Подробности, хайрезы из нового проекта и секретные фотографии, как водится, под катом.
При чем тут тренажеры, вы же делаете 3D-движок?
На самом деле 3D-графикой для профессиональных тренажеров мы занимаемся почти 10 лет, для них даже существует отдельная версия движка — платформа UNIGINE 2 Sim. Помимо разработки платформы визуализации, мы сами делаем на ней проекты — например, тренажер вертолета Bell 206 (возили на I/ITSEC в 2013 году), или демо VR-тренажера для экипажей МКС, который показывали на SIGGRAPH 2015. И это только публичные собственные проекты, наши клиенты на UNIGINE 2 Sim сделали уже несколько десятков профессиональных тренажеров.
Тренажер Bell 206 Ranger образца 2013 года
Этот кадр из демо Port Angeles 2014 года. Тогда площадь террейна была 2500 квадратных километров. В авиатренажере для МАКС виртуальное пространство в 100 раз больше, 500х500 км.
Зачем тренажерам нужна реалистичная 3D-графика?
Новое поколение пилотов выросло на современных играх, они привыкли видеть реалистичную картинку и ждут того же от авиатренажеров. Чем лучше графика — тем глубже погружение и тем качественнее подготовка пилотов, у которых ошибка иногда стоит сотен человеческих жизней. Реалистичная визуализация помогает отточить каждое действие до рефлексов и отработать все варианты внештатных ситуаций, когда из-за отказа авионики пилоту приходится полагаться только на зрительные ориентиры.
Большинство существующих профессиональных систем визуализации не блещет качественной 3D-графикой — именно это мы и стараемся изменить.
Тезис про реализм отлично доказывает это видео. Для того, чтобы сделать такие объемные многослойные 3D-облака, перед релизом UNIGINE 2.4 программистов движка «забрасывали» в небо на разных самолетах, чтобы лучше изучить, как ведут себя настоящие облака.
Чтобы добиться большего правдоподобия атмосферных эффектов, в процессе работы мы многократно консультировались с пилотами и экспертами от авиации.
Где и на чем будем летать?
На стадии концепции у авиатренажера были разные варианты сценария, так что этот пост вполне мог бы быть о войне с сомалийскими пиратами. Но в итоге мы выбрали более миролюбивый вариант: тушение лесных пожаров в районе Байкала с самолета-амфибии Бе-200. Все же мы сами из Сибири, тема в прямом смысле близкая. И злободневная: по поводу горящей тайги этим летом бьют тревогу даже в NASA, называя сибирские пожары самыми масштабными за 10 000 лет.
Всего две недели назад Сибирь пылала от Красноярского края до Дальнего востока. Если вы сейчас перейдете по ссылке на карту fires.ru, увидите насколько их стало меньше. Самые сложные из них удалось потушить только с помощью авиации: самолетов Бе-200 и вертолетов Ми-8.
Работа Авиалесоохраны вообще пропитана суровой романтикой настоящих мужчин — про это есть отличная статья в National Geographic, например. Прыгать с парашютом на бушующий лесной пожар — это точно не для слабых духом. Поэтому мы сделали тренажер, который в перспективе поможет пилотам МЧС лучше подготовиться к тяжелой работе.
В главной роли — Бе-200, уникальный российский самолет-амфибия. Он может на лету забирать воду из озер и рек, нести до 12 тонн воды, с помощью тепловизионной камеры находить очаги пожаров на расстоянии в десятки километров, даже если огонь скрыт завесой дыма.
Из чего сделан тренажер?
Стенд для МАКС-2017 получился намеренно минималистичным — рама, кресло, симмерские контроллеры, компьютеры и UNIGINE 2 Sim inside. Раму делали под заказ по нашим чертежам. Начинка собрана из четырех компьютеров: три генератора изображений рисуют вид из кабины, один CIGI-сервер обеспечивает аэродинамику и имитирует приборную панель с тепловизором. Да, у тренажера пока нет точной реплики кокпита Бе-200 и подвижной платформы, хотя предложения от партнеров по созданию аппаратной части уже имеются. Но чтобы продемонстрировать возможности движка и погрузиться в полет на UNIGINE 2 Sim этого железа достаточно.
Внутри системников — i5 4570 / 16 GB / GTX 1080 / SSD.
