В эру соцсетей за такими событиями, как пожар в соборе Нотр-Дам, глобальная аудитория наблюдает в реальном времени. От Нью-Йорка до Токио миллионы людей приклеились к своим смартфонам и компьютерам, ожидая последних обновлений от СМИ и частных лиц, документировавших пожар с места происшествия. Двенадцать суровых часов судьба 850-летней иконы Парижа висела на волоске, и какое-то время казалось, что худшего не избежать.

Огонь полностью погасили, дым рассеялся, и при свете дня мы узнаём, на какие героические свершения пришлось пойти службам спасения, чтобы избежать полной катастрофы. И хотя собор получил серьёзные повреждения, его структура и большая часть бесценных произведений искусства сохранились. Пока рановато оценивать, во сколько обойдётся очистка и ремонт собора, но даже самые оптимистичные оценки говорят о сотнях миллионов долларов. В случае настолько старой структуры его реконструкция наверняка замедлится из-за того, что историкам придётся вновь изучить технологии строительства, использовавшиеся за прошедшие века, и устаревшие к сегодняшнему дню. Но народ Франции это не отпугнёт, и президент Макрон уже пообещал, что его страна восстановит собор за пять лет.

Невозможно переоценить важность действий мужчин и женщин, рисковавших своими жизнями для спасения одного из любимейших монументов Франции. Они заслуживают похвал от благодарного народа страны и всего мира. Но вместе с ними сражались и передовые технологии, некоторые из которых отправились на службу сразу же после уведомления. Эти машины помогали направлять пожарных в их битве с бушующим пламенем, и заменяли человека в случае слишком большого риска. В итоге с яростью природы справились не машины, а люди; но если бы не применение современных технологий, урон мог оказаться куда как сильнее.

Взгляд сверху


Как писали во французских СМИ, службы спасения использовали не менее двух беспилотников для осмотра горящего собора. Благодаря полученным изображениям, пожарные могли наблюдать за интенсивностью и передвижением огня в реальном времени. Использовать беспилотники было не только быстрее и дешевле, чем вертолёты – их операторы могли гораздо ближе подлететь к огню, поскольку они не так сильно боялись огня и дыма, как пилотируемый летательный аппарат, который держался бы от огня на почтительном расстоянии.


Mavic Pro

Однако, оказалось, что у парижских пожарных на самом деле не было своих беспилотников для использования в подобных ситуациях. Они заняли два экземпляра, имеющихся в свободной продаже, которыми пользовались министерство внутренних дел и министерство культуры. Обе модели квадрокоптеров, Mavic Pro и Matrice M210, производит китайская компания DJI. Продукция этого производителя практически олицетворяет сегмент между потребительскими и профессиональными платформами для аэрофотосъёмки [prosumer – от professional (профессиональный) и consumer (потребительский) / прим. перев.], а ещё эта компания производит чрезвычайно популярную серию дронов Phantom.

Mavic Pro – небольшой полуавтономