Два месяца назад мы ввели бесплатную публикацию заказов для зарегистрированных пользователей. Как и ожидалось, вместе с увеличением объёма размещений возросло и число нежелательных заказов: фейковые предложения по тестированию без опыта, вакансии, резюме и задачи с описанием в тегах вместо соответствующего поля. В качестве промежуточного этапа по решению этой проблемы, мы ввели верификацию по номеру телефона. Теперь она обязательна для заказчиков и опциональна для всех остальных пользователей.



Существует несколько активно используемых на рынке вариантов идентификации пользователей. Среди них самый строгий – это верификация по данным банковской карты и списывание с неё определённый суммы. Самый лояльный – это подтверждение, указанного при регистрации, почтового ящика. И промежуточный вариант в виде верификации с помощью мобильного телефона. В отличие от банковской карты, нужно заполнить только одно поле и данный вид не требует никаких финансовых списаний. В отличие от емейла, чтобы иметь больше 1-2 номеров телефонов, нужно приложить больше усилий, чем для регистрации нового почтового ящика.

На текущий момент мы не используем пополнение баланса как способ верификации. Поэтому верифицированными считаются только те пользователи, которые привязали свой аккаунт Яндекс.Денег или подтвердили номер мобильного телефона. Ответственные пользователи могут сделать это на странице своего профиля, а для заказчиков этот пункт является обязательным в форме оформления заказа перед его размещением.

Подобный подход решает сразу обе имеющиеся задачи. Во-первых, останавливает пользователей с недобрыми намерениями. Во-вторых, привязанный к номеру телефона аккаунт позволяет эффективнее блокировать нарушителей, затрудняя повторную регистрацию.



Процесс верификации однократный: вы указываете номер телефона, на него приходит СМС с кодом, после ввода кода аккаунт считается верифицированным. Мы нигде не указываем номер телефона и не используем его для рассылок.

Верифицированного пользователя всегда можно узнать по специальной иконке на аватаре или на странице профиля в сайдбаре.



Заказы, размещённые верифицированными пользователями, отмечены соответствующими иконками в списке заказов и на странице самого заказа в блоке с информацией о заказчике. Сейчас заказы верифицированных пользователей можно отсортировать, отметив соответствующую настройку в фильтре.



Кроме верификации мы расширили возможность оценки предыдущего опыта заказчика. Во-первых, теперь можно узнать, сколько заказов было размещено на ресурсе за всё время, сколько из них актуальны сейчас и ко скольким из размещённых заказов был найден исполнитель. Во-вторых, страницы всех этих заказов теперь можно посмотреть и проанализировать. В том числе увидеть, кого именно выбрали для выполнения задачи.



P.S. Нам очень хочется поменять каталогизацию сфер деятельности. Если у вас есть предложения или пожелания – пишите в комментарии. После нового года будем шлифовать полученный результат с помощью опросов на Хабре и в социальных сетях.

Комментарии (19)


  1. Dageron
    25.12.2017 17:43

    С историей заказов и возможностью просмотра «опыта» и рейтинга все понятно. Это и есть главный критерий, по которому отсеиваются недобросовестные заказчики.

    В чем смысл смс-подтверждения на фоне этого?
    Кому нужно — сделает себе хоть 10, хоть 100 номеров-однодневок.


    1. freelansim Автор
      25.12.2017 18:04
      +1

      Кому нужно — сделает себе хоть 10, хоть 100 номеров-однодневок.
      Как показала практика — не сделает. Введение верификации позволило существенно сократить поток доморощенных мошенников, которые кинулись размещать заказы после отмены оплаты за размещение заказов.


  1. Melkij
    25.12.2017 17:54

    Заказы, размещённые верифицированными пользователями, отмечены соответствующими иконками в списке заказов и на странице самого заказа в блоке с информацией о заказчике. Сейчас заказы верифицированных пользователей можно отсортировать, отметив соответствующую настройку в фильтре.

    Хм. Но ведь если
    для заказчиков этот пункт является обязательным

    то получается банальный информационный шум. Пометка будет у всех новых заказов и лишь сейчас переходный период, когда старые заказы ещё не сняли с публикации. Чтобы не засорять ui куда логичнее как раз отметить неподтверждённых пользователей или вовсе дать несколько дней-неделю на переход, а потом снять с публикации все проекты от неподтверждённых пользователей сопроводив соответствующими рассылками по ним.


