Я несколько раз уже писал в своём блоге о различных аспектах организации рабочего процесса, приводящего увлечённого цифровой фотографией любителя от съёмки к готовой фотокартине, сетевому альбому или домашней коллекции. Недавно за этот же вопрос решил взяться авторитетный английский журнал What Digital Camera, опубликовавший статью «Speed Up Your Workflow» с краткими рекомендациями, касающимися оптимизации всех шагов рабочего процесса цифрового фотографа.
По очевидным причинам, привести здесь эту статью целиком не представляется возможным; вы можете найти её в майском номере журнала (What Digital Camera, 05/2015). Я попробую пересказать вкратце её содержание и выделить существенные аспекты из каждого параграфа статьи, дав там, где это потребуется, свои личные комментарии относительно применимости того или иного совета на практике.
Этап 1. Съёмка, подготовка к съёмке и безопасность
Казалось бы, что разумного можно присоветовать по технике цифровой съёмки в наше время? Все уже знают и что снимать надо по возможности в RAW, и что не нужно задирать ISO, и что перед нажатием на спуск затвора надо затаить дыхание… Ан нет, есть ещё недооцененные советы.
Пользуйтесь смартфоном!
Смартфон даст вам множество полезных возможностей помимо использования его в качестве выносного пульта (такая возможность есть у многих современных камер). Например, вы можете вычислить координаты точки съёмки через приложение «Карты», или быстренько выгрузить данные в сеть, не добежав до ближайшей точки Wi-Fi. Короче, будьте в ногу с прогрессом! (Лично у меня планшет, но с этим советом я вполне согласен.)
Купите хороший кофр
Нет ничего полезнее для фотографа с любой камерой, чем удобная сумка для ношения именно этого набора оптики и «тушки». Если у вас полнокадровая зеркалка, то вам имеет смысл приобрести целый набор: фоторюкзак, удобную наплечную сумку-кофр и кобуру-треугольник для оперативных съёмок. Если вы носите компакт или беззеркалку с одним-двумя объективами, указанные сумки для вас вообще не вариант: весь ваш фотокомплект просто потеряется! Вложитесь в сумку, не раздумывая, и не забудьте проверить, что она снабжена хорошей защитой от дождя! (Вы обязательно промокнете. Обязательно!)
Одевайтесь соответственно случаю
В большинстве ситуаций это означает «одевайтесь теплее». Раздеться вы всегда сможете (если некуда девать одежду, возьмите рюкзак или хотя бы большой пакет), а вот одеться потеплее в жуткую холодину, если вы забыли тёплые вещи, будет уже сложнее. Во многих случаях, например, снимая свадьбу или буддийский храм, не надо забывать и про дресс-код.
Автор оригинальной статьи рекомендует фотографам, передвигающимся на машине, заодно возить в багажнике спальный мешок. Это, пожалуй, осмысленно не во всех ситуациях, а вот хороший туристический коврик (или хотя бы чистый брезент, чтобы лечь на пузо без опасения вымокнуть и испачкаться) ещё точно ни одному автовладельцу не помешал. Рекомендую!
Про вспышку не забываем…
Обычно вспышка считается «абсолютным злом»; в лучшем случае, её предлагают направлять в потолок, чтобы «пыхать» рассеянным светом. В действительности же, вспышка – прекрасный помощник в любых ситуациях, даже при съёмке архитектуры и пейзажей. Чтобы правильно применять вспышку, купите самый мощный агрегат, какой вы можете себе позволить, а для него – штатив и пару рассеивателей. Подсвечивайте всё: портреты против солнца, траву на переднем плане снимков, углы зданий при слишком жёстком свете… Не стесняйтесь светить, фотография любит свет.
