В этом посте пойдет речь об акустической системе, созданной в недрах ленинградского ВНИИРПА в конце 80-х и выпускавшейся небольшими сериями на заводе “Ферроприбор”. Судьба этой советской разработки, несмотря на её знаковость и революционность для отечественной электроакустики, сложилась не лучшим образом. На серийный выпуск питерских колонок наложила отпечаток эпоха, в которую они пошли в серию, а именно — 1991-й год. Как я не устану повторять, история не признаёт сослагательное наклонение, но, вероятно, если бы не крах советской системы, то эта акустика превзошла бы по популярности различные S-90 и Кливеры.



Моё внимание эта разработка привлекла по нескольким причинам: качественная переработка американского прототипа (кроме концепции ничего не скопировано), применение излучателя хейла с широким частотным диапазоном в качестве СЧ-ВЧ звена, использование “закрытого ящика” с пассивным излучателем для реализации НЧ-секции, впечатляющие характеристики.

Создать нельзя клонировать


Как я уже отмечал ранее, в конце 80-х активизировалась деятельность по “промышленному шпионажу” товаров народного потребления. Иными словами, из-за подгнивающего железного занавеса советские чиновники от технических ведомств в качестве образцов для изучения и копирования тащили всё больше годной аппаратуры. При этом вкус у шпионов-чиновников был вполне приличным, так в 1987-м году для нужд в ВНИИРПА приезжает легенда американского колонкостроения ESS AMT 1.


ESS AMT 1

Характерной особенностью привезенного образца являются мощная низкочастотная секция и футуристичный, большой излучатель Хейла в качестве источника средних и высоких частот. Что интересно, в США ESS AMT 1 выпускался с 1973-го года. Более того, считался настоящей аудиофильской легендой, обладая характеристиками, трудно достижимыми не только в 70-е, но и в 80-е годы прошлого столетия:

  • Частотный диапазон: 45 Гц – 24000 Гц (с неравномерностью АЧХ ± 2 дБ)
  • THD (при SPL 90 дБ):
  • 600 Гц: 0,5%
  • 60 Гц: 1%

  • Сопротивление: 4 Ом
  • Номинальная мощность: 120 Вт
  • НЧ: 250 мм, конусный (кукурузная бумага)
  • ВЧ: излучатель Хейла (электростатический тип)
  • Частота раздела фильтра: 600 Гц
  • Размеры (ВхШхГ): 787х362х362 мм

По месту назначения, т.е. в ВНИИРПА американская чудо-акустика попадает только в 1989-м году (судя по сведениям одного из разработчиков, озвученных на форуме rt20.mybb2.ru).

Беглое изучение американского образца показывает, что тот по некоторым показателям уступает аналогичной акустике, уже разрабатываемой в ВНИИРПА с 1987-го года. В основе конструкции опытной АС также лежит совмещение НЧ секции с излучателем Хейла, но в отличие от американского образца НЧ секция выполнена в виде закрытого ящика с пассивным излучателем.

По ряду сведений, детальное сравнение измерений в безэховой камере советского прототипа и американской серийной акустики наталкивают на вывод о том, что копировать вчистую не имеет смысла. Принимается решение о сохранении собственной разработки и заимствовании лишь некоторых конструктивных особенностей излучателя Хейла и схемотехники фильтров у “американца”.

Справедливости ради, необходимо отметить, что отправной точкой для новой советской АС также являлась ESS AMT 1. Именно с интереса советских инженеров к этому продукту “вражеской” электроакустики и началась эпопея с разработкой АС на базе Хейла и именно по этой причине её в 1987-м году в качестве образца привезли в СССР.

Прототип высокой верности воспроизведения


Можно сказать, что разработка подобной акустики в это нелегкое для советского приборостроения время — уже своеобразный подвиг. Прототипирование нового образца завершилось в 1989-м году.


