Мы начали обсуждать трансформацию сферы образования и переход к «Education 4.0», плюс — сделали две подборки [первая, вторая] наиболее заметных training&development-стартапов.

Продолжаем знакомить вас с проектами, которым удалось привлечь венчурные инвестиции и закрыть крупные сделки в разгар кризиса. Расскажем, чем они занимаются [подобный опыт мы анализируем и в закрытом режиме в рамках нашей программы акселерации].

Фотография: Eddie Kopp. Источник: Unsplash.com
Фотография: Eddie Kopp. Источник: Unsplash.com

Strivr готовит кастомные VR-тренинги для компаний и спортивных команд — помогает сотрудникам и игрокам отрабатывать различные ситуации в виртуальном сеттинге. Это могут быть как нестандартные моменты вроде действий при похищении товаров из магазина и нападении на кассира [такое обучение прошли тысячи менеджеров Verizon], так и работа с корпоративным оборудованием, знакомство с процессами его настройки и обслуживания.

Еще — поддержание «эмоциональной гигиены» в коллективе и этикет взаимодействия с клиентами. Спортсменам решения Strivr позволяют обогатить тренировки и отрабатывать игровые комбинации в межсезонье — для квотербека, выступающего в НФЛ, они исчисляются сотнями [компания упоминает такой кейс и говорит о сотрудничестве с командами НБА].

Чтобы соответствовать требованиям атлетов и бизнеса, Strivr делает ставку на контент, UX и сопоставление показателей в VR с тем, как обучающиеся ведут себя в жизненных обстоятельствах. Для такой аналитики и отслеживания результативности занятий Strivr производит айтрекинг в VR-среде и учитывает различные физиологические данные.

Проект запустили в 2015-м в стенах лаборатории Стэнфордского университета. Сейчас один только парк устройств Strivr насчитывает более 22 тыс. хедсетов [они распределены по клиентам — BMW, JetBlue, Walmart, Verizon, другим компаниям и спортивным организациям], а команда может похвастаться 1,5 млн проведенных тренингов.

Для управления контентом и взаимодействия с заказчиками она разработала собственное программное решение и привлекла более 51 миллион долларов инвестиций на развитие бизнеса. Наиболее масштабные раунды пошли в прошлом и 2018-м году — Strivr «поднял» 30 и 16 миллионов долларов соответственно.


Health Scholars — это облачная платформа для VR-тренингов, которая опирается на методологии и алгоритмы сердечно-легочной реанимации, принятые такими организациями как Американская кардиологическая ассоциация и комитет Красного Креста. Эти процедуры входят в обязательные образовательные программы и инструктажи для медицинских работников. Темы занятий включают и ликвидацию чрезвычайных ситуаций вроде возгораний в операционной.

Управлять происходящим в виртуальном сеттинге и коммуницировать с NPC можно с помощью голосовых команд. По ходу прохождения уроков — система будет готовить детальные отчеты с аналитикой по ключевым показателям эффективности.

Фотография: Piron Guillaume. Источник: Unsplash.com
Фотография: Piron Guillaume. Источник: Unsplash.com

Проект запустили в 2017-м силами бывших специалистов некоммерческой организации OSF, Optera Group, специализирующейся на визуализации медицинских данных, и Simcore Technologies, занимающейся образовательными системами в этой области. Их опыт позволил быстро разработать и выпустить первые VR-тренинги под брендом Health Scholars. А в прошлом году — стартап получил венчурные инвестиции от медицинских и технологических фондов. Объем первого раунда составил 17 млн долларов. Средства направят на подготовку нового контента, его методологическое обоснование и привлечение корпоративных клиентов.


Parchment — развивает сервис для верификации и хранения цифровых копий дипломов. Им пользуются более миллиона выпускников университетов и школ. Площадка позволяет добавлять «корочки» в личный кабинет с помощью автоматизированных запросов к образовательным учреждениям и делиться документами с другими организациями при приеме на работу или учебные программы. Вузы, школы и компании — с ее помощью снимают с себя затраты на поддержание «бумажного» архива, который Parchment может оцифровать целиком.

Команда работает над проектом с 2003 года и за это время получила более 66 млн долларов от ряда венчурных инвесторов. Одним из ключевых стал инвестбанк Raine Group — он вкладывал средства в Parchment с 2012 года. Деньги компания использовала не только для финансирования разработок, но и для приобретения других организаций, развивающих решения для колледжей, обмена документами между образовательными организациями и откликов на вакансии. Одна из последних сделок прошла в конце 2019-го и состояла в объединении с прямым конкурентом — Credentials Solutions. После этого Raine Group объявили об успешном «выходе» из проекта.

За время работы через Parchment прошло более 100 млн дипломов и транскриптов пройденных курсов — сегодня площадка является одной из крупнейших в мире в данной нише.


Learnit+AcademyX — покупка крупным вендором корпоративных курсов, воркшопов и программ сертификации относительно небольшого провайдера тренингов для технологических специалистов и офисных сотрудников. Профиль образовательных программ одной и другой компании достаточно близок, поэтому сделка позволит быстро расширить библиотеку Learnit и предложить — теперь уже общим — клиентам дополнительные возможности — например, занятия по программированию на Python, курсы по Jira и продуктам Adobe Creative Suite. Всего покупатель получит более 650 корпоративных клиентов и расширит свое портфолио до двух тысяч партнеров, в число которых входит Netflix, Oracle, Visa и другие крупные бренды.

Фотография: Hitesh Choudhary. Источник: Unsplash.com
Фотография: Hitesh Choudhary. Источник: Unsplash.com

Для Learnit это — первое приобретение, поэтому компания не торопится раскрывать детали. Однако можно предположить, что AcademyX могла обойтись ей как минимум в пару десятков миллионов долларов. За счет такой экспансии компания планирует захватить новые сегменты рынка T&D- и L&D-решений [learning&development]. Согласно оценкам экспертов, суммарный объем его североамериканской и европейской частей превышает 250 млрд долларов, что в свете спроса на массовую переподготовку специалистов можно рассматривать в качестве стартовой отметки. Высока вероятность того, что через пару лет значимость этой ниши оценят еще выше.


Smart Sparrow — это примечательный EdTech-стартап из Австралии, который запустили десять лет назад. За это время команде удалось представить целый спектр тематических продуктов: от платформы для авторов образовательных программ и решений для издателей разнообразного контента до студии разработки кастомных курсов и продуктов для компаний-клиентов.

Вместе с этим команда привлекла 23,5 млн долларов, а в прошлом году проект выкупил Pearson — один из крупнейших паблишеров и вендоров в сфере образования. Сумма сделки составила 25 млн долларов. С помощью решений Smart Sparrow компания переработает не только часть готовых курсов и будет выпускать новые, но и расширит библиотеку электронных книг. Плюс — дополнит возможности собственной новинки — Global Learning Platform, которая должна поспособствовать персонализации образовательного процесса в духе адаптивного обучения [adaptive learning].

На сайте проекта есть занимательный подраздел с кейсами, хотя блог — давно не обновляли.


P.S. В нашем блоге на Хабре мы рассмотрели 15 примечательных EdTech- и T&D-стартапов [часть первая и вторая]. Сейчас мы продолжаем работу с проектами, которые прошли отбор в наш акселератор. Победители тематических треков получат по 500 тыс. рублей для развития идей.


Дополнительное чтение: