Иногда мне в комментах пишут о том, что годную акустику, якобы, производили лишь много лет назад, а сейчас экономят на всём и до рынка доходят лишь бестолковые поделки примечательные только низкой стоимостью производства. Иными словами, степень зелени в траве падает с годами. Нельзя не отметить стремление современных производителей увеличить технологичность своих изделий, однако это далеко не всегда отражается на качестве. Такие оценки часто подогреваются заинтересованными сторонами, например, магазинами поддержанной винтажной электроники и коллекционерами, которые такой техникой торгуют.
Одно из изделий французской компании Focal прямо демонстрирует, что у мирового колонкостроения есть ещё порох в пороховницах и ягоды известно где. Речь об одном из самых интересных, по моему мнению, студийных мониторах, созданных за последние 10 лет — Focal Trio6 Be. Не могу сказать, что питаю к производителю этих мониторов особые чувства. Мой скепсис в отношении Focal в основном вызван астрономическим ценообразованием на всё, что производится этими французами. Однако в данном случае речь о ситуации, когда устройство, определенно, стоит своих денег. Мне сложно себе представить более оригинальное серийное решение для такого консервативного продукта. Под катом подробнее об уникальном (без преувеличения) детище французских инженеров.
По моим не всеобъемлющим сведениям, Focal Trio6 Be — это первый в мире студийный активный монитор с возможностью смены режимов работы и вариантов инсталляции. Создание этой акустики не было чистым экспериментом, рынок требовал нечто среднее между Twin6 Be и SM9, а также классическими двухполосными мониторами ближнего поля. Таким образом, в конструкции постарались реализовать достоинства как одних, так и других.
Реализация этой задачи выглядела сложной с точки зрения архитектуры АС и электроакустики. Опыт создания Trio6 Be показал, что в этом нет ничего невозможного. АС построена как трехполосный монитор, где каждый из динамиков размещен в отдельной камере. НЧ и СЧ секции оснащены 8 и 5 дюймовыми динамиками соответственно, для каждого из них предусмотрен собственный порт фазоинвертора.
При этом для каждого динамика системы предусмотрен собственный усилитель. При использовании функции переключения режимов Focus (впервые использована с мониторами SM9), используется только СЧ динамик и твитер. При этом АС начинает работать с ограничением частотного диапазона в пределах от 90 Гц до 20 кГц, что позволяет имитировать возможности акустических систем с ограниченными возможностями воспроизведения.
В АС предусмотрено два варианта размещения, вертикальный и горизонтальный. Функция трансформирования осуществляется при помощи круглой подвижной фронтальной панели (вращается с шагом в 90°), на которой размещены СЧ и ВЧ-секции.
С одной стороны это сделано для упрощения размещения акустики в студиях, которые нередко находятся в достаточно стесненных помещениях и попросту заставлены массой оборудования. С другой — горизонтальное или вертикальное размещение могут быть особенностями, к которым привык звукоинженер.
Есть несколько важных конструктивных и технологических решений, которые позволяют назвать эту акустику шедевром. В первую очередь — это усилители. Для СЧ и НЧ секций применяются усилители класса G (класс AB с несколькими комплектами шин питания) и усилитель класса AB для твитера. Такой подход позволил совместить минимальные искажения и сравнительно высокий КПД, практически не уступающий D-классу.
Применение бериллиевого однодюймового ВЧ-излучателя с вогнутым диффузором гарантирует высокую верность воспроизведения ВЧ и широкую дисперсию. Верхняя граница частотного диапазона выходит далеко за границы слышимого спектра и составляет 40 кГц. Эта особенность не бесполезна, так как позволяет качественно улучшить переходные характеристики в слышимом диапазоне.
Еще одна особенность — размещение фазоинверторных портов на лицевой панели, которая позволяет удобно размещать АС вплотную к стене. Это в свою очередь экономит свободное место, порой так необходимое в студии.
Для минимизации искажений и сведения к нулю вероятности появления паразитных резонансов композитные НЧ и СЧ динамики были созданы специально для этой акустики.
Возможна быстрая интеграция АС в минимально акустически подготовленном помещении с использованием встроенного трехполосного эквалайзера.
Быстрое переключение между режимами возможно при помощи специальной педали, которая к слову, не входит в комплект поставки.
