Главная заявленная фича данной модели — применение магнитных датчиков в работе устройства по осям X/Y. Теоретически, эта технология позволяет джойстику не только служить гораздо дольше (так как сами датчики не испытывают трения или сколько-нибудь влияющего износа), но и улучшает показатели точности. Кроме того, устройство в целом сделано с максимальным стремлением к похожести на реальный рычаг управления СУ-34 с одной стороны и удобством обращения с ним с другой. В общем, довольно любопытная модель даже по меркам продукции Defender. Посмотрим, насколько он хорош.
Внешний вид
Джойстик поставляется в обычной картонной коробке. На ней привычным образом расписаны все его чудо-свойства, в общем, типичная такая коробка игродевайса:
Дизайн у Cobra M5 очень внушительный — хищно наклоненный черный рычаг, массивная подставка с резкими углами, крупные элементы. Рычаг, как уже говорилось, выполнен максимально близко к дизайну органов управления Су-34.
Более того, оказалось, что на Хабре есть один из создаталей этой штуки, 14TBAP_Kos, если кому интересно — вот его увлекательный пост про историю создания и личную коллекцию джойстиков. Благодаря большой площадке-упору и общей удачной геометрии он подойдет для ладоней любых размеров. Материал изготовления — ударопрочный пластик с классическим для игровых манипуляторов покрытием soft touch.
Неплохая эргономика оригинала, использующаяся на реальной технике буквально продиктовала удачное расположение почти всех кнопок и спусковых крючков. Подставка также изготовлена из пластика, но для устойчивости к днищу Cobra M5 крепится массивная и тяжелая (1,6 кг) стальная пластика с резиновыми накладками.
Со своей задачей, кстати, справляется идеально — джойстик на любой ровной поверхности стоит как привинченный и не делает попыток опрокинуться. К слову, разработчик не забыл и про возможность закрепиться на столе со всей основательностью, подарив нам четыре дивных
На коробке заявлено 23 полностью назначаемых кнопки — по факту, это, скорее, 23 полностью назначаемых функции, так как несколько кнопок — многопозиционные, зато есть также тумблер переключения профилей с назначениями. Профилей, соответственно, всего три. Тумблер расположен прямо под четырьмя основными управляющими элементами на фасадной стороне рычага, можно легко переключаться между ними в любой момент большим пальцем.
Обращает на себя внимание конструкция кнопок N1 и N2 ClusterFire. Они расположены таким образом, что при нажатии спускового крючка нажимается только одна кнопка, а при дальнейшем рабочем ходе «зацепляется» и нажимается и вторая.
Пристрелялись из пулемёта, который не жалко, прожали гашетку до конца — пошла очередь из крупнокалиберной пушки, чью ленту ОФЗТ-снарядов надо беречь. Вместе с тем, «колпачок» можно откинуть и принудительно нажать именно вторую кнопку, если требуется. В общем, с точки зрения управления летающей боевой техникой, джойстик очень и очень ок.
Механика и ощущения
Как мы говорили в начале, отличительная особенности джойстика Defender Cobra M5 — магнитные резисторы вместо механических элементов на осях X/Y. Чисто теоретически, применение магнитных резисторов позволяет обеспечивать высочайшую точность работы устройства, т.к. они отслеживают не изменение магнитного поля, а угол его поворота. Две другие оси при этом используют резисторы — это уменьшает себестоимость джойстика, хоть и известным образом сказывается на долговечности, через пару-тройку лет потребуется либо обслуживание, либо покупка нового девайса. :( Тем не менее, из коробки и с заводской настройкой-калибровкой их отклик настолько хорош, что позволяет установить нулевые мертвые зоны и точнейшую реакцию по всем осям. Во время тестов не было замечено скачков показаний, а незначительные мертвые зоны замечены только у рычага контроля тяги, но у него есть проблемы и посерьёзней.
Тангаж, курс и крен на Cobra M5 оснащены пружинами, обеспечивающими возврат рычага в исходное положение. Пружины достаточно мягкие, рычаг можно легко и при этом точно поворачивать даже двумя пальцами. Усилия на всех осях нужны практически одинаковые, что способствует очень быстрому привыканию к устройству.
А вот управление тягой в Cobra M5 реализовано странно — за него отвечает небольшое колесико на корпусе слева от рычага.
Главный минус — невозможность отследить его положение на ощупь, так как никакого сильно выступающего элемента на корпусе нет, да и режима “форсаж” под пружиной или после “клика” тоже не предусмотрено. Классический рычаг-тумблер был бы уместнее и удобнее, впрочем, эт уже дела маркетинга, РУД’ы тоже над продавать как-то…
Поведение в играх
Для управления авиалайнером в каком-нибудь Microsoft Flight Simulator джойстик, конечно, приспособить можно, но и дизайн, и обилие кнопок, скорее, делают его заточенным под боевые вылеты. Во времена, когда этот манипулятор разрабатывался и выходил в продажу, крайне популярен был авиасим Ил-2 Штурмовик. Сейчас создавшие одну из его версий разработчики отличились тем, что выпустили многопользовательский онлайн-вариант с улучшенной физикой / графикой / механикой — WarThunder. Игра, к слову, во-первых, условно-бесплатная (донат есть, но чтобы получать простое удовольствие от процесса на самых «мясных» и приятных боях второй-третьей эры он совершенно не требуется), во-вторых к джойстику идёт диск с дистрибутивом (который, правда, сто лет как не патчился и всё равно скачает несколько гигабайт свежего контента) и бустер-пак на 1000 премиумной валюты.
Если кто не знаком с «Тундрой» (так ласково называют этот военный симулятор игроки-фанаты), то в ней есть несколько режимов управления (и сложности) мультиплеерных сражений: аркадный, реалистичный и симуляторный. В первом можно успешно грабить корованы даже с мышкой и клавиатурой. Второй — всё ещё играбелен с такими органами управления, но имеет совершенно другую (намного более сложную) и flight-модель, и правила, и модель повреждений… В общем, требует сначала думать, потом делать, да и респаунов не предусматривает. В третьем с мышкой делать вообще нечего, он для хардкорных задротов: вид только из кокпита, управление — только джойстик или виртуальный джойстик с помощью мыши, ещё более злая физика и привязанная к кокпиту камера…
Если у вас получится взлетететь, пролететь круг над аэродромом, а потом посадить самолёт — вы уже герой. А ведь там ещё и стрелять / сбивать / побеждать как-то ухитряются. В общем, возвращаемся к герою обзора: в «Аркаде» на нём делать нечего, бои слишком динамичны и проходят на тех дистанциях, что мышь и клавиатура или мышь и геймпад позволяют получить больше, прикладывая меньше усилий. А вот уже в реалистичном режиме, с отсутствующими маркерами упреждения, лёгкостью срыва в штопор, отрыва крыльев из-за превышения допустимой скорости и значительно отличающейся динамикой боёв Cobra M5 раскрывает себя в полной мере. «Вести» цель по траектории, дожидаясь того момента, когда можно будет открыть огонь — проще простого, самолёт прекрасно слушается и требуется лишь налетать на джойстике 5-7 часов, чтобы он вошёл в подкорку мозга и не требовал отдельных усилий по вспоминанию «Где эта кнопка?!» и «В каком порядке делать элементы Иммельмана на этой штуке?». В общем, как только управление становится интуитивным, джойстик даёт +10 ко всем навыкам.
В симуляторном же режиме… нет, я, конечно, смог взлететь, сделать круг и посадить самолёт, и даже попал по учебным целям в тестовом вылете, но, к сожалению, без РУДа, «люстры» и дополнительной «борды» с кнопками, на мой взгляд, там делать нечего.
Вот вам бой на Симуляторном режиме. Собственно, хоть какая-то движуха начинается ровно на 10-й минуте.
Не обошлось и без маленькой неприятности. Во-первых, в самой игре есть профиль под данный джойстик, она его поддерживает нативно, из коробки, и умеет сама разбрасывать управление по имеющимся кнопкам (переназначить потом — не проблема). Беда в том, что вот этот странный рычажок никак не задействуется и не опознаётся.
