Для начала хочу отметить, что, по утверждениям большинства современников этих колонок, с которыми мне довелось общаться, да и просто людей, хорошо разбирающихся в акустических системах, — эта разработка ВНИИРПА им. Попова стала лучшей АС в СССР. Итак, под катом — традиционные для этого цикла описания возможностей советских инженеров и условий, в которых они работали, а также краткий обзор того, что им удалось создать, т. е. “Корвет” 75 АС-001.
Разработка в условиях перестройки, гласности и плюрализма
Можно сказать, что приснопамятные “перестройка”, “гласность” и всё, что там было в комплекте с ними после 1985-го года, некоторое время позитивно отражалось на разработке советской аудиотехники. Так в Союзе появилось больше западной аппаратуры, больше литературы с загнивающего Запада, к мнениям классово чуждых инженеров стали чаще прислушиваться.
Плоды либерализации не заставили себя долго ждать. В конце 1986-го года группой инженеров ВНИИРПА им. Попова была начата разработка акустической системы, с невиданными для того времени характеристиками.
По утвержденному техзаданию — это должна была быть АС с высоким уровнем чувствительности, способностью выдерживать значения кратковременной мощности более 250 Вт, обладать эффективной защитой от перегрузок.
Кроме того, сверху, узнав о столь перспективной и амбициозной разработке, спустили задачу подготовить АС к штурму забугорных прилавков. Ибо после усилителя “Бриг” и электрофона “Корвет” (к коим ещё Лихницкий руку приложил) у советского хайфая не было весомых побед за ржавеющим железным занавесом.
Для реализации настолько амбициозной задачи были собраны лучшие специалисты ВНИИРПА им. Попова. Моделирование и определение оптимальных параметров громкоговорителей и разделительных фильтров впервые проводилось на компьютерх.
Учитывая необходимость в экспортном варианте, были задействованы все возможные ресурсы, включены все механизмы, благодаря чему образцы новой АС были готовы к испытаниям меньше чем за 2 года, что можно считать Стахановским результатом для советского колонкостроения.
Первый блин комом
Несмотря на “зеленый свет”, первый прототип, который был почти запущен в крупную серию, провалил последние испытания. Не многие знают о том, что в первом варианте АС планировалось 2 фазоинвертора.
Неправильный акустический расчет этих фазоинверторов приводил к появлению выраженных и крайне нежелательных резонансных мод, которые не лучшим образом вели себя со сложным музыкальным сигналом.
Этот недостаток стал критическим для того, чтобы не пустить колонки в массовое производство. Интересно, что паспорта на новую продукцию уже напечатали. Картинка, любезно опубликованная ldsound.ru, свидетельствует о том, что на ранней версии документации было размещено изображение колонок с двумя фазоинверторами.
Недостатки с расчетом фазоинвертора быстро устранили и в том же году представили на испытания прототип, который впоследствии стал серийным образцом. “Канонический” фазоинвертор этой акустики был спроектирован с диаметром трубы 75 мм, длиной 91 мм, что обеспечивало настройку на 36 Гц.
Конструкция, особенности и технические характеристики
План по созданию конкурентоспособной на западном рынке советской акустики был не просто выполнен, в реалиях перестроечного ”совка” казалось невозможным появление таких колонок. В то время технические решения, использованные в 75АС-001, использовались преимущественно в хайэнд сегменте.
Акустика получила лучшие, из производившихся в то время в Союзе, динамики НЧ — 100ГДН-3, среднечастотные — 30ГДС-1 и купольные твитеры — 10ГДВ-4. Для 1988-го года это было новое поколение громкоговорителей, которые смогли обеспечить чувствительность 91 дБ(Вт/м), сравнимую с лучшими образцами японской и европейской акустики того времени.
Был существенно увеличен частотный диапазон, колонки смоли воспроизводить НЧ-спектр, начиная с 25 Гц, а твиттеры вообще выходили за пределы частотного восприятия и могли излучать ультразвук на частоте 25 000 Гц.
Неравномерность АЧХ не превышала -3 дБ, искажения во всем спектре частот и во всём диапазоне рабочей долговременной мощности находились в пределах 1% (вероятно, были меньше, но точность измерения не позволяла этого определить). Удивительным для советской акустики стала высокая равномерность ФЧХ, достигнутая благодаря удачной конструкции фильтров.