Если коротко, то характеристики модели избыточны для подавляющего большинства студий, особенно если говорить о мощности и звуковом давлении. При этом следует учитывать, что Focal Trio6 Be — это тот редкий случай, когда универсальность не портит, а делает её шедевром.
трехполосный режим
двухполосный режим focus
В связи с тем, что производитель не даёт данных об искажениях, особый смысл приобретает субъективный тест. Дабы удовлетворить жесткие критерии некоторых из моих читателей я использовал для субъективного теста воспроизведение CD-запись Wolfgang Amadeus Mozart Реквием ре минор K.626 (редакция Мондера) реконструкция Московская гос. классическая капелла п/у Е. Алмазова, записанную в Полоцком софийском Соборе, 1995 год.
Следует отметить, что фонограмма очень сложная и её реалистичное воспроизведение требует превосходных динамических характеристик и низких искажений. В записи присутствуют партии женского дискант хора и уникальная естественная реверберация, которые позволили определить, что интермодуляционные и гармонические искажения практически незаметны на слух, по крайней мере моим ушам. В целом, произведение, несмотря на особенности записи, звучало очень реалистично. КИЗ располагались предельно точно как в трех, так и в двухполосном режимах, несмотря на обилие инструментов и голосов в миксе.
Иллюзия широкого пространства была раскрыта настолько, насколько это было заложено в записи, стереопанорама (сцена) была объемной, глубокой и реалистичной. Несмотря на достаточно большую заявленную неравномерность АЧХ, звук субъективно показался очень ровным, точным и нейтральным, без окраски и частотных акцентов.
Если бы передо мной стоял выбор, какой монитор ближнего поля для студии признать лучшим за последнее десятилетие, я бы отдал предпочтение именно Focal Trio6 Be. Как обычно ложкой дёгтя в бочке меда стала стоимость устройства. Пара таких мониторов обойдется в среднем от $ 5500 до $6500. На такие затраты готова пойти далеко не каждая студия. Возможно именно по этой причине акустика не получила массового признания.
Джинса
Мы продаём акустические системы, в нашем ассортименте присутствуют студийные мониторы созданные Focal и другими производителями.
Использованы изображения:
fr.audiofanzine.com
republicaradio.com
Одно из изделий французской компании Focal прямо демонстрирует, что у мирового колонкостроения есть ещё порох в пороховницах и ягоды известно где. Речь об одном из самых интересных, по моему мнению, студийных мониторах, созданных за последние 10 лет — Focal Trio6 Be. Не могу сказать, что питаю к производителю этих мониторов особые чувства. Мой скепсис в отношении Focal в основном вызван астрономическим ценообразованием на всё, что производится этими французами. Однако в данном случае речь о ситуации, когда устройство, определенно, стоит своих денег. Мне сложно себе представить более оригинальное серийное решение для такого консервативного продукта. Под катом подробнее об уникальном (без преувеличения) детище французских инженеров.
Концепция и конструкция
По моим не всеобъемлющим сведениям, Focal Trio6 Be — это первый в мире студийный активный монитор с возможностью смены режимов работы и вариантов инсталляции. Создание этой акустики не было чистым экспериментом, рынок требовал нечто среднее между Twin6 Be и SM9, а также классическими двухполосными мониторами ближнего поля. Таким образом, в конструкции постарались реализовать достоинства как одних, так и других.
Реализация этой задачи выглядела сложной с точки зрения архитектуры АС и электроакустики. Опыт создания Trio6 Be показал, что в этом нет ничего невозможного. АС построена как трехполосный монитор, где каждый из динамиков размещен в отдельной камере. НЧ и СЧ секции оснащены 8 и 5 дюймовыми динамиками соответственно, для каждого из них предусмотрен собственный порт фазоинвертора.
При этом для каждого динамика системы предусмотрен собственный усилитель. При использовании функции переключения режимов Focus (впервые использована с мониторами SM9), используется только СЧ динамик и твитер. При этом АС начинает работать с ограничением частотного диапазона в пределах от 90 Гц до 20 кГц, что позволяет имитировать возможности акустических систем с ограниченными возможностями воспроизведения.