У него есть «убранное» положение, так что он, в принципе, не мешает. Но из песни слов не выкинешь.
Теперь самое главное — о магнитных резисторах. Во-первых, это не фигня, известная нам как «датчики Холла». Чувствительность в районе «мёртвой зоны» отличная. Градуировка и работа в крайних положениях — тоже на высшем уровне. Инструмент точен, словно скальпель в руках хирурга, и это прекрасно.
Во-вторых, износа у этой штуки как такового нет. Это — тоже плюс. Ну а теперь о главном минусе: никакого усилия отдачи, никакого прогрессивной настройки пружины или ещё чего-либо даже нет в теории, управление очень синтетическое. Быть может, подойдёт для современных самолётов-вертолётов, в которых всё или практически всё — это Fly-by-wire, но совершенно не подходит для военной техники времён ВОВ. Даже банальной виброотдачи нет, которая отлично сигнализирует о выходе на критические углы даже в простом геймпаде.
Заключение
Если вы любите авиасимы, и не готовы тратить 10+ тысяч на «обвес» — Cobra M5 — действительно удобный и интересный джойстик. Для начинающих игроков во флайт-симуляторы он будет идеальным решением — недорогой, очень четкий и точный, удобный для любой ладони, да и в конце-концов еще и отлично выглядящий. А фичи в виде назначаемых кнопок и крайне удачные курки ClusterFire отлично подходят для военной техники. Беда в том, что РУД придётся искать и покупать отдельно.
С другой стороны, можно смело заявить, что в бюджетной ценовой категории аналогов Cobra M5 практически нет: всякие «тысячерублёвые» китайские аналоги на резистивных или оптических схемах — мусор по сравнению с «Коброй» как по качеству, так и по точности.
Плюсы:
— Тяжёлый, приятно собранный и выглядящий продукт;
— Точное позиционирование и определение осей, в играх всё просто превосходно;
— Двойная «гашетка»;
— Стилизация под настоящую рукоять управления самолётом (дизайн «слизан» с органов управления СУ-34);
— Бонусы для War Thunder'а;
— Цена!
Может не оправдать ожидания:
— Материал некоторых кнопок: выглядит и трогается очень дёшево, особенно по сравнению с остальной конструкцией;
— Нулевая обратная связь.
Минусы:
— Имитация РУД бесполезна и труднодоступна, полноценную придётся покупать отдельно;
— Полное отстутсиве вибромоторов, было б неплохо иметь хотя бы просто «жужжалку», чтобы информировать игрока о состоянии техники и различных событиях в игре;
— Рано или поздно вот сюда попадёт пыль и грязь:
На этом у меня всё, удачных вам боёв и продуктивной недели!
Здоровье гика:
» Что делать, если звук слишком тихий, и как уберечь уши от слишком громкого
» Здоровье гика: кофеманим правильно
» Как не закиснуть к старости
Здоровье компьютера:
» Правильное питание
Наши обзоры:
» Olympus E-PL7: учитесь, как надо делать бюджетники | Часть 1
» Logitech G27: когда хочется за руль спорткара, Часть 1, Часть 2
» Подключаем оригинальные геймпады к ПК
» Razer Abyssus: самый доступный Razer
» Nikon 1 S2: однокнопочная беззеркалка
» Обзор Lenovo Miix 3-1030
» Разбираемся в арт-хаосе компании Wacom
Комментарии (29)
jacob1237
30.06.2015 23:58Ну а теперь о главном минусе: никакого усилия отдачи, никакого прогрессивной настройки пружины или ещё чего-либо даже нет в теории, управление очень синтетическое
В случае с Cobra M5 импровизированная настройка пружины всё-таки возможна) Откручиваете заднюю крышку и надеваете на тяги по 2-3 резинки для купюр (продаются в любом канцелярском магазине).
Пружины при этом можно не снимать — получается вполне неплохо, но резинки всё-таки иногда рвутся.
