На большей части России еще лежит снег, но уже пора задуматься о том, как проводить лето. И сложно представить что-то более приятное, чем парить над тротуаром, усилием мысли перемещаясь, куда хочется. Конечно, не совсем «парить» и не совсем «усилием мысли», но ощущения от езды на моноколесе максимально близки именно к такой картине. А несколько недель, пока снег будет таять, можно потратить на выбор модели, которая порадует вас больше всего.


Фото Московского электроклуба, источник

Введение


Необходимый дисклеймер: Я не связан ни с каким производителем или продавцом моноколес, не рекламирую никакие из упоминающихся ниже моделей, фирм-производителей или фирм-продавцов и излагаю исключительно свое мнение, базирующееся на собственном опыте и информации с профильных форумов, чатов и сайтов. Также, во избежание обвинений в рекламе, среди видеообзоров ниже нет снятых российскими магазинами или дилерами.
Если сравнить ситуацию на рынке с прошлой весной, то заметно некоторое замедление развития — анонсированные ранее модели появились на рынке в течение года, но почти нет вышедших колес, про которые не было известно в прошлом марте. В общем это неудивительно — взрывной рост 14-16 годов закончился, и новые модели меньше отличаются от старых и между фирмами-производителями. К счастью, как раз в конце этого периода моноколеса в целом стали отличными аппаратами и полноценным транспортом.

Для большей беспристрастности фирмы-производители представлены по алфавиту.

Gotway


Колеса Gotway отличаются разнообразием. Компания выпускает самое большое колесо (22''), а в 18 году появились пока не подтвержденные слухи о возобновлении производства самой маленькой (5'') модели. К тому же недавно вышли модели с колесами непривычных диаметров — 17'' и 19'' (все уже привыкли к ряду 14-16-18 дюймов).

В 17 году большой проблемой для Gotway была надежность и плохая организация работы с продавцами и покупателями. Важным признаком того, что эти проблемы как минимум частично решены, является то, что крупный российский дилер моноколес вернул Gotway в свои прайс-листы после довольно длительного изгнания.

Самым маленьким из производящихся является десятидюймовое колесо Mten3. Оно имеет мотор 800 Вт, позволяющий безопасно ездить взрослому человеку, максимальную скорость 35 км/ч и батарею 512 Вт*ч, которой хватит примерно на 35 реальных километров. Но в то же время вес (11 кг) и цена делают его слишком близким к «серьезным» моноколесам, поэтому полезность этой модели, на мой взгляд, сомнительна.


В диапазоне 14 дюймов представлена модель MCM5, появившаяся в 2018 году. Это быстрое (40 км/ч), мощное (1500 Вт) колесо с вариантами маленькой (340 Вт*ч) и большой (770 Вт*ч) батареи, но тяжелое (17 кг) и со странным дизайном. Лично меня больше всего удивляет закрытая с одной стороны выемка ручки, не позволяющая прицепить ремень или взять колесо произвольной рукой слева или справа. В то же время у модели есть удобные фичи — кнопка, отключающая поднятое колесо, выдвижная ручка, фара и USB-порт для зарядки гаджетов.


В «среднем» диапазоне у Gotway два колеса — 16'' Tesla 2017 года и вышедшее совсем недавно 17'' Nikola. Новинка может ехать со скоростью 50 км/ч на расстояние под сотню километров (батарея 1554 Вт*ч) благодаря мотору 2000 Вт, но весит 24,5 кг и может быть не комфортной для ног из-за отсутствия боковых подушек. Также здесь есть все фичи современного моноколеса — фара, динамики, отключение колеса при переноске, подсветка и откидная ручка.


В «тяжелом» весе Gotway может похвастаться 19'' моделью MSuper X 2018 года, являющейся результатом длительного развития серии MSuper (V1, V2, V3). Обновленный корпус выглядит симпатично, но в нем отсутствует автоотключение при переноске и динамик. Забавно, что эта модель чуть легче Nikola — 23 кг при очень близких характеристиках.


Ну и в сверхтяжелом весе есть 22'' модель Monster 2017, своим весом в 32 кг ставящая вопрос осмысленности настолько больших колес.

