Источник: Коммерсант

Осенью 2018 года правительство России анонсировало начало эксперимента, который должен был дать беспилотным автомобилям возможность стать полноценными участниками дорожно-транспортного движения. Проект стоимостью в несколько сотен миллионов рублей заключается в плановом тестовом допуске беспилотников на дороги в Москве и Татарстане.

Правительство собиралось реализовать эксперимент до 1 марта 2022 года. С 1 декабря прошлого года заявки на тестирование беспилотных высокоавтоматизированных автомобилей подали шесть компаний: «Яндекс», университет «Иннополис», «Аврора Роботикс», «КамАЗ», «Московский автодорожный институт», АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем».

Но все пошло не совсем так, как планировалось. Несмотря на то, что премьер-министр России Дмитрий Медведев уже подписал документы, а эксперимент должен был начаться 1 марта 2019 года, оказалось, что не хватает денег. Проект, по сути, испытывает серьезные финансовые затруднения, которые мешают его реализации, о чем сообщает «Коммерсант».

Средства нужны на проверку состояния робомобилей. Заместитель главы Минпромторга Александр Морозов на днях сообщил, что каждое автоматизированное транспортное средство будет проверено перед началом испытаний. Проверка будет касаться работы системы рулевого управления, АВС, системы автоматической коробки передач и т.п. Представители НАМИ заявили, что хотят предотвратить несчастные случаи во время эксперимента и обезопасить себя от уголовной ответственности при возникновении проблем.

Александр Морозов уточнил, что проверка одного испытуемого автомобиля обойдется в 214 тыс. руб, так что всего понадобится около 40 млн рублей (на оценку состояния более 100 беспилотников от компаний, давших согласие на участие в эксперименте). Заместитель главы Минпромторга полагает, что до 2022 года заявку на участие возможно подадут и другие компании. Так что изначальная сумма может значительно вырасти.

Участникам эксперимента было предложено проверять беспилотники за свой счет, но желающих сделать это пока не нашлось. Ответа на запрос о финансовой помощи от аппарата вице-президента Максима Акимова не поступало.

Во время подготовки к началу эксперимента возникли дополнительные проблемы. В мае прошлого года Росавтодор и государственная компания «Автодор» получили распоряжение об определении участков дорог для тестирования и начале испытаний дорог, в ходе которых планируется отработать технологию V2X (Vehicle-to-Everything). Планировалось, что трасса М11 Москва—Петербург станет тестовым участком, однако для этого ее необходимо оснастить специализированными датчиками для робомобилей. Как оказалось, соответствующие работы обойдутся в более чем 200 млн рублей. На сегодня источник финансирования проекта не определен.

Минутка заботы от НЛО


Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:

Как написать комментарий и выжить
  • Не пишите оскорбительных комментариев, не переходите на личности.
  • Воздержитесь от нецензурной лексики и токсичного поведения (даже в завуалированной форме).
  • Для сообщения о комментариях, нарушающих правила сайта, используйте кнопку «Пожаловаться» (если доступна) или форму обратной связи.

Что делать, если: минусуют карму | заблокировали аккаунт

> Кодекс авторов Хабра и хабраэтикет
> Полная версия правил сайта

Комментарии (43)


  1. red_perez
    13.03.2019 14:33
    +2

    обезопасить себя от уголовной ответственности при возникновении проблем

    Хотелось бы понять что скрывается за этой формулировкой.
    Возможность сбить кого то и чтоб за это ничего не было?


    1. fzn7
      13.03.2019 14:53
      +4

      Разумеется. Нужна кладовщица, которая выдала не тот припой


    1. pawellrus
      13.03.2019 15:16
      +3

      А Вы стали бы писать код для системы автопилота, зная, что Вам грозит уголовная ответственность за баг, приведший к чьей-то гибели?


      1. red_perez
        13.03.2019 15:22
        +5

        Дело не во мне,
        есть масса других программистов, которые, например, код пишут для атомных электростанций.
        И при этом они не требуют для себя никаких преференций и работают в рамках существующего законодательства. Чем мотивировано исключение в случае автопилота?


        1. pawellrus
          13.03.2019 15:25
          +1

          Лично я еще не слышал о случаях массовых инцидентов с гибелью людей на АЭС, который связан с багом в коде.
          А вот новости про сбитых автопилотом людях проскакивают изредка.


