К счастью, у них есть цифровая альтернатива — электронные медицинские карты. В этой статье мы расскажем, как они меняют жизнь пациентов и врачей к лучшему и как мы используем их для совершенствования сервиса DOC+.
«Вспомните свои походы по поликлиникам. Что вас в них раздражает?»
Что нужно знать об электронных медицинских картах?
Электронные медицинские карты, или ЭМК, — это аналоги привычных всем бумажных карт, которые ведут в медучреждениях и выдают в регистратурах. В мире они в ходу уже более 50 лет. Их задача — упростить документооборот и уменьшить объем «бумажной бюрократии». К электронной базе проще обращаться врачам, она обеспечивает полноту данных о пациенте и их сохранность (в сравнении с бумажной картой, которую можно потерять или испортить, случайно выронить нужную справку или неудачно подклеенный в карту листок).
В процессе лечения или пока пациент пользуется услугами медучреждения, в электронную карточку вносится вся та же информация, что и в бумажный архив — история болезней, история лечения, данные о сделанных прививках и так далее. Все эти сведения могут быть доступны и врачам, и клиентам, и клинике.
Как продукт ЭМК — это не просто цифровая версия медицинских документов, но полноценная экосистема. С ней работают и врачи, и пациенты, и административный персонал. Все они взаимодействуют с одной системой, но с разными уровнями доступа в зависимости от нужд и/или служебных обязанностей. ЭМК для врача выглядит как аналог бумажной карты вызова с полями для сбора медицинской информации. Для сотрудника, принимающего вызов, — как журнал записи. Для пациента — как его личная медкарта.
Зачем вообще нужны ЭМК?
Для пациента важно, что ЭМК гарантируют координированную помощь всех специалистов, когда-либо проводивших его осмотр. Электронные карты открывают доступ к личной истории болезней с записями в цифровом виде за весь период лечения. ЭМК снижают вероятность врачебных ошибок и повышают качество медицинского обслуживания. Пациент получает больший контроль над процессом лечения и над собственным здоровьем — собранные данные позволяют отследить показания за последний год или несколько лет. Это пригодится и в экстренных случаях, и во вполне обычных попытках вести здоровый образ жизни.
Врачу ЭМК помогают составить максимально точное представление о пациенте за минимальное время — все данные о прошлых диагнозах и выписанных медикаментах собраны в одном месте. Пока врач находится в пути на вызов или ждет приема в клинике, он уже узнает, есть ли у пациента хронические заболевания или аллергические реакции, к каким специалистам тот обращался, и что ему было рекомендовано.
Для медучреждений ЭМК — это удобный способ документооборота. Цифровые записи позволяют хранить информацию с минимальным риском ее потери, снижают долю рутинной работы, решают проблему переполненности архивов и помогают ускорить и упростить взаимодействие с другими учреждениями, например, со страховыми компаниями и другими клиниками. Исследователи из медицинского центра Baylor Scott & White Healthcare пришли к выводу, что внедрение ЭМК в их центре помогло увеличить эффективность работы операционной и снизить число задержек при подготовке к операциям.
Диджитализация здравоохранения (в том числе и за счет введения ЭМК) открывает возможность автоматической обработки данных и сбора статистики по заболеваемости, что, с одной стороны, помогает в планировании, с другой — повышает уровень медицинского сервиса. Электронные медкарты упрощают контроль за качеством услуг за счет стандартизации: оцифрованные диагнозы и планы лечения легче проверять на соответствие стандартам медобслуживания.
И врачам, и пациентам, и клиникам выгодно, что ЭМК гарантируют полноту данных о пациенте и их сохранность. Исследования показывают, что крупные американские клиники снизили свои затраты на 3,4% через три года после принятия ЭМК. А в целом американские больницы рассчитывают экономить до $44 млрд в год только за счет внедрения ЭМК и сокращения числа рутинных процедур, связанных с пересылкой, копированием и хранением бумажных документов о пациентах.