Gotway раньше был известен своими мощными, быстрыми и лаконичными (без подсветки и динамиков) колесами, новые модели больше следуют общему тренду, например, Nikola заметно похожа на колеса Inmotion. А вот оригинальные решения могут кому-то показаться неудобными. Если практика покажет, что проблем с качеством действительно стало меньше, то эта компания снова вернется в группу лидеров рынка.

Inmotion


Год назад Inmotion только анонсировали новую модель V10/V10F и нагнетали интерес фотографиями, на которых не было ничего понятно. В итоге выяснилось, что V10 — фактически утяжеленная модель V8 (одна из лучших в 2016): очень похожий дизайн, мотор 2000 Вт вместо 800, батарея 960 Вт*ч вместо 480, скорость 40, а не 30, более широкая покрышка и динамик. Увы, за это пришлось заплатить весом — колесо потяжелело почти на 10 кг — 22,5 против 13,8. И, как это часто бывает с новинками, не обошлось без багов — конструкция корпуса около батареи была сделана неудачно, и туда могла попасть вода. После нескольких неприятных историй российский дилер провел отзывную кампанию по гидроизоляции, а в новые экземпляры внесли изменения.

Возможности V10 показывает профессиональный акробат Дамьен Гомэ.


В целом Inmotion имеют репутацию производителей отличных, но не самых дешевых колес, V8 был очень успешен. Для моих задач у него слишком маленькая батарея, если бы не это, то выбирать колесо мне было бы трудно — и внешний вид и характеристики у него были впечатляющими.

KingSong


В 2018 году KingSong завершили модернизацию своего модельного ряда, выпустив модель 18L в корпусе, аналогичном 16- и 14-дюймовым колесам. В результате можно выбирать колесо, наиболее подходящее под ваши потребности:


Для желающих сэкономить есть 14-дюймовая модель 14M с минимальной батареей 170 Вт*ч, на которой можно проехать 10-15 км. Мотор 800 Вт кажется слабым на фоне конкурентов, но это иллюзия. Безопасные моноколеса начинаются от мощности 500 Вт, и только очень тяжелым ездокам (>90-100 кг) стоит искать модели с мотором мощнее киловатта. Но разогнаться на этом колесе не получится — слабая батарея ограничивает максимальную безопасную скорость 20 км/ч. Также из экономии здесь убраны динамики и светодиодная лента.

Базовая модель в диаметре 14 дюймов — 14D. Батарея 420 Вт*ч позволяет проезжать 25-30 км с максимальной скоростью 30 км/ч и выгодно отличается небольшим весом 13 кг. В комплекте все удобства — выдвижная ручка, колонки, фара/стоп-сигнал, USB-зарядка для гаджетов, нет только автоматического отключения при подъеме колеса в воздух.

Для тех, кому мало пробега 14D, есть вариант 14S (в РФ он также обозначается как 14DS) с батареей 840 Вт*ч. На ней до полного разряда батареи у меня получилось проехать 53 км. Также, благодаря тому, что батареи занимают больше места, здесь есть удобные и мягкие боковые подушки. Вес вырос незначительно, до 15 кг. В прошлом году 14-дюймовые корпуса могли похвастаться быстрозаменяемыми предохранителями, но в новых партиях их перенесли обратно на плату контролллера, и без разборки корпуса до них теперь не добраться.


В диапазоне 16 дюймов исходную модель 16A заменил обновленный вариант 16S — мощность мотора увеличили с 800 до 1200 Вт, а максимальная безопасная скорость выросла до 35 км/ч. Вес остается в приемлемых рамках — 17 кг с батареей 840 Вт*ч. Из-за того, что корпус 16 дюймов появился первым, USB-зарядку в него еще не догадались добавить, но динамики, фара и выдвижная ручка здесь есть.


Ну и, наконец, самый свежий 18-дюймовый корпус порадовал всеми возможными фичами — кроме выдвижной ручки, фары, динамиков, USB-зарядки, добавили датчики в стойках ручек, фиксирующие подъем колеса, так что оно выключается автоматически, не раскручиваясь в воздухе. Мощность мотора выросла до 2 кВт, что позволяет разгоняться до 50 км/ч (пожалуйста, берегите себя!). Модель доступна в двух вариантах, с батареей 1036 (-18L) и 1554 (-18XL) Вт*ч. Увы, за все приходится платить, и вес этого колеса составляет 22 (-18L) или 24 (-18XL) кг. Также, к сожалению, запуск новой модели не обошелся без досадных багов — колесо случайным образом ловило зависания контроллера при передвижении с выдвинутой ручкой рядом с хозяином («фризы»), а фара плохо охлаждалась и быстро деградировала. В новых версиях конструкцию фары изменили, а фризы как минимум частично победили.

