Что школьники говорят про олимпиаду:
- «Это похоже на олимпиаду, которую пишут в школе, только раз в пять сложнее.»
- «Космос — это здорово, но металл лучше. Немножечко.»
- «Ищу команду. 11 класс. На С++ с рождения.»
- «Хотел бы воплотить в жизнь портал-пушку из Рика и Морти.»
Что происходило на самом деле:
- Семиклассники ловят мюоны.
- От школьников сбежала рыба.
- В бассейне поселилась выдра.
- Школьник взломал зачетный этап по ИК-каналу.
- 7-ми и 9-ти классницы победили 11-ти классников.
- Команда написала алгоритм предсказаний, который предсказал, что с этим алгоритмом они проиграют.
Для начала — пару задачек, чтоб всё с самого начала было ясно. А потом — подробности.
Задачи по биологии для нанотехнологов
Задание 2
В далеком будущем, исследуя соседнюю галактику, человечество столкнулось с инопланетной расой, называющей себя Рейфами. В результате нескольких контактов стало известно следующее. Каждой общиной Рейфов управляет королева, являющаяся единственной особью женского пола в общине. Относительно меньшая часть общины состоит из мужчин, имеющих высокий интеллект. Большая часть — из рабочих особей, крупных и мускулистых, способных только к выполнению приказов интеллектуальных особей и рутинных дел.
Достоверно про эту расу известно:
- Наблюдалось только рождение рабочей особи. Это был «выход» из образования, названного наблюдателями «кожистым коконом». Особь появлялась несколько меньшего размера, чем взрослая, и явственно более беспомощная, но уже вполне сформированная.
- Известно, что рабочие особи в пределах одной общины генетически идентичны.
- Продолжительность жизни рабочей особи неизвестна.
- Продолжительность жизни королевы и мужчин — высокая и приблизительно одинаковая
- Рождение «интеллектуальных» особей не наблюдалось, но есть сведения, что они рождаются достаточно незрелыми и имею некий аналог человеческого детства.
- Смены пола у взрослых особей не бывает.
- Есть сведения о традиции увозить юную королеву (до созревания) из общины.
- Обнаружены генетические особенности, сближающие эту расу с земными насекомыми, и, возможно с рыбами.
- A. Предложите механизм определения пола у этой расы, пол (генетический и фенотипический) всех особей, продолжительность жизни рабочих.
- B. Предположите, существует ли у Рейфов живорождение.
- C. Предположим, община Рейфов осталась без королевы, но имеет потребность в новой. Предложите механизмы, как они могли бы получить родственную им королеву, и какие особи должны были у них остаться для осуществления этого.
Ответы обоснуйте.
Задание 4
Представители расы протоссов обладает антропоморфными очертаниями тела, за исключением строения конечностей — у них выгнутые назад колени и четырехпалые руки. Цвет кожи зеленоватый, синеватый или серый. Протоссы двуполые, известно, что и мужчины, и женщины у них диплоидны. Эта раса способна питаться энергией света, однако известно, что иногда рождаются дети со сниженной способностью к восприятию света. Такие дети без специальных мер крайне редко доживают до возраста, когда сами создают семьи. За способность усваивать энергию света отвечает гетеродимерный белок Stl из двух субъединиц — S и L, для поддержания его работы достаточно хотя бы одной.
Вам доступны архивные записи одного из крупных городов-миллионников протоссов, посвященные их демографии и записи о межклановых браках.
В результате изучения архивов вам известно следующее:
- большинство протоссов в городе обладают серой кожей, синеватая и зеленоватая окраска встречаются реже, причем синеватая примерно втрое реже, чем зеленоватая
- сниженной способностью к восприятию света мальчики страдают чаще, чем девочки
- сниженная способность к световосприятию встречается редко — реже, чем в 1% случаев.
