Конечно, удобства хочется и водителям. Ведь автомобиль стал чем-то большим, чем просто средство передвижения. И хотя у многих это ограничивается смартфоном в держателе, но более совершенные технологии уже есть. Голографические навигаторы, сбор данных о стиле вождения, старт автомобиля со смартфона. Разбираемся, чем они полезны и как их можно использовать.
Welcome on board! / изображение WayRay
Автомобиль в смартфоне
Один из самых очевидных трендов — объединение автомобиля и смартфона в единую информационную среду. Этот шаг логичен хотя бы потому, что смартфон есть едва ли не у каждого водителя. Так, у BMW есть приложение BMW Connected Drive, с помощью которого можно найти свою машину на переполненной парковке или «скинуть» в навигационную систему конечную точку маршрута. Кстати, именно в BMW в 2002 году впервые появилась возможность связывать телефон с аудиосистемой автомобиля.
А Toyota разрабатывает Smart Key Box — технологию, с помощью которой можно будет превратить любой смартфон в ключ от машины. В принципе, такая технология уже есть, она используется различными каршеринговыми сервисами. Например, для одного из шведских каршеринговых сервисов Sunfleet подобную систему делала Volvo Cars. У шведского автопроизводителя была и еще одна интересная разработка — услуга доставки товаров из интернет-магазинов в багажник автомобиля. Курьер получал одноразовый цифровой ключ.
То, как мы используем смартфон в жизни, влияет на наше отношение к остальным технологиям: автопроизводителям приходится подстраиваться под вкусы потребителей. Помимо Connected Drive BMW разрабатывает еще одно решение в формате «смартфон-автомобиль», благодаря которому машина будет, например, каждый день связываться с календарем водителя, чтобы рассчитывать маршруты, расход бензина и так далее. Microsoft и Harman занимаются интеграцией продуктов Office и Cortana в бортовой компьютер автомобиля, чтобы водитель мог оставаться в курсе деловых задач без риска создания аварийной ситуации на дороге.
HUD и дополненная реальность
Навигация — одна из краеугольных проблем вождения. Мы часто ездим в незнакомые места, и даже на маршрутах, по которым регулярно следуем, предпочитаем руководствоваться указаниями навигатора. Конечно, можно запустить приложение на том же смартфоне или автомобильной системе, но это далеко не единственный и удобный способ.
Автопроизводители все активнее внедряют системы HUD (Head-Up Display) и в бюджетные, и в люксовые модели авто. Такие системы проецируют нужную водителю информацию на лобовое стекло. Причем так можно показывать не только указатели навигатора, но и другие параметры, вроде скорости или запаса топлива. Разные решения систем HUD существуют уже не первый год, а то и десяток лет, но они постоянно совершенствуются.
Так, более современные варианты подобных систем совмещают в себе элементы голографии и дополненной реальности. Таким решением является и один из наших проектов — автомобильный AR-навигатор Navion. Устройство проецирует картинку не только лобовое стекло, но и непосредственно на дорогу. Водитель получает информацию о направлении движения по проложенному им маршруту и расстоянии до объектов с учетом текущей скорости — всё в реальном времени.
?Система может встраиваться в машину практически любой модели вне зависимости от года выпуска и не потребует технических вмешательств в конструкцию автомобиля. Navion сможет отображать информацию о поездке (оставшееся расстояние, экономия топлива и др.) и даже уведомления из социальных сетей, правда только в «безопасные» моменты путешествия, например на красном сигнале светофора.
Телематика: GPS, Big Data и экономия
Сбор телематических данных также используется в автопроме давно. Например, анализ данных может показать, на каких моделях автомобилей или на каких маршрутах чаще происходят аварийные случаи, какие маршруты и водительские привычки наиболее опасны. Специальный датчик может фиксировать все данные о поведении водителя на дороге: как быстро он ездит, резко ли стартует или тормозит, нарушает ли правила, включает ли поворотники и допускает ли ошибки на дороге.
Такими данными активно пользуются страховщики и банкиры. Например, на основании собираемой информации о качестве вождения формируется оценка, влияющая на стоимость страховки и последующие скидки для аккуратных и безаварийных водителей. Банкиры же таким образом получают дополнительную информацию для принятия решения о выдаче кредита на автомобиль. Применение этой технологии находят курьерские и транспортные компании, в частности, для оптимизации работы автопарка. Телематические устройства на грузовых автомобилях помогают оптимизировать маршруты и сократить время простоев. Это сказывается на скорости доставки и экономии топлива.
Конечно, унифицировать подходы к работе с большими данными и телематикой во всех странах — задача сложная. Везде есть свои особенности: законодательные, рыночные и человеческие (привычки и опасения). Но в целом — это неплохой способ перейти, например, к гибким тарифам для договоров КАСКО и выгодным условиям для кредитования. Такого рода статистику, которая может понадобиться в равной степени и автопроизводителю, и водителю, и страховщику, собирает еще одна наша разработка — Element. Система самодиагностики подключается к автомобилю через выход OBD-II — им оснащены все машины, которые выпустили после 1996 года.
/ изображение WayRay
Есть много технологий, позволяющих получать разные телематические параметры автомобиля — gps-навигаторы сохраняют информацию о маршрутах, отдельные приложения помогают улучшать стиль вождения, другие — следят за состоянием транспортного средства. Ключевая идея Element — объединение всех этих потоков данных в один универсальный информационный хаб в смартфоне водителя. Кроме того, у Element есть элементы геймификции — в режиме Autoyoga система ставит водителю задачи и выдает «ачивки» за их реализацию. По сути, это встроенный тренажер для автолюбителя, который поможет прокачать навыки вождения в нужном направлении. В Шумахера такая игрушка не превратит, но поможет экономить топливо и снизить риск попадания в аварийную ситуацию.