В целом также стоит отметить, что, к сожалению, в 2018 году появилось больше замечаний к качеству изготовления колес — выдвижные ручки начали чаще ломаться, а в одном случае приобретенное колесо оказалось без гидроизолирующей прокладки контроллера. В то же время, статистика сервисного обслуживания говорит, что в целом колеса достаточно надежные — контроллеры, моторы и батареи выходят из строя редко. Если KingSong не допустят дальнейшего падения качества сборки, то останутся одним из лучших производителей. Лично я отъездил 2300 км на модели 16А и 1400 км на 14S и считаю, что в этой линейке не только самый красивый и логичный дизайн, но и наиболее рациональные характеристики для компактного и легкого городского транспорта.

Последние месяцы ходили слухи о выходе новой модели, и 14 марта появилось первое видео KingSong 16Х, которое ожидается не раньше лета. Новинка идет в тренде последнего времени — широкая покрышка (3''), мощный мотор, большая батарея (1554 Вт*ч), но при этом колесо неизбежно получится тяжелым.


Ninebot


Анонсированная еще в августе 2017 новинка Ninebot Z6/Z8/Z10 только осенью добралась до России. Особенностью модели является бескамерная покрышка диаметром 18 дюймов и шириной 4,1''. Она самая широкая из всех серийно выпускающихся моноколесных, поэтому езда на таком колесе имеет свои особенности. Пользователи отмечают резкое ухудшение управляемости на скоростях выше 20-30 км/ч. Также, несмотря на огромный опыт с сегвеями и электросамокатами, Ninebot не сумела отловить и исправить все проблемы новой модели — есть случаи, когда колеса не включаются сразу из коробки, а у некоторых быстро выходит из строя контроллер. К недостаткам также стоит отнести максимальную массу среди распространенных колес — 26 кг, только редкий 22-дюймовый Gotway Monster весит больше. Зато в эти килограммы помещается мотор мощностью 1800 Вт, позволяющий разогнаться до 45 км/ч, батарея 995 Вт*ч и почти полный набор фич — выдвижная ручка, отключение при подъеме, фара, динамик, нет только USB-порта.


Ninebot имел отличную репутацию, в районе 2015 его модели были одними из лучших, но вот со «злом» (жаргонное название в России — z10 — «zlo») пока что дела не задались. По имеющейся информации средняя модель Z8 снята с производства, и остаются только легкий и тяжелый варианты. Благодаря выпуску отличных самокатов и сегвеев фирма переживет не очень удачную модель и еще может порадовать нас в будущем.

Другие компании


IPS в прошлом году выпустила компактное колесо S5 с двумя моторами, но, судя по отсутствию информации в сети, оно производится в лучшем случае малыми партиями. Если у компании какие-то проблемы, то это очень печально, потому что сверхкомпактная модель i5 (2017 год) имела совершенно революционный дизайн.

Rockwheel анонсировала модель IRON 100 с мотором 2 кВт, колесом 16'' и батареей 1-2 кВт*ч. Прямоугольный дизайн не особо вдохновляет. У прошлой модели GT16 были проблемы как с конструкцией, так и надежностью, так что российские дилеры особого интереса к компании не проявляют, и колеса Rockwheel в России почти не встречаются.

Solowheel выпустили компактный «колобок» Iotatrax, хотя, судя по комментариям бекеров, не всем, поддержавшим выпуск деньгами, успели их доставить. Но обзоры в сети найти можно, по крайней мере на Западе колесо встречается.

Uniwheel, единственная моноколесная компания с российскими разработчиками, почти подготовила к выпуску свою первую модель, но внезапно замолчала. На западном форуме моноколесников есть сообщение человека, который проходил мимо их лондонского офиса, позвонил, но ему не открыли. Компания могла как переехать, так и вообще закрыться. Увы, их единственная модель была морально устаревшей еще до выпуска.

