Почему мы перешли на онлайн-занятия
Раньше у нас был обычный компьютерный класс, дети со всего города приезжали. Когда мы работали в таком формате выявили много того, что нам не совсем нравилось.
1) Когда в одной комнате собирается даже 5-6 учеников, очень сложно поддерживать качество обучения на высоком уровне. Дети часто отвлекаются, мешают друг другу, балуются. Преподавателю приходится тратить очень много времени, чтобы успокоить и настроить учеников на работу. Это совсем не эффективно.
2) Все дети очень разные. У них разный уровень подготовки, кто-то схватывает быстро, кто-то медленно, всем нравится делать разные игры и проекты. В классе сложно обеспечить индивидуальный подход. Невозможно дать одно задание, которое подойдет сразу всем.
Поэтому мы давали всем индивидуальные задания, подготавливали материалы: видео и презентации, чтобы преподавателю было легче. Нужно подходить к каждому ученику отдельно, если не успеваешь быстро ответить на вопрос и помочь – ребенок начинает баловаться и мешать остальным.
3) Достаточно часто возникали проблемы с компьютерами. То дети воду разольют на клавиатуру, то удалят что-нибудь, сломают, ноутбуки тормозят и т.д. Сразу же начинается шум: «Ааа, у меня комп сломался!» И учитель превращается в системного администратора. Отнимает много времени и нервов.
4) Если вы думаете, что такие очные занятия учат работать детей в команде, то это не так. В силу того, что у детей разный уровень, один из команды будет делать, а остальные ковырять в носу. Программирование – интровертный процесс, нужно погрузиться в проблему, чтобы решить задачу. Развивать soft skills и программировать одновременно невозможно. Это разные виды деятельности, и развивать их нужно по отдельности. Можно учить ребят делить большой проект между собой, чтобы потом они могли части своего кода сгруппировать вместе. Но работают они над своим куском отдельно.
5) Родителям нужно привозить и забирать ребенка. И во время занятия тоже не понятно куда себя деть, не всегда успеешь съездить по делам. Многие родители сидели у нас в коридоре 2 часа, ждали пока закончится занятие.
Один из знакомых родителей, чей сын ходил в одну крупную IT-школу рассказал нам такую историю:
«Моему сыну 9 лет, он сейчас пошел в 3-й класс гимназии и параллельно занимается на IT-курсах для детей. Впечатления сложные, скорее, негативные. Там слабо следят за тем, что делают дети за компьютерами. Пока учитель читает лекцию, некоторые ребята умудряются переписать на компьютер с принесенной флэшки Counter-Strike и подначивать соседей по классу поиграть с ними. Ребенку не хватает нормального общения со сверстниками, т.к. нужно завязывать новые отношения. Он тянется к ребятам, прогибается под них и не всегда, к сожалению, ищет общения с примерными одноклассниками. Так и там получилось. Например, один раз его сосед открыл во время лекции на своем компьютере google images и стал искать там фотографии, простите, говна. А мой сын громко смеялся над этими фотографиями, за что его в конце концов и наказали двойкой, настоящего зачинщика при этом не обнаружив. Кроме того, в отличие от гимназии, где ребята в основном хорошие и круг общения в основном складывается из сверстников, на курсах контингент очень разнообразный, и по возрасту, и по воспитанию. В результате общения с разными ребятами у сына на телефоне появляются такие приложения, за которые должно быть стыдно, и которые приходится вычищать, объясняя, почему это гадость. Мы обращались в учебный отдел, нам ответили, мол, учитель физически не может ни видеть, что на каждом экране, ни блокировать компьютеры. Ещё один момент был: если сын что-то где-то не успевал, он стеснялся сразу уточнить задание или попросить помощи у учителя, а потом было уже слишком поздно. Ему явно больше подойдет индивидуальное обучение».
Переход на онлайн
Все эти проблемы крутились в голове. А однажды к нам подошел папа одной из учениц и спросил: «А вы проводите занятия по скайпу? Ребенок уезжает к бабушке в деревню: свежий воздух все дела, но нагрузки на мозги никакой».
Собственно, так постепенно мы и начали пробовать и проводить занятия по скайпу. И нам очень понравилось. Полностью отказались от обычных очных занятий.
Какие плюсы мы выявили:
- Преподаватель выдает индивидуальное задание, подбирая по желанию и способностям. Ребенок занимается в своем темпе, ни на кого не отвлекается.
- Все занятие преподаватель видит экран ученика, может сразу же ему подсказать, помочь.
- Никаких проблем с дисциплиной. Ребенок чувствует, что за ним все время наблюдают, поэтому стесняется даже лишний раз переключиться на «левую» вкладку в браузере.
- Ребенок может петь себе под нос, бубнить, рассуждать, и никто не будет смеяться или «затыкать» его.