Изначально тестировалось 2 образца, а именно 150 АС АТ-001 (100 литров) и 150 АС АТ-002 (70 литров). Во втором альтернативном варианте пассивный излучатель располагался на задней стенке корпуса. По ряду очевидных недостатков компромиссный 70-ти литровый вариант не стали запускать в серию. Мне не довелось увидеть контрольных измерений, но очевидно, что корпус НЧ секции с меньшим объёмом был хуже.

Прототип основной версии (001) оказался удивительно удачным, что сулило новым колонкам успешное будущее. Основные инновации новой разработки касались излучателя Хейла. Мембрана советских динамиков была выполнена из полиамида, который и сегодня является основным материалом для создания ленточных и электростатических излучателей в связи с уникальными термодинамическими свойствами. Толщина мембраны составляла 14 микрон.



Оригинальной особенностью конструкции ленточного драйвера стало использование т.н. “перекладин”, к которым крепились края складок мембраны. Таким образом края изгибов “гармошки” оставались статичными, а движение мембраны происходило в глубине складок, что позволяло поддерживать стабильную форму и устранить вредные резонансные колебания без ущерба для излучения.



Применение этой инновации позволило получить более ровную АЧХ и незначительное количество резонансов в слышимом спектре, по сравнению с американским исходником.

Использование закрытого ящика в НЧ-секции также значительно снизило резонансы корпуса и нелинейные искажения, а также существенно отразилось на субъективных параметрах верности воспроизведения. В целом характеристики поздних прототипов были следующими:

  • Диапазон частот: 40 – 25000 Гц с неравномерностью АЧХ в диапазоне частот 100-8000 Гц: ±1,5 дБ
  • Чувствительность: 91 дБ (0,71 Па/vВт)
  • КНИ при уровне звукового давления 90 дБ:
  • 250 – 1000 Гц: 1,2 %
  • 1000 – 2000 Гц: 0,9 %
  • 2000 – 8000 Гц: 0,6 %
  • Сопротивление излучателя Хейла: 11 Ом
  • Сопротивление НЧ секции: 8 Ом
  • Минимальное значение импеданса: 6,4 Ом
  • Долговременная мощность: 150 Вт

О схемотехнике и конструкции фильтров можно судить по представленным ниже материалам:




Прототип АС превосходил американский образец, причем как по мощности, так и по уровню искажений. Также новая советская АС обладала более равномерной АЧХ, что не могло не обрадовать разработчиков.

Серийные проблемы


Однако прототип нередко имеет отличия от серийного образца. Массовая адаптация часто предполагает использование не тех технологических приемов, которые применяются в лабораториях и при создании прототипов, что неизбежно приводит к ухудшению характеристик.



Подготовку к серийному выпуску 150АС-001 проводили на заводе “Ферроприбор”. Старт производства планировался в 1990-м году. Относительно начала производства мнения разнятся, одни бывшие сотрудники ферроприбора утверждают, что так и было, другие пишут о том, что первую серию выпустили только в 1991-м. В справочных материалах указан 1991-й год.



Технология создания излучателя Хейла на заводе была несколько изменена, что повлекло изменение значимых для звука характеристик, которые у серийных образцов заметно уступали прототипу (данные ldsound.ru):

  • Диапазон воспроизводимых частот: 40 (-3 дБ) – 25000 Гц
  • Чувствительность: 91 дБ (0,71 Па/vВт)
  • Неравномерность АЧХ в диапазоне частот 100-8000 Гц: ±4 дБ
  • Гармонические искажения при уровне звукового давления 90 дБ в диапазоне частот:
  • 250 – 1000 Гц: 2 %
  • 1000 – 2000 Гц: 1,5 %
  • 2000 – 8000 Гц: 1%
  • Сопротивление: 8 Ом
  • Минимальное значение импеданса: 6,4 Ом
  • Долговременная мощность: 150 Вт


По мере ухудшения экономического положения предприятия, было выпущено еще 2 варианта АС, задачей каждой из модернизаций было упрощение и удешевление конструкции. Несмотря на то, что паспортные данные акустики при этом не менялись, многие люди, знакомые с разработкой и производством, утверждают, что более поздние серии многократно уступали первой, как по уровню искажений и равномерности АЧХ, так и по качеству фильтров.

Отличия серий в основном заключались в конструктивных особенностях излучателей Хейла, его размерах и частотных характеристиках и НЧ-динамиков. Встречается информация о т.н. “двойных Хейлах”, по всей видимости — это твиттеры Электроника 150 АС-001 ранних серий до модернизации, и о “полуторных” и “одиночных” более поздних, удешевленных выпусков АС. Ниже представлены различия АЧХ “двойного” (красный) и “полуторного” (синий) драйверов:



Более подробные измерения излучателей Электроника 150АС-001 можно найти по ссылке.

В т.н. третьей версии Электроника 150 АС- 001, по утверждениям одного из разработчиков, использованы другие НЧ-драйверы.

Известен также факт о том, что в конце 1991-го года разработчики Электроника 150АС-001 из ВНИИРПА посещали завод для оценки серийной версии АС. Было даже организовано сравнительное прослушивание прототипа из НИИ и серийного варианта акустики. По результатам прослушивания, разработчики признали звучание заводского варианта неудовлетворительным, о чем был составлен соответствующий отчет.



При этом известно, что выпуск “рационализированных” версий АС продолжился. Вероятно, это произошло в связи с тем, что, даже несмотря на ухудшение объективных характеристик она превосходила практически все мощностные аналоги, выпускавшиеся в то время в стране.

Итог


История разработки этой АС демонстрирует, что при создании советской техники далеко не всегда использовалось слепое копирование западных образцов. Становится понятно, что самостоятельные разработки советских инженеров иногда превосходили зарубежные аналоги. Кроме того, иллюстрирует т.н. “драконовскую рационализацию”, которая не редко вредила качеству продуктов в угоду технологичности, уменьшения стоимости и увеличения скорости производства.

Использованы фото: ldsound.ru

Джинса
В нашем каталоге представлен широкий ассортимент акустических систем высокой верности воспроизведения, в числе прочих присутствуют АС с излучателями Хейла.

Комментарии (17)


  1. KoZzzik
    03.07.2018 13:01

    Сейчас это воплотилось в ADAM Audio X-ART Tweeter


  1. stalinets
    03.07.2018 15:39

    Делать мембрану с напылёнными металлическими дорожками и пластиковую литую основу должно же быть дешевле, чем классический динамик. Почему все эти излучатели Хейла, изо- и орто-динамические излучатели не вытеснили в массовом сегменте классические динамики — непонятно.


    1. walti
      03.07.2018 18:40
      +2

      На этом сейчас кормятся производители наушников.
      Для масс-продукта, что может быть технологичнее?
      Фоторезист, травка мембран, приклейка на промежуточную раму.
      Чикаем лазером (простым низкооплачиваемым разнорабочим)
      Льем чаши, защелкиваем железный магнитопровод, примагничиваем/защелкиваем прямоугольные ферритовые магниты.
      Защелкиваем раму с мембраной, собираем чаши.

      Профит.
      будет не хай-энд, но получше 50$ массового продукта.


    1. Gutt
      04.07.2018 10:39

      В случае АС: 0,05 или 0,5 % THD у вас — не важно. Помещение для прослушивания добавит свои 2 %, и разницы не будет слышно. Сорт дерева и качество полировки металлических деталей решает. Студийные мониторы с хорошей равномерностью АЧХ и низкими искажениями как-то не очень домой покупают, хотя звучат на СЧ и ВЧ лучше, чем потребительская акустика того же ценового диапазона.
      В случае наушников:

      • изо- и ортодинамические получаются тяжёлыми из-за необходимости создавать равномерное магнитное поле в зазоре большой площади; к примеру, Sennheiser HD600 — 258 граммов, Fostex T50rp — уже 320 граммов; несмотря на двухкратную разницу в цене, первые намного популярнее;
      • у электростатов получается дорогая и неудобная система запитки;
      • простые арматурные внутриушные могут обеспечить качество звука практически на уровне изодинамических (ну, до высоких частот изодинамиков им как до Луны, конечно, но с этим можно мириться из-за удобства арматурных);
      • и ко всему прочему рынок требует, чтобы бумкало и цыкало, мало пользователей хотят ровную АЧХ и низкие КНИ и ИМИ; так что простые и дешёвые динамические излучатели в закрытом оформлении доминируют в сегменте дешёвых наушников.


