Мир мы, положим, еще не спасли, но все к тому идет. Родину ведь спасли.
Как вы поняли, речь о грандиозных реформах, охвативших Россию в последние годы. Обыватели, конечно, считают, что это кто-то умный из правительства все придумал. Но мы-то с вами знаем, что идеологами, методистами, архитекторами и исполнителями сути этих реформ выступили программисты.
Я не буду увлекаться популизмом, лозунгами и эпитетами – я не политик. И так со всех экранов страны только и говорят, что об этой реформе. Моя задача – рассказать о том, как это было изнутри. О предпосылках, гипотезах и решениях, которые мы применили.
Вообще, решений было много – и технических, и организационных, ввиду широкого масштаба этого проекта. Но начать с чего-то ведь надо? Поэтому начну с губернаторов, т.к. это был один из первых этапов проекта.
Предпосылки
Сложнее сказать, что не было предпосылками к реформе губернаторской работы, чем точечно назвать конкретные проблемы. Их было столько, что поначалу не знали, за что взяться.
Ключевой дилеммой была оценка их деятельности, причем в любой системе координат. Единственным человеком, который мог, не стесняясь, оценить конкретного губернатора, был сам губернатор. Для остальных это был черный ящик в костюме.
Люди не понимали, чем этот парень вообще занимается. Правительство не понимало. Даже президент не понимал.
Действовала система оценки и управления, которую мы назвали прецедентно-импульсной.
Прецеденты приводили, как правило, к отставке губернатора – это разные катастрофы, громкие преступления, коррупционные скандалы и т.д. Проще говоря, это косяки.
Импульсами были акты управления деятельностью губернатора. Вот дадут ему поручение – исполнит. Не дадут поручение – не исполнит. Мы сами, в своей среде, называли губернаторов плохими сисадминами – не пнешь, не полетит.
Вариантов поручений была целая куча. Послания президента, федеральные целевые программы, национальные проекты, просто поручения, выданные правительством или президентом.
Сами понимаете, не может система эффективно работать в таком режиме. У нее нет цели, или целевого состояния, стабильности и предсказуемости. Не заводить же в правительстве отдельный корпус людей, которые будут каждый день ставить губернаторам задачи и контролировать их выполнение?
Поэтому губернаторы и занимались черти чем. Даже радовались, когда им ставят конкретную задачу, как директору завода – к саммиту там город подготовить, или больницу построить. Потому что задачи решать они, в общем-то, умели.
Другой проблемой было непонимание сути работы губернатора, причем всеми тремя классами этих ребят.
Первый класс – губернаторы от бизнеса. Бывшие топ-менеджеры, или владельцы предприятий, решившие податься во власть. Эти парни отлично понимали, что такое цифры, показатели, цели, анализ, оценка, стратегия и т.д. и, вроде бы, могли справиться с управлением регионом.
Но их главным минусом было непонимание роли людей. Работая в бизнесе, они привыкли относиться к людям, точнее – к персоналу, как к ресурсу. Когда реализуешь стратегию развития предприятия, мнения персонала можно не спрашивать – что скажешь, то и сделают. А если не хотят, или плохо справляются – их можно заменить.
Но как можно не спрашивать мнение, или вообще заменить население целого региона? Во-первых, это не твои подчиненные. Во-вторых, с формальной точки зрения, это ты подчиненный, а не они. В-третьих, народ является не столько твоим сотрудником, сколько твоим потребителем. Точнее, одновременно исполняет обе эти роли.
Поэтому бизнес-губернаторы, впервые пришедшие к власти, в первые пару лет затевали какие-то преобразования, а потом, получив массовый негативный отклик от населения, либо уходили, либо бросали гиблое дело изменений и начинали заниматься, собственно, политикой. Доходило до смешного – тратили кучу бюджетных средств по статье вроде «поддержка имиджа губернатора» — плакаты там развешивали, какие они молодцы, по телевизору показывали ролики с открытием парков и больниц и т.д.
Второй класс губернаторов – бывшие военные. Они очень похожи на бизнес-губернаторов в своем отношении к людям, но намного хуже вникали в экономику, хозяйствование и управление. Сами знаете, сколько методов управления знают военные.
Третий класс – чистые политики. Эти большую часть усилий тратили на то, чтобы нравиться – людям, правительству, президенту. Это суть политика, его хлеб. Но в деле управления регионом толку от такого подхода мало.
В итоге, губернаторы всех трех классов превращались в политиков. Ну и система оценки их работы быстро сводилась к «нравится/не нравится».
Решение
Над решением мы думали не очень долго – вроде, тут все очевидно. Достаточно понять, кто такой губернатор – это менеджер, который должен нравиться. Но нравиться не за внешность, выступления или разносы сельских старост, а за менеджмент. Типа замкнутая петля такая: управляешь – нравишься – управляешь – нравишься и т.д.
