Перевод, оригинал доступен по ссылке

Сиэтл (Reuters) — Основатель Amazon.com Джефф Безос (Jeff Bezos) вынужден прикладывать все больше усилий чтобы его частная космическая компания перешла из стартапа в режим полноценного производства, что по оценкам некоторых людей, знакомых с проектом говорит о том, что старт тяжелой ракеты, изначально запланированный на 2020 год, может сдвинуться вправо.

Blue Origin наняла сотни инженеров за последние три года и продолжает наращивать их количество такими темпами, что один из сотрудников назвал их «запредельными». По словам одного из важных клиентов, компания, расположенная в городе Kent, штат Вашингтон рассчитывает удвоить штат до 3000 сотрудников за следующие два-три года.

Подобная срочность связана с разработкой ракеты New Glenn. Тяжелая ракета-носитель, рассчитанная на вывод спутников и в перспективе людей на орбиту, является ключевой для планов компании выигрывать выгодные военные и коммерческие контракты.


Первая ступень New Glenn будет повторно используемая, что является ключевым фактором в стратегии Безоса для обеспечения низкой стоимости эксплуатации и высокой частоты запусков. Руководство Blue Origin публично заявило что тестовые полёты начнутся в течение двух лет.

Однако сможет ли Blue Origin достичь заявленной цели остается неясным.

По утверждениям анонимных источников знакомых с проектом, несмотря на то что 2020 год уже не за горами, инженеры компании до сих пор дорабатывают детали дизайна ракеты и только приступили к изготовлению компонентов которым еще только предстоит экстремальное тестирование. Требование анонимности для источников вызвано запретом на коммуникации с медиа.

Компания Blue Origin частным образом признала в разговорах с французской спутниковой фирмой Eutelsat SA [ETLXCE.UL] — ее первым клиентом New Glenn, — что временные рамки 2020 года «очень агрессивны», — говорит источник с непосредственным знанием переговоров между компаниями.

Фирмы согласовали контракт на запуск геостационарного спутника в период 2021-2022 годов, так что Blue Origin имеет пространство для манёвра в случае если тестовый запуск произойдет позднее запланированного, добавил источник.

Йохан Лерой, заместитель генерального директора компании Eutelsat отказался вдаваться в подробности переговоров с Blue Origin, тем не менее он отметил что настроен оптимистично насчет New Glenn и планов по запуску спутника на конец 2022 года.

«Конечно я не могу гарантировать что они сумеют выдержать заявленные сроки, но мы уверены что существенных сдвигов не будет» — сказал Лерой.

Пресс-секретарь Blue Origin не ответила на вопрос по поводу найма сотрудников, стратегии или проблем с конкурентами. Частная компании держит рот на замке по поводу производства New Glenn и дальнейших планов по выводу ее на рынок.

По словам аналитиков, успешный запуск в 2020 году даст Blue Origin прекрасные возможности конкурировать с современными и перспективными ракетами, которые, как ожидается, выйдут на рынок в ближайшие несколько лет.

Соперники включают в себя авиационно-космический альянс United Launch Alliance — включающий Boeing Co и Lockheed Martin; французская ArianeGroup — совместное предприятие Airbus и Safran. Япония и Китай также скорее всего разрабатывают многоразовые ракеты.

Однако спустя 18 лет после основания, Blue Origin обнаружила, что отстает от конкурента, расположенного ближе к дому: SpaceX.

Основанная руководителем Tesla Inc исполнительным директором Elon Musk, компания зарегистрированная в городе Hawthorne, штат Калифорния, перевернула космическую индустрию своими относительно недорогими многоразовыми ракетами Falcon 9. SpaceX завершила более 50 успешных запусков Falcon и заключила контракты на миллиарды долларов, включая сделки с NASA и министерством обороны США.

Ошеломительный запуск новейшей ракеты — Falcon Heavy, самой мощной на данный момент ракеты-носителя в мире, приковал к трансляции огромную аудиторию в феврале.

Маск предсказывал «конец игры» для других создателей тяжелых ракет, в случае успешного запуска FH.

Однако, для Blue Origin хорошей новостью является то, что спрос на услуги запуска спутников, по прогнозам, будет стремительно расти.

По словам Марко Касереса, старшего космического аналитика из Fairfax (входит в Virginia-based Teal Group), около 800 малых спутников будут запускаться ежегодно начиная с 2020 года, что более чем в два раза превышает средний показатель за прошедшее десятилетие.

«Если New Glenn будет готов в ближайшие два года, Blue Origin сможет воспользоваться этим окном возможностей», — сказал он.

Как и Маск, Безос увлечен перспективой для человечества жить и работать в космосе.

Благодаря успеху интернет-магазина Amazon, Безос (самый богатый человек в мире) ежегодно продает акции на 1 миллиард долларов для финансирования своих межпланетных мечтаний.

Он развернул Blue Origin на складе примерно в 20 милях (32 км) к югу от Сиэтла. Девиз компании в переводе с латыни означает «шаг за шагом яростно», как отсылка на убеждение Безоса, что успех приходит через устойчивый, постепенный прогресс.

