Источник: Коммерсант
Осенью 2018 года правительство России анонсировало начало эксперимента, который должен был дать беспилотным автомобилям возможность стать полноценными участниками дорожно-транспортного движения. Проект стоимостью в несколько сотен миллионов рублей заключается в плановом тестовом допуске беспилотников на дороги в Москве и Татарстане.
Правительство собиралось реализовать эксперимент до 1 марта 2022 года. С 1 декабря прошлого года заявки на тестирование беспилотных высокоавтоматизированных автомобилей подали шесть компаний: «Яндекс», университет «Иннополис», «Аврора Роботикс», «КамАЗ», «Московский автодорожный институт», АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем».
Но все пошло не совсем так, как планировалось. Несмотря на то, что премьер-министр России Дмитрий Медведев уже подписал документы, а эксперимент должен был начаться 1 марта 2019 года, оказалось, что не хватает денег. Проект, по сути, испытывает серьезные финансовые затруднения, которые мешают его реализации, о чем сообщает «Коммерсант».
Средства нужны на проверку состояния робомобилей. Заместитель главы Минпромторга Александр Морозов на днях сообщил, что каждое автоматизированное транспортное средство будет проверено перед началом испытаний. Проверка будет касаться работы системы рулевого управления, АВС, системы автоматической коробки передач и т.п. Представители НАМИ заявили, что хотят предотвратить несчастные случаи во время эксперимента и обезопасить себя от уголовной ответственности при возникновении проблем.
Александр Морозов уточнил, что проверка одного испытуемого автомобиля обойдется в 214 тыс. руб, так что всего понадобится около 40 млн рублей (на оценку состояния более 100 беспилотников от компаний, давших согласие на участие в эксперименте). Заместитель главы Минпромторга полагает, что до 2022 года заявку на участие возможно подадут и другие компании. Так что изначальная сумма может значительно вырасти.
Участникам эксперимента было предложено проверять беспилотники за свой счет, но желающих сделать это пока не нашлось. Ответа на запрос о финансовой помощи от аппарата вице-президента Максима Акимова не поступало.
Во время подготовки к началу эксперимента возникли дополнительные проблемы. В мае прошлого года Росавтодор и государственная компания «Автодор» получили распоряжение об определении участков дорог для тестирования и начале испытаний дорог, в ходе которых планируется отработать технологию V2X (Vehicle-to-Everything). Планировалось, что трасса М11 Москва—Петербург станет тестовым участком, однако для этого ее необходимо оснастить специализированными датчиками для робомобилей. Как оказалось, соответствующие работы обойдутся в более чем 200 млн рублей. На сегодня источник финансирования проекта не определен.
Минутка заботы от НЛО
Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:
Как написать комментарий и выжить
- Не пишите оскорбительных комментариев, не переходите на личности.
- Воздержитесь от нецензурной лексики и токсичного поведения (даже в завуалированной форме).
- Для сообщения о комментариях, нарушающих правила сайта, используйте кнопку «Пожаловаться» (если доступна) или форму обратной связи.
Что делать, если: минусуют карму | заблокировали аккаунт
> Кодекс авторов Хабра и хабраэтикет
> Полная версия правил сайта
Комментарии (43)
DrunkBear
13.03.2019 14:36-1… но вы держитесь.
Интересно, откуда взялся ценник в 214 тыс/авто?GingerAle
13.03.2019 17:43+1Александр Морозов уточнил, что проверка одного испытуемого автомобиля обойдется в 214 тыс. руб, так что всего понадобится около 40 млн рублей (на оценку состояния более 100 беспилотников от компаний, давших согласие на участие в эксперименте).
Интересно, откуда взялись 40 млн?saege5b
15.03.2019 00:59НАМИ + откаты.
Но учитывая что они имеют аппетит, то сомнительно что уложатся в 40 млн.
Гражданские автосамоделки они обещали проверять в режиме: каждому болтику свой профессор.
По цене ближе к миллиону за машину.
Javian
13.03.2019 15:14+1офф Со всей классовой ненавистью смотрят регионы на датчики за 200 млн рублей, когда у них и асфальта местами нет.
DrunkBear
13.03.2019 15:36+2Не смотрите, 200 млн тоже нет…
suharik
13.03.2019 16:41+2Ну что вы, это у программистов-испытателей нет. У кого надо — есть. А вообще мысль возникла. Вон китайцы строят города-призраки, почему бы не использовать их города или хотя бы их идею для тестирования беспилотников? Наставить там в отдельно взятом квартале знаков, запустить каскадеров. Или китайцев
, которых и так дофига. Или актеров. Или отбывающих тюремное заключение. В общем тех, кого сбить не жалко во имя науки. Пусть играют роль пешеходов. Автомобили вместо того, чтобы утилизировать — туда. Даже после аварий, битые и крашеные. То есть то, что не жалко добить. И смотреть уже в таких условиях на поведение техники, корректировать по ходу пьесы. Не дешевле это выйдет?DrunkBear
13.03.2019 16:45+1Думаю, поведение каскадёров-смертников будет несколько отличаться от типичного поведения пешеходов-смертников, как минимум, каскадёры со 2-3 попытки перестанут выскакивать из-за машин и нестись через дорогу по обледенелому асфальту, а пешеходы — нет. Поэтому будут неправильные результаты, garbage in — garbage out.
