В конце февраля крупнейший стриминг-сервис в мире Spotify подал заявку на IPO. Торги будут открыты 3 апреля. Компания нацелена привлечь $1 млрд. Выход Spotify на публичный рынок не стал сюрпризом, однако способ привлечения средств смог удивить аналитиков.

Переход компании в статус публичной уже называют «не-IPO».

Что это значит и как это скажется на подписчиках и акционерах — разберем ниже.


Фото downloadsource.fr / CC

IPO без IPO


Сейчас Spotify — частная компания, ее акциями владеет ограниченный круг лиц. Крупнейшими акционерами сервиса выступают его учредители — Дэниэл Эк (Daniel Ek) и Мартин Лорентзон (Martin Lorentzon).

Кроме того, в числе держателей акций китайская компания Tancent, с которой Spotify обменялся акциями в декабре; Tiger Globe, один из крупнейших хедж-фондов в мире; тройка главных звукозаписывающих компаний США — Sony Music Entertainment (SME), Universal Music Group (UMG) и Warner Music Group (WMG); венчурный фонд Technology Crossover Ventures и ряд других физических и юридических лиц. По информации издания Billboard, на фоне новостей о грядущих торгах акции выросли в цене на 25% за последние три месяца.

IPO позволяет компаниям продавать свои акции публично и привлекать средства широкого круга инвесторов. Как правило, в первичном публичном предложении компаний участвует инвестиционный банк, например, Morgan Stanley — он и организует IPO. Такой банк называют андеррайтером. Он привлекает основных инвесторов, выступает гарантом размещения ценных бумаг, за что и получает вознаграждение от эмитента.

У традиционного IPO есть альтернатива — прямой листинг. Это упрощенная и менее дорогая процедура выхода на биржу для стартапов без андеррайтера. Этот необычный способ стать публичной компанией и выбрало руководство Spotify. Акции компании предложат инвесторам напрямую. При этом Spotify фактически не выпустит новых акций. Вместо этого компания разрешит размещать на Нью-Йоркской фондовой бирже акции, принадлежащие инвесторам и сотрудникам.

Банки при этом не станут привлекать потенциальных покупателей акций. Тем не менее, инвестиционные организации Morgan Stanley, Goldman Sachs и Allen & Co будут консультировать проект. Прямой листинг также означает, что Spotify будет продавать акции без установленной начальной цены (за нее в случае «классического IPO» отвечают андеррайтеры).


Фото Pxhere / CC

Главный недостаток прямого листинга — отсутствие поддержки или гарантии выкупа акций со стороны крупных инвесторов. При традиционном IPO банки организуют привлечение основного пула покупателей, контролируют волатильность цены акций во время и после листинга — другими словами, не дают IPO провалиться.

Руководство Spotify уже предупредило, что торги «могут быть нестабильными», и цена акций может «значительно и быстро упасть». Андеррайтеры страхуют от такой неопределенности на публичных торгах, скупая акции и не давая им сильно просесть в цене. С другой стороны, нет никакой гарантии, что действующие акционеры начнут продавать свои акции, а не захотят придержать их — это может спасти акции Spotify от резкого падения и без помощи андеррайтера.

Основное преимущество прямого листинга заключается в экономии. Банки получают деньги как консультанты, а не как организаторы торгов — для компании такой формат проведения IPO оказывается значительно дешевле.

Ожидается, что торги откроются в конце марта или в апреле и, как предсказывают, могут стать крупнейшим IPO технологической компании в этом году. На начало марта стоимость компании оценивается в $23 млрд.

Зачем Spotify публичность


Бизнес-модель сервиса строится на платных подписках — они приносят компании основную прибыль. Сегодня у Spotify 71 млн платных подписчиков с ежемесячным ростом показателя в 2%. Это вдвое больше, чем у ближайшего конкурента сервиса — Apple Music. Благодаря этому третий год подряд Spotify удается увеличивать выручку. В 2015 году она составила $2,37 млрд, в 2016 году — $3,6 млрд и $4,99 млрд — в 2017 году.

Несмотря на успехи, 2017 год Spotify закончил с убытком в размере $1,5 млрд. Вспоминается история другого музыкального стартапа-долгожителя — SoundCloud, который чуть не обанкротился в прошлом году из-за череды убытков. Из-за этого, кстати, он мог стать собственностью Spotify, но сделка не состоялась.

Кстати, еще одно сходство компаний — общие проблемы с выплатой роялти. За трансляцию треков стриминговый сервис обязан отчислять гонорары держателям авторских и исключительных прав — исполнителям и лейблам. По состоянию на декабрь 2017 года компания выплатила $9,76 млрд в качестве роялти, однако это не спасло Spotify от крупных исков.

В 2016 году компании пришлось перечислить $21 млн Национальной ассоциации издателей музыки за невыплаченные роялти. В 2017 году сервис был вынужден заплатить свыше $48 млн, чтобы урегулировать аналогичный спор с несколькими небольшими издателями. В начале этого года против Spotify выдвинули иск за нарушение авторских прав на $1,6 млрд.