Однако спустя почти два десятилетия, и с обострением частной космической гонки, Безос намерен приблизиться к коммерциализации, сказали три сотрудника Blue Origin агенству Reuters.

Часть этих усилий включает продажу туристических экскурсий к границе с космосом на борту другой ракеты Blue Origin, получившей название New Shepard, с ценами на билеты в диапазоне от 200 000 до 300 000 долларов.

Компания Blue Origin со своим двигателем BE-4 также участвует в конкурсе на поставку двигателей United Launch Alliance для разрабатываемой ракеты Vulcan, сообщает ULA.

Недавнее празднество найма состояло главным образом в привлечении талантов для New Glenn и включало среди прочего найм более 60 инженеров, ранее работавших в SpaceX.

На текущий момент штат Blue Origin состоит из более чем 1500 человек, что более чем в два раза превышает показатели начала 2016 года, сказали три сотрудника. Ожидается, что когда начнет летать New Glenn, её ряды снова удвоятся, сказал Йохан Лерой. Для сравнения, SpaceX насчитывает более 6000 сотрудников.

Компания Безоса также инвестировала более 200 миллионов долларов в завод по производству ракет вблизи Космического центра NASA в Кеннеди во Флориде.

Тем не менее, Лерой сказал, что ожидает увидеть прототип New Glenn не раньше середины 2019 года.

В то же время NASA, ВВС США и спутниковые компании ориентируют свой бизнес на SpaceX.

Мэтт Деш (Matt Desch), главный исполнительный директор McLean, принадлежащий Virginia Iridium Communications Inc, крупнейший коммерческий клиент SpaceX, сказал Reuters, что Blue Origin «немного менее ясен» в плане своей стратегии.

«Никто не оспаривает, что с инвестициями, которые они делают, они в конечном итоге придут к успеху, но как и когда они станут надежными, пока неясно», — сказал Деш.

Комментарии (70)


  1. Graf54r
    05.08.2018 17:30

    Грустно это читать.


    1. flatscode
      06.08.2018 04:02
      -3

      Грустно это читать

      А чего грустить-то? Не все так однозначно с Falcon Heavy, как представляют фанаты.

      Про то, что фалконы не могут поднять более 10 тонн, несмотря на «самую мощную на данный момент ракету-носитель в мире» (цитата из этой статьи), обсуждалось здесь: Ну а в документе PAYLOAD USER’S GUIDE совсем другие цифры...

      И конкретный практический пример приводился в модулем B330, который летит на Атлас-5, а не на Falcon *, потому что последние сказали: «ну не шмогла я, не шмогла».

      Атлас-5 не такой «мощный», зато «шмог».

      А у Безоса New Grenn рассчитан на большие полезные нагрузки, чем Falcon *, ему вполне найдется применение.


      1. Valerij56
        06.08.2018 05:18
        +2

        И конкретный практический пример приводился в модулем B330, который летит на Атлас-5, а не на Falcon *, потому что последние сказали: «ну не шмогла я, не шмогла».
        Сразу два вопроса. Первый — и когда же полетит ВА-330? А второй — точно «не шмогла» или это ваши фантазии? Например, за дополнительную плату SpaceX сделало диспесер, с помощью которого они запускают десять иридиумов. Им что-то мешает за дополнительную плату сделать адаптер для тяжёлой ПН?

        Атлас-5 не такой «мощный», зато «шмог».
        Точно уже смог, или это ваши фантазии?

        А у Безоса New Grenn рассчитан на большие полезные нагрузки, чем Falcon *, ему вполне найдется применение.
        На самом деле ракета Безоса рассчитана на доставку ПН на более высокие орбиты, как и Атлас-5. У Фальконов высокая грузоподъёмность на НОО. Но, если появятся заказы, то Маск сможет сделать заправляемую на орбите ступень, тогда Фалькон Хэви сможет закинуть в дальний космос ПН больше, чем Senate Launch System.


        1. flatscode
          07.08.2018 05:29

          А второй — точно «не шмогла» или это ваши фантазии?

          Господа, Valerij56, differentlocal, а сходить по указанной ссылке на обсуждение вам религия не позволяет?

          Там есть видео с пресс-конференции, на которой основателю компании Bigelow, Робурту Бигелоу задали прямой вопрос: «а почему вы не летите со SpaceX». На что получили прямой ответ.

          Господин Belking, участвовавший в упомянутом обсуждении, уже не так категорично высказывается.

          Очень хороший стиль спора: заявить, что «не все так однозначно» у Falcon Heavy, потом перепрыгнуть на Falcon 9

          А какая разница, если верхняя ступень и Falcon Heavy и Falcon 9 — одинаковая и все ограничения, вытекающие из этого факта — такие же?

          Ограничение запуска ПН до 10 тонн — вполне хорошо ложиться на коммерческую стратегию SpaceX. Но плохо ложиться на мозг фанатиков.


          1. Valerij56
            07.08.2018 09:04

            Господа, Valerij56, differentlocal, а сходить по указанной ссылке на обсуждение вам религия не позволяет?
            Ну, а что вам мешало разместить здесь то видео с пресс конференции мистера Бигелоу?

