- Сергей Брин.
- Стейси Салливан.
- Хироси Ямаути.
- Пол Бухейт.
- Амит Патель.
- Марисса Майер.
- Google.
- Nintendo.
- Пагуошская студенческая конференция.
Дорогой Quote Investigator, Google был основан в 1998 году и спустя несколько лет один из работников предложил этой компании девиз:
Не будь злым (Don’t Be Evil).Не могли бы вы исследовать происхождение этого лозунга?
Quote Investigator: самые ранние убедительные доказательства, найденные QI, были обнаружены на странице под названием «Отличные вакансии в Google», которая когда-то существовала по следующему адресу:
www.google.com/jobs/great-people-needed.htmlДоступ к историческому содержанию страницы можно получить с помощью сервиса интернет-архива Wayback Machine. Скриншот сделанный 27 марта 2002 года содержал текст:
Одним словом, цель Google состоит в том, чтобы делать важные вещи, которые имеют значение для многих людей. Стремясь к достижению этой цели, мы разработали набор ценностей, которые ведут нас в процессе работы, в том числе одну из наших самых заветных основных ценностей: «Не будь злым».На странице также перечислены «10 вещей, с которыми согласны в Google»; номер шесть был тематически связан:
— источник
Мы можем зарабатывать деньги, не причиняя никому зла.Девиз приписывают двум бывших работникам Google: Полу Бухейту, одному из создателей Gmail и инженеру Амит Патель. Дата появления девиза варьируется от 1999 до 2001 года. Подробности приведены ниже.
Далее представлены дополнительно выбранные цитаты в хронологическом порядке.
В 1990 году газета The Seattle Times опубликовала длинную статью о топовой видеоигре компании Nintendo. Журналист спросил президента миллиардера Хироси Ямаути об этических ценностях, которые он хотел бы передать, и Ямаути перечислил принципы, подобные тем, которые ассоциировались с Google, спустя десятилетие:
Что делает Nintendo с обширной аудиторией детей и взрослых? Пытается ли Nintendo подобно Диснею научить моральным ценностям? Должны ли они попробовать? Чему они могут научить?В 1999 году «Contra Costa Times» из Уолнат-Крик, Калифорния, опубликовала статью о движении, которое рекомендовало ученым принять этическую клятву или обещание. Эта позиция была поддержана докладчиком на Пагуошской студенческой конференции. Название статьи включало версию анализируемого высказывания:
“Размышляя о том, что история нашего игрового программного обеспечения спроектирована в соответствии с тем, чтобы не делать зла и практиковать добродетель, Нинтендо учит моральной ценности так же, как это делает Уолт Дисней”, — таким был ответ.
источник1990 December 16, The Seattle Times, Move to Level Two – Ho a Hurdle, Dodge a Fireball on the Way to Finding the Spirit of America’s Favorite Toy by O. Casey Corr, Quote Page 10, Seattle, Washington. (Newsbank Access World News)
Ученые обдумывают стоит ли принять клятву “не причинять зло”К марту 2002 года девиз отображался на странице домена Google, как уже было сказано ранее в этой статье.
С древних времен клятва Гиппократа и ее посыл врачам «не причиняйте вреда» служили своего рода этическим компасом для врачей.
У ученых нет такого эквивалента, хотя их работа все больше и больше затрагивает их в вопросах морального, этического, гуманитарного и социального характера.
источник1999 August 14, Contra Costa Times, Section: News, Scientists Weigh Taking an Oath To Do No Evil by Karen Brandon, Quote Page A09, Walnut Creek, California. (Newsbank Access World News)
В декабре 2002 года «The Daily Record» из Балтимора, штат Мэриленд, приписал этот девиз программисту Сергею Брину, который создал Google вместе с другим аспирантом Ларри Пейджем:
Как говорит один из основателей, Сергей Брин: «Не будь злым». В 2002 году невероятно изобретательный Google запустил Google News, где можно находить и просматривать 4000 постоянно обновляемых источников новостей…В 2007 году на сайте «Google Blogoscoped» были опубликованы замечания инженера Google Пола Бухейта, который утверждал, что он предложил девиз во время корпоративного заседания в начале 2000 года:
источник2002 December 24, The Daily Record, Commentary: 2002: The year pop-ups went down by Hollis Thomases, Baltimore, Maryland. (Newsbank Access World News)
Я считаю, что это произошло где-то в начале 2000 года, было совещание, на котором нужно было обсудить ценности компании. Они пригласили многих людей, которые работали в компании уже продолжительное время.