Ну и еще одно замечание — джойстик после определенного времени использования начинает скрипеть, т.к. истирается/выдавливается смазка. В этом случае нужно разобрать механизм тяги, отсоединив рукоять самого джойстика, протереть всё от старой смазки и смазать новой. Смазка силиконовая (прозрачная).
А так вообще, хоть я и не «эксперт» по джойстикам (у меня только Cobra M5, фактически первая), скажу что по соотношению «цена-качество» на мой взгляд всё-таки лучший выбор среди бюджетных моделей.
И кстати РУД от тех же разработчиков Cobra M5 из VKB — это Gametrix ECS. Тоже номальный девайс) Только прошивку придется там обновить — иногда «шумит» одна из осей при подключении в передний порт USB.
Rumlin
01.07.2015 00:46+1Рычаг, как уже говорилось, выполнен максимально близко к дизайну органов управления Су-34.
КБ Сухого негодуе.
А в общем напоминает мне чем-то кемпстон джойстик Спектрума.14TBAP_Kos
02.07.2015 08:32КБ Сухого негодуе.
Расположение органов управления мы действительно брали с Су-34 — www.virtualsky.ru/images/page_img/74.jpg
А саму ручку проектировал парень из КНААПО, с КБ завода, который делает эти самые Су-34.Rumlin
02.07.2015 09:19Я о том. что всё защищено патентами и авторскими правами. Подозреваю, что если бы это была ручка от Lockheed Martin или Boeing, то уже бы явились адвокаты.
Anderer
01.07.2015 03:14Их до сих пор продают? 0_o Вроде как говорили, что выпуск будет ограничен.
Пару лет назад купил себе такой. Вещь с виду основательная. Мой товарищ, который увлекается авиасимами чуть ли не плакал, когда узнал, что я забрал последний экземпляр в нашем городе. В итоге, он у него и остался. При всей своей внешной монументальности и надежности, внутри это обычное низкобюджетное китайское г… но. Разбирал, смотрел. У моего экземпляра периодически отказывали все кнопки. Поменял по гарантии и я отдал его вышеупомянотому товарищу. Он до сих пор доволен.
В целом, за свои деньги, аппарат просто огонь (я покупал примерно за 2000р.). Конкурентов в этой ценовой категории у него просто нет.Anderer
01.07.2015 03:20Немного дополню. Cobra по ощущениям похожа на Logitech G25. Качество снаружи и по ощущениям, внутри все плохо :) Только вот Г25 — топ, а Кобра — лоу энд.
daspisch
01.07.2015 09:44+2Лучше подкопить и купить неплохую хотас, например Saitek X-52, ну а если денег куры не клюют то можно взять HOTAS Warthog/
Nadoedalo
01.07.2015 10:49Очень хороший джой, но на нём нужно привыкнуть летать — как уже говорили управление крайне отзывчивое + пружины слабые = сложно целится на первых порах, особенно в аркадных леталках по типу мира самолётов — прицеливаться нужно ± 1 градус, и джой нужно уметь двигать на пол мм.
В играх все курки очень помогают — лично я нижний курок использую под выпуск закрылков, а фича с нажатием 1-2 курков просто уникальна и офигенна. С тягой верно подметили — ни форсажа, ни удобного управления — она там чисто номинально, ею крайне не удобно пользоваться.
И ещё про пружины — готовьтесь что они из коробки будут скрипеть — закупите сразу смазку. Я вот смазал WD-40 аккуратно — не скрипит уже давно.
Ну и плюс сам джой ОЧЕНЬ высокий, не знаю как его приспособить так что бы было удобно — на столе локоть очень высоко и в воздухе либо неудобный изгиб кисти, под столом проблема обратная.Shirixae Автор
01.07.2015 13:23+2В WoWp вообще нет необходимости в джойстике, там ни флайт-модели, ни повреждений, а физика, наверное, Аристотелевская. :)
Nadoedalo
03.07.2015 12:18ну я бы не сказал, на мышке сложно делать такие манёвры как с помощью джойстика. Не знаю как там на хай-лвл но на лоу-лвл на кукурузнике я успешно отцепил с хвоста другой истребитель просто пролетая «на бреющем» в городе, между зданиями и трубами.