            А по существу в пресс конференции Бигелоу заявил о партнёрстве с ULA, поэтому спрашивать его в тот момент было излишне. Такое партнёрство — отличный способ выбивать из партнёра скидки. Это уже не говоря о том, что нынешний Фалькон-9 разительно отличается от того, который был два года назад. Поэтому я бы, на вашем месте, не стал говорить, что модуль ВА-330 летит на Атласе-5. Подождал бы до того момента, когда о его запуске будет официально объявлено.

            А какая разница, если верхняя ступень и Falcon Heavy и Falcon 9 — одинаковая и все ограничения, вытекающие из этого факта — такие же?
            Она одинаковая потому, что пока другую не заказывали, пока просто нет заказов на большую ПН, а ступень для большей ПН будет тяжелее, поэтому нет смысла пока переделывать ступень.

            Ограничение запуска ПН до 10 тонн — вполне хорошо ложиться на коммерческую стратегию SpaceX. Но плохо ложиться на мозг фанатиков.
            Да нет этого ограничения. Приносите и запускайте, но придётся доплатить за заказной адаптер полезной нагрузки. Кстати, скоро, через два-три года наверно даже не придётся, возможно вояки предложат ПН тяжелее, или для отправки ПН к Луне потребуется продвинутая ступень на Хэви.


            1. flatscode
              08.08.2018 05:34
              -1

              А по существу в пресс конференции Бигелоу заявил о партнёрстве с ULA, поэтому спрашивать его в тот момент было излишне.

              Ха-ха-ха!!!

              Ну покарайте своей фанатской карой мерзкого журнилистишку, посмевшего задать вопрос «почему не SpaceX» и получившего ответ: «потому что не шмогла».

              Подайте коллективный фанатский иск в суд на Роберта Бигелоу за нанесенный непоправимый моральный ущерб всем фанатикам SpaceX и оскорбившего их Божество.

              Фанатики — такие фанатики…


      1. differentlocal
        06.08.2018 06:17
        +1

        Очень хороший стиль спора: заявить, что «не все так однозначно» у Falcon Heavy, потом перепрыгнуть на Falcon 9, а закончить мутной историей с B330. А причем тут Хэви вообще — не понятно.


        1. Belking
          06.08.2018 06:47

          Позиция у персонажа на самом деле очень интересная и, с одной стороны, правильная. Вот только тон подачи, «У летающей Falcon 9 нет возможности исходя из полетов, да и вообще это ограниченная ракета, а вот бумажные проекты эту возможность имеют», заложенный изначально и проскакивающий в дальнейшем немного ее портит.

          Но вообще, FH центральной ступенью будет иметь отличную от Block 5 конфигурацию, рассчитанную на иные нагрузки. И хоть и заявляется о том, что B5 это финал для F9, казалось бы, ничто не мешает для FH эту ступень доработать до нагрузок по 20 тонн. А может и не делать — ему сейчас виднее, на что есть спрос и что выгодно производить.

          Вообще, на днях Block 5 как раз полетит второй раз (при том, что сам Block 5 полетел не так давно, а конкретно эта ступень летала 2 месяца назад), а за ним должны последовать третий, четвертый, пятый запуски. И тогда может и встать вопрос занимать другие ниши — крупногабаритных грузов, микроспутников,… А кэш от подобных многоразовых полетов на фоне отсутствия конкурентов как раз позволит вложить средства в доработку FH — сомневаюсь, что разработка BFR сейчас ограничена ресурсами, а не временем. Как говорил Уоррен Баффет — нельзя получить ребенка за месяц, оплодотворив 9 женщин.


          1. mironoffe
            06.08.2018 09:46

            Первая ступень на себе тащит 110 т второй ступени + ПН + обтекатели. Предполагаю, что если действительно сокол не может вывести более 10 т, то это по вине второй ступени.


      1. pnetmon
        06.08.2018 11:55
        +1

        Конечно грустно — в списке разработчиков конкурентов Россия не упомянута.
        Из реально работающих и или работавших ранее в железе над многоразовыми РН кроме США известны Япония (был проект в нулевых) и Китай.


        1. Valerij56
          06.08.2018 18:48

          Еще начала работать в этом направлении Индия.


          1. pnetmon
            07.08.2018 08:58

            Ну планер не вся первая ступень, у японцев китайцев в том числе отработка двигателя. Интересно что у них с двигателем для того проекта легкого носителя.


    1. Sychuan
      06.08.2018 13:53

      Это читать радостно. Чем больше компаний стремятся освоить космос, тем скорее мы его достигнем и освоим.


  1. PerlPower
    05.08.2018 17:45

    Сразу вспоминается закон лорда БиверБрука.