Если взглянуть шире, электронные карты открывают возможность для обмена данными между всеми провайдерами в системе здравоохранения. Такие проекты уже есть — на Тайване действует система обмена медицинскими сведениями, в Сингапуре — национальная программа, в Эстонии — единая электронная регистратура. Это, вполне вероятно, ждет нас в будущем.
Подведем промежуточные итоги. Вот главные преимущества ЭМК:
- Улучшается качество оказываемых услуг.
- Данные не теряются, они доступны и прозрачны для всех заинтересованных сторон.
- Данные становятся ценным инструментом в лечении и предотвращении заболеваний. Аналитики могут выявлять общие тенденции для групп пациентов, использовать статистические данные для определения факторов риска.
- Медучреждения повышают эффективность работы — меньше времени тратится на рутину и бюрократию.
- Медицина становится персонализированной и более эффективной — у пациентов пропадает необходимость рассказывать каждому врачу историю болезни.
А еще ЭМК — это экологично. По данным американской компании Kaiser Permanente, ее электронная система учета помогла вывести из оборота 1000 тонн бумажных документов и 68 тонн рентгеновской пленки. Для сравнения — это как если бы 20 тыс россиян за год не потратили бы ни клочка бумаги.
Какие медицинские карты использует DOC+
Наши врачи выезжают к клиентам на дом, а также проводят онлайн-консультации. Для нас ЭМК выступает основой документооборота и гарантией качественно оказанной услуги.
Врачи DOC+ не берут с собой на вызовы физические карты, и архив остается на 100% цифровым. Однако по закону мы обязаны хранить медицинские документы и в бумажном виде, поэтому минимальный набор требуемых документов хранится в нашем хабе. Но все самое важное происходит на электронных платформах.
С момента запуска DOC+ вокруг проекта росла ИТ-система. Сначала ее дополнили сайт и приложения для врачей и пациентов. На тот момент мы сделали интеграцию CRM, колл-центра и врачебной платформы с бэкэндом, а также ввели прообраз ЭМК в обычных таблицах. Однако мы с самого начала понимали, что нам потребуется полноценное решение для мобильных и десктопных устройств.
Мы руководствовались следующими целями:
- Врачам необходим удобный, автоматизированный инструмент, чтобы не тратить время на заполнение всех полей вручную и сосредоточиться на лечении.
- Пациентам нужно получать результаты обследования и анализов и иметь доступ к своей истории болезни и вызовов.
- Нам важно проводить качественную врачебную комиссию, оценивать результаты труда врачей и правильность принятых решений.
- Все оцифрованные данные понадобятся нам в будущем для создания аналитических решений на базе машинного обучения.
Чтобы это было возможно, нам требовался следующий базовый функционал для врачей:
- Электронное заполнение медицинских карт
- Календарь записей пациентов
- Автоматическая отправка напоминаний пациентам
- Оптимальная структура ЭМК для врачей различных специализаций
- Отправка пациенту заключения
- Просмотр заключения в приложении
- Выставление счетов и контроль оплаты
- Электронные направления на анализы
- Направление рецептов в удобные пациенту аптеки
- Встроенная финансовая и медицинская аналитика
Пациенты должны были сразу получить доступ к:
- Своим ЭМК
- Оплате счетов внутри сервиса
- Планированию/переносу/отмене вызовов и консультаций
- Оформлению вызова онлайн
Первая версия наших ЭМК была ориентирована на работу педиатров и терапевтов. В декабре 2016 к DOC+ присоединились ЛОРы и неврологи, появилась возможность вызова медсестры и импорта результатов лабораторных анализов. Стала усложняться архитектура решения, и возникла необходимость адаптировать карты под особенности новых специализаций. Это привело нас к созданию конструктора ЭМК. Его разработка — это следующий этап проекта.
На создание первой бета-версии ЭМК системы ушло три месяца. Когда она была готова, мы перешли к проектированию отдельного мобильного приложения для врачей. Благодаря ему специалисты могут заполнять ЭМК на служебных планшетах, с которыми они выезжают на вызовы.