- в тех случаях, когда протосс со сниженным световосприятием заводил семью, то, как правило, но не всегда, его дочери были здоровы
- Из клановых записей известно:
- Клан потомственно серокожих протоссов решил породниться с потомственно зеленокожим кланом. По результатам нескольких браков в первом поколении все дети оказались серокожими. В браках этих протоссов между собой примерно три четверти были серокожими, а среди остальных (не серых) примерно одна шестнадцатая оказалась с синеватой кожей
- Другой потомственно зеленокожий клан породнился с кланом с синеватой кожей. Все дети от таких браков оказались с зеленоватой кожей. В браках этих протоссов между собой три четверти детей оказались с зеленоватой кожей и четверть с синеватой кожей
- В браках представителей клана с серой кожей с представителями клана с синеватой кожей, у все детей была серая кожа. Во втором поколении было три четверти серокожих и поровну из оставшихся с синеватой и с зеленоватой кожей
- A. Определите, как наследуются у протоссов цвет кожи.
- B. Определите, как наследуются дефект световосприятия.
- C. Почему дефект световосприятия настолько редок у протоссов?
Свой ответ поясните.
Что вообще происходит?
Олимпиада Национальной Технологической Инициативы. Цель — к 2035 году захватить галактику. Средство — вырастим поколение Королевых, Менделеевых, Сикорских, Вернандских. Как — заинтересовав школьников интересными задачами.
Из 20 000 участников заочных туров в финал прошли 572 школьника. Первая часть финалистов, 360 человек, приехали в «Сириус» в Сочи, где соревновались по девяти направлениям. По остальным восьми профилям соревнования проходят в марте–апреле в семи регионах России — от Владивостока до Санкт-Петербурга.
Немного подробностей про 4 профиля (из 9), по каким направлениям проходила олимпиада.
Нейротехнологии и разработка киборгов
В этом году финалисты делали систему управления бионическим протезом руки человека. Участники собрали протез, придумывали и реализовывали систему управления протезом на основе мышечной и мозговой активности.
Система должна обладать определенной мерой чувствительности, которая позволит осуществлять захват хрупких предметов.
Победителем стала та команда, у которой получилась наиболее точная система управления с минимальным количеством ошибок при выполнении заданий.
В распоряжении участников были наборы-конструкторы «Юный нейромоделист» и комплекты для сборки бионического протеза руки.
Список команд
Полезные материалы:
- Курс по биомеханике
- Курс по биосенсорам
- Видеоуроки BiTronics Lab
- Вводный курс по Arduino
- Курс по программированию на Python
- Задания всех этапов профиля «Нейротехнологии» 2017 г.
Автономные транспортные системы
«Мы воспитываем в участниках системное понимание. Необязательно что все станут инженерами, но они должны понимать, что есть системы и они стыкуются в очень разных местах, что всегда физика цепляет инженерию, инженерия цепляет „софтовые скилы“ и так далее. И они должны чувствовать команду, среду, которая вокруг них. Мы, кстати, замечаем, что команды между собой не конфликтуют, они „борются“ с полигоном, а не друг с другом.»
Команде финалистов предстояло:
- Сконструировать и управлять элементами автономной транспортной системы на специальном полигоне;
- Разработать программы управления тремя видами систем: наземного, водного, воздушного, участвующих в доставке груза, с учетом особенностей управления и логистики каждой из них;
Электронная часть всех систем создается базе Arduino-совместимых платформ.
Это — звёздное небо. Все аппараты ориентируются «по звездам».
Для каждого из трех видов транспортных средств (ТС) необходимо решить две задачи: глобальную (сориентировать ТС «по звёздам» и довезти груз в конкретный порт, который стыкуется со следующим ТС) и локальную (в рамках движения каждого ТС избегать столкновений с препятствиями, реагировать на дорожную ситуацию, светофоры и прочее).
История про «Кожаных мешков».
В ходе олимпиады мы собирали код, который написали школьники. Естественно, они интересовались, а зачем, а будет ли его кто-то читать. Получив ответ, что код будут читать и если там написана полная ерунда — баллы снимут, дети кинулись лихорадочно исправлять написанное.
