Президент Дональд Трамп и его главный военный советник встретились с исполнительным директором Google Сундаром Пичаем и высказали опасения, что разработки американских компаний в области ИИ могут использоваться китайской армией.

Встреча прошла после того, как генерал Джозеф Данфорд, председатель Объединенного комитета начальников штабов (Joint Chiefs of Staff), выступил с критикой Google за продолжение технологического сотрудничества с китайскими партнёрами в сенатском комитете по вооружённым силам 14 марта. Вскоре после этого президент опубликовал провокационный твит: «Google помогает Китаю и их военным, но не США! Ужасно!»


Судя по всему, Пентагон обеспокоен не только действиями Google, но позицией всех американских технологических компаний, которые не блокируют для Китая доступ к своим разработкам в области машинного обучения, что угрожает национальной безопасности.

«Мы с большим беспокойством наблюдаем, как отраслевые партнёры работают в Китае, зная, что китайские военные получают от этого косвенную выгоду, и, честно говоря, „косвенная” может быть не полной характеристикой того, как есть на самом деле, — сказал генерал Данфорд. — Это прямая выгода для китайских военных».

Председатель Объединенного комитета начальников штабов подробно остановился на своих претензиях к Google в ходе другого мероприятия, состоявшегося 21 марта в вашингтонском Атлантическом совете (Atlantic Council) — аналитическом центре, занимающемся международными вопросами. По его словам, американские технологические компании, работающие с Китаем над инициативами ИИ, «помогут авторитарному правительству установить контроль над собственным народом… и это позволит китайским военным воспользоваться технологией, разработанной в Соединенных Штатах», — сказал Данфорд.

После всех этих претензий генерал Данфорд в конце концов 27 марта встретился с Сундаром Пичаем, исполнительным директором Google. Неожиданно к этой встрече присоединился Трамп, пишет IEEE Spectrum. Позже президент написал в твиттере о своём удовлетворении встречей: «Он решительно заявил, что он полностью привержен военным США, а не китайским военным».


Google и раньше выражала свою готовность работать с Пентагоном над некоторыми проектами и отрицала сотрудничество с китайскими военными. Представители Пентагона и президент так и не уточнили, каким образом деятельность Google в Китае помогает в развитии китайских военных технологий.

Известно, что на территории Китая заблокированы почти все сервисы Google, кроме переводчика Google Translate, а компания уже несколько лет безуспешно пытается вернуться на китайский рынок. Единственное, что ей разрешили местные власти — открыть в 2017 году исследовательский центр ИИ в Пекине. Новый центр курировала Фэй-Фэй Ли, ведущий исследователь Google Cloud, сама родом из Китая: «Наука ИИ не знает границ, — написала она в объявлении о запуске Центра. — Как и его преимущества». (В сентябре 2018 года профессор Ли покинула Google и вернулась в Стэнфордский университет).

Китай разработал национальную стратегию в области Искусственного интеллекта. В 2017 году Государственный совет КНР опубликовал «План развития искусственного интеллекта следующего поколения», в котором были изложены основные пункты стратегии Китая стать мировым лидером в данной сфере, с индустрией ИИ, которая оценивается почти в $150 млрд. Первый шаг этого плана направлен на то, чтобы к 2020 году догнать США в области разработки технологий и приложений, где используется искусственный интеллект.

В результате уже сейчас Китай занимает первое место в мире по финансированию ИИ. Например, в 2017 году 48% мирового объема инвестиций в капитал ИИ-ориентированных стартапов поступило из Китая. Для сравнения, аналогичные инвестиции из США составили 38%, и лишь 13-14% приходится на все остальные страны, вместе взятые.

Китайская стратегия ИИ предусматривает три этапа:

  • Этап 1: «Конкурентоспособность в сфере ИИ» — 2020 год. Основной фокус: интеллект больших данных, автономные интеллектуальные системы, «кросс-медиум» интеллект, роевой интеллект, гибридный расширенный интеллект, основополагающие теории в сфере AI.
  • Этап 2: «Прорывы» — 2025 год. Искусственный интеллект будет широко применяться в медицине, городской инфраструктуре, производстве, сельском хозяйстве, в построении систем национальной обороны, в сфере применения законов и правил, а также для оценки безопасности и возможности осуществления функций контроля.
  • Этап 3: «Мировое лидерство» — 2030 год. Организация механизмов социального управления, включая деятельность органов власти, построение систем национальной обороны и выстраивание глобальных производственно-сбытовых цепочек.

Эксперты обращают внимание, что хотя Google напрямую не работает с китайскими военными, но «некоторые из нынешних и потенциальных партнёров Google в Китае, включая Университет Фудань и Университет Цинхуа, участвуют и привержены этой национальной стратегии военно-гражданского слияния [в области применения высоких технологий]».

Столь пристальное внимание к Google кажется несправедливым, поскольку свои научно-исследовательские центры в Китае есть и у других технологических гигантов, включая Amazon, Apple, IBM и Microsoft. Они ведут проекты, в том числе ориентированные на разработку приложений ИИ, задействуя китайских инженеров и учёных.

Возможно, Google привлёк внимание и вызвал критику Пентагона, потому что эта компания не так активно сотрудничает с американской армией, как другие IT-гиганты. Например, недавно Google пообещала никогда не применять разработки ИИ для «технологий, которые причиняют или могут причинить общий вред», а также для создания «оружия или другие технологий, основная цель или осуществление которых состоит в причинении или непосредственном облегчении вреда людям». Возможно, Пентагон просто пытается склонить Google к сотрудничеству.

Комментарии (0)