«Жизнь не может состоять только из решения печальных проблем. Должны быть вещи, которые вдохновляют тебя. Вещи, благодаря которым ты с радостью просыпаешься по утрам и ощущаешь себя частью человечества. Вот почему мы это сделаем. Мы сделаем это для вас.»
— Илон Маск
Привет, Гиктаймс! Меня зовут Алексей и я делаю реактивный ранец. Точнее, уже мы делаем.
1 февраля я объявил, что начинаю работать над созданием первого российского JetPack`а и кинул клич всем сумасшедшим инженерам присоединиться к коллективу Jet Hackers. Самыми шустрыми оказались Денис Ефремов (стратосферные запуски) и Алексей Жуков (вертолеты). Конечно же они покрутили у виска по поводу моей идеи привязать к себе 4 турбореактивных двигателя и полетать, но захотели привязать пару ТРД к сноуборду и к лонгборду.
И вот 24 марта мы (Денис Ефремов, Алексей Жуков и Алексей Стаценко) провели первый в мире пилотируемый запуск турбореактивного сноуборда.
Фото: QuickSilver
Через час мы на машине выдвигаемся на фестиваль сноубордистов презентовать «гравицапу», планирую тут публиковать много интересненького про историю реактивных ранцев, про текущее положение дел в мире и про то, как мы купаем шланги в керосине и суем их в морозилку (топливные шланги, а не то, что вы подумали).
А сейчас чуть-чуть фоток.
Денис Ефремов, первый в мире пилот турбореактивного сноуборда. Фото: QuickSilver
Видео трясущимися руками:
Ждите крутое видео очень скоро.
Делаем стенд для измерения тяги.
Первые огневые испытания:
Страшно было до жути. На морозе сел аккум.
Когда турбина орет рядом хочется орать вместе с ней
Вот эта американская штука не дает мне покоя уже 2 месяца (и 4 года)
Про Ива Росси я узнал 4 года назад и написал статью Jet man: человек-ракета
Держите челюсть:
Хочется догнать и перегнать.
Двигатель Jetcat P180-NX, тянет 18 кг
Термощиты (для болидов) для защиты задницы
Шланги. Шланги, сука, капризные. Одни дубеют и ломаются на холоде, другие разбухают в керосине и превращаются в сопли, соскальзыват, третьи перегибаются, четвертые норовят выпрыгнуть из топливного бака. Шланги они такие.
Реакция одного из хабрафрэндов ( sasha237 ) на мою просьбу закинуть мне денег на идею. Реальный скриншот из телеграма.
Краудфандинг
Предложение для тех, кто не прикапывается к качеству фоток, текстов и наличию видео. А для тех у которых реакция такая: «Вау! Давно пора было это сделать!»
За 2 месяца с одним двигателем мы выкатили крутейший работающий образец. Нужны еще движки чтобы ускориться.
Закинуть денег тут
Новости в Фейсбучеке
Группа Вконтакте
Новости в Телеграм
P.S.
«Живи в будущем и делай крутые вещи»
Комментарии (62)
Rapasantra
04.04.2018 15:57Про сноуборд: А какой объём баков на сноуборде? Сколько времени он может проработать без дозаправки?
Про реактивный ранец: как будет реализована система управления тягой двигателей и вектором тяги?MagisterLudi Автор
04.04.2018 16:17На борде баки 4,5 литра
Двигатель ест 0,6 литра в минуту на полном форсаже
Про ранец.
Тяга управляется с RC-пульта. Движки достаточно «умные» и в них много нафаршированно электрноники.
Именно для этого нужен второй движок, чтоб отрабатывать и тестировать систему с симметричной тягой из 2 точек.
Про управление вектором:
Есть «родные» от Jetcat
Есть «самоделки»
pasetchnik
04.04.2018 16:27+1На видео — это максимальная скорость движения по прямой?
MagisterLudi Автор
04.04.2018 16:30Нет, не максимальная.
Во-первых, страшно.
Во-вторых, движок насасывается снега и глохнет. Сейчас сделали щит-фильтр от снега и будем разгоняться.
MagisterLudi Автор
04.04.2018 16:35Вот еще русские сделали ацкий дожигатель:
dfgwer
04.04.2018 16:25+1В городах будущего, как я вижу, балкон перестанет быть хранилищем хлама, трансформируется в парадный вход.
