Штатные стереосистемы в автомобилях стали нормой, но когда-то все было иначе. 80 лет назад автомобилисты могли довольствоваться только радиоприемниками, а о прослушивании записей оставалось только мечтать. Все изменилось с появлением первых проигрывателей — одним из типов таких устройств были виниловые системы для автомобилей.
Расскажем их историю.
/ Wikimedia / sv1ambo / CC
В 1950-е в устройстве аудиосистемы автомобилей Chrysler произошли серьезные изменения. Для начала в знаменитом Imperial появился первый в мире полностью транзисторный автомобильный радиоприемник. Следующий шаг стал еще более мощным прорывом — в 1956 году в новых моделях Chrysler появился первый аудиопроигрыватель пластинок — Highway Hi-Fi.
О выпуске нового устройства писали в газетах — его появление стало целым событием — теперь в дорогу с собой можно было взять пластинки любимых исполнителей. За разработку отвечал американский телерадиовещатель Columbia Broadcasting System (CBS). Он же занимался выпуском пластинок. Специально для Highway Hi-Fi был разработан уникальный формат винила. В этом принял участие инженер CBS Питер Голдмарк (Peter Goldmark).
Highway Hi-Fi воспроизводил музыку через динамик автомобильного радиоприемника и использовал его же систему усилителей. Вращающаяся платформа была защищена ударопрочным корпусом, установленным чуть ниже центра приборной панели. В устройство проигрывателя также входили звукосниматель, сапфировая игла и место для хранения шести пластинок.
Работу системы можно оценить на этом видео.
Для этого проигрывателя был выбран формат пластинок медленнее привычного — 16? оборотов. На такую пластинку можно было записать до 90 минут музыки — вдвое больше, чем на обычный винил того времени. В CBS пошли на такой шаг, потому что 12-дюймовые пластинки с 33? оборотами в минуту были слишком громоздкими для автомобиля, а 45 оборотов казалось слишком мало для длительных поездок. Кроме этого, 7-дюймовые пластинки для Highway Hi-Fi были тяжелее обычных — 135 грамм против 70 грамм — и бороздки были организованы плотнее, чем на обычном виниле.
Highway Hi-Fi поставлялся в качестве дополнительного комплекта в Desoto, Dodge и Plymouth с 1956 года и по некоторым сведениям до 1959 года. Спрос на проигрыватель упал также стремительно, как возник. По прошествии года американские потребители разочаровались в новом устройстве. С одной стороны, это странно — технология была прорывной, до первых кассетных систем оставались целые годы, и у Highway Hi-Fi не было конкурентов.
Однако, на то были веские причины. Главная из них — проигрыватель не предоставил обещанной свободы прослушивания музыки. Как уже говорилось выше, производством пластинок занимались исключительно в CBS. Компания подготовила всего 42 пластинки с песнями популярных на тот момент исполнителей, но этого было мало. В своей автобиографии Голдмарк отмечает, что Chrysler и CBS недостаточно продвигали идею записи новых пластинок по заказу потребителей. Без возможности выбора из широкого ассортимента записей смысл в проигрывателе пропадал. Кроме того, скромная коллекция доступных пластинок была бесполезна без Highway Hi-Fi. Продавая свой Chrysler, человек был вынужден отдавать с ним и весь винил для автомобиля.
Второе ограничение — проигрыватель был доступен только владельцам автомобилей Chrysler. Highway Hi-Fi нельзя было, например, купить отдельно от одной машины и установить в Buick. С ремонтом и обслуживанием проигрывателя тоже возникали проблемы. Если что-то случалось, приходилось обращаться к дилеру — автомеханики, как правило, не могли помочь с новым устройством. Ко всему прочему новинка была недешевой — 200 долларов (с учетом инфляции — 1700 долларов на сегодняшний день).
Кроме того, автовладельцы очень быстро обнаружили достаточно очевидный минус проигрывателя — игла соскакивала на неровной дороге и ее приходилось поправлять. Это отвлекало от управления автомобилем и мешало наслаждаться музыкой. В итоге недостатки уникального формата привели к тому, что по прошествии нескольких лет в Chrysler отказались от Highway Hi-Fi.
В 1960-м на рынок аудиосистем для автомобилей вышла Radio Corporation of America (RCA). Разработка этой корпорации носила название «Victorla» — у нее также был одноименный музыкальный лейбл. В RCA учли основные недочеты Highway Hi-Fi и сделали работу над ошибками. Проигрыватель воспроизводил популярные форматы пластинок, а водителю не приходилось отвлекаться от дороги. К тому же устройство было в четыре раза дешевле Highway Hi-Fi. Тем не менее, RCA прекратила производство «Victorla» в 1961 году.