          Можно предположить, что шанс второго события выше, вот и хотят подстраховаться.


          1. red_perez
            13.03.2019 15:48
            +3

            Дело в разных юридических системах. Поясню на примере.
            Пример 1.
            Пару лет назад в Лондоне выгорел высотный дом Grenfell Tower, погибло более 70 человек, следствие установило применение пожароопасного утеплителя и др. нарушения правил пожарной безопасности. Никого не посадили.

            Пример 2.
            Пожар в Хромой Лошади
            5 декабря был пожар, 11 декабря был санкционирован арест подозреваемых, суд, владелец клуба получил 9 лет 10 месяцев, и остальные ответственные лица (7 человек) различные сроки.

            Законы РФ достаточно строго наказывают за «преступную халатность» в то время как в других странах они достаточно расслаблены.
            Мне видится что программисты намекают что не плохо бы сделать «как у них».


            1. ks0
              13.03.2019 16:30

              А гражданских исков там не было? Ну как у них принято, примерно по миллиону долларов за человека?


              1. red_perez
                13.03.2019 16:42

                Я не отслеживал, если честно, но мне видится что дом был застрахован, соотв. покрывать ущерб будет страховая. То есть это не будет «наказанием» виновного.


                1. lostpassword
                  13.03.2019 16:55

                  А разве страховая потом не пытается взыскать всё с виновника в порядке регресса? В РФ такое точно практикуется, а вот что за рубежом — вопрос.


                  1. red_perez
                    13.03.2019 17:12

                    Возможны 2 варианта
                    — отказаться оплачивать ущерб, мотивируя нарушением условий страховки (например если водитель на лысой резине ударился то в оплате откажут, или если пьяный за рулем)
                    — оплатить полностью, но тогда клиенту портят страховую историю и он всю оставшуюся жизнь будет платить за страховку больше.


                    1. lostpassword
                      13.03.2019 23:30

                      Я имел в виду страховой получить деньги не с застрахованного, а именно с виновника. Как пример: сосед сверху залил застрахованную квартиру. В результате страховая выплачивает компенсацию хохяину пострадавшей квартиры, а потом подаёт в суд на виновника потопа, чтобы он компенсировал убытки страховой (собственно регресс).


                      1. red_perez
                        14.03.2019 00:04

                        А тут понятие виновника «размыто», никого не засудили же.


              1. alexs0ff
                13.03.2019 21:02

                А гражданских исков там не было?

                Да вышеписавший, просто передергивает факты. На самом деле, там никого не посадили не из-за того, что законы слишком «расслаблены», а из-за того, что все еще идет расследование.


          1. trojan218
            14.03.2019 09:16

            подобные данные очень не плохо фильтруются. о подобном вы если и узнают, то через год и то грязи будет столько, что вы скорее поверите в НЛО.
            p/s: в работе славой богу о таком не слышал)


        1. ITurchenko
          13.03.2019 15:41

          Кроме того, АЭС, поезда, самолёты и прочие объекты как правило используются под наблюдением профессионалов (хочется надеяться).

          А для беспилотного автомобиля бездушная железка остается один-на-один с окружающей суровой реальностью и хрупкими пешеходами.


        1. flx0
          13.03.2019 16:09

          Ядерный реактор — штука детерминированная. Известно какие параметры надо отслеживать, как на них реагировать, в каких случаях оповещать тех, кто его эксплуатирует, что что-то идет не так. И всегда есть совсем отдельный аварийный рубильник.
          По сравнению с распознаванием предметов на дороге нейросеткой, которая как-то там обучилась и после этого выдает что-то похожее на правду в тестовом окружении, — это совсем другая история.


          1. red_perez
            13.03.2019 16:15

            Ядерный реактор — штука детерминированная. Известно какие параметры надо отслеживать, как на них реагировать

            Я чем больше думаю тем больше прихожу к мысли что и тему автопилота будут делать «детерминированной» — уберут большинство «неизвестных» за скобки уравнения. Например живых водителей и пешеходов.


          1. ks0
            13.03.2019 16:32

            Да там еще 9 приемка, и соответствующие программы испытаний. В случае аварии не только программисты ответственность поделят.


