АС лимитировано выпускали во Львове в восьмидесятые годы прошлого века — на ЛПО им. В. И. Ленина (сейчас «ЛОРТА»), нынешнем государственном предприятии военно-промышленного комплекса Украины. Особый интерес лично для меня эта системам представляет ещё и потому, что она появилась практически одновременно с самыми известными гибридными электростатами современности от MartinLogan.
Создатели
История ЛПО им. В. И. Ленина началась в 1944 году, с совсем маленького завода № 797, занимавшегося чуть-чуть не акустикой, а ремонтом шасси у самолетов «Як». В 56-ом году предприятие стало выпускать радиотехническую аппаратуру для войск ПВО.
В начале 60-х предприятие было переименовано в Львовское производственное объединение имени В. И. Ленина. В этот период компания буквально расцвела, ее успех пришелся на 63–77 годы, во время которых работники предприятия были задействованы даже в ракетно-космической программе Советского Союза.
Далее завод получил еще большую известность, уже благодаря производству акустических систем и стереофонических усилителей марки «Амфитон», о которых мы уже писали.
Обстоятельства создания и другие факты
Как я уже упоминал, в Союзе не хватало такого рода техники, и потому львовские инженеры (история умалчивает, кто именно) приняли решение о создании гибридной акустической системы, обладающей для того времени недостижимыми характеристиками.
Принцип был следующий — разработать электростатическую СЧ ВЧ часть и совместить с динамической НЧ секцией в фазоинверторном акустическом оформлении. К слову, на Западе подобные конструкции стали ограниченно применяться лишь в конце 80-х — начале 90-х годов для High End решений с астрономической стоимостью.
Игорь Левицкий, советский инженер, сотрудник НИИ БРЭА, ныне руководитель RND компании OPPO Digital рассказывал, что его коллегами разрабатывалась гибридная диностатическая модель, которую он считает шедевром советского колонкостроения. Это как раз была акустическая система 35 АС ДС-017. В соответствии с его воспоминаниями, серия этой АС не превышала 200 штук.
Американцы из Martin Logan применили совершенно аналогичное гибридное решение для производства своей легендарной акустики практически одновременно с львовскими инженерами. Публичная демонстрация Martin Logan Monolith состоялась на CES'83. За год до этого появились первые прототипы 35 АС ДС-017, серийный выпуск советской акустики начался через 2 года в 1984-м.
Martin Logan Monolith
Немного о технических характеристиках
Конструкция системы определила технические характеристики, которые многократно превосходили HI-FI стандарт. Сегодня системы с подобными возможностями продаются в ценовом диапазоне от 250 000 и выше. Единственный параметр, который является сравнительно проблемным по сравнению с современными АС — неравномерность АЧХ, которая составляет +4/-3 Дб.
- Напольная диностатическая система с фазоинвертором — характеристики:
- Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-16 дБ) – 25000 Гц
- Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: +4/-3 дБ
- Уровень чувствительности: 84 дБ (0,3 Па/vВт)
- Коэффициент нелинейных искажений СЧ ВЧ секции: менее 0,5 %;
- Коэффициент нелинейных искажений НЧ секции: не более 1%
- Номинальная мощность: 35 Вт (RMS 50 Вт)
- Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом
- Минимальное значение импеданса: 3,2 Ом
- Размер (ВхШхГ): 1070х360х380 мм
- Масса: 30 кг
По мнению многих любителей советской винтажной техники особого упоминания заслуживает фильтр АС, который давал возможность получить спад СЧ 6 дБ на октаву и частоту разделения 500 Гц.
Интересно, что при сравнении 35АСДС-017 с современными системами, по некоторым формальным характеристикам популярные образцы с аналогичной гибридной конструкцией могут проигрывать советскому устройству.
Например, у акустики фирмы Martin Logan сравнимой ценовой категории а верхняя граница частотного диапазона — 22 000 Гц, что на 3 кГц меньше чем львовской АС. Безусловно эта разница лежит за пределами возможностей большинства человеческих ушей, но многие филофонисты убеждены, что ультразвук крайне важен для верности воспроизведения. Оспаривать такие убеждения это в этой статье я не стану — ибо оффтоп, можно подискутировать в комментариях.
Так или иначе, по остальным значимым характеристикам львовская АС из далёких 80-х готова дать фору большинству традиционных динамических образцов и не очень значительно уступают современным гибридным и электростатическим аналогам. Советские изделия начала 80-х вообще не выдерживают сравнения с этой акустикой по показателям верности воспроизведения.
В субъективных оценках многие пользователи отмечают, что система 35АСДС-017 крайне требовательна к подаваемому ему сигналу. По их мнению, АС способна сделать заметными даже незначительные дефекты и артефакты, внесенные при записи или воспроизведении/усилении.
Мечта аудиофила-коллекционера
Характерно, что этот не типичный для советской акустики образец пользуется большой популярностью на вторичном рынке до сей поры. Коллекционеры могут отдать за хорошо сохранившуюся Львовскую пару внушительные суммы (сегодня в зависимости от состояния стоимость около $1000).
Немногочисленные аудиофилы советской эпохи, которым довелось использовать эту АС, описывают её звучание как “невероятно чистое” и ”естественное”. По отзывам, звучание настолько качественное, что обычные динамические драйверы, даже самые дорогие, проигрывают в ВЧ СЧ спектре. Технические характеристики отчасти подтверждают пафосные отзывы пользователей.
Малосерийная 35АСДС-017 считается одной из очень редких коллекционных разновидностей диностатической акустики, настоящим Hi-End-ом из СССР. Безусловно, коллекционная ценность этой модификации заключается ещё в и том, что АС была выпущена малой серией, не более двухсот пар.
Итог
Несмотря на возраст и слишком благоприятное время, акустика 35АСДС-017 успешно составит конкуренцию самым матерым и популярным системам. Даже одиозные, брендозависимые аудиофилы с большим уважением относятся к этому чуду советской инженерной мысли.
Я не устаю удивлятся тому, что такие вещи умудрялись создавать в Союзе, учитывая все проблемы, которые существовали в то время. При этом, к сожалению, мы не готовы повторить “подобное” сейчас.
Бесспорно, можно ссылаться на низкую рентабельность производства и на то, что в Китае, Индии и Вьетнаме дешевле рабочая сила и комплектующие. Но у меня тлеет надежда, что когда-нибудь мне удастся послушать отечественную АС, превосходящую восточные и западные аналоги.
Использованы изображения и фотоконтент:
ldsound.ru
www.olx.ua/obyavlenie/35as-ds-017-kollektsionnaya-dinostaticheskaya-akustika-klassa-hi-end-IDnsdzy.html
Джинса и ссылки
В нашем каталоге представлен широкий ассортимент усилителей, ресиверов и другой звуковоспроизводящей аппаратуры. У нас вы можете приобрести акустические системы высокой верности воспроизведения в том числе гибридные династатические АС.
Комментарии (33)
fndrey357
23.02.2018 09:30Помню в общаге был товариСч — меломан. У него политика была следующая — он покупал колонки-усилитель, слушал их, потом платил червонец приемщику и оформлял как брак, сдавал обратно и покупал новые, но уже другие.
Были всякие разные — что интересно — мой медведь, наступивший на ухо дремал и я действительно слышал различия (комната метров 13-15), музон разный. Такие колонки слышал. В принципе не скажу что впечатлили.
Осталась в конце концов Радиотехника S-90+радиотехник усилок+кассетная дека+предварительный усилок и чуть позже новый Проигрыватель компакт-дисков «Вега.
Для большинства небольших помещений на тихом звуке нужна хорошие связки усилок-колонки. И то, что осталось у парня было оптимальным.
Serge78rus
23.02.2018 10:51Следующие два высказывания, мягко говоря, противоречивы:
Многочисленные аудиофилы советской эпохи, которым довелось использовать эту АС ...
… АС была выпущена малой серией, не более двухсот пар.