Ключевой момент – понять, за что губернатор должен нравиться. Причем, всем сразу – и населению, и власти. С населением сложнее, потому что его много, и оно сильно разное. А вот с властью намного проще.
Мы решили, что основой системы оценки должны стать цифры.
Цифр было много. Очень много. Все ведомства, структуры, службы и министерства имели огромную массу цифр. Экономические показатели, статистику ДТП, налоги, обеспеченность детскими садами, выбросы в атмосферу, строительство жилья, рост малого бизнеса – сотни, тысячи цифр.
Вот эти цифры мы и взяли. Ну как взяли… Задолбались брать, если честно. Ведомства ведь, как Плюшкин, тащили все, что ни попадя, и все себе, в далекий чуланчик, в который сами потом никогда не заглядывали.
Сотни форматов – и хранения, и обмена, и пополнения. Благо, хоть большинство цифр были не на бумаге, хотя и такого хватало.
Нам в помощь отрядили несколько тысяч тётенек из разных ведомств – там, где было много бумаги, или данные были в таком формате, что их проще вколотить заново, чем писать какой-то протокол обмена.
Ввод остатков
Есть такая процедура – ввод остатков, известная автоматизиторам предприятий. Это когда, например, завод переходит с одной системы на другую. Чтобы не начинать в новой программе с чистого листа, в нее вводят остатки – сколько нам должны покупатели, сколько у нас товаров на складе, сколько стоят наши станки и т.д.
Нам в проекте тоже был нужен ввод остатков. Люди из статистики, которые с нами работали, встали грудью на защиту цифр – давайте, говорят, вколотим все данные, которые у нас есть. Нельзя упустить ни одной цифры! – кричали они.
Кое-как отбились. Нафига, говорим, вбивать данные об экономических показателях, например, за 90-е годы? Ну, точнее, может эти данные когда-то и понадобятся, но явно не на старте проекта. Наша задача – как можно быстрее запустить систему в работу, чтобы появился, стабилизировался и зафурычил поток новых, а не старых цифр.
После долгих споров выбрали горизонт в четыре года. С одной стороны, это не сильно много данных, с учетом имевшихся у нас ресурсов. С другой стороны, нам будет понятна история работы конкретных губернаторов за один полный срок.
Персонализация
Сами понимаете: раз наша цель – губернаторы, то все данные должны быть в привязке к их личностям. Причем, независимо от региона, в котором человек работал раньше. Губернаторов ведь иногда тасовали.
Все показатели были привязаны к текущему руководителю региона. Ну, точнее, данные просто были привязаны к периоду, а в отдельном месте хранился текущий руководитель. Элементарно, сами понимаете.
Но мы, понимая, что будет дальше, сразу, при вводе остатков, расширили масштаб проекта. Губернаторы ведь не приходят из ниоткуда? Кто-то был мэром, кто-то – министром, кто-то – главой района. А кто-то сейчас – мэр, министр, или глава района, но через пару лет может стать губернатором.
Не начинать же ему жизнь с чистого листа? Поэтому мы стратифицировали цифры по должностям, за них ответственным, и организовали кадровый учет руководителей и за прошедшие четыре года, и наперед.
Например, показатели, связанные с ДТП, четко идентифицировались и с губернатором, и с главой ГИБДД региона, и с городскими и районными начальниками, и даже с руководителями ГИБДД конкретных районов городов.
И так со всеми цифрами.
Когда еще решали, вводить ли данные за четыре года, мнения руководителей разделились.
Одни были всеми руками «за» — видимо, те, кто считал, что работал очень хорошо, но из-за отсутствия системы оставался незамеченным. Такие парни делали ставку на систему в своем карьерном росте – мол, вот теперь все увидят, как я хорош.
Другие, естественно, были против. Это, в основном, чистые политики. Им не то, чтобы было что скрывать – они, скорее, понятия не имели, что там за цифры будут. Поэтому и опасались.
Точно не знаю, но не исключаю, что где-то в средних эшелонах были реализованы проекты вроде Операции «Ы». Но меня и тогда это мало волновало, и сейчас не особо.
Трафареты
До этого проекта мы, в основном, работали с бизнесом. В том числе, делали подобные автоматизированные системы оценки деятельности руководителей и подразделений.
Но в бизнесе все намного проще. Все показатели, так или иначе, можно свести к одному – прибыли.
Здесь же не так. Как я упоминал выше, точек обзора было несколько – и со стороны населения, и со стороны власти, которая тоже весьма разношерстная.
Кому-то важно, как дела с ростом населения. Кто-то мыслит только о преступности. Кого-то хлебом не корми, дай на выбросы в атмосферу и водоемы посчитать. Кто-то мыслит более системно, и хочет видеть экономическую ситуацию в целом.
Поначалу мы, по инерции, пытались изобрести единую систему оценки, или ценностей, которая понравилась бы всем. Как губернаторы-бизнесмены, короче, смотрели.