В АС предусмотрено два варианта размещения, вертикальный и горизонтальный. Функция трансформирования осуществляется при помощи круглой подвижной фронтальной панели (вращается с шагом в 90°), на которой размещены СЧ и ВЧ-секции.
С одной стороны это сделано для упрощения размещения акустики в студиях, которые нередко находятся в достаточно стесненных помещениях и попросту заставлены массой оборудования. С другой — горизонтальное или вертикальное размещение могут быть особенностями, к которым привык звукоинженер.
Ключевые решения
Есть несколько важных конструктивных и технологических решений, которые позволяют назвать эту акустику шедевром. В первую очередь — это усилители. Для СЧ и НЧ секций применяются усилители класса G (класс AB с несколькими комплектами шин питания) и усилитель класса AB для твитера. Такой подход позволил совместить минимальные искажения и сравнительно высокий КПД, практически не уступающий D-классу.
Применение бериллиевого однодюймового ВЧ-излучателя с вогнутым диффузором гарантирует высокую верность воспроизведения ВЧ и широкую дисперсию. Верхняя граница частотного диапазона выходит далеко за границы слышимого спектра и составляет 40 кГц. Эта особенность не бесполезна, так как позволяет качественно улучшить переходные характеристики в слышимом диапазоне.
Еще одна особенность — размещение фазоинверторных портов на лицевой панели, которая позволяет удобно размещать АС вплотную к стене. Это в свою очередь экономит свободное место, порой так необходимое в студии.
Для минимизации искажений и сведения к нулю вероятности появления паразитных резонансов композитные НЧ и СЧ динамики были созданы специально для этой акустики.
Возможна быстрая интеграция АС в минимально акустически подготовленном помещении с использованием встроенного трехполосного эквалайзера.
Быстрое переключение между режимами возможно при помощи специальной педали, которая к слову, не входит в комплект поставки.
Характеристики
Если коротко, то характеристики модели избыточны для подавляющего большинства студий, особенно если говорить о мощности и звуковом давлении. При этом следует учитывать, что Focal Trio6 Be — это тот редкий случай, когда универсальность не портит, а делает её шедевром.
Особого внимания заслуживают графики АЧХ в каждом из режимов работы
- частотный диапазон в 3-полосном режиме: 35 Гц – 40 кГц (±3 дБ);
- частотный диапазон в 2-полосном режиме: 90 Гц – 20 кГц (±3 дБ);
- коэффициент нелинейных искажений не указан производителем;
- максимальный уровень звукового давления в 3-полосном режиме: 115 дБ;
- максимальный уровень звукового давления в 2-полосном режиме: 105 дБ;
- чувствительность XLR-входа: +4 dBu или -10 dBV (переключаемая);
- суммарная выходная мощность: 450 Вт (НЧ – 200 Вт, СЧ – 150 Вт, ВЧ – 100 Вт);
- габариты: 520 ? 278 ? 360 мм;
- вес монитора: 20 кг.
трехполосный режим
двухполосный режим focus
Немного о субъективных впечатлениях
В связи с тем, что производитель не даёт данных об искажениях, особый смысл приобретает субъективный тест. Дабы удовлетворить жесткие критерии некоторых из моих читателей я использовал для субъективного теста воспроизведение CD-запись Wolfgang Amadeus Mozart Реквием ре минор K.626 (редакция Мондера) реконструкция Московская гос. классическая капелла п/у Е. Алмазова, записанную в Полоцком софийском Соборе, 1995 год.
Следует отметить, что фонограмма очень сложная и её реалистичное воспроизведение требует превосходных динамических характеристик и низких искажений. В записи присутствуют партии женского дискант хора и уникальная естественная реверберация, которые позволили определить, что интермодуляционные и гармонические искажения практически незаметны на слух, по крайней мере моим ушам. В целом, произведение, несмотря на особенности записи, звучало очень реалистично. КИЗ располагались предельно точно как в трех, так и в двухполосном режимах, несмотря на обилие инструментов и голосов в миксе.
Иллюзия широкого пространства была раскрыта настолько, насколько это было заложено в записи, стереопанорама (сцена) была объемной, глубокой и реалистичной. Несмотря на достаточно большую заявленную неравномерность АЧХ, звук субъективно показался очень ровным, точным и нейтральным, без окраски и частотных акцентов.
Итог
Если бы передо мной стоял выбор, какой монитор ближнего поля для студии признать лучшим за последнее десятилетие, я бы отдал предпочтение именно Focal Trio6 Be. Как обычно ложкой дёгтя в бочке меда стала стоимость устройства. Пара таких мониторов обойдется в среднем от $ 5500 до $6500. На такие затраты готова пойти далеко не каждая студия. Возможно именно по этой причине акустика не получила массового признания.
Джинса
Мы продаём акустические системы, в нашем ассортименте присутствуют студийные мониторы созданные Focal и другими производителями.
Использованы изображения:
fr.audiofanzine.com
republicaradio.com
Комментарии (21)
Nick_Shl
05.01.2019 08:40Аж два фазоинвертора…
rexen
05.01.2019 13:29-1Ещё бы кто объяснил — нафига СЧ фазик. Среднечастотник не работает на частоте своего резонанса — ему для этого фильтр ставят. В отличие от НЧ, который обязан играть всё «от 20 Гц». Хотя… для «2-полосного» режима, где этот тощий СЧ еле-еле от 100 пытается играть, а Fрез похоже где-то 107Гц.
Sound_cULT Автор
06.01.2019 00:35Там не СЧ, Там СНЧ. Читайте внимательнее. Там 2 режима работы. За желание задать глупый вопрос не прочитав статью — минус в карму.
tvr
Спасибо.
Откинулся и закурил.
В, принципе, не такой уж и космический ценник — пяток
айфоновтоповых понтофонов.Psychosynthesis
Вообще копейки, согласен. 150+ килорублей за колонку, пфф… саундсистема для нищебродов.
zoonman
Это акустика не для массового покупателя, а для профессионального использования. Профессиональная техника всегда дорога и совсем не предназначена для использования в домашних условиях обывателем.
Sound_cULT Автор
Бесспорно, это специфическая штука для студий, но фишка в том, что большинство собратьев по классу, если признавать их таковыми, стоят до $ 1000 — 1500 за пару. Полагаю, что Psychosynthesis об этом.
Psychosynthesis
Именно. Даже для студийного монитора это нехилый оверпрайс.
Sound_cULT Автор
Верно, но тут опять же надо понимать, что 3 полосы — это 3 динамика+ по 6 усилителей на пару, и не D класса. Более того есть G класс достаточно дорог за счет применения нескольких шин питания для одного усилителя. Ещё момент очевидно, что в конструкции усилителя использованы конденсаторы высокой емкости со стабильными параметрами и вносящие минимум искажений, что тоже как правило не дешево, да и прочая элементная база не дешевая, например с высокой вероятностью применялись высокочастотные транзисторы в оконечных каскадах. Короче, дьявол в мелочах.
chapter_one
Конечно, хочется эту штуку вскрыть и погонять в лаборатории, но вот сейчас передо мной лежит усилитель на 6 каналов с DSP суммарной мощностью в 10 кВт того же класса G и он стоит дешевле, чем пара этих мониторов. И звучит при этом отлично.
Focal вообще делает странные штуки. Единственный вопрос, который возникает после общения с их продукцией, это «зачем?» Вот для чего эти мониторы нужны? Бюджет серьезный, мелкие проджект-студии и домашние пользователи отпадают, а большим студиям он просто не нужен: у них нет проблем поставить три-четыре пары мониторов ближнего/среднего/дальнего поля плюс еще щитконтроль. Плюс студии предпочитают пассивные системы.
Я бы предположил, что это предложение не для студий, а для звукорежиссеров, которые работают над проектами, и в рамках этих проектов постоянно переезжают из студии в другую студию, затем на репбазу, затем к себе домой, затем на дачу, затем в очередную студию, и при этом возят свой стафф с собой. В среде профи топового уровня такие задачи есть и людей, которые постоянно таскают с собой кучу оборудования, довольно много. Вот они и по деньгам такое себе легко могут позволить и какую-то пользу из этих Фокалов извлечь.
Остальным, ИМХО, они нафиг не нужны.
