image

В понедельник руководитель НАСА Джим Брайденстайн провел совещание для сотрудников агентства. На повестке дня стоял вопрос о том, как доставить людей на Луну к 2024 году. Эту цель поставил на прошлой неделе вице-президент США Майк Пенс во время своего выступления на тему космической политики государства.

Во время совещания Брайденстайн объяснил, почему идея использования частных ракет для запуска космического корабля «Орион» для испытательного полета без экипажа неосуществима: «Я был сторонником этого плана, он выглядел весьма неплохо. К сожалению, ни одна из ракет (Delta IV Heavy от United Launch Alliance и Falcon Heavy от SpaceX) не подошла для миссии 2020 года по ряду причин».

Тем не менее, Брайденстайн изложил возможный сценарий использования коммерческих ракет в более отдаленном будущем. До сих пор считалось, что собственная сверхтяжелая ракета-носитель SLS позволит НАСА напрямую вывести корабль «Орион» на лунную орбиту и доставить астронавтов на поверхность спутника Земли в 2024 году. Однако Брайденстайн сообщил, что есть еще один вариант развития событий: использование для этой цели тяжелой ракеты Falcon с системой Interim Cryogenic Propulsion Stage, построенной United Launch Alliance.


По словам руководителя НАСА, вероятность реализации второго варианта далеко ненулевая. Однако он подчеркнул, что Уильям Герстенмайер, заместитель директора НАСА по пилотируемым полетам, еще не одобрил этот план из-за ряда технических нюансов.

«Принятие решения требует много времени и затрат, кроме того есть определенная доля риска в нашем плане. С другой стороны у нас есть время и возможности принять решение и даже пойти на риск при необходимости, а также внести некоторые изменения. Все это может помочь нам высадиться на Луне в 2024 году», — прокомментировал текущую ситуацию Брайденстайн.

Также он призвал всех сотрудников НАСА принять возможность будущих изменений, которые позволят ускорить высадку людей на Луну.

Комментарии (26)


  1. SoSed0000
    02.04.2019 21:40

    А за зверь, эта система Cryogenic Propulsion Stage? Кто-то может вкратце объяснить?


    1. BlackMokona
      02.04.2019 21:57
      +1

      Улучшенная вторая ступень с Дельты-4, водородная ракета очень профитная для вакуума с точки зрения ПН


  1. Valerij56
    02.04.2019 23:20
    +1

    Есть две проблемы. Первая — Фалькон Хэви не сертифицирован для пилотируемых полётов, и эта сертификация займёт много времени из-за того, что Фалькон Хэви редко летает. Вторая — диаметр сборки Ориона с Cryogenic Propulsion Stage больше, чем стандартный обтекатель Фалькон Хэви. Это решаемо, но может потребоваться доработка Фалькона, что задержит сертификацию.

    Есть другие решения.
    Во первых, Дракон может быть доработан, испытан и сертифицирован для полёта к Луне, так как изначально проектировался с возможностью возвращения со второй космической скоростью. А верхняя ступень Фалькона может быть доработана, и получить малый Раптор и возможность заправки на орбите. Но это малореальный вариант.

    Во вторых, Орион может запускаться на Дельте-4 Хэви или даже на Атласе-5, если на Фальконе Хэви будет запускаться водородная разгонная ступень с двигателем BE-3, и стыковочным узлом для стыковки с Орионом. Ступень, размерами с обтекатель Фалькона, которую может сделать ULA или Безос. И вот этот вариант даёт наибольшую вероятность возвращения астронавтов на Луну до 2025 года.


    1. BlackMokona
      02.04.2019 23:45

      1)Сертификация как и любая бумажка дело решаймое. Тот же SLS по планам летит на втором же полёте с экипажем, а Шатл с первого же полёта с экипажем полетел.
      2)Маск многократно утверждал что создать обтекатель побольше вообще не проблема. Сертификация смотрим выше


      1. striver
        03.04.2019 00:01

        На счет многократно… когда хоть раз было сказано? После пуска он что-то там говорил, что могут доработать до нужных ТТХ заказчика, но не уверен, что он говорил об обтекателе.


        1. BlackMokona
          03.04.2019 00:03

          В твитере говорил, и вроде на пресс конференции после пуска Хэви. Искать долго так как точные слова не помню.


        1. Valerij56
          03.04.2019 04:42
          +1

          Доработать, по идее, могут, но это время и изменение конструкции — задержка сертификации.


          1. striver
            03.04.2019 09:00

            Ну, судя по риторике Маска, они не горят желанием сильно вкладываться в Фалконы. А то, что они могут доработать — я не сомневаюсь. Вопрос цены/времени.


            1. Valerij56
              03.04.2019 10:08

              Да, Маск это сделает, только если будет жёсткий заказ «Именно FH, и не позднее 2024 года!» Иначе будет проталкивать Starhip.


              1. striver
                03.04.2019 10:48

                Маск вчера ответил

                по поводу прыжковых тестов


                1. Valerij56
                  03.04.2019 11:27

                  Я как раз говорю о разнице времени в расчётах Маска и реального.

                  Сложности-это нормально.