Кроме того, в январе Совет по авторскому праву США решил увеличить размер роялти, и в следующие пять лет объем отчислений со стороны стриминговых сервисов вырастет на 44%. Все это отмечено в разделе «Факторы риска» заявки компании на IPO.

Spotify спустя 10 лет существования все еще находится на стадии роста, но внешние факторы ставят под угрозу бизнес-модель компании. Поэтому прямой листинг может стать выходом для сервиса, который хочет избежать участи SoundCloud и покрыть свои убытки.

Кого коснется «не-IPO» Spotify


Выход Spotify на биржу затронет не только саму компанию и ее акционеров, но и тех участников рынка, которые не имеют прямого отношения к сервису. В первую очередь это трейдеры — прогноз о том, что акции Spotify могут совершать резкие скачки, привлекает их возможностью заработать.

Звукозаписывающие компании и артисты также могут выиграть от грядущих торгов. У трех крупнейших лейблов — UMG, SME, WMG — по 5% акций Spotify. И все они планируют делиться доходами от продажи акций компании со своими артистами.

Торги Spotify уже косвенно затронули и обычных слушателей. В марте стало известно, что сервис начал борьбу с пиратскими приложениями, позволяющими слушать музыку бесплатно и без рекламы. Компания пригрозила блокировать пользователей нелегальных приложений, которые помогают обходить ограничения сервиса. Этот шаг связывают с подготовкой к торгам — компании нужно убедить акционеров в отсутствии каких-либо проблем.

За прямым листингом Spotify будут пристально наблюдать другие технологические компании, готовящиеся к IPO. От успеха или провала необычных торгов зависит будущее этой модели — она подтвердит либо свою работоспособность, либо опасения рынка.

Кстати, Spotify — не единственный пример выхода музыкального проекта на биржу. К примеру, на мини-IPO не так давно вышла компания, владеющая правами на треки Эминема, причем роялти певца стали аналогом акций (подробнее об этом кейсе мы рассказывали здесь).

Объявляя дату и детали предстоящих торгов, глава сервиса Дэниэл Эк также упомянул выход Spotify на новые рынки — поэтому в ближайшее время сервис не только проведет IPO, но и станет доступен в Индии, Южной Африке и России.



Интересные посты по теме — в нашем «Мире Hi-Fi»:

Комментарии (12)


  1. adlkhkmlln
    19.03.2018 23:04

    Будем надеяться, сервис будет долго жить и продолжать развиваться, ибо уж очень хорош на фоне конкурентов даже без использования подписки.


    1. green_tree
      20.03.2018 20:03

      похоже я использую другой сервис с тем же названием, но я сильно недоволен Spotify (который у меня работает в браузере и на андроиде). Google Play Music намного более продвинутый и работает отлично (другими стриминговыми сервисами я не пользовался, поэтому сравнить не могу).
      Spotify мне предложил какое-то промо, за ~20 центов на 3 месяца, поэтому я и подписался на него. Но вот в этом месяце эта подписк заканчивается и продлять я его точно не собираюсь


    1. JuniorIL
      21.03.2018 02:06

      А чем он лучше Google Music?
      Просто недавно надо было выбрать один из двух, вроде они похожи показались.


  1. scifinder
    20.03.2018 06:43

    и станет доступен в Индии, Южной Африке и России

    Мне, как россиянину, обидно, что Россия в этом списке смотрится как какая-то третьесортная страна. Но, видимо, так оно и есть на самом деле.


    1. Jarwis
      20.03.2018 10:19

      Очень много геморроя для выхода на российский рынок при том, что покупатель здесь не самый богатый и не самый щедрый. Это обидно, да, но тут мы ССЗБ.


  1. Loki3000
    20.03.2018 11:19

    Что-то я не понял схемы инвестиций. Как я понимаю, если происходит эмиссия акций, то каждый их приобретатель становится совладельцем компании, а полученные от него деньги попадают в бюджет компании в качестве инвестиций. Если же дополнительного выпуска акций не происходит, а ранее выпущенные принадлежат руководству и сотрудникам, то кто получает деньги от их перепродажи?


    1. areht
      20.03.2018 20:40

      Руководство и сотрудники, видимо?


      1. Loki3000
        20.03.2018 21:46

        А что им раньше мешало это делать?


        1. areht
          20.03.2018 21:47

          Без листинга на бирже? Где им акции, на авито продавать?


  1. apodznoev
    20.03.2018 12:46
    -1

    71 млн. пользователей + 35 млн. от Apple. из 7млрд. Значит ли это, что около 97% населения Земли либо не слушает музыку вовсе, либо покупает носители?
    Это же просто дикость! В чем вообще может быть минус подобных стриминговых сервисов?
    Даже предполагая полную стоимость премиум подписки около 10$, это примерно равняется стоимости одного-единственного альбома.


    1. echo1
      20.03.2018 15:55

      да?
      image


  1. natan555
    20.03.2018 13:11

    раньше это называлось SPO (секондари паблик офер)