Скажу наперед, что в России тогда еще не было столь масштабных проектов оснащения стадионов Wi-Fi.
Почему пришлось дооснащать стадион к Чемпионату мира
Стадион строился на частные деньги и в первую очередь должен был соответствовать требованиям футбольного клуба «Спартак»: на нем планировалось проводить матчи Чемпионата России и Кубка России, УЕФА и Лиги Чемпионов, а также концертно-развлекательные мероприятия. Напомню, что на Хабре мы уже подробно писали, как выстраивали инфраструктуру этого стадиона.
Для Кубка Конфедераций, а в дальнейшем и ЧМ-2018, стадион «Спартака» нужно было привести в соответствие всем требованиям FIFA. В частности, организовать отдельные помещения для сотрудников FIFA, зону для работы СМИ (в том числе изменить конфигурацию медиатрибуны – она же «ложа прессы» – под требуемое число кресел), построить временные здания и сооружения для техперсонала/телевещателей и удовлетворить многие другие требования.
Что касается ИТ-инфраструктуры, одно из требований FIFA – предоставление доступа в Интернет для болельщиков на всех трибунах по Wi-Fi.
Источник
В 2013 году при строительстве ИТ-инфраструктуры стадиона доступ к Wi-Fi был представлен в зонах: VIP (Sky-боксы), пресса и рестораны. Этого Wi-Fi-покрытия было достаточно для существующих на тот момент задач.
В мае 2017 года владелец стадиона обратился к нам для организации Wi-Fi на всех трибунах. Первый матч на стадионе «Открытие Арена» был назначен уже на 18 июня, и такие малые сроки для выполнения проекта могли показаться нереальными. Однако у нас был серьезный теоретический бэкграунд, так как ранее «ЛАНИТ-Интеграция» подробно прорабатывала проект для другого стадиона.
Проектирование
По требованиям FIFA, Wi-Fi-сеть на трибунах должна обеспечивать доступ не менее чем для 15% от общего числа всех зрителей в обоих диапазонах (2,4 и 5 ГГц) и на скорости доступа в Интернет не менее 2 Мб/с. Забегая вперед скажу, что мы ориентировались на более высокие требования. Помимо требований FIFA нам необходимо было соблюсти требования и нашего законодательства: идентификацию абонентов при подключении к общественной сети Wi-Fi.
Из существующих на данный момент способов идентификации абонента, соответствующих требованиям законодательства РФ, мы выбрали самый популярный и удобный – по номеру сотового телефона. Работает он следующим образом: абонент после подключения к сети Wi-Fi открывает любую http-страницу, его перенаправляет на Web-портал, в котором он проходит процедуру идентификации и авторизации: пользователь вводит свой номер телефона и подтверждает его при помощи кода, который отправляется на мобильный телефон в SMS-сообщении.
Web-портал с SMS-авторизацией
При возведении стадиона ИТ-инфраструктуру выстраивали на оборудовании компании Huawei.
Этого вендора выбрали и для строительства HD Wi-Fi накануне ЧМ-2018. Таким образом, мы смогли использовать точки Интернет-доступа, установленные в 2013 году, и сохранили инвестиции заказчика.
Для Huawei наш проект стал первым кейсом в России. В принципе, создание сети высокоплотного Wi-Fi можно считать самой сложной задачей для производителей оборудования.
Нам предстояло выбрать модель точки доступа, места их установки, тип антенн и способы крепления всего этого добра. Выбор пал на AP8030DN, так как данная модель, во-первых, является высокопроизводительной, поддерживает стандарт IEEE 802.11ac Wave1 и работу в обоих диапазонах частот (2,4 и 5 ГГц). Во-вторых, имеет встроенную направленную секторную антенну, что немаловажно при покрытии зон с высокой плотностью абонентов. В-третьих, модель может работать в расширенном температурном диапазоне и поддерживает высокий класс защиты IP67, что обязательно при монтаже на чаше стадиона.
Для увеличения количества обслуживаемых Wi-Fi-абонентов, повышения производительности и пропускной способности и с целью поддержки дальнейшей масштабируемости Wi-Fi сети мы решили заменить используемый на стадионе Wi-Fi-контроллер на отказоустойчивое решение из двух контроллеров ACU2. Данная модель предназначена как раз для развертывания Wi-Fi высокой плотности и поддерживает обслуживание до 2048 точек доступа и 32000 Wi-Fi- пользователей.
Данные контроллеры представляют собой линейную плату, которая устанавливается напрямую в существующие коммутаторы ядра стадиона. На кластер из двух новых контроллеров мы планировали переключить все существующие точки доступа заказчика, установленные в VIP-ложе, подтрибунных помещениях, включая фуд-корты и холлы.
Кстати, стоит отметить оперативность партнера – компании Huawei: они учли наши обстоятельства, произвели и доставили всё оборудование не за стандартные 6-8 недель, а за 3 недели.
Пока оборудование изготавливалось на заводе и летело в Москву, нам нужно было максимально быстро подготовить рабочую документацию и выдать задание подрядчику для начала работ по прокладке СКС до мест установки точек доступа Wi-Fi, подготовки и монтажа креплений для них.
На предпроектном обследовании мы определились с основным концептом – как будем все строить: согласовали с заказчиком места установки точек доступа Wi-Fi, где, как и откуда будем «засвечивать» трибуны, провели радиомоделирование и тестовое радиообследование, по результатам которых получили требуемое количество точек доступа.
Основная концепция предполагала четыре уровня (контура) крепления точек доступа. Расстояние между соседними точками доступа одного уровня – порядка 8 метров.
Четвертый уровень (верхние трибуны): монтаж на несущие колонны с углом наклона в сторону болельщиков, покрываем верхнюю часть верхних трибун.
Третий уровень (верхние трибуны): монтаж на технологические мостки с них, покрываем нижнюю часть верхних трибун.
Второй уровень (нижние трибуны): монтаж под козырьком от верхних трибун с углом наклона в сторону болельщиков, покрываем верхнюю часть нижних трибун.
Первый уровень (нижние трибуны): монтаж на рекламные баннеры, расположенные вдоль футбольного поля, покрываем нижнюю часть нижних трибун.
Некоторые места установки могут показаться необычными. Я, например, не знаю таких стадионов, где точки доступа крепились бы на рекламные баннеры. Но это, кстати, достойное решение, учитывая, как сложно найти оптимальное место на стадионе, который давно построен и эксплуатируется.
Первые проблемы
Как только мы разместили заказ у вендора и приступили к подготовке рабочей документации, на этапе ее согласования с заказчиком выяснилось, что часть нашего концепта необходимо менять.
Сперва выяснилось, что рекламные банеры на время проведения Кубка Конфедераций будут сняты и заменены на другие, которые нам точно не подходят. Затем нам не удалось согласовать размещение уличных всепогодных шкафов на технологических мостках, коммутаторы в которых были нужны точкам третьего контура как «воздух», так как длины СКС кабелей до ближайших возможных кроссовых намного превышали 100 м. Так мы «потеряли» предполагаемые первый и третий контур.
Пришлось искать новые места монтажа для точек доступа, которые бы обеспечили такое же оптимальное покрытие и антивандальную защиту, что немаловажно на стадионе, где после дерби точку доступа могут унести в качестве «трофея».
С учетом всех замечаний концепт был доработан: точки первого и третьего контуров переместились на фасады трибун, т.е. точки доступа первого и второго, третьего и четвертого контуров должны «светить» друг на друга. По расчетам, одна точка доступа должна была покрывать ячейку/соту примерно на 170 мест и, если учитывать тот факт, что к точке доступа должно подключаться около 15% болельщиков, то около 30 абонентов для точки доступа такого класса не было пределом.
Четыре контура монтажа точек доступа (наглядная презентация Huawei)
Всего получилось порядка 250 точек доступа Wi-Fi. С учетом уже существующих точек доступа общее количество равнялось 350.
К точкам доступа нужно было провести питание и подключить их к коммутаторам. С тремя нижними контурами сложностей не возникло — мы использовали кроссовые помещения стадиона. Для верхнего контура надо было придумать какое-то другое решение. И оно нашлось. Решили установить шесть всепогодных уличных шкафов, в которых поддерживается температура, необходимая для работы оборудования, и уровень влажности.
Наконец, после всех наших согласований подрядчик смог приступить к прокладке СКС и подготовке мест монтажа к доставке точек доступа. Четыре бригады работали круглосуточно в три смены. До приезда-прилета оборудования оставалось совсем не много времени, и нам необходимо было подготовиться к его встрече: сделать радиочастотный план, шаблоны настроек, развернуть и протестировать систему SMS-авторизации с существующим у заказчика контроллером.
Дополнительный кронштейн для точек доступа на фасадах
Ready Steady Go
После того, как оборудование прилетело в Москву и прошло все необходимые регистрационные процедуры, решили его сразу везти на стадион, чтобы не тратить драгоценное время, ведь у нас оставалось всего 10 дней на монтаж точек доступа, на запуск системы и на ее тестирование.
Когда стадион готовили к Кубку Конфедераций, на нем ежедневно присутствовало огромное количество подрядчиков по различным системам, словно стадион строился заново.
Доступ на стадион осуществлялся под строгим контролем, как будто это «чистая зона» аэропорта. Всем подрядчикам выдали свою территорию для размещения/складирования своего рабочего инвентаря и оборудования за пределами стадиона. Нам «повезло»: наша площадка оказалась прямо возле стадиона, но добраться до входных групп можно было, только обойдя все заграждения по полю. А это три километра!
Один только входной контроль и подготовка привезенного оборудования к монтажу забрали у нас два дня, включая перетранспортировку из вагончиков на саму чашу. С проносом оборудования на стадион постоянно были проблемы: то каждую вещь проверят через интроскоп, то вообще запретят внос на стадион.
Подготовка точек доступа к монтажу
Наконец, оборудование попало на арену, и мы приступили к его установке и настройке: часть инженеров занялись запуском коммутаторов, а другая – «тонкой» настройкой точек доступа. На каждый уровень (контур) монтажа точек доступа была выделена бригада монтажников, и, как только точка доступа монтировалась и подключалась в сеть, инженер подбирал оптимальный угол наклона.
Точки доступа готовы к монтажу
Одна из неприятных особенностей развертывания Wi-Fi-сети высокой плотности – много работы с каждой точкой доступа: нужно донастраивать радиоэфир – вручную настраивать каналы и мощности на каждой точке доступа, устанавливать необходимый угол наклона и постоянно проводить радиообследование.
Проблема в том, что увидеть реальную картину распространения сигнала можно только на заполненном стадионе, т. к. радиоэфир пустого и наполненного стадиона разительно отличаются. Каждый смартфон вне зависимости от установленной операционной системы опрашивает сохраненные в нем сети Wi-Fi примерно раз в 30 секунд.
Теперь представьте: 45000 человек в одном месте, и телефон каждого из зрителей раз в 30 секунд что-то вещает в эфир. Это создает невероятный уровень шума в радиосреде, что влечет за собой совершенно другие требования к уровню сигнала в таких сетях. Вы пробовали во время футбольного матча заговорить с соседом, сидящим через 2 места от вас? Чтобы он хоть что-то услышал, придется кричать. Думаю, аналогия с Wi-Fi-сигналом понятна.
Еще одна проблема – сигнал затухает при проходе через зрителей. Поэтому в идеале антенна должна быть расположена впереди над зрителем, чтобы между конечным пользователем и антенной не было препятствий. К сожалению, это не всегда возможно из-за конструктивных особенностей стадиона, и приходится ставить точки туда, где можно их закрепить и куда можно дотянуть необходимую СКС. Такое расположение часто не очень эффективно. Например, точки внизу трибун, “смотрящие” на зрителей снизу вверх, во время аншлага пробивают только 8-10 рядов зрителей. А дальше сигнал становится слишком слабым.
Отдельно встала проблема частотного диапазона: поскольку в диапазоне 2,4 ГГц сигнал распространяется дальше, чем в 5 ГГц и диапазон насчитывает всего 3 непересекающихся канала, чтобы избежать интерференции, нам пришлось на точках доступа через одну отключить диапазон 2,4 ГГц. Конечно, с мощностью пришлось долго повозиться, но через несколько матчей мы подобрали оптимальный EIRP для каждого сектора.
Смонтированные точки доступа
Поскольку это был Кубок Конфедераций под эгидой FIFA, нам пришлось согласовывать и делить радиочастотные каналы с различными новыми сегментами Wi-Fi. А часть точек доступа вообще пришлось отключить из-за временного сегмента Wi-Fi от самой FIFA, развернутого по всей западной трибуне, где они предоставляли доступ в сеть не только своим сотрудниками, но и всей ложе прессы.