          1. trojan218
            14.03.2019 09:22

            что отслеживать известно, как реагируют/ реагировать- хорошие системы предсказания и рекомендаций находятся в разработке. и это настораживает…


  1. DrunkBear
    13.03.2019 14:36
    -1

    … но вы держитесь.
    Интересно, откуда взялся ценник в 214 тыс/авто?


    1. IgorKh
      13.03.2019 14:55
      +2

      500 баксов техосмотр, а остальное — интерес организаторов, как-то так.


    1. GingerAle
      13.03.2019 17:43
      +1

      Александр Морозов уточнил, что проверка одного испытуемого автомобиля обойдется в 214 тыс. руб, так что всего понадобится около 40 млн рублей (на оценку состояния более 100 беспилотников от компаний, давших согласие на участие в эксперименте).

      Интересно, откуда взялись 40 млн?


      1. saege5b
        15.03.2019 00:59

        НАМИ + откаты.
        Но учитывая что они имеют аппетит, то сомнительно что уложатся в 40 млн.
        Гражданские автосамоделки они обещали проверять в режиме: каждому болтику свой профессор.
        По цене ближе к миллиону за машину.


  1. Javian
    13.03.2019 15:14
    +1

    офф Со всей классовой ненавистью смотрят регионы на датчики за 200 млн рублей, когда у них и асфальта местами нет.


    1. DrunkBear
      13.03.2019 15:36
      +2

      Не смотрите, 200 млн тоже нет…


      1. suharik
        13.03.2019 16:41
        +2

        Ну что вы, это у программистов-испытателей нет. У кого надо — есть. А вообще мысль возникла. Вон китайцы строят города-призраки, почему бы не использовать их города или хотя бы их идею для тестирования беспилотников? Наставить там в отдельно взятом квартале знаков, запустить каскадеров. Или китайцев, которых и так дофига. Или актеров. Или отбывающих тюремное заключение. В общем тех, кого сбить не жалко во имя науки. Пусть играют роль пешеходов. Автомобили вместо того, чтобы утилизировать — туда. Даже после аварий, битые и крашеные. То есть то, что не жалко добить. И смотреть уже в таких условиях на поведение техники, корректировать по ходу пьесы. Не дешевле это выйдет?


        1. DrunkBear
          13.03.2019 16:45
          +1

          Думаю, поведение каскадёров-смертников будет несколько отличаться от типичного поведения пешеходов-смертников, как минимум, каскадёры со 2-3 попытки перестанут выскакивать из-за машин и нестись через дорогу по обледенелому асфальту, а пешеходы — нет. Поэтому будут неправильные результаты, garbage in — garbage out.
          Хотя, если добавить дронов и стримить в интернет — быстро окупится, даже с таким ценником на ТО.


          1. suharik
            13.03.2019 16:53

            Можно сымитировать летящего по льду наперерез автомобилю человека с помощью куска пенопласта или манекена, который выглядит как человек, движется как человек и думает как человек. Чтобы поберечь таки каскадеров.


            1. DrunkBear
              13.03.2019 17:07
              +1

              Если начать с «думает как человек», то зачем все эти испытания?
              Ну и плюс машина в таком городе отлично научится избегать других робомашин, кусков пенопласта и останавливаться с людьми на переходе, но первый же джЫгит, подрезающий у светофора с обочины, вызовет аварию.
              PS Заходит в бар тестер.
              Заказывает 1 пиво, 2 пива, 9999 пива, -1 пиво, null пива, ;'drop table clients — пива, всё работает. Выходит.
              Заходит в бар первый посетитель, и сразу идёт в туалет, ни заказав ничего. Бар рушится.


              1. suharik
                13.03.2019 17:12

                Людей поберечь. Вместо того, чтобы бросать под колеса живых — обыграть различные ситуации с выбегающим из-за угла ребенком. С животными. С человеком, не успевшим перейти дорогу на разрешающий сигнал. И т.д. Обыграть максимально возможное количество ситуаций, в нужное время подбрасывая под колеса ТС манекены, и фиксировать реакцию автопилота. Уподобиться, попросту говоря, тем ученым, которые сперва ставят эксперименты на крысах в лаборатории, затем уже выводят свою убийственную вирусятину в свет.


