Ни одна компания никогда не станет самой могущественной в мире, если будет оставаться позади трендов.



Tencent, Китайский интернет гигант и холдер третьей по значимости социальной сети в мире, уже объявили свои планы о внедрении блокчейн-технологий в свои новые разработки. Они сделали первые шаги на этом поле, но Facebook не намерен отступать.


CEO Facebook Марк Цукерберг опубликовал 4 января на своей странице пост с личными задачами на 2018 год. Топ списка ожидаемо возглавило улучшение юзабилити его платформы, причем криптовалюту и блокчейн-технологии он видит настоящим спасением:


“Мне интересно погружаться в аспекты новых технологий, изучать их положительные и отрицательные стороны, а также использовать их для улучшения наших продуктов”.Если Facebook эволюционирует, по какому пути он будет идти дальше?


Facebook всегда стремились к новым технологиям



Исторически так сложилось, что Facebook нашли свой успешный путь на рынке новых технологий – у них намётанный глаз на амбициозные стартапы, они никогда не теряют хватки в их выгодном приобретении. Сотни миллионов долларов уже потрачены на более чем 60 проектов, что дало компании огромный скачок в развитии. Такое поведение компании возвращает нас в далекий 2009 год, когда был приобретен сервис Friendfeed ради развития собственного проекта. А сегодня, при помощи своих недавних приобретений из Осло, продукт с технологией искусственного интеллекта уже находится на стадии активной разработки.


Facebook также имеет богатую историю покупок “рокет-шип” проектов, запущенных параллельно основной сети для изучения новых рынков. Никто не забыл Instagram, WhatsApp или, например, Oculus Rift.


Вопрос на миллион долларов остается открытым – какая компания станет новым “гадким утенком” для дебюта в сфере блокчейн и криптовалют?


Итак, 3 основных сферы, на которые в скором будущем Facebook может обратить свое пристальное внимание.


1. Идентификация в финансовой сфере c помощью Bloom


С самого начала Facebook стал неким инструментом пользовательской идентификации в интернете. С ростом распространения контента и расширения интернета, кнопки “Login with Facebook” начали появляться всюду, укоренившись у пользователей в простую мантру “твоя страница Facebook – это ты в интернете”.


На самом деле, политика Facebook касательно верификации пользователей стала секретом успеха многих проектов. Например, Tinder – безальтернативный логин через Facebook сделал его сетью “реальных людей” – без фейковых страниц, спама и мошенничества.


С появлением блокчейн-технологий, Facebook может развить начатую много лет назад практику, но перенеся ее в финансовую сферу. Это даст новые возможности компании и сервисам, которые она продвигает.


Лучшим приобретением на этом фоне мог бы стать Bloom.



Проект был разработан специалистами Стэнфорда, ICO было запущено в декабре 2017 года. Bloom использует сложную технологию аттестатов идентификации пользователя (чтобы удостовериться, что вы – это действительно вы) и создает/отслеживает кредитную информацию, начисляя пользователям “кредитные очки” — их также можно получить, используя кредитную карту Bloom. Проще говоря – это настоящий децентрализованный кредитный счет, работающий на Etherium и IPFS.


Взятие компании под свое крыло дало бы Facebook резкий и громкий выход в финансовый сектор и положило бы начало выпуску собственных карт и открытия счетов.


В результате – огромный приток пользовательской финансовой информации и новый способ заработать миллиарды, став уже действительно большой неотъемлемой частью жизни людей. Можно представить ситуацию, когда мы на самом деле наконец сможем “уйти из Facebook” – правда, выкинув карту, закрыв счет и наконец-то выплатив ипотеку…


2. Плата за пользовательский контент с помощью Steem


Facebook может начать платить своим пользователям за контент. С приходом успеха к сервисам Youtube, Twitch и Medium, самые активные пользователи давно уже получили возможность монетизировать свой контент – для многих людей единственный заработок не выходит за пределы одной экосистемы. Facebook не может оставаться в стороне.


Этот бизнес давно работает по диктуемым компаниями правилам, но при желании – эту модель можно перевернуть с ног на голову.


Цукерберг объяснил это еще в начале 2017 года, когда речь зашла об успехах монетизации на Youtube: “У нас структура маржи будет несколько другой, это (Youtube) будет самый малоэффективный источник дохода в сравнение с тем, что мы разрабатываем сейчас”.
Это означает, что мы ожидаем в ближайшее время существенное изменение основной бизнес-модели компании, которую необходимо должным образом поддержать. Логичным стратегическим поглощением на этом фронте является Steem.



Steem – платформа, продвигающая систему вознаграждений пользователей за авторский контент, что открывает возможности монетизации. Главный проект на данный момент, созданный с помощью Steem – Steemit, блог-ориентированная социальная сеть вроде Medium. На Steemit пользователи получают деньги за положительные оценки их статей от сообщества, и уже более $22 млн было успешно выплачено.


Внедрение Steem было бы огромным шагом вперед для Facebook.


Простой пример — возможно добавление “super like” кнопки. Когда вы видите качественный, интересный для себя контент, без перехода по внешним ссылкам и лишних действий можно заявить пользователю о своей положительной реакции, отправив несколько долларов. Это вывело бы взаимодействие авторов контента с пользователями на новый уровень.


Следующий шаг намного больше. Пользователи смогут иметь внутренние счета на своих аккаунтах. Успех уже имеют многие площадки, где пользователи продают/покупают различные вещи. С приходом токенов, каждый владелец Facebook страницы сможет совершать покупки прямо в социальной сети. С системой покупок в один клик, Facebook может скинуть с трона Amazon и стать самым популярным и удобным сервисом для онлайн покупок.


Однако, для компании это серьезный вызов. Поскольку Steem является сообществом с открытым исходным кодом, Facebook не может просто “приобрести” его в традиционном смысле. Тем не менее, они могут «принять» сообщество — обеспечение большого количества ресурсов, предоставляемых сообществу — но под непосредственным контролем Facebook.


Этот шаг смог бы сделать Facebook передовой компанией в блокчейн-среде, улучшить качество генерируемых пользователями материалов и оказать серьезное влияние на многих игроков рынка пользовательского контента.


3. Повышение доверия и прозрачности с помощью MetaX


2017 год для Facebook стал очень трудным временем, если говорить о доверии пользователей. Цукерберг даже сказал, что решение этой проблемы – важнейшая задача на 2018 год.


Компания стремится восстановить доверие с помощью:


  1. Повышения требований к идентификации пользователей и подлинности аккаунтов
  2. Сделать рекламу более “прозрачной” и не такой навязчивой

Самое замечательное в том, что блокчин отлично подходит для исправления этих проблем.
Компания, которая может помочь в этом, — MetaX.



MetaX — это компания, использующая blockchain для повышения прозрачности, выявления недобросовестной рекламы и мошенничества в рекламной индустрии. Компания имеет партнерские отношения с Consensys, Microsoft и DMA (Data & Marketing Association).


MetaX работает с помощью доменов с белыми списками, но этот процесс можно использовать в обратном порядке для приложения Facebook. Используя технологию, можно автоматически определять, какие рекламодатели хороши, а какие вызывают только негатив и относятся к рекламному спаму. Это может усложнить работу недобросовестных компаний.


Кроме того, MetaX может решить проблемы, связанные с отслеживанием положительных/отрицательных реакций пользователей. Это означает, что мы увидим меньше фальшивых новостей, мошенников и ботов, а также получим возможность воздействия на рекламодателей, влияя на то, какие данные Facebook им отправляет.


Заключение


Blockchain — это захватывающая технология, которая может решить проблемы, которые ранее были очень сложными. Естественно, Facebook будет использовать технологию, но трудно точно предсказать, как именно.


Они могут использовать Blockchain для улучшения многих областей. Это будет улучшение доверия пользователей к компании, повышение качества генерации контента для своей существующей платформы? Или выход на новые рынки и усиления железной хватки контроля в жизни каждого человека? Увидим совсем скоро.

Комментарии (24)


  1. SirEdvin
    26.01.2018 19:06
    +1

    оп списка ожидаемо возглавило улучшение юзабилити его платформы, причем криптовалюту и блокчейн-технологии он видит настоящим спасением

    То есть на понятный и чистый интерфейс можно не надеяться? Печально (


    1. parmactep
      27.01.2018 03:05

      А юзабилити и понятный чистый интерфейс не тождественны?


      1. MrBuha
        27.01.2018 03:54

        Может человек имеет ввиду «чистый» в плане визуалки?
        Я лично считаю, что они тождественны. То бишь, неотделимы друг от друга.