Любой программист вставляет комментарии и отладочные сообщения понятные и веселящие автора кода. В задаче, где нужно было обнаружить человека на изображении с камеры, у школьников программа выдавала "Кожанный ублюдок найден".
Полезные материалы:
- Олимпиада НТИ 16/17. Все задания профиля «Автономные транспортные системы»
- Олимпиада НТИ 15/16. Все задания профиля «Автономные транспортные системы»
- Онлайн-курс «Программирование на языке Python»
- Онлайн-курс «Программирование на языке С++»
- Видео-лекции по Arduino
- Онлайн-курс «Arduino для начинающих»
- Видео-курс «Электроника шаг за шагом»
- Хакатон по профилю «Автономные транспортные системы» 2017
- Введение в программирование С++
- Строим роботов из Arduino
- Хакатон по профилю «Автономные транспортные системы» 2018
Большие данные
В этом году на этом профиле была интересная история. Медицинский физик Александра Далечина собрала данные по 900+ онкопациентам центра «Гамма-Нож» и данные по 5000+ очагам заболевания в мозгу. Такого в России просто никогда не делали.
Финалисты — кстати, участникам лучшей команды 13 и 15 лет — обработали эти данные так, что точность диагнозов увеличилась в 6-7 раз.
Участники должны сначала разобраться с медицинскими терминами и назначениях, потом — проработать методологию решения двух задач, по выживаемости и по ремиссии. «Если взять средние значения и средние отклонения от значения, то ошибка будет в районе года. С использованием методов машинного обучения ошибка уменьшилась до 4-5 месяцев.
Курьёзные ситуации, конечно, тоже были.
«В прошлом году один парень победил в «Больших данных», а после олимпиады решил, что не будет поступать в вуз, а будет создавать базу по анализу данных, — рассказывает Алексей Федосеев. — Родители, естественно, просили не валять дурака. А он проявил характер, разругался с ними и специально написал ЕГЭ на 20 баллов».
«У меня даже новая лекция про религию Байеса».
Полезные материалы:
Инженерные биологические системы
«Нашей команде дали разбалансированную установку. В ней накапливалось много аммиака — и рыбам плохо, и растениям. Мы должны были придумать, как её сбалансировать. Придумали систему «повешения», «соты отчаяния» и «перчатную затычку»».
В центре истории — рыбки.
Школьникам предлагалась система из кустиков салата, аквариума с форелью и дренажной системой. Все это надо было настроить, чтоб рыбки не сдохли.
— А что если сдохнут? У Ребят же будет горе?
— А мы каждое утро приходим пораньше, и если увидим, что рыба скоро «откинет копыта», выловим ее и заменим на новую. Но пока все рыбки живы. Только сбегали пару раз.
Но охранники Сириуса хитро поглядывали на мирно плавающую форель и ждали конца олимпиады…
Школьники 9 класса выполняли теоретические расчеты, составляли алгоритм автоматизации сбора основных показателей аквопонических систем и автоматизировали введение необходимых реагентов в установки.
Для работы будут предоставлены запущенные аквапонные системы в минимальной комплектации и комплект дополнительных «Модулей», которые возможно интегрировать в систему. Примеры «Модулей»:
- дополнительный гидропонные модули;
- блок биологической водоподготовки;
- блок удаления избыточной органики;
- рассеиватель водного потока;
- аэраторы — распылители воздуха (дополнительные);
- перистальтические насосы;
- манипулятор с пространственными датчиками.
Настоящие инженеры легко решают задачи при помощи подручных средств
«Самое сложное в начале олимпиады — это создать ситуацию, в которой дети выйдут за пределы зоны «учитель — ученик». Этот формат, когда все, что сказал учитель, верно, и ребенок должен сделать все, что он сказал, его мы должны срочно просто рубить. Потому что система открытая, способов решения может быть много. Более того, мы можем допускать ошибки и специально допускаем ошибки. И если ребенок находится в состоянии «да хозяин, все, что сказал учитель, верно», мы пытаемся его из этого состоянии вывести»
Полезные материалы:
- 10-11 кл., Обязательный курс: Биотехнология и генная инженерия
- 10-11 кл.: Молекулярная биология. Введение
- 10-11 кл.: Молекулярная биология (продвинутый уровень)
- 9 кл., Обязательный материал: Аквапоника, общая информация
- 9 кл., Обязательный материал: Замкнутые биосферы
- 9 кл., Обязательный материал: Замкнутые рыбоводные установки
- 9 кл., Биология. Общий курс.