  1. vconst
    03.07.2018 15:56

    А про сами S-90 статьи не будет? Или они слишком простые и популярные?


    1. Sound_cULT Автор
      03.07.2018 16:50
      +1

      habr.com/company/pult/blog/409645 кхм, Константин вы не внимательны) Пропустили.


      1. vconst
        03.07.2018 17:24

        //посыпает голову пеплом


    1. Sound_cULT Автор
      03.07.2018 16:52

      хотя нет, не пропустили, вы там комментировали


      1. vconst
        03.07.2018 17:28

        Мне здорово повезло. Те S-90, что я на выходных вывез из Подмосковья — оказались в отличном состоянии, ничего не отгнило и не отвалилось. Но гроба это еще те… А уж тяжелые какие…

        //нытье нишеброда, который не может себе позволить колонки за миллион
        «Проблема» некоторых ваших статей в том, что читать их очень интересно и невольно загораешься найти девайс. Но описываемые системы или стоят как крыло от самолета, или редкий антиквариат, который не достать без многомесячных поисков…


        1. levap
          03.07.2018 18:04

          ИМХО, не самое лучшее приобретение… При ограниченном бюджете лучше рассмотреть вариант самоделки, если руки откуда надо. Поищите в сети проекты Алексея Александрова на динамиках АСАлаб. С асалабовскими динамиками, конечно, много косяков и покупаются они небыстро, но по цена/качество мало что может сравниться. Или что из фирменного б/у поискать, иногда попадаются очень достойные АС за приемлемые деньги.


          1. vconst
            03.07.2018 18:05

            А это не приобретение, а наследство :) Потому — пускай пока стоят.


        1. Sound_cULT Автор
          03.07.2018 19:20

          Тут такой момент — хорошее редко бывает дешевым, что, впрочем, не означает, что дорого — это всегда хорошо. Относительно раритетов, то я к ним питаю иррациональную привязанность. Вероятно это из детства в 80-х — 90-х, когда очень хотелось, но не очень моглось.)) Главное сдерживаться и ограничиваться статьями, а то начну коллекционировать и превращусь в Лихницкого на склоне лет, или, что по-моему значительно хуже, в Клячина, упаси меня Господь.


          1. vconst
            03.07.2018 19:26

            С раритетами все тоже интересно! :)
            Может я и не совсем прав, но мне кажется, что подобный раритет, купленный на барахолке — может потребовать очень остро заточенных рук для его восстановления…


            1. Sound_cULT Автор
              03.07.2018 19:49

              Да, совершенно верно, особенно НЧ-динамики, в которых частенько беда с подвесами, диффузорами и т.п. Ещё бывает необходимо менять Хейлы, о чем часто пишут. Внушительное количество сведений для этой статьи получено из сообщений бывшего сотрудника ВНИИРПА, который до сих пор в частном порядке барыжит мембранами для этих Хейлов, через упомянутый в статье форум. S-90 также требуют заточенных рук, знакомые сталкивались.


              1. vconst
                03.07.2018 20:53

                Электроника тоже страдает, грустно все это…


  1. Big-Boss
    04.07.2018 10:05

    В схеме конденсаторы на 3,9 и 4,7мкф, на фото 6,8мкф. Это такие допуски или произвольное фото?


    1. Sound_cULT Автор
      04.07.2018 11:51

      Фото не произвольные, вероятно разные серии, о допусках достоверно не знаю, но замечание интересное, спасибо).