Строительство HD Wi-Fi идет полным ходом: точки доступа второго контура монтажа
Систему идентификации и авторизации абонента настраивал наш партнер Netams, развернувший коробочное решение собственной разработки – WNAM. До приезда нового оборудования на стадион их команда успела развернуть свою систему, успешно протестировать её с существующим на тот момент у заказчика контроллером Wi-Fi и точками доступа.
Коллегам, как и нам, пришлось столкнутся с интересной задачкой: за два дня до первого матча Оргкомитет дал новую вводную: сделать страницу Web-портала, где пользователь проходит SMS-авторизацию в стилистике Кубка Конфедераций, причем не просто поменять пару картинок и текст, а переделать его полностью (HTML-верстка), включая логику работы. Нужно было реализовать мультиязыковую поддержку, новый дизайн кнопок и рамок, автоподстройку под размер мобильного устройства, работу со всеми сотовыми операторами мира. Но и с этой задачей партнер успешно справился.
Стадион в ожидании первого матча
Работает?
Первый матч на стадионе прошел между сборными Чили и Камеруна. Трибуны были забиты на 70%. Рекламу о работе Wi-Fi на стадионе Оргкомитет не давал, что позволило нам протестировать новенький HD Wi-Fi без большой нагрузки.
На первом матче было около 1500 уникальных пользователей. На последующих матчах Wi-Fi уже рекламировали, а мы занимались только подбором оптимальной мощности точек доступа. Самый большой наплыв пользователей был на последнем матче за третье место: практически при полном стадионе около 4000 уникальных пользователей.
В заключение хочется добавить, что это был первый в России уже построенный и работающий стадион такого масштаба, на котором запустили HD Wi-Fi за 10 дней. Сейчас тысячи болельщиков выходят в Интернет и делятся фото или видео в социальных сетях прямо во время матча.
- Весь проект развертывания высокоплотного Wi-Fi на стадионе “Открытие Арена” занял 5 недель.
- На разработку плана радиопокрытия ушло 10 дней.
- Спустя 3,5 недели после начала проекта оборудование доставили самолетом в Москву.
- В чаше стадиона установлено 250 точек доступа Wi-Fi.
- Всего на стадионе работает около 350 точек доступа Wi-Fi.
- Система высокоплотного Wi-Fi на стадионе способна обеспечить доступ в Интернет 8 тысяч посетителей одновременно.
P.S. Эту статью мы писали вместе с моим коллегой ISkrypnik, который в этом проекте помогал мне в разработке концепции и в техническом пресейле, так что и на ваши комментарии мы будем отвечать вместе.
Комментарии (46)
achekalin
13.02.2018 13:57Много раз видел развернутые системы WiFi (и с роумингом, и по-пионерски, без), которые при наплыве гостей дохли на глазах. Иногда wifi не дохнет, но сам канал интернета (скорее даже сетеобразующее оборудование) явно не рад такому числу гостей — порой просто NAT не справляется.
Есть ли в данном случае какие-то четкие требования, что-то вроде «N гостей, рассевшихся вот так (несимметрично), с картиной трафика вот такой, и с вот такой картиной коннектов»? Есть ли какие-то модификации на тему улучшения, скажем, связи с популярными соцсетями (какой-нибудь линк напрямик в ДЦ Вконтакта)?
Просто «не менее 15% посетителей» — это, конечно, некое число, но когда в сеть ломанутся не 15, а 85% от пришедших, сеть что сделает — выберет и обслужит только 15% нормально, а остальный best effort, или (что реальнее) сделается хреновой для всех? 2 Мбит на нос присутствующего — это в одно соединение, или все 15% могут запустить по торрентоклиенту, и получить честные и работоспособные 2 Мбит? Как отработает система, когда в перерыве люди начнут (передавая и качая данные) ходить из сектора в сектор, в кафе, в туалеты?TimsTims
13.02.2018 14:26+1но когда в сеть ломанутся не 15, а 85% от пришедших
Значит футболисты не делают своё дело, раз люди принялись за мобильники)))achekalin
13.02.2018 14:31+1Ну как сказать, есть команды, на которые и смотреть-то не хочется — правда, на них, наверное, и не 100% заполняемости стадиона пойдут смотреть.