Для полноценного представления об устройстве предлагаю оценить технические характеристики:
- Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-19 дБ) – 25000 Гц;
- Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: ±3 дБ;
- Чувствительность: 91 дБ;
- Характеристическая чувствительность: 0,73 ПаvВт;
- Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом;
- Минимальное значение полного электрического сопротивления: 6,4 Ом;
- Предельная шумовая мощность: 100 Вт;
- Предельная долговременная мощность: 150 Вт;
- Предельная кратковременная мощность: 300 Вт;
- Масса: 30 кг;
- Габариты (ШхВхГ): 38,6х71х34 см.
Ещё одной характерной особенностью стал оптимальный, достаточный для динамиков объем корпуса и применение эффективного демпфирующего материала АТМ-1 из штапельных супертонких стеклянных волокон. Это позволило при оптимальном демпфировании обеспечить выразительное, “глубокое” воспроизведение НЧ.
Впервые в советской АС использовался навесной монтаж на картонном основании. В конструкции фильтра использовались катушки с воздушным сердечником с проводом достаточного сечения. Также применялись металло-бумажные конденсаторы МБГО оптимальной емкости, для которых были характерны небольшие потери и незначительные искажения.
С точки зрения звука, по мнению одного из авторитетных авторов портала “схем нет”, самой вредной штукой стала система защиты. Учитывая назначение устройства, особенности его применения и внушительную мощность, его антиперегрузочные лимиттеры оказались лишними.
А насколько они вредны для звука, люди, разбирающиеся в схемотехнике и электроакустике, могут сделать вывод по приведенной ниже схеме.
Также многие утверждают, что существенный вред звуку наносят несоразмерной длины кабели, которые применялись для того, чтобы использовать акустику не в бытовых, а в т. н. полупрофессиональных условиях (корпоративные сборища, школьные дискотеки и т.п.).
Серийное производство
От системы сложно убежать, особенно от советской. Можно найти талантливых инженеров, закупить для изучения образцы забугорной техники, обеспечить разработчиков “зеленым светом” на получение дефицитных приборов и материалов в тихом омуте плановой экономики, открыть все бюрократические “замки” “фомкой” административного ресурса”, но где-нибудь прочная регрессивная система все равно подложит свинью.
В данном случае такой свиньёй стало серийное производство. Там, где не смог сэкономить беспощадный советский рационализатор, где не халтурил советский инженер, куда не сунул свой вездесущий нос советский руководитель, и не приплёл идеологию комсорг, “спасла” жилистая рука пролетария.
Новая акустика пошла в серию с названиями “Корвет“ и “Кливер“. Её серийным выпуском озадачили флагман производства советского хайфая “Океанприбор“ (в Питере) — “Корвет” и завод “Красный Луч“ (в г. Красный Луч) — ”Кливер”, на котором по совместительству изготавливали динамики для этой акустики.
Первой проблемой серии стало моментальная замена высококачественного демпфирующего АТМ-1 (зачем-то очень нужного рабочим этого предприятия) на банальную вату. Причем хорошо, если ваты закладывалось адекватное количество.
Второй проблемой стали производственные “рацухи” начала 90-х, которые в основном касались “Океанприбора” (на это в своих воспоминаниях жаловался ещё Лихницкий). Сначала сделали проще рецептуру многокомпонентного компаунда, которым пропитывали диффузоры СЧ-драйверов 30ГДС-1. Потом исключили “за ненадобностью” внутреннюю виброизоляцию корпуса АС.
Несколько по иному обстояло дело с экспортным вариантом акустики, который конструктивно не отличался от своего собрата для внутреннего рынка. При этом воровали на его производстве, судя по сохранившимся экземплярам, вероятно меньше. О его дизайне и особенностях можно судить по фото, опубликованным уже упомянутым ldsound.ru
Эпилог
Массовый серийный выпуск последнего внушительного достижения в советском HI-FI продолжался до 1992-го года, после этого объемы производства резко упали, а потом и вовсе прекратились. На мой взгляд, история этой АС, как и прочих серьезных разработок в области аппаратуры высокой верности воспроизведения, демонстрирует способности советских инженеров, качество их образования и квалификации. Кроме того, дает возможность оценить полную нежизнеспособность советской системы вознаграждения за труд, управления производством бытовой аппаратуры и плановой экономики.