UNIGINE 2 Sim поддерживает режим многоканальной визуализации с частотой 60 Гц. Для синхронизации между хостом и тремя IG мы используем протокол CIGI — широко распространенный в индустрии профессиональных тренажеров стандарт, одним из его разработчиков является компания Boeing.
Вид из кабины выводится на мониторы 32" с разрешением 2560x1440. Управляется все с помощью РУД/РУС Thrustmaster Hotas Warthog и одноименных педалей.
И напоследок видео проекта на стадии «work in progress».
Тренажер будет дорабатываться, к концу года планируем вывести его на еще более высокий уровень.
Приходите посмотреть и попробовать, а заодно поговорить о 3D-графике как разработчики с разработчиками. МАКС в этом году проходит с 18 по 23 июля в подмосковном Жуковском.
Наш стенд D9-7 в павильоне D9. Билеты на МАКС-2017 можно купить на сайте авиасалона.
Предварительную перепись желающих ведем в комментариях!
Комментарии (40)
ogors2005
12.07.2017 16:56Графика действительно крутая, но авиатренажер и авиасимулятор — совсем не одно и то же и чтобы выйти на рынок именно тренажеров, надо сделать еще кучу всего.
Ну кстати и по графике есть вопросы. Например вы взлетаете с полянки на вертолете, а где пыль? Пыли нет, а ее должно быть много.Beatrix
12.07.2017 17:01Графика действительно крутая, но авиатренажер и авиасимулятор — совсем не одно и то же и чтобы выйти на рынок именно тренажеров, надо сделать еще кучу всего
Мы работаем над этим! Программную платформу до требований сертификации мы уже доработали. Но чтобы официально сертифицироваться — вы правы, нужно сделать еще кучу всего. Собственно, это приоритет на ближайшее будущее.
binstream
12.07.2017 17:24Пылевые вихри есть, пилоты говорят — достоверно. Если необходимо — можем визуально усилить эффект.
Тут вот не очень заметно (потому что камера вниз сначала): https://www.youtube.com/watch?v=lQOOQ-KB0Ec
Akr0n
12.07.2017 17:17После чудовищных пожаров на Байкале в последние годы, такой красивый лес остался только в симуляторах… Половина заповедников выгорела дотла. Никто не наказан, теперь кто-то сделает миллионы на распиле горельника.
DS28
14.07.2017 05:05Забайкалье с 2010-го активно каждый год горит — и тоже ничего…
Есть теория, что мчс платят за тушение и потому они сами поджигают. И, мол, правильнее было бы платить за отсутствие пожаров… Но это так, слухи из народа…binstream
14.07.2017 06:04Умеренные лесные пожары — часть нормального экологического цикла. Если их совсем не будет — тоже плохо.
Большие пожары опасны, да.DS28
14.07.2017 15:54+1На карте в посте как раз на забайкалье сильные пожары, а не на Байкале.
Я с 2009 в Чите уже не жил, только в гости приезжал.
Как-то приехал летом — в аэропорту запах дыма, несколько часов в городе — начали слезиться глаза, першило в горле. Сперва подумал, что простудился, но дома симптомы проходили…
Причина — пожары рядом с городом и сильное задымление.
2 фотки из окна. Первая - 19.07.2010, пожары. Вторая - 23.07.2010, пришли дожди.Beatrix
14.07.2017 17:20На fires.ru можно полистать по датам мониторинг, 30 июня и 1 июля как раз больше горело вокруг самого Байкала. У нас, в Томской области, тоже сильно горели леса летом 2012 года, с июня до середины августа был режим ЧС, и город постоянно в дыму. Так что мы не понаслышке о проблеме знаем, потому и решили делать сценарий именно с Бе-200.
DS28
14.07.2017 18:44+1Не, к вам никаких вопросов. Горит вся Сибирь в разное время — это понятно. И Байкал, и Томск и Дальний Восток… Соревноваться, кто горит больше — бессмысленно.
Я про то, что в последнее время вместо умеренных лесных пожаров идут крупные.
Жаль, что по ссылке не отследить ситуацию до 2009.
Я сам до 2009 жил в Чите, мы каждое лето ездили на озёра и никогда не было дыма, сильных пожаров. А только я уехал — стали запрещать выезд на природу, в сторону озёр пропускали только если ехали отдыхать по путёвкам на турбазу.
