Все началось с рефлекторных прицелов боевых самолетов. Десятилетия спустя технология получила развитие в гражданской авиации и автомобилестроении.
Данное решение легло в основу одного из продуктов WayRay. Это — AR навигационная система Navion, которая позволяет интегрировать всю важную информацию: маршрут, текущую скорость, POI, — прямо в окружающую реальность.
Изображение Wayray
Разберемся с тем, с чего все начиналось, и как разработки для военной авиации продолжают менять современный гражданский автопром.?
Военный период
Как и многие изобретения, которые и по сей день служат нам в быту, технология HUD пришла из военной промышленности. Предками прозрачных дисплеев можно считать рефлекторные прицелы на боевых немецких самолетах времен Второй мировой войны. Технология HUD возникла из необходимости пилотов находить враждебные цели в небе, пользуясь навигационной информацией и не отвлекаясь при этом от полета.
Первые дисплеи решали проблему прицеливания, а после стали отображать детали о скорости передвижения и угле атаки, что стало вехой для военной авиации. В 1942 году изображение с радиолокационного индикатора удалось соединить с проекцией гироскопического прицела на плоской поверхности ветрового стекла, и это привело к рождению проекционного дисплея.
Фото Shawn / CC-BY
HUD остались в боевых самолетах и после Второй мировой. Следующий этап эволюции информационных дисплеев — оснащение британского штурмовика Blackburn Buccaneer встроенным Head-Up Display. Первый полет и практическое применение HUD в воздухе произошло в 1958 году. Снова технология послужила отнюдь не мирным целям: она помогала в наведении ракет и при атаках с малой высоты. Англичане пилотировали Buccaneer в период с 1968 по 1994 года, и все это время важная для пилотов информация выводилась на стекло.
В 60-х годах XX века французский летчик-испытатель Gilbert Klopfstein создал первый современный HUD и стандартизованную систему символов для него. Благодаря этому пилоты смогли без дополнительного обучения пересаживаться за штурвал различных боевых машин. Как и в случае со многими технологиями, унификация вывела использование HUD на новый уровень.
Пассажирская авиация
Выход в мирное небо не стал следующим этапом эволюции HUD, ведь военный период для дисплеев на этом не завершился, и вряд ли это произойдет когда-либо. Технологии проекционных дисплеев и дополненной реальности продолжают эксплуатироваться как в авиации, так и в других аспектах военного дела: солдаты используют аналоги Google Glass для определения целей, и картинка, возникающая перед их глазами, очень напоминает работу HUD в современных автомобилях.
Проекционным дисплеям потребовалось «каких-то» тридцать лет, чтобы найти себе применение в мирном секторе: HUD нашлось место в Boeing 737 только в 90-х годах, хотя самые ранние попытки привить пилотам привычку следить за параметрами полета на экране происходили уже в 70-х. Проецируемая информация помогает взлетать и приземляться, следить за скоростью, высотой и маршрутами не только на массовых пассажирских судах вроде Boeing 737 или Embraer 190, но и на региональных самолетах и даже бизнес-джетах.
Фото Shawn / CC-BY
В пассажирской авиации следующим шагом для HUD, согласно Aviation Today, должно стать комбинирование технологий искусственного и инфракрасного зрения. Системы нового поколения уже состоят из удаленного процессора, который интерпретирует информацию о местоположении самолета и объединяет ее со встроенной базой данных. Полученная картинка передается небольшому проектору, установленному над головой пилота.
Повседневное использование
Хотя эта мысль встретила бы определенный скепсис еще каких-то тридцать лет назад, прозрачные дисплеи вышли в массы благодаря автомобильной промышленности.
Первопроходцем в использовании HUD на базе серийного автомобиля стала корпорация General Motors с моделью уже прекратившего свое существование бренда Oldsmobile — Cutlass Supreme — в 1988 году. Так принято думать, но правда в том, что в GM экспериментировали с прозрачными дисплеями еще в 60-х годах, то есть это происходило в одно время с первыми полетами Buccaneer с HUD.
Тогда корпорации не боялись обнародовать фотографии концепт-каров. Один из ранних эскизов легендарного Mako Shark II 65-го года содержал настоящее устройство для отображения бортовой информации. В примитивном, но узнаваемом виде. HUD на Mako так и не вышел в свет, как и усовершенствованная версия спортивного купе.