Джинса
В нашем каталоге представлено множество акустических систем высокой верности воспроизведения.
Использован фотоконтент ldsound.ru
Комментарии (61)
djiggalag
03.05.2018 05:06Можно долго и нудно оценивать «нежизнеспособность советской системы...» Но тут главная проблема в том, что ВНИИРПА им. Попова не смогла быстро и успешно перестроиться на новые экономические реалии, да чего греха многие не смогли. В ином случае осталось не мало отраслей в которых мы пускай и небыли хоть лидерами, но в топе точно бы остались.
cyborg-researcher
03.05.2018 07:00У меня до сих пор кливер стоит.
Один динамик правда накрылся, но у другана на даче есть донор)cestNe
03.05.2018 10:27У меня в студенчестве были колонки АС-90 и 100-ваттный усилитель Корвет, в наследство от старшего брата достались. Воткнул туда кассетник, FM-радио, CD-проигрыватель. Даже в середине 90-х я был модным парнем с крутой акустикой. Это была отличная техника
ilynxy
03.05.2018 07:01+23 band loAdspeaker это прекрасно )
Sound_cULT Автор
03.05.2018 15:16Я прям сразу не заметил, действительно)))
Видимо не стали они бестселлером на западе)
velovich
03.05.2018 08:57+8«Михалыч, как у тебя гараж утеплён хорошо! Умели же в СССР стекловату качественную делать! Эх, такую страну развалили!»
SADKO
03.05.2018 09:20+1Не знаю, ИМХО ВНИИРПА им. Попова более славно своими микрофонами, а из АС больше вспоминаются всякие АКМы и АКБ, которые были много где и производили сильное впечатление своей нелепостью… В том смысле, что от такого монстра, да ещё именуемого контрольным акустическим агрегатом, ожидаешь сильно большего, даже угадывая в нём знакомые динамические головки ну или похожие… И лишь теперь я понимаю, что они были сделаны как надо, из говна и палок, с гирляндами динамических головок, они давали относительно ровный но тихий и ужасный в плане водопада звук. Но если вдуматься, это и есть тот самый shit control, который не даст переборщить с компрессией, что особенно актуально для радио и теле станций где это зверьё собственно и водилось… При этом АЧХ была не такой уж и shit-овой, ну или просто мощности не хватало что-бы это понять, но со своей задачей эти ящики справлялись.
hasap
03.05.2018 10:27+1Помню подобные Корветы в местном ЦУМе в начале 2000-ых еще продавались. Рядом с ними еще стояла модель с двумя низкочастотными динамиками меньшего диаметра.
Sound_cULT Автор
03.05.2018 15:17+1Интересно, может фото сохранилось. Было бы очень интересно глянуть. И цену, возможно ,6 припомните.
stalinets
03.05.2018 17:41Интересно, что круче — это колонки или Электроника с динамиками из вспененного никеля, которая суть копия каких-то японских колонок?
Sound_cULT Автор
03.05.2018 23:12Электроника 150 АС 001 (идентичный буквенно-числовой индекс) из действительно внушительных агрегатов того периода, а про никель и копию не припоминаю — посмотрю обязательно, вы заинтриговали.
Alexashka
03.05.2018 19:57+1Тащили с «Красного Луча» их по частям и затем собирали дома. Даже удивительно как быстро завод выпускающий суперсекретную военку с кучей охраны, стал выпускать колонки и прочие люстры с кастрюлями. Правда «Стандарту» повезло меньше, его шустро попилили на металлолом.
tvr
04.05.2018 12:46Тащили с «Красного Луча» их по частям и затем собирали дома
Ахаха, живо вспомнился ростовский «Электроаппарат» и DIY-киты предов/усилителей/эквалайзеров «Орбита», покидающие по баллистической траектории территорию предприятия.
AlexanderS
Вот, хорошая статья!
Можете ведь, когда захотите ;)
porn
Хороший автор. Хорошие статьи. Приведите, пожалуйста, примеры, когда не смогли.
