежедневно — это снимки с низким разрешением, равным 22 метрам. На таком снимке поле выглядит как щепотка пикселей, какая уж там «лоза в винограднике» :)
Высокое раз в 4 дня, что тоже очень неплохо, но… даже там разрешение 2.5 метра (вполне типичное значение для спутников) — тоже сильно уступает самолетам.
gornal
Разрешение, конечно отстает, но оно-то будет расти, нет никаких причин, почему нет. И лет через 20 придут к 10 см от нынешних 10 метров.
dom1n1k
Не думаю. Это не гопрошка, где матрицу можно наращивать почти бесконечно.
Там огромный клубок зависимостей — матрица, орбита, атмосфера, оптика, допустимая масса спутника, стоимость вывода и пр. И бОльшая часть этих параметров принципиально не меняется десятилетиями.
То есть расти оно наверное будет, но гораздо медленнее.
gornal
Массу же можно не менять, у обычных фотоаппаратов масса не меняется :-)
Но я не эксперт в космонавтике.
reiser
Но есть один нюанс — облака, с ними спутникам никак не справиться.