Но потом нас осенило – нафига городить огород, пытаться свести все к единой системе, которую никто никогда до конца не поймет и не примет? Так появилась идея трафаретов.
Трафарет – это конкретный, ограниченный набор показателей по одной или нескольким предметным областям. Это что-то вроде призмы, фильтра, который накладывается на огромный массив цифр, и показывает только важные – в контексте данного трафарета.
Трафарет позволяет видеть как отдельные показатели, с динамикой, так и некую общую, единую оценку. Единая оценка формируется по весовым коэффициентам, заданным в трафарете.
Например, «медицинский» трафарет содержит показатели зарплаты врачей и медсестер, обеспеченность узкими специалистами, рождаемость и смертность, затраты на страхование, амортизацию и остаточную стоимость оборудования и сооружений и т.д. Но не содержит, например, данных о сельском строительстве.
Если хочешь оценить состояние дел в медицине, просто смотришь в системе на данные через «медицинский» трафарет, и все сразу понимаешь. А если не понимаешь – углубляешься в конкретные показатели.
Трафаретов было много, несколько сотен. Они отличались как количеством и весами показателей, так и уровнями вложенности. Есть мелкие трафареты, которые видят небольшой кусок реальности и содержат, допустим, пять показателей.
А есть трафареты более высокого уровня, которые показывают, по сути, уже не показатели, а другие, вложенные в них трафареты. Эдакие трафареты трафаретов. Соответственно, веса расставляются уже не на показатели, а на трафареты.
Портреты губернаторов
После ввода остатков, и первых месяцев функционирования системы, составились портреты губернаторов – оценка их деятельности в разных трафаретах.
Один, например, хорошо работает с экономикой, но плохо – с медициной. Другой справляется со всей социалкой, но никак не может добиться роста инвестиций в регион. И так далее.
Мы эти портреты называли «профилями героев», по аналогии с компьютерными играми. Ну, помните – сила, ловкость, интеллект, красноречие, торговля, и т.д.
Портреты губернаторов стали просто бомбой, потому что система была открытой – и для власти, и для населения. После запуска портала сервера ложились несколько раз – вся страна хотела посмотреть профили героев.
Причем, как вы понимаете, там был не слепок или снапшот текущего состояния героя, а вся история его работы за более чем четыре года. Не у всех, конечно – некоторые стали губернаторами пару лет назад, а до этого были в черном ящике – бизнесе или армии.
Стали наблюдаться интересные коллизии. Например, в текущем регионе у губернатора все плохо с экономикой, а в прошлом, почему-то, с той же экономикой, через тот же трафарет, было все хорошо.
Немного покопавшись в зависимостях, поняли, что дело не только в самом губернаторе, но и в специфике региона. Так появилась идея портрета региона.
Портреты регионов
Портреты регионов сложились по тому же принципу, что и профили героев, но каждому показателю была добавлена сложность.
Сами понимаете: одно дело – коммуналка в Сочи, где почти не бывает снега, и совсем другое – города средней полосы или, вообще, Север. Или развитие экономики Москвы отличается от развития оной в Богом забытой Курганской области. Не говоря уже о сравнении экологии, например, Челябинской области и Алтая.
Теперь все встало на свои места. Если губернатор справляется с трафаретом низкой сложности в одном регионе, то это, в общем-то, не его заслуга – оно как-то все само собой работает. Реальность открывается при переходе в регион, где данный трафарет является проблемой.
Что было дальше, вы, наверное, знаете из истории реформы. Началось Великое Переселение.
Великое Переселение
Переселяли, разумеется, не людей, а руководителей. И губернаторов, и прокуроров, и министров, и генералов полиции, и руководителей МЧС. Ровно в соответствии с портретами.
Хорошо справляешься с инвестициями в регион? Иди туда, где нет ни одного Ашана. Навел порядок с выбросами и свалками? Велкам, вон в той области дышать нечем. Снизил количество ДТП вдвое? Давай, карты в руки, спасай людей и машины.
Как вы сами понимаете, система была, по сути, самообучаемой. На момент старта были хорошо известны проблемы регионов, но еще не хватало информации об умении героев с ними справляться. Поэтому Великое Переселение было не разовым актом, а стало постоянной практикой.
По сути, постоянные перетасовки стали практикой подтверждения компетенций. Ну, знаете, как у программистов. Приходит чувак с улицы, говорит – я знаю реакт. Ну давай, садись, вот тебе задача, делай абстрактный компонент с декларативным описанием. Справился? Отлично, на тебе задачу посложнее. Не получилось? Ок, граница ясна. Либо сложные задачи не по плечу, либо первый успех был случайным. Или вообще списал. Даем третью попытку и смотрим, что будет.
