[Disclaimer] Прежде чем начать рассказ об истории картинга, в двух словах объясним, почему она заинтересовала нас с alinatestova. Мы делаем контент для компаний (в основном IT) и любим брать в работу сложные темы: от IaaS-хостинга до биоценозсберегающих технологий.
Получилось так, что этим летом мы решили доехать до пары картодромов — пообщались с тренерами и пилотами, поспрашивали про блоги и профили в соц. сетях. И, как выяснилось, с точки зрения русскоязычного контента — в сфере любительского и проф. автоспорта начального уровня — поле непаханное по сравнению с тем, что выходит на английском языке ?\_(?)_/?.
Мы решили исправить эту ситуацию и — в рамках пятничного формата — писать на Хабре о том, как управление медиа и контент-маркетинг делают автоспорт чуточку понятнее и интереснее.
Но для начала, расскажем, о чем собственно речь. Итак, вступительное слово о картинге.
Скриншот не времен СССР, а с летней тренировки (группа в Facebook)
Считается, что родоначальники картинга — американские военные летчики. Их эксперименты с катанием по аэродрому на грузовых тележках быстро превратились из баловства в DIY-хобби.
В начале 1950-х Арт Инглс (Art Ingels), бывший пилот и механик производителя гоночных автомобилей Kurtis Kraft, построил первый карт. К стальной раме он прикрепил мотор от газонокосилки и поставил полупневматические шины. Инглс продемонстрировал прототип в 1956 году во время автогонок на хот-родах в городе Помона (Калифорния).
Там он нашёл и первых единомышленников — механиков и владельцев автомастерской Даффи Ливингстона (Duffy Livingston) и Роя Десброу (Roy Desbrow). С разрешения Арта они начали строить собственные версии картов и проводить первые любительские гонки. К концу десятилетия рост спроса позволил Ливингстону и Десброу коммерциализировать производство.
В СССР картинг пришел в конце 50-х — начале 60-х годов. Считается, что первый советский карт построил спортсмен Виталий Енин. «Базой» для любителей картинга стали секции во Дворцах и домах пионеров — одна из них открылась в Харькове при поддержке Енина.
В Курске — пионер картинга Лев Кононов построил первый в СССР детский спортивный микроавтомобиль «Карт» и основал кружок для картингистов. Он совместно с учениками занимался проектированием, а схемы картов публиковались в тематических изданиях.
Широкой публике карты продемонстрировали в 1960 году: машины выехали на трек в перерыве московских соревнований по мотогонкам на льду. В том же году Федерация автоспорта СССР представила «Правила проведения соревнований, классификацию и технические требования к микроавтомобилям типа „Карт“», которые вскоре использовали в первых состязаниях.
Всего за год картинг приобрёл в СССР довольно широкую популярность — собрать свой прототип можно было в гараже с единомышленниками. В «Технике — молодёжи» от 1961 года уже писали об энтузиастах картинга в Москве, Ленинграде, Туле, Одессе, Таллине и Риге.
В 1962 году гонки на картах начали превращаться из любительского увлечения в вид автоспорта. В то время в Риге прошло первое всесоюзное соревнование по картингу. Участвовать в состязании можно было на картах двух классов: с рабочим объёмом двигателя до 125 см3 и до 175 см3. В программу входила кольцевая гонка на асфальте и по велотреку.
В состязании участвовали 80 спортсменов из разных регионов СССР: из Москвы, Ленинграда, стран Балтии и Узбекистана. До наших дней дошёл фильм об этом событии — в нём можно увидеть, как выглядели первые микроавтомобили и в каких условиях проходила гонка.
С 1963 года в СССР начали проходить регулярные соревнования. Первое летнее состязание состоялось в Москве, а зимнее — в Ленинграде. Чемпионаты проходили по системе двоеборья с заездами по трассе и по велотреку, однако уже на третьем чемпионате СССР гонки по велотреку признали небезопасными (из-за больших нагрузок на вестибулярный аппарат гонщиков) и отменили. Классы картов остались теми же — 125 см3 и до 175 см3.
В 1964 году советские гонщики впервые выехали на международные соревнования между социалистическими странами. Чемпионат получил название «Хрустальный кубок» и прошёл в три этапа в Берлине, Будапеште и Варшаве. В то же время международные соревнования начали проходить в западных странах — в Риме состоялся первый чемпионат мира по картингу.
Спустя два года состязания между гонщиками стран организации Варшавского договора стали проходить регулярно — в 1966 был учреждён Кубок мира и дружбы (или Кубок дружбы социалистических стран). Чемпионат проводился до 1989 года, и советские картингисты часто занимали в нём призовые места — первым чемпионом в 1967 году стал Александр Сафонов.