Но вообще вопрос не про время игры, а про «до, в перерыве и после». Тем более что здесь не дворовый футбол, когда зрители спокойно подходят и отходят — здесь мероприятие, со сложной безопасностью, с массой технических моментов, так что и приходить надо заранее, и ждать долго придется.
virtualsys
13.02.2018 15:18Не скажите. Вон будет какой-нибудь спорный момент, и все ломанутся смотреть видеоповтор. Или гол посмотреть с разных ракурсов. Или, гипотетически, последний матч этапа и параллельно играет конкурент. Могут параллельно смотреть пытаться.))
TimsTims
14.02.2018 14:11Вон будет какой-нибудь спорный момент, и все ломанутся смотреть видеоповтор
Обычно такой повтор повторяют на больших экранах. А тот, кто лезет в телефон — обычно держит его тёпленьким открытым, и повтор показывает всем окружающим (получается 1 включённый аппарат на 3-5 человек (15-20% использующих) )Heavyside
15.02.2018 17:16Если не ошибаюсь, на футболе повторы спорных моментов на больших экранах запрещено показывать. Т.к. в таком случае их может увидеть судья и незаконно поменять решение. Или игроки/тренеры, что поставит под сомнение авторитет судьи). Был даже скандальный случай, когда арбитр посмотрел повтор в телевизионной камере у поля (Валентин Иванов, «Анжи» — «Ростов»). И кажется ещё во франции был случай с повтором именно на стадионе.
khim
15.02.2018 17:26Вот откуда, кстати, такой идиотский подход? В какой-нибудь формуле-1 или лёгкой атлетике только по видеозаписям и решают — было нарушение или нет, наказывать кого-то или не стоит.
А тут — строго наоборот: судья — бог, если он чего не увидел — то этого и не было. Оч большой соблазн возникает чего-нибудь «увидеть» или «не увидеть» за денежку…Shultc
15.02.2018 18:29Это очень интересный вопрос. По той же причине, почему не убирают судью, и не делают всё автоматизированно:
Чтобы потом фанатам в барах было что обсуждать! «Судья козёл», «Наших засудили» итд.
А если всё будет абсолютно точно машинно вычисляться, то и обсуждать будет особо нечего.siziyman
16.02.2018 14:25Сейчас вообще-то двигаются к введению видеоповторов, которые будет судья просматривать где-то в соответствующем центре, имеющий связь с главным.
И более того, эта технология уже была задействована на Кубке Конфедераций, как раз-таки впервые на соревнованиях ФИФА.
Vittke Автор
13.02.2018 15:14+2Вся существующая сетевая инфраструктура стадиона, включая сегмент Wi-Fi, спроектирована с запасом по пропускной способности, начиная от коммутаторов ядра и межсетевых экранов и заканчивая внешними каналами связи.
Есть требования FIFA, которым мы следовали, но, так как количество мобильных пользователей растет с каждым годом, мы ориентировались на более высокие требования к количеству зрителей и пропускной способности.
Поэтому в случае лавинного подключения пользователей и превышения заявленного лимита, оборудование просто не пропустит «лишних» абонентов.
На точке доступа установлено ограничение по количеству подключенных пользователей в 128 абонентов, что равняется 75% от покрываемого ей сектора. Также есть ограничение размера пула DHCP сервера.
Скорость на абонента также ограничивается, согласно требованиям FIFA, чтобы не «забить» WAN-каналachekalin
14.02.2018 13:48Т.е. как бы связь есть, и как бы быстрая, но только «для счастливчиков»?
Честно — с точки зрения юзеров таким проектом авторам гордиться не стоило бы. 85% присутствующих остались без wifi (и ладно бы их телефоны не видели сети, а ведь они ее видят, пытаются подключиться, никаких сообщений об ошибках — мы все знаем, как у wifi никак с сообщениями об ошибках! — а связи нет) — я бы в майке «Я сделал здесь wifi!» в толпу фанатов не пошел бы, знаете ли!
В общем, сделали, чтобы по бумагам к стадиону не было причин придраться с точки зрения связи. Молодцы. А сделать «хорошо для почти всех» рука не поднялась, или — что?
P.S. А туалеты там так же рассчитаны и построены, интересно, чтобы обслужить немногих счастливчиков, а остальным — «упс!», или всё же нет?khim
14.02.2018 19:2185% присутствующих остались без wifi
Это по требованиям FIFA. Реально же все должны получить доступ. Чтобы больше 75% болельщиков не только пришли со смартфонами, но и полезли пробиваться через авторизацию и прочее — это ещё умудриться.
