Если идея того, как рои дронов-доставщиков, разносящих посылки по нашим городам, началась, как шуточная, то пока что-то не видно конца этого анекдота. В 2015 году Amazon подала заявку на патент командного центра для дронов, чего-то вроде улья, воткнутого в центре города – метафора, ни разу не вызывающая опасений. У Google в разработке находится своя собственная программа, которая на сегодняшний день включает доставку буррито. Опять-таки, если это шутка – её очень долго рассказывают.
Забудьте на секунду о безумной логистике такой системы, или даже о том, понравится ли вам, если ваш город заполонят дроны. Главный вопрос: а будет ли этот способ реально лучше и эффективнее стандартных грузовиков? И без наличия в реальности такой системы ответить на него сложно.
Но сегодня в журнале Nature Communications группа исследователей попробовала смоделировать энергетическую эффективность доставки дронами и сравнить её с классическими парками курьерских грузовиков. Что окажется лучше? Получается, что всё зависит от кучи факторов, которых вы, скорее всего, и представить себе не могли. Но именно их компаниям и регуляторам придётся рассматривать, когда автоматическая доставка станет более вероятной.
Во-первых, в разных участках страны по-разному развита инфраструктура возобновляемой энергии, такой, как солнечная, что означает, что зарядка всех этих дронов будет приводить к выбросам различного количества диоксида углерода в зависимости от местности. В этом исследовании исследователи сравнили выбросы с обоих концов спектра: в очень «зелёном» штате Калифорния и в противоположном, Миссури.
«Мы получили смешанные результаты», — говорит ведущий автор Джон Столяров, энвайронменталист из Ливерморской национальной лаборатории. «Существует возможность того, что дроны уменьшат выбросы парниковых газов и использование энергии, но их необходимо очень тщательно развёртывать».
Небольшой дрон, работающий на складе в Калифорнии, будет отвечать за выброс порядка 430 гр CO2 на посылку, по сравнению с 915 граммами, за которые отвечает грузовик. Но в не таком «зелёном» Миссури небольшой дрон будет отвечать за 850 грамм CO2 на посылку, а грузовик – за 1100 гр. Поэтому в Калифорнии будет 53% экономия на выбросах, а в Миссури – 23%.
Но расположение – не единственный параметр, влияющий на выбросы, необходимо учесть ещё и размер. Учёные смоделировали два разных дрона, мелкий квадрокоптер, способный переносить по полкило, и крупный октокоптер, способный переносить по 8 килограмм. Они проверили их в реальном мире, на разных скоростях и при разном ветре, после чего ввели эти данные в свои модели.
«На другом конце спектра оказывается, что крупный дрон на 9% эффективнее дизельного грузовика в Калифорнии, и на 50% хуже грузовика в Миссури».
Но модель должна делать определённые предположения, не обязательно совпадающие с тем, как доставка дронами будет реализована на самом деле. К примеру, дроны в симуляциях летают напрямую, как птицы. «В реальном мире, в зависимости от правил и законов, могут появиться специальные маршруты, которым должны будут следовать дроны, — говорит Столяров. – Это удлинит пути, дронам придётся летать дальше, или придётся построить больше складов для обслуживания той же территории».
Эта разница имеет значение, поскольку с учётом современных аккумуляторов, один дрон, переносящий одну посылку на один адрес, способен пролететь не более трёх километров. Исследователи предположили, что склады – где дроны будут загружать и заряжать – будут строиться с учётом этой небольшой дальности. В относительно небольшом Сан-Франциско понадобится четыре склада, а на довольно большой территории Залива – уже более 100.
Но чем больше вы строите складов, тем больше энергии вы используете для их питания, обогрева и кондиционирования, что влияет на энергетические преимущества доставки. Исследователи не закладывали разницу в энергии, зависящую от того, доставляют ли грузовики товары из нескольких складов или из одного склада. Один из способов решения проблемы – переделать существующие мощности в ульи для дронов. У Amazon, теперь владеющей Whole Foods, дроны могли бы доставлять продукты с крыш магазинов, уже разбросанных по городам вроде Сан-Франциско.
И всё же тяжело представить городской вариант такой доставки, который довольно быстро не скатится в хаос. Ведь в курьерский грузовик влезают сотни посылок. «Каждый раз, когда вы видите такой фургон, вы можете представить себе сотню дронов в небе, — говорит соавтор, Коста Самарас, инженер гражданских сооружений из Карнеги-Мэллон. – Тут вам и шум, и визуальная составляющая, и безопасность, и приватность».
И это не говоря уже о том, как разные сети дронов смогут не мешать друг другу. У Amazon может быть свой парк, у Google – свой, а у продуктовой сети – свой. Свой собственный рой дронов организовать достаточно легко, но попробуйте делить одно и то же небо с эскадронами других.
Дроны-курьеры, как и любая автоматизация, могут в итоге сослужить хорошую службу компаниям, но эту проблему можно решать правильно и неправильно. «Довольно очевидно, что компаниям это интересно, — говорит Самарас. – Важно понять, как регуляторы смогут управлять развитием этой темы к обоюдной выгоде, до того, как небо заполнится стаями дронов, доставляющих посылки».
Факты
- Пока некоторые компании рассматривают возможность доставки товаров дронами по воздуху, другие желают пользоваться наземными роботами. В Сан-Франциско стартап Marble катается по одному из самых сложных районов города.
- Ещё один наземный робот-курьер [прим. перев.]
- Недавно из соображений безопасности надзорный орган города Сан-Франциско серьёзно ограничил использование роботов-курьеров на тротуарах города.
- Тем временем в Руанде один стартап занимается немного более благородным делом: доставляет кровь дронами.
- Власти Москвы приступили к тестированию нового способа доставки товаров с помощью дронов-курьеров. Пока что дроны используют для доставки небольших грузов до трех килограммов или легкой корреспонденции, но в будущем разработчики планируют улучшить способности «летающих курьеров». [прим. перев.]
Комментарии (17)
werklop
28.03.2018 19:37Кстати, недавно CNews писала про компанию SKYF, которая начала лицензировать в России беспилотные перевозки
grekmipt
28.03.2018 23:28с учётом современных аккумуляторов, один дрон, переносящий одну посылку на один адрес, способен пролететь не более трёх километров.
Кхм, мягко говоря странные представления у автора статьи о современных аккумуляторах. Даже с хорошей нагрузкой дроны (типа DJI S1000 и мощнее) вполне летают 20 минут. При средней скорости в 60 км час, это дистанция в 10 км (туда и столько же обратно), а никак не 3 км.
Суть проблемы действительно именно в длительности полёта, но всё-таки не настолько всё плохо…
К тому же есть технически вполне реальные альтернативы позволяющие летать так долго как это нужно для конкретной доставки — один такой вариант уже практически доведен до ума в рамках нашего проекта.
Власти Москвы приступили к тестированию нового способа доставки товаров с помощью дронов-курьеров. Пока что дроны используют для доставки небольших грузов до трех килограммов или легкой корреспонденции, но в будущем разработчики планируют улучшить способности «летающих курьеров»
Ссылка у вас не валидная. Если речь про новость на прошлой неделе, то это газетная утка. Если есть сколь-нибудь реальная информация о подобном, то буду крайне признателен за ссылку.
KOLANICH
29.03.2018 10:43но попробуйте делить одно и то же небо с эскадронами других.
Небо большое. Многократно превышает объём всех самолётов и дронов и иных летательных аппаратов, включая птиц, насекомых, летучих мышей и прочих летающих и планирующих животных, вместе взятых. Проблема в управлении и в редкости и дороговизне дронов (по сравнению с птицами и насекомыми), а не в тесноте. А управление когда-нибудь подтянется.
А ещё дроны можно скомбинировать с грузовиками. Автоматически или человеко-управляемый грузовик везёт и товары, и пару дронов. При подъезде дрон стартует с грузовика и относит посылку по адресу.
sergarcada
Анекдот не анекдот, но не совсем понятен момент передачи заказа. Вот я заказал пиццу, приезжает курьер, поднимается по подъезду, звонит в квартиру… А с дронами что? Он мне на балкон будет доставлять? Как он определит, что это моя квартира, а не соседа? Перед подъездом приземляться будет — банально могут повредить чем-то. Остается только частный сектор или строить какую-то отдельную инфраструктуру для дронов.
И это я молчу про погодные условия, злоумышленников, идентификацию получателя и множество других вопросов.
Akon32
Можно сообщать не номер квартиры, а этаж и номер балкона слева/справа.
Даже если охвачен будет только частный сектор, это уже неплохо.
vasimv
Я так понимаю, они дронов не для доставки в многоквартирные дома применять собираются. Просто на участок дома клиента доставлять, дальше человек выйдет из дома и заберет посылку с лужайки.
arheops
Вы сами на стену балкона повесите QR-код с вашим идентификатором и потом сообщите его дрону. Дрон облетит дом по кругу, найдет ваш код и вам доставит.
Вопросы, что делать с злоумышлениками и подменами кодов — не задавайте, это не основной вопрос в штатах и других странах, где их собираются применять.
А в России основной вопрос — как бы его не сбили.
werklop
На самом деле тоже нет ничего непреодолимого, а именно: на дроне поставить несколько камер(охват 360 с передачей видео в реалтайм + запись), в случае отказа дрона, посылать соотв-ю команду в ЦУП. Далее за ним приезжают, забирают, либо по последним кадрам делают распознование лица и дело в шляпе. Если слоумышленник в маске, то тут посложнее, но при достаточном количестве дронов можно запрограммировать так, чтобы при сбое одного дрона, находящиеся поблизости дроны вели слежку за ним(дроном), пока его не увезут с места аварии, либо не возьмут злоумышленника. Если не брать в расчет ограничение по батарейкам/запасу топлива, то вполне рабочий вариант, почти как у людей
OtshelnikFm
360 градусов мало — есть еще верх-низ. + снайперка или иной дальнобойный механизм + радиозахват? — удаленно из небольшого окна можно сделать.
Меня волнует что может такой дрон шарахнуться на взрослого или ребенка — как весной льдина с покатой крыши
werklop
От наезда наземного транспорта на того же ребенка или взрослого тоже никто не «застрахован»
Shortki
Если в городе орудует хулиган со снайперкой (или другим очевидно незаконным средством), то безопасность дронов должна волновать в меньшей степени.
chieftain_yu
И перейти на доставку страж-птицами. Ну так, заодно…
springimport
Посылки, как правило, оставляют перед дверью у частного дома. Иногда бывает что звонят, иногда нет.
Shortki
Будет аналог убера, по сигналу с мобильного доставят в место нахождения заказчика (например пиццу на лужайку в парк), а по пин-коду можно будет разблокировать контейнер с заказом. Заказчик должен будет как-то по минимуму проследить за безопасностью своего местоположения, в опасные районы доставка не производится.
ClearAirTurbulence
Возможны варианты. От костыльных (связь с радиометкой или ее суррогатом, например, какой-нибудь Алексой) до продвинутых (хорошая БД по многоквартирным домам).
В смысле, повредить? Кто повредит? В США часто оставляют посылки перед дверью дома, если получателя нет, их никто обычно не повреждает. Когда повреждают — работает страховка поставщика, обычно.