Вообще это распространённая проблема аркад-леталок-шутеров — в Planetside 2 летать на джое одно удовольствие(чувствуешь габариты, поведение самолёта, точность манёвров) — сбить тебя почти нереально если ты будешь маневрировать, а вот целится — проблема т.к цели мелкие а количество патронов ограничено и одной длинной очередью не обходится — нужно точно выпустить 2-3 очереди, потому с мышкой и получается эффективнее.Shirixae Автор
03.07.2015 12:43В том и дело, что WoWp — аркада, быть может там и можно стряхнуть людей «об трубы», но в целом ощущения того, что этой игре место на телефонах — не исчезает. Попробуйте вылететь в War Thunder в реалистичном режиме на ранних карбюраторных Spitfire, покрутиться и посмотреть, как глохнет мотор в перевёрнутом состоянии из-за залива карбюраторов, как отрывает крылья в пикировании из-за флаттера, как сложно поймать кого-либо после перегрузок… Вот там джойстик спасает во многих ситуациях, поскольку позволяет совершать плавные и аккуратные движения (мышь и клавиатура слишком резкие в этом плане, либо слишком медленные, если снизить чувствительность).
Nadoedalo
03.07.2015 12:53На самом деле я давно подумывал попробовать тундру, но мне ближе скорее «сим» чем «реалистичный». Ещё в Ил2 не понимал зачем нужно управлять шагом винта(и до сих пор не понимаю), отчего у меня постоянно двигатель глох с последующим приземлением «в поле».
Правда один раз у меня так двигло заглохло посередине боя — и я стал медленно падать в лес. Еле дотянул до поля, сел нормально — а за спиной сели в лес 3 мессера и не вышли из пике 3 )Shirixae Автор
03.07.2015 12:54«Симуляторный», как раз, сложнее, чем «реалистичный», там и настроек больше, и вид привязан к кабине, и заморочек разных вагон и тележка.
14TBAP_Kos
02.07.2015 08:35Порадовал обзор, спасибо :)
И да, «газулю» там приделали «шоб была», я конечно всем рекомендую к этому джою брать вот этот РУД от Gametrix. Самое бюджетное решение из возможных.Shirixae Автор
02.07.2015 19:13Вам, как разработчику, спасибо за отличное (для этих денег) железо. Получил море кайфа.
14TBAP_Kos
02.07.2015 12:03Не обошлось и без маленькой неприятности. Во-первых, в самой игре есть профиль под данный джойстик, она его поддерживает нативно, из коробки, и умеет сама разбрасывать управление по имеющимся кнопкам (переназначить потом — не проблема). Беда в том, что вот этот странный рычажок никак не задействуется и не опознаётся.
Это очень странно. Под рычагом обычная кнопка, даже если она и не встроена в профиль игры по умолчанию, то она все равно игрой должна опознаваться.
Этот рычаг присутствует на ручках отечественных истребителей и используется для управления тормозами шасси — s018.radikal.ru/i516/1303/d5/2f97f45358b0.jpg
И на джойстике предполагалось такое же использование — только на взлете и посадке, в остальное время он откинут вниз.
NikitosZs
У меня на T.Flight Hotas X в warthunder возникла проблема, которую я не могу решить — при полном газе уходит в форсаж. Конечно, в режиме симуляторных боёв его нет, но я так и не смог добиться 100% газа по крайнему положению оси, без потери форсажа, хотя джойстик так же официально поддерживаемый, и настройка под него в игре есть.
Собственно вопрос: Как с этим обстоит дело на Cobra m5?
Shirixae Автор
В предельном положении — форсаж, чуть до — можно поймать 95-100% тяги. Но, как я уже писал в статье, этот псевдо-РУД очень и очень так себе. :(
Несколько облегчить «ловление» точки перед форсажем можно переключив форсаж в режим «вкл-выкл» а не «вкл пока нажата кнопка». Мне помогло, хоть и не сильно.