А почему это происходит непонятно…
Akr0n
15.07.2017 08:08Я сам из Читы именно поэтому данная проблема как ножом по сердцу. У нас уже сгорело вообще все, горельник выпилен, реки обмелели в разы, ураганные ветры последние годы просто сносят крыши. Удивительно, но Чита стоит на 2 месте по загрязненности воздуха, хотя все предприятия уничтожены, именно из-за пожаров. Байкал до недавнего времени так сильно не горел, там более влажно, много ООПТ, да и народ как-то не так варварски относится к природе. Но последние пару лет этот кошмар пришел и туда. Поджигать, пилить горельник и тушить выгодно абсолютно всем, кто там замешан.
lzb_j77
12.07.2017 17:46Ох жеж… А в Томске не будет подобных выставок?:)
Сильно уж хочется попробовать полетать :)
0xd34df00d
12.07.2017 18:03Эх, с DCS бы совместить.
red5
14.07.2017 06:40Вам бы тогда пришлось иметь 4 компьютера :)
binstream
14.07.2017 07:57+1Можно работать и на одном канале, но для нас принципиально показать возможности синхронизации по сети. В профессиональных панорамных системах изображение формируется порой в 12-16 проекторов, и такое разрешение может потянуть только кластер машин.
iga2iga
13.07.2017 02:19Давайте многопроекторную систему, либо однопроекторную со сферическим зеркалом уже пилите! Мониторы — это не комильфо. У DCS есть CIGI версия с маппингом на любую поверхность… Ну и хотелось бы как минимум Москву и другие города, никому не интересно летать в Корсике или ещё где-то.
binstream
13.07.2017 05:48+1Многопроекторная система у нас в офисе тестовая есть, и у клиентов. На стенде 3x5 метров не поместилась бы толком, места сильно больше занимает.
Города потихоньку делаем.
pilot911
13.07.2017 08:52графика неплохая, но я ожидал большего — например, при взлете вертолета рядом стоящие деревья не колышутся
binstream
13.07.2017 09:03+1Если вы про тренажер Bell-206, то колышутся, просто не очень сильно — амплитуда реакции настраиваемая.
А вообще это тренажер 2013 года, с тех пор мы продвинулись вперед =)
sgenie
13.07.2017 08:52Это не симулятор и не тренажер, а просто хорошая 3Д игрушка. Для тренажеров графика неважна — большая часть профессиональных тренировок — это процедуры, включая процедуры полета. Там нужна очень физика полета, хорошая визуализация приборов и оборудования кабины, а 3Д за окном — ну, есть и есть, нет и бог с ней.
binstream
13.07.2017 09:07+1Не согласен, что графика не важна — ее достоверность нужна для тренировки по VFR, например. Плюс общий фактор «погружения» обучаемого может замедлить или ускорить подготовку.
Процедуры нормально реализовали, но можно и дальше уточнять, конечно.
boogiebomzh
13.07.2017 08:52Можете ли рассказать о технологии тушения пожаров с воздуха? В какое место сбрасывают, на какой высоте и скорости, с какой стороны заходят?
binstream
13.07.2017 09:05+1Методику наиболее эффективного тушения не знаем.
Технически процедуры (забор воды, обнаружение очага тепловизором, сброс) реализовали.
ThomasMorg
18.07.2017 20:10+1В детстве мечтал быть пилотом. Для симуляции без хорошей графики не обойтись. Ну тут графа хороша, вопросов нет!
elmal
По графике конечно красиво. Интересно, как аэродинамику делаете? Просто математическая модель, или снимаете реальные данные с реального самолета, на основе этого делая обучение? Критические режимы рассматриваете, насколько хорошо эмулируются? А закритические? Насколько хорошо умеете движение воздушных масс эмулировать (хотя без подвижной платформы там мало толку будет)? Контроллеры у вас свои, или просто симмерские без обратной связи?
binstream
Наша специализация — в первую очередь визуализация.
Аэродинамика реализована на модифицированном JSBSim.
Контроллеры пока обычные Thrustmaster Hotas Warthog.
tundrawolf_kiba
Кстати, однажды видел внутренности одного из симуляторов Ту-154 — там все базировалось на модифицированной версии одной из ранних версий FlightGear
binstream
FlightGear под GPL, нам не подошел.
Но вообще с UNIGINE 2 Sim можно разные FDM использовать, это не принципиально.