Вчера на EDS 2018 (European Drone Summit) во Франкфурте DJI представила новую модификацию своего самого популярного и функционального квадрокоптера: Phantom 4 RTK. Конечно, для рядового пользователя этот коптер не станет предметом особого внимания, но вот для промышленного сегмента он станет одним из ключевых инструментов. Как заявляет производитель, Phantom 4 RTK создан, чтобы занять одну из главных ниш коммерческих дронов: геодезии и картографии. Что же может дать новый коптер промышленному сегменту? Рассказываем!

Аналитическая компания Skylogic в одном из своих ежегодных исследований, посвященном коммерческим дронам, утверждает, что квадрокоптеры DJI удерживают доминирующую позицию как в области программного обеспечения, так и по технологическому оснащению. И новинка компании только подтверждает слова аналитиков. «Phantom 4 RTK разработан, чтобы удовлетворить специфические потребности пользователей, которые привыкли полагаться на продукты DJI как на мощный инструмент картографии и инспекционной деятельности,» – рассказывает директор отдела по работе с предприятиями в Европе DJI Санни Ляо. Да, слова отличные, но что же конкретно предлагают нам в DJI?

Возможности встроенного RTK-модуля




Если не обращать внимания на цилиндрический выступ на спинке устройства, то можно представить, что перед нами Phantom 4 Pro или его обновленная версия 2.0. Все сенсоры (передние, нижние, задние и боковые), а также полюбившаяся многим фотографам 20-мегапиксельная камера на привычном месте. Но как раз в этом цилиндре и кроется главное новшество модели. Это RTK-модуль (GPS L1 L2, GLONASS L1 L2, Galileo E1 E5a и BeiDou B1 B2), который в режиме реального времени передает данные о местоположении коптера с точностью до сантиметра. Этот модуль позволяет повысить точность позиционирования до 1 см+1 мд по горизонтали, 1,5 см+1 мд по вертикали, а абсолютная горизонтальная точность фотограмметрической модели составляет 5 см. Для сравнения, для получения точных результатов топографической съемки (то есть с точностью до 3 см) обычному беспилотнику требуется задать около 40 опорных точек (GCP) на квадратный километр, что занимает несколько часов.



Каждая камера Phantom 4 RTK проходит на заводе процедуру калибровки, а данные об искажениях объектива сохраняются и впоследствии добавляются в метаданные каждого снимка. В процессе аэрофотосъемки система учитывает пространственное смещение центра CMOS-матрицы относительно RTK модуля и записывает в те же метаданные каждого снимка параметры позиционирования именно центра фотографирования, что позволяет оптимизировать процесс фотограмметрической обработки и добиться высокой точности воссоздания модели.
Использование новой системы TimeSync в Phantom 4 RTK позволило добиться наиболее эффективного использования модулей позиционирования и постоянной связи между полетным контроллером, камерой и модулем RTK. Их совместная работа и высокое разрешение снимков позволяют тратить на 75% меньше времени на настройку параметров. Наземное разрешение достигает 2,74 см с высоты 100 метров, а необходимое количество опорных точек стремится к 0.

При этом, для достижения еще более точных результатов, особенно в районах с плохим покрытием мобильной сети, Phantom 4 RTK можно легко подключить к мобильной станции D-RTK 2 (с помощью 4G-модема или WiFi, используя протокол NTRIP). D-RTK 2 передает дифференциальный сигнал на Phantom 4 RTK в режиме реального времени, а система передачи OcuSync 2.0 позволяют Phantom 4 RTK получать данные с высокой скоростью и в любых условиях.

Идеальный инструмент геодезиста




Кстати, в зонах, в которых отсутствует RTK-покрытие, DJI Phantom 4 RTK тоже работает. В подобной местности он использует исходные данные спутниковых наблюдений и эфемеридные данные и сохраняет их в файл PPKRAW.bin в формате RTCM версии 3.2. Кроме того, коптер преобразует спутниковые данные «на лету» в формат RINEX (Receiver Independent Exchange Format) и записывает их в файл RINEX.obs, а также сохраняет в файл Timestamp.MRK результат внутренней синхронизации позиции GNSS и камеры для обеспечения высокой точности положения изображения. Все операции и соответствующие данные сохраняются на карту microSD в уникальной папке для каждого полета.

