В общественном сознании многие музыкальные стили чуть ли не противоречат друг другу.
Ценить некоторые — синоним высокого интеллекта и культурной утонченности, любить другие — признак плохого вкуса. Тем не менее, в музыке, как и во многих других направлениях творчества (литературе, изобразительном искусстве, даже кино) стили и жанры, порой даже максимально непохожие, часто заимствуют друг у друга многие приемы — от общих гармонических конструкций до прямых отсылок на целые произведения.
Сегодня мы начнем рассказывать о заимствованиях в музыке (некоторые, правда, оказываются самым настоящим плагиатом, но с точки зрения слушателя это не менее интересно). Наш первый материал — о том, чем поп-музыка обязана классическим композиторам.
Фото Dennis Skley CC
Многим музыкальным принципам и устоявшимся паттернам, которыми пользуются современные поп-исполнители, они обязаны именно классическим композиторам — тем самым, которых часто противопоставляют современным поп-певцам. В 17-18 веках музыка в Европе, освобождаясь от господства церкви, бурно развивалась — появлялись новые жанры, формы и стили. Бах стал одним из самых виртуозных композиторов за всю музыкальную историю. Пришедший после него Моцарт поразил музыкой, которая была совершенно не похожа на сложные гармонические конструкции Баха — она (не всегда, но часто) кажется (именно «кажется») более простой для восприятия.
Как и у Гайдна и, например, у Глюка, в музыке Моцарта за основу часто берутся главные ступени лада: тоника, доминанта и субдоминанта, и построенные от них трезвучия. По тому же принципу написано много классического… рок-н-ролла. А большинство поп-композиций выстраиваются вокруг одних и тех же благозвучных последовательностей аккордов, ставших популярными еще в конце 18 века. Заимствование классической музыки может выглядеть по-разному — современные исполнители и композиторы вдохновляются гармонической конструкцией, используют похожую структуру аккордов или даже делают прямые отсылки.
Рассказываем о нескольких разных кейсах существования классической музыки в популярной.
В 1784 году композитор Жан-Поль Эжид Мартини написал романс «Plaisir d’amour» («Радость любви») на стихи французского писателя Жана-Пьера Клари де Флориана. В 1858 Гектор Берлиоз сделал аранжировку для оркестра. Этот романс заинтересовал самых разных исполнителей.
Например, Бриджит Бардо (аудио). Или Аниту Картер (аудио). Эта мелодия вдохновила Элвиса Пресли на создание одной из самых узнаваемых его композиций:
«Канон в ре мажоре» Иоганна Пахельбеля — самое знаменитое произведение немецкого композитора для трёх скрипок и генерал-баса. Когда именно он написал эту музыку, неизвестно — скорее всего, где-то между 1680 и 1706 годами. Интересно, что эта композиция, будучи довольно популярной в своё время, быстро вышла из моды и забылась. В 1968 аранжировку этой мелодии сделал Камерный оркестр Жана Франсуа Пайяра, вернув ей популярность.
Мелодическая конструкция «Канона» стала очень популярной в 1970-е годы: она часто использовалась в инструментальных аранжировках, перешла и в поп-музыку, а потом — даже в композициях для похорон и свадеб. Пахельбель использовал строгую полифоническую форму, где три голоса играют одну и ту же мелодию (объединяются в канон) а четвертый голос, генерал-бас, исполняет отдельную тему — постоянно повторяющуюся двухтактную линию.
Вот традиционное барочное звучание «Канона» Пахельбеля (на инструментах той эпохи):
А вот песня Pet Shop Boys Go West, где есть та же последовательность аккордов:
Не все артисты вдохновляются или «заимствуют» идеи у классиков — некоторые прямо ссылаются на них, используя композицию с минимальными изменениям или вообще «as is».
Например, так делает Леди Гага во вступлении к песне Alejandro, где она ссылается на чардаш итальянского скрипача и композитора Витторио Монти — композицию, написанную на основе традиционной венгерской танцевальной музыки, для скрипки в сопровождении фортепиано.
Ещё одно интересное заимствование Леди Гаги из классиков (а их у неё на самом деле немало) — вступление клавикорда из цикла клавирных произведений Иоганна Себастьяна Баха в Bad Romance.
Казалось бы, рэп и классическая музыка не могут быть дальше друг от друга. Однако рэпер Нас доказал обратное — сделал отсылку к классической композиции Бетховена «К Элизе»:
Иногда музыкальные заимствования решают иронические задачи. Например, аранжировка симфонической поэмы М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» в стиле диско.
Дэвид Шайр написал эту аранжировку для оркестра в 1977 году для ставшего культовым фильма с Джоном Траволтой Saturday Night Fever. Интересно, что произведение Мусоргского осталось практически нетронутым — Шайр только изменил ритм и добавил барабаны и гитары.