Большинство будет WhatsApp'ом через 4G пользоваться по-любому (это тоже головная боль — но уже других людей).
helgihabr
13.02.2018 15:33>> у нас было чуть больше месяца
>> за два дня до первого матча Оргкомитет дал новую вводную
Почему так?
Если по-поводу владельца стадиона еще можно понять, ему могла просто прийти неожиданно идея модернизации wifi.
Но вот насчет Оргкомитета — всегда думал, что есть четкий регламент, а тут такой вызов за пару дней до матча.GloooM
13.02.2018 19:08Справедливости ради «Нужно было реализовать мультиязыковую поддержку, новый дизайн кнопок и рамок, автоподстройку под размер мобильного устройства, работу со всеми сотовыми операторами мира» кажется совершенно логичными требованиями для такого уровня, иначе очень странно на международные матчи делать авторизацию на русском и только для российских номеров, про подстройку под размер экрана уж молчу.
antonvn
14.02.2018 12:48Соглашусь, но когда приходит готовый дизайн за 2 дня «до», и в шаблон страницы встроен (base64) шрифт размером полмегабайта, приходится выкручиваться :)
gravity
13.02.2018 19:21На кубке конфедераций, даже проводная сеть на стадионе падала каждый час. Палатки с пивом и хотдогами постоянно жаловались. А как вам дали пронести ноутбук и прочее? Я с аккредитацией по зонам 0, 3, 4 (ser) не смог занести ничего кроме ручки.
agmt
14.02.2018 11:59«Вы должны за 10 дней всё сделать, но требуемое вам оборудование для настройки мы вам пронести не дадим. А несколько дней вообще работать не дадим.» — так?
Schalker
13.02.2018 20:39Спасибо за статью.
Понравилось: работа на внутренних антеннах. Правильно. Дешевле, надежнее. И безопаснее. Пожарники и статики будут довольны.
Сомневаюсь: кронштейны на проходах. Access Point мешают в проходах. У меня „ на Хозяйстве „ ответственные за безопасность за подобные решения мгновенно снять заставят.
Из опыта: если законы позволят отменить SMS Login, число пользователей сразу вырастит раз в десятьnidalee
13.02.2018 23:39А еще я предвижу небывалые фейлы как раз из-за SMS. Либо операторы волосы на голове все выдернут от количества SMS и они будут приходить кое-как, либо просто сеть у них упадет…
Хорошо бы ошибиться.Buchachalo
14.02.2018 12:42Из практики, сота спокойно может выдержать 300-400 смс в минуту. Что то буферезирует и доотправит позже. Судя из статьи пользуеться интернетом от 1500 до 4000 человек, но я не думаю что все начнут авторизироваться в одно и то же время.
Schalker
14.02.2018 00:43Мне вообще не понятна авторизация по SMS. Когда на стадионе уже 20...30 .000 зрителей SMS ещё доходят? Или после матча, уже дома?
Опыт полного покрытия немецких стадионов вроде хорошо описан. Проблемы авторизации, NAT, DHCP, роуминг. Зачем наступать на грабли?
Футбольный стадион кардинально отличается от офисов. Здесь все быстро. Мы в своё время „ похоронили“ типовой концепт HUAWEI, и сделали „ футбольный“.
Основной принцип — захват пользователя на пути к стадиону. Пока он движется. В это время надо производить авторизацию, раздавать dhcp. Как только зритель зашёл, он начнёт рассылать фото и активно пользоваться мессенджерами. Пойдёт трафик.
Наш опыт вроде был опубликован HUAWEI.
PS. Немцы из FIFA IT отлично знакомы с моим „хозяйством“, они будут оценивать wifi как минимум на уровне среднего немецкого стадиона
khim
14.02.2018 08:30Когда на стадионе уже 20...30 .000 зрителей SMS ещё доходят?
И SMS доходят, и в интернет можно выйти. Я с тонкостями развёртывания всего этого хозяйства незнаком, но зато испытывал всё это лично и c вот с этой статьей готов согласиться: Даже худшие российские операторы на голову выше по качеству связи, чем то, что есть сегодня в Германии и тем более в Мюнхене.