Sound_cULT Автор
23.02.2018 12:35Отдельное спасибо всем, кому удаётся «пофиксить баги» в статьях и сообщить об этом в комментах или в личку, а не в форме минуса. Моё уважение за конструктив.
Ugrum
23.02.2018 12:39Интересно, как долго, после столь мощного промо, провисит это объявление на olx?
Sound_cULT Автор
23.02.2018 13:34Это не намеренно — не знаю продавца, просто ценник демонстративный и фото хорошие. Первая попавшееся объява по этой АС.
Если у продавца возникнет желание поблагодарить — легко передам свои реквизиты, по запросу в л/с.))
А вообще можем считать, что промо объявления в порядке взаимозачета за использование фотоконтента)))
kartvladek
23.02.2018 19:17Ага, я сразу заинтересовался, положил в закладки. Кстати — других образцов к продаже так и не нагуглил
Sound_cULT Автор
23.02.2018 22:15Видел на Avito за 1000, но ещё неделю назад, когда возникло желание написать об этой АС…
alexhott
23.02.2018 13:18Недавно попадалось видео где руководитель отечественной конторы производящей АС и усилки рассказывал как они пытались АС премиального качества но с цено в два раза ниже аналогов продавать через сетевые магазины электроники.
Психология человека такова что подсознательно он считает дешевое плохим — вобщем продажи не пошли, и вложения в массовое производство не окупилось. Производят мелкими партиями и продают задорого — окупается и приносит прибыль.
Также в речи прозвучало: "можем сделать плоский динамик, который звучит лучше чем классические корпусные колонки", но рынок к этому не готов.Sound_cULT Автор
23.02.2018 13:36А что за контора, если нет секрет?
Мне от чего-то кажется, что мне тоже доводилось видеть такое видео…
iig
23.02.2018 13:57Так качественные колонки действительно мало кому нужны. Аудиофилов мало, и у них своя религия.
Sound_cULT Автор
23.02.2018 16:26+1Качественные колонки нужны всем. Аудиофилам нужны не только качественные колонки, но и масса вещей которые ими, аудиофилами, к качеству причисляются, но с технической точки зрения не являются его(качества) критериями.
lubezniy
24.02.2018 10:57Смотря что считать качественным, тем более в нынешнюю эпоху любительского контента. Если крутая колонка сделает хорошо слышимым каждый косяк звука на каком-нибудь любительском айфоновидео с интересным (пусть и некачественно снятым, не постановочным) контентом, то претензии у потребителя в данном раскладе вряд ли будут к видео.
fido25080205
24.02.2018 01:56Если надо найти нечто годное — я смотрю на профессионалов… Обычно выбор у них адекватный, т.к. знают, что им надо, могут объективно оценивать, не чужды разумной экономии… Как бы есть студийные мониторы с ценником в условно-приемлемые 200-300 килорублей. Т.е. по цене соизмеримо (зачастую — дешевле) какого-нибудь супер-пупер проводка от розетки до усилка. www.audiomania.ru/mains_cable/nordost/nordost_valhalla_2_power.html#34905
stalinets
23.02.2018 15:22В этом случае нужно везде в описаниях и рекламе упирать на то, что это — премиум-продукт, который мы смогли сделать недорогим.
Можно даже придумать красивый лозунг и печатать на каждой колонке, типа «Hi-END ЗВУК — ДЛЯ ВСЕХ!»
Потом важно просочиться в сетевые магазины со своим брендом и продержаться там подольше, чтобы марку узнавали, вложиться в рекламу. Уверен, в сетевом магазине любой неизвестный бренд поначалу будут брать плохо, независимо от его звучания.Sound_cULT Автор
23.02.2018 16:23Дело в том, что вся стратегия престижных цен строится на том, что это «не для всех» и «для всех» хорошо быть не может, кому-то обязательно должно быть лучше и за это «лучше» надо заплатить. Вероятно, ни один производитель, насколько бы логичным это не казалось, не пойдёт на то, чтобы менять это «чудесное» правило — «платишь больше — получаешь лучше», и уже тем более не станет продавать дешевле продукт, который «исторически» отнесен в другую ценовую категорию. Ведь за этим историческим стереотипом стоят деньги, и не маленькие деньги. У массовых продуктов цена не может быть выше определённых пределов и наценка на них обусловлена психологическим барьером. Для элитарных продуктов такие такие барьеры раздвигаются очень широко.