Так же поступали и с руководителями. Кто-то резко взлетал вверх в рейтинге, постоянно подтверждая свои компетенции. Такие становились принцами на белых конях, без страха и упрека, как палочки-выручалочки. Кто-то уходил, потому что не справлялся. Или снижали должность, чтобы в зоне ответственности оставалось поменьше трафаретов – только те, с которыми гарантированно справляется.
Сейчас, как вы знаете, тасуют не так часто, потому что появилась песочница, но о ней в другой раз расскажу.
Система выборов
Выборы губернаторов и, всех нижестоящих и параллельных руководителей была, естественно, отменена. Всю власть охватил азарт преобразований и улучшений, и в этот восходящий поток нельзя было вносить дисбаланс и простои.
Собственно, ничего нового в этом не было – сами знаете из истории. Но если раньше такой подход, в целом, внятных объяснений не имел, то теперь он почти не вызывал вопросов – результаты работы реформы были налицо.
Особенно, с учетом прозрачности. Портреты и героев, и регионов были доступны онлайн любому человеку, включая систему трафаретов (кроме объективно секретных, разумеется). Решения о назначении были почти всегда очевидны, за редкими исключениями, когда проводилось тестовое назначение.
Обмен компетенциями
Программисты, да и любые другие адекватные специалисты, не стесняются учиться друг у друга. Собираются на семинары, выставки, хакатоны, пишут и читают статьи об успехах и провалах.
Если покопаетесь в истории, то ни одной приличной статьи, написанной губернатором, на найдете. Разумеется, речь не о хвалебных речах или, наоборот, разносах и расследованиях оппозиции, а о нормальном обмене опытом. Поищите, вдруг я не прав. Где статья «как я улучшил экологию в регионе X»? А про «опыт повышения инвестиционной привлекательности региона Y»?
Теперь же такой информации много. Сначала обмен был неформальным – просто ездили друг к другу, спрашивали, смотрели, чтобы понять, как прокачать тот или иной трафарет. Потом, заметив этот процесс, власть его упорядочила – появились конференции, ресурсы, статьи, книги и лучшие практики. Потом все это выродилось в песочницу.
Ну все, пока заканчиваю. Завтра прием в Кремле, переживаю.
С уважением, ваш С.И.
Ноябрь 2030 г.
Москва.
Комментарии (76)
Vantela
01.11.2018 09:38+1Теоретически, прямо сейчас можно делать часть такой системы основываясь на Росстате.
Достаточно наделать трафаретов, и привязывать персоналии к временным промежуткам.Naves
01.11.2018 09:47+1Можно ли верить статистике и Росстату. Приписки никуда не делись со времён сбора хлопка в СССР. Надо поштучно контролировать движение всего, каждую кассу, кредитную карту, бутылку водки и кока-колы, каждую грузовую фуру и легковушку,
и в блокчейн с бигдатойwait, oh shi…Darth_Malok
01.11.2018 10:20+1Намекаете, что вообще нет корректной информации?
А вообще, через анализ больших данный можно даже обнаружить «приписки». В любом случае, после прочтения текста даже захотелось такую систему написать.nidheg666
01.11.2018 10:58корректной информации нет и не будет. ибо она наверху не нужна.
им гораздо приятнее существовать в мире розовых поней от росстата, где у нас рекордный рост зарплат за год, а самозанятые получают по 200к поголовно.
а при отсутствии корректной информации вся идея превращается в тыкву.
Wayloren
01.11.2018 09:40+2Очень качественное описание, которое прямо таки сформировало чуть ли не интерфейс такой системы в голове и я уже ожидал увидеть в конце ссылку, но, к сожалению, только
С уважением, ваш С.И.
Ноябрь 2030 г.
Москва.
Это фантастика или планы на будущее?)
stratosmi
01.11.2018 09:47+3Мы решили, что основой системы оценки должны стать цифры.
Уже используется реале и давно. Называется «палочная» система.
Стимулирует создавать «потемкинские деревни».
P.S.:
И еще пример о «цифры это главное».
Закон о госзакупах. Как бы заставляющий покупать «самое» дешевое (формально по цифрам).
Приводит к закупу самого плохого по качеству
Ну не всегда качество можно формализовать в цифрах.
Nikobraz
01.11.2018 10:05Общий показатель таки вычислить можно, но косвенными методами.
Соотношение роста уровня доходов к росту цен на продуктовую корзину.
Опрос местного населения о статусе качества жизни по пунктам.stratosmi
01.11.2018 10:55Соотношение роста уровня доходов к росту цен на продуктовую корзину.
Все еще сложнее с формальными оценками по цифрам:
Можно не пускать ресурсы на инвестирование в будущее. А пускать их на «корзину» сегодня. Получим рост цифр в краткосрочной перспективе.
P.S.:
Общий показатель таки вычислить можно, но косвенными методами.
Погоду на Луне — можно таким образом вычислить.
Большая часть экономистов даже мировой кризис оказались не способны предсказать.