И как «захватывать пользователя на пути к стадиону», если федеральный закон требует авторизации — не очень понятно. Человек должен уткнуться в телефон и остылать SMS'ки «на ходу»? Сомнительная идея, как по мне…
PS. Немцы из FIFA IT отлично знакомы с моим „хозяйством“, они будут оценивать wifi как минимум на уровне среднего немецкого стадиона
Думаю всё будет хорошо. Тут скорее важно пережить избалованных российских пользователей. А требования FIFA куда более мягкие.Schalker
14.02.2018 08:54«захватывать пользователя на пути к стадиону» — извените, термин мой, не очень удачно переведен на русский.
Объясню, основная нагрузка будет именно на процессы раздачи DHCP, авторизации. Классические Radius сервера будут перегружены. С этом сталкнулись мы, Leverkusen, Dortmund, Munchen. Решили просто — разместили Access Point на основных путях к стадиону. На остановке, парковках и перед входом. Разнесли процес входа в сеть по времени. Картинки здесь:
lan-meister.blogspot.de/2015/03/wlan.html
unwrecker
14.02.2018 06:44"Международная федерация футбола, помимо прочего, контролирует свободный доступ болельщиков в Интернет"
Понятие "свободный доступ" и необходимость авторизации по СМС вообше сочетаются? Надеюсь, вы заготовили возможность эту авторизацию оперативно отключить.
khim
14.02.2018 08:33Надеюсь, вы заготовили возможность эту авторизацию оперативно отключить.
Если они подобную глупость сделают, то они могут и лицензии лишиться. Dura lex, sed lex.
Технически оно, может и отключаемо, но ясно, что никто про это даже заикаться не будет — не положено-с. Точка.
agmt
14.02.2018 11:50+1Удивлён таким требованием FIFA. А при создании протоколов wi-fi учитывали такую нагрузку?
Мне кажется, обычные сотовые сети гораздо более приспособлены для данных сценариев, а для бесплатности можно создать виртуального оператора, который все будут считать нероумингом (мб такое уже и есть в стандарте). Да и идентификация уже встроена.
Естественно, это вопрос не к авторам поста, которые выполняли существующие требования, а про то, какие требования могут появиться в будущем и какие ограничения мешали их применить сейчас. Не зря же при создании новых сотовых стандартов учитывают, что они должно работать при большом скоплении людей.
Evgeny42
14.02.2018 13:48Сколько трафика генерируется за один матч? (Не нашел такой информации в статье)
TimsTims
Просто сколько я не путешествовал по миру — ни в США, ни в Сингапуре, ни в ОАЭ, ни нигде в Европе (хотя 1 раз в Германии сработало), нигде и никогда не удавалось отправить смс на мой российский номер — либо нет такой опции (только местные номера), либо вообще смс не доходят…
Sabrina_U
Мне везло в аэропортах США, смски всегда приходили.
Vittke Автор
На «Открытие Арена» работает со всеми номерами, включая международные. Доставка SMS-сообщений зависит напрямую от сервис-оператора, предоставляющего услугу SMS-рассылки.
Cobolorum
Как стоит вопрос с DDOS на отправку СМС?
antonvn
В системе WNAM на этот счет есть соответствующие лимиты и блокировки.
Что касается доставки СМС международным получателям, проблема возникает только у некоторых иностранных операторов с буквенными идентификаторами отправителя (их ведь согласовывать обычно надо). На КК меньше всего везло чилийцам.
hooyec
Никогда не понимал прикола с смсками, почему нельзя сделать просто открытую точку, а ограничивать траффик скажем по мак-адресам (неужели кто-то качает террабайты торрентов в аэропортах и подобных местах).
Это ведь банально проще реализовать и удобнее как для организаторов, так и для пользователей.
Vittke Автор
Да, возможно, всё было бы проще, если бы не требования ФЗ к идентификации пользователей в Wi-Fi.
GermanRLI
Проблема с точки зрения этого закона в том что далеко не во всех странах номер мобильника обеспечивает идентификацию пользователей. У эстонскких Elisa и Airbaltic Mobile точно есть предоплаченные номера.
Поэтому например в Италии смс-идентификация работает только с итальянскими номерами.
alexanster
В аэропорту Осло мне СМСка на МТС номер пришла.
Buchachalo
Могут точно сказать что смс(МТС) приходят в аэропортах: Барселоны, Вены, Париж (Шарль де голь), Базель, Римини, Рим, Цюрих.
Не пришли в: Брюсселе и Милане.
В Праге на МТС не пришла, на Билайн пришла.
Статистика от июня 2017 года до января 2018.