Заимствования у классиков — богатая тема. Вопрос о том, насколько музыка, однажды кем-то написанная, реально «принадлежит» её автору, существовал ещё до принятия законов об авторском праве. Композиторы постоянно заимствовали идеи друг у друга, у народной музыки и других композиций — о других подобных случаях мы расскажем в следующем материале.
Еще больше интересного о звуке и музыке в нашем «Мире Hi-Fi»:
Ценить некоторые — синоним высокого интеллекта и культурной утонченности, любить другие — признак плохого вкуса. Тем не менее, в музыке, как и во многих других направлениях творчества (литературе, изобразительном искусстве, даже кино) стили и жанры, порой даже максимально непохожие, часто заимствуют друг у друга многие приемы — от общих гармонических конструкций до прямых отсылок на целые произведения.
Сегодня мы начнем рассказывать о заимствованиях в музыке (некоторые, правда, оказываются самым настоящим плагиатом, но с точки зрения слушателя это не менее интересно). Наш первый материал — о том, чем поп-музыка обязана классическим композиторам.
Фото Dennis Skley CC
Немного истории
Многим музыкальным принципам и устоявшимся паттернам, которыми пользуются современные поп-исполнители, они обязаны именно классическим композиторам — тем самым, которых часто противопоставляют современным поп-певцам. В 17-18 веках музыка в Европе, освобождаясь от господства церкви, бурно развивалась — появлялись новые жанры, формы и стили. Бах стал одним из самых виртуозных композиторов за всю музыкальную историю. Пришедший после него Моцарт поразил музыкой, которая была совершенно не похожа на сложные гармонические конструкции Баха — она (не всегда, но часто) кажется (именно «кажется») более простой для восприятия.
Как и у Гайдна и, например, у Глюка, в музыке Моцарта за основу часто берутся главные ступени лада: тоника, доминанта и субдоминанта, и построенные от них трезвучия. По тому же принципу написано много классического… рок-н-ролла. А большинство поп-композиций выстраиваются вокруг одних и тех же благозвучных последовательностей аккордов, ставших популярными еще в конце 18 века. Заимствование классической музыки может выглядеть по-разному — современные исполнители и композиторы вдохновляются гармонической конструкцией, используют похожую структуру аккордов или даже делают прямые отсылки.
Рассказываем о нескольких разных кейсах существования классической музыки в популярной.
I Can't Help Falling In Love With You Элвиса Пресли и «Радость любви» Мартини
?В 1784 году композитор Жан-Поль Эжид Мартини написал романс «Plaisir d’amour» («Радость любви») на стихи французского писателя Жана-Пьера Клари де Флориана. В 1858 Гектор Берлиоз сделал аранжировку для оркестра. Этот романс заинтересовал самых разных исполнителей.
Например, Бриджит Бардо (аудио). Или Аниту Картер (аудио). Эта мелодия вдохновила Элвиса Пресли на создание одной из самых узнаваемых его композиций:
Go West группы Pet Shop Boys и «Канон в ре мажоре» Иоганна Пахельбеля
«Канон в ре мажоре» Иоганна Пахельбеля — самое знаменитое произведение немецкого композитора для трёх скрипок и генерал-баса. Когда именно он написал эту музыку, неизвестно — скорее всего, где-то между 1680 и 1706 годами. Интересно, что эта композиция, будучи довольно популярной в своё время, быстро вышла из моды и забылась. В 1968 аранжировку этой мелодии сделал Камерный оркестр Жана Франсуа Пайяра, вернув ей популярность.
Мелодическая конструкция «Канона» стала очень популярной в 1970-е годы: она часто использовалась в инструментальных аранжировках, перешла и в поп-музыку, а потом — даже в композициях для похорон и свадеб. Пахельбель использовал строгую полифоническую форму, где три голоса играют одну и ту же мелодию (объединяются в канон) а четвертый голос, генерал-бас, исполняет отдельную тему — постоянно повторяющуюся двухтактную линию.
Вот традиционное барочное звучание «Канона» Пахельбеля (на инструментах той эпохи):
А вот песня Pet Shop Boys Go West, где есть та же последовательность аккордов:
Alejandro Леди Гаги и Csardas Витторио Монти…
Не все артисты вдохновляются или «заимствуют» идеи у классиков — некоторые прямо ссылаются на них, используя композицию с минимальными изменениям или вообще «as is».
Например, так делает Леди Гага во вступлении к песне Alejandro, где она ссылается на чардаш итальянского скрипача и композитора Витторио Монти — композицию, написанную на основе традиционной венгерской танцевальной музыки, для скрипки в сопровождении фортепиано.