Skerrigan
Если память не изменяет — вчерашняя же. Там разительно другое качество — пустая вода.
porn
Не интересуюсь гитарами. Вот тут уж кому что.
Skerrigan
Не, там ситуация в ином (дело не в «гитары» и «интересуюсь или нет» (вы хотя бы пост открывали?)): кликбейт-заголовок, но по факту содержимое в духе «твиттер-пост» + некоторые логические неувязки. Во всяком случае «тема не раскрыта полностью», от чего возможно ложное интерпретирование.
UPD: пока писал ответ, вы, видимо, уже глянули сами…
porn
Да, я почитал и охуел.
porn
Ох, обосрались так обосрались.
Wijey
Шустро удалили
Skerrigan
Не унывайте, интернет помнит все!
Пруф.
Sound_cULT Автор
Мне-то не стыдно за этот материал он вполне годный) Другое дело, что на этом сохабре у нас лого Аудиомании — вы им репутацию пытаетесь испортить? Ну-ну))).
Skerrigan
Не переживайте за Аудиоманию — с ними все будет хорошо. Линк (с сохабр) все равно ведет к вам.
И людей я за дураков не держу — они сами разберутся.
P.S. А мысль все же у вас хорошая — отпишусь местному саппорту, логотип стоит сделать корректным.
Sound_cULT Автор
Так я не за них, я за вас переживаю. Отписывайтесь — давайте). Я про другое) Про то, что обычно такие штуки не являются случайными, и вы давая эту ссылку прямо подставляете их — Аудиоманию (не знаю, правда, зачем).А статью пускай читают, да она короткая но вполне себе (соотношение +23 к -25 — это очень неплохой вариант за сутки при 17 000 просмотров, убрал из уважения к тем кому не нравится) страшного я в вашей ссылке ничего не вижу).
Skerrigan
Если вам не стыдно за ваше общение (там закэшировалось, если не ошибаюсь, не все… ощущение, что видел еще что-то вызывающее). Если вам за материал не стыдно. Если вы считаете хорошим оценочное суждение о нем…
Тогда чем я фатально подставил Аудиоманию?
Да, никак не спорю, что путать бренды не есть гуд. И по этой причине внес корректировки — уже связался с владельцем ресурса и проинформировал его. Он ответил, что проверит данный момент.
И за меня не нужно переживать — у меня хорошая работа, хорошие (для своих целей) колонки 2008-го года. И отличные мониторные наушники Sony с пассивным шумоподавлением.
Sound_cULT Автор
Ну подставили или Сохабр или Аудиоманию)) Они уже потом между собой разберутся, наверно). Ну понятно — проверит)). А вот ваша работа и наушники — это ещё один дичайший оффтоп).
И да логотипы у PULT.RU c Аудиоманией ну очень похожи)) Так легко перепутать)).
Sound_cULT Автор
Нет, а за что должно быть?
Я могу сбросить вам скрин оригинала, если не всё закешировалось, поищете за что мне должно быть стыдно и что там вызывающего?
Оценочное суждение — оно на то и оценочное) только вот мусолить это суждение второй день подряд… Глупо, как минимум… Или всё-таки умысел, а?
Sterpa
Зачем вы ведете диалог с троллем?..
Не кормите его, он сам отомрет.
Sound_cULT Автор
Спасибо за рекомендацию.) На самом деле я жду когда админы снесут ветку) Но отчего-то этого не происходит)
Sound_cULT Автор
Ой как не красиво, интересно — это сохабр решил подложить свинью нашим коллегам, кто-то из их сотрудников забыл об этических нормах или это таки техническая ошибка?
Skerrigan, я всё же вам искренне благодарен за ту ссылку) Узнаю много нового.
AlexanderS
Если уж вытаскивать — то надо показывать всё публике с самого начала. Иначе это получается манипулирование мнением читателей в своих интересах.
Sound_cULT Автор
Не совсем понимаю вас. Я сделал скрин чтобы предъявить чужой лого, о каком манипулировании речь?
AlexanderS
Скрин вы уж очень избирательно сделали)
Давайте с флудом заканчивать. В той статье он может и был уместен. Эта статья заслуживает лучшую оценку и она её получила — посмотрите на рейтинг в сравнении с той. Вот так и держать!