Мне просто пришло в голову, что «Не будь злым» — это смешно. Это также отчасти подначивало многие другие компании, особенно наших конкурентов, которые в то время, на наш взгляд, эксплуатировали пользователей в некоторой степени.
Но самое забавное заключалось в том, что людям некомфортно, когда они встречаются с чем-то отличающимся от нормы. Поэтому на протяжении совещания человек, который его возглавлял, пытался впихнуть этот девиз в конец списка. Но другой парень, Амит Патель, и я вместе с ним пытались добиться того, чтобы этот девиз внесли в список.
— источник
В 2008 году австралийский “The Sydney Morning Herald” (переводится как «Сиднейский утренний вестник») напечатал замечания от представительницы компании Google Мариссы Майер, в которой она приписала девиз инженеру Амиту Пателю приблизительно в 1999 году:
«Это в самом деле не был выбранный девиз, на котором все решили остановиться», — сказала в своем интервью во время своей поездки в Сидней на прошлой неделе вице-президент Google и сотрудница компании уже на протяжении 20 лет Марисса Майер…Широко исследуемая книга 2011 года «В The Plex: Как Google думает, работает, и формирует нашу жизнь» журналиста Стивена Леви говорит о том, что девиз был сформулирован на встрече, состоявшейся 19 июля 2001 года. Собрание созвал руководитель отдела кадров Стейси Салливан, на котором также присутствовали около пятнадцати человек, в том числе: Дэвид Кране, Пол Бухейт, Амит Пател, Джоан Брэдди, Марисса Майер и Салар Камангар. Сергея Брина и Ларри Пейджа на этом собрании не было.
Майер объяснила, что девиз “Не будь злым” был придуман в 1999 году одним из первых инженеров Google Амитом Пателем, который делил рабочее место с Майер.
— источник
Салливан намеревалась наметить набор корпоративных ценностей для Google. Она спросила участников об их идеях, и записала их на огромном листе расположенном на мольберте. Леви цитировал Бухейта, который сказал, что он придумал слоган:
«Поэтому я предложил что-то, что заставит людей чувствовать себя некомфортно, но в то же время будет интересным. Мне показалось, что «Не будь злым» будет броским и интересным заявлением. И люди рассмеялись. Но я сказал: «Нет, я серьезно».В заключение, девиз стал общедоступным на сайте Google к марту 2002 года. Пол Бухейт и Амит Патель выступали за этот девиз в Google. QI считает, что данные, представленные книгой «В Plex», вероятно, являются наиболее надежными, и Бухейт подтвердил это высказывание во время встречи в июле 2001 года.
Девиз заставил Стейси Салливан чувствовать себя неудобно. Он был таким негативным. «Разве мы не можем сформулировать что-то вроде «Поступай правильно» или придумать что-то еще более позитивное?» — спросила она. Марисса и Салар согласились с ней. Но Бухейт и Пател стояли на своем.
источник2011, In the Plex: How Google Thinks, Works, and Shapes Our Lives by Steven Levy, Chapter 3: Don’t Be Evil: How Google Built Its Culture, Quote Page 143 and 144, Simon & Schuster, New York. (Google Books Preview)
Годами ранее в 1990 году лидер Nintendo Хироси Ямаути использовал фразу «не делайте зла и практикуйте добродетель», чтобы описать ценности, которым должны учить игры Nintendo. Высказывание «Не делай зла», к слову, имеет обыкновение использоваться не только для корпоративных целей.
(Большое спасибо Фреду Шапиро, чей запрос вдохновил QI на то, чтобы сформулировать этот вопрос и провести это исследование. Шапиро указал на ценную цитату из декабря 2002 г. Особая благодарность исследователю Барри Попику, который изучил эту тему и нашел скриншот веб-страницы, содержащей девиз, датированный 17 июля 2002 г. в Wayback Machine)
Перевод выполнен при поддержке компании EDISON Software, которая профессионально занимается разработкой для web и недавно сделала редизайн своего сайта.
Комментарии (11)
powerman
15.02.2019 15:43Интереснее было бы почитать исторический анализ событий/причин, по которым "don't" из этого девиза со временем потерялось.
Moskus
15.02.2019 23:46-1А оно не потерялось, просто как любой лозунг, этот — столь короток, что не может содержать в себе определение того, что же такое «evil». Те, кто руководствуется лозунгами и имеет большое влияние (особенно — такое, которое вообще ни чем не ограничено), в свою очередь, сильно подвержены возникновению ощущения, что то, что они считают «универсальным добром для всех», легко покрывает «немного необходимого зла».
vdasus
15.02.2019 23:59+8Я всегда переводил это как «Не будь злОм». Мне кажется это ближе к тому что имелось ввиду.
glowingsword
16.02.2019 17:59Они что, и правда такие наивные?
Если у вас бизнес, и он прибыльный, не делать зла в принципе не получится. И дело даже не в негативных моментах от сотрудничества с властями и спец-службами. Дело в том, что делая кому-то хорошо, вы обязательно перебежите дорогу кому-того другому, и случайно, или намеренно, но сделаете таки кому-то немного зла. Это всего лишь вопрос баланса. Делаете крутой проект, обошли пачку конкурентов, урвали новый раунд инвестиций — и этим самым совершенно не намеренно уже куче народу доставили дискомфорт(конкурентам, их партнёрам, их инвесторам и многим другим людям, так или иначе причастным к этой ситуации).
Другой вопрос, что нужно стремиться приносить больше пользы как можно большему количеству людей, минимизируя по возможности ущерб. Такое стремление похвально. А юношеский максимализм — это звучит как-то не серьёзно для взрослых предпринимателей и инженеров.
Moskus
18.02.2019 02:28IT-индустрия ужасно молода, многие большие компании основаны и находятся под руководством тех, кто профессиональными предпринимателями никогда не был. А были и оставались идеалистами, нередко — с довольно наивными взглядами на общество и жизнь вообще, которые могут быть продиктованы, например, тем, что они всю жизнь «варились» в среде подобных им же гиков. Это не оправдывает, но неплохо объясняет многие глупости и просто возмутительные вещи, которые делают эти компании сейчас.
agat000
17.02.2019 07:59Позабавило про игры. Выносить толпы мобов, включая человечков, это не зло? Во имя добра же.
Forthright
18.02.2019 09:29А где у Nintendo выносятся «толпы мобов, включая человечков»? Я что-то не припомню такого. Даже в Метроиде, их самой мрачной франшизе, и врагов-людей то не было. В большинстве остальных игр, издающихся под их брендом, ты либо покемонов ловишь, либо по грибному королевству за водопроводчика носишься, либо город для антропоморфных зверей строишь. Ах да, есть же ещё Зельда. Но это классическая РПГ про борьбу со злом, так что да, всё во имя добра, не вижу в этом ничего парадоксального. Не, ну правда, Нинтенды это, наверно, самая фэмили-френдли компания из лидеров рынка с практически Диснеевской атмосферой.
AlexLeonov
«Из всех возможных решений выбирай самое доброе» или Гугл в роли дедушки Горбовского в этой реальности ))
MagisterLudi
«Из всех решений выбирай то, что приносит больше бабок, и, желательно, не приносит очевидного зла»
Mimizavr
Или приносит, но это невозможно приписать тебе.