- Ребенку не надо стесняться. Он может легко спросить обо всем. Может попросить дать задание посложнее или легче, или на другую тему. Сам выбирать чем заниматься именно сегодня.
- Родителям не нужно никуда ездить, посадил дома за компьютером и все. Если хочешь, можешь посидеть рядом и понаблюдать, как проходит занятие.
- Можно заниматься из любой точки мира и не прерывать занятия: на отдыхе с родителями, переехали в другую страну, у бабушки на даче. В общем, везде, где есть интернет.
- Или наоборот, можно закончить и возобновить занятия в любой момент. Ведь ребенок занимается по своей программе, и ему не придется ничего «нагонять».
Конечно же, не все дети смогут учиться в таком формате. Тут не побалдеешь. Нужно 2 часа работать. Но более спокойные, усидчивые ребята – в восторге. Они радуются, когда создают свои игры и программы.
Онлайн занятия ведем больше года, учится уже больше 100 учеников по всему миру.
Мы учим ребят программировать на Scratch, Python и JavaScript. Плюс есть занятия по Photoshop, 3D-моделированию и информационной безопасности.
Иногда прямо сами завидуем, что у нас в детстве такого не было. Например, у нас есть ученик мальчик Эрол, уже в 12 лет копается в клиент-серверных приложениях, сокетах. Хотя начинал со Scratch, потом перешел быстро на Python. Если бы он занимался в классе, то не достиг и не попробовал бы и половины из этого. А так тренер видит и чувствует, что Эрол быстро схватывает, очень усердный, ему самому нравится копаться, и дает все сложнее и сложнее задания.
Если сейчас формат онлайн-занятий еще для многих в новинку, то через лет 5, я уверена, это будет нормой.
Комментарии (27)
ru_vlad
12.09.2017 23:27+2Прошу прощения за может глупый вопрос, зачем это все?
Зачем ребенку ребенку 7-8 лет знать язык программирования. Да, узнает он синтаксис, может даже научиться рисовать или делать простейшие программы, а что дальше?
) Когда в одной комнате собирается даже 5-6 учеников, очень сложно поддерживать качество обучения на высоком уровне. Дети часто отвлекаются, мешают друг другу, балуются.
С данным не согласен, 5-6 учеников организовать для нормального учителя не составит труда, наоборот в такой маленькой группе эффективность лучше чем в одиночестве.
У ребят есть соревновательный интерес.ZZahar
13.09.2017 09:01Прошу прощения за может глупый вопрос, зачем это все?
Дальше может быть увлечение этим переходя на более сложные этапы в одиночестве или в группе по скайпу вне школы. А может и программистом захочет стать. А может просто забьёт на это через месяц. Тут все зависит от ребёнка.
Зачем ребенку ребенку 7-8 лет знать язык программирования. Да, узнает он синтаксис, может даже научиться рисовать или делать простейшие программы, а что дальше?ru_vlad
13.09.2017 13:49переходя на более сложные этапы
И что это за этапы?
А может и программистом захочет стать.
а он знает что такое быть программистом ;)
А может просто забьёт на это через месяц.
а вот данное в этом возрасте будет 99 из 100
Тут все зависит от ребёнка.
а от учителя разве ничего не зависит?
как раз на его примере и желании дать знания ребенок воспринимает профессиюZZahar
13.09.2017 14:30И что это за этапы?
Например переходя с делания игр на JS на C# или C++ или попытается создавать более сложные программы.
а он знает что такое быть программистом ;)
Если он будет кодить Only-Scratch, то вряд ли, а если это будет Python или C#, или любой другой не визуальный язык, то вполне, а если ещё гит с командой добавить, то будет максимально приблизительно. Тем более со временем поймёт
а вот данное в этом возрасте будет 99 из 100
Опять же все зависит от ребёнка, но думаю тут есть доля правды.
а от учителя разве ничего не зависит?
Вы правы, что хороший учитель это очень большой толчок, но если ребёнку не будет нравится, то вряд ли он будет программировать. Опять же многое зависит от ребёнка.
как раз на его примере и желании дать знания ребенок воспринимает профессию
BoyanBr
13.09.2017 15:07Зачем ребенку ребенку 7-8 лет знать язык программирования. Да, узнает он синтаксис, может даже научиться рисовать или делать простейшие программы, а что дальше?
Затем же, зачем и уроки рисования или игры на скрипке, занятия балетом, тренировки по футболу или хоккею в том же возрасте. А дальше — то же самое, кто-нибудь будет гениальным футболистом, а кто-нибудь возненавидит скрипку.ru_vlad
16.09.2017 19:28Затем же, зачем и уроки рисования или игры на скрипке, занятия балетом, тренировки по футболу или хоккею в том же возрасте.
Прошу прощения НО вы путаете теплое с мягким ;)
Все выше перечисленное развивает ребенка физически и эмоционально.
Программирование — это прежде всего умение решать поставленные задачи алгоритмическими методами.