Sound_cULT Автор
аххах, ну это видимо бессознательно))) я про скрин))
Sound_cULT Автор
Нормальная там статья была, формат не всем понравился. Будем считать неудачным экспериментом)
Wijey
Спасибо, глянул. Ну что ж, раз на раз не приходится
Хм, кто-то не поленился ещё и в профиль минуснуть, уж не ТС ли.
Sound_cULT Автор
Так и есть, это был я, вернул вам несправедливо отобранную карму.))
Sound_cULT Автор
Что-то вы оффтопите...
Skerrigan
Я оффтопа вообще не вижу — человек все по делу написал. Причем правду — вы даже пост сегодня тот убрали (хотя вчера успели и минусов нахватать, и поругаться с рядом юзеров).
Но даже если я и не прав, даже если AlexanderS оффтопит, то при чем тут ваше беспокойство? Оно все равно ничего не изменит. И других людей, если и не устраивает этот «оффтоп» — они сами вынесут суждение без вашей на то помощи.
P.S. За очень много лет тут ни разу, кроме как вас, никого не видел с такой реакцией на общение других людей.
Sound_cULT Автор
Нормальная реакция на оффтоповый флуд, напишите об этом пост и флудите в комментах сколько вам влезет. Оффтоп в комментариях противоречит правилам GT, мат и оскорбления тоже.
Skerrigan
Если бы кто-либо тут решил обсуждать «как он провел день» или «хм, а кактус из ближайшего зоомагазина будет мешать моему коту» — я бы еще понял, что это настоящий оффтоп и ему тут и в правду не место (хотя чуть ли не в каждый второй-третий пост можно ткнуть и увидеть подобное сплошь и рядом — всех это устраивает).
А тут, повторюсь, оффтопа я не вижу.
Зато вижу оценочное суждение одного из участников сообщества, для которых этот ресурс и создан.
Вы разумеется в праве со мной не согласиться. Если угодно — ну пожалуйтесь на меня. Может быть вам от этого полегчает и синдром вахтера хоть немного отступит (ага, у меня даже пруф есть на этот случай — можем прекрасно «посудиться» в «арбитраже» этого ресурса).
P.S. И да, с моей стороны нет никакого оскорбления либо мата — только лишь стремление поддержать статус кво (подтвердить позицию AlexanderS — прошлый пост вы затерли, у желающих уже нет возможности проверить точку зрения вашего оппонента) :)
Sound_cULT Автор
У меня нет оппонента, кроме вас в этой ветке) -это не относится к теме статьи, поэтому — это оффтоп, самый настоящий. Свой статус кво поддержите.
Sound_cULT Автор
Я вроде не беспокоился), я констатирую факт- это оффтоп.Где вы тут разглядели беспокойство?
И ещё интересно, вы вроде розжигом холивара занимаетесь или мне кажется?)
Мой пост, хочу — публикую, хочу — убираю. Вам какое дело? Странный вы человек, то вам публикация не нравится, то вы как-то странно реагируете на её удаление). По поводу минусов, я не «Васёк» чтобы лайки считать).
Ну для начала — это наш корпоративный блог, а не людей) И я в рамках правил GT как хочу, так и комментирую ) Не нужно посягать на моё неотъемлемое право))
Skerrigan
//поднимаю руки вверх
Да упаси боже — никакого посягательства нет на ваши права. Как вам будет угодно.
Однако не нужно посягать на права участников сообщества — выносить свое суждение по поводу материала.
Sound_cULT Автор
пусть выносят в комментах под тем материалом о котором они выражают мнение), а не флудят под другим. Если материала нет всегда можно написать в л|с.
AlexanderS
Я там высказал свое мнение против той статьи, а тут высказал в поддержку этой. Где тут оффтоп? Да даже если бы он был — меня в оффоте обвиняет человек, который сам тут нафлудил уже с десять комментов!
Sound_cULT Автор
Александр, претензия была ко всей ветке, а не к вам лично, вы просто были топикстартером, поэтому писал в ответ на ваше стартовое сообщение.
Всё написанное в основном относится к Skerrigan и тем, кто вас комментил. К вам у меня нет претензий. Sorry если вас задели.