Чтобы обеспечить безопасность данных пользователей, на всех наших планшетах установлен специальный сертифицированный софт: Континент-АП, антивирус Касперского, MDM-центр. Мы позаботились о том, чтобы между планшетом и нашим дата-центром оставался защищенный канал передачи данных.
Из клиентского приложения пациент узнает диагноз, результат осмотра всеми профильными специалистами и историю вызовов. В разделе «Клиника» он знакомится с перечнем наших услуг, а «Чат» позволяет консультироваться с личным врачом.
/ на скриншоте пример интерфейса личной медкарты (в качестве примера показаны данные вымышленного пользователя)
Как мы заполняем медицинские карты
Третий тип пользователей ЭМК, кроме врача и пациента, — это оператор колл-центра DOC+. С него начинается ведение карты. Каждая входящая заявка от клиента — по телефону, с сайта или из приложения — автоматически заносится в CRM. Если заявка поступила не через мобильное приложение, специалист колл-центра указывает имя заявителя и пациента, его адрес и специализацию врача. В случае, если клиент уже обращался к нам ранее, имя и адрес заполняются автоматически. Оператору остается только их уточнить.
В результате на этом этапе формируется несколько блоков данных: информация о заявке, состав заявки, информация об оплате, информация о вызывающем, информация о пациенте, адрес вызова с картой, информация о поводе к вызову, информация, касающаяся листка нетрудоспособности и стоимости трансфера.
Все внесенные данные автоматически перенаправляются в систему автодиспетчеризации. Она носит название Mildly Intellectual Routing Algorithm или MIRA. MIRA назначает конкретного доктора на вызов. Доктор в свою очередь получает сформированную ЭМК и назначает статус — «в пути» или «подъезжаю». Клиенту приходит SMS или push-уведомление, что врач скоро прибудет.
После осмотра пациента и сбора анамнеза врач заполняет первую часть данных в ЭМК: e-mail клиента, информацию о перенаправлении на анализы или дополнительные исследования, диагноз, назначения. Эти сведения направляются клиенту в приложение DOC+. В CRM не подтягиваются диагноз и назначения — это медицинская информация, которую не нужно знать оператору колл-центра.
/окно вызова в приложении DOC+ для врачей (в качестве примера показаны данные вымышленного пользователя)
В клиентском приложении назначения появляются моментально. Знаменитая проблема «врачебного почерка» исчезает сама собой.
После вызова врач заполняет карту подробнее. Формируются блоки объективной оценки общего состояния пациента во время осмотра по 32-м пунктам, состояния органов дыхания по 22-м пунктам, органов кровообращения по 20 пунктам, а также нервной, мочеполовой систем, блоки антропометрических данных и рекомендованных консультаций профильных специалистов. Сейчас для удобства внесения этих данных предусмотрено выпадающее меню с вариантами ответов.
Последний этап жизненного цикла ЭМК — проверка самочувствия клиента. Сейчас мы прорабатываем систему «трех звонков»: сразу после вызова, чтобы уточнить, как прошел прием, в середине процесса выздоровления и завершающий — к предполагаемому моменту выздоровления.
Чтобы узнать о самочувствии клиента, сотрудники колл-центра звонят ему в среднем через три дня после осмотра. За это время можно оценить первые результаты лечения. С пациентом мы связываемся удобным ему способом. Если он пользуется только приложением, то и звонить мы ему не станем, а напишем в чате.
В случае необходимости клиент сможет поговорить с консультирующим врачом, а врач — проследить, сдал ли пациент необходимые анализы, прошел ли дополнительные исследования в партнерской клинике.
Как ЭМК помогают нам контролировать качество врачебной помощи
Часть ЭМК, которая заполняется после вызова, доступна врачу и врачебной комиссии.
Врачебную комиссию, контролирующую качество и безопасность медицинской деятельности, составляют эксперты соответствующей специальности, которые проверяют медицинскую документацию: полностью ли собран анамнез, соответствует ли назначенное лечение поставленному диагнозу.
