Когда мы говорим «презентация», сразу же представляем себе PowerPoint. Эта программа стала абсолютным стандартом, хотя она была далеко не первым инструментом для создания последовательности слайдов, содержащих текст, графику и художественные элементы оформления. Задолго до появления PowerPoint и буквально через год после выпуска Windows 1.0 на свет появилась программа Harvard Graphics, которая имела все шансы занять место безальтернативного лидера в сфере электронных презентаций. Но — не сложилось. Почему?

Стартап


На заре 1980-х Кремниевая долина бурлила гениальными идеями. Молодые компании возникали ниоткуда, как грибы после дождя (и столь же быстро исчезали), причем каждая из них надеялась найти свою нишу в стремительно растущем мире персональных компьютеров. Одной из таких восходящих звезд стал стартап с амбициозным названием Software Publishing Corporation (SPC). Фирму со штаб-квартирой в Маунтин-Вью, Калифорния, основали в 1980 году три ветерана софтверной индустрии из Hewlett-Packard: Фред Гиббонс, Джанель Бедке и Джон Пейдж, искренне верившие в то, что с появлением массовой и доступной для малого бизнеса персоналки IBM PC появится и новый класс пользователей — «информационные работники». А им обязательно понадобится удобный софт, в том числе — инструменты для презентации идей.

SPC выпускала утилиты и офисные программы под MS-DOS, и у этих продуктов имелась характерная фишка: несмотря на то, что DOS была операционной системой с командной строкой и текстовым интерфейсом, продукты SPC позволяли полноценно работать с экранной графикой. Дела у фирмы шли в целом неплохо: так, популярный журнал InfoWorld утверждал, что в 1983 году SPC стала девятой по величине компанией в мире среди производителей программного обеспечения с объемом продаж в 14 миллионов долларов. А год спустя Software Publishing заключила контракт с IBM на разработку пакета ПО под названием IBM Assistant Series на основе ранее созданных SPC офисных приложений «pfs» для Apple II. Этот пакет включал приложения для обработки текста, баз данных, электронных таблиц и передачи данных. Контракт принес фирме 50 миллионов долларов дохода, а пакет IBM Assistant Series в течение длительного времени успешно конкурировал с Microsoft Works для DOS.



Успешный продукт


В 1986 году SPC выпустила в свет программу, которая должна была, по замыслу разработчиков, кардинально изменить способ деловых коммуникаций. Название выбрали вызывающее доверие — Harvard Presentation Graphics. Слово «Harvard» отсылало к престижу и интеллектуальной мощи, а «Graphics» — к визуальной составляющей, которая тогда только начинала завоевывать деловой мир. Harvard Graphics объединила в себе несколько функций, которые до того выполнялись разными программами: создание графиков, диаграмм и слайдов. Она позволяла пользователю импортировать данные из Lotus 1-2-3 или Lotus Symphony, генерировать визуализации и компилировать их в слайд-презентацию, либо сохранить в формате Computer Graphics Metafile (CGM). В Harvard Graphics использовалось векторное представление графики, которая не всегда адекватно отображалась на распространенных тогда мониторах CGA и EGA, однако созданную в программе презентацию можно было вывести на плоттер или принтер.



В эпоху до появления Windows и PowerPoint редактор презентаций Harvard Graphics выглядел почти как волшебство. Программа быстро завоевала популярность в корпорациях, правительственных структурах и среди бизнес-консультантов.

Во второй версии, выпущенной в 1987 году, из названия исчезло слово «Presentation», зато появилась возможность экспорта проекта в Encapsulated Postscript, что стало основной причиной удивительного долголетия программы — многие компании использовали ее вплоть до середины девяностых. В ней добавили расширенное импортирование файлов из Lotus, улучшенные функции рисования и возможность аннотировать построенные в программе графики. Эта версия получила высокую оценку как «простая в изучении, но крайне мощная»: пользователи ценили понятный интерфейс и при этом глубокие возможности настройки приложения.



Именно вторая версия Harvard Graphics оказалась наиболее живучей: следующую, третью, выпустили только в 1991 году. В программе появилась поддержка масштабируемых шрифтов Bitstream и шрифтов, встроенных в устройства вывода (например, в принтеры LaserJet). Harvard Graphics научилась строить множество новых типов таблиц данных и организационных диаграмм. В 91 году большинство персоналок уже использовало мышь, поэтому приложение стало лучше поддерживать ее функции — то, что раньше можно было сделать только при помощи клавиатуры, теперь выполнялось наведением курсора и парой щелчков, например, изменение размера текста или границ слайда. Программа снабжалась большим набором клип-арта и шаблонов презентаций, чего на тот момент не предлагали ближайшие конкуренты — Microsoft PowerPoint, версия которого для PC появилась в 1990 году, Aldus Persuasion и Lotus Freelance.



На рубеже 80-х и 90-х Harvard Graphics использовалась не столько для создания компьютерных слайдов, сколько для печати презентаций на прозрачных плёнках (слайдах), которые потом демонстрировали публике с помощью графопроекторов или кодоскопов. Именно этот формат был наиболее распространен в то время и определял визуальный стиль презентаций.