Еще одну разработку в этой категории создала компания Norelco — североамериканское представительство Philips. Своим дизайном Norelco Auto Mignon напоминает привычные нам CD-магнитолы. Ради компактности разработчики пожертвовали местом для хранения пластинок — автовладельцы были вынуждены сами решать эту проблему, что не сыграло в пользу проигрывателя.
Окончательным аккордом для автомобильных проигрывателей стало появление кассетных автомагнитол под формат Stereo 8. Это произошло в 1965 году. Chrysler стал предлагать такие аудиосистемы, начиная с 1968 года.
/ Wikimedia / CZmarlin / CC
Сложно представить, что кто-то сегодня решится заменить свою аудиосистему на нечто вроде Highway Hi-Fi. Наиболее близкой к этой идее по духу можно назвать концепцию портативного проигрывателя. Такой при желании можно взять с собой и в автомобиль. Пример для этой категории аудиоустройств — Audio-Technica AT727 (видео). На него равняются более поздние разработки.
Есть и более инновационные концепции, чем традиционная платформа с иглой. Например, на Kickstarter не так давно собирали средства на портативный проигрыватель RokBlok. Небольшой блок в этом случае выступает одновременно и иглой и динамиком. Судя по демонстрационному видео, RokBlok можно приспособить для воспроизведения в машине, если положить пластинку на сидение или приборную панель.
Годы не щадят смелые разработки, превращая их в странные изобретения на черно-белых фотографиях, но популярность винила как формата и желание людей слушать пластинки остается.
Об этом — наша подборка материалов по теме:
Расскажем их историю.
/ Wikimedia / sv1ambo / CC
Как работал Highway Hi-Fi
В 1950-е в устройстве аудиосистемы автомобилей Chrysler произошли серьезные изменения. Для начала в знаменитом Imperial появился первый в мире полностью транзисторный автомобильный радиоприемник. Следующий шаг стал еще более мощным прорывом — в 1956 году в новых моделях Chrysler появился первый аудиопроигрыватель пластинок — Highway Hi-Fi.
О выпуске нового устройства писали в газетах — его появление стало целым событием — теперь в дорогу с собой можно было взять пластинки любимых исполнителей. За разработку отвечал американский телерадиовещатель Columbia Broadcasting System (CBS). Он же занимался выпуском пластинок. Специально для Highway Hi-Fi был разработан уникальный формат винила. В этом принял участие инженер CBS Питер Голдмарк (Peter Goldmark).
Highway Hi-Fi воспроизводил музыку через динамик автомобильного радиоприемника и использовал его же систему усилителей. Вращающаяся платформа была защищена ударопрочным корпусом, установленным чуть ниже центра приборной панели. В устройство проигрывателя также входили звукосниматель, сапфировая игла и место для хранения шести пластинок.
Работу системы можно оценить на этом видео.
Для этого проигрывателя был выбран формат пластинок медленнее привычного — 16? оборотов. На такую пластинку можно было записать до 90 минут музыки — вдвое больше, чем на обычный винил того времени. В CBS пошли на такой шаг, потому что 12-дюймовые пластинки с 33? оборотами в минуту были слишком громоздкими для автомобиля, а 45 оборотов казалось слишком мало для длительных поездок. Кроме этого, 7-дюймовые пластинки для Highway Hi-Fi были тяжелее обычных — 135 грамм против 70 грамм — и бороздки были организованы плотнее, чем на обычном виниле.
Что пошло не так
Highway Hi-Fi поставлялся в качестве дополнительного комплекта в Desoto, Dodge и Plymouth с 1956 года и по некоторым сведениям до 1959 года. Спрос на проигрыватель упал также стремительно, как возник. По прошествии года американские потребители разочаровались в новом устройстве. С одной стороны, это странно — технология была прорывной, до первых кассетных систем оставались целые годы, и у Highway Hi-Fi не было конкурентов.
Однако, на то были веские причины. Главная из них — проигрыватель не предоставил обещанной свободы прослушивания музыки. Как уже говорилось выше, производством пластинок занимались исключительно в CBS. Компания подготовила всего 42 пластинки с песнями популярных на тот момент исполнителей, но этого было мало. В своей автобиографии Голдмарк отмечает, что Chrysler и CBS недостаточно продвигали идею записи новых пластинок по заказу потребителей. Без возможности выбора из широкого ассортимента записей смысл в проигрывателе пропадал. Кроме того, скромная коллекция доступных пластинок была бесполезна без Highway Hi-Fi. Продавая свой Chrysler, человек был вынужден отдавать с ним и весь винил для автомобиля.
Второе ограничение — проигрыватель был доступен только владельцам автомобилей Chrysler. Highway Hi-Fi нельзя было, например, купить отдельно от одной машины и установить в Buick. С ремонтом и обслуживанием проигрывателя тоже возникали проблемы. Если что-то случалось, приходилось обращаться к дилеру — автомеханики, как правило, не могли помочь с новым устройством. Ко всему прочему новинка была недешевой — 200 долларов (с учетом инфляции — 1700 долларов на сегодняшний день).
Кроме того, автовладельцы очень быстро обнаружили достаточно очевидный минус проигрывателя — игла соскакивала на неровной дороге и ее приходилось поправлять. Это отвлекало от управления автомобилем и мешало наслаждаться музыкой. В итоге недостатки уникального формата привели к тому, что по прошествии нескольких лет в Chrysler отказались от Highway Hi-Fi.
Кто еще делал проигрыватели пластинок для машин
В 1960-м на рынок аудиосистем для автомобилей вышла Radio Corporation of America (RCA). Разработка этой корпорации носила название «Victorla» — у нее также был одноименный музыкальный лейбл. В RCA учли основные недочеты Highway Hi-Fi и сделали работу над ошибками. Проигрыватель воспроизводил популярные форматы пластинок, а водителю не приходилось отвлекаться от дороги. К тому же устройство было в четыре раза дешевле Highway Hi-Fi. Тем не менее, RCA прекратила производство «Victorla» в 1961 году.
Еще одну разработку в этой категории создала компания Norelco — североамериканское представительство Philips. Своим дизайном Norelco Auto Mignon напоминает привычные нам CD-магнитолы. Ради компактности разработчики пожертвовали местом для хранения пластинок — автовладельцы были вынуждены сами решать эту проблему, что не сыграло в пользу проигрывателя.
Окончательным аккордом для автомобильных проигрывателей стало появление кассетных автомагнитол под формат Stereo 8. Это произошло в 1965 году. Chrysler стал предлагать такие аудиосистемы, начиная с 1968 года.
/ Wikimedia / CZmarlin / CC
Сложно представить, что кто-то сегодня решится заменить свою аудиосистему на нечто вроде Highway Hi-Fi. Наиболее близкой к этой идее по духу можно назвать концепцию портативного проигрывателя. Такой при желании можно взять с собой и в автомобиль. Пример для этой категории аудиоустройств — Audio-Technica AT727 (видео). На него равняются более поздние разработки.
Есть и более инновационные концепции, чем традиционная платформа с иглой. Например, на Kickstarter не так давно собирали средства на портативный проигрыватель RokBlok. Небольшой блок в этом случае выступает одновременно и иглой и динамиком. Судя по демонстрационному видео, RokBlok можно приспособить для воспроизведения в машине, если положить пластинку на сидение или приборную панель.
Годы не щадят смелые разработки, превращая их в странные изобретения на черно-белых фотографиях, но популярность винила как формата и желание людей слушать пластинки остается.
Об этом — наша подборка материалов по теме:
- Винил: Новое – это хорошо забытое старое
- Винил умер, да здравствует винил
- Битва за формат: бобина vs кассета vs винил vs CD vs HiRes
- Как ухаживать за винилом: 7 советов для начинающих
- Священный Грааль винила: искусство мастеринга на половинной скорости
- Гибкие пластинки — универсальный носитель, который вернулся из прошлого
- Новые-старые форматы: HD-винил и DIY-пластинки
Mobile1
Впечатлило как работает RCA, особенно как меняются диски:
AntonSor
Да, механизм ещё тот… А проигранные пластинки падают вниз, и их нельзя проиграть заново.
Dvlbug
Что за музыка на 2:07 начинается? Убейте меня, но я слышал ее в детстве
unwrecker
Шазам говорит: Duke of earl, Gene Chandler
Zmiy666
Хм… а никто не запилил такую но в современном варианте? Возможно у разных аудиофилов такая штука могла бы иметь успех сейчас.
thatsme
Есть. С лазерным звукоснимателем и алюминевым носителем. CD-player называется.
SinsI
Что происходит с пластинкой в таком проигрывателе при экстренном торможении?
AntonSor
Игла слетает с дорожек
Naves
История винила в автомобиле
geektimes.ru/post/277986
Marsikus
Т.е. с песнями, которые и так можно было послушать на радио. Просто «гении» маркетинга.
Это надругательство над пластинкой, она быстро испортится от такого обращения.
Nuwen
demimurych
Есть мнение, что бывают люди, которые хотят слушать популярную музыку тогда когда им нужно, а не тогда когда она играет по радио.