Карты попадают на проверку во врачебную комиссию в автоматическом режиме, в обезличенной форме и случайным образом. Заполненная ЭМК отправляется в общий пул, из которого алгоритм выбирает карты для экспертов.
Комиссия не знает личность пациента, карту которого она проверяет, и врача, ее выписавшего. На суд экспертов выносятся только обезличенная информация: медицинская история, анамнез заболевания, данные осмотра, диагноз, какой курс лечения назначил доктор, какие лекарственные препараты были выписаны, какие анализы предложено сдать, какие дополнительные консультации или обследования пройти. Проверка ведется по 20 критериям. За каждый из них выставляется оценка по трехбалльной шкале: «полностью соответствует стандартам», «соответствует частично», «не соответствует».
Врачебная комиссия проверяет корректность заполнения ЭМК, полноту осмотра и сбора анамнеза, соответствие диагноза. По итогам месяца считается аккумулятивная оценка доктора по всем его проверенным картам. Мы получаем оценку каждого доктора, групп докторов, специальностей и в целом всех врачей DOC+ в разрезе разных критериев. Из статистики мы узнаем, насколько корректно врачи выбирают препараты и курс лечения. Эта оценка используется в схеме премирования врачей.
Как мы будем развивать ЭМК дальше
У нас есть планы сделать ЭМК удобнее и полезнее как для клиента, так и для врача. Сейчас мы сосредоточены на расширении функционала карт.
Уже добавлен справочник лекарств, который содержит МНН препаратов (международное непатентованное наименование), дозировку и форму выпуска. После заполнения назначения пациент в своем приложении получает название действующего вещества, например, «ацетилсалициловая кислота», «парацетамол» и так далее. Зная его, он может выбрать подходящий препарат в ближайшей аптеке-партнере DOC+ благодаря интеграции справочника лекарств. Вместе с врачами мы дорабатываем и совершенствуем этот сервис.
Еще мы запустили запись в офлайн-клиники с помощью приложения. Теперь клиенты DOC+ могут записываться к специалистам в больницах.
Что касается приложения для врачей, нам важно сделать процесс заполнения карт как можно проще и быстрее. Одно из готовящихся решений — голосовой ввод информации. Еще одно направление работы — дальнейшая автоматизация всех рутинных процессов.
У нас уже есть порядка 80 тыс. карт. На основе хранящихся в них данных наша machine learning-команда учит бота собирать анамнез в процессе диалога с пациентом. Мы разрабатываем еще несколько собственных решений:
- автоматическую систему контроля качества. Она повысит производительность врачебной комиссии и позволит проверять не 15-20%, а 100% всех ЭМК;
- систему поддержки принятия решений для врачей. Она снизит вероятность ошибок и эффективно приведет все услуги к единому стандарту. К тому же, это решение поможет контролировать назначения на соответствие требованиям доказательной медицины.
Еще один фронт работ — улучшение визуальной части врачебного приложения. Мы продолжаем работать над тем, чтобы всем пользователям — как пациентам, так и медикам — было максимально удобно работать с системой.
В следующих материалах мы продолжим рассказывать о том, какие технологии и разработки стоят за современными системами здравоохранения на примере нашего сервиса DOC+.
Комментарии (15)
vassabi
29.11.2017 13:21+1Одно из готовящихся решений — голосовой ввод информации.
Эхх, вот это был бы реально шаг вперед
Wuzaza
29.11.2017 13:31Все бы хорошо. Только электронная медицинская документация в нашей стране не имеет юридической ценности = придётся вести документацию в электронном виде + печатать заключения и вести карточку в бумажном варианте = в 2 раза больше работы для врачей и медсестер. А в остальном удобно…
Neraverin
29.11.2017 13:57Не совсем. Электронный больничный уже есть и имеет такую же юридическую силу, как и бумажный. Постепенно и все остальное подтянется. Нельзя же все инфраструктуру переделать за пару месяцев.
iShrimp
29.11.2017 18:39Вы правы, в государственных больницах довольно часто внедрение медицинских информационных систем (МИС — такое у них общепринятое название) воспринимается сотрудниками негативно и снижает общую производительность учреждения, т.к. приводит не к сокращению, как хотелось бы, а к увеличению объёма сопутствующей (помимо лечебной) работы. В худшем случае — в два раза: требуется сделать одну и ту же запись от руки в бумажной карте и внести данные в систему (причины банальны — перегруженность каналов/серверов, отсутствие бумаги, тонера и т.д.), в результате эта сопутствующая работа может занимать до 80% времени приёма.