Застрахуйтесь от неожиданностей
Автор статьи предлагает понимать этот совет вполне буквально. Комплект из профессиональной камеры и трёх стандартных зумов высокого класса, плюс все необходимые мелочи, стоит чуть дороже отечественного автомобиля. Конечно, там, где живёт автор статьи, оформить страховку легче, да и мошенничества в страховой сфере не столь часты, но и вы можете получить уверенность в жизни, если постараетесь найти приличные условия в проверенной страховой компании.
Страховаться от неприятностей можно и другими способами: например, поставив на все виды оптики защитные фильтры, купив хорошую фотосумку (см. выше) или не забывая вовремя чистить матрицу вашей камеры от пыли и грязи в специализированном сервисе. Добавлю от себя, что хорошей «страховкой» от зря потерянных кадров является резервная компактная камера, лежащая в кармане или специальном кофре, подальше от основного набора фототехники.
Этап 2. Обработка и хранение
На этом этапе фотографию, будь то цифровой негатив RAW или сделанный камерой JPEG-снимок, следует буквально «довести до ума», используя разнообразный компьютерный инструментарий. Остановимся подробно на советах из этой группы.
Обновите ваш жёсткий диск до SSD
Не очень полезный совет, если только вы не репортёр-оперативник или не работаете с ноутбуком, который у вас постоянно на коленях. Файлы становятся всё «жирнее», занимают эпичные объёмы, и вас быстро начнёт печалить стремительно кончающееся дисковое пространство. Типичный SSD в 128 гигабайт сравним уже по объёму с результатами 2-3 фотосессий в напряжённом режиме, а большие твердотельные накопители стоят так дорого, что за такие деньги можно и подождать.
К тому же, проблема деградации информации на SSD-носителях ещё отнюдь не решена полностью. Три года назад я был весьма огорчён тем, с какой скоростью диск моего любимого MacBook уменьшается в суммарном объёме. Конечно, технологии не стоят на месте, но увидеть, как разлагается ваш любимый носитель информации, вы вполне можете и сейчас.
Неоспоримый плюс SSD – скорость загрузки программ и файлов. Если у вас диск эдак на 256 Гб или больше, установите на него систему и используйте остаток места, чтобы работать со свежими снимками. Остальное – в бэкап, на обычный массив HDD.
Бэкап, бэкап, бэкап!
Так в оригинале, и автор не кривит душой. На днях мне понадобился снимок, сделанный 11 лет назад в Утришском дельфинарии моей первой цифровой камерой, и я легко и непринуждённо отыскал его в каталогизированном архиве долгосрочных бэкапов. С другой стороны, внезапный неприятный стук в подшипнике жёсткого диска или уже упомянутая деградация SSD могут запросто лишить вас всех ваших фотодостижений за несколько лет. Единственное спасение здесь – хороший бэкап!
Не буду раскрывать снова эту тему. Бэкапьте как минимум по двойной схеме: на рабочий легкодоступный диск и на изредка подключаемый носитель, хранящийся в надёжном месте. Дополнительный резервный бэкап, например, на коммерческое облако вроде Amazon S3, ещё тоже никому не помешал. Хорошие программы для автоматического бэкапа, например, Handy Backup или Acronis, сделают за вас большую часть организационной работы.
Проявляйте дисциплину в организации рабочего процесса
Выделите себе «рабочее время» для обработки и выгрузки снимков, например, раз в неделю по субботам с 19 до 21 часа. Вы не поверите, но это действие реально повышает в разы и вашу эффективность, и ваш итоговый профессиональный уровень. Не ешьте, не пейте кофе и не смотрите «Игру престолов», когда вы работаете со снимками!
Постарайтесь также, чтобы на вашем рабочем столе не было лишних предметов. Ничто так не отвлекает от анализа цветового колорита фото или кадрирования композиции, как назойливо лезущий в поле зрения жёлтый резиновый утёнок на краю стола, забытый позавчера вашей дочкой. Оставьте только минимум: ноутбук, монитор, планшет, диск для бэкапа, возможно, принтер для пробных отпечатков и бумажный блокнот для записей.
Отлепитесь от Интернета!