Как только вы научитесь точно вычислять — сразу идите за Нобелевской премией. Выдадут вне очереди.
GilevVyacheslav
01.11.2018 10:09все намного проще — создаете онлайн-игру, моделирующую те проблемы, которые вам надо решить — и устраиваете онлайн-чемпионат с призами, вообщем привлекаете людей играть роли, имитирующие нужных вам губернаторов или кого вам нужно
записываете реплей «чемпионов» и «проигрываете» запись применительно к реальностиjorgen_steinbach
01.11.2018 13:42Таким же методом можно решить пролему с поклониками коммунизма, марксизма, проекта Венера и похожего — создать игру, в которой все, что ты добыл попадает в общий инвентар, с которого может брать любой, и пусть пробуют там создать "рай на земле".
GilevVyacheslav
02.11.2018 07:22не уловили, речь о виртуальной имитации решения, где преимущество возникает за счет того, что решает более талантливый человек который в обычной жизни на месте например губернатора не окажется
Nubus
02.11.2018 11:28Тут возникают проблемы симуляции реакции людей на данные решения. На бумаге гладко, но в реальности гадко
GilevVyacheslav
03.11.2018 06:44ага — небо голубое, трава зеленая
только чтобы произошла реакция, надо сначала принять правильное решение и его реализовать,
причину и следствие не путайтеNubus
03.11.2018 20:20Неважно какое решение вы примете, всегда будут те кто за и те кто против. Правильное оно или нет это тоже зависит от контекста или отрезка времени. Некоторые решения могут быть приняты как неправльные в карткосрочной перспективе, но в догосрочной, 10+ лет, они могут быть легендарно правильными.
GilevVyacheslav
04.11.2018 13:34я смотрю вы совсем не слышите ни кого кроме себя
еще скажите делать надо как правильно, а как не правильно делать не надо
KraisLi
01.11.2018 10:09+1С манагерами в организации куча проблем при внедрении систем, а тут депутаты, губернаторы. Завалят такую инициативу на старте, потому что власти у них много. А работать не все любят, и не все хотят прозрачности. Вот и получится вместо палок в колеса, будут брёвна в ж…
berezuev
01.11.2018 10:10+1губернатор – это менеджер, который должен нравиться.
И это в корне не правильная точка зрения. Руководитель (не важно, какого ранга) совсем не обязательно должен нравиться. Он должен принимать решения, от которых большинству будет лучше. При чем, такие решения не всегда могут быть приятными и хорошими на первый взгляд.
Darth_Malok
01.11.2018 10:14С уважением, ваш С.И.
Не Сергей Иванович ли? Ну тот, который сейчас увольняется.
Ноябрь 2030 г.
Москва.nmivan Автор
01.11.2018 10:19+1Увольняется Сергей Николаевич.
Darth_Malok
01.11.2018 10:26Перепутал, значит.
Но жаль. Подобная связь произведений смотрелась бы интересно.
gennayo
01.11.2018 10:32Эх… Мечты технократа о решении организационных проблем техническими средствами. Так не работает, к сожалению.
Vantela
01.11.2018 11:36ERP\CRM\BW и прочие корпоративные системы говорят об обратном.
Работает. Только так.gennayo
01.11.2018 12:46Так они не решают оргпроблемы, а работают в том случае, когда оргпроблемы есть кому решать. Ну и экстраполировать на уровень государства отдельно взятые ERP несколько опрометчиво…
AVI-crak
01.11.2018 10:42Интересная идея, но не полная.
Профили политиков, профили регионов — это всё возможная предсказуемая реакция на внешнее воздействие. Однако само воздействие не имеет профиля. То-есть имеющиеся законы, налоги, и так далее — всё это дело можно и нужно посчитать на воздействие на имеющуюся стабильную систему. Думаю это будет не так трудно, потому как всё это дело переписывается чуть-ли не реальном времени.
Cloud4Y
01.11.2018 11:31Браво!
P.S. только вы не указали (или я пропустил) веса показателей в оценке. Ведь повысить количество торговых центров, но при этом снизить продолжительность жизни, как числа с одинаковым весом может быть обнулено (взаимозачет), а на жизни отразится иначе. В итоге проверяющему нужно, исходя из своих ценностей, делать субъективные выводы.nmivan Автор
01.11.2018 11:33-1Единая оценка формируется по весовым коэффициентам, заданным в трафарете
Или вы про конкретные веса?Cloud4Y
01.11.2018 11:37Вес показателя отображает соответствие ценностям общества. Что если цели ставятся (и главное веса) неверно? Будет работать система? Ведь один показатель с аномальным ростом может перекрыть все прочие «косяки».
nmivan Автор
01.11.2018 11:42на то и нужны трафареты, чтобы смотреть на реальность под разными углами. С одного будет все хорошо, с другого — все плохо.