Хорошо спроектированная система обязана обладать высокой отказоустойчивостью! Что будет делать сотрудник, если посреди смены пропадёт связь с сервером условной МИС, которая критически важна для продолжения работы, или на вызове разрядится мобильное устройство, а (к примеру) авторизация со сторонних устройств не разрешена? Чем меньше в учреждении используется бумажный носитель, тем выше требования к «электронному носителю».DMGarikk
29.11.2017 18:47отсутствие бумаги, тонера и т.д.
во… меня кстати убивает
Жена приходит из поликлиники, каждый раз смотрю на бумажки которые ей дают с направлениями… они напечатаны (чаще написано от руки) на «черновиках» которые представляют собой порезанные чужие больничные, мед.карты, направления… так забавно видно телефоны, имена, адреса, болезни совершенно чужих людей
безопасность? личные данные? 21 век? нее… у нас бумаги нет… печатаем на том что есть
Ariez
29.11.2017 13:55Коллеги, я понимаю, что скриншот — это сугубо для примера, но все-таки было бы достовернее и правильнее, если бы ЛОР не лечил дорсалгию, и ингавирин никто бы не назначал — иммуномодуляторы все-таки штука сомнительная =))
А так ЭМК — это удобно. Но пока во всех программах, где я работал (Инфоклиника, Медиалог, 1С, внутренняя база данных одного учреждения), все было по одному сценарию — заполняем электронно, распечатываем, подписываем, копию пациенту, копию в архив, третью копию в амбулаторную (или стационарную) карту. В итоге в целом для меня время экономится, так как я печатаю вслепую. Почти все врачи «за 40» чуть с ума не сошли))
Поэтому в целом затея абсолютно правильная и верная. Но помимо удобства пациента еще должно быть удобство врача. И соответствие принятым нормам =)anna_lesnykh
29.11.2017 15:05Спасибо за замечание про скриншоты — исправляем :)
Сейчас действительно нет полноценного электронного документооборота, потому что законодательство обязывает хранить печатные версии в архиве. Наши врачи с ума не сходят, но голосовой ввод действительно поможет более существенно сэкономить время на заполнение ЭМК.
DMGarikk
29.11.2017 15:54голосовой ввод? а что реально хоть гдето существует кейс с голосовым вводом который реально работает, на вооде больших объёмов данных с сложными терминами, и после чего не надо перечитывать текст и вручную его исправлять? всякие… блаблабла… ээээ… ууу… не, вот так лучше… бла бла бла… или надо с суровым лицом брать клавиатуру и удалять (то что «так лучше»)?
anna_lesnykh
29.11.2017 17:03Знаю о существовании Voice2Med, но они обозначают в требованиях определенную гарнитуру и подготовленную речь специалистов. Вроде тестировали их систему в Казани, но про результаты отчета не видела.
Если у нас что-то получится в этом направлении — расскажем.
zaqqq13
29.11.2017 16:21Электронный документооборот — будущее, бесспорно, но реалии таковы, что инфраструктуру в наших условиях будут переделывать годами, с множеством попилов бюджета и всеми вытекающими. Ну и как следствие — снова будем отставать от всего мира. Сейчас вижу некоторые попытки ввести это, что имеем в итоге? Живу в Минске, в поликлинике завели электронную карту, уже было обрадовался, продолжалось это недолго — до первого визита к врачу. Был неприятно удивлен, когда после приема мне дали кипу только что напечатанных бумажек и отправили в регистратуру, чтобы там их заверили и подшили к бумажной карте. Про очереди в регистратуру в типичной, думаю, не стоит рассказывать. И как итог — зачем вводили, если все равно стоишь в очередях и бегаешь с бумажками?
anna_lesnykh
29.11.2017 17:37И как итог — зачем вводили, если все равно стоишь в очередях и бегаешь с бумажками?