AlexanderS
Ок. Просто писать надо адресно — я ж не обладаю ясновидением, чтобы угадывать мне это или не мне )))
Sound_cULT Автор
договорились)
Sound_cULT Автор
Еще раз благодарю за оценку этого цикла.
vconst
Sound_cULT Автор
Константин, доброго вечера. Вполне может быть, что угрожал). Бан за нарушение правил — прерогатива администрации. Полагаю, вам это известно. А по поводу оффтопа, мне как автору, не очень приятно, что тут обсуждается вчерашняя статья, ну писали бы под ней и ладно, так нет нужно было именно здесь повозмущаться на эту тему. Если бы эти комменты хотя бы косвевенное отношение имели к истории создания 75 АС-001 я бы не стал писать про оффтоп. И ладно бы, в той статье искажение действительности имело место — нет, им просто формат не понравился, мол букв мало и новость вышла малоинформативной.
Skerrigan
Я бы никакого треда (с вами) вообще не начал, если бы вы написали персонально мне, а не AlexanderS — в текущем виде это выглядело именно так, как будто вы персонально взъелись на него за критику к прошлому посту.
И все бы ничего, однако я решил почитать пристальней ваше общение с другими людьми. Увидел явно признаки «вахтера» и «полиции нравов» (указания другим людям «как им жить / что писать», «угрозы», «не политкорректное общение»).
Более того, в вашем общении с Александром я так же видел попытки «увиливания».
А всего-то стоило исходно написать не ему, а тому, к кому у вас претензии и никакого инцидента не было бы вовсе.
И в общении со мной так же показали себя не с лучшей стороны — вместо того, чтобы приписать мне вину по поводу «Аудиомании», вы могли бы сами показать себя в положительном ключе. Написать саппорту и донести до них, что они у себя спутали бренды. Ведь если вы и в правду радеете за них — почему бы и не помочь?
Sound_cULT Автор
Ага, всё так и происходило)) Вы большой молодец. Рекомендую потроллить кого-нибудь другого. Я радею за себя, за своих читателей, и за свою компанию — остальное мне как-то побоку, и это нормально. А вы бы успокоились уже (надоел ваш флуд постоянный).
vconst
Есть такое нарушение правил, как оффтоп? Правда? Первый раз о таком слышу, более того — первый раз вижу такую угрозу. Видать забыли вы как аудиоманию гнобили с ее фрактальными гармонизаторами, они в истерике статьи удаляли и перевыкладывали, потом удаляли совсем. Но никто не был забанен за оффтоп, угроз тоже не было.
Не надо пытаться угрожать, если не можете выполнить угрозу. А если и правда меня забанят — значит ГТ с переездом сильно изменился в худшую сторону, а блог ваш будут обходить стороной, как проходят мимо аудиомании, потому что их прикормленные кармоминусаторы всех распугали.
Sound_cULT Автор
Первое — мы никого не прикармливали — это раз, у нас нет необходимости в карательных инструментах типа «carma police» или накрученных оценках контента.
Второе — я могу ошибаться, но оффтоп не приветствуется правилами ГТ, нет времени искать цитату (допускаю, что могу ошибаться), но в любом случае хорошего в оффтопе мало, а если точнее ничего.
На момент начала обсуждения предыдущей статьи под этим материалом, сама статья была доступна, и своё публичное негодование можно было высказать там, а не заниматься засером комментов здесь.
Третье. О том как гнобили аудиоманию я не помню, мне это мало интересно (полагаю, что с гармонизаторами были несколько иные причины).
Четвертое. Удалял статью я по причине которую указал выше — количество людей отметивших, что она им не нравится было на 2 человека больше, соотношение было +23 к — 25(т.е. достаточно противоречивая реакция).Мне совершенно не стыдно за этот материал, он доступен по ссылке со всеми комментариями.
Шестое. Относительно угроз, еще раз повторю — компания не может забанить (если это не компания ТМ) — этим занимается только администрация ГТ. Если инструментов влияния на тех, кто флудит и оффтопит не существует их следует придумать, так как по моему глубокому убеждению комменты в первую очередь существуют для обсуждения публикации.
vconst
Ок, жалуйтесь на меня
Sound_cULT Автор
За что? У меня нет причин жаловаться на вас.
Sound_cULT Автор
Константин, я порой вас не понимаю…