Sound_cULT Автор
С высокой вероятностью для подобных задач.Хотя я бы не исключал и стационарное применение, ибо очень много фото (не промо) именно из стационарных студийных помещений.
chapter_one
Интереса ради почитайте, как Куинси Джонс со своими звукорежиссерами писали платиновые альбомы того же Майкла Джексона и кучи других исполнителей. Они именно катались по студиям, по большому количеству крупных хорошо оборудованных студий, но весь ключевой стафф, — микрофоны, преампы, сплиттеры, мониторы и многое другое, — возили свое. От студии им требовалось тон-ателье с определенной акустикой, удобный контрол-рум и пульт. И все. Позже и до нынешних времен по такой же схеме работает куча продюссеров и звукорежиссеров: студия для них всего лишь место, а оборудование у них свое.
SADKO
Пассивные системы это лигаси, женелеки в своё время это хорошо про иллюстрировали…
… сами понимаете чего можно добиться специализацией усилителей
PS.А польза этих фокалов, действительно, вне стационарных студий, но и тут есть нюанс, есть сабвуфер, и есть полёт по приборам, который приходит с годами.
mike66
Ошибаетесь. Примерные одноклассники это, чего-то типа: Quested 3110, ATC 25, Klein & Hummel 310, Dynaudio AIR 20, Barefoot 27, 45. И фокал среди них не самый дорогой.
За $1000-1500 в этом классе вы ничего не купите. Либо чего-то более-менее приличное в 6" классе, либо весьма средненькое в двух-полосном 8". Имеется ввиду brand new (не б.у в смысле).
chapter_one
К профессиональной аудио-технике (да и не только аудио) термин «дорогая» вообще не применим. Это станок для зарабатывания денег, потому смотреть надо не на цену а на окупаемость и область применения. Если я правильно понимаю концепцию этих Фокалов и на кого они нацелились, то продаваться будут. По крайней мере на NAMM 15 и 16 года вокруг них тусовались солидные дяди с очень большим весом в звукозаписи и проявляли интерес.
Sound_cULT Автор
Ажиотаж был в очень узких кругах. Я ожидал, что они немного подешевеют и приживутся как своеобразный новый стандарт. Но нет, подавляющее большинство мастурбирует на бюджетные двухполосные Adam и убеждены что всё остальное излишества, а зря.
SADKO
У адамов, даже самых бюджетных, очень функциональные твитеры которые позволяют хорошо работать работу, даже на границах раздела, ну и плюс выросло поколение звукорежиссёров которые как слышат так и пишут, им не понятно как мы работали на алесисах и ямахах, а деды-то ещё и на чём по кривей… Адам создал некий референс, который как слышим, так и пишем, и это наверное хорошо, работать можно дольше, да и дома поставить не грех, чего не скажешь про старые женелеки или те-же фокалы (не все)…
Этот-же фокал, конечно прикольный, но вместе с тем непонятный гибрид.
Для среднего поля он маловат, хотя может кому и сойдёт, а вот в ближнем, он принесёт новых ощущений, да, но на сколько они там нужны, и на сколько профпригодны и кому…
PS. Я конечно не большой дядя, я давно завязал, но замечу, что даже у меня было три поля, не считая разной бытовухи в среднем и щита в ближнем. Бородатым дядям этот фокал тупо не нужен, у них уже всё есть, и ничего нового этот фокал не несёт. Да, он обозначит низы в ближнем поле, но оценивать их объективно не получится, вот если бы эмос это дело выправить…
naviastro
Подтверждаю. Adam'ам спасибо за то, что они есть (и не только двухполосники), но они, мягко говоря, не панацея. Если попробовать самому посчитать хороший монитор среднего поля, как законченное устройство, то одно только питание и усилители выходят ценой порядка не самых бюджетных адамов s3v
chapter_one
А их просто должно быть несколько. И совсем не обязательно дорогих. Вот в дальнее поле стоит вложиться один раз и хорошо, а на ближнем/среднем надо иметь хотя бы пару, а лучше тройку разных аппаратов. Или хотя бы их иногда менять. И все же я уверен, что в студии не место активной акустике: пара-тройка хороших усилителей с одним процессором решает все задачи.
chapter_one
Мне лично показалось, что интерес проявляли больше саунд-продюссеры и звукари, нежели студии. Хотя, там еще вокруг стенда постоянно тусили представители вещателей, которым такие мониторы не помешали бы в их ПТС-ках. Но я внимательно не присматривался и не прислушивался: узнал ценник, покртуил у виска пальцем, и пошел себе дальше.