      1. VolCh
        27.01.2018 11:39

        Нет в общем случае. Грубо, понятный чистый интерфейс тождественен юзабельному только при начальном использовании системы. Пример, понятным и чистым можно считать использование клавиатуры исключительно для ввода символьных данных а управляющие сигналы посылать мышью, причём исключительно прямым указанием и одинарным клинком одной кнопки. Но управление с клавиатуры или двойные клики и жесты могут значительно повысить юзабилити, объективно усложняя интерфейс.


      1. SirEdvin
        27.01.2018 22:30

        Мне сложно сказать, но я больше к тому, что у лицекниги очень перегруженный интерфейс, в котором ни мне, ни куче пользователей, как мне кажется, не нужно 90%, а несколько нужных вещей (список друзей, например или кнопка "открыть в мессенджере" чат)
        спрятаны за несколькими кликами и не очень очевидным образом. Тут блокчейн не поможет, на мой взгляд.


        1. sshikov
          28.01.2018 12:35

          Он не только перегруженный, но еще не отлаженный, не оттестированный и не работающий. Какой к черту блокчейн? Всю команду мобильного приложения нужно разогнать к черту, начиная с руководства, и набрать новую, вменяемую. Тут нечего улучшать, тут нет юзабилити вообще. Она на нуле.


    1. LeqWiser
      27.01.2018 15:41

      В FB нет UX-дизайнеров, вот и все.
      Возможно это была лишь фигура речи!


      1. sshikov
        28.01.2018 12:28

        И тестировщиков видимо тоже...


    1. Tugush Автор
      29.01.2018 10:34

      В том и дело, что Facebook не «пинал» за интерфейс и логику только ленивый, и нас наконец-то услышали.


      1. SirEdvin
        29.01.2018 10:47

        И они будут чинить интерфейс при помощи blockchain?)

        Проблемы интерфейса Facebook настолько просты, что им не нужны никакие новомодные технологии, им нужны нормальные дизайнеры и смелость. Меня не волнует особо плата за контент в facebook, доверие или прозрачность, я этим приветом из 80-x пользоваться то нормально не могу.


        1. Tugush Автор
          29.01.2018 11:02

          Здесь речь скорее о осознании проблемы руководством и ее решении путем внедрения принципиально нового для FB функционала — за чем последует кардинальное изменение интерфейса в любом случае. Что логично — зачем придумывать сложные костыли, когда с внедрением чего-то принципиально нового можно исправить и старые ошибки.


  1. luckychess
    27.01.2018 15:41

    Tinder – безальтернативный логин через Facebook

    Да ладно.


    1. Tugush Автор
      29.01.2018 10:21

      Серьезно. Речь в статье идет о приходе популярности к новому на тот момент проекту и главной причине его успеха. Да и принцип работы самого Tinder изначально завязан на Facebook.


      1. luckychess
        29.01.2018 10:40

        Тогда я, наверное, в каком-то другом Tinder регистрировался. Ну или то было на момент старта проекта, а когда он окреп, сделали нормально.

        Да и принцип работы самого Tinder изначально завязан на Facebook.

        Вот эту фразу совсем не понял. Что общего в принципе работы нафаршированной функциями социальной сети и малюсеньком приложении, где есть только «свайп влево, свайп вправо» и примитивный чат?


        1. Tugush Автор
          29.01.2018 10:56

          Костяк идеи Tinder основан на подгрузке фото и информации пользователя из Facebook, вот и все. Как раз простота Tinder с относительной защитой от фейков и подарила ему популярность. Из этого нетрудно догадаться, как именно пользователи логинились на сервисе до того, как “сделали нормально” – но большая часть комьюнити до сих пор это пользователи FB.


  1. Pilat
    27.01.2018 16:45

    Фейсбук является резидентом США. Это значит, что любая страна может быть в любой момент лишена допуска к фейсбуку и потерять все накопления. Какая финансовая составляющая может такое пережить?


    1. Tugush Автор
      28.01.2018 23:43

      Visa не особенно мешает «гражданство»


      1. T-362
        29.01.2018 16:50

        Не надо путать. Виза это только система для проведения платежных операций, деньги же хранят банки. От отказа визы работать с каким-то банком последствия будут от средней болезненности до абсолютно нулевых.

