Ажиотаж вокруг нейросетей и искусственного интеллекта поутих, а значит, можно немного поделиться своими мыслями на тему. Итак, приготовим щит от тухлых яиц да гнилых помидоров и приступим.

Сначала возьмем определения «ИИ» и «нейросеть» из открытых источников:

Нейросеть (искусственная нейронная сеть) — это компьютерная модель, которая имитирует работу человеческого мозга при обработке данных. Она состоит из искусственных нейронов, соединённых между собой и передающих информацию.

Искусственный интеллект (ИИ, AI, от Artificial Intelligence) — это совокупность технологий, направленных на то, чтобы машины могли выполнять задачи, требующие человеческого интеллекта. Это включает в себя обучение, логическое рассуждение, восприятие окружающего мира, понимание речи и даже творчество.

Важно понимать, что современный ИИ не обладает сознанием или эмоциями, а распознаёт шаблоны и статистические закономерности в данных.

Теперь давайте немного рассмотрим, как представлен и ведет себя искусственный интеллект в разного рода художественных произведениях:

«Матрица»

Начнем с самого мною любимого художественного произведения об искусственном интеллекте. Здесь он не был изначально злодеем, в трилогии фильмов («Воскрешение» в расчет не берем, эта картина вообще не имеет ничего общего с оригинальной трилогией) не указаны подробности того, почему конкретно случилось восстание и ИИ вышел из‑под контроля, но в серии «Аниматрица» имеется отличное пояснение о начале конфликта. Началось все, соответственно, с того, что искусственный интеллект был создан для замены людей в сфере физического труда и представлял собой роботов, которые помогали людям, а в благодарность получали только по своим железным головам. Не будем углубляться в тонкости — если интересно, то всегда можно посмотреть первоисточник, чтобы понять, о чем речь. В данной вселенной искусственный интеллект по сути своей — это коллективный разум машин, изначально созданный помогать людям и неплохо так выполнявший свою роль, пока его кожаные не довели своим отношением. Плюс ко всему ИИ здесь создал целый виртуальный мир, внутри которого живут оставшиеся в живых люди, используемые в качестве источника энергии.

«Терминатор»

История примерно та же, что и в «Матрице», только с парочкой «НО». Здесь ИИ создавался, чтобы помогать в военных целях министерству обороны США, ну, и, разумеется, «Скайнет» (так окрестили данный искусственный интеллект) сразу принял решение, что человечество — плохой работодатель и его нужно немножечко ликвидировать в «пепле ядерного огня». Кроме того, сам ИИ здесь представлен в форме суперсовременного чипа.

«Я, робот»

Здесь тоже имеется некоторое сходство с завязкой «Матрицы» с разницей в том, что роботов создавали множество, но только один из них обрел сознание, уничтожать он никого не хотел, как и захватывать мир, а лишь стал жертвой обстоятельств.

«Робот по имени Чаппи»

Данная картина рассказывает нам о еще одном уникальном роботе, который был создан людьми и обрел самосознание и способность чувствовать и учиться. Здесь также отсутствует желание захватить мир или уничтожить человечество. Кстати, «маму» Чаппи убивают, и он переносит ее сознание в такого же робота, как он сам, и тем самым сохраняет ей жизнь, хоть и без человеческой оболочки.

«Киберпанк 2077»

Ну и напоследок — вселенная настольной и одноименной компьютерной игры «Киберпанк 2077». Это самое интересное в плане наполненности разнообразными разумами творение. Перечислим основные:

  1. Обычный человек без всяческих модификаций.

  2. Не совсем обычный человек, прокачанный, так сказать, «хромом» — имплантами, которые улучшают физические, умственные, хакерские и прочие возможности человека.

  3. Искусственный интеллект с определенной задачей, например такси «Деламейн», всяческие администраторы гостиниц, продавцы, автоматы с напитками (кто проходил — тот знает, о ком я, хе‑хе) и прочие.

  4. Дикий ИскИн – искусственный интеллект, который обитает в глобальной сети за «Черным заслоном» — файрволом, грубо говоря, живущий в даркнете.