Следующие два десятилетия технология имела мало точек соприкосновения с землей, и массовый потребитель все также не подозревал о ее существовании. HUD промелькнул в футуристическом концепте Pontiac Trans Sport 1986 года, но, как показала история, эта модель стала рядовым минивэном, в котором не нашлось места инновациям.
И вот настал 1988 год. На рынок выпускают обновленный Oldsmobile Cutlass Supreme, тот самый, который использовался для съемок «Смертельного оружия». Кроме непревзойденного стиля того времени, автомобиль обладал вакуумной люминесцентной трубкой и отражающей оптикой, которые вместе были способны спроецировать всю полезную информацию о поездке на ветровое стекло.
Вскоре после этого технология стала распространяться. Ранние модели были монохроматическими. К концу 90-х Corvette уже оснащались HUD с тахометрами и индикатором температуры двигателя. Позже Pontiac принял HUD как стандарт на Bonneville. В 2005 году на базе Cadillac STS был предложен первый в мире четырехцветный HUD.
Долгое время прозрачный экран оставался роскошным бонусом, доступным только в моделях премиум-класса. При этом проецируемая картинка страдала от низкого разрешения и не всегда соответствовала высокой планке. В 2009 году появились исследования о проекционном устройстве, использующем технологию голографической проекции.
В основе таких проекторов лежит жидкий кристалл на кремнии (LCOS) для модуляции лучей красного, зеленого и синего света, что в конечном счете создает полноценное изображение. По прошествии 6 лет Jaguar Land Rover принял их на вооружение для своих автомобилей.
Что дальше?
По данным отчета IHS Automotive, к 2020 году на дорогах появятся более 9 млн транспортных средств с HUD — это обусловлено, в частности, удешевлением реализации HUD-решений. Еще одно направление развития технологии в разрезе автопрома – совершенствование на пути к полноценной дополненной реальности.
Настоящее и будущее WayRay Navion связано со вторым направлением и полагается в этом на голографический комбайнер — зеркало, которое совмещает картинку и изображение реального мира. Такой подход позволяет достичь наибольшего (по сравнению с другими проекционными системами) углового размера изображения и увеличить расстояние до формируемой картинки на дороге. Резкое увеличение углового размера позволяет выводить изображения, совмещенные с реальным миром (аннотации к объектам), и «рисовать» маршрут прямо на дороге.
Кроме того, Navion, в отличие от «классических» HUD умеет «управлять» расстоянием до формируемого изображения. Мы называем это «True AR» — он позволяет выводить информацию на стекло таким образом, что она «ложится» на реальные объекты, и пилот не отвлекается от дороги, так как глазу не приходится перефокусироваться на картинку на HUD.
Что касается индустрии в целом, помимо совершенствования технологий отображения существует и тренд к росту функциональности дополненной реальности. Компании, идущие по AR-пути, объединяют HUD с различными датчиками и добавляют на голографический дисплей так называемую «интеллектуальную информацию»: предупреждения о выезде с полосы движения и о риске столкновения с объектами.
Такие разработки уже сложно назвать просто HUD — это полноценные AR-решения, которые создатели первых «прозрачных дисплеев» вряд ли могли себе вообразить. Так технология, десятки лет назад использовавшаяся военными летчиками, стала прародителем разработок, превративших автомобиль в артефакт из «будущего, которое уже наступило».
Комментарии (70)
ilis
11.09.2017 10:56+6Вы уже довольно давно пишете на эту тему. Когда ваш продукт выйдет?
alinatestova Автор
11.09.2017 11:58Выход на рынок — 2018 год (первый квартал). В данный момент закрытая бета.
DEN_BORODA
11.09.2017 11:21+4Слабенькая статья, ожидал подробного описания устройств с фото, а получилась скорее заметка
Ezhyg
11.09.2017 11:22+1По-русски это называется ИЛС.
yarric
11.09.2017 11:45А GSM по-русски будет СПС-900/1800. Зачем эта двойная терминология?
Ezhyg
11.09.2017 11:54+1Затем, что хотя бы упомянуть нормальную (удобоваримую) аббревиатуру. Затем, что HUD HUD-у рознь. Затем, что сослаться на множество источников — это же клёво! Вооот :P.
yarric
11.09.2017 12:00+1Аббревиатура HUD чем плоха? Вроде как тут все с не менее, чем средним образованием, латинский алфавит знают. Тем более в авиации приняты англоязычные обозначения — немцы и французы их тоже используют, и даже расстояние в футах.