«Turn off your Wi-Fi» — так в оригинале. Мораль простая: когда вы ковыряете свои файлы в попытке создать шедевр, то нечего отвлекаться на глупости вроде сообщений в соцсетях или звонков в Skype. Вы заняты важным делом, вы – творец. А знакомые, соцсети и картинки с няшными котиками немного подождут.
К этому совету ни убавить, ни прибавить. Пребывание в Интернете может скрасить скучные будни офисного пролетариата, но для специалиста за работой такой фактор отвлечения внимания – бесспорное зло. WiFi отключать необязательно, просто настройте уведомления ваших коммуникационных средств на бесшумный режим и работайте. Когда у вас будет перерыв, вы всегда сможете немедленно вернуться к вашей любимой сетевой активности.
Этап 3. Публикация
Фотография становится искусством только тогда, когда находит зрителя. В современных условиях доступны многие варианты публикации вашего фото: от обычной распечатки до создания личного сайта с виртуальной галереей ваших шедевров. Что именно вам подойдёт лучше всего, и как вам с этим правильно обращаться – тема третьей части рассматриваемой статьи.
Социальные сети
Самое популярное место для публикации. Каждая социальная сеть имеет свои преимущества и недостатки с точки зрения фотографа; в упомянутой статье все они подробно разобраны, а мы остановимся на них вкратце.
• Instagram. Все знают Instagram. Публиковаться на нём просто и в чём-то пошловато, но более удобной площадки для мгновенной публикации (а иногда и дообработки) снимков человечество ещё не изобрело.
• Facebook. Отличное место, чтобы прорекламировать себя и поделиться галереей свежих фото. К сожалению, детище Цукерберга позволяет выкладывать снимки только в ограниченном размере, что отражается на детализации фото.
• Flickr. Опубликовав снимки на Flickr, вы немедленно попадёте в сообщество озабоченных фотографов, среди которых есть как ваши единомышленники, так наверняка и строгие критики. Решайте сами, нужно ли это вам.
• ВКонтакте. По понятным причинам, в оригинальной статье не упоминается. Не хуже фейсбука в рамках русскоязычной аудитории, позволяет хранить снимки любого размера, но движок для фотографий проделывает порой со снимками нечто ужасное.
Замечу также от себя, что у многих фотографов, как наших, так и импортных, есть свои аккаунты в ЖЖ или подобных ему сервисах, а также на функциональных клонах Facebook, таких, как, например, MySpace или популярный у зарубежных авторов в прошлом HumbleVoice. Эти места обычно содержат в себе сервисы для хостинга и комментирования фотографий, поэтому тоже могут использоваться как разновидность виртуальной галереи в соцсетях.
Любительские фотосайты
Их очень и очень много. Помимо упомянутого ранее в статье Flickr, я хочу отметить наши российские фотопомойки, в первую очередь Яндекс.Фотки (кстати, очень хорошее и удобное место для хостинга снимков, выкладываемых затем на другие ресурсы), а также club.foto.ru – главную сетевую галерею наших увлечённых фотолюбителей. Многие другие популярные сервисы пользуются, подчас заслуженно, статусом «быдлохостингов», и выкладывать свои снимки на них считается признаком дурновкусия. Я не готов комментировать такое отношение к подобным сайтам, тем более что в оригинале статьи их зарубежные аналоги даже не упомянуты.
Профессиональные сообщества
Это отличное место для продвижения фотографий высокого уровня. Естественно, снимочкам для семейного альбома на них не место. Стоит упомянуть сайт 500px.com и хороший отечественный ресурс, 35photo.com для публикации галерей художественных снимков. Фотоколлажи и другие художественные работы вполне можно размещать на DeviantArt.
Следует заметить, что на сетевых сайтах для профессионалов вы скорее встретитесь с модерацией, чем с объективной критикой своих работ.