- 9 кл. Биология. Расширенный курс.
- Задания всех этапов профиля «Инженерные биологические системы» 2017
Обстановка и атмосфера на Олимпиаде
Это ситх-пиарщик. Ольга Прудковская. Добрая внутри.
Это Ольга Шабалина. Это она спалила ИК-хакера.
Нейрорестлинг
Бобук рассказывает
— А можно сделать Олимпиаду НТИ, но без школьников?
— Она есть. Называется «Комкон».
О чем мечтают финалисты
Где заняться проектной деятельностью
Если вы во Владивостоке — то в Центре проектной деятельности ДВФУ.
Участникам Олимпиады НТИ рады на многих хакатонах, форумах и школах. Идеи того, куда можно съездить после финала:
21 марта 2018 года, Москва — «Нейрофест» для любителей нейротехнологий.
25-31 марта Весенняя проектная школа GoTo в МАРХИ
26-30 марта 2018 года, Подмосковье — федеральный хакатон «Лиги роботов».
Регистрация до 15 апреля: конкурс идей социального предпринимательства — Social Impact Award.
6-11 апреля, Владивосток. Финал профиля VR — можно прийти на мастер-класс или волонтёрить. Напишите о своём желании здесь.
13-15 апреля, Москва — VI Форум Breakpoint: хакатон, кейсы, стартапы, эксперты. Регистрация до 7 апреля.
17-20 апреля, Тюмень. Школа Открытого университета Сколково «Навигатор инноватора». Регистрация до 9 апреля.
21 апреля — 11 мая, Владивосток — авиационная смена в ВДЦ «Океан», призёры и победители ИРС и БАС имеют весомые бонусы (70 и 130 баллов) на конкурсе. Подача заявок до 23 марта.
28 апреля, Владивосток — Региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады ВРО. Регистрация команд открыта до 1 апреля.
28 апреля, Владивосток — Конференция исследовательских и проектных работ в ДВФУ. Регистрация и заочный этап до 10 апреля.
22-25 мая, Владивосток. Школа Открытого университета Сколково «Навигатор инноватора». Регистрация до 14 мая.
(даты определяются, лето 2018), Артек. Авиационная смена от ОАК. Туда
уже получили приглашение лучшие участники профиля «Беспилотные
авиационные системы».
17-30 июня, 15-28 июля, 12-25 августа Летние проектные GoTo школы в Подмосковье.
1-24 июля, Сочи — образовательная программа «Большие вызовы» в ОЦ «Сириус». Подача заявок до 31 марта.
1-10 июля, Владивосток — «Наноград». Отбор через конкурсы и конференцию. Кроме того, в «Наноград» едут победители и лучшая команда профиля «Нанотехнологии».
7-28 августа, Крым — школа «Юниквант» в Артеке. Подача заявок до 27 апреля.
(даты определяются, осень 2018) Проектная смена Кружкового движения и Рыбаков Фонда в «Орлёнке».
Репортажи про олимпиаду в СМИ
- «То, что дети здесь делают, сильно опережает школу»
- Они из будущего: что такое Олимпиада НТИ, как стать ее участником и победить
- Знаю, в чем сила
- Олимпиада НТИ: включите солнце!
- «Я училка до мозга костей, и готовить к олимпиаде для меня захватывающий эксперимент»
- НИЯУ МИФИ определил победителей олимпиады НТИ профиля «Ядерные технологии»
Благодарности
Я реально благодарен. Во-первых, спасибо РВК и АСИ за
P.S.