      1. Valerij56
        03.04.2019 04:47
        +1

        SLS — ракета НАСА, а FH — коммерческий «извозчик». Собственные, или даже от НАСА, испытатели могут летать и до сертификации. Разный статус, в данном случае это важно. Да и для этого Маск должен «наступить на горло собственной песне» — отодвинуть Starship.

        К сожалению, для меня Starship пока не выглядит кораблём, на котором люди смогут вернуться на Луну в 2024 году.


    1. DrPass
      02.04.2019 23:58
      +1

      SLS ведь летает ещё реже, чем FH, а ей нужно будет пройти ту же самую сертификацию.


      1. Valerij56
        03.04.2019 04:40
        -1

        SLS — ракета НАСА, а FH — коммерческий «извозчик». Собственные, или даже от НАСА, испытатели могут летать и до сертификации.


    1. striver
      03.04.2019 00:00

      Если Дракон… то СЛС и Орион просто в глубочайшем пролете, а это… не красиво.


      1. Valerij56
        03.04.2019 04:38

        Согласен, поэтому и написал, что очень маловероятный вариант. Так мог бы сделать Маск помимо НАСА.

        Но это может дойти и до Трампа, и, в принципе, Маск может получить такой заказ.


  1. NightSilf
    03.04.2019 05:13

    Имхо если НАСА не сформулирует четкую задачу с четкими параметрами и уровнем риска — США до 2025 года на Луну смогут попасть, только если Маск частным путем запустит туда StarShip.
    Сейчас же разговоры как скрестить ежа и ужа, да еще и как можно и дешевле и надежнее. Да еще и под командованием НАСА, которое любит дуть на воду.
    Формулу «Дешево, Быстро, Качественно» еще никто не отменял.
    Лучше бы объявили открытый конкурс в несколько этапов, с приличным вознаграждением за успех. Те же SpaceX, ULA и Бэзос пихая друг друга локтями отправили бы сразу 3 корабля на Луну.


    1. Valerij56
      03.04.2019 05:18

      Всё верно, но вместо NASA там может оказаться другая аббревиатура. И это будет скандал, но в стиле Трампа.


    1. striver
      03.04.2019 09:15

      Ф-35 пилили несмотря ни на что. Даже сейчас много вопросов. Хотели 1 самолет для разных целей. В итоге сделали, но А, B, C — это, по сути, разные по цене и ТТХ самолеты, им задали вопрос — что за… тогда нужно было делать 3 конкурса… а не это. Тем не менее, Ф-35 в серийном производстве. Так что… сейчас не будет никаких новых конкурсов. Потрачено 20 лярдов, люди при работе. ± несколько лет или миллиардов сверху — будет нормой, а частники, если захотят, то их может и пригласят за их счет.


      1. Valerij56
        03.04.2019 09:55

        Нужно учитывать фактор Трампа, который понимает всё это не хуже нас с вами, хочет выделиться и не боится идти на скандал. Он не связан партийной дисциплиной, и вполне может инициировать разборки в стиле «кто виноват».

        Здесь проблема в том, что Senate Lunch System, в принципе, заточена на повторение программы Аполло, большего она не может. А пришло время строить индустрию в космосе.


        1. striver
          03.04.2019 10:52

          Ну, Трамп, да, такой веселый дядя. Точно не могу сказать, но вроде как Локхид скинул цену на Ф-35, ибо вы там вообще обалдели. Если бы Маск был советников, а не выступал против Трампа, то Спейсы бы продвинулись давно и быстрее. А так, я бы не особо надеялся. Да, Трамп не против пойти и на 2-й срок, для этого нужны действия, а Спейсы бы могли бы ему обеспечить позитивный ПиАр. Посмотрим, но не уверен.


          1. BlackMokona
            03.04.2019 12:33

            Локхид не скинул цену на F-35, а наоборот поднял. Там нужно внимательно сравнивать до и после. До Пиар выхода Трампа ценовая кривая в документах была лучше.


            1. striver
              03.04.2019 12:50

              Ну, у меня в памяти осталась цифра в 140 миллионов долларов за 1 шт. Сейчас — дешевле.


              1. BlackMokona
                03.04.2019 13:20

                F-35 и так с ростом производства и отлаживанием его должен становится всё дешевле и дешевле. На той же вики было расписание этого снижения, и после заявления Трампа о скидках на F-35 новые заявленные цены оказались выше, чем было расписано раньше.
                en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_Martin_F-35_Lightning_II_procurement
                Тут табличка есть
                Трамп стал президентом в 2017 году
                F-35A в первой закупке в апреле 2007 года стоил 221,2 миллиона долларов
                А в 2016 году в 10 закупке стоил уже 94.6 миллионов долларов
                А целевой показатель заявленный в 2012 году на крупную серию
                F-35A: $83.4


                1. striver
                  03.04.2019 13:26

                  Ну, там был момент, что его стоимость чуть не превышала стоимость Ф-22, а это — промах по главной задаче: сделать Ф-16 в профиль на фоне Ф-15.


                  1. BlackMokona
                    03.04.2019 13:36

                    F-22 стоит 150 миллионов долларов без учёта НИОКР.
                    Как видим ещё до Трампа, цена на F-35 упала ниже на 65.4 миллиона долларов и дальнейшие падение было запланировано.