Phantom 4 RTK построен так, чтобы картографирование выполнялось легко, удобно и эффективно, позволяя пользователю создавать карты большой площади за один полет. Даже если площадь исследуемого участка слишком велика, чтобы ее можно было обследовать за 30 минут, коптер автоматически возобновит работу после замены аккумулятора. Также для легкой кастомизации Phantom 4 RTK совместим с пакетом для разработчиков мобильных приложений Mobile SDK.

Обработка данных




Полученные данные с Phantom 4 RTK очень легко импортировать в любую программу фотограмметрии, например, Pix4Dmapper, для создания точной 3D-модели. Это позволяет прямо на месте пересмотреть строительные работы и продумать следующие шаги строительства. Благодаря высокой детализации и большому количеству данных, полученных в ходе исследования участка, геодезистам и CAD-техникам нет необходимости возвращаться на строительную площадку для сбора дополнительной информации, тем самым экономя время.

Специалист может создать эффективную модель после обработки сведений с беспилотника, в которые включена классификация облака точек для фильтрации нежелательных объектов, таких как растительность, транспортные средства и искусственных объекты, функция векторизации и экстракция. Обработанные данные затем используются для создания цифровой модели рельефа (ЦМР) и моделирования поверхности, вычисления объемов и, соответственно, массы, а также для информационного моделирования зданий (BIM).



В дополнение к 3D-результатом, могут быть созданы 2D-ортофотопланы с помощью программного обеспечения сторонних производителей, чтобы обеспечить отличный обзор крупных строительных площадок с высоты птичьего полета.

Phantom 4 RTK – мощный инструмент для геодезии и инспекции строительных объектов. Интеграция с большим количеством программ фотограмметрии, компактные размеры, точная система обработки изображений и другие возможности помогут сделать процесс картографирования быстрым, эффективным и малозатратным.

Комментарии (25)


  1. DoMoVoY
    16.10.2018 14:49

    Хочется увидеть отснятый и обработанный материал на этот дрон. Строит ли он высотные отметки? Как он это делает?


    1. mamont80
      16.10.2018 18:28
      +1

      Есть дрон, а есть софт для обработки. Софт для обработки DJI не делает, качество зависит от софта, качества проведённой съемки, качества обработки, короче человеческий фактор.
      По сути они встроили более навороченный GPS. Раньше все «колхозили».


    1. pav5000
      17.10.2018 09:32

      На обычный Фантом 4 без РТК можно получать вот такие ортофотопланы map.openaerialmap.org/#/30.28602428734302,59.91278321461452,20/latest/5bc324c4408eba0008a5dd75?_k=3d1zve

      Плюс строится DEM, так что высоты есть. С РТК просто точность будет выше.


  1. Sioln
    16.10.2018 15:30

    Я владею дроном Mavic Pro. После выхода Mavic 2, с очередным обновлением софта через Google Play Market, мой дрон стало невозможно использовать. На экране телефона всё в «снегу» и даже при этом гигантские задержки по времени от реальной картины происходящего. Несколько раз обновился, картина не изменилась.
    Я не смог нормально снять поездку в Норвегию. Я больше НИКОГДА не буду пользоваться продукцией DJI.
    Если кому-то нужны пруфы, почитайте отзывы, начиная с августа 2018.
    play.google.com/store/apps/details?id=dji.go.v4&hl=ru&showAllReviews=true


    1. psy06
      17.10.2018 10:51

      Больше похоже на физическое повреждение антенн, вы уверены что ваш дрон никто не ронял в ваше отсутствие?