Ezhyg
11.09.2017 12:13+1Хто сказал, что она плоха? Это дополнение-уточнение материала.
тут все с не менее, чем средним образованием
Вы себе льстите :D (забыл какие «медицинские» термины для этого используются, но своими словами — намёк, что вы себя причисляете к некой элите или некоему (полу)закрытому сообществу, с некими уникальными знаниями, возможностями и прочая, вдобавок, проецируете свои (возможные) достоинства (и недостатки) на окружающих). В качестве примеров — «все знают, что...», «общеизвестно, что...».
Короче, все те же сложности, особенности и проч. — «заимствования», «калька» и т.п.yarric
11.09.2017 13:14Имеющие среднее образование — это закрытое сообщество с уникальными знаниями? :)
А ещё про ИЛС знает только русскоязычная вики и толковые словари. Так что, как ни крути — практичнее пользоваться общепринятыми терминами. Если не верите — попробуйте почитать некоторые русскоязычные книжки про тот же GSM, где много аббревиатур и все переведены на русский — а потом разобраться с американским измерительным прибором...
Ezhyg
11.09.2017 13:18+1про ИЛС знает только русскоязычная вики и толковые словари
Как вы себе представляете использование русскоязычной аббревиатуры в иностранном словаре?yarric
11.09.2017 13:25+1Не знаю насчёт иностранных, но результаты поиска гугла по "ИЛС дисплей" совершенно нерелевантны, в отличии от поиска по "HUD дисплей".
Ezhyg
11.09.2017 13:32+2Хм… почему не актуальны, очень даже! Если включить только русский язык, то:
Результатов: примерно 141 000 (0,63 сек.)
припишите к запросу МИГ и Суyarric
11.09.2017 13:40Результаты аналогичны — большая часть выдачи не про то.
Ezhyg
11.09.2017 13:53а не плевать на «большую часть», когда важна только нужная часть, которая там есть и… точка.
Jeka_M3
13.09.2017 20:38Даже русскоговорящие
лётчикипилоты называют его HUD. Чтобы не спутать с системой ILS (Instrument landing system).Ezhyg
13.09.2017 21:03Вы бы уточняли пилоты чего, так называют. Вот я от самолётчиков и ветролётчиков ни разу не слышал такой, при чём это были не только пилоты но и инженеры :P.
Вся официальная документация (от производителя) на летательное средство на английском
Да… особенно на миги, сушки, илюхи и мишки? :)
на русский переводить запрещено
И вам, как русскоязычному человеку, который думает на русском, не странно это? Это же нонсенс. Всё равно идёт синхронный перевод в мозгах.
Caseor
11.09.2017 17:29+1«илс индикация» выдает релевантные результаты. Возможно потому, что «HUD дисплей» это масло масляное. «D» уже означает дисплей.
В отечественной литературе или документации встречал ИЛС. ИМХО, если есть отечественный использующийся аналог иностранного термина, лучше использовать его.Caseor
11.09.2017 17:34+1Пардон, «илс индикация» это тоже масло масляное, но результаты поиска лучше :)
Jeka_M3
13.09.2017 20:47В современной гражданской авиации не используют отечественную документацию. Те же Boeing, Airbus и т.д. предоставляют документацию только на английском. И на русский переводить запрещено, учат на английском. Тем более, когда пилоты говорят ИЛС, подразумевают систему ILS (Instrument landing system).
SandroSmith
12.09.2017 12:07+1Минутка занудства.
HUD дисплей — это из разряда ATM machine и такова c'est la vie
Zenitchik
11.09.2017 19:07+2Странно. Я почему-то в контексте авиационной техники сталкивался сугубо с ИЛС.
А HUD — ожидаемо встречается в англоязычных источниках.Jeka_M3
13.09.2017 20:53Странно. Я почему-то в контексте авиационной техники сталкивался сугубо с ИЛС.
Очень странно. Т.к. произнося вслух "ИЛС" подразумевают совсем другое — ILS (Instrument landing system).
Zenitchik
11.09.2017 19:05+2Причём тут это? Индикатор на лобовом стекле (ИЛС) — это технический термин, существующий в русском языке.