Благодаря поддержке большого ассортимента «железа» и встроенных шрифтов Harvard Graphics намного превосходила в этом отношении возможности конкурентов. Программа активно использовалась в колледжах и высших учебных заведениях, а в научной среде и вовсе считалась абсолютным лидером: там доклады нужно было готовить регулярно. Пожалуй, главным достоинством Harvard Graphics была простота интерфейса, открывавшая возможности для создания профессиональных презентаций даже у пользователей с ограниченными техническими навыками и знаниями. Именно за это ее и любили.

Закат


На компьютерах с MS-DOS Harvard Graphics действительно доминировала. По оценке Сomputer Intelligence, в 1987 году SPC занимала 6% рынка программного обеспечения для презентаций на ПК среди компаний Fortune 1000, а к 1990 году использование Harvard Graphics достигло порядка 12 %, уступая только Lotus 1-2-3, но опережая ближайших конкурентов. Пакет Harvard Graphics приносил большую часть доходов компании — около 80 % от общей прибыли, в деньгах — порядка 150 млн. долларов в 1990 году. Фактически, Software Publishing стала «компанией одного продукта», задвинув или распродав все остальные свои разработки в пользу Harvard Graphics.

Однако конъюнктура рынка стремительно менялась: появившаяся в 1992 году Windows 3.1 начала стремительно набирать популярность, и люди стали всё чаще отказываться от чистого MS-DOS в пользу новомодного и удобного графического интерфейса. SPC со своей программой, полностью заточенной под архитектуру MS-DOS, оказалась кораблём, плывущим не в ту гавань.

Уже в 1991 году, прекрасно осознав перспективы Microsoft Windows 3.0, Software Publishing ценой неимоверных усилий, потребовавших ломки и перестройки всех отлаженных процессов разработки и тестирования ПО, выпустила версию Harvard Graphics под Windows. Но эта версия даже не приблизилась по объему продаж к своей предшественнице. С появлением Windows, в которую были встроены возможности экранной графики прямо «из коробки», потребность в программном обеспечении, позволявшем создавать сложную графику в изначально неграфической среде MS-DOS, полностью отпала. Поезд ушел: в Windows уже безраздельно царствовал «родной» для нее PowerPoint. Кроме того, архаичная Harvard Graphics, несмотря на все свои возможности, все еще не поддерживала функции экранной анимации, а вот у конкурентов с этим было все в полном порядке.



Одновременно с появлением версии PowerPoint для Windows в 1990 году эта программа вошла в состав пакета Microsoft Office, благодаря чему пользователи получили возможность приобретать целый набор офисных приложений по более выгодной цене. На этом фоне Harvard Graphics выглядела как ремесленник на заводе, оборудованном современными конвейерами. Масла в огонь подлила корпорация Microsoft, предложившая пользователям Harvard Graphics обменять свои диски на Microsoft Office всего за $129 (стандартная цена – $309). Это ударило по доле SPC: многие перешли к более интегрированному решению, даже несмотря на их эмоциональную привязанность к Harvard.



Отсутствие поддержки анимации, более слабая интеграция с офисным стеком Windows и агрессивная маркетинговая кампания Microsoft привели к резкому снижению доходов. SPC попыталась диверсифицировать бизнес, выпустив на рынок несколько офисных программ, даже пробовала освоить базы данных и издательский софт, но ни один из этих проектов не снискал успеха. К 1994 году стало ясно: запас прочности на исходе. Компания сократила половину сотрудников, одновременно ушёл и основатель — Фред Гиббонс покинул пост CEO. Окончательно добил бизнес Software Publishing выход Microsoft Windows 95 с кардинально обновлённым API.

В 1996 году SPC была куплена и стала дочерней компанией Allegro New Media, Inc., специализирующейся на выпуске интерактивных программных приложений на CD-ROM, которой уже принадлежала фирма Serif Inc — производитель издательского и графического программного обеспечения. Именно компании Serif перешла лицензия на торговую марку Harvard Graphics. Она продолжила обновлять программу для Windows — последней версией стала Harvard Graphics 98, поддержка которой была окончательно прекращена только в 2017 году.



Так закончилась история SPC — компании, которая когда-то умела «принести графику в DOS», но не смогла пережить появление Windows. Ставка на устаревающую технологию, слишком поздние решения и отказ от диверсифицированной стратегии привели к медленному, но неизбежному выбыванию из гонки. Когда рынок меняется, выигрывают не те, кто первым вышел на старт, а те, кто вовремя перестроился. Software Publishing Corporation, при всём своём технологическом таланте и уважении со стороны пользователей, оказалась заложником собственного успеха — она слишком долго оставалась верной DOS, и слишком поздно увидела, что мир уже давно живёт по другим законам.

Статья поддерживается командой Serverspace.

Serverspace — провайдер облачных сервисов, предоставляющий в аренду виртуальные серверы с ОС Linux и Windows в 8 дата-центрах: Россия, Беларусь, Казахстан, Нидерланды, Турция, США, Канада и Бразилия. Для построения ИТ-инфраструктуры провайдер также предлагает: создание сетей, шлюзов, бэкапы, сервисы CDN, DNS, объектное хранилище S3.

IT-инфраструктура | Удвоение первого платежа по коду HABR

Комментарии (0)