      1. Sioln
        17.10.2018 11:52

        Уверен.
        Я ведь не зря ссылку на маркет привёл. Почитайте.
        «Последнее обновление и опять нельзя использовать дрон mavic pro. Обновление в мае привело к рассыпанию картинки, в июле — дрон терял связь и полностью картинку, и вот обновление под mavic oro 2 и теперь мой дрон вообще не видит любой телефон, только через wifu»
        " Отстает видео на экране телефона от 3 до 30 секунд. На экране видишь себя метрах в 50, а дрон уже пролетел над головой. Летать в таких условиях не реально, тем более снимать."
        «риложение хорошее но! после последних обновлений постоянная потеря связи, за один полет до 3 раз. Приходится перезагружать приложение непосредственно во время полета дрона! При том всём что прямая видимость и нет рядом никаких помех… а также большое проблема отсутствие русского языка, выходит сооб...»
        и т.д. и т.п.


  1. progchip666
    16.10.2018 15:33

    Сильно меня смущает способность одиночного GPS модуля передавать данные о положении с точностью до сантиметра, да ещё и в режиме реального времени. Конечно большой плюс что открыт горизонт и объектов, способных устроить переотражение, поблизости с большой вероятностью не находится, но тем не менее…


    1. Arson
      16.10.2018 15:57

      RTK это real time kinematic эта технология подразумевает получение поправок в реальном времени с внешней базовой станции. Погрешность — это погрешность +-1см относительно базовой станции, + примерно 1 мм на каждый км удаления от базовой станции, + эта штука в принципе не работает если базовая дальше 50 км, + обработка поправок достаточно критична к таймингу, если у вас координаты идут с частотой 1 Гц, то максимальный лаг на получение поправки 500 мс, иначе работать не будет. Из моего опыта стандалон двухчастотный приёмник обеспечивает отклонение 1,5-1,75 метра при 2 сигма, т.е. если вы этот приёмник поставите на запись то полученный массив точек будет лежать в круге с радиусом 1,5-1,75 метра. Как-то так :)


      1. Arson
        16.10.2018 15:59

        Для сравнения, у хорошего одночастотника с хорошей антенной который использует gps и glonass одновременно (так называемый diff режим) отклонение будет 2,5-3 метра.


        1. Moskus
          17.10.2018 00:12

          Вы не путаетесь в терминах? GPS+Глонасс — это не «так называемый дифференциальный режим», это просто двухсистемный приемник. Для дифференциального режима нужна неподвижная база.


          1. Arson
            17.10.2018 07:02

            Двухсистемный приёмник может поддерживать «concurent gnss» а может не поддерживать. Особенно этим китайцы страдают. Поэтому когда gps+glonass работают именно что одновременно, а не по очереди это и называют dgps. Хотя вообще конечно в терминологии много путаницы и куча производителей есть которых покусал маркетолог, они такого пишут, что на трезвую голову не поймёшь что они имели ввиду. :)


            1. Moskus
              17.10.2018 10:21

              «DGPS» — это дифференциальный режим. Который, по определению, требует дифференциальных поправок. Для которых по определению нужна базовая станция. Путаницы в этой терминологии нет. Двухсистемность приемника тут не при чем, вообще.


              1. Arson
                17.10.2018 10:38
                -1

                Да, извиняюсь заглючило меня, слишком много китайских приёмников смотрел в последнее время. Но rtk и dgps — это всё-таки не одно и тоже, точнее rtk — одна из разновидностей dgps. Waas, egnos, qzss — это всё dgps и доступно многим приёмникам без поддержки rtk. rtk требует поправок по протоколу rtcm и обычно эти поправки надо подавать на отдельный вход приёмника поддерживающего эту технологию, а Waas, egnos, qzssо бычно поставляется посредством спутников на той же частоте, что и стандартные сигналы gps.


    1. Moskus
      16.10.2018 19:22

      способность одиночного GPS модуля

      Собственно, сама технолгия RTK предполагает, что модуль не «одиночный», а работает в паре с базовой станцией. Плюс, для фотограмметрии данные в реальном времени не то чтобы нужны — главное, что приемник пишет observation file, а дальше уже — камеральная пост-обработка при импорте всегда возможна.


      1. progchip666
        17.10.2018 16:20

        В данном случае меня смущает вот что. Одно дело когда приёмник стоит на земной тверди, другое когда закреплён на дроне. какую систему стабилизации не делай, всё равно его будет слегка «водить» ну хотя бы тупо из за ветра. Если же он ещё и перемещается…


        1. Moskus
          17.10.2018 20:44

          Это влияет, но только частично.


