Компания Dolby решила зачистить поле от конкурентов. Как стало известно ребятам из специализированного журнала по звуку Audioholics, начиная с 2019 года на всём фирменном оборудовании Dolby Atmos (ресиверы, процессоры, колонки SoundBar и прочее) будут ограничены возможности апмиксинга. Для текущих моделей 2018 года планируется выпустить программные обновления, в которых реализованы те же ограничения.

В распоряжение Audioholics попала копия мандата от компании Dolby в адрес всех лицензионных партнёров с требованием соблюдать следующие правила:

  • Нативный контент Dolby Atmos запрещено подвергать апмиксингу, surround-смешиванию или height-виртуализации (height virtualized) с любым сторонним апмиксером (например, DTS или Auro-3D).
  • Поканальные кодекс DD/DD+, Dolby TrueHD 5.1 и 7.1 запрещено подвергать height-виртуализации с любым сторонним апмиксером (например, DTS). Это касается также height-виртуализации без height-спикеров. У DTS есть такая функция, а у Auro-3D нет.

Апмиксер — это система, которая берёт звуковой сигнал (например, двухканальное стерео) и осуществляет ампиксинг, чтобы задействовать звуковое оборудование, которое имеется в наличии. Например, аудиосистему 5.1 или 7.1. Апмиксер использует сложные алгоритмы для извлечения звуковой информации из аудиосигнала, чтобы «разложить» звук по всему оборудованию, словно тот изначально был сведён для такой многоканальной системы.

Технология активно используется особенно в сфере виртуальной реальности и 3D-звука. Современные апмиксеры от Dolby, DTS и Auro-3D берут исходный сигнал — и апмиксируют его вплоть до максимального погружения в звук в трёхмерном пространстве (например, 7.1.4 или больше), объясняет Audioholics.

Как можно догадаться, апмиксеры Dolby, DTS и Auro-3D работают по-разному, а среди аудиофилов есть приверженцы каждой из этих технологий. Но разница в технологиях привела к тому, что почти всё современное звуковое оборудование (те же ресиверы) поддерживают только один апмиксер в области immersive-звука. Например, ресиверы Denon/Marantz работают только с апмиксером Auro-3D. В то же время эти immersive-апмиксеры до сих пор можно свободно применять с разнообразными декодерами для 2D-звука, такими как TrueHD, DTS-HD. Так, вы можете применить DSU на пятиканальном DTS-HD, к примеру. Если у вас процессор Auro-3D, то вы по-прежнему можете воспроизводить нативный материал Dolby Atmos или DTS:X через апмиксер Auro-Matic Upmixer.

По мнению Audioholics, это отличная ситуация для всех пользователей: вы можете свободно использовать различные 3D-апмиксеры поверх нативных кодеков 5.1 для расширения звукового поля до 7.1, 7.1.2 или больше. Но компания Dolby собирается похоронить эту гармонию — и провести разделительную линию на поле 3D-апмиксинга.

Компания требует выполнения мандата от всех лицензиатов, которые использую её лого на своём оборудовании. Иначе они могут лишиться лицензии. Так что угроза довольно серьёзная.

Почему Dolby делает это? Ну, на то есть две очевидные причины, из которых может оказаться правдивой или только одна, или обе:

  1. Компания стремится контролировать качество контента и качество звука, чтобы их апмиксер использовался только с их программным обеспечением.
  2. Положить конец Auro-3D и нанести серьёзный удар DTS.

В данный момент у Auro-3D большое количество пользователей в Европе, но очень мало в США. Таким образом, эту компанию будет совсем легко выбить с американского рынка. Говорят, что Auro-3D дало лицензии практически бесплатно компаниям Denon и Marantz, лишь бы не вылететь с рынка.

Audioholics считает, что Dolby с радостью воспользуется возможностью выбить Auro-3D, тем более что у них несовместимые схемы расположения динамиков.


Схема расположения динамиков Dolby 7.1.4

Если слухи об ограничениях на нативный апмиксинг окажутся правдой — посмотрим, что скажут на это антимонопольные службы. Наверное, разрешение Dolby диктовать свою волю на выбор оборудования, совместимого с их кодеком и апмиксером, станет плохим прецедентом, даже если компания заявит, что делает это ради блага самих пользователей, чтобы гарантировать высокое качество звука.

Комментарии (8)


  1. andrewzhuk
    05.06.2018 00:32

    Неоднозначный подход. Почему-то не задумывался о таком ходе, хотя в относительно любительском режиме слежу за темой


    1. vassabi
      05.06.2018 07:22

      заголовок темы желтоват.
      с одной стороны — секретные планы на 2019 (т.е. еще не факт), с другой стороны — требование распространяется на лицензионных партнеров, т.е. тех, кто делает много аудосистем на продажу (а не на любителей, которые немного и для себя).
      ну, если они действительно выпустят обновление, в котором ограничат свои же возможности, то это будет началом конца — с одной стороны их будут взламывать и находить обходы пользователи, а с другой стороны, я уверен, найдется какой-нить еврочиновник (хехе), который подаст на них в суд.


  1. Arbane
    05.06.2018 09:21
    +2

    чудовищный перевод. уж простите, но английские иммерсив, применить и нативный глаз режут. я джва раза читал статью, чтобы, как человек не погруженный, что-то понять. статью лучше бы переработать; и апмиксингу датт


  1. Arbane
    05.06.2018 09:22

    … за этот оборванный комментарий «спасибо» приложению хабр с андроида.


  1. safari2012
    05.06.2018 10:42

    Честно говоря, я почти не встречаю русских дорожек с 7.1 звуком DTS-HD и Dolby TruHD. На этом фоне Atmos с его 7.х.х кажется вообще фантастикой.


  1. barbanel
    05.06.2018 14:25
    -1

    запрещено подвергать апмиксингу
    будут ограничены возможности апмиксинга
    Их Роскомнадзор с Милоновым укусил?


  1. SADKO
    05.06.2018 15:10

    Ох уж эти аудио журналисты…

    Апмиксер использует сложные алгоритмы для извлечения звуковой информации из аудиосигнала, чтобы «разложить» звук по всему оборудованию, словно тот изначально был сведён для такой многоканальной системы.

    Ну нет в этом ничего сложного, но есть одна фигня, апмикс это всегда сочинение на тему, и это не всегда хорошо.
    Смысл Atmos-а по крайней мере профессионального в том, что бы один и тот же DCP звучал одинаково хорошо как в маленьком просмотровом зальчике, так и в огромном кинотеатре.
    Atmos на выходе, сам по себе апмикс под конкретные обстоятельства, но фишка в том что панорамирование и сведение на студии происходят с учётом грядущих преобразований, а не от балды, и результат получается близкий к задуманному… Те потоки которые мы имеем прямо после декодера, они не предназначены для вывода наружу, это некий набор для последующего сведения.
    Ну нет нужды за Atmos-ом пересводить в принципе, это сделает только хуже!

    PS. Это как сведение по группам, что бы мастер инженер на своём контроле решал как их лучше с балансировать. Или многоканальные фонограммы для звездей, где нет полного микса, а только отдельные компоненты, которые звукорежиссёр может добавлять по обстоятельствам. (живые бэки, гитара, вокал, дабл, итд. В бюджетном варианте звезда под плюс рот открывает, а на концерте всё, или что-то отдельное может быть в живую)


  1. likeboris
    05.06.2018 17:37

    Куда уж в пользовательском применении делать Атмосу upmix? Скорее — downmix в 5.1, а то и в 2.0.

    А для проф применения upmix для Атмоса не годится. Чтоб такое провернуть, надо практически заново микшировать весь аудио материал.