Поскольку наши врачи и медсестры приезжают на дом, бумажки в регистратуру носить не нужно. В отношение всей системы здравоохранения изменения и диджитализация, скорее всего, будут небыстрыми. Но, если посмотреть на пример Эстонии, становится понятно, что внедрить ЭМК на государственном уровне вполне возможно.
zaqqq13
29.11.2017 17:54Я не спорю что возможно, сам только ЗА. И при выезде на дом согласен, бумажки не нужны, однако если вы идете в поликлинику за больничным или на медкомиссию, то будьте готовы к тому, что даже с электронной карточкой вас заставят носить бумаги по кабинетам, с той лишь разницей, что бумаги эти печатает врач на принтере, а не пишет от руки. Тут скорее вопрос в скорости внедрения и желания внедрить, причем не только со стороны государства. Еще пример из жизни — знакомый работает в одной из поликлиник на типичной должности «тыжпрограммист», 4 года назад у них внедряли систему электронного бумагооборота, в том числе и мед. карточек. Внедрили, все работает, проводили занятия по обучению персонала неоднократно. Итог по прошествии 4 лет работы — врачи все равно пишут от руки, потому как им не хочется, или сложно разобраться с системой, а главврачу в принципе плевать на вопрос и предпринимать что-либо для перехода на полностью электронную систему он не желает, как и его сотрудники. Зато да, бюджет выделен, отчет о внедрении написан и отправлен в нужные органы, те же в свою очередь красиво отчитались, что в n-ом количестве поликлиник введена такая система, однако ни очереди в регистратуру, ни скорость приема у врача, ни бег с бумажками по кабинетам не пропали и не пропадут — никто не заинтересован. Ну и для контраста можно взять любую частную клинику, которые уже давно забыли про эту бюрократию и в бумажном виде хранятся только самые необходимые документы, электронный оборот которых государство еще не придумало как регулировать. И даже в этом случае от пациента не требуется что-то куда-то носить и ждать. Он пришел на прием, получил консультацию и ушел домой. Вот почему в государственных клиниках нельзя такое ввести? Ведь реально же сделать и внедрить.
Naves
29.11.2017 17:49А с печатью фискальных чеков как обстоят дела?
Мобильные приложения, планшеты — это конечно сейчас модно-стильно-молодежно, но как выглядит интерфейс врача на обычном компьютере?
Сейчас пошла какая-то нездоровая тенденция, быстро наваять некую Медицинскую систему, обклеить ее buzzword-ами «голосовой ввод информации», «систему поддержки принятия решений для врачей», «автоматическую систему контроля качества», big-data и начать ее продавать.
А на деле выясняется, чтобы это работало, нужно чтобы в системе были заложены медицинские стандарты, например, оценки качества. И к тому моменту когда вы их хоть как-то формализуете и внесете в базу в более или менее 3-й нормальной форме, доблестный минздрав выпустит новый приказ об оформлении этого самого качества.
Оценка качества вообще разная, можно оценивать по списку оказанных услуг пациенту на основании поставленного диагноза. Эти данные можно выдернуть из любой уже существующей на рынке «набивалки услуг», как однажды выразился один широко известный в узких кругах педиатр.
А можно на основании осмысленного заполнения карты, насколько полно был взят анамнез у пациента, какие выводы сделаны из повышенного показателя результатов лабораторного анализа.
В обоих случаях самое сложное будет это получить актуальные формализованные правила для такого анализа.
План лечения на скриншоте из статьи это вообще курам на смех.
Извините наболело.anna_lesnykh
29.11.2017 18:15Про систему контроля качества отдельно расскажем, это действительно большая тема.
XolodIT
Прекрасные врачи, нормальное приложение, спасибо что вы есть и развиваетесь.