Хотя, если добавить дронов и стримить в интернет — быстро окупится, даже с таким ценником на ТО.suharik
13.03.2019 16:53Можно сымитировать летящего по льду наперерез автомобилю человека с помощью куска пенопласта или манекена, который выглядит как человек, движется как человек и думает как человек. Чтобы поберечь таки каскадеров.
DrunkBear
13.03.2019 17:07+1Если начать с «думает как человек», то зачем все эти испытания?
Ну и плюс машина в таком городе отлично научится избегать других робомашин, кусков пенопласта и останавливаться с людьми на переходе, но первый же джЫгит, подрезающий у светофора с обочины, вызовет аварию.
PS Заходит в бар тестер.
Заказывает 1 пиво, 2 пива, 9999 пива, -1 пиво, null пива, ;'drop table clients — пива, всё работает. Выходит.
Заходит в бар первый посетитель, и сразу идёт в туалет, ни заказав ничего. Бар рушится.suharik
13.03.2019 17:12Людей поберечь. Вместо того, чтобы бросать под колеса живых — обыграть различные ситуации с выбегающим из-за угла ребенком. С животными. С человеком, не успевшим перейти дорогу на разрешающий сигнал. И т.д. Обыграть максимально возможное количество ситуаций, в нужное время подбрасывая под колеса ТС манекены, и фиксировать реакцию автопилота. Уподобиться, попросту говоря, тем ученым, которые сперва ставят эксперименты на крысах в лаборатории, затем уже выводят свою убийственную вирусятину в свет.
DrunkBear
13.03.2019 17:21Для начала нужно формализовать эти ситуации, что выводит снова к законам о робомобилях — их нет, как и критериев.
Иначе я решу, что мой робо будет 100% соблюдать пдд, а кто выскочил на дорогу за щеночком / подскользнулся — сам дурак.suharik
13.03.2019 17:38Джигита, которого вы добавили в комментарий позже, также можно обыграть, и научить робомобиль выходить из таких ситуаций с блеском. А ПДД для роботов, которых пока нет, как раз и получится разработать во время тестирования, но подальше от живых людей.
GingerAle
13.03.2019 17:39Берём китайские города-призраки, робомобили, Atlas от BostonDynamics в роли пешеходов, Asimo от Honda в роли детей-пешеходов, Spot в роли внезапных животных, Big Dog в роли, скажем, лосей за городом и т.п. Всё это программируем на рандомные передвижения в рамках заданных параметров, запускаем дронов со стримом, запасаемся попкорном и наслаждаемся… Profit.
ks0
13.03.2019 16:47Можно получить интересный эффект в виде тотальной войны людей против автомобилей. Ставлю на людей.
Dmitry88
13.03.2019 17:53со стороны видится, что заинтересованности со стороны госсектора просто нету. Зачем вписываться, если можно не вписываться. У нас на майские указы самого забивают, а тут какие-то мутные беспилотники.
p.s. Яндекс может позволить себе тестировать в Вегасе, что он благополучно и делает.
motpac
13.03.2019 18:20+1Диагностика и проверка НОВЫХ заводских элементов нового автомобиля путем подключения в разъем OBD II по цене самих этих элементов… Или они реально демонтируют с каждой машины и каким-то образом проверяют рулевое управление и АКПП?
saege5b
15.03.2019 01:08Будут выкручивать каждый болтик, профессор будет создавать 3д-модель, считать, выборочно дефектоскопировать. Потом будут создавать 3д модель всей повозки, считать, думать, устраивать симпозиумы (в оригинальном значении слова).
В прошлом году они пытались в нескольких автожурналах раскрутится, мотивируя тем, что из-за неправильно прикрученной передней фары, может отвалится заднее колесо.
Не зашло.
Озвучивались цифры порядка милиона («дороже средней машины» (с) — что-бы это не значило) за экспертизу автомашины самостоятельного проекта и сборки.Javian
15.03.2019 10:16Про самодельные авто в СССР упоминалось в habr.com/ru/post/431470
Попадался журнал Моделист конструктор за 1980-е. Там были написаны требования к самодельным автомобилям и самолетам. Особых требований не было.saege5b
15.03.2019 14:08+1В осень — начало зимы 2018, представители НАМИ дали пару интервью. Мне Яндекс.Дзен притащил ссылки.
Если коротко — «хотим денег, много денег; и ничего не делать, и ни за что не отвечать».Javian
15.03.2019 18:43Это уже массовое явление. В этот «бизнес» по освоению бюджета пошли аматоры — характерный признак, что наверху профессионалы работают с десятками миллиардов. Через пару лет это заканчивается политическим кризисом, переворотом и т.п.