ClearAirTurbulence
23.02.2018 17:34При грамотном маркетинге это возможно. Подали же несколько вагонов Bluedio с примерно таким месседжем — так же качественно, как у дорогого бренда, но дешевле. Просто нужно придумать убедительную и завлекательную историю, и рассказать ее, а это стоит денег.
ClearAirTurbulence
23.02.2018 19:49При грамотном маркетинге это возможно. Подали же несколько вагонов Bluedio с примерно таким месседжем — так же качественно, как у дорогого бренда, но дешевле. Просто нужно придумать убедительную и завлекательную историю, и рассказать ее, а это стоит денег.
lolhunter
23.02.2018 23:46Тут психология другая. Никто не будет покупать усилок за 100$, когда можно позволить себе за 1000$? Даже если характеристики одинаковые. Человек приходит с лямом на домашний кинотеатр и он просто не поймет зачем ему усилок из России, когда есть Marshall, например, и у него хватает денег.
А уж покупать «Вегу» вместо Bang and Olufsen…
Тут 99% пиара и бренда и 1% себестоимости.
Я вот на все 100 могу сказать что Майбах от 600го не сильно отличается в плане комфорта заднего пассажира. А разница в цене в 2 раза и покупатели есть.
leR12
23.02.2018 20:07Лет 10 назад купил я динамики двухполосные коаксиальные Blaupunkt и случайно нашёл пневмобаллоны старые от троллейбуса… закрепил динамик шурупами с одной стороны и включил звук. С тех пор эта схема — резиновый тор + динамик радует меня очень приятным басом и отличным звуком в целом! Заднее отверстие пневмобаллона открыто.
Exchan-ge
24.02.2018 02:31Я не устаю удивлятся тому, что такие вещи умудрялись создавать в Союзе, учитывая все проблемы, которые существовали в то время.
Беда СССР была в том, что при наличии многочисленных Возняков — рядом с ними не было Джобсов.
И не могло быть, в принципе.
Так и эти АС — после их активной рекламы, минимум три десятка только моих знакомых были готовы их купить.
Но в магазинах они так никогда и не появились.fido25080205
24.02.2018 19:21Они бы появились и в широкой продаже, но настала катастройка, в результате которой под руинами страны упокоились далеко не только эти колоночки… До того — появлялись в магазинах весьма занятные образцы бытового хайтека, к примеру, цветные телевизоры. В 70-х это было устройство… ну я даже не знаю, как описать, в современном быту ничего подобного по технической навороченности нет даже близко. Сложность запредельная, налицо попытка прыгнуть выше головы, т.к. устройство в целом получилось весьма ломучим. Тем не менее, семья простых советских инженеров могла себе это чудо позволить… А телемастер регулярно чинил агрегат, за процессом починки мне, тогда мелкому, было весьма прикольно наблюдать…
Exchan-ge
25.02.2018 04:55Они бы появились и в широкой продаже, но настала катастройка
Здесь вы путаете причину и следствие.
Причина была в том, что все было запланировано, и инициатива снизу не допускалась.
Поясню: допустим, некое предприятие разработало конструкцию бытовой посудомоечной машины оригинальной конструкции (т.е. не копируя западные изделия 1:1)
С технологией производства все в полном порядке — есть необходимое оборудование и квалифицированные рабочие. Даже материалы есть — использованы отходы от основного производства («пищевая» нержавеющая сталь и прочее)
Дело за малым — для ПМА нужны двигатели к насосам. Вопрос копеечный для большого предприятия — но! Самостоятельно разработать двигатель нельзя — предприятие не профильное, электродвигатели надо заказывать у тех, кому положено эти двигатели выпускать (а их ассортимент утвержден на ближайшие 5 лет и все уже давно распределено- кому и сколько, по годам)
Вопрос, в принципе, можно решить — но только в следующей пятилетке.