В 1978 году картингисты из СССР начали участвовать в гонках со спортсменами из Западной Европы. Уже на первом чемпионате были очевидны различия между советским и европейским подходами к автоспорту. В СССР самой важной чертой картинга была его доступность для широких масс, а не профессиональная составляющая. Советские карты оснащали двигателями, которые могли себе позволить многие автолюбители. Серийным производством картов занимались на заводах в Таллине. Оно также было налажено на КамАЗе и на заводах ДОСААФ.
Kohls | Wikimedia | CC BY-SA
На Западе же картинг к тому времени стал «эксклюзивным» спортом и предоставлял больше возможностей для кастомизации картов. Во многом из-за этих различий советские пилоты не показали впечатляющих результатов на крупных международных соревнованиях. Поэтому на протяжении 1980-х картингисты из СССР в основном состязались со спортсменами из социалистических стран, а международные события проходили редко.
Одним из таких мероприятий стал этап чемпионата европейской организации картинга CIK-FIA, который прошёл в 1989 году в Полтаве. Позже, в 1990 году, СССР провёл ещё одно международное событие — гонку по зимнему картингу с финскими и шведскими спортсменами. После соревнования скандинавы предложили создать новый чемпионат — Кубок северных стран, однако советские гонщики успели поучаствовать в нём только один раз, в 1991 году.
Разумеется, в СССР картингом занимались не только взрослые. Первый чемпионат состоялся в 1963 году в Курске — соревнования проходили на Привокзальной площади.
В отличие от взрослых спортсменов, юные картингисты не выезжали на международные чемпионаты — главным турниром для них были соревнования за приз газеты «Пионерская правда». С иностранными гонщиками советские школьники встречались на дружеских заездах. Например, в 1989 году в Зеленограде состоялся заезд юных картингистов США и СССР.
Всего к моменту распада СССР в секциях картингом занимались 130 тысяч человек. После 1991 года спорт пришёл в упадок, и популярность подобных кружков серьезно снизилась.
Картинг в России перенял не советскую, а западную модель развития — его главной характеристикой стали соревнования на профессиональном уровне, а в 90-е Комитет картинга России обязал спортсменов закупать технику, соответствующую европейским требованиям.
Но наследие советского картинга не исчезло. В 1999 году производство возобновил завод «Патриот», который выпускал карты с середины 60-х. Помимо этого сохранился и массовый интерес к картингу. Только теперь DIY-картостроение — редкость, любители не собирают прототипы своими руками, а в основном пользуются услугами прокатного картинга.
Кстати, в прошлом году мы выбрались всего на пару тренировок. Этот сезон хочется провести активнее и вместе с теми, кому так или иначе интересен любительский картинг (и автоспорт в целом). Никакого пафоса и снобизма в духе «клуба для избранных». Выбираем дату, картодром и едем на прокатных картах. Для всех, кто из сферы IT и IT-медиа, и хотел бы присоединиться — группа в Facebook (или пишите в ЛС на Хабре — сообщу, как соберемся на тренировку).
Микропосты по теме будут в Телеграм-канале.
Получилось так, что этим летом мы решили доехать до пары картодромов — пообщались с тренерами и пилотами, поспрашивали про блоги и профили в соц. сетях. И, как выяснилось, с точки зрения русскоязычного контента — в сфере любительского и проф. автоспорта начального уровня — поле непаханное по сравнению с тем, что выходит на английском языке ?\_(?)_/?.
Мы решили исправить эту ситуацию и — в рамках пятничного формата — писать на Хабре о том, как управление медиа и контент-маркетинг делают автоспорт чуточку понятнее и интереснее.
Но для начала, расскажем, о чем собственно речь. Итак, вступительное слово о картинге.
Скриншот не времен СССР, а с летней тренировки (группа в Facebook)
Старт на западе
Считается, что родоначальники картинга — американские военные летчики. Их эксперименты с катанием по аэродрому на грузовых тележках быстро превратились из баловства в DIY-хобби.
В начале 1950-х Арт Инглс (Art Ingels), бывший пилот и механик производителя гоночных автомобилей Kurtis Kraft, построил первый карт. К стальной раме он прикрепил мотор от газонокосилки и поставил полупневматические шины. Инглс продемонстрировал прототип в 1956 году во время автогонок на хот-родах в городе Помона (Калифорния).
