Сисадмин — любимый персонаж айтишных аниме шуток и крутых историй. Кто из нас не помнит заветные 4 слова, обязательные для удачной цитаты на башорге (если кто не помнит — «кот, шредер, админ, х*ясе») и не сопереживал историям с Ithappens, кто не носил шоколадки и пиво, чтобы втихую расширить конторский лимит. Ну, в общем, свой возраст мы уже выдали, поэтому дальше — только о героях сегодняшнего праздника, Дня системного администратора. А точнее — о том, как им тут у нас в 2018 году?

Snob.ru

Наша статья будет написана в довольно шутливой манере, скорее как открытка всем нам, но помните — в каждой шутке только доля шутки. Остальное — чистая правда.

Ждали облачности, а пришла жара


Мы много лет создаём решения для Service Desk и управления IT-активами, поэтому часто бывали и бываем на разного рода встречах и конференциях по околоадминской тематике и всякому там ITSM. Едва ли не 10 лет назад эксперты пророчили скорую кончину должности системного администратора, рассказывая завораживающие истории про вечные устройства печати, тотальные облака на каждом рабочем месте, сверх безопасные сети и могущественные скрипты, которые могут всё (исключительно на Powershell, ага, кому же ещё мир захватывать). Кто-то слушал это с широко открытыми глазами, а кто-то более опытный ухмылялся — такая лапша на ушах не задерживалась.


Вечный принтер

Нам было особенно тревожно — не, ну а как и правда всё виртуализируется до предела и мониторить будет особо нечего, а у нас релиз на носу… Конечно, в полный мир идеальной ИТ-инфраструктуры мы не верили, но некоторые моменты нас могли напрячь.

Мир, действительно, изменился — но не так, как прогнозировали светлые умы теоретиков. Он стал невероятно сложнее, а ИТ-инфраструктура даже относительно маленьких компаний стала представлять собой монструозную систему, стремящуюся к хаосу:

  • подешевело железо, и компании стали закупать собственные сервера, организовывать крошечные серверные для того чтобы не тратиться на ту самую виртуализацию
  • компании по-прежнему не отказываются от десктопного ПО в силу его надёжности, большей безопасности и более низкой цены владения (лицензия покупается один раз, не нужно платить рабскую ежемесячную арендную плату за SaaS, которая из 880 р. на лендинге разработчика за пару лет превращается в ого-го)
  • пользователи не то чтобы особо поумнели, но зато вооружились до зубов и носят на работу флешки, внешние диски, смартфоны, планшеты, ноутбуки, всё это подключают к рабочим ПК и сетям — а это потенциальные дыры в безопасности


  • отдельные пользователи, которые с ПК и сетями на «ты» научились использовать корпоративную ИТ-инфраструктуру для собственных нужд: от невинных игр в рабочее время и поменяных видеокарт до серьёзных хищений коммерческой информации и прочих неприятных сливов
  • подешевела периферия, и компании стали закупать оргтехнику ворохами: принтеры, сканеры в каждый кабинет, проекторы в каждую переговорную, всякие там интерактивные экраны, мультимедийные системы, настенные мониторы и проч.
  • наконец, изменилась разработка и в ИТ-компаниях появился DevOps.

И этому хаосу нужен супергерой. А именно — системный администратор, который способен в каждой компании решать сочетания этих задач, а иногда и все задачи сразу.

Суперспособности супергероя суперхаоса


Сегодня системный администратор даже в небольшой компании — это не парень с бородой и в растянутом свитере, это специалист, который обязан обеспечивать бесперебойную работу всего ИТ-парка как минимум, иначе работа остальных просто встанет, ведь сейчас абсолютно все процессы завязаны на использовании технологий: IP-телефония, сети, рабочие ПК, мобильное оборудование, камеры, контур физической безопасности и т.д. Конечно, раздолбаев и недоученных вечных эникеев хватает везде, но в 2018 году свою некомпетентность почти невозможно скрыть.

Итак, что должен знать и уметь админ, чтобы быть продуктивным и конкурентоспособным (кроме своих непосредственных профессиональных знаний).

  • Методики управления ИТ-активами (ITAM, SAM, ITSM, ITIL и т.д.). Это не значит, что вы должны вызубрить все книги ITIL и получить значок, но принципы и логику управления активами знать нужно — просто потому что это лучшие практики, и там действительно есть дельные вещи.
  • Способы экономии средств за счёт оптимизации ИТ-инфраструктуры: управление лицензиями, оптимизация набора используемого ПО, навыки совмещения виртуализации и собственных мощностей, способы управления печатью в компании (особенно с активным документооборотом) и т.д.
  • Владение программными средствами для мониторинга ИТ-инфраструктуры, сетей, нагрузки на сервера и т.д.
  • Методы обеспечения безопасности без полного завинчивания гаек на рабочих местах пользователей, оперативное реагирование на инциденты в сфере информационной безопасности (без расстрелов на месте).
  • Знание и понимание принципов DevOps — это актуально больше для сотрудников компаний-разработчиков.
  • Автоматизация рутинной работы системного администратора и автоматизация управления пользователями — если системный администратор не умеет писать классные и полезные скрипты (Powershell, Python и т.д.), то он либо недостаточно ленивый, либо просто не супергерой.



    Страдания, боль, ад
    Windows Powershell

  • Умение работать с виртуализацией и различными *aaS. Сисадмин-супергерой должен владеть навыками администрирования, которые соединяют в себе аппаратное обеспечение, программное обеспечение и умение работать с задачами прикладного программирования (API).
  • Навыки работы с маршрутизацией и коммутацией на продвинутом уровне. Этот навык требуют сети связи и IP-телефония, которая в любом офисе и при любом масштабе должны работать с минимальным порогом отказов.
  • Желание и способность обучаться. Новые технологии и способы работы с ними появляются непрерывно, и нужно уметь их изучить, понять, стоит ли это внедрить в работу и принять объективное решение. Никто не знает, куда завтра закинет судьба сисадмина: в мир распределённых вычислений, в Kubernetes или в Docker.
  • Понимание бизнеса — системный администратор должен быть сторонником бизнеса, а не вредителем во имя своей лени. Решения о внедрении ПО, виртуализации, поставках оборудования, инвентаризации и т.д. должны приниматься именно исходя из реальных объективных потребностей компании. Не стоит отказываться от оборудования или софта только потому что не хочется приращивать зоопарк. Будьте профессионалом.

Ну и конечно, сверхспособности не избавят ни одно сисадмина от накрученных проводов, факапных деплоев, выдернутых вилок системников, отключенных шаловливыми ручками антивирусов, родного до боли 1С и возмущённой бухгалтерии, зажевавших скрепку принтеров, рассыпанных тонеров, разбитых мышей, залитых клавиатур. Ну мы же в эти моменты думаем о вечном и своём великом предназначении? Мелочи поражают только слабых.

Как помочь сисадмину?


В День системного администратора мы оставим пожелания коллегам и собратьям по железно-софтверным боям на конец, а в этом блоке расскажем о том, что стоит быть немного внимательнее и разумнее, чтобы облегчить жизнь человека, который обеспечивает вашу работу и держит первую линию обороны всей техно-экосистемы бизнеса.

  • Не врите админу. Если возникла проблема и вы знаете, в чём примерно (или точно) причина, обязательно расскажите, как было. Вас вряд ли уволят за это, а админ не будет ломать голову над тем, как оно само получилось.

    rm -fr Удаляет из системы все файлы на французском языке

  • Не оставляйте его без инструментов. Если вы CEO, CTO, CIO, и от вас зависит, какие антивирусы, прикладные приложения, средства мониторинга, инвентаризации, оборудование должны быть закуплены для работы ИТ-инфраструктуры, обсудите это с системным администратором. Хотя бы потому что именно ему с этим всем предстоит работать. Админы редко желают иметь софт, потому что это круто (в отличие от коммерсов), чаще всего они хотят то или иное ПО или железо, потому что оно много умеет и максимально функционально.

    Imgur

    Всё работает: Эй, айтишник, и за что только мы тебе платим?
    Что-то сломалось: Эй, айтишник, и за что только мы тебе платим?

  • Старайтесь не ломать то, что уже сломано. Если вы чувствуете, что у вас исчезли файлы, не работает почта, появился вирус, грохнулся деплой, не работает тестовый сервер, не пытайтесь устранить проблему самостоятельно — позовите профессионала, он справится. Стоять над головой и давать советы тоже не обязательно.

    Imgur

    — Какой у вас интернет-браузер?
    — Пффф, какой идиотский вопрос. Windows XP

  • Описывайте проблему человеческим языком и точно. Не нужно говорить на ломаном техническом языке или словечками, которые вы вычитали в смешных историях про админов. Описывайте проблему чётко, по делу и без фантазий.



  • Пользуйтесь тикет-системой (если, конечно, она у вас есть) — дайте админу шанс приоритизировать задачи и спланировать рабочее время и ресурсы. От ста звонков подряд интернет не появится и сервер не поднимется.
  • Давайте админу пообедать! Не, ну реально — будьте людьми, не названивайте и не обрывайте мессенджеры, если он сообщил, что хочет перекусить или отъехал за расходниками. Вас же подобное отношение раздражает.

Короче, рецепт прост: будьте людьми и уважайте труд системного администратора.
А вам, дорогие коллеги-сисадмины, мы желаем успешной работы, спокойных нервов, вдумчивых и рациональных юзеров, не горящих бесперебойников, надёжного оборудования, классной музыки в наушниках, вкусного и горячего (!) кофе в кружке, холодного пива и нажористой пиццы.

Чин-чин, друзья, пьём за вас и за нас!



Если вам нужна ITIL Service Desk система или система управления и инвентаризации ИТ-инфраструктуры, обратитесь в AlloySoftware — Alloy Navigator 8.1 вышел огненным, да ещё и на русском языке (с документацией вместе). Пользователи вроде довольны :-)

Комментарии (33)


  1. Analitik_Telecom
    27.07.2018 00:33
    +1

    Первый тост за localhost! Пацаны, чтобы ничего не падало и не висело. С праздником!


    1. vconst
      27.07.2018 14:05
      -2

      И да не заблокирует его ркн…


  1. linjan
    27.07.2018 03:48

    С праздником, коллеги!


  1. phenik
    27.07.2018 04:24

    К популярному — пробовали выключить, включить, можно добавить не менее сакраментальное — пробовали стойку, блок… потрясти, кабели, разъемы… подергать?


    1. kvarkicn
      27.07.2018 12:46

      Половина проблем с лезвиями чинится переусадкой. Достал лезвие и вставил обратно.


  1. Ernillgeek
    27.07.2018 05:07

    Праздник называется «День благодарности системным администраторам», прежде всего.
    Спасибо всем коллегам за их работу! Спасибо системным и сетевым админам провайдеров и ОПСОСов за то, что у нас есть связь. Спасибо системным, сетевым и админам БД банков, что функционирует банковская система. Спасибо системным администраторам миллионов сайтов за то, что у нас есть интернет в котором каждый может найти себе сайт по вкусу.

    С праздником, админы и админки! Крепкого коннекта, быстрого пинга, интересных задач и хорошей оплаты вашей работы!


    1. Lirein
      27.07.2018 08:47

      Быстрого пинга, крепкого коннекта. Пожелание эпохи заката сети FIDO, упоминалось ещё у Лукьяненко в Лабиринте Отражений.
      Главное не желать «Чтобы все работало» — поздравляем, все действительно когда-то работало.
      Главная заповедь — работает не трогай, сменилась на парадигму — только критические обновления безопасности, но каждый апдейт идет со скрещенными пальцами.
      В общем, за стабильность.


      1. Ernillgeek
        27.07.2018 08:59

        Коллега, да я и сам из эпохи заката FIDO, оттуда и фразы.

        Главная заповедь — работает не трогай, сменилась на парадигму — только критические обновления безопасности, но каждый апдейт идет со скрещенными пальцами.


        Ну для меня всегда безопасность была в приоритете, а потому обновления безопасности я все 20 лет, что работаю админом ставлю. А с момента, как стал использовать на серверах Ubuntu GNU/Linux LTS(то есть с 10.04 LTS) у меня еще привычка раз в два года переходить с одного LTS'а на другой, после выхода .1 очередного LTS'а я тестирую обновление на выделенных для обновления стендах, если все ок, то в течении месяца перевожу на него большинство серверов(есть сервера где это невозможно по ряду причин, там делаю обновления между ветками раз в 4 года). Сегодня, кстати, вышел 18.04.1, так что в ближайшие дни буду проверять на стенде, как обновляется 16.04.5 на него и если проблем нет, то буду обновлять постепенно своих пациентов.


        1. Lirein
          27.07.2018 10:15
          +1

          Я убунту на сервера ставлю начиная с Hardy Heron (8.04), с 10ки перешел на почти такую же парадигму обновления продакшена, но жду до .2 релиза LTS ветки, обычно после обновления стенда приходится отлавливать deprecated опции в конфигах и приводить их к новому синтаксису, чтобы при дальнейших апгрейдах не было проблем.
          В продакшене Debian 8 (Jessie) и Ubuntu Server 16.04.5 LTS, на рабочих станциях Mint 18.3, обновлять парк пока не собираюсь.


          1. Ernillgeek
            27.07.2018 10:21
            +1

            Ну между 6.06 и 10.04 я иногда ставил Ubuntu на сервера, но еще держался за Debian, а с выходом 10.04 если у меня в договоре с заказчиком указано, что ОС и софт на мой выбор, то Ubuntu.

            обычно после обновления стенда приходится отлавливать deprecated опции в конфигах и приводить их к новому синтаксису, чтобы при дальнейших апгрейдах не было проблем.


            Да как-то обычно таких проблем нет, может везет, может я как-то заранее учитываю что объявлено deprecated и стараюсь не юзать.

            В продакшене Debian 8 (Jessie) и Ubuntu Server 16.04.5 LTS, на рабочих станциях Mint 18.3, обновлять парк пока не собираюсь.


            У меня на серверах 16.04.5 LTS, на двух серверах, где не за мной был выбор ОС стоит CentOS 6.x, на ноуте и десктопе Ubuntu 18.04, но на ноуте и десктопе это специально, я обновляюсь на ноуте и десктопе между всеми промежуточными релизами, при чем в момент выхода беты, я тестирую и пишу баг-репорты, что бы идущим за мной было проще жить.


            1. Lirein
              27.07.2018 10:45
              +1

              Уже года два как на промежуточные релизы нет времени, только LTS. С другой стороны коммерчески LTS поддерживать выгоднее. Часть свободного времени я трачу на подачу и совместное решение багрепортов с КриптоПро и 1Сниками (СКЗИ. ЭДО, ЭДКО, госплощадки), опять же чтобы тем кто после меня жилось проще, ну и повысить привлекательность системы в глазах потенциальных заказчиков. Вот видите, с вашим (банком, площадкой и т.д.) работает.


              1. Ernillgeek
                27.07.2018 11:16

                Часть свободного времени я трачу на подачу и совместное решение багрепортов с КриптоПро и 1Сниками (СКЗИ. ЭДО, ЭДКО, госплощадки)


                Ну тут кому что ближе и удобней. Для меня багрепорты по десктопу это отдых от работы, если я еще в порядке отдыха начну строчить баг-репорты по рабочим инструментам, то меня точно отправят в дурку на отдых.
                А так и за эту деятельность спасибо, коллега, в день благодарности системным администраторам надо благодарить и друг друга тоже, ведь без работы одного из нас у другого бы что-то могло отвалиться в повседневной жизни.


  1. JobberNet
    27.07.2018 06:52
    +1

    Long Live the Fighters!


  1. betrachtung
    27.07.2018 07:02
    +1

    На первой картинке меня смущает кадык.


    1. JobberNet
      27.07.2018 07:29

      Реально видел женщину с кадыком, и у неё есть муж и ребёнок.


      1. betrachtung
        27.07.2018 12:28

        Следующий вопрос очевиден: есть ли кадык у мужа?


  1. perlestius
    27.07.2018 07:07

    навыки совмещения виртуализации и собственных мощностей

    Немного странно звучит, ведь виртуализация может быть и на собственных мощностях.


  1. scronheim
    27.07.2018 08:13
    +2

    Всех с праздником, коллеги. Что б link стоял и ping был!


  1. XogN
    27.07.2018 08:13

    Всех причастных к профессии с праздником!
    Желаю адекватных и толковых юзеров!


  1. rjhdby
    27.07.2018 10:23
    +2

    Бывших не бывает. Всем добра!


  1. Moving_Point
    27.07.2018 10:27
    +2

    Ну тогда уж второй тост:
    Стабильного коннекта, быстрого пинга!


  1. JC_IIB
    27.07.2018 10:49
    +1

    С праздником, коллеги!


  1. D_M
    27.07.2018 10:58
    +1

    Рабочих бэкапов вам, коллеги! Надеюсь они вам не понадобятся :)


  1. xitriy87
    27.07.2018 11:42

    Страдания, боль и ад == Powershell


  1. Cskremator
    27.07.2018 11:42

    С праздником, коллеги!


  1. vviz
    27.07.2018 13:08
    +1

    Отсутствия пользователей. Только железо, только софт, только деньги.


  1. Emiljen
    27.07.2018 13:13

    С праздником


  1. evgenWebm
    27.07.2018 16:34

    Если вам нужна ITIL Service Desk система или система управления и инвентаризации ИТ-инфраструктуры, обратитесь в AlloySoftware — Alloy Navigator 8.1 вышел огненным, да ещё и на русском языке (с документацией вместе). Пользователи вроде довольны :-)

    Нужна. Но без ценника, затея так себе)


    1. ArsenyMeshkov Автор
      27.07.2018 17:02
      +1

      Здравствуйте. Ценник есть, он тут на сайте. Предлагаем бессрочные лицензии или с недавних пор ещё и подписку. Модель лицензирования построена всего двух параметрах: количестве непосредственно работающих с продуктом администраторов (инженеров, имеющих доступ к главной консоли продукта. при этом количество пользователей, имеющих возможность открывать заявки и взаимодействовать со службой поддержки через портал или электронную почту — не ограничено) и количестве узлов аудита (если применимо). Именные и конкурентные администраторские лицензии, в Express версии продукта Alloy Navigator 20.000 руб/30.000 руб, в Enterprise версии — от 80.000 руб. Поработаете с пробной месяц?


  1. da-nie
    27.07.2018 16:51

    будьте людьми и уважайте труд системного администратора.


    А чего Bastard Operator From Hell не вспомнили? :)


  1. whiteodmin
    27.07.2018 21:15
    +1

    Стабильного аплинка и долгого аптайма всем причастным! С праздником!
    Эпичную песню в честь данного празднества всем в подарок:

    Выйду я на сервер с котом
    Выйду я на сервер с котом
    Сессию не поднимая при том
    Тихо на хосте, пусто на линке
    Только мы с котом на сервер идем
    По холодному, по полу полу
    К серверу с котом я иду.

    Ночью в темноте благодать
    Нифига не видно «Ой бляять»
    Только мы с котом, уставши басиком
    Как собака в мыле и идём
    В стойках все шумит, а ещё трещит
    И кота обдуть норовит.

    Гляну сверху я на кота
    Ты веди на сервер меня
    По бескрайнему, центру моему
    Путь один я сам не найду
    Только верный кот, в сервер путь найдёт
    Ну а я во тьме слепой, словно крот

    Дай-ка я возьму погляжу,
    Как мне подобраться к нему
    Клац на секунду упсу,
    Лампочкой моргнет в темноту
    Али есть тут серв, али его нет
    Жмякнул я разок, вроде нет.

    Ай! Царапнул меня кот
    И куда то в даль все завёт
    Развернулся я и побрел вперёд
    А мой кот мурчит и идет

    Слышу я шумит коридор
    Значит где-то рядом кондёр
    Под кондеем тем, сервер наш стоит
    И кот мне 'мяу' говорит

    Вот дошли до сервера мы
    Вместе мы его здесь нашли
    Ребутнул его и пошли назад
    Кот стал рад и я тоже рад!


    1. Analitik_Telecom
      28.07.2018 00:53

      Котэ и админ — классика. Нужно записывать сингл!


  1. Beerbunny
    28.07.2018 17:25

    С праздником. Стабильной сети, и пряморуких юзеров всем!