Надеюсь, на следующий год на Олимпиаде НТИ организовать (подпольную?) лабораторию по турбореактивному движению и реактивным ранцам.
Комментарии (28)
KoGor
20.03.2018 00:24Александра Далечина собрала данные по 900+ онкопациентам центра «Гамма-Нож» и данные по 5000+ очагам заболевания в мозгу.
Эти данные выложены где-нибудь в открытом доступе?Ostranna
22.03.2018 14:49+1Пока нет, как раз обсуждаем, можно ли это сделать юридически чисто.
(Я ситх-пиарщик из статьи).
dmsav
20.03.2018 07:57+1Классно видеть, что ребята занимаются тем, что им интересно и не навязанным.
Круто!
Только я видимо пропустил или не увидел, а где проходит олимпиада? И какие коллективы (кружки) участвуют в ней?Ostranna
22.03.2018 14:54+1Олимпиада — если брать всю историю на двадцать тысяч человек, которые проходят онлайн-отборы — проходит по всей стране. Есть площадки подготовки, больше 70: школы, Кванториумы, кружки: nti-contest.ru/places_to_prepare
Ну а финалы в этом году по всей стране — Сочи, Москва-МАИ (нужен былл испытательный полигон, так что ездили в Ярополец), Москва-МИФИ (задача про детектирование космических лучей, делали специалисты из НЕВОДа, а он тоже большой, в Сочи не отвезёшь). Прямо сейчас Томск и ТПУ, дальше Иннополис, Фаблаб Политех в Питере, ДВФУ и УрФУ.
Rusli
20.03.2018 09:25Здорово! Но не очень понятно, почему нет школьников помладше. Им неинтересно, их не допускают, или есть другие причины? Уровень заданий явно не препятствие.
Helium4
20.03.2018 10:36Многие задания олимпиад явно не подразумевают правильного ответа, оценивается скорее пути решения поставленной задачи. Это по моему опыту как участия, так и составления заданий. Соответственно, чем младше участники, тем сложнее понимать и оценивать ход мысли. Да и нагрузка на детей достаточно высокая, помнится в финале Сороса сил хватало только чтоб лежать и пялится в потолок, как минимум у большей половины участников.
Ostranna
22.03.2018 14:59+1Чтобы олимпиада давала баллы при поступлении, должны определяться не только командные, но и индивидуальные победители. Поэтому финалисты пишут предметный тур, при определении победителей учитывается и командный результат, и личный. И это задачи 9-11 класса. Задания отборов тоже ориентирвоаны на 9-11 класс. Есть уникальные истории — парень с бигдаты из лучшей команды, которому тринадцать (но он в девятом, поскольку такой вот вундеркинд), восьмиклассник с нейротехнологий (его, кстати. в школе отличником не считали). Но в остальном это для более старших.
Хотя никто не мешает на подготовительные хакатоны приходить и участникам помладше.
plastilinko
20.03.2018 10:37Дааа дела, со времен когда я ходил на школьную районную олимпиаду по информатике в 2003 емнип году это какой-то качественно-количественный прорыв и даже не на порядок…
barbanel
20.03.2018 11:45«Кожанный ублюдок найден»
Шикарно! Хочу этого парня в команду! =)lejabque
21.03.2018 09:32+1Ну я тут)
MagisterLudi Автор
21.03.2018 09:35Привет!
Напиши свою версию, как дошел до жизни такой.
Нас тут большинство хацкеровlejabque
21.03.2018 20:55Ну я меньше года с одноклассником сходил в технопарк и понеслась. А потом так получилось, что мы выиграли АТС на НТИ
А «кожаные ублюдки» выглядят так:
спойлерlejabque
21.03.2018 21:30А если более подробно, то как-то так:
Программированием вообще занимаюсь года два, электроникой не больше года. До НТИ в мероприятиях подобного уровня не участвовал. К олимпиаде готовились в местном технопарке, но оттуда только оборудование, почти все знания и навыки — сами (ну и гугл).