Заключение


Компании-разработчики моноколес прислушиваются к пожеланиям пользователей, и это могло привести к парадоксальному эффекту. Наиболее активны фанаты, которые хотят ездить еще быстрее и дальше, а вопрос неизбежного увеличения веса их не волнует. В результате свежие модели разных производителей имеют мощные моторы и большие батареи, но становятся заметно тяжелее. Только практика покажет, насколько такая активная группа репрезентативна. К счастью, рынок моноколес достаточно разнообразен, и вы можете подобрать наиболее подходящий именно вашим запросам вариант. Также в этом может помочь сводная таблица характеристик моноколес для диаметров 10-14 дюймов и >16 дюймов.

Дополнительные материалы:

Комментарии (24)


  1. C4ET4uK
    22.03.2019 07:42

    Я так понимаю данные по сервису от главного моноколесного магазина РФ?


    1. lozga Автор
      22.03.2019 08:01

      Да. Если у вас есть еще хорошие источники, пишите в комментариях, думаю, вам будут благодарны.


  1. deinlandel
    22.03.2019 09:47

    Спасибо за обзор, но всё же моделей очень много получается. Есть какие-то общепризнанно «хорошие» стартовые варианты? Мне надо ездить 7 км туда обратно на работу каждый день. Обратно в довольно серьезную горку.


    1. lozga Автор
      22.03.2019 10:02

      На 7 км в одну сторону хватит батареи до 500 Вт*ч. Поэтому, если хотите колесо полегче, то посмотрите Inmotion V8, Kingsong KS-14D. Если вы весите меньше 100 кг, их будет достаточно. Ну а если хотите ездить далеко и быстро, то тут уже выбрать будет сложнее. V10, KS-18L/XL, MSuperX, наверное, топ-3.


    1. bkayne
      22.03.2019 10:17

      Посмотрите на Inmotion V8 — ИМХО, оно идеально подходит под ваши пожелания.

      Плюс общепризнанной на русскоязычном рынке является KingSong KS16S. Модель обычно выбирается в качестве второго колеса пользователем, который настрадался от своей слабой, предыдущей модели.

      P.S. Использую V10F, моё третье колесо. Есть свои минусы, плюсов тоже достаточно.


    1. maxim_ge
      22.03.2019 23:46

      Смотря какой вес и сколько есть денег. Из уже посоветованных будет такой ряд, в порядке возрастания цены: KS-14D (45 т.р.), V8 (52 т.р.), KS 16S (67 т.р.), Inmotion V10F (82 т.р.)

      Я вешу 100 кг, V8 считаю «идеальным» выбором (еще имеем KS-14D, ребенок ездит).

      Есть вариант Inmotion V5F (35 т.р.), но это если вес ниже 80.

      Вот на V5 (но брать надо V5F):
      www.youtube.com/watch?v=hmPHJFsaiho


  1. Sadler
    22.03.2019 10:03

    Сезон ещё не начался, а у моего купленного Inmotion V8 сразу пришлось менять камеру: китайцы её криво уложили, и она перетёрлась за неделю обучения при езде по квартире. Полностью спускало буквально за 3 дня. Пока что обошёлся велосипедной камерой (200 руб) с надетой на ниппель резиновой сантехнической прокладкой, дабы его укоротить. Заодно при разборке выяснил, что при сборке китайцы разрезали изоляцию к красному проводу питания от аккумулятора, замотал изолентой. Всё ещё спускает с 3 до 1 атм. где-то за неделю, уж не знаю, на что ещё думать, золотник разве что поменять.


    1. lozga Автор
      22.03.2019 10:17

      Давление точно было не слишком низким?

      Не повезло, сочувствую. Я подкачиваю раз в две недели где-то.


      1. Sadler
        22.03.2019 10:43

        Давление точно было не слишком низким?
        Неточно, проверять первые пару недель было нечем, манометра не было, так что накачивал так, чтобы пальцем не проминалось и не проседало под моим весом. После замены камеры всегда докачиваю до 3 атм.


    1. bkayne
      22.03.2019 10:29

      В похожей ситуации мне помогла смена покрышки — оказывается, в одном месте обод тщательно протирал камеру. Сменил три камеры, пока понял источник проблемы.