        1. Fandir
          18.10.2018 09:00

          Мой mavic air при ветре до 10 м/с в воздухе висит как влитой… Не даром там есть куча режимов связанных со склейкой панорамы или hdr… Когда он чувствует что не может достаточно хорошо стабилизировать положение так и пишет… Вообще конечно дроны DJI как по мне очень достойный продукт… Лет 10 назад я бы не поверил в возможность создания чего-то подобного.


  1. pavelpromin
    16.10.2018 21:46

    Слюни конечно капают, но цена кусается (в 4-5 раз дороже pro версии).
    Есть лизинг на коптеры?! ))))


  1. unibasil
    17.10.2018 06:02

    Нужно ли как-нибудь лицензировать использование этого дрона? Или он доступен всем желающим без особых ограничений?


    1. BHYCHIK
      17.10.2018 13:05

      У нас вроде все дроны должны лицензироваться, но всем пофиг.


      1. psy06
        17.10.2018 18:33

        Не путайте гос. регистрацию с покупкой лицензий. Регистрировать до 30кг взлетной массы не нужно, а лицензии на весь софт идут в комплекте с дроном. Звездюлей могут дать только если ошиваться где не надо будете, в районе военных баз или ядерных объектов, например.


        1. Fandir
          18.10.2018 09:03

          Регистрация не нужна, но нужно встать на учёт… Правила учёта не определены, поэтому всем пока пофиг… Кстати в Москве без получения разрешения летать нельзя… Получение разрешения может растянуться на 24 дня… Почитать можно на сайте mos.ru


          1. psy06
            18.10.2018 09:57

            Регистрация не нужна, но нужно встать на учёт…

            Это одно и тоже. Чтобы не переливать пустое в порожнее, результатом общения с государством является rfid метка которую надо прилепить на дрон, и обязательно это делать пока не нужно. в МСК возможно отдельные правила выпустили, не интересовался. У нас в Черноземье можно летать везде, даже на Авиадартсе на полигоне в Погоново видел, народ запускал.


            1. Fandir
              18.10.2018 10:01

              Официальная позиция правительства Москвы я так понимаю тут. Там есть 4 пункт, я его процитирую:

              Нужно ли регистрировать дрон, коптер или авиационную модель?
              Согласно недавним поправкам Воздушному кодексу Российской Федерации, беспилотные гражданские воздушные суда весом от 250 граммов до 30 килограммов (а к ним относятся и квадрокоптеры, и дроны, и радиоуправляемые авиамодели) должны подлежать учету.

              Эти меры связаны с проблемами, которые создают беспилотники в воздушном пространстве. Квадрокоптеры, дроны и радиоуправляемые авиамодели, бесконтрольно парящие в небе, мешают авиации, вводят в замешательство операторов и диспетчеров. К тому же не все внешние пилоты соблюдают правила безопасности при управлении беспилотниками, что приводит к серьезным инцидентам. Регистрация беспилотников и дополнительное технологическое сопровождение возьмут ситуацию под контроль.

              Но, несмотря на то, что федеральный закон вступил в силу, постановка на учет летающей техники сейчас не производится. Это связано с тем, что еще не принят нормативный акт о порядке регистрации беспилотных воздушных судов весом менее 30 килограммов.

              В правительстве Российской Федерации на рассмотрении находится проект постановления «Об утверждении порядка учета гражданских беспилотных воздушных судов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации». Согласно этим правилам воздушные суда с взлетной массой более 30 килограммов подлежат государственной регистрации, более легкие устройства массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов подлежат учету.


              1. psy06
                18.10.2018 10:17

                Собственно, все дело в этом:

                5 июля 2017 года в силу вступил закон об обязательной регистрации беспилотников, но владельцы дронов взлетной массой от 250 граммов до 30 кг не обязаны их регистрировать до тех пор, пока не вступят в силу правила о проведении таких процедур, сообщили в пресс-службе Минтранса. Также до этого момента не предусмотрена и ответственность за запуск дронов.

                Вот тут весь официал кому интересно:
                regulation.gov.ru/projects#npa=60129