На самом деле, готовясь по заданиям прошлого года, ждали чего-то сложнее. На самой олимпиаде все оказалось не так страшно и делалось сходу. Из чего-то более-менее серьезного и требующего подготовки — дополнительное задание по компьютерному зрению (обнаружение знаков в потоке и обнаружение пешехода на картинке), но его в итоге только мы сдали.
Обидно только одно — пока работали и побеждали, пропустили всю интересную движуху и TED (особенно Бобука обидно пропустить было).
sol77
20.03.2018 15:47+1есть инфа о том какие в москве есть курсы или школы по робототехнике\ардуино и тп для детей 9+ лет ??
Siawa
А где про ИК взлом то?
MagisterLudi Автор
Сейчас допрошу очевидца.
MagisterLudi Автор
Комментирует Антон Рогачев, руководитель профиля «Автономные транспортные системы»:
«Финал олимпиады НТИ, профиль АТС
Итак, зачетная попытка преодоления полигона АТС целиком. Я уже не помню как проплыл корабль, и телефон у меня уже к тому времени сел, но дело было так: Я перегружаю груз на машинку и что-то замешкался после того, как было включено питание машинки и тут машинка поехала — я сначала подумал, что у меня дрогнула рука. Ехала она ни шатко, ни валко и у меня закрались сомнения, а сидящая напротив Шабалина Ольга начала мне жестикулировать, что еще больше меня сбивало, пока она не показало на телефон участника.
Оказалось, он решил управлять телефоном через ИК приемник кнопочками смартфона, так как не смог отладить машинку, но и управлять гладко он ей не смог и его поймали достаточно быстро.
Пришлось его снять с трека, но за находчивость поставили лайк ))»
MagisterLudi Автор
Комментирует Ольга Шабалина, неотразимая, строгая и справедливая:
«Я сидела напротив главного судьи через полигон, сзади меня стоял участник команды. Машинка стартовала, но ехала рывками, и это было очень нетипично — я не могла понять, какой принцип они выбрали для алгоритма и почему так продолжительны остановки между остановками, стоит отметить, что машинка двигалась очень аккуратно по „дороге“.
Я смотрю на участника, стоящего сзади меня и вижу в его руках телефон, в который он яростно тыкает пальцем. Я поворачиваюсь обратно к машинке, следя за происходящим на полигоне, и тут у меня триггерит: „люди так не тыкают в экран телефона… тем БОЛЕЕ, ЕСЛИ ЭТО УЧАСТНИК СОРЕВНОВАНИЯ!!“.
Поворачиваюсь обратно, и начинаю пристально смотреть то на телефон, то на участника. Тот смотрит на меня и ухмыляется. Смотрю в экран: там четыре стрелки на управление, он жмет на них и машинка, получая сигнал по ИК (она вся была облеплена TSOP, тут я это рассмотрела!!!), шажочками двигается по полигону.
Я машу главному судье (Антон Рогачев) — мол, посмотри, неувязочка… Антон долго не понимает, видимо, также озадачен, что происходит с машинкой. А потом я вслух проговариваю, что происходит.
Участник теряет попытку и получает законный ноль. Изумительная ловкость, если не смог написать ориентацию по меткам — говорит, что написал приложение за 15 минут до финальной сдачи.»
Tarson
Балбес, надо было не экранными кнопочками, а наклонами управлять через акселерометр. Это не сложнее. Не читал мою статейку на гиктаймс:(
Artemetr
Обижаете, я и не скрывался)) Я Ольге изначально сказал, что будет довольно забавная дичь.
А вообще, hack the sustem не удался из за узкой направленности ИК датчика на телефоне, было очень сложно нацелиться на машинку, вот так вот, но это пожалуй был первый раз, когда мне стало реально весело в лабе.
А Пабло на это заявил, что надо было обклеить полигон зеркалами, тогда бы было всё ок)
MagisterLudi Автор
Расскажи поподробней, как додумался? Как решился?