Там он нашёл и первых единомышленников — механиков и владельцев автомастерской Даффи Ливингстона (Duffy Livingston) и Роя Десброу (Roy Desbrow). С разрешения Арта они начали строить собственные версии картов и проводить первые любительские гонки. К концу десятилетия рост спроса позволил Ливингстону и Десброу коммерциализировать производство.
Появление картинга в СССР
В СССР картинг пришел в конце 50-х — начале 60-х годов. Считается, что первый советский карт построил спортсмен Виталий Енин. «Базой» для любителей картинга стали секции во Дворцах и домах пионеров — одна из них открылась в Харькове при поддержке Енина.
В Курске — пионер картинга Лев Кононов построил первый в СССР детский спортивный микроавтомобиль «Карт» и основал кружок для картингистов. Он совместно с учениками занимался проектированием, а схемы картов публиковались в тематических изданиях.
Широкой публике карты продемонстрировали в 1960 году: машины выехали на трек в перерыве московских соревнований по мотогонкам на льду. В том же году Федерация автоспорта СССР представила «Правила проведения соревнований, классификацию и технические требования к микроавтомобилям типа „Карт“», которые вскоре использовали в первых состязаниях.
Всего за год картинг приобрёл в СССР довольно широкую популярность — собрать свой прототип можно было в гараже с единомышленниками. В «Технике — молодёжи» от 1961 года уже писали об энтузиастах картинга в Москве, Ленинграде, Туле, Одессе, Таллине и Риге.
Картинг как вид спорта
В 1962 году гонки на картах начали превращаться из любительского увлечения в вид автоспорта. В то время в Риге прошло первое всесоюзное соревнование по картингу. Участвовать в состязании можно было на картах двух классов: с рабочим объёмом двигателя до 125 см3 и до 175 см3. В программу входила кольцевая гонка на асфальте и по велотреку.
В состязании участвовали 80 спортсменов из разных регионов СССР: из Москвы, Ленинграда, стран Балтии и Узбекистана. До наших дней дошёл фильм об этом событии — в нём можно увидеть, как выглядели первые микроавтомобили и в каких условиях проходила гонка.
С 1963 года в СССР начали проходить регулярные соревнования. Первое летнее состязание состоялось в Москве, а зимнее — в Ленинграде. Чемпионаты проходили по системе двоеборья с заездами по трассе и по велотреку, однако уже на третьем чемпионате СССР гонки по велотреку признали небезопасными (из-за больших нагрузок на вестибулярный аппарат гонщиков) и отменили. Классы картов остались теми же — 125 см3 и до 175 см3.
В 1964 году советские гонщики впервые выехали на международные соревнования между социалистическими странами. Чемпионат получил название «Хрустальный кубок» и прошёл в три этапа в Берлине, Будапеште и Варшаве. В то же время международные соревнования начали проходить в западных странах — в Риме состоялся первый чемпионат мира по картингу.
Спустя два года состязания между гонщиками стран организации Варшавского договора стали проходить регулярно — в 1966 был учреждён Кубок мира и дружбы (или Кубок дружбы социалистических стран). Чемпионат проводился до 1989 года, и советские картингисты часто занимали в нём призовые места — первым чемпионом в 1967 году стал Александр Сафонов.
В 1978 году картингисты из СССР начали участвовать в гонках со спортсменами из Западной Европы. Уже на первом чемпионате были очевидны различия между советским и европейским подходами к автоспорту. В СССР самой важной чертой картинга была его доступность для широких масс, а не профессиональная составляющая. Советские карты оснащали двигателями, которые могли себе позволить многие автолюбители. Серийным производством картов занимались на заводах в Таллине. Оно также было налажено на КамАЗе и на заводах ДОСААФ.
Kohls | Wikimedia | CC BY-SA
На Западе же картинг к тому времени стал «эксклюзивным» спортом и предоставлял больше возможностей для кастомизации картов. Во многом из-за этих различий советские пилоты не показали впечатляющих результатов на крупных международных соревнованиях. Поэтому на протяжении 1980-х картингисты из СССР в основном состязались со спортсменами из социалистических стран, а международные события проходили редко.
Одним из таких мероприятий стал этап чемпионата европейской организации картинга CIK-FIA, который прошёл в 1989 году в Полтаве. Позже, в 1990 году, СССР провёл ещё одно международное событие — гонку по зимнему картингу с финскими и шведскими спортсменами. После соревнования скандинавы предложили создать новый чемпионат — Кубок северных стран, однако советские гонщики успели поучаствовать в нём только один раз, в 1991 году.
Соревнования среди молодежи
Разумеется, в СССР картингом занимались не только взрослые. Первый чемпионат состоялся в 1963 году в Курске — соревнования проходили на Привокзальной площади.
В отличие от взрослых спортсменов, юные картингисты не выезжали на международные чемпионаты — главным турниром для них были соревнования за приз газеты «Пионерская правда». С иностранными гонщиками советские школьники встречались на дружеских заездах. Например, в 1989 году в Зеленограде состоялся заезд юных картингистов США и СССР.
Всего к моменту распада СССР в секциях картингом занимались 130 тысяч человек. После 1991 года спорт пришёл в упадок, и популярность подобных кружков серьезно снизилась.
Что сейчас
Картинг в России перенял не советскую, а западную модель развития — его главной характеристикой стали соревнования на профессиональном уровне, а в 90-е Комитет картинга России обязал спортсменов закупать технику, соответствующую европейским требованиям.
Но наследие советского картинга не исчезло. В 1999 году производство возобновил завод «Патриот», который выпускал карты с середины 60-х. Помимо этого сохранился и массовый интерес к картингу. Только теперь DIY-картостроение — редкость, любители не собирают прототипы своими руками, а в основном пользуются услугами прокатного картинга.
Кстати, в прошлом году мы выбрались всего на пару тренировок. Этот сезон хочется провести активнее и вместе с теми, кому так или иначе интересен любительский картинг (и автоспорт в целом). Никакого пафоса и снобизма в духе «клуба для избранных». Выбираем дату, картодром и едем на прокатных картах. Для всех, кто из сферы IT и IT-медиа, и хотел бы присоединиться — группа в Facebook (или пишите в ЛС на Хабре — сообщу, как соберемся на тренировку).
Микропосты по теме будут в Телеграм-канале.
Bedal
Добавлю интересного: на лёгких картах центробежное сцепление, так что педаль не нужна. Нет коробки передач — ещё одно упрощение вождения.
И ещё там нет дифференциала, и выражение «лом в подвеске» относится напрямую именно к картам. Это ведёт к самой интересной и неочевидной особенности:
При повороте руля передние колёса не просто поворачиваются, но «ходят» по высоте (ось поворота не вертикальна). За счёт этого _заднее_ колесо, внутреннее по повороту, разгружается или вообще поднимается в воздух. Это снимает проблему проскальзывания ведущих колёс — заведомо проскальзывает разгруженное.
Ровно потому именно на лёгких картах такой тяжёлый руль. На более тяжёлых уже и дифф есть, и коробка, и вообще это по принципам вождения скорее не карт, а маленький автомобиль.
dmitrykabanov Автор
Обязательно затронем эту тему в следующих материалах. Нюансов много. Кстати, к слову, если брать карт KZ2 (не прокатный, 50 л.с. и как раз с коробкой), то это 2,5 секунды от 0 до 100 км/ч.
Areso
50 л.с. снимают с упомянутых 175 кубиков?
dmitrykabanov Автор
125cc, но в спортивном картинге много классов, будем разбираться :)
В прокате обычно едут 9-, 13-, и 15-сильные карты, но и это весьма бодро.
Areso
А, они двухтактные… Ну, с двухтактников можно столько выдавить, правда я не уверен насчет моторесурса)
VORTEX ROK SHIFTER
• Single cylinder 2 stroke with a six-speed gearbox
• Displacement 125 cc
• Cylinder barrel cast iron
• Power 43 hp at 13900 rpm Electronic ignition analog PVL lubrication mixture
Rupper
Моторесурс для kz2 примерно 4 часа до редилда. Rotax примерно 40 часов. Собственно, ротаксы хоть и входят в календарь раф можно считать прокатным картингом. Мы например собрались как команда для гонок в прокатном картинге микс и купили в складчину бу ротакс макс. Ребилд мотора после летнего сезона выходит около 40тыр. Но это минимальные затраты на развлечение.
dMac
«Моторесурс для kz2 примерно 4 часа до редилда.»
Опечатка на 5 баллов! :)
Rupper
Да уж :) оговорочка по фрейду. Но все равно стоимость мотора теряется в расходах на резину.
nsklizard
в прокате обычно едут 5.5 и 6.5 Honda GX160/GX200 и китайские аналоги. GX270\390 — это уже не на каждой трассе можно раскрыть
Bedal
позволю себе не поверить. Двигатель может быть каким угодно, но ускорение ограничивается сцеплением колёс с дорогой. Стандартно сцепление в районе 1, а это даёт 2.8сек до сотни. Если учесть, что не вся нагрузка приходится на заднюю ось, то получается где-то 3.2.
Всё остальное достигается либо при наличии специальной низкоскоростной аэродинамики (работа днища, в первую очередь — она начинает сказываться уже с малых скоростей, ковшеобразные антикрылья и т.п.), деформирующихся покрышках, как на дрэгстерах (сцепление образуется за счёт динамики во взаимодействии резины и поверхности, покрышка как бы шлёпает передним краем по дороге со скоростью, значительно более высокой, чем скорость вращения колеса) или за счёт проклеивания трассы.
Без этих приёмов все выходы за три секунды — обычно маркетинговая ложь. Во фразе «мы бы разогнались за 2.5, если бы резина позволила, а так-то двигатель огого» просто выбрасывают «лишние» слова и сослагательное наклонение.
Rupper
Придется поверить. Слик выдает больше 1. Поэтому разгон 2.5с а на торможении до 2г перегрузка.
Bedal
не-а, не верю. Я с этим вопросом давно знаком, и в подробных разборах «у нас RaceLogic» поучаствовал.
Слик в таком размере выдаст больше 1, это верно. Но потери никто не отменял, а нагрузка на переднюю ось пару десятков процентов — так что и сила сцепления на столько же ниже предела. Причём, что забавно — возможность заднего сальто на старте не означает разгона быстрее 3сек.
Rupper
На карте не используют RaceLogic, там Mychron.
Не вижу смысла уговаривать. Давайте поспорим на комплект резины (mojo d3 или вега белая). приезжайте на лидер (фирса этим летом на реконструкции), ищите палатку форзы и посмотрим телеметрию.
Bedal
«Допплера», который полностью решил бы вопрос отсечки по скорости, в Mychron нет. А по внешним датчикам без интерполяции не померяешь, что оптическим, что магнитым — не для того они.
Для относительных замеров, кто быстрее прошёл, всё нормально. Для абсолютных — увы.
Я ни в коем случае не хочу задеть, может, мне лучше вообще заткнуться — но инженерный образ мыслей вкупе с опытом не дают поверить.
2 franzose:
Я сразу указал, что писал о самых лёгких, без коробки и дифференциала. А так-то, конечно, самые разные бывают. Даже с вариаторами были, ещё в советские времена.
Rupper
Понятно, значит спорить очкуете?
Bedal
Да без проблем, засчитывайте слив и так далее. Мне пиписками мериться скучно, результат я заранее знаю :-)
Если же вести речь в более техническом плане — то я буду рад услышать от Вас или кого иного внятное (повторюсь — техническое) обоснование точности результатов. Хотя бы из фирменных описаний, а то мне вообще не удалось обнаружить параметров точности измерения скорости на сайте производителя.
Но — опять повторюсь — не имею ни малейшей цели задеть, так что, если эта тема неприятна, можете засчитывать мне слив. А обсуждение, например, перенести в личку.
Rupper
частота гпс на хроне 10гц.
Точность <1м. Результат его вычислений совпадает до десятки с отсечкой при распечатке.
Какие еще аргументы нужны?
Bedal
частота уже не даёт установить скорость точнее 0.15 сек, точность определения скорости тоже не сантиметры в секунду (почитайте про gps подробнее). Точности меньше метра GPS без опорных станций не выдаёт. Здесь уже маркетинг от производителя, который скромно об этом умалчивает.
Так что разочарую я Вас, извините. Опорные станции в России есть, конечно.Но доступ к ним — платный. Соотвествующий договор заключали? Нет? Не смотрите на паспортные данные точности, они не достижимы.
не очень понятная фраза, признаться. Насчёт надёжности совпадений есть вот такое:
Не противоречащие параметрам протокола :-)
P.S. цитаты для простоты взяты из википедии, чтобы легко можно прочесть текст в целом, а не получалось «вырвано из контекста».
P.P.S. мы дали крен в сторону замеров, но проблема не в них, а в том, что для достижения разгона быстрее, чем за 3 секунды требуются очень и очень специальные меры: деформирующиеся покрышки, дрэговые слики с предстартовым разогревом до 120°-200° (чтобы резина начала плавиться при контакте с дорогой) и/или оптимизированная на малые скорости прижимающая аэродинамика. Одной только мощности — совершенно недостаточно.
Rupper
То, что непонятно означает, что время прохождения круга полученное из гпс совпадает с временем срабатывания отсечки закопанной в асфальт.
на скорости 100кмч карт проезжает примерно 27м в секунду, или 2.7м за одну десятую. При точности в 1м и частоте 10гц это дает возможность оценить время разгона.
Дреговые слики позволяют topfuel разгонятся до 160кмч за 0.8 секунды. KZ2 в россии ездит на резине Vega, мягкий состав (белая полоска) имеет рабочую температуру около 80 и позволяет развивать до 2.5G без всякой аэродинамики.
Короче, я же говорю, ваши импирические умозаключения противоречат фактам. Ищите в них ошибку а не пытайтесь мне доказать, что я вру.
Bedal
При этом большую часть времени карт едет на другой скорости — что не даёт оценить время разгона. Ну и, перечитайте — не обеспечивает gps точности в 1м без опорных станций. Влияние атмосферы, задержек и т.п. — больше. Для того опорные станции и нужны.
Эмпирические заключения — по определению делаются из практики. Но и мои рассуждения не теоретические, а технические, исходят из вполне технических параметров.
Главное — я не пытаюсь ни в коей мере доказывать, что Вы врёте. Думаю, просто ошибаетесь, как это делают и многие, благо стимул есть: разгон в 2.5 так хорошо звучит… в интернетах везде именно эту цифру перепечатывают — на уровне подсознания не может не действовать.
2.5G… согласитесь, если бы это было так просто достижимо, то на дорогих аппаратах типа суперкаров — применялось бы точно. Там стоимость покрышек не особо смущает. И мощности двигателя за глаза хватит, что при старте с места, что на 100км/час. Тогда и разгонялись бы они за 1.13 секунд до сотни, однако почему-то такой результат не показывают:
— Формула 1: Мощность >950лс, масса 733 кг с гонщиком, разгон с места до 100 км/ч: 1.9 сек (вот она, работа днища!)
— Lamborghini Aventador SVJ: Мощность 770, сухая масса 1500, полный привод 2.8 сек до 100 покрышки P Zero Trofeo R
Несколько далеко от 1.13 сек, согласитесь.
Заметьте к тому же, что в сравнении с ламбо:
— мощности на килограмм массы у 50-сильного (и даже 55-сильного) карта меньше раза в полтора,
— покрышки явно не сильно лучше,
— аэродинамика, про которую ближе к ста нужно всё же вспоминать (на скорости 90 сила воздушного сопротивления уже примерно равна сопротивлению качения) вряд ли у карта лучше.
— привод у ламбо полный, что порядка 20% добавляет к возможной предельной тяге.
… а разгон быстрее у карта, да не на чуть, а на целых две десятых! Вам самому это не кажется странным?
Цифра 2.8 не случайно так часто встречается в описаниях: это реально наименьшее время разгона, которое можно показать на не-специализированной именно для этого машине (то есть не на формуле и не на дрэгстере).
Даже рискну предположить, откуда 2.5 взялось — категории Intercontinental были определены весьма давно, когда средства замера были не так точны. И однажды полученную, очень льстящую, цифру никто не собирается менять — придётся ведь терпеть возмущение многих, кого это обижает. Вот как мне сейчас Ваше :-)
А, да, про topfuel. Там 360кг прижимной силы от выхлопа (то есть на любой скорости) плюс ещё столько от аэродинамики на второй половине разгона до сотни. И дорога проклеена (Вы. конечно, знаете, что это такое). И потерь на передних колёсах практически нет, весь прижим на задние приходится.
Rupper
охохох…
1. Неважно, как длина трека отличается от длины траектории, главное что в гпс место отсечки совпадает.
2. Неважно, какая промежуточная скорость, важно только сколько времени прошло с первого изменения положения карта до момента, когда между текущим и предыдущим положением стало примерно 2.7м.
3. Дорогие аппараты типа суперкаров в подавляющем большинстве сертифицированны для дорог общего пользования, а там ездить на слике нельзя. Кроме того, суперкары и спортивный автомобиль несколько разные вещи. Спортивный автомобиль хоть и выглядит очень похоже довольно сильно отличается. И собственно спортивные автомобили на треке на сликах могут выдавать перегрузку в 2.5, а формулы до 5.
4. Какая разница сколько мощности в моторе? Вопрос сколько есть держака и сколько есть лошадей на килограм. У формулы больше одной лошади на кило, у ламбы в два раза меньше. Покрышки которые вы привели — не слик, хорошие но дорожные шины. откуда про 1.13 ???
5. Соотношение мощности у 55-ти сильного карта как у ламбы — 0.5 на кг примерно.
6. Покрышки дешевле но не значит что хуже. Держак на них лучше.
7. Про аэродинамику странное утверждение. Откуда эта ересь?
8. Привод у формулы задний а разгон по вашим данным быстрее. И у драгстеров тоже задний а разгон в 3 раза быстрее и что?
9. Карт это и есть специализированная машина.
10. Можете не терпеть, можете приехать и попробовать на карте катнуть. Ремонт по ценам openkart.ru 5500р за заезд. Можете сами попробовать стартануть и сказать 2.5 там или не может.
Bedal
1. прекрасно, то есть Вы говорите о точности таймера. К дистанции и скорости это отношения не имеет.
3. Разгоны быстрее 2.8 все показывают не на дорожных покрышках и не на просто асфальте.
4. 1.13 легко появляется из заявления про 2.5G, посчитайте при случае.
5. 770лс/2000кг=0.385лс/кг 50лс/175кг=2.886кг/лс Да, загнул я, не в полтора раза, а на 35% меньше — у карта.
6. ну да, ну да. Маркетологи у ламбо такие олухи, ставят всякое фуфло для замеров. И у феррарей всяких…
7. про аэродинамику — поверьте ереси, которую преподают на кафедре аэродинамики. В среднем на кузовных машинах баланс примерно на 90км/час. На карте — заметно раньше должен быть, очевидно же.
8. Ну, это не смешно. У формулы — работающее прочти от нуля днище (это главное на низких скоростях) и низкоскоростная конфигурация крыльев (видели, какие ковши для Монако ставят?) для этих замеров. А у дрэгстеров, как уже писал не раз — деформируемые покрышки с динамическим формированием сцепления с дорогой, разогрев на грани плавления резины, проклеенная трасса и проч. и проч. И у дрэгстеров категорий, которые Вы имеете в виду, развесовка не меньше 90:10 даже в статике.
9. Карт — машина специализированная. Но не для дрэга. Хотя разгон, конечно, важен.
10. Я инженер, мне «жопомер» не указ, предпочитаю корректные приборные измерения. На картах езжу, хотя и не регулярно — для удовольствия от гонок.
Ну правда. что мы топчемся? Аргументы Ваши для меня не убедительны, переубеждать Вас и вовсе цели не имею. Давайте заканчивать?
Rupper
1. что значит не имеет ????
3. Нет, заявляемые для этих ваших суперкаров проводят на сертифицированной для дорог общего пользования резине на обычном асфальте. Без клея.
4. Я сказал что перегрузка на торможении может достигать. При чем здесь скорость разгона? Скорее всего карт не остановится со 100 за 1.13 а чуть медленнее потому что резина быстро нагревается и остановка в 0 скорее всего перегреет резину. Но остановится он по ощущениям примерно 1.8-2с.
7. Я закончил МехМат МГУ. Показывайте формулы, из которых следует ваше утверждение, я их пойму, не переживайте.
8. Значит, не имея аэродинамики, но имея специальные колеса — слики можно разогнаться за 2.5? Или из какой логики то нельзя?
9. И? Поэтому он не может за 2.5 разогнаться?
10. за ваши деньги вам устроят любой корректный приборный замер.
Карты которые прокатные имеют столько же общего со спортивными как дорожный автомобиль с прототипами.
На сем можно и закончить.
Bedal
Мне осталось только подпись поставить:
С искренним уважением и проч.
franzose
Это от мотора зависит. Если мотоциклетный «Минск», то четыре скорости есть. Правда, я не знаю, сейчас такие гоняют в России или нет. Но когда я 15 лет назад этим занимался, «Мински» были обычным делом.
EGregor_IV
Занимался картингом при СССР. В кружке было три типа картов: 50 кубиков — с двигателем V-50 от мопеда «Карпаты», 125 кубиков — сдвигателем от «Минска» и были два лютых карта с двигателем от чезета кросс. Все были тюнингованные. Тюнинговали и строили карты тут же — в кружке. Я там научился варить сваркой, точить на токарном станке. Мне было 15 лет тогда. А руководителю кружка было 28 лет.
Ну так вот карты с чезетом валили боже мой. Причём эти карты руководитель сам придумал и сделал со своими единомышленниками. Еще было разделение на летние и зимние карты: летние были низки и квадратные, а зимние высокие и узкие, чтобы повысить загрузку задней оси, что приводило при очень резком старте к опрокидыванию.
dmitrykabanov Автор
Очень интересно! А не сохранились случайно фото или какие-то записи?
EGregor_IV
Нет, к сожалению. Карбюраторы были чехословацкие, даже на минских моторах. Тормоза стояли везде гидравлические дисковые. Ну и выпускная система была настроена.
alexr64
Кроссовые двигатели CZ прекрасны, согласен. У нас, в России, до сих пор используются для юношеских (85/125 кубиков) соревнований по спидвею.