    1. Salenda
      25.12.2017 18:24

      После прохождения переходного периода планируем поменять. А пока делаем акцент на позитивных моментах.


  1. link_77
    25.12.2017 20:38
    +1

    Вы конечно стараетесь, это хорошо, но какой в этом толк, если на фрилансе допускаются такие заказы?
    За такие деньги, средний специалист ничего делать не будет, не говоря уже об уровне выше.
    Проблема фриланса в том (на территории СНГ существенно), что там никак не модерируются подобные проекты, а конкурировать с демпиногом гиблое дело. Отсейте низкосортных заказчиков и не позволяйте ставить стоимость проекта ниже реальной ±, это касается как заказчиков, так и фрилансеров. Тогда и специалистов нормальных будет куда больше, а вам авторитет, да и заказчиков появится больше нормальных. Бороться в первую очередь, нужно с демпиногом по обе стороны, иначе, это путь в никуда.
    В противном случае, все будет по классике: приходят заказчики с одним бюджетом, начинается демпинг, заказчики потом привыкают что работают за мелочь, нормальные специалисты вообще не видят смысла там находится и уходят. В конечном итоге, там остаются те кто мало платит/много хочет и те, кто делает лишь бы сделать и получить ту мелочь. Вы можете улучшать сервис сколько угодно, но толку в этом будет не много.


    1. idolopoklonnica
      26.12.2017 04:10
      +2

      Вы конечно стараетесь, это хорошо, но какой в этом толк, если на фрилансе допускаются такие заказы?
      Это свободный рынок. Есть спрос и есть предложение. Если заказчик не может найти исполнителя, то он повышает стоимость заказа, а если может, то это означает, что существует исполнитель, который считает оплату справедливой.
      За такие деньги, средний специалист ничего делать не будет, не говоря уже об уровне выше.
      На указанный заказ откликнулось 6 пользователей


    1. shram1488
      26.12.2017 10:08

      По веселому стечению обстоятельств, я исполнитель, нужно натянуть просто макет, всего 1 страницы, пара часов работы, + стоимость также была увеличена до 2500) Так что выводы у вас поспешны)


  1. vong
    25.12.2017 20:38
    +1

    Уточните, какая ситуация с верификацией исполнителей?
    Являюсь заказчиком, однажды потребовалось очень срочно решить задачу по верстке и своих ресурсов не хватало.
    Из 4-х исполнителей пропали с предоплатой 2е, еще 1 с трудом вернул предоплату, и последний растворился в обещаниях вот-вот, еще чуть-чуть…


    1. freelansim Автор
      26.12.2017 01:58

      Описанную вами проблему верификация исполнителей не решит. Даже если у нас будет номер телефона или кошелька мошенника, то мы не сможем привлечь его к ответственности, поскольку, по закону, заявление в полицию должен направлять пострадавший. В теории мы, конечно, можем собирать эти данные, чтобы потом передать пострадавшему, но на практике это выльется и для нас и для пострадавшего в целый аттракцион с соблюдением действующего законодательства, поскольку, с позиции закона, мы не можем просто взять и предоставить персональные данные пользователя в ответ на электронное письмо другого пользователя в духе «он меня обманул». Во-первых, это будет нарушением закона о персональных данных, во-вторых, если дойдет до физической расправы, то мы автоматически станем участниками уголовного дела. Поэтому, чтобы соблюсти закон, пострадавший должен обратиться к юристу или в органы, которые направят нам официальный запрос с обязательством использовать полученные от нас данные только в рамках следствия/разбирательства, и лишь после этого мы сможем предоставить данные о мошеннике. Все это лишает верификацию исполнителей на стороне сайта какого-либо смысла. Поэтому мы ограничились верификацией заказчиков, позволившей нам сократить поток доморощенных мошенников, нахлынувший после отмены оплаты за размещение заказов. Введение верификации автоматически сделало их мошеннические схемы не рентабельными.
      Кстати, что помешало Вам использовать для обращения в полицию платежные идентификаторы мошенников на которые Вы переводили предоплату?


      1. Mirdin
        26.12.2017 13:16

        Вы не планируете как-то гарантировать участникам сделки исполнение другой стороной обязательств?
        Поясню: например, AliExpress тоже занимается тем, что сводит заказчиков и исполнителей, однако мне как заказчику, в случае не прихода товара или прихода не качественного товара AliExpress возвращал деньги, в то время как исполнитель правдами и не правдами пытался деньги не вернуть.
        У вас какой юридический статус при спорах подобного рода?