Ребенку в данном возрасте надо учится думать и расширять кругозор.alexeykuzmin0
16.09.2017 19:35Программирование — это прежде всего умение решать поставленные задачи алгоритмическими методами.
Не согласен. В тех задачах, что даются школьникам, решать нечего.
Программирование в первую очередь развивает навык ясного выражения своих мыслей (ведь нужно очень подробно описать, что делать, чтобы компьютер понял) и ответственность (потому что с автоматической тестирующей системой спорить бесполезно).
basilbasilbasil
13.09.2017 04:58На лендинге Анастасия Бортникова, а в разделе команды — Артюхина, ;)
PolinaV Автор
13.09.2017 15:08Такое бывает, женщины иногда замуж выходят :) Но спасибо, что заметили!
deivan
13.09.2017 07:26+1Ну, я могу понять, когда в аудитории два десятка детей и им скучно. Но какие проблемы с организацией 5-6 школьников?..
В аудиторной модели вы тратите время на обучение группы, каждый ученик приносит фиксированное количество денег. В персональной модели вы на обучение того же количества учеников тратите во столько же раз больше времени при том же доходе. Как справляетесь с такой недальновидной потерей прибыли?..Danov
13.09.2017 11:00Не автор статьи, за себя отвечу. Работаю как с группой, так и индивидуально (по скайп ЕГЭ информатика). В группе значительно сложнее реализовать индивидуальный подход к каждому. Кто-то забежал вперед, кто-то отстал. Больше половины группы может находиться в режиме ожидания. Кто-то ждет задачу, а кто-то помощь.
Родители понимают это. Плата за работу в группе заметно ниже, чем при индивидуальной работе. В итоге, при индивидуальной работе за те же деньги эффект может быть такой же (или лучше) за меньшее время. Отсюда и готовность родителей платить в разы больше за час репетитора, чем за час в группе.
Индивидуальная работа приносит мне большее удовлетворение. Результат сразу виден. С группой больше из-за простоев переживаю.
Для сравнения результаты ЕГЭ
в группе (Полина — 91, Илья — 79, Илья — 79, Арина — 70, Матвей — 68, Настя — 46)
индивидуально по скайпу (Артем — 97, Елена — 91, Анна — 84, Марат — 84, Никита — 75)
Причем ребята по скайпу тренировались только на вторую часть и сложные задачи первой части (№№18, 23...27)akryukov
13.09.2017 15:10+1Индивидуальный подход в группе 5-6 человек реализовать вполне возможно.
Для этого нужно по каждой теме подготовить необязательный материал повышенной сложности. В школьных сборниках задач их еще иногда отмечают звездочками. "Сильные" задерживаются на них и не скучают, а преподаватель может поработать со "слабыми", чтобы вытянуть их до среднего уровня.
- Можно еще переход от темы к теме не привязывать к лекциям для всей аудитории сразу. Поначалу придется, а потом студенты кластеризуются по навыкам (посещаемости, усидчивости) и можно рассказывать не всем сразу, а для этих групп.
alexeykuzmin0
13.09.2017 13:11А какие требования для того, чтобы к вам попасть? Возраст, уровень знаний? А то у меня дочери 2 года, пора начинать планировать.
msdos9
13.09.2017 17:02Вы что, серьёзно? С 2-х лет уже планируете посадить дочку за монитор? Не губите детство и здоровье ребенку!
alexeykuzmin0
13.09.2017 17:16Ну, сейчас она вряд ли сможет учиться программированию по скайпу, потому что почти не говорит. Но я стараюсь планировать на несколько лет вперед
KumoKairo
13.09.2017 13:29Можете рассказать о минусах подобного подхода? Помимо того, что «не всем подходит»
akryukov
13.09.2017 21:45+1Один из минусов дистанционного индивидуального подхода в том, что контакт между студентом и преподавателем слабее. Одна часть людей может размышлять в процессе выполнения задачи, а другая часть сидит поначалу без видимой активности на экране, а потом все быстро делает. Во втором случае нужно смотреть на самого человека, чтобы определить, нужна ли ему помощь.
Иногда люди теряются, когда думают, что за ними пристально наблюдают. На очных занятиях можно демонстративно смотреть в какой-нибудь кроссворд, чтобы человеку было спокойнее. Как это сделать через скайп — не представляю.
ikovrigin
13.09.2017 15:11А кто тренеры, некоторые уж больно молодо выглядят, вы же понимаете что уметь программировать и работать с ребенком это разные вещи.
selheim
Здравствуйте! А можно поподробнее о том, какие есть курсы и как начать обучение? Сыну 8 лет и хотелось бы, чтоб он не только майнкрафт играл за компом. Спасибо.
PolinaV Автор
Здравствуйте!
Записаться на пробный бесплатный урок и посмотреть, как все проходит можно здесь: itgen.io