Там если детальнее, то для каждого показателя есть коридор и стратегия. Есть такие, которые «чем больше, тем лучше», есть наоборот — «чем меньше, тем лучше», есть «вот столько, и больше не надо».
Есть показатели балансировки, т.е. метапоказатели, которые показывают сбалансированность развития. Перекос по одному из показателей первого уровня вылезет в метапоказателе — тот начнет зашкаливать от дисбаланса.equity
01.11.2018 11:45от дисбаланса.
Хорошее слово — баланс, баланс между недостаточно удовлетворенным желанием общества и чрезмерно удовлетворенным. Стоит того, чтобы об этом подумать.
«чем больше, тем лучше», есть наоборот — «чем меньше, тем лучше»
Это только временно может так быть, а потом нужен баланс. Четвертая Благородная Истина Будды.
qpwoei
01.11.2018 12:11«Обмен компетенциями» — было бы здорово на хабре увидеть статьи о проблемах регионов и как решались и успешно и не успешно. Так сказать — в помощь топ менеджерам.
Druu
01.11.2018 13:19«Обмен компетенциями» — было бы здорово на хабре увидеть статьи о проблемах регионов и как решались и успешно и не успешно. Так сказать — в помощь топ менеджерам.
Молодым политикам на заметку, кстати. Простой и незатратный способ снискать офигенную популярность в определенных кругах.
tangro
01.11.2018 12:14Забавные формы, конечно, принимает пропаганда на Хабре.
Козе понятно, что отмена выборности губернаторов была нужна для централизации власти и устранения потенциального появления будущих конкурентов на президентских выборах. В США многие президенты до избрания были губернаторами — там и засветились и получили свой шанс на высший пост. В России назначенный президентом губернатор никогда не пойдёт против него на выборах. Да и оценивать работу губернаторов смысла нет — на что оценка повлияет? Кто на неё посмотрит?
FragCounter
01.11.2018 13:26При прочтении меня не покидало ощущение: «Я что, все проспал?». Потому что новости только с хабра и узнаю.
А система, описанная в статье, очень похожа на «слои» в градостроительных симуляторах. По сути, осталось только натянуть эти слои на реальные данные и получим описанную систему. Основная сложность — сбор данных. Ведь в игре все формализовано, и данным всегда можно доверять. В жизни же, эти данные еще по 10 раз перепроверить надо.
Mike_soft
01.11.2018 13:39лет 15 назад вышла одна книжка… Детективчик Андрея Ильина из цикла «мы из Конторы» (конкретное название не помню, там их штук 6). так вот, один-в-один как Резидент то-ли заговор готовил, то-ли раскрывал…
EDA
01.11.2018 14:35Ах, мечты о разумном обустройстве мира на основе современных технологий. Как жаль, что венец славы у Вас перехватил Жюль Верн.
Серьёзно? Пожалуйста, пройдите какой-нибудь начальный курс управления. Эти Ваши «скрипты будущего губернатора» можно было сделать и десять лет назад и раньше. Но, как в любом проекте, первым делом надо спросить — кто платит за музыку и какие результаты хочет заказчик. Кто заказчик «губернаторских услуг»? Выскажу мнение, что заказчик — это некая правящая верхушка, для которой настоящие эффективные губернаторы представляют конкуренцию, и ей не нужен какой-то супергубернатор, который сможет набрать популярности и претендовать на президентское кресло.
Значит, для такого заказчика, я бы разработал скрипты, которые а) собирали бы ляпы и прочий компромат на губернатора, чтобы осадить его когда надо, б) сдерживали бы рост популярности губернатора, б) позволяли бы контролировать денежные потоки.
И Вы таки думаете, что уже и так всё не работает как надо? ;)
paranoya_prod
01.11.2018 14:52Пока читал, меня не покидало ощущение чего-то знакомого — Сбалансированная Система Показателей (Balanced Scorecard).
Описанная идея интересна, но не хватает трафарета действий губернаторов и трафарета страны. :)
saag
01.11.2018 17:54Ноябрь 2030 г.
черно-серая, пересеченная местность астероида проплывала в мониторе внешнего обзора увеличиваясь в размерах, очевидно придется делать маневр, скоро время высадки, программа обширная, гидразина в обрез, электроэнергия из-за удаленности от светила уходит «с колес», роботы требуют прибавки, столько всего сделать в сжатые сроки, волнуюсь…
evocatus
01.11.2018 19:02+1Я, конечно, понимаю, что есть искушение сделать новую версию командной экономики с использованием IT (попытки были уже в СССР — не помогло — самодуры, воры и тираны никогда не допустят, чтобы их заменил компьютер), но полагал, что будут мечтать о нейросетях и пр.
Нетехнические вопросы не решаются техническими средствами.
Чем больше и централизованней система, тем вероятнее она развалится (читайте Нассима Талеба).
vmm86
02.11.2018 08:29+1Ноябрь 2030 г.