К профессиональным сообществам относятся и фотостоки, места, где вы можете не без выгоды продать свои фотографии, если они удовлетворяют техническим и эстетическим критериям конкретного фотостока. На большие деньги обычно рассчитывать не приходится, но на пивко или Lenspen среднестатистическому стоковому фотографу обычно хватает с лихвой.
А вообще, подумайте сто раз прежде, чем браться за профессиональную фотосъёмку: стоит ли превращать удовольствие в работу, пусть даже и дополнительную.
Выставки и конкурсы
Конкурсы чаще всего проводятся фотохостингами, но иногда бывают и на специализированных порталах. Если вы чувствуете, что уровень ваших снимков соответствует уровню конкурса, смело выставляйте свои работы. Вас заметят и запомнят, а это важно. С другой стороны, не придавайте слишком большого значения оценкам: они могут быть проплачены, выставлены по знакомству или отражать изменчивые настроения текущего момента. Тем более никогда не пытайтесь копировать стиль и технику работы победителей конкурса! То, что было найдено однажды, от повторения станет лишь частью обыденного. Ищите всегда и везде свой путь, свои инструменты для самовыражения в фототворчестве!
Собственный сайт
Вершина мечтаний и одновременно самый затратный вариант в карьере фотографа! Проектируя сайт, позаботьтесь заранее о том, чтобы фотохостинг, с которого вы будете выкладывать свои творения в общий доступ, не занимался самостоятельным некрасивым рендерингом ваших снимков. Пережатые картинки с артефактами и неправильной интерполяцией не порадуют ваших посетителей!
Позаботьтесь также о «раскрутке» вашего сайта. Будьте вежливы, но настойчивы; в мире победившего капитализма вам придётся пробиваться через толстый слой конкурентов. Если вы работали над собой и чувствуете, что вам есть что показать публике, не стесняйтесь проталкиваться; большинство ваших конкурентов наверняка «бомбилы», ничего не смыслящие в искусстве фотографии. Действуйте, и удачи вам!
Заключение
Вышеприведённые параграфы, повторюсь, не перевод. Это скорее обобщение, интегральная сумма мыслей и позиций западного автора и опыта моей фотографической практики. Цифровая фотография в нашем мире задаёт общие критерии, не так уж сильно зависящие от региона и национальных особенностей инфраструктуры. Тот же «Кэнон» или «Сони» в руках, те же Flickr и Instagram объединяют фотографов России, Великобритании, Таиланда, Чили… Общий опыт приводит к общим решениям, к общим советам. Будьте дисциплинированы. Будьте креативны. Будьте профессионалом. Вопрос всегда лишь в том, как реализовать эти общие ценности с наименьшими затратами.
Поэтому я считаю такие статьи, как описываемая мной в этом блоге, очень полезными, несмотря на очевидность сведений. Они помогают упорядочить и систематизировать полученный субъективный опыт. Мне это понравилось и местами даже пригодилось. Надеюсь, мои уважаемые читатели, что какой-нибудь из разделов этой статьи поможет и вам в решении повседневных проблем, встающих перед фотолюбителем.
Комментарии (21)
engine9
11.06.2015 12:59+2Капитан, капитан, улыбнитесь! Что-то ни капли нового не узнал. На фликре конкуренция нынче огромная, такое ощущение, что открылся завод по производству талантов. В какой бы стилистике или жанре вы не снимали — обязательно найдется с десяток суперпрофи.
dshster
11.06.2015 13:03+1Сплошные технические особенности — а как же ракурс, правильный свет, интересный момент, игра цвета, света, эмоций и всё то, что делает снимок интересным и запоминающимся?
Alexeyslav
11.06.2015 17:20+1Без технических особенностей можно прошляпить и то немногое что остаётся снимку… в топку ракурс, эмоции и все остальное если снимок получился сильно недосвеченым или пересвеченым. Технику съемки надо просто вбить на уровень подсознания, это даст больше шансов гениальным снимкам.
estolica
11.06.2015 18:22+1Фотографии пересматривают не потому что снято на офигенно низкий исо, или аыдержка была 1/8000
Эмоции, воспоминания, асоциации вот что должна давать в большинстве случаев фотография.engine9
11.06.2015 19:53+1А человек выше и не утверждает это. Удачный кадр, снятый плохо или бестолково (с небольшой шевеленкой, когда блики в глазах смазались на пару пикселей или с пересветами в виде блинов) произведет худшее впечатление, нежели снятый идеально. Техника съемки и художественная часть дополняют друг друга, а не противоборствуют. Обычно, яростные высказывания в духе «техника не главное!» говорят о слабой матчасти и несознательных попытках это скомпенсировать.
estolica
11.06.2015 20:12+1За моими плечами хорошая техника и 7 лет коммерческих съёмок instagram.com/sergeizelenyi
Посмотрите и скажите, кажусь ли вам компетентным в фотографии?engine9
12.06.2015 00:19+1Померяемся телевиками? :)
Да, я согласен с нижеследующей репликой. А как можно в инстаграмм постить не мобильные снимки, объясните пожалуйста.
estolica
11.06.2015 20:16+1А по теме, нужно стремиться к художественности подтягивая техническую часть, а не наоборот, как мне кажется
dom1n1k
11.06.2015 16:32+1И уберите с фотографий свою жуткую, безвкусную, аляпистую (в 80% случаев) подпись.
estolica
11.06.2015 16:37+2Нет ничего полезнее для фотографа с любой камерой, чем удобная сумка для ношения именно этого набора оптики и «тушки».
Я бы поспорил, они объемные и неудобные, и тянет забивать их полным комплектом оборудования, из за чего она становится тяжелой.
Попробуй побегай в течение многочасовой съемки с таким фоторюкзаком. Да еще вопрос безопасности, с фоторюкзаком ты по сути ходишь с табличкой «Смотрите у меня дорогая фототехника, нужна кому?», были случаи у знакомых фотографов
Обычно вспышка считается «абсолютным злом»;
Не считается, она должна применяться по делу и умеючи, как и любой инструмент.
Подсвечивайте всё: портреты против солнца, траву на переднем плане снимков, углы зданий при слишком жёстком свете… Не стесняйтесь светить, фотография любит свет.
Фотография любит свет? Вообще-то фотография — это рисовать светом, а не засветить все нафиг светом
P.S. мне кажется, что не хватает еще советов покушать перед съемкой, сделать прививки перед встречей с клиентом, вовремя оплачивать электричество… и тдAlexeyslav
11.06.2015 17:22+1Больше света это значит меньше выдержка, меньше ISO выше качество получившегося снимка с меньшим смазом при всех прочих равных условиях.
И кстати, поесть перед съемкой это хорошая идея. Не голодным же до конца дня ходить.estolica
11.06.2015 17:59+1Да, но это не означает что нужно использовать везде вспышку, потому что фотография любит свет. Да и стремиться нужно не к идеальным техническим параметрам съёмки, а к тому чтобы поймать, а какое там исо далеко не всегда критично
bazilxp
12.06.2015 12:48ДА вобще Кэнон это круто а Никон остой. Вот с моим супер объективом качество съемки в разы улучшилось =) Снимать нужно на ИСО 100
MisterSpock Автор
15.06.2015 08:38По сумкам. Я же написал: именно для набора техники!
estolica
15.06.2015 08:55Я исходил прежде всего из того что удобнее обходиться меньшим в съемке, быть более легким и мобильным, меньше уставать и быть более сконцентрированным на съемке, а не думать, сейчас я сниму ее на 70-200, а потом на 14-24. Но это мой репортажный опыт конечно, мне было важно поймать момент. В других условиях ношение с собой всей техники возможно более оправдано.
vedenin1980
Добавьте кат, пожалуйста. Огромная статья заполняет всю ленту, очень неудобно постоянно её прокручивать.