...Bad Romance Леди Гаги и «Хорошо темперированный клавир» Баха
Ещё одно интересное заимствование Леди Гаги из классиков (а их у неё на самом деле немало) — вступление клавикорда из цикла клавирных произведений Иоганна Себастьяна Баха в Bad Romance.
… и I Can Наса и «К Элизе» Бетховена
Казалось бы, рэп и классическая музыка не могут быть дальше друг от друга. Однако рэпер Нас доказал обратное — сделал отсылку к классической композиции Бетховена «К Элизе»:
Night On Disco Mountain Дэвида Шайра и «Ночь на Лысой горе» Мусоргского
Иногда музыкальные заимствования решают иронические задачи. Например, аранжировка симфонической поэмы М. П. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» в стиле диско.
Дэвид Шайр написал эту аранжировку для оркестра в 1977 году для ставшего культовым фильма с Джоном Траволтой Saturday Night Fever. Интересно, что произведение Мусоргского осталось практически нетронутым — Шайр только изменил ритм и добавил барабаны и гитары.
Заимствования у классиков — богатая тема. Вопрос о том, насколько музыка, однажды кем-то написанная, реально «принадлежит» её автору, существовал ещё до принятия законов об авторском праве. Композиторы постоянно заимствовали идеи друг у друга, у народной музыки и других композиций — о других подобных случаях мы расскажем в следующем материале.
Еще больше интересного о звуке и музыке в нашем «Мире Hi-Fi»:
- Бокс-сет: как слушают музыку истинные фанаты
- 5 легендарных рок-фестивалей, которые потрясли СССР
- Звук с разных сторон: как его воспринимают представители разных профессий
- Революцию по телевидению не покажут: как Джордж Лукас изменил звук в фильмах
- «Знакомство с аудиобрендами»: подборка материалов и полезных источников по теме
- «На любой вкус»: стриминговые сервисы для прослушивания музыки
- Как заработать состояние на шуме и стать легендой
mysticmirage
«Противоречие» музыкальных стилей — это какой-то стереотип…
Exchan-ge
Тема раскрыта достаточно давно:
«Поэтому когда сегодня берешь у композитора — это, собственно говоря, берешь у народа, берешь у народа — берешь у себя. И главное — чтобы музыка была твоя.
И кто говорит — плагиат, а я говорю — традиция...» (с) Пиф-паф, ой-ой-ой!, 1980 г.
tvr
Мне кажется, тут всё немного проще (или сложнее?). Так же как и в литературе.
Тридцать шесть сюжетных коллизий
ИМХО.
Exchan-ge
В музыке вариантов намного больше.
Но, к сожалению — не бесконечно больше.
По моим наблюдениям, с конца 80х во всех жанрах музыки начался период застоя.
tvr
Согласен со всем, кроме полного застоя.
youtu.be/5yHsmZy-YS8
Недавно мне, совершенно случайно, встретились вот такие позитивные исландские парни. И я, не взирая на свою ненависть к просмотру видео, залип по полной программе.
tvr
Не успел отредактировать.
Skalmold & Sinfoniuhljomsveit Islands.
Об этих позитивных исландцах я вёл речь в предыдущем комментарии.
vassabi
Я не скажу про мелодию у рэпера Нас, но вот текст с припевом — отличные, это правда.
deepform
Имхо, не важно плагиат или нет, главное чтоб конечному потребителю это нравилось)
Daddy_Cool
Ну Pet Shop Boys не просто так написали Go West — там явная отсылка к советскому гимну.
А вообще есть «имровизации на тему», «фантазии на тему», и т.п. Причем иногда вторичное произведение становится популярней исходного.
Вариации Ф. Сора на тему Моцарта из «Волшебной флейты» играет весь классический гитарный мир. А неклассический мир слушает «Hotel California» — которая есть вариация на тему «We used to know» Jethro Tull.
Exchan-ge
У Jethro Tull — это рассыпанный на кусочки музыкальный пазл, из которого Eagles собрали отличную вещь.
Dave_by
Вообще-то считается что go west сделан по мотивам советского гимна, а тот в свою очень похоже что сделан на основе этого: youtu.be/mT1sdnAkrqw?t=12
Exchan-ge
Там от гимна так мало, что можно списать на случайное совпадение. Такое тоже случается.
Daddy_Cool
Уф! Наконец-то, услышал эти нотки. А то слушал эту «Былину» не очень внимательно — точнее — заслушивался самой музыкой, не пытаясь найти знакомое, она ж замечательная. Из ре-мажорного канона в гимне аккордовая последовательность, а из «Былины» — да, начало мелодии.
А по поводу «Hotel California/We used to know»… может в том-то и причина, что с 1976 года Eagles так и не смогли покинуть отель.
Insane11
Из собственных наблюдений могу отметить мотив из «Варшавянки» у «Helloween».
Правда не знаю, это заимствование, совпадение или пасхалка. = )