В прошлом году стриминговые сервисы объявили основным способом потребления музыки на Западе. По мере роста пользовательской базы платформы стараются сократить расходы, избавиться от «проклятья убыточности» и пытаются найти новые возможности для заработка.
Рассказываем, что и кому уже удалось сделать в этом отношении.
Фото Tobias Scheck / CC BY
Одна из наиболее распространённых причин для критики стриминговых сервисов — небольшие выплаты музыкантам и композиторам. Чтобы заработать что-то существенное, автор должен собрать за месяц 200 тысяч прослушиваний на Apple Music или 366 тысяч на Spotify. Задача не из легких. Недовольство ситуацией высказывают и известные музыканты, что позволяет говорить о неизбежном пересмотре подходов к работе с авторами.
Первый шаг навстречу сделала Spotify. Компания сразу решила пойти на опережение и предложила заключать прямые сделки в обход лейблов. Такая модель позволит Spotify выплачивать фиксированные гонорары на старте эксклюзивного сотрудничества с музыкантами и сохранять последующие отчисления за стриминг их произведений. Похожую модель предложил SoundCloud: компания не будет выплачивать стартовый гонорар, но позволит авторам зарабатывать на рекламных блогах (по аналогии с моделью YouTube).
Новые инициативы разрабатывают не только компании, но и правительства. Наиболее известен американский Music Modernization Act. Закон предписывает создать в 2020 году новый регуляторный орган, который будет договариваться со стриминговыми платформами о размерах выплат музыкантам. Похожая ситуация происходит в Европе, где принимают новую Директиву об авторском праве: онлайн-платформам предписывают внедрение «фильтров», которые будут удалять весь нелицензионный контент при загрузке.
Политики считают, что Директива поможет увеличить размер лицензионных выплат для авторов и композиторов. Однако по словам представителей музыкальной индустрии, закон навредит молодым исполнителям, которые начинают свою карьеру с создания кавер-версий. С принятием закона использование чужих произведений в таких целях будет недопустимо.
Ещё один законопроект создали в Канаде. Местная организация по защите прав композиторов предложила ввести дополнительный налог на пользование стриминговыми сервисами — причём взимать его решили со всех, кто в месяц расходует более 15 ГБ интернет-трафика. Инициативу резко осудили: по закону платить пришлось бы даже тем, кто не пользуется стриминговыми платформами, например геймерам.
Несмотря на то что ежегодная выручка крупных стриминговых сервисов превышает миллиард долларов, они по-прежнему несут убыток из-за высоких лицензионных платежей. Организациям приходится искать новые способы заработка. Например, Spotify весной 2018 года решила разместить акции на фондовой бирже. После перехода в публичный статус стоимость ценных бумаг компании стабильно росла — но и это не помогло Spotify стать рентабельной.
Из-за отсутствия прибыли стриминговым платформам приходится менять способы монетизации. Например, SoundCloud отказалась от традиционной модели подписок после того, как оказалась на грани банкротства. Теперь она ориентируется на продажу сервисов для музыкантов и доход от рекламы.
Ещё один новый способ монетизации — подкасты. Производство разговорного аудиоконтента требует небольших бюджетов, а рынок рекламы в подкастах растёт. Крупные стриминговые сервисы — Spotify, Pandora и Яндекс.Музыка — уже работают с подкастерами и планируют развивать это направление.
Фото Tobias Scheck / CC BY-SA
Трудности с монетизацией не останавливают развитие стриминговых платформ. В конце 2018 года на международный рынок вышла компания Tencent Music (TME), которая владеет крупнейшими в Китае приложениями для стриминга музыки. Она разместила акции на нью-йоркской бирже.
Самым интересным оказалось не собственно IPO компании, а её непривычная для Запада бизнес-модель. TME зарабатывает не на подписках, а на социальных аспектах приложений, например виртуальных подарках. Вероятно, размещение акций Tencent Music на бирже станет для других стриминговых платформ поводом задуматься о вводе подобного функционала.
Также о выходе на рынок аудиостриминга заявил Winamp. В 2019 году планируется релиз полностью новой версии плеера — его превратят в единый агрегатор для других стриминговых сервисов с музыкой и подкастами. Пока неясно, увенчается ли эта идея успехом — другие платформы могут просто отказаться от сотрудничества с конкурентом.
В России сложился свой рынок стриминговых сервисов. Из крупных международных платформ популярность приобрели только Apple Music и Google Play. Нельзя забывать и о Spotify, которая в конце 2018 года в очередной раз пообещала запустить свою платформу на российском рынке. Но пока этого не произошло, о широком использовании сервиса можно говорить только применительно к ИТ-сообществу и людям, работающим в медиа.
Другие известные у нас проекты — Яндекс.Музыка, Boom, Zvooq — домашние разработки. Они нашли своего слушателя. Как и в остальном мире, количество их подписчиков растёт: за использование Яндекс.Музыки и Boom платят уже более миллиона человек. Остается только наблюдать за развитием отечественных стриминг-компаний и тем, как ввод новых возможностей для подписчиков будет влиять повлиять на рост пользовательской базы сервисов.
О чем мы пишем в нашем «Мире Hi-Fi»:
Обсуждаем Hi-Fi тренды: транскрипт шоу «Звук»
Какой он: российский рынок стриминговых сервисов
Восемь аудиотехнологий, которые попадут в зал славы TECnology в 2019 году
Как превратить компьютер в радио, и другие способы извлечь музыку из выч. систем
Рассказываем, что и кому уже удалось сделать в этом отношении.
Фото Tobias Scheck / CC BY
Платформы становятся ближе к музыкантам
Одна из наиболее распространённых причин для критики стриминговых сервисов — небольшие выплаты музыкантам и композиторам. Чтобы заработать что-то существенное, автор должен собрать за месяц 200 тысяч прослушиваний на Apple Music или 366 тысяч на Spotify. Задача не из легких. Недовольство ситуацией высказывают и известные музыканты, что позволяет говорить о неизбежном пересмотре подходов к работе с авторами.
Первый шаг навстречу сделала Spotify. Компания сразу решила пойти на опережение и предложила заключать прямые сделки в обход лейблов. Такая модель позволит Spotify выплачивать фиксированные гонорары на старте эксклюзивного сотрудничества с музыкантами и сохранять последующие отчисления за стриминг их произведений. Похожую модель предложил SoundCloud: компания не будет выплачивать стартовый гонорар, но позволит авторам зарабатывать на рекламных блогах (по аналогии с моделью YouTube).
Новые инициативы разрабатывают не только компании, но и правительства. Наиболее известен американский Music Modernization Act. Закон предписывает создать в 2020 году новый регуляторный орган, который будет договариваться со стриминговыми платформами о размерах выплат музыкантам. Похожая ситуация происходит в Европе, где принимают новую Директиву об авторском праве: онлайн-платформам предписывают внедрение «фильтров», которые будут удалять весь нелицензионный контент при загрузке.
Политики считают, что Директива поможет увеличить размер лицензионных выплат для авторов и композиторов. Однако по словам представителей музыкальной индустрии, закон навредит молодым исполнителям, которые начинают свою карьеру с создания кавер-версий. С принятием закона использование чужих произведений в таких целях будет недопустимо.
Ещё один законопроект создали в Канаде. Местная организация по защите прав композиторов предложила ввести дополнительный налог на пользование стриминговыми сервисами — причём взимать его решили со всех, кто в месяц расходует более 15 ГБ интернет-трафика. Инициативу резко осудили: по закону платить пришлось бы даже тем, кто не пользуется стриминговыми платформами, например геймерам.
Стриминг хочет «выйти в плюс»
Несмотря на то что ежегодная выручка крупных стриминговых сервисов превышает миллиард долларов, они по-прежнему несут убыток из-за высоких лицензионных платежей. Организациям приходится искать новые способы заработка. Например, Spotify весной 2018 года решила разместить акции на фондовой бирже. После перехода в публичный статус стоимость ценных бумаг компании стабильно росла — но и это не помогло Spotify стать рентабельной.