К сожалению, не все технологии для улучшения водительского опыта приживаются. Например, о разработке Ford, позволяющей управлять автомобилем на расстоянии, больше ничего не слышно. Зато эта идея все-таки трансформировалась в более традиционную разработку самоуправляемых автомобилей. Именно они окажут самое большое влияние на нашу жизнь — так считает CEO концерна Ford Марк Филдс (Mark Fields). По его оценкам, индустрия разрастется до 42 млрд долларов только в США к 2025 году.
В целом все эти технологии — телематические решения, навигация, HUD и AR-технологии — формируют новый водительский опыт. Некоторые из этих систем предоставляют пользователям жизненно важную информацию и помогают избегать аварий, другие же автоматизируют задачи, чтобы водитель полностью сконцентрировался на дороге. Автоматическое торможение, отслеживание поведения на дороге и построение голографических маршрутов — все это важные шаги на пути к созданию если не полностью автономных и беспилотных автомобилей будущего, то как минимум более безопасного и комфортного вождения.
Комментарии (14)
lonelymyp
12.10.2017 16:55+1Хочется посмотреть на тех кто согласится наклеить на лобовое стекло кусок полупрозрачной плёнки, на которую будет проецироваться эта замечательная картинка)))
А так же интересно, что по этому поводу скажет инспектор ГИБДД, когда замерит светопропускание лобовухи с этой плёнкой.laphroaig
12.10.2017 17:11Вы путаете китайские поделки за 1500 рублей с решениями автопроизводителей
lonelymyp
12.10.2017 17:18В статье речь как раз о китайской поделке, с наклеиваемой плёнкой, которая никак не связана с штатными опциями.
Описываемый Navion это считай что Rivotek HUD-100, только более продвинутая модель, с камерой и встроенным процессором.
Давно слежу за развитием таких проектов, но во всех статьях тактично умалчивается маленькая особенность, необходимость клеить на лобовуху полупрозрачную плёнку.dmitrykabanov
12.10.2017 18:11+1когда замерит светопропускание лобовухи с этой плёнкой
Для тех, кто «в танке»: С 1 января 2015 года вступил в силу новый ГОСТ 32565-2013, который вводит понятие «безопасное стекло с полимерным покрытием». Цитата: «3.3.4 безопасное стекло с полимерным покрытием: Безопасное стекло в соответствии с 3.3.2 и 3.3.3, покрытое изнутри полимерным слоем.» КонсультантПлюс в помощь.lonelymyp
12.10.2017 19:38Я, в отличие от вас, его читал.
То что в госте дали поблажку, снизили порог с 75% до 70%, это для некоторых импортных авто было сделано, чтобы они с заводской тонировкой AS2 без вопросов проходили.
Это особо не влияет на ситуацию, наклейка на лобовуху по прежнему не пройдёт по параметру светопропускания.
Разве что они изобрели какое-то магическое покрытие, которое под одним углом прозрачно на 100%, а под другим нет, но об этом почему-то в статьях всегда умалчивают.
callypso
12.10.2017 23:56www.youtube.com/watch?v=dlKBroV1d0s
Что-то не увидел пленки…laphroaig
13.10.2017 13:23Ну в общем она не обязательна, без нее хорошо видно, но изображение будет задваиваться. Но в конкретно этом ролике она есть, посмотрите в хорошем качестве внимательно, особенно правый верхний угол видно
Kalobok
12.10.2017 20:45… другие же автоматизируют задачи, чтобы водитель полностью сконцентрировался на дороге.
Ну да, ну да… Вот буквально на днях натыкался где-то на сравнение современных автомобилей по признаку «кто меньше отвлекает водителя от дороги». Результаты поделились, грубо говоря, на: «плохо» и «очень плохо». Так что пока ждем, когда же, наконец, автоматизируют.
HazySonic
13.10.2017 08:34Первое фото смутило.
1. Женщина не пристёгнута.
2. Машина не гудит, просто включено зажигание.
3. Она просто стоит на повороте на дороге, что довольно опасно.
В общем такие ляпы с приборкой ухудшают общее восприятие от фото.
KOLANICH
13.10.2017 12:27Не рекомендую никому, кому дорога свои жизнь и здоровье, жизни и здоровье пассажиров и людей, идущих/едущих по одной дороге с ним, а также сохранность имущества и приватность, ставить в автомобиль какие-либо устройства не от производителя автомобиля и не поставляемые с автомобилем., подключаемые к шине can, вроде .
Sly_tom_cat
14.10.2017 14:36Я вот все больше понимаю, что навигационная система в авто мне не нужна. На телефоне я могу воспользоваться десятком разных навигаторов на свой выбор. В машине уже при покупке — не актуальные карты и ограниченное пространство покрытия. А обновления — вполне приличных денег стоят.
Производитель, который встроит вместо навигатора/магнитолы специальный держатель для смартфона (с беспроводным соединением с системами машины и желательно беспроводной же подзарядкой) ИМХО получит толпы благодарных покупателей. Я точно буду одним из них :)
mediaman
AR-для водителя — это неплохо. Но вот не думаю, что на такой штуке даже в пробке система безопасности даст почитать условную ленту ГТ или соцсети. не совсем понятно как сбалансировать элемент развлечения и безопасность.
Wolframium13
Автомобиль движется более 5 км/ч (нет, мы не упрёмся в бампер впереди идущего авто, системы нажмут тормоз) — сворачиваем ленту.