Почему вместо неё нужно использовать кальку — не понятно.yarric
11.09.2017 19:39-3Ну используйте тогда СПС вместо GSM, зачем другим-то такое навязывать?
Zenitchik
11.09.2017 19:59+2Причём тут GSM? Речь о техническом термине, а не о собственном имени стандарта.
yarric
11.09.2017 20:07-3Ещё разок: общепринятую терминологию гораздо удобнее использовать, чем национально-специфичную, ok?
Zenitchik
11.09.2017 20:08+3ИЛС — общепринятая аббревиатура. Её знают все, кто хоть чуть-чуть в теме.
чем национально-специфичную, ok?
Ну, говорите по-английски. Зачем Вам национально-специфичный язык?yarric
12.09.2017 10:08-1То есть те, кто не читал рос. учебники по авиации — тот ни разу не в теме? :)
Ну, говорите по-английски. Зачем Вам национально-специфичный язык?
Посоветуйте это создателям Сухого Суперджета, у которых кабина тоже не национально-специфична.
Zenitchik
12.09.2017 11:33То есть те, кто не читал рос. учебники по авиации — тот ни разу не в теме?
Вы хотите сказать, что читали англоязычные учебники?yarric
12.09.2017 13:39Я — да, читал. Тем более что по-английски инфа обычно свежее и актуальнее. Хотите почитать, скинуть ссылку?
Zenitchik
12.09.2017 15:44Кидайте. Что там, тактика?
yarric
12.09.2017 15:47Нет, по гражданской авиации https://www.faa.gov/regulations_policies/handbooks_manuals/aviation/phak/
Zenitchik
12.09.2017 15:59Вот по гражданской авиации я никогда и ничего не читал. Как-то не случалось. Интересно.
Jeka_M3
13.09.2017 20:57Вооот, это у вояк могут быть свои нюансы. Современная гражданская авиация тяготеет к английскому языку. Обучение на иностранную технику (Boeing, Airbus и т.д.) за границей на английском языке. Вся официальная документация тоже на английском.
Ezhyg
13.09.2017 21:08за границей
Стоп, а кто говорил про заграницу? Вроде отечественная компания в теме.
И, если уж ILS вам ближе, чем ИЛС, если вы четырьмя (или пятью) комментами утверждаете про чтение англоязычной литературы разработчегов, то читается и произносится она, ну никак не «И Эль Эс», а «Ай Эл Эс» — есть разница?
Zenitchik
13.09.2017 22:56А может, у гражданских свои нюансы? Вон, капитаны дальнего плавания тоже на английском судовые журналы ведут.
cb_ein
11.09.2017 11:58+1Полистал ваш блог и сайт — не нашел фото/видео Navion в действии, только кулстори про HUD вообще и фантазии в фотошопе. Где (когда?) можно будет ознакомиться с продуктом? Какова вообще степень готовности? В одной из статей указано, что купить его можно будет в 2017, неужели все еще нечего показать?
alinatestova Автор
11.09.2017 12:00+1Akon32
11.09.2017 12:29На первом видео непонятно, насколько точно это будет соответствовать полосам на трассе. На втором видно, что не соответствует и раздражающе мигает (оно старое, да; и недочёты уже обсуждались в комментариях к какой-то вашей старой статье).
И зачем показывать полосу, если разметка и так отлично видна? Покажите габариты, расположение шин, может быть профиль днища — объезжать препятствия станет удобнее.
Static_electro
11.09.2017 22:19+3> И зачем показывать полосу
Потому что показывать особо больше нечего в текущих технологических реалиях. И это не упрек и не насмешка над автором.
Я работал над очень похожей системой (закрыли проект :( ) — проблема в том, что угол обзора получается катастрофически узкий, в него даже дорожные знаки на обочинах не всегда попадают. Чтоб засветить ВСЕ лобовое стекло нужен нефиговых размеров проектор. Лучший «типа серийный» автомобильный HUD на сегодня — около 11 дюймов, емнип. А AR хочется. Вот и остается показывать — полосу с разметкой, да распознавание машинок (в той же полосе). Если сильно извернуться — еще можно названия улиц рисовать. И всё.mkm565
12.09.2017 16:04Все верно. В самолете можно поставить проектор и здоровий отражатель перед глазами. Куда выводить информацию — попал на посадочную полосу или ушел влево. В машине такого не сделать. Ни проектор не впихнуть, ни отражатеь спереди.