  1. Valerij56
    05.08.2018 18:28

    Мне кажется, что Безоса начал клевать жареный петух. New Glenn — тяжелая ракета, предназначена отнюдь не для малых спутников, хотя, разумеется, сможет выводить их пачками. ИМХО, Безос почувствовал, что начинается новая «лунная гонка», и торопится заявить права на свою долю от этого пирога. Напоминаю — в августе НАСА обещало объявить участников коммерческой программы CLPS по доставке беспилотной ПН на Луну и на окололунную орбиту

    Уже объявлено, что первый модуль окололунной станции в 2022 году будет запущен на коммерческом носителе. В случае первого запуска New Glenn в 2020 году Безос может попытаться сертифицировать свою ракету для запусков ПН от НАСА.


    1. Belking
      05.08.2018 20:15
      +1

      >> Уже объявлено, что первый модуль окололунной станции в 2022 году будет запущен на коммерческом носителе

      Если забить в гугле стоимость запуска шаттла, то мы получим цифру в 450 млн.$, полученную общим делением стоимости программы на количество запусков и это считается буквально «золотыми пусками». Интересно, рассматривает ли Безос возможность «благотворительных» запусков на Луну с целью отжать бОльшую часть пирога исходя из своих финансовых возможностей — по два «золотых пуска» в год? Дальше — строительство лунной инфраструктуры под BO таким образом, что для конкурентов отправка может стать экономически нецелесообразной.

      В рыночных условиях, боюсь, ему будет тяжело нагнать своего основного конкурента.


      1. Valerij56
        05.08.2018 20:47
        +2

        В таких программах НАСА будет всегда выбирать двух победителей. Кроме того, BFR/BFS пока слишком далека от реализации, почему, вероятно, Маск на участие в программе CLPS заявит ракеты семейства Фалькон, а New Glen, особенно в трёхступенчатом варианте, более эффективна для полётов в дальний космос, чем Фалькон Хэви без дозаправки верхней ступени на орбите.


        1. Belking
          05.08.2018 21:18

          Во время анонса BFR Маск заявлял о том, что F9 и FH останутся в распоряжении лишь для нишевых заказов, а сам BFR будет выполнять все необходимые функции. Девятка сегодня сама по себе загружена заказами, так что заявляться с BFR куда интереснее, даже с риском потерять часть запусков на Луну (из-за сдвигов вправо) — будут получены инвестиции (предположительно, в виде авансов), которые уж очень полезны для его разработки. Например, выгрузка из BFS в том виде, в котором он представлен, без внешней инфраструктуры мне кажется не очень дешевым удовольствием, но необходимым в дальнейшем и для Марса.

          Но все зависит от политики. Будет поставлена задача «на Луну любой ценой», можно и FH будет отправить. Я все с нетерпением жду, когда F9 отправит луноход-лунопрыг SpaceIL — отличный козырь «Мы итак уже грузы на Луну доставляем».


          1. Valerij56
            06.08.2018 18:54

            «Луноход-лунопрыг» — это сильно!

            Но, в принципе, согласен, если Маска подожмёт время, то он предложит Фалькон Хэви. Можно предположить, что после конкурса на доставку грузов на Луну и на окололунную орбиту будет конкурс по доставке экипажа. Вот туда Маск может предложить что-то на базе BFR/BFS.


      1. pnetmon
        05.08.2018 23:04

        А не надо забивать в гугл стоимость шаттла. И это не деление всех денег на количество полетов. Эта сумма НАСА совсем не офишируется, офишировались иногда годовые затраты.Указанная сумма ближе к концу программы (но не в самом конце) когда уже порядочное время применение шаттлов президентом было ограничено только строительством МКС, без такого ограничения было бы больше полетов в год, стоимость на запуск была бы меньше. В 80-х годах стоимость была не очень большая. И это были пилотируемые запуски, а Безос не собирается запускать чисто пилотируемый РН.


    1. landom
      05.08.2018 21:59

      А мне кажется что происходит гонка производителей «спасательных шлюпок». Не понятно куда будут доставляться пассажиры. Но примерно понятен горизонт основного спроса — 2025. Мужики что-то знают…


      1. Valerij56
        05.08.2018 23:44
        +1

        Так там и написано то, что знают мужики.


  1. teecat
    05.08.2018 19:17

    Интересно на этом фоне, сколько у нас осталось в отрасли народу занимающихся разработкой и тестированием, если не считать руководящие структуры


  1. Dmitry88
    05.08.2018 20:07
    +2

    Ну, у Безоса скорее не коммерческая модель, а от сердца. Любит он ракеты и может себе позволить их строить. Получится монетизировать — хорошо, не получится — не страшно, в гробу карманов нет


    1. Valerij56
      05.08.2018 20:22
      +1

      Ошибаетесь. И Blue Origin, и SpaceX подали заявки на участие в программе.

      Точнее, конечно, Безос увлекается ракетами, но это не означает, что он не собирается делать на них бизнес.


      1. Dmitry88
        05.08.2018 20:26
        +1

        не вижу противоречия, я же вроде написал «Получится монетизировать — хорошо, не получится — не страшно».


  1. pavelved
    05.08.2018 22:20

    Все они сосредоточились на одной небольшой задаче «оторваться от планеты и выйти в Космос» большого проекта «сделать бекап Человечества на Марс», и стараются решить ее наперегонки. Хотя должны были поделить весь проект между командами (компаниями) и координировать выполнение сообща. Умные же дядьки, что не так-то?