Вы там, в 2030-м, постарайтесь, чтобы российская власть, наконец, выехала из Кремля и сделала его открытым общедоступным музеем. И мировая культура, и российская политика от этого только выиграют.
Москва.
Nikobraz
Почти всё правительство в текущем виде можно заменить набором скриптов.
Вообще проблема эффективности управления очень больная для нас тема.
Понятие трафарета сразу же вызвало ассоциацию с RBAC. Но Ваша система фактически исключает единого губернатора для территории, если он не способен справиться со всем разом. Нужен некоторый список менеджеров которые своими ролями закрывают все роли региона.
Vantela
Это очень смелые заявления.
Мне довелось в своей жизни руководить людьми. Так вот ваша уверенность в том, что меня можно было заменить скриптами вызывает лишь улыбку.
Правительству — еще сложнее.
Kolonist
Nikobraz написал "почти всё". И довольно большая часть правительства не руководить должна, а решать конкретные задачи.
Taliesien
Что делает руководитель? Получает задачу сверху. Пытается отмазаться. Если не получилось, думает над тем, на кого её спихнуть, под лозунгом делегирования обязанностей.
Цепочка руководителей это как сверточная нейросеть только в обратном порядке. От одного ко многим.
Решение конкретных задач сводится к их перепоручению. Если же руководитель сам пытается решать какие-то задачи лично, то рано или поздно он увязнет в куче нерешенных проблем.
Качество руководтства зависит от того насколько качественно и обдуманно, в каком виде перенаправлена задача. И то, как потом будет контролироваться выполнение этой задачи.
Nikobraz
Я не про менеджмент в изначальной своей форме, это очень непростая задача, я в курсе.
Сейчас постигаю труды по регулярному менеджменту.
И тут разговор совсем не про федеральное правительство.
Bedal
del
avacha
Вы знаете, а мне не только приходилось, но и приходится. И вот эффективность действий правительства, помноженная на «программистов» — стремится к нулю, что твой предел.
«Прекрасные» сервисы для гос. учреждений, работающие строго под IE 11, в котором надо включать эмуляцию IE10 и использование ActiveX, отключая к чертям всю «безопасность» -хотя какая в там безопасность (спутники и прочие «отечественные»
поделки с ними работают частично — шаг влево и вправо — и натыкаешься на неработающие функции.)
Бухгалетры не нарадуются на «прекрасные» системы типа СУФД и электронного бюджета,
а также на отечественный VPN типа Континент-АП.
А так да, картинки с мордами губернаторов у отечественных «программистов» на похапе у отечественных программистов получаются. Только я, пожалуй, если припрет, возьму индусов, но не этих «программистов». Да, я в курсе, что представляют из себя индусы. Но уж лучше их, чем этих от рождения криворуких.
Nikobraz
Программисты в госах абсолютно нерентабельные на свободном рынке, остальных этот самый рынок успешно вымывает в себя.
Druu
Это успешного руководителя заменить скриптами нельзя. Ну, того, который что-то полезное делает. А наших министров можно смело заменить котиками. Котики хотя бы милые.
unlor
Ну Госдуму точно можно. Причем генератором случайных символов. Причем вреда от «За нарушение 'ваимц5840345птц48щм5и ц' наказание 5 лет строгого режима» будет явно меньше, чем от большинства ныне принимаемых законов.
unlor
А если чуть серьезнее. Что там у нас есть — законодательная, исполнительная и судебная ветки.
Судебную вполне можно автоматизировать. Несправедливых приговоров не станет, все будет работать по букве закона. Конечно, отменится чисто человеческий фактор «понять, простить и пригрозить пальцем», который в некоторых случаях нужен, но где-то недавно натыкался на информацию, что оправдательных приговоров единицы процентов, а т.к. поверить в 95% КПД следственных органов сложно, то скрипт здесь принесет больше пользы, чем вреда. Ну и минус коррупция и прочие недоразумения.
Законодательная — учитывая существующий термин «бешеный принтер» относительно нее, то скрипты здесь явно упростят жизнь всем.
Исполнительная — тут черт его знает. Я плохо себе представляю ее функционал кроме того, что она что-то там исполняет. Наверно, скриптами заменяется плохо.
Всякую дипломатию, конечно, без полноценного ИИ заменить/смоделировать нельзя.
Правительству как раз проще — оно оперирует стратегическими терминами и взаимоотношения между отдельными членами общества там никого не волнуют, управлять толпой из 10млн. проще, чем командой из 10 человек.
Vantela
Читаю я ваше сообщение и думаю…
«А почему никто в мире так еще не сделал? Может быть не додумался никто? Или все таки unlor где то заблуждается?»
Навскидку могу рассказать про большой процент обвинительных приговоров. Тут все просто: судебная система это не только судья с помощником. Это еще следователи, дознаватели, сыщики, аналитики, постовые и еще куча народу. И все они работают над делом в до судебном порядке. И до суда следователь может прийти к выводу, что подследственный невиновен. И до суда дело не дойдет. Вы в своей статистике этого не найдете. Но эти дела есть. Это я точно могу сказать, потому как сам был таким подследственным (ДТП) и дело возбуждено не было в результате.