Помимо засветки стекла — ему же форму надо придать, чтобы свет от проектора отразился и в глаз попал.
Вот народ и занимается ерундой. Стрелки проецирует. Что интересно, для стрелок лучше генерировать фазу и создавать дифракционное изображение. Но это уже совсем другая история
mkm565
12.09.2017 16:35Расстояние от проектора, который между рулем и лобовым стеклом, в моей машине примерно метр (для какого-то отчета померил), с учетом отражения от лобового стекла.
Вот и получается угол 11"/1000 mm =12-13 градусов. Нет чудес на свете.
Верхнее расположение проектора — удобнее, расстояние короче и угол больше. Но никто не разрешит бандуру подвесить сверху из-за безопасности
mkm565
12.09.2017 16:13+1Это уже есть. Стоят камеры по периметру автомобиля. У меня попроще — 4 штуки. У солидних дядек — наверное, побольше. На экран консоли выводится вид сверху, например. Объехать препятствие или парковаться в узком месте — проще пареной репы. Только зачем ето процировать на стекло — я смотрю в монитор.
На стекло надо виводить ту информацию, которая ДОПОЛНЯЕТ окружющий мир. Например, крестики для целеуказания. Или контур бабки на обочине подсветить — вдруг она под колеса бросится.
Для копов — информация о машине, как попал номерной знак в поле зрения — так сразу замигал. Мол, вот этот мужик на мерсе уже три месяца за свет не платит. А тот, справа, разыскивается за невосторженный образ мыслей. Сразу фотка — фас/анфас, пистолет под сидением…
fzn7
12.09.2017 10:16Ваша технология выносит второстепенную информацию на первый план. Человек и так видит куда поворачивает, зачем ему кривоватая стрелочка? Нафига ему знать текущую скорость, если она 25 км в час, когда на перекрестке критически важно смотреть на знаки и отслеживать траектории движения соседних машин, пешеходов?
Static_electro
12.09.2017 11:07Для навигации, как раз, неплохое решение (при условии качественной реализации, естественно). Скорость можно показывать при превышении текущего лимита, опять же. Тут все более-менее ок. А проблемы немного другие — см. мой комментарий выше и отличный комментарий mkm565 ниже (кажется, я не могу постить ссылки)
https://geektimes.ru/company/wayray/blog/292811/#comment_10307151
ClearAirTurbulence
11.09.2017 12:15С одной стороны, HUD — это удобно, и позволяет меньше отвлекаться от дороги, с другой стороны, может отрицательно влиять на восприятие неожиданных событий (если они не подсвечиваются явным образом):
Haines tested the display in a flight simulator where he had pilots practice landing with its assistance. He found when it was turned on, the pilots took longer to react to the sight of another plane on the runway, and some even missed it completely. The pilots were paying so much attention to the new technology, they missed something that before would have been hard to miss. The technology designed to help them actually hurt them
© You Are Not So Smart — Why You Have Too Many Ways You're Deluding Yourself by David McRaney
dobrobelko
11.09.2017 17:21Проецируемая информация помогает взлетать и приземляться, следить за скоростью, высотой и маршрутами не только на массовых пассажирских судах вроде Boeing 737 или Embraer 190, но и на региональных самолетах и даже бизнес-джетах.
Странная фраза. На пассажирских самолетах новые технологии обычно как раз приходят с бизнес джетов. В тех же Gulfstream HUD на порядок более продвинутый, чем на любом пассажирском самолете, сочетая проецируемую информацию с изображением с FLIR камеры.
skirpichenko
11.09.2017 17:44Интересно как можно делать AR на ветровом стекле если все зависит от положения головы наблюдателя?!
Tenebrius
11.09.2017 17:59Отслеживание положения головы наблюдателя и направления его взгляда, например.
EndUser
11.09.2017 21:06На коллиматоре это решается геометрически автоматически — виртуальное изображение спроецировано в бесконечность, поэтому азимут реального предмета от трясения головы сдвинется быстрее, чем азимут виртуальной метки.