      Интересный нюанс: колесо 5 месяцев стояло без дела в углу, вчера встал и поехал, даже подкачивать не пришлось.


    1. Biga
      22.03.2019 10:47

      Аналогично с V5F. Колесо проездило аж полгода не очень активного использования и сдулось. При разборке узрел характерные повреждения от перекрученной камеры. Заклеил кучей клея и заплаток, полёт нормальный, не сдувается. Новая камера с али пришла, но заменять пока не буду, потому что ещё одна полная разборка колеса не вдохновляет.


  1. Dreyk
    22.03.2019 10:19

    а Xiaomi вообще не котируются? собираюсь взять свое первое колесо (ездить на работу около 5км в гору и вниз по киевским холмам) но так чтоб если что можно было в метро удобно заскочить


    1. bkayne
      22.03.2019 10:26

      Xiaomi использует бренд Ninebot на рынке моноколес. Ничего универсального, современного и удобного для повседневного использования там нет.


    1. lozga Автор
      22.03.2019 10:28

      Если вы про Ninebot One A/C/E, которые иногда обозначаются как Xiaomi, то это уже морально устаревшая модель. 2015 год все-таки, сейчас оно и слабое и медленное.


    1. Eyes
      22.03.2019 10:33

      На форумах обычно не котируется. Но в реальной жизни — вполне. Накатал на S2 в прошлом году пару сотен километров. Проблем не замечено. Отсутствие выдвижной ручки вполне заменяется весом.
      По факту хочется только больше автономности, но это сразу плюс к весу и стоимости.
      Нынче думал над еще одним колесом, но только потому, что хочется ездить с ребенком вместе, а не бегать за ней. И не могу явно выбрать что взять себе.


  1. Biga
    22.03.2019 10:54

    Поделитесь, пожалуйста, опытом использования колеса без кнопки отключения в ручке. У меня это достаточно часто используемая функция. Можно ли жить без неё?


    1. bkayne
      22.03.2019 11:00
      +1

      Можно, мои первые два колеса были без нее. Но с ней, да, удобнее.

      Первое время учишься балансировать в руке, чтобы не раскручивалось вперёд-назад.
      Это на каких-то лестницах, переходах. И нормально. На больших переходах выключаешь.


    1. lozga Автор
      22.03.2019 11:25
      +1

      У меня оба колеса без кнопки, если заносить на бордюры, то можно аккуратно поднимать. Длинных лестниц без боковых рельс для колясок не попадалось, в транспорт заносить выключенным. В общем можно жить, это не фатальный недостаток.


  1. koot
    22.03.2019 13:58

    Напишу как пользователь inmotion v10f
    Лучше проверять все колеса ибо пути китайцев не исповедимы и именно поэтому сервис в ответ на просьбы пользователей ввел услугу предпродажной подготовки колес
    Где осмотрят колесо проверят устранят известные детские болячки о проведут общее ТО


  1. kolemik
    22.03.2019 18:09

    А не появилось ещё колёс с подрессоренными подножками? или эта проблема теперь решается покрышками в 4 дюйма?


    1. lozga Автор
      22.03.2019 20:10

      Была экспериментальная модель с пружинами, но неудачная.


      1. kolemik
        22.03.2019 20:22

        ок, нашёл обзор
        ecodrift.ru/2017/09/22/obzor-monokolesa-gotway-mcm3-s-amortizatorami-krovat-na-pruzhinah

        да, выглядит самодельно :)

        но именно на отсутствие амортизации я грешу больше всего, ибо первая блокировка сустава была именно после того как на всём ходу наехал на «мини-лежачего-полицейского».

        Больший диаметр, хороший ход педалей, удобная блокировка для старта движения и амортизаторы — всё ещё может получиться! Тогда непременно встану на колесо обратно.


  1. lingvo
    22.03.2019 19:12

    Спасибо за статью. Жалко, что это только обзор, а не сравнение. Хотелось бы видеть в итоге табличку лидеров, например в разных ценовых или мощносных диапазонах.


    1. lozga Автор
      22.03.2019 20:11

      Ссылки на таблички есть в конце. Но, поскольку это работа дилера указанным брендом, я вынес в ссылки.