        Фейсбук же сам станет банком, в каком-то роде — «Пользователи смогут иметь внутренние счета на своих аккаунтах.», а значит под благопристойным предлогом, высосанным правительством штатов из пальца ноги, аккаунт будет закрыт и расстрелян, а материальные ценности национализированы.

        С другой стороны это напоминает любого оператора онлайн игр — нарушил ЕУЛА и «пока пока, затраты не возмещаем», фейсбук отличает только размер и заполитизированность.


        1. Tugush Автор
          29.01.2018 18:16

          Блокчейн-структура как раз дает право не зависеть от правительства/корпораций/национализации(?) и других негативных моментов, преследующих финансовую сферу. Тут идея в самой децентрализованной банковской системе. Так, Facebook уже давно могли бы открыть собственный «классический» банк, но Вы как раз описали, почему они лезут с этим в блокчейн. Кроме того, крипта — не доллары США.


          1. T-362
            30.01.2018 14:03

            Блокчейн-структура как раз дает право не зависеть от правительства/корпораций/национализации(?) и других негативных моментов, преследующих финансовую сферу.


            Посмотрим еще разок на классическую крипту — она работает потому-что люди тратят свое время и ресурсы на майнинг — создание блоков транзакций в чеин, с получением награды в виде монетки. Вспомним извращенную крипту у всяких банков с приватным чеином или без выпуска монет. Вспомним что чеин может работать вообще без крипты. Вариантов реализации куча.
            А теперь возьмем фейсбук и несколько из вариантов:
            1. фейсбук сам «майнит» составляя чеин из долларовых транзакций, фейсбукошельки подтягивают чеин классически (что сомнительно — фейсбук это про казуалов и домохозяек — не тех людей что захотят для кошелька выкачивать 20++ гигов чеина).
            2. фейсбук сам «майнит» составляя чеин из фейсбукоиновых транзакций — тут уже сложнее, сомневаюсь что Цукерберг захочет превращать свою уютную качалку бабла из рекламодателей соцсеть в механизм финансовой манипуляции и экономических игрищ — и фейсбукоины будут меняться фейсбуком на доллары по более-менее фиксированному курсу.
            3. классически «майнят» все желающие — а тут я вообще не понимаю как оно будет работать, фейсбук будет выкупать фейсбукоины у майнеров за доллары что-бы раздавать их пользователям за контент и т.д. а пользователи смогут продавать их обратно фейсбуку? Как контролировать этот весь хаос?


            А дальше идут эдж кейсы и прочее злонамеренное использование, типа +50% мощности у фейсбука, (написанный-одобренный-разрешенный) софт для майнеров, не дающий «вставить» транзакции с забаненных кошельков в блок.

            В общем — крипта может работать и с централизацией или упрощенно, и я очень сомневаюсь что фейсбук сам решит, или штатовские регуляторы ему дадут, запустить не контролируемую ими крипту.


  1. beduin01
    29.01.2018 11:31

    >“твоя страница Facebook – это ты в интернете”
    FaceBook для меня это огромное мусорное ведро, а не «я в интернете». Я не понимаю, что там делать и что с него все тащатся. Общение? Есть тот же Telegram. Новости проще читать на тематических сайтах. Фотки смотреть тысяч незнакомых людей? Да нахрен надо. Этим говном и так весь интернет завален.

    В сказки «все есть в ФБ» не верю. Меня там нет десятков нужных мне людей тоже нет, зато они есть на тематических площадках.


    1. Tugush Автор
      29.01.2018 11:47

      Вы и Россия/СНГ — не весь мир, стоит это понимать. Facebook не особенно то популярен в СНГ у людей, не связанных с ним профессионально/статусно. И сколько лет FB (и его охват аудитории за эти годы), а сколько телеграму и тематическим сайтам?


  1. ToshiruWang
    29.01.2018 18:17

    безальтернативный логин через Facebook сделал его сетью “реальных людей” – без фейковых страниц

    А FB уже решил проблемы фейковых страниц окончательно и бесповоротно?


    1. Tugush Автор
      29.01.2018 18:27

      Насколько это возможно, да. Фейковый аккаунт с «левого» номера телефона и хоть какой-то активностью на сайте проживет 3-5 дней. Попробуйте сами.