    1. Valerij56
      05.08.2018 23:45
      +2

      Выход в космос должен быть надёжен. Самый постой способ повысить надёжность — дублирование.


    1. Sychuan
      06.08.2018 13:59

      Хотя должны были поделить весь проект между командами (компаниями) и координировать выполнение сообща. Умные же дядьки, что не так-то?

      Если все будут работать над одним проектом, то это означает, что
      а) Если проект провалится, то придется все начинать с нуля
      б) Если будет выбран неоптимальный вариант, то другого варианта не будет
      в) Это не позволит победителю заработать максимальную прибыль
      Техника развивается, как эволюция. Когда соперничают многие варианты побеждают лучшие. Предсказать изначально наилучший вариант очень тяжело.


    1. Valery35
      06.08.2018 15:04

      В демонополизации и возможностью выбора между решениями.
      Производитель в этом случае имеет намного меньше возможностей давить на заказчика.


  1. Kaiske
    05.08.2018 22:20
    -1

    Сколько мусоров в космосе забросили?


  1. Lazytech
    05.08.2018 22:20

    Позанудствую немного.

    Blue Origin наняла сотни инженеров за последние три года и продолжает наращивать их количество такими темпами, что один из сотрудников назвал их «запредельными». По словам одного из важных клиентов, компания, расположенная в городе Kent, штат Вашингтон рассчитывает удвоить штат до 3000 сотрудников за следующие два-три года.

    Вот что говорится в оригинале:
    Blue Origin has added hundreds of engineers over the past three years and continues to ramp up in an expansion that one employee described as “hyperbolic.” The Kent, Washington-based company is looking to double its current workforce to around 3,000 employees over the next two to three years, a top customer told Reuters.

    Итак, речь идет о гиперболическом росте численности сотрудников. Пример такого роста приведен в статье «Закон гиперболического роста численности населения Земли» в Википедии (см. ссылку ниже).
    ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0_%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8
    Цитата:
    Наиболее наглядно гиперболический рост проявляется через удвоения: каждое следующее удвоение численности человечества происходило примерно в два раза быстрее, чем предыдущее.

    Ниже привожу ссылку на простенький график, иллюстрирующий разницу между экспоненциальной, логарифмической и гиперболической зависимостью.
    www.google.com/imgres?imgurl=https://thatsmaths.files.wordpress.com/2013/11/growthrate.jpg&imgrefurl=https://thatsmaths.com/2013/11/28/a-simple-growth-function/&h=900&w=1200&tbnid=-hf0ENy5bfm-RM:&q=%22hyperbolic+growth%22&tbnh=160&tbnw=213&usg=AFrqEzeJc4-et7F5n2ZecWNSY0n_OHTZWQ&vet=12ahUKEwjT4tHoqNbcAhWkApoKHWz-BnQQ9QEwAHoECAYQBg..i&docid=cfa501d72j1EYM&sa=X&ved=2ahUKEwjT4tHoqNbcAhWkApoKHWz-BnQQ9QEwAHoECAYQBg


  1. NIKOSV
    06.08.2018 02:16
    +1

    Бизнес здорового человека:
    1. На пустом месте создать компанию использующую интеллектуальный труд
    2. Обеспеть работой пол миллиона людей, порядка 100к из них это высококлассные специалисты
    3. На заработанные деньги развивает науку, двигает человечество вперед

    Бизнес курильщика
    1. Отжать у государства предприятие или природные ресурсы
    2. Продавать их (хотя они как бы общие)
    3. На заработанные деньги покупать яхты, футбольные клубы, недвижимость в центре Лондона, все себе любимому.


    1. Skycaptain
      06.08.2018 05:40

      1. Продавать их (хотя они как бы общие)

      Вы государством ошиблись, почти на 30 лет


    1. differentlocal
      06.08.2018 06:50

      Общие — это чьи?
      Не очень понимаю, с какой это вдруг радости условная нефть в условном ХМАО вдруг стала собственностью условного же Васи-алкоголика из Перми и уж точно не вижу в этом никакого намека на «справедливость». Вася ее что, производил? Нет, кажется, Земля сама неплохо справилась. Вася был первооткрывателем и аки Ермак Тимофеевич пробирался по тундре? Не замечено. Может, он ее добыл, перевез, переработал? Нет, это был условный Лукойл. За что Васе ресурсную ренту, за красивые глаза и пьяную доброту?


      1. ClearAirTurbulence
        06.08.2018 09:20

        Ну вот арабы почему-то считают их общими. У них работает.


        1. differentlocal
          06.08.2018 09:24

          Давно ли?
          Нефть Саудовской Аравии, например, принадлежит королевству и королевской фамилии, а монопольно добывается государственной Saudi Aramco. Это как-то не очень «общие», нет?


          1. ClearAirTurbulence
            06.08.2018 11:07

            Взять те же ОАЭ.

            Они свободны от налогов на свои доходы. Их бесплатно и очень качественно лечат. Беспроцентные ссуды на жилье или даже бесплатное жилье. Большие пенсии от правительства. Бесплатное высшее образование дома и за рубежом. Субсидируемый бензин. Субсидии в оплате коммунальных услуг. Около $20 тыс?—?подарок от государства к свадьбе. Погашение долгов, если бизнес испытывает трудности. Гарантии работы на правительство с высоким заработком. Бесплатная земля.

            Это, может, и не называется нефтяной рентой в чистом виде, но по факту ей является. И да, понятно, в России граждан немного больше, чем в ОАЭ, но до них от нефтянки вообще ни фига не доходит.


            1. Gryphon88
              06.08.2018 19:23
              +2

              Немного уточню: всё это полагается гражданам ОАЭ, которых примерно 12% от населения (~1.5 млн). Гражданином можно родится (если один из родителей гражданин), или натурализоваться, прожив и проработав в ОАЭ 30 лет (для женщин — 3 года после замужества за гражданином). Неграждан на правительственные должности просто официально не берут. В РФ сходная история: к нефтянке имеет отношение ~10 млн населения, из которых живут на уровне неграждан ОАЭ 85-90%, а остальные — на уровне граждан. Да и с госдолжностями некоторое сходство есть.


          1. Faenor
            06.08.2018 11:10

            Чувак, есть подозрение, что ты чиновник...)))


      1. yarric
        06.08.2018 13:37

        Почему тогда Васю призывают в армию защищать эту нефть, раз она ему не принадлежит?


        1. differentlocal
          06.08.2018 14:56

          Васю в армию призывают не нефть защищать, а свою родину и себя самого, в первую очередь. Нефть — она масло в земле, в армиях не нуждается.


          1. yarric
            06.08.2018 16:04

            а свою родину

            Свою? Это при том, что Васе в этой родине даже масло в земле не принадлежит?


  1. lxsmkv
    06.08.2018 02:17

    Какой интерес у частных компаний в космосе? Зачем им Луна, и прочие планеты? Ну отправишь ты ракету куда нибудь — какой с этого профит? годовой бюджет NASA около 20 миллиардов долларов. Годовой оборот Amazon — около шестидесяти миллиардов долларов, при чистом доходе около полутора миллиардов. В чем прибыльность освоения космоса? Другое дело им свои коммуникационные спутники запустить. С этого есть какой-то профит наверное, возможно, хотя все обходятся существующими и ничего. Вот что я могу себе представить так это то, что правительство пытается задачи Национального Космического Агенства переложить в частные руки, потому, что на частника можно давить, а на госструктура всегда неповоротлива и обстоятельна.
    Про голубую мечту розового детства не надо. Бизнесмен он бизнесмен.


    1. Ernillgeek
      06.08.2018 04:05

      Понимаешь, тут все просто. Ты, как советский человек, рисуешь себе капитализм по «Незнайке на Луне», так его и построил некий кооператив в РФ. А люди в цивилизованных странах не читали «Незнайку на Луне» и потому живут не по нему, в нормальном мире вполне себе нормально тратить деньги на благотворительность, на воплощение мечты детства, на продвижение человечества к звездам, а не на яхты и Рыбок.


      1. devlind
        06.08.2018 12:37

        Да причём тут благотворительность? НАСА раздаёт квесты на доставку своих грузов в космос, а награда за это — довольно огромное колличество денег. Нужно учесть что соперничают за это — три с половиной конкурента, так что шанс сесть на коня достаточно велик. Ну и плюс слава, конечно же. Толку от их денег после их смерти? Их имена забудут их же внуки. А тут есть возможность в дополнение к деньгам вписать своё имя в историю — это многого стоит.


        1. Ernillgeek
          06.08.2018 12:46
          +1

          Благотворительность это было не про полеты, а вообще про то, что делают нормальные люди с деньгами.
          Про «их имена забудут внуки» это ты опять меряешь по России, где мало кто помнит, как звали деда, а уж имя прадеда или прапрадеда так вообще никто не знает. В Штатах культ предков очень распространен, если человека зовут Вильям Генри Гейтс III, то это таки значит, что он уже тут третий такой. Большинство потомков первых переселенцев в Штатах вполне себе назовут тебе имена своих предков приплывших изначально на континент.
          Но имена Маска и Безоса уже вписаны навсегда в историю. Забудут мелких правителей правивших в России, забудут имена американских президентов, а имена Маска и Безоса, наравне с именем Гагарина и Армстронга, будут помнить поселенцы на планетах в сотнях световых лет от Земли.


    1. Urvdmih
      06.08.2018 11:10

      Вы как будто в первый раз на хабре. Давно уже все расписано про Луну и чем она важна.
      Во-первых, это неплохая стартовая площадка для освоения ближнего космоса, тех же полетов на Марс. Во-вторых гелий-3 (к теме про деньги).


      1. Polaris99
        06.08.2018 17:37

        А термоядерный реактор на гелии-3 уже запустили? Или когда планируют запустить?