Tim_23
04.04.2018 19:02+1О, как раз недавно мне рассказывал про этот сноуборд. Могу ошибаться, но на видео случаем не стадион медик на молодежной, все как-то знакомо? Студенческая физкультура прошла именно там.
CyberAndrew
04.04.2018 19:40+1В двигателях не разбираюсь, но хочу задать вопрос. Существует ли газотурбинный двигатель БЕЗ тяги? И как он называется? Мне нужно получить от такого двигателя только вращение. Или они все с тягой?
impetus
04.04.2018 22:49На танки иногда ещё ставят, не только на вертолёты. Но ценник — вы догадываетесь.
Впрочем, говорят — сильно б/у вертолётный, с минимальным остаточным (полётным) ресурсом или уже совсем без него — можно относительно дёшево взять — для полётов он уже не годен, а больше его некуда применить — поэтому их судьба — металлолом, хотя в 1/3 мощности он может ещё часов 200 наработает.
Чехи, говорят, продают новые какие-то небольшие тубодвижки без лицензии и гарантии — за треть цены такого же но со всеми авиа-бумагами. (это всё равно цена автомобиля или квартиры если что)
Osel_Ia
04.04.2018 21:04А есть маленькие движки с двухконтурностью, с регулируемым направляющим аппаратом, многоступенчатым компрессором и прочими плюшками более-менее приличных ТРД? А то КПД такой, что игрушка на 10 минут, дальше на заправку.
x67
05.04.2018 14:43У мелких движков кпд такой потосу что они мелкие (и куча следствий из этого), а не потому что там одноступенчатые компрессоры.
Ну и смысла в гтд на мощностях до 100-200 кВт почти нету — поршневые их уделывают там.
poznawatel
04.04.2018 21:31Трубки бензостойкие: полиамидные, силиконовые. А почему автомобильный бензошланг не подошёл? Дюритовый — и не дубеет, и бензостоек.
Сильно увеличить тягу можно, если сделать инжектор снега (импульс вырастет).CharlesFrost
04.04.2018 22:33Я правильно понял, что вы предлагаете в сопло воду (снег) подавать? Типа, парообразование и т.д.
CharlesFrost
04.04.2018 22:46По сноуборду особых вопросов нет. Доска, турбина, баки, управление — это более-менее понятно. А вот по реактивному ранцу никакой конкретики нет. Двигатели уже выбрали? Их расположение, конструкцию и материал рамы?
robux
05.04.2018 06:43Вот так же как вы 4 года болеете реактивным ранцем, я года 3 болею персональным самолётом-хвостосидом (тейлситтером) на электромоторах.
Если эти штуки совместить, то получится реактивный тейлситтер — это гораздо практичней, чем просто ранец, потому что можно взлетать вертикально, а летать горизонтально, подобно Иву Росси. Для протяжённой России, отсутствия малых аэродромов, расчищенных от снега, реактивный тейлситтер — будет очень востребован.
Один двигатель JatCat стоит около 300 000 рублей. Движок "тащит" 18 кг, чтобы поднять среднюю тушку надо 4-6 движков.
.
Общая тяга получается 6*18=108 кг. Допустим, вес пилота минимум 70 кг, топливо — пусть 10 кг, крылья, бак, обвязка — пусть ещё 40 кг, итого 120 кг — не взлетит :) А надо ещё избыток тяги для взлёта парением — это ещё 20 кг хотя бы.
Вы не пробовали на отечественные заводы заказать 2 турбины тягой по 70 кг, за 2 лимона может они взялись бы?
И ещё трудность, даже если вы найдёте турбины, то для тейлситтера нужно сделать систему управления, которая будет балансировать аппарат вертикально с помощью управления турбинами и элеронами крыльев — полагаю, задача нетривиальная. Хотя я пересмотрел кучу роликов по слову "tailsitter", в которых видно, что иностранцы уже решили эту проблему.
robux
05.04.2018 07:46Ещё я тут подумал, только двумя турбинами не обойтись — заваливаться будет. Нужно либо 4 турбины по типу квадракоптера, либо 2 пропеллера в крыльях (чтоб элероны "работали") и 2 турбины на уровне корпуса — перед и за пилотом, так тоже получится 4 точки опоры для балансирования парения на взлете и посадке. Во втором случае турбины можно гасить после перехода в горизонтальный полёт, чтобы экономить топливо — на пропеллерах лететь дешевле, особенно если это электромоторы.