Только в конце 2018 года стриминговая платформа наконец объявила о первой в истории прибыли. Однако выяснилось, что главной причиной было сокращение расходов. Компания так и не нашла принципиально новую модель заработка и теряет деньги, как и другие сервисы, например Apple Music.
Из-за отсутствия прибыли стриминговым платформам приходится менять способы монетизации. Например, SoundCloud отказалась от традиционной модели подписок после того, как оказалась на грани банкротства. Теперь она ориентируется на продажу сервисов для музыкантов и доход от рекламы.
Ещё один новый способ монетизации — подкасты. Производство разговорного аудиоконтента требует небольших бюджетов, а рынок рекламы в подкастах растёт. Крупные стриминговые сервисы — Spotify, Pandora и Яндекс.Музыка — уже работают с подкастерами и планируют развивать это направление.
Фото Tobias Scheck / CC BY-SA
Появляются новые гиганты
Трудности с монетизацией не останавливают развитие стриминговых платформ. В конце 2018 года на международный рынок вышла компания Tencent Music (TME), которая владеет крупнейшими в Китае приложениями для стриминга музыки. Она разместила акции на нью-йоркской бирже.
Самым интересным оказалось не собственно IPO компании, а её непривычная для Запада бизнес-модель. TME зарабатывает не на подписках, а на социальных аспектах приложений, например виртуальных подарках. Вероятно, размещение акций Tencent Music на бирже станет для других стриминговых платформ поводом задуматься о вводе подобного функционала.
Также о выходе на рынок аудиостриминга заявил Winamp. В 2019 году планируется релиз полностью новой версии плеера — его превратят в единый агрегатор для других стриминговых сервисов с музыкой и подкастами. Пока неясно, увенчается ли эта идея успехом — другие платформы могут просто отказаться от сотрудничества с конкурентом.
Что у нас
В России сложился свой рынок стриминговых сервисов. Из крупных международных платформ популярность приобрели только Apple Music и Google Play. Нельзя забывать и о Spotify, которая в конце 2018 года в очередной раз пообещала запустить свою платформу на российском рынке. Но пока этого не произошло, о широком использовании сервиса можно говорить только применительно к ИТ-сообществу и людям, работающим в медиа.
Другие известные у нас проекты — Яндекс.Музыка, Boom, Zvooq — домашние разработки. Они нашли своего слушателя. Как и в остальном мире, количество их подписчиков растёт: за использование Яндекс.Музыки и Boom платят уже более миллиона человек. Остается только наблюдать за развитием отечественных стриминг-компаний и тем, как ввод новых возможностей для подписчиков будет влиять повлиять на рост пользовательской базы сервисов.
О чем мы пишем в нашем «Мире Hi-Fi»:
Обсуждаем Hi-Fi тренды: транскрипт шоу «Звук»
Какой он: российский рынок стриминговых сервисов
Восемь аудиотехнологий, которые попадут в зал славы TECnology в 2019 году
Как превратить компьютер в радио, и другие способы извлечь музыку из выч. систем
Комментарии (2)
Malevolent
27.02.2019 16:14Мне кажется, что стриминговым сервисам надо расширять набор услуг. Например сделать вариант подписки для бизнеса (музыка в кафе, ресторанах, магазинах етс.) Можно Предлагать комплексное решение, которое сразу будет включать установку и настройку муз оборудования, подбор подходящей музыки (громкость, темп, жанр, наличие вокала, язык). Или какую-нибудь систему электронного диджея для танцевальных клубов, где какой-нибудь ИИ анализируя поведение/настроение танцующих будет подбирать соответствующую музыку.
shiru8bit
Модель SoundCloud довольно своеобразная: выкладывай свою (почти всегда бесплатную) музыку и сам же плати за это, если исчерпал небольшой лимит места. И сама по себе тема сдулась и потеряла смысл. В первые годы после появления сервиса случайные слушатели могли накрутить под сотню тысяч прослушиваний никому неизвестного независимого музыканта за год-два. Теперь случайные люди едва ли слушают, например: 30K прослушиваний за 6 лет, т.е. в среднем 10-15 прослушиваний в день.