Alex_ME
14.03.2019 00:20Средства нужны на проверку состояния робомобилей. Заместитель главы Минпромторга Александр Морозов на днях сообщил, что каждое автоматизированное транспортное средство будет проверено перед началом испытаний. Проверка будет касаться работы системы рулевого управления, АВС, системы автоматической коробки передач и т.п.
Вроде бы рулевое управление, АВС, АКБ — все это установлено на серийных автомобилях, которых миллионы на дорогах, и не являются беспилот-специфичными. А автомобили и так проходят ТО. В чем, так скажем, прикол?
red_perez
Хотелось бы понять что скрывается за этой формулировкой.
Возможность сбить кого то и чтоб за это ничего не было?
fzn7
Разумеется. Нужна кладовщица, которая выдала не тот припой
pawellrus
А Вы стали бы писать код для системы автопилота, зная, что Вам грозит уголовная ответственность за баг, приведший к чьей-то гибели?
red_perez
Дело не во мне,
есть масса других программистов, которые, например, код пишут для атомных электростанций.
И при этом они не требуют для себя никаких преференций и работают в рамках существующего законодательства. Чем мотивировано исключение в случае автопилота?
pawellrus
Лично я еще не слышал о случаях массовых инцидентов с гибелью людей на АЭС, который связан с багом в коде.
А вот новости про сбитых автопилотом людях проскакивают изредка.
Можно предположить, что шанс второго события выше, вот и хотят подстраховаться.
red_perez
Дело в разных юридических системах. Поясню на примере.
Пример 1.
Пару лет назад в Лондоне выгорел высотный дом Grenfell Tower, погибло более 70 человек, следствие установило применение пожароопасного утеплителя и др. нарушения правил пожарной безопасности. Никого не посадили.
Пример 2.
Пожар в Хромой Лошади
5 декабря был пожар, 11 декабря был санкционирован арест подозреваемых, суд, владелец клуба получил 9 лет 10 месяцев, и остальные ответственные лица (7 человек) различные сроки.
Законы РФ достаточно строго наказывают за «преступную халатность» в то время как в других странах они достаточно расслаблены.
Мне видится что программисты намекают что не плохо бы сделать «как у них».
ks0
А гражданских исков там не было? Ну как у них принято, примерно по миллиону долларов за человека?
red_perez
Я не отслеживал, если честно, но мне видится что дом был застрахован, соотв. покрывать ущерб будет страховая. То есть это не будет «наказанием» виновного.
lostpassword
А разве страховая потом не пытается взыскать всё с виновника в порядке регресса? В РФ такое точно практикуется, а вот что за рубежом — вопрос.
red_perez
Возможны 2 варианта
— отказаться оплачивать ущерб, мотивируя нарушением условий страховки (например если водитель на лысой резине ударился то в оплате откажут, или если пьяный за рулем)
— оплатить полностью, но тогда клиенту портят страховую историю и он всю оставшуюся жизнь будет платить за страховку больше.
lostpassword
Я имел в виду страховой получить деньги не с застрахованного, а именно с виновника. Как пример: сосед сверху залил застрахованную квартиру. В результате страховая выплачивает компенсацию хохяину пострадавшей квартиры, а потом подаёт в суд на виновника потопа, чтобы он компенсировал убытки страховой (собственно регресс).
red_perez
А тут понятие виновника «размыто», никого не засудили же.
alexs0ff
Да вышеписавший, просто передергивает факты. На самом деле, там никого не посадили не из-за того, что законы слишком «расслаблены», а из-за того, что все еще идет расследование.
trojan218
подобные данные очень не плохо фильтруются. о подобном вы если и узнают, то через год и то грязи будет столько, что вы скорее поверите в НЛО.
p/s: в работе славой богу о таком не слышал)
ITurchenko
Кроме того, АЭС, поезда, самолёты и прочие объекты как правило используются под наблюдением профессионалов (хочется надеяться).
А для беспилотного автомобиля бездушная железка остается один-на-один с окружающей суровой реальностью и хрупкими пешеходами.
flx0
Ядерный реактор — штука детерминированная. Известно какие параметры надо отслеживать, как на них реагировать, в каких случаях оповещать тех, кто его эксплуатирует, что что-то идет не так. И всегда есть совсем отдельный аварийный рубильник.
По сравнению с распознаванием предметов на дороге нейросеткой, которая как-то там обучилась и после этого выдает что-то похожее на правду в тестовом окружении, — это совсем другая история.
red_perez
Я чем больше думаю тем больше прихожу к мысли что и тему автопилота будут делать «детерминированной» — уберут большинство «неизвестных» за скобки уравнения. Например живых водителей и пешеходов.
ks0
Да там еще 9 приемка, и соответствующие программы испытаний. В случае аварии не только программисты ответственность поделят.
trojan218
что отслеживать известно, как реагируют/ реагировать- хорошие системы предсказания и рекомендаций находятся в разработке. и это настораживает…