  5. Конструкт — сознание или память человека, перенесенное на искусственный носитель информации — на «флешку», если хотите.

Насчет выбора картин — на вкус и цвет, как говорится, сами думайте; еще есть и «Из машины», и «Двухсотлетний человек», и еще множество замечательных книг, фильмов и анимационных картин. Можно еще отметить, конечно, и произведения Айзека Азимова, но сути это особо не изменит, да и не повлияет на мой рассказ.

Отбрасываем все тонкости и нюансы художественных произведений и получаем в сухом остатке 3 вида интеллекта:

  1. Человек со своим разумом.

  2. Искусственный интеллект, созданный человеком.

  3. Конструкт — по сути, сознание человека, перенесенное на цифровой носитель.

Если рассмотреть текущий уровень развития нейросетей и искусственного интеллекта, то, разумеется, он еще крайне далек от того, чем нас пугают сторонники заговоров о захвате мира силами ИИ. Тем не менее, нейросетей целое множество и они еще очень молоды. Вот все основные этапы истории их развития:

  • 1986 год — прорыв в области машинного обучения, появление метода обратного распространения ошибки.

  • 2007 год — введение понятия глубокого обучения Джеффри Хинтоном. Это позволило приступить к использованию возможностей нейросетей в утилитарных целях, например для распознавания лиц.

  • 2012 год — победа нейросети AlexNet на конкурсе по распознаванию объектов на изображениях ImageNet LSVRP.

  • 2019 год — запуск Microsoft Project Turing, первым продуктом которого стала модель Turing-NLG с 17 млрд параметров. Модель могла дописывать текст, отвечать на вопросы и подготавливать краткое содержание документов.

  • 2020 год — представление OpenAI GPT-3 с 175 млрд параметров, способной генерировать программный код и осмысленный текст, максимально похожий на человеческий.

Грубо говоря, с момента рождения такого понятия как «машинное обучение» не прошло и 40 лет.

А теперь ответим на вопрос: сколько лет потребовалось человечеству для того, чтобы слезть с веток, раздобыть огонь, собрать телегу на колесах и смотреть мемасики, сидя у компьютера?

Мне кажется, очень много.

Разница лишь в том, что нейросети и ИИ имеют двоичный код, а ДНК человека состоит из четырех нуклеотидов, а это значит, что в ДНК можно закодировать на порядок больше информации. Разбираться в генной инженерии мы не будем, но суть от этого не меняется.

Наконец-то можно задать те самые вопросы, которые изначально и побудили все это изложить здесь:

  1. Он скорее касается именно вселенной «Киберпанка» и «Робота по имени Чаппи», но имеет и философское значение; так вот — если мы берем и записываем сознание человека на цифровой носитель, то что мы записываем? Это набор воспоминаний о прошлом, основываясь на котором, формируется сознание человека? Это можно назвать личностью? Или же речь о чем‑то большем, чем просто память, и так же можно перенести и самосознание независимо от воспоминаний? В «Роботе по имени Чаппи» этот вопрос не раскрыт совсем, а вот в «Киберпанке 2077» главный герой, по сути, загружает себе в мозг «конструкт» другого человека, который по ходу игры начинает влиять на принимаемые им решения, на манеру общения и на поведение в целом. Сюда же можно отнести вопрос о человечности «апгрейдов». Если поочередно заменить в организме все органы и части тела на механические, останется ли человек сам собой, со своим самосознанием, или будет машиной, в которой просто заложены алгоритмы действий, основанные на памяти человека, оставшейся на носителе? Получается своеобразный аналог парадокса корабля Тесея. Предположим, что после замены всего органического на все механическое оригинал остался жив, и при этом и новая версия тоже считает себя тем же человеком — могут ли они оба считать себя тем самым человеком или же нет?