PastorGL
11.09.2017 20:59+1Пока одни пишут обзорные статьи про HUD, другие выходят с ним на Кикстартер. Во второй раз. Может быть, с не настолько крутым продуктом, зато вполне готовым к массовому производству.
ershn8d
11.09.2017 22:19Странно, что ничего не написано про современные системы на серийных автомобилях:
BMW HUD
Audi HUD + Virtual Dash
Разница, конечно, в том что делаете Вы и они — большая. Но если Ваша система разрабатывается без сотрудничества с кем-то из больших автобрендов — можно и не успеть…
Psychosynthesis
12.09.2017 03:22Не знаю… Мне было бы достаточно показателей спидометра\тахометра на лобовом. А все подсказки куда ехать будут хороши только когда навигаторы научатся хотя бы в 98% случаев верно дорогу указывать.
P.S. Сайт у вас просто отвратительный.
mkm565
12.09.2017 10:17+1я слегка прикасался к этим всем HUD. Поскольку у начальства каждый год обострение — есть кастомер, которий хочет сделать HUD, используя наши компоненты… Поэтому я пишу отчет, почему это будет фигня (на данном этапе развития технологии)
- Маленький угол зрения — 12-15 градусов. Игрушка, описаная в этой статье — 10 градусов. BMW/Audi/Pioneer/etc — тоже самое. геометрическая оптика для 3 курса ЛИТМО
- Маленький eye-box — т.е. та область пространства, где должны быть глаза, чтобы видеть виртуальное изображение. Глаз ушел и все, не видно. У пилотов в этом смысле проще — все прибито гвоздями к каске, которя двигается вместе с головой. А у водителя -нет
- Отражать надо либо:
- от лобового стекла. Тогда надо иметь специальное клиновидное стекло, чтобы не было двойного отражения. Положите у лобого стекла смартфоне и посмотрите не его отражение (=простой китайский HUD) ночью, чтобы оценить это. Стекло с клином ставит БМW. Посмотрите, сколько оно стоит. Кстати, их система — достаточно приличная, посколку она встроена в консоль между стеклом и рулем. Те же самые 11 градусов
- наклеить на стекло отражатель. Например, интерференционный фильтр. Не пропустят DOT/ГАИ. Да и форма стекла у всех разная.
- Использовать отражатель на передней консоли — проблема 1) и 2)
- Где-то надо разместить проектор. Пионер предлагает над головой. То в США это не пропустят. Перед рулем — нет места на консоли
- Что отображать?
- Скорость — не столь важно
- Уровень бензина — зачем???
- Направление куда ехать — хорошо, но 1) и 2) не позволяют выводит много информации
- Одна контора в Силиконовой Кремниевой долине работает над системой, котрая хранит кучу информации, например, выводит ближайшую бензоколку. На мой вопрос, нафига копировать гугловые карты, они сказали, что, мол, я ничего не понимаю, там все персонализриовано. В моем Ниссане тоже своя система. Нафик надо. Я вначале гуглю бензоколонку, а потом вбиваю адрес, поскольку работать с гуглом удобнее, чем с супер-пупер персонализированной сыстемой, за которю у меня ежегодно просят $300 за обновление.
Когда я был молодой, и была эпоха кооперативов, то я считал оптику для системы для Жигулей. Выводить спидометер и что-нибудь еще на стекло пацанской восьмерки. Система напоминала прицел на немецком бомбардирощике. Вопросом, а нафик это нужно, я не задавался. Заплатили и ладно. Конечно, никуда это не пошло.
Я был в конце 90х на интервью в конторе в Орегоне, которая делала виртуально-посадочную систему для Боингов. У них был кусок кабины, куда я залез. Система впечатляла — 100500 линз, асферика, нецентрировання система и т.д. Там было проще — отражатель стоял на лобовом стекле прямо перед носом.
Видел я недавно подобную навигационную систему для Сессны. Тот же принцип — отражатель перед лицом
Все упоминания «голография» — из той же области, что и «голографическое» изображение М. Джексона на сцене. Реально, над голографическими системами работают несколько контор. В основном, самая обычная система. Картинка проецируется на промежуточный экран, а с него получается виртуальное изображение в бесконечности (или 10 метров). Голографические работают, используя CGH (computer generated hologram), создавая виртуальное изображение без линз (может стоять одна Фурье линза). Плюсы: не надо возиться с фокусировкой. Здесь же и всякие фишки, когда на одном расстоянии одно изображение, а на другом — другое. ВПечтляет больше выхлоп (свет не «блокируется» черным пикселем, а перераспределятся в другие места)
Минусы:
- просто на матрицу гиф не послать. Надо сгенерировать фазу. А это не быстро
- Спеклы от лазера
Дорогие модели Range rover/Land Rover имеет (по разговорам) такую систему. Не добрался еще до дилера, чтобы посмотреть.