Если же руководство все же проявит инициативу — в дело вступит бдительное ОБХСС, и, при удачном стечении обстоятельств — ответственное лицо может получить срок.*
Соотв. отв. лицо на корню давит любую внеплановую инициативу снизу — сугубо из чувства самосохранения.
*Примерно:
«Так, было установлено, что в проекте пластиковой миски для мытья посуды было указан вес изделия на 0,1 грамма больше, чем составлял фактический вес готового изделия».
Все, это уже статья, так как подразумевалось, что из излишков материала была произведена левая продукция и тем самым был нанесен ущерб народному хозяйству.
Даже если сам факт производства и сбыта левой продукции не был доказан.
stalinets
Я вот не понимаю, сегодня доступны многие станки, всяческие производственные мощности, которые были труднодоступны или крайне дороги в 80-е годы. Например: напыление дорожек из металлического сплава на тонкие плёнки, мощнейшие неодимовые магниты и 1 раз заказанная пресс-форма для пластикового корпуса — и мы получаем всё необходимое для создания отличных изо/ортодинамических динамиков, как для наушников (сделать клон ТДС-7), так и для мониторных колонок.
Почему никто сейчас массово и дёшево не делает такие девайсы?
Тут на Гиктаймсе несколько лет назад была тема про такой аппарат (напыляющий слой металла на плёнки), будь у меня такой, я бы заказал штук 30 неодимовых магнитов, напечатал бы на 3D-принтере корпуса с ложементом под магниты и креплениями под мембраны, и просто так кустарно для себя сделал бы увеличенную копию ТДС-7, чтобы работала в роли настольных колонок) А в условиях завода можно вообще не напрягаясь это делать.
Устройство электростатических динамиков представляю хуже, т.к. никогда не разбирал, но тоже уверен, там ничего «космического» для современной техники нет.
Yastreb1332
просто оно обычному потребителю 100 лет не нужно.
Sound_cULT Автор
Проблема спроса, поэтому соглашусь с предыдущим оратором. Проще вложить в маркетинг, чем в технологию. И да, если массово и дешево продавать STAX, то кто тогда купит Beats)?
Daddy_Cool
Да. Увы. Оптимизация происходит по принципу максимизации прибыли компании, а не под лозунгом «Даешь Hi-End в каждую квартиру к 2020 году!».
В плане вложения в маркетинг — я был дико возмущен когда увидел в метро рекламу какого-то китайского звукоэлектронного бренда — ко меня случайно попала их пара девайсов — и там а) было плохо всё, б) они умерли сами собой в течение года.
Deymos
Не только в спросе дело, но и в сложности. Большинство людей, кто имеет деньги, не хочет заниматься сложным и дорогим бизнесом. Я предлагал как-то делать клавиатуры с раздельной подсветкой языков, тоже возмущались, мол, сложно, надо кучу станков ставить, никто такого не делал значит что-то не так с этим производством. Мороки действительно много, но в этом и суть технологического производства, что эту мороку кто-то решает.
Sound_cULT Автор
Классный проект, а реализовали в итоге?
stalinets
А был же проект клавиатуры, где каждая клавиша представляет собой отдельный дисплей. Только стоило очень дорого.
JC_IIB
Скажу сразу — я не особый аудиоман/фил, но вроде как деревянный-то корпусок сострогать лучше было бы?
Gutt
Наушники такие есть, новые Fostex T50RP стоят $150. Плюс китайцы выпускают кучу всего изодинамического. Есть у них свои особенности — достаточно тяжёлые из-за необходимости создавать широкое магнитное поле по всей площади мембраны, нейтральный звук не всем нравится. Рынок достаточно узкий. А уж изодинамические акустические системы — вообще отдельная тема. Качество звука в подавляющем большинстве случаев определяется характеристиками помещения; улучшение от применения изодинамических вместо качественных динамических излучателей можно услышать разве что в безэховой камере. Да, и магнит будет стоить дорого. Нет на свете счастья. Воткните Этимотики и забудьте обо всём этом :-)