        1. Urvdmih
          06.08.2018 20:14

          Во-первых, это не единственное использование гелия-3. Если внимательно прочитать статью на вики, то можно найти еще 3 применения, помимо реактора. И это только те, что там написаны, возможно к 2020 году появятся еще. Во-вторых, что плохого в долгосрочных инвестициях? Кстати, если Безос получит контракты на Луну, я не удивлюсь, если он вложится и программу развития термояда. Почему бы и нет?


  1. Lazytech
    06.08.2018 04:24

    Основанная руководителем Tesla Inc исполнительным директором Elon Musk, компания зарегистрированная в городе Hawthorne, штат Калифорния, перевернула космическую индустрию своими относительно недорогими многоразовыми ракетами Falcon 9. SpaceX завершила более 50 успешных запусков Falcon и заключила контракты на миллиарды долларов, включая сделки с NASA и министерством обороны США.

    В первом предложении какая-то груда слов. А вот что было в оригинале:
    Founded by Tesla Inc Chief Executive Elon Musk, the Hawthorne, California-based company has upended the space industry with its relatively low-cost reusable Falcon 9 rockets. SpaceX has completed more than 50 successful Falcon launches and snagged billions of dollars’ worth of contracts, including deals with NASA and the U.S. Department of Defense.

    Подправлю существующий перевод, а также разобью первое предложение на части для повышения читабельности:
    Компанию SpaceX основал известный предприниматель Илон Маск, который также является главным исполнительным директором компании Tesla. Штаб-квартира SpaceX расположена в городе Хоторне (штат Калифорния, США). Эта компания произвела переворот в космической индустрии, разработав относительно недорогие многоразовые ракеты-носители Falcon 9. SpaceX уже произвела более 50 успешных запусков ракет-носителей Falcon и заключила контракты на общую сумму в несколько миллиардов долларов с рядом заказчиков, в число которых входят НАСА и Министерство обороны США.

    Как нетрудно заметить, перевод вольный и с небольшой долей отсебятины.


    1. SergeyMax
      06.08.2018 08:05

      Честно говоря, вообще не заметил какой-либо принципиальной разницы. Зато первый вариант короче, несмотря на то, что по-прежнему содержит все ключевые информационные моменты.


      1. Lazytech
        06.08.2018 08:10

        Тогда лучше сразу читать статью в оригинале, поскольку она и короче, и информативнее. :)


  1. Lazytech
    06.08.2018 04:42

    Мэтт Деш (Matt Desch), главный исполнительный директор McLean, принадлежащий Virginia Iridium Communications Inc, крупнейший коммерческий клиент SpaceX, сказал Reuters, что Blue Origin «немного менее ясен» в плане своей стратегии.

    Я заметил грубую смысловую ошибку в переводе. Вот что говорится в оригинале:
    Matt Desch, Chief Executive Officer of McLean, Virginia-based Iridium Communications Inc, SpaceX’s largest commercial customer, told Reuters that Blue Origin “has been a little less clear” about its strategy.

    Речь идет о компании Iridium Communications, чья штаб-квартира расположена в городке (точнее, в unincorporated community) под названием Маклин (штат Вирджиния, США). Ниже привожу свой вариант перевода этого предложения.
    Крупнейшим коммерческим заказчиком SpaceX является компания Iridium Communications Inc (Маклин, штат Вирджиния, США). В интервью, данном информационному агенству «Рейтер», ее главный исполнительный директор Мэтт Деш сказал, что Blue Origin представила свою стратегию развития «чуть менее ясно [по сравнению со SpaceX]».


    1. Ernillgeek
      06.08.2018 06:44

      Это не ошибка в переводе. Это просто Google Translate.
      image

      То есть автор топика ничего сам не переводил, отсюда и вся та чушь, что содержится в его топике.


      1. Lazytech
        06.08.2018 07:36

        Спасибо за пояснение! Оказывается, я зря старался…

        P.S. Наверное, надо добавить для подобных случаев тег «машинный перевод», дабы не вводить читателей в заблуждение. :)

        P.P.S. Каюсь, был невнимателен: оказывается, кто-то уже добавил тег «лучше бы google translate». :)


        1. Ernillgeek
          06.08.2018 07:44

          Не, не зря :)
          Прочитав комментарий я обратил внимание на то, что чушь похожа на гугл-транслейт и полез в него проверять, проверил и увидел, что совпадает 1:1 с текстом. Так что мой комментарий показывающий откуда этот «перевод» лишь следствие твоих комментариев, не было бы их, не было бы моего.


      1. Lazytech
        06.08.2018 07:46

        Вообще-то там не везде чистый гуглоперевод (см. пример ниже).

        Оригинал:

        Blue Origin has added hundreds of engineers over the past three years and continues to ramp up in an expansion that one employee described as “hyperbolic.” The Kent, Washington-based company is looking to double its current workforce to around 3,000 employees over the next two to three years, a top customer told Reuters.

        Существующий перевод:
        Blue Origin наняла сотни инженеров за последние три года и продолжает наращивать их количество такими темпами, что один из сотрудников назвал их «запредельными». По словам одного из важных клиентов, компания, расположенная в городе Kent, штат Вашингтон рассчитывает удвоить штат до 3000 сотрудников за следующие два-три года.