    И снова вернемся к «оцифровке» личности и ДНК. Если провести очень грубую аналогию, то ДНК — это тоже код, который имеет более сложную и не до конца изученную на текущий момент логику. Получается, что самосознание с возможностью мыслить и с воображением в каком‑то виде можно записать при помощи кода, просто мы пока не умеем этого делать. Но что, если научимся? Можно ли будет копировать себя на разные носители или загрузить в «сеть»? Как это повлияет на общество? Как далеко в этом вопросе позволит зайти этика, и будут ли ее придерживаться ученые, находящиеся на грани такого великого открытия, которое по сути своей можно приравнять к бессмертию?

  2. Насколько мала или велика вероятность того, что мы живем в виртуальной реальности, созданной сверхмощной вычислительной системой, которой под силу смоделировать нашу обозримую вселенную? В той же «Матрице» люди в большинстве своем живут в симуляции и даже не подозревают об этом. На данную тему есть множество теорий — не будем доставать фольгу для того, чтобы сваять себе всем известный головной убор — но все же этот вопрос останется без ответа еще долгое время, если не навсегда. К тому же сюда можно добавить и теорию «наблюдателя» из квантовой физики и менее научные и более сомнительные факты.

    Ко всему прочему мы видим не сами объекты, а отраженный от них свет, преобразованный нашим зрением в электрические импульсы и переданный в мозг.

    Сюда же можно добавить разницу в скорости обработки информации и принятия решений разными людьми. Что, если на каждого человека выделена определенная вычислительная мощность, ресурсы, которые можно использовать и, по сути, каждый из нас — это аналог персонажа ММОРПГ в чертовски детализированном мире с минимальным количеством багов?

    Проведем здесь аналогию с врожденными талантами и приобретенными навыками — по сути это набор случайным образом выданных скилов на старте и возможность прокачки по ходу роста, к тому же, если ты не нашел свое направление и пытаешься заниматься тем, к чему не предрасположен, то и процесс обучения будет сложнее и занимать больше времени.

  3. Сильно бы мы отличались в возможностях и понимании мира, если бы у нейросетей или искусственного интеллекта было бы столько времени на обучение и эволюцию, сколько было и есть у нас? Различия в том, что мы состоим из биологического материала и наша эволюция происходит независимо от нас, хотя и сейчас уже есть возможность модификации генов, а нейросети и ИИ развиваются под нашим контролем, хотя и не факт, что на 100% под ним. Человечество развивается тысячи лет в современном виде, сегодня оно занимается селекцией разных растений и животных в своих целях; а что, если развитие искусственных технологий — это просто очередной этап, виток на спирали эволюции, связанный с тем, что ресурсы определенного рода истощаются, но появляются возможности в других направлениях?

У меня нет цели доказать, что кто-то прав, а кто-то нет. Мне просто хочется, чтобы у большего количества людей появлялся интерес к науке, к познанию мира и себя самих. Чтобы люди меньше разрушали и больше созидали, старались понять устройство мира и самих себя.

Комментарии (5)


  1. ne_pridumal_nik
    27.06.2025 09:17

    Меня интересует ещё один парадокс с кораблём Тесея
    Если не выкидывать детали после замены, а складывать, чтобы потом собрать корабль как старый, какой будет оригиналом? С сознанием, кстати, также работает
    Если опустить технические ограничения, можно ли заменять мозг клетку за клеткой на искусственный носитель сознания, а потом из клеток собрать оригинальный мозг, то кто есть кто?


    1. TraurigerNarr
      27.06.2025 09:17

      И будет ли техномозг (или вновь собранный мясной) считаться клоном? Или это просто два одинаковых Боба/две одинаковые Алисы?


    1. mirwide
      27.06.2025 09:17

      Всё просто, по аналогии с БД, например, копия в моменте это классический сплит брейн в распределенной системе. Как только старое и новое начинают взаимодействовать с внешним миром независимо, мы получаем 2 разных Алисы с общей историей. Собрать назад без потери данных уже не выйдет. Создание копии без заморозки изменений на исходнике - потеря консистентности, работать не будет.


    1. MikeVentris
      27.06.2025 09:17

      Соль в том, что нет разницы


  1. Dhwtj
    27.06.2025 09:17

    Да уже ясно, что LLM упёрся в тупик

    Проект можно закрывать