        1. freelansim Автор
          26.12.2017 13:20

          Мы планируем вводить безопасную сделку. Она позволит фиксировать на карте заказчика необходимую сумму до тех пор, пока заказ не будет выполнен. Спорные ситуации будут решаться через арбитраж.
          Кроме того, вводить много разных инструментов оценки пользователя и его истории использования ресурса.


    1. freelansim Автор
      26.12.2017 13:46

      Верификация, к сожалению, никак не решит указанную вами проблему. Один из вариантов решения — это использование безопасной сделки, над введением которой мы сейчас работаем.


  1. s77lanselot77s
    26.12.2017 13:24

    Верификация по номеру телефона — не лучшая затея по след. причинам:
    1. Мобильные номера могут переходить от одного абонента к другому. Вероятность того, что «новый» номер пользователя окажется уже заблокированным ранее, невелика, однако она имеет место быть.
    2. Есть куча сервисов, которые примут смс для верификации. Да и кучу симкарт можно беспрепятственно приобрести.

    Верификация через платежные системы и/или банковские карты куда более эффективна. Это немного сложнее, чем смс-кой, но если заказчик это сделал, то более вероятно, что он заинтересован в поиске исполнителя.


    1. freelansim Автор
      26.12.2017 13:27

      1. Мобильные номера могут переходить от одного абонента к другому. Вероятность того, что «новый» номер пользователя окажется уже заблокированным ранее, невелика, однако она имеет место быть.

      Все так. Это достаточно редкий кейс, который можно разрешить через саппорт в индивидуальном порядке.
      2. Есть куча сервисов, которые примут смс для верификации. Да и кучу симкарт можно беспрепятственно приобрести.

      Теоретически можно. На текущий момент, по результатам введенной верификации по номеру, число не релевантных заказов сократилось. Если поймем, что ситуация вновь ухудшилась, будем вводить более сложные варианты.


  1. shram1488
    26.12.2017 18:42

    Меня, как исполнителя, пока один момент напрягает, при выборе меня исполнителем, мое подтверждение ни разу не потребовалось… О первом отзыве я был уведомлен через e-mail, что меня весьма удивило.


    1. freelansim Автор
      27.12.2017 12:36

      Отклик на заказ показывает вашу заинтересованность в выполнении заказа. На сайте сейчас отсутствует чат или другой способ внутренней коммуникации между заказчиком и исполнителем, кроме комментариев под откликов. Поэтому предполагается, что после выбора фрилансера исполнителем, заказчик (или сам фрилансер) связываются друг с другом с помощью контактов, указанных в отклике или профиле. И дополнительное действие из почты или на сайте со стороны потенциального исполнителя не требуется.


      1. shram1488
        27.12.2017 12:39

        А ситуация что с заказчиком не договорились даже, и он просто решил поставить плохой отзыв, ведь тут нет даже подтверждения, работал я с ним или нет, просто после отклика, могут выбрать испольнителем, и написать что угодно)


  1. lotse8
    27.12.2017 12:36

    Как я посмотрел проект, не от хорошей жизни они сделали безплатную публикацию заказов, т.к. заказов там реально мало, даже и с уже действующей безплатной публикацией.
    Но не факт, что от этого ситуация улучшится, потому что вижу, много всякой ерунды публикуется — не сравнивал, что было раньше, потому что не пользуюсь.
    Я не человек с дипломом магистра экономики, поэтому рекомендаций по маркетингу и продвижению проекта магистрам давать не буду. Ученого учить — только портить.
    Выскажу лишь мое сугубо личное мнение. С точки зрения заказчика желательно бы получить надежного исполнителя за адекватные деньги, а если исполнитель не адекватный, то хотя бы деньги не потерять (время уже все равно будет упущено).
    А с точки зрения исполнителя, желательно бы гарантировано получить деньги за качественно и в срок выполненную работу.
    С этих двух точек зрения верификация заказчика или исполнителя по номеру мобильного телефона совершенно ничем не поможет. Ничем. Гарантии никакой это ни исполнителю, ни заказачику не дает.


    1. freelansim Автор
      27.12.2017 12:40

      Верификация не была введена как способ повышения качества заказов. Данная мера была введена для отсеивания мошеннических заказов и пользователей с откровенно недобросовестными намерениями. Для повышения интересности заказов мы планируем использовать совсем другие инструменты.