EGregor_IV
Согласен. Самое интересное то, что оптимальные разгонные характеристики для карта получались путём подбора передаточного отношения цепной передачи, без изменения передаточных чисел в самой коробке. Да. Еще были эксперименты по разворачиванию цилиндра на 180 градусов, когда карбюратор вставал впереди, и при этом засасывался холодный воздух, а не подогретый после цилиндра при штатном расположении. Еще на карбюратор надевали дополнительный широкий воздухозаборник, чтобы на скорости был подпор воздуха и улучшалось наполнение смесью, но тогда нужно было очень аккуратно подбирать диаметр основного жиклёра. Более того, наши умельцы экспериментировали с «иглой» (той, что двигалась в основном жиклёре и изменяла количество впрыскиваемого бензина), делая её нелинейный профиль на разных участках длины, что опять-таки влияло на мощность и приёмистость. В общем, мозговитые были парни.
franzose
Я занимался картингом с 2002 по 2005 и у нас тоже были и «Мински», и чезеты :)
alecv
В фильме «Большое космическое путешествие» ГГ занимается картингом. Видеоряд к песням «Скорости не сбрасывай на виражах» и «Я тебе конечно верю» (в начале).
dmitrykabanov Автор
Про упоминания в кино поговорим в след. материалах, без этого нельзя :)
alecv
Тогда, наверное, было бы интересно опознать модели картов «в кадре»…
xFFFF
В детстве катался на картинге, с движком от Иж Планета-5)
robert_ayrapetyan
«Хорошие» летчики после войны катались на четырех колесах на перегонки, «плохие» — на двух и стали сколачивать банды («Ангелы из Ада» — до сих пор живы по всему миру). Но вообще они все не при делах остались после войны и зарабатывали кто чем мог, парадоксально как сильно разделились их судьбы и увлечения.
iproger
В Харькове в детстве в двухтысячных катался на картах, это было очень дорого, но так круто!
Вообще, не видел в других городах каких-то треков.
makaronn
Несколько воспоминаний из спортивной юности:
— Самые топовые были на водяном охлаждении 250 кубов. Такие у нас устраивали изредка показательные заезды. Пилотам приходилось бросать пить/курить. Перегрузки были реально очень большими и упирались в здоровье. На водяном были и в регуряных заездах, но объем был меньше.
— У меня на бескоробочном классе обороты перевали за 20000
— Самое опасное было это заезд на колесо соперника. Ибо скорость в верхней точки колеса в два раза больше, чем движение самого карта. И при таком наезде карт нехило подкидывало над землей
— Это было чертовски дорого во второй половине 90-ых. Советские классы сходили на нет. А расход на западные вполне был сопоставим с обычным автомобилем. Спонсорства не было. Например комплект сликов на гонку+тренировку 120 баксов, цепь 50 баксов, а сам карт превышал стоимость среднего отечественного автомобиля. В среднем в месяц было две гонки в Московском регионе. Иностранцы к нам не приезжали.
makaronn
— Также наверное стоит упомянуть, что картинг это была входная точка в автоспорт для большинства звезд как мирового автоспорта( Айртон Сенна, Михаэль Шумахер и тд.) так и нашего. Например Михаил Алешин, с которым мы выступали в одном классе, стал первым российским автогонщиком в американском Индикаре.
— В нашем чемпионате выступали и девушки. Их было совсем не много, но гонялись они хорошо :)
Rupper
Все в принципе так и осталось. Резина только 200 евро, хватает в фирсановке на 8-10 заездов на ротакс макс. Вега чуть дороже и на кз ее хватает на 4 заезда :) спонсорства имхо в картинге нет нигде (и за границей тоже) кроме родителей/собственных доходов. Новый карт как тогда так и сейчас стоит — новый kz2 1.7 ляма.
Хорошо хоть трассы есть — фирсановка, лидер, маяк в москве. Устьлабинск, симферополь, атрон в рязани, трасса в сочи на зиму.
dmitrykabanov Автор
Еще думаю, что будем публиковать короткие заметки по теме в Телегам-канале. Велком
HiMem-74
Периодически очень хочется странного, например вот такое, T-REX называется:
Довелось однажды посидеть — ураган! При этом не отбивает копчик, как на картинге. Резина автомобильная, т.е. не космос по ценам. Заднее колесо — расходник, так хозяин на шиномонтажках бесплатно набирал лысых покрышек и устраивал burnout…