        Гуглоперевод:
        Blue Origin добавила сотни инженеров за последние три года и продолжает наращивать расширение, которое один сотрудник назвал «гиперболическим». Компания Kent, находящаяся в Вашингтоне, стремится удвоить свою нынешнюю рабочую силу примерно до 3000 сотрудников в течение следующего от двух до трех лет, сказал топ-агент Reuters.

        Хотя вряд ли автор темы заморачивался, переводя разные фрагменты статьи разными машинными переводчиками. Наверное, он перевел всю статью гуглопереводчиком, а потом отрихтовал только часть машинного перевода. :)


        1. Ernillgeek
          06.08.2018 08:59
          -1

          Ну может сначала начал править, а потом решил, что на хабре и так сожрут, да забил, вывалил нам тут гугл-транслейт.


          1. Lazytech
            06.08.2018 09:04

            Сильно подозреваю, что он не единственный, кто так делает. ;)

            P.S. Есть еще одна тема с переводом аналогичного качества. Всё никак не могу запостить туда второй критический комментарий. Жду, когда кто-нибудь (автор той темы или какой-нибудь модератор) одобрит мой первый комментарий, который со вчерашнего вечера висит на премодерации…


            1. TerraV Автор
              06.08.2018 12:47

              У меня к вам конструктивное предложение, сейчас я перевожу статью https://www.nasaspaceflight.com/2018/07/asap-boeing-failure-positive-spacex-crew-announcement. Я думаю для вас не будет проблемы сделать это быстрее и качественнее. И не придется ждать одобрения комментария.


              1. Lazytech
                06.08.2018 13:03

                Благодарю за лестное предложение! Я предпочитаю выполнять оплачиваемые заказы, а не работать на общественных началах, пусть даже в целях саморекламы. В той статье более 2300 слов. Если делать всё по уму, то перевод такого объема текста с последующей вычиткой займет 10–12 часов, если не больше.


              1. Ernillgeek
                06.08.2018 13:50

                Опять гугл транслейтом? Мы же уже поймали на том, что фразы прямо им были переведены, вообще без рихтовки. Так что «перевожу» нужно брать в кавычки, ты просто суешь в гугл транслейт и вываливаешь на хабр.


                1. Lazytech
                  06.08.2018 14:08

                  Любому разумному человеку понятно, что можно и нужно переводить быстро, качественно и бесплатно. :)


                  1. Ernillgeek
                    06.08.2018 14:53

                    Я что-то у ТСа качественно не заметил ;)
                    В гугл транслейт я могу и сам засунуть. Впрочем я и перевести сам могу, переводы это одна из моих подработок, но ты выше пишешь, что там 2300 слов, я бы за 10 часов не взялся, у меня бы больше вышло для качественного перевода с вычиткой.


                    1. Lazytech
                      07.08.2018 11:15

                      Скорость перевода
                      Вообще-то я говорил про «10–12 часов, если не больше». :)

                      Сегодня я перевел для Песочницы относительно простую статью объемом чуть менее 700 слов примерно за 4 часа. Исходя из этого, могу предположить, что на перевод предложенной выше статьи объемом 2300 слов у меня бы ушло не менее 13 часов. В общем, гладко было на бумаге. :)


  1. NEIR0N
    06.08.2018 11:10
    +1

    Все всегда упирается в деньги и время. Вот у нас на авиадвигателе уже 10 лет разрабатывают пд-14 коллектив из 2500 человек и фиг его знает когда еще закончат. Двигатель уже морально устарел за время разработки. И будь даже на авиадвигателе не 2500, а 5000 сотрудников быстрее двигатель проектироваться не станет по одной простой причине. Не хватка денег. Нет нужного оборудования, есть только старье из 80х. И зп сотрудников если наймут еще столько же упадет в два раза так как денег то нет. А люди работают так как им платят. Платят им 30тр они так и работают, как охранники в магазине, просто приходят на работу и ковыряют в носу=) Зато на всю страну кричат про нехватку инженеров, только забывают дополнить это еще нехваткой денег так как все что было им выделено уже давно распилено…


    1. oufucom
      06.08.2018 16:14

      А почему ПД-14 устарел?


      1. NEIR0N
        06.08.2018 16:23

        Ну он изначально был хуже по всем показатель аналогичных двигателей. И планировалось что он уже в 15 году на крыло встанет. А воз и ныне там. Сейчас сертифицируют его. Но когда он пройдет сертификацию не известно. А конкуренты его уже давно на крыле летают. И кому он теперь нужен будет?


    1. Gryphon88
      06.08.2018 19:29
      +1

      Тут не только нехватка денег, но и нехватка пи... побудительных стимулов. А ещё косая организация: вот купят установку для тестирования, и что с ней дальше? Во-первых, расходники — очень часто они даже не планируются, во-вторых, доступ: записали «на себя» (группа, проект) — часть времени будет простаивать, записали «на учреждение» — могут не пустить, просто потому что не положено или по иным неадекватным причинам.