DrZlodberg
05.04.2018 09:31Вопрос расположения сопел и удобства управления. 4 точки — это для неподвижного висения надо. Тут, скорее, другая проблема — не попасть под выхлоп.
У существующих ранцов обычно делают 2 высокорасположенных сопла, т.е. при больших углах можно попасть под них. Самая удобная штука (не помню, как называется) — гидравлика на ноги с приводом от водного мотоцикла — там вполне естественное управление и проблем с равновесием обычно не возникает, однако реактивные движки так не поставишь. :(cyberly
05.04.2018 10:04>> реактивные движки так не поставишь
ТадамDrZlodberg
05.04.2018 11:09Увы, нема ютуба :(
Но по картинке — как раз то, что нужно.cyberly
05.04.2018 11:14+1Тогда так.
DrZlodberg
05.04.2018 11:31Благодарю. Хотя по картинке примерно понял уже, что за девайс. Самая удобная (imho) для человека схема. Правда судя по фото снизу у него аж 6 двигателей. Если они стоят немного врастопырку — удерживать равновение будет проще, чем на 2х.
Эх, ещё время полёта бы ему нормальное…
robux
06.04.2018 03:05От простой "доски" Запата отказался, у него сейчас есть более продвинутая модель, с ручками:
Zapata Ezfly
impetus
05.04.2018 10:36трёх достаточно
Y-схема, многие автопилоты её поддерживают «из коробки», хотя с плавным переходом на самолётный режим, возможно придётся изрядно повозиться
sotnikdv
05.04.2018 06:46Кому не терпится джетпак прямо сейчас — water jetpack или water hoverboard прямо сейчас.
Стоит дорого, но минут 30 на прокат вполне доступно
mdaemon
05.04.2018 12:34Помню, когда то давно, на одной военной выставке в Омске видел вертолет ранец, где 2 лопастной винт вращался за счет того что на концах винта было по маленькому реактивному движку.
Обещали кажется 30 минут полета, на скорости до 120 км/ч, что несколько интереснее 6-8 минут чисто реактивного ранца.
Так как не нужен был компенсирующий винт, то все очень компактно выглядело. Этакий ранец с сидушкой и 2 джойстиками. Сам техническое устройство было предельно простое видимо.
Нигде ни фотку, ни дополнительную инфу не могу найти по нему :(.
Почему перестали развивать идею, неизвестно, впрочем это были постперестроечные времена, могло просто заглохнуть и потеряться.
Gudin
05.04.2018 14:35Вы уже изучили творчество Игоря Негоды? Списались с ним? Может он помочь чем может? У него опыт с такими движками, форсажными камерами, шлангами и всей механикой, что с этим делом связана, просто огромный. Странно, что никто его еще не упомянул. В прошлом году он самодульный ТРД намутил, в этом перешел к турбовальному. Велосипед на турботяге был, самолет с самодельным движком был, испытательный стенд горит у него практически не переставая =) Я крайне рекомендую заглянуть. «Стартуеееем».
magistr_yoda
05.04.2018 14:49Мне думается с двигателями с таким расходом топлива затея безперспективная для массового применения
dentim
05.04.2018 14:49+1реактивный сноуборд никто не изготавливает не потому что раньше до этого никто не догадался, а потому что тягя двигателя, приложенная не к центру тяжести пилота будет его опрокидывать, а не разгонять
а в задаче разработки реактивного ранца для полетов главное — система управления и стабилизации полета, а не накупить модельные движки.
RinonNinqueon
05.04.2018 14:49+1Есть на YouTube такой рукастый товарищ Игорь Негода. Можете ознакомиться с его самодельным вариантом ТРД.
Sadeid
05.04.2018 14:50+1Вписался, чем смог. Почему бы и не да. Отличное вложение в индивидуальную авиацию. Как-никак день космонавтики на носу.
yurash
05.04.2018 18:48вас вдохновил JB10. JB11, судя по видео, гораздо круче — системы резервирования, redundancy — вот это вот всё.
AndrewRo
Как-то уж очень кратко. Но круто.
MagisterLudi Автор
Торопимся очень.
Обещаю, что скоро будут более подробные посты.
Мы сейчас сутки в пути, потом опубликую полноценный пост.