                1. DrunkBear
                  13.03.2019 17:21

                  Для начала нужно формализовать эти ситуации, что выводит снова к законам о робомобилях — их нет, как и критериев.
                  Иначе я решу, что мой робо будет 100% соблюдать пдд, а кто выскочил на дорогу за щеночком / подскользнулся — сам дурак.


                  1. suharik
                    13.03.2019 17:38

                    Джигита, которого вы добавили в комментарий позже, также можно обыграть, и научить робомобиль выходить из таких ситуаций с блеском. А ПДД для роботов, которых пока нет, как раз и получится разработать во время тестирования, но подальше от живых людей.


                1. KonkovVladimir
                  13.03.2019 17:43

                  Есть же promobot и он всегда готов кинутся под колеса.


          1. GingerAle
            13.03.2019 17:39

            Берём китайские города-призраки, робомобили, Atlas от BostonDynamics в роли пешеходов, Asimo от Honda в роли детей-пешеходов, Spot в роли внезапных животных, Big Dog в роли, скажем, лосей за городом и т.п. Всё это программируем на рандомные передвижения в рамках заданных параметров, запускаем дронов со стримом, запасаемся попкорном и наслаждаемся… Profit.


        1. ks0
          13.03.2019 16:47

          Можно получить интересный эффект в виде тотальной войны людей против автомобилей. Ставлю на людей.


        1. megafonishe
          13.03.2019 16:49

          (сарказм) или митинг там разрешить


  1. Dmitry88
    13.03.2019 17:53

    со стороны видится, что заинтересованности со стороны госсектора просто нету. Зачем вписываться, если можно не вписываться. У нас на майские указы самого забивают, а тут какие-то мутные беспилотники.
    p.s. Яндекс может позволить себе тестировать в Вегасе, что он благополучно и делает.


  1. motpac
    13.03.2019 18:20
    +1

    Диагностика и проверка НОВЫХ заводских элементов нового автомобиля путем подключения в разъем OBD II по цене самих этих элементов… Или они реально демонтируют с каждой машины и каким-то образом проверяют рулевое управление и АКПП?


    1. saege5b
      15.03.2019 01:08

      Будут выкручивать каждый болтик, профессор будет создавать 3д-модель, считать, выборочно дефектоскопировать. Потом будут создавать 3д модель всей повозки, считать, думать, устраивать симпозиумы (в оригинальном значении слова).
      В прошлом году они пытались в нескольких автожурналах раскрутится, мотивируя тем, что из-за неправильно прикрученной передней фары, может отвалится заднее колесо.
      Не зашло.
      Озвучивались цифры порядка милиона («дороже средней машины» (с) — что-бы это не значило) за экспертизу автомашины самостоятельного проекта и сборки.


      1. Javian
        15.03.2019 10:16

        Про самодельные авто в СССР упоминалось в habr.com/ru/post/431470

        Попадался журнал Моделист конструктор за 1980-е. Там были написаны требования к самодельным автомобилям и самолетам. Особых требований не было.


        1. saege5b
          15.03.2019 14:08
          +1

          В осень — начало зимы 2018, представители НАМИ дали пару интервью. Мне Яндекс.Дзен притащил ссылки.

          Если коротко — «хотим денег, много денег; и ничего не делать, и ни за что не отвечать».


          1. Javian
            15.03.2019 18:43

            Это уже массовое явление. В этот «бизнес» по освоению бюджета пошли аматоры — характерный признак, что наверху профессионалы работают с десятками миллиардов. Через пару лет это заканчивается политическим кризисом, переворотом и т.п.


  1. Alex_ME
    14.03.2019 00:20

    Средства нужны на проверку состояния робомобилей. Заместитель главы Минпромторга Александр Морозов на днях сообщил, что каждое автоматизированное транспортное средство будет проверено перед началом испытаний. Проверка будет касаться работы системы рулевого управления, АВС, системы автоматической коробки передач и т.п.

    Вроде бы рулевое управление, АВС, АКБ — все это установлено на серийных автомобилях, которых миллионы на дорогах, и не являются беспилот-специфичными. А автомобили и так проходят ТО. В чем, так скажем, прикол?