Тщательно исследуйте команду и, если по всем показателям проект вас устраивает, но есть неразрешимые сомнения на счет команды, то я рекомендую не работать с этим проектом.
В итоге исследования у вас должны сформироваться ответы всего на два вопроса:
- Это действительно настоящие люди?
- Обладают ли они всем необходимым для того чтобы добиться успеха?
1. Посмотрите на профили в социальных сетях
Важно, чтобы на лендинге в разделе с командой были ссылки на социальные сети, крайне желательно, чтобы это был LinkedIn. Зайдите в их профили, посмотрите на посты, количество друзей, фотографии, опыт работы, выглядят ли профили реальными?
Сейчас появляется множество стартапов, которые предлагают различные KYC услуги в крипто индустрии, но пока устойчивой группы лидеров не образовалось.
2. Сделайте поиск по фотографиям в гугле
Скачайте фотографии команды и сделайте поиск по картинкам в гугле. У мошенников есть такая общая практика: добавляя вымышленных персонажей в раздел команды, они используют презентабельные фото третьих лиц из поиска или фото банков. Расследуя ICO проекты для моих клиентов, я периодически досрочно заканчиваю работу именно на этом пункте.
3. Пообщайтесь с командой напрямую
Если у вас есть какие-то вопросы по ICO проекту, я рекомендую не задавать их в общих каналах, вроде тредов на bitcointalk или telegram чатов, там работают специальные комьюнити менеджеры, у которых есть список из заранее заготовленных и крайне расплывчатых ответов.
Лучше напишите члену команды, который имеет прямое отношение к вопросу. Вы получите более аутентичный ответ и лишний раз проверите адекватность команды.
Кстати, если вы собираетесь вкладывать большие суммы в проект, рекомендую не полениться и созвониться с их руководителями хотя бы для короткого чата. Такой подход устраняет очень многие сомнения и недопонимания.
4. Посмотрите на размер команды
Периодически встречаю проекты, которые собирают десятки и сотни миллионов долларов, а в команде всего человек пять: пара-тройка руководителей, пара технический специалистов и на этом всё. Вкладывайте в такие проекты с осторожностью.
Даже, если эти люди невероятно талантливы, а идея интересна, они просто физически не смогут создать рабочий и успешный проект. Им нужны маркетологи, пиарщики, дизайнеры, юристы, бухгалтеры, комьюнити менеджеры, аналитики, менеджеры проектов.
Маленькие команды вполне допустимы, но только у проектов с небольшими бюджетами.
5. Как происходит взаимодействие внутри команды?
Посмотрите каким образом они вместе работают, где физически находятся по отношению друг к другу. Если все находятся в разных городах и работают удаленно, то у проекта могут быть проблемы из-за недостаточной коммуникации. ICO имеет больше шансов на успех во время и после ICO, если большинство членов работают из одного города или офиса.
Технологии уже давно позволяют работать удаленно и из разных концов планеты, но у больших проектов накапливается слишком много задач и моментов, которые, в процессе работы, становится всё сложнее донести до всех работников.
В итоге получается и постепенно нарастает ситуация, когда левая рука не знает, что делает правая. Это приводит к стратегическим ошибкам и наносит прямой урон по финансовому благополучию стартапа.
6. Есть ли в команде узкие специалисты в нише стартапа?
Если ниша специфическая, то в команде должны быть специалисты в этой области. Если, например, стартап собирает средства на глубоководные исследования, то в команде должны быть специалист-исследователи, если создается крипто биржа, то в команде должны быть крипто трейдеры. Иначе, из-за незнания тонкостей ниши, проект слишком часто будет сталкиваться с неожиданными препятствиями и провалится.
7. Не обращайте много внимания на эдвайзеров
В большинстве случаев проект просто платит специалистам суммы за разрешение добавить их фото на страницу проекта. И всё. Суммы, которые они получают, зависят от авторитетности и наглости каждого конкретного эдвайзера. Кто-то берет тысячу долларов, кто-то сто тысяч и процент с прибыли.
Как правило, вообще никакой помощи они не оказывают. Их услуга – это размещение их фотографии на лендинге проекта. Кроме того, сейчас развивается вид мошенничества от лица псевдо-эдвайзеров, когда люди выдумывают себе специфический опыт и продают свои услуги ICO проектам. При этом, из-за нехватки реального опыта, часто их помощь бывает контрпродуктивной.
Впрочем, здесь бывают редкие исключения, когда опытные эдвайзеры действительно полноценно работают на проект и приносят пользу. Сейчас я провожу расследование на счет того, как работают и сколько зарабатывают эдвайзеры ICO проектов и опубликую результаты в ближайшие недели отдельной статьей.
8. Опыт и результаты работы в крипто индустрии
У лидеров, технических специалистов и маркетологов должен быть опыт работы в крипто индустрии. Правила игры здесь серьезно отличаются и, даже успешным специалистам из привычных областей экономики нужно время чтобы адаптироваться к новым реалиям.
9. Интернациональная команда — хороший знак
Появляется множество проектов из Восточной Европы, Азии, Африки. В странах из этих регионов английский язык не является родным, и могут возникать проблемы с международной коммуникацией, поэтому, важно, чтобы с составе были люди с родным английским. Особенно это относится к маркетологам, пиарщикам и комьюнити менеджерам и специалистам по отношениям с инвесторами.
Комментарии (8)
NIKOSV
12.03.2018 00:31Но и это ничего не гарантирует. Большинство людей не делает исследований, не изучает проект, его техническую часть, тупо ведутся на пиар и брошюрки типа 100500 транзакций в секунду, непробиваемая анонимность, и т.д. Поэтому взлетают чаще те, кто провел хорошую пиар компанию, кто приготовил красивые слайды и сайтик, а не те, у кого действительно есть шанс сделать что-то стоящее.
reactt
12.03.2018 21:25а разве это работает не так? или есть ико которые реально работают? готов поспорить у 50% бэка вообще нет, покупай на лендинге, заходи в кабинет, читай новости. в ико главное как раз таки не идея, а pr.
Ugrum
12.03.2018 12:43Как исследовать команду ICO проекта
Надев кепку с четырьмя козырьками и никак не иначе.
ConstSe
12.03.2018 17:10А если это не просто проект, а уже готовый продукт одного разработчика, который не светится в скотсетях? Пусть с неполным функционалом, без красивого дизайна и команды пиарщиков, эдвайзеров и прочих комьюнити-аналитиков. Но уже готовый к эксплуатации. И ICO такому продукту нужно как раз, чтобы нанять некоторых из этих человеков и развиваться.
Всё? Проходим мимо таких «мошенников»?Sergeenkov Автор
13.03.2018 01:08Всегда есть исключения, и я писал, что для маленьких проектов маленькие команды допустимы. Но здесь сходу может возникнуть много вопросов. К примеру, как вы соберете средства без маркетологов и пиарщиков в команде? Готовый продукт, это всегда преимущество, но кто исследовал рынок и потребность в нём? И где результат исследования? Как вы убедите бэкеров, что продукт в итоге принесет им прибыль? Если ICO проект только для найма команды, то откуда вы возьмете бюджеты на рекламу?
sotnikdv
13.03.2018 01:11Ой, «ну чэснэ слово, ну як диты» (с) украинская мышка из анекдота.
Встретились с CEO такого вот стартапа (кстати думаю, что они не один миллион снимут на ICO) в <неважно, долина>, посидели, поговорили, попили пива. Единственный вопрос — «а что у тебя в LinkedIn профайле?». Ну показал. О, говорит, через пару таких посиделок, а давай ты у нас будешь С*O, только поговори с моим CTO и вперед. Зарплату я тебе, сколько ты там хочешь? Ну давай на уровне рынка, а токенов дофига. «Бери, я себе еще нарисую» (с) Попандопуло. Ставим тебя, как нашего члена команды.
На сайте этого проекта ОЧЕНЬ много серьезных людей, эдвайзеры, команда и т.д. Добавили бы и меня в роли C*O. И все эти ваши проверки они бессмысленны, конкретно этот проект их все проходит 100%. Реальные люди, реальные профайлы, им обещали реальный employment после ICO. Просто их собрал человек, который просто разойдется в разные стороны с деньгами, при этом абсолютно легально, риск, не выгорело, что ж вы хотите.
Статьи, тайтлы, прототип (за несколько десятков тысяч уев и обещание токенов).
Наверное нужно было соглашаться…
P.S. Больше деталей не дам, можете не спрашивать. Но ради понимания масштаба — десятки людей с реальными профилями. Долина. Планы на ICO в сотнях миллионов.
P.P.S. «Сьесть то он сьесть, да хто ж иму дасть?» (с)
Все, все что мог — сказал.
А, да, забыл, корпорация в США, ICO ведется за пределами юрисдикции США, там свои заморочки. Суть ясна?
kozyabka
Забыли пункт:
1. Проходить мимо