Еще голографическим может может быть «смеситель». Надо гуглить pancake holographic combiner for defense head up display 1977 (!!!). Офигенно — многослойный плоский отражатель, который пропускает свет снаружи, а для отраженного — работает, как сферическое зеркало (там записана сферическая фаза). Использовалось для тренажеров. На лобовое стекло не прилепить
В итоге:
Ничто не ново в этом мире. Пока не решат 1) и 2) проблему, все потуги останутся игрушками.norlin
12.09.2017 14:47А встречали ли какие-нибудь проекты носимых прозрачных дисплеев? Вообще, с точки зрения оптики, насколько реально такое сделать?
Например, в формате очков, где изображение формируется [визуально] прямо на стёклах, занимая всю доступную площадь (а не как у Google Glass – на отдельном экранчике в углу). При этом сквозь изображение чтоб было видно реальный мир, а не как в Oculus Rift, где только экраны + линзы.
Я так понимаю, основная проблема будет – фокусировка изображения?
mkm565
12.09.2017 15:43А что такое «носимый прозрачный дисплей»? На нем изображение создать? Можно (TFT Liquid Crystals прозрачныe), но не будет видно. Клякса на очках не видна — глаз не фокусируется. Надо, чтобы мнимое изображение «висело» на расстоянии 250 мм, например (расстояние наилучшего зрения) или в бесконечности, для пилота самолета, которий вдаль смотрит зоркими глазами. Или, например, отслеживать фокусировку глаза и изменять положение мнимого объекта. Ну, или, совсем уж, проецировать послойно, созадавая ощущение глубины.
Проблема с маленьким углом зрения у гугл-очков — маленький размер активного элемента. Там завязана светосила и угол зрения (гуглить инвариант Лагранжа). Поскольку выходной пучок должен заполнять зрачок глаза (около 5-8 мм, а иначе ерунда будет), то для хорошего угла обзора нужна здоровая матрица. Для виртуальной реальности (Oculus rift) — нет проблем, там матрица перед глазом стоит. Ограничений на размер нет.
Окулус работает по принципы древних коробочек/шариков, куда вставлялся кусок пленки (позитив), который находился в фокусе маленькая линзы. Посмотришь и видишь изображение в бесконечности. У нас в в 4 или в 5 классе, еще при историческом материализме, кто-то притащил такой агрегат, где крутилось колесико с несколькими слайдами, где тети мяли тити. Вещь была круче любого окулуса, который ей в подметки не годился по своей популярности
А в дополненной реальности матрицу надо ставить сбоку. Плюс оптика. Поетому и получается меньше 10 градусов. Существуют хитрые способы «раширить» зрачок с использованием голограмм, но это тоже создает свои проблемы.
Простого способа — нет. Можно извратиться. Например, разбить поле зрения на зоны по 10 градусов. В каждую зону сделать свой проектор и свести все вместе, используя голограммку. Но ето же придется таскать коробку на голове. Или отслеживать направление взгляда и подсовывать мелкую картинку центр поля зрения.
ixamilion
12.09.2017 19:11Согласен, скорость и уровень топлива нет необходимости выводить. А как на счет навигации? Одно дело когда тебе советуют «через 300 метров возьмите левее» и другое если ты еще и видишь карту и предполагаемую траекторию прямо на стекле. Уж для сложных перекрестков точно незаменимая функция. Также информация о пробках может быть полезна. Или камера регистратора определяет номер авто, едущего впереди от вас. Синхронизирует номер по базе и выводит информацию о стаже/частоте ДТП/[s]сексуальной ориентации[/s]. Соответственно можно предполагать адекватное/не адекватное поведение. Возможно разметка.
Ну и на десерт, при парковке во дворе будет рисовать виртуальные покрышки соседа, который «забил» это место
OldSpy
12.09.2017 10:17Вот если бы выводилась предупреждение, что асфальт переходит в гравийку, на которой грейдер был в прошлом году.
norlin
Далеко не первый проект, обещающий такой вот AR-HUD. До сих пор ни один нормально не запустился, а качества и яркости картинки как на промо-изображениях добиться не удавалось, даже без учёта AR-составляющей (т.е., трекинг глаз и всё такое).