Как правило, то что дело дошло до суда означает что все вот те «до следственные» люди пришли к выводу, что подследственный все таки виновен. После этого странно удивляться малым процентом «оправданных».
Druu
Легаси же.
Darth_Malok
То есть, выглядит всё замечательно. Досудебные процессы отфильтровывают всё лишнее. Но тогда получается, что «судебная подсистема» не нужна, ведь на конечный результат (осудят или нет) эта подсистема влияет минимально. Значит что-то в этой системе не так. Нужно что-то менять. Например, разгрузить «досудебную подсистему» и нагрузить судебную.
Получается, даже если предположить, что «судебная подсистема» работает как надо, общая система всё равно сломана. Но есть небольшое подозрение, что высокий процент (под 99) обвинительных приговоров связан не с отличной работой следственных органов.
nightwolf_du
Во-первых, косяки следственных органов случаются.
Во-вторых, задача суда не только признать виновным/не виновным но и определить степень вины, а соответственно, и санкции, применяемые к виновным.
unlor
Заблуждаюсь? Легко, я же не господь Бог и не нужно язвить.
Но, по-моему, есть, как минимум, 2 фундаментальные причины, почему еще никто не сделал:
1. Противодействие тех, у кого эти скрипты заберут работу (власть, любая, это то, что что человек ее имеющий будет драться до потери пульса).
2. Сложность организации. Это звучит «заменить на скрипт» а на самом-то деле там понадобится какой-нибудь квантовый Watson, да еще и не один.
Насчет судейства — согласен. Это действительно особенность континентальной правовой системы, как оказалось. Но это не отменяет того факта, что принцип ее работы [на вход подаем доказательства] ->[черный ящик в виде УК]->[на выходе получаем результат]. Человеческое участие не нужно, корме случаев суда присяжных.
justserega
Нет не просто — и это огромная проблема. Один друг рассказывал: следователи завысили меру вины, судья на оглашении приговора (после 5-6 заседаний) «обвинение не доказано, поэтому возвращаем на доследствие». Вынесение оправдательного приговора в нашей системе влечет много нехорошего для всех кто участвовал в этом деле — прокурорам, следователям, в том числе судьям.
Nubus
То что дело дошло до суда всего лишь значит что стороны не пришли к выгодному для них соглашению, ничего более.
stratosmi
Эти цифры не секрет же skkageo.ru/posts/2931058
Тут смотря как интерпретировать статистику
744 000 осуждено
202 000 прекращено
2 900 оправдано
9 000 меры мед. характера
Осужденных 744 + 9 тыс. — что далеко от 95%. Там грубо — процентов 75%.
Но и это еще не все — примерно в 2/3 уголовных дел подсудимые пожелали особого порядка для себя — а это означает, что подсудимый признает свою вину в полном объеме, за что получает «скидку в 30%» на срок. Для них оправдательный приговор это фантастика.
Nubus
Ой ненадо только про букву закона. Иногда закон такую пургу несет, что сами судьи морщатся, а сделать особо ничего не могут, только если суд присяжных заказывать. Но даже с судом присяжных в России плоховато.
Druu
Судья, вообще говоря, всегда может принять любое решение, какое захочет, закон его де-факто не особенно ограничивает. Вопрос исключительно в правоприменительной практике.
stratosmi
В англо-сакском прецедентном праве, наверное, и так.
В континентальном же праве (большая часть Европы, СНГ) — главенство написанного закона, которым судья зажат во вполне определенных рамках.
vmm86
Одноклассник работает адвокатом на юге России. В переписке отметил, что основа принятия судебных решений по делам — так называемые казусы, т.е. по факту те же прецеденты (примеры решений других судов по схожим делам).
stratosmi
Не совсем так.
Прецедентного права у нас не может быть в принципе.
Он имел ввиду другое — вышестоящий судья может отменить решение. Много раз отменили — увольнение. Поэтому нижестоящий судья старается подстроиться и предугадать на основании уже имеющихся решений вышестоящего суда по аналогичным делам.
Но это вовсе не прецеденты.
Druu
В любом праве.
Дело в том, что именно судья решает, какими законами пользоваться. При этом согласно тому же закону, решает он это исходя исключительно из собственных убеждений :)
stratosmi
Видимо, вы имеете ввиду не «какими законами пользоваться», а «как классифицировать деяние», то есть «какую статью выбрать».
Формально — да.
Фактически — судья это делает с оглядкой на вышестоящего судью, который может отменить решение, что не очень хорошо.
Таким образом, о совершенно произвольном трактовании законов речь не идет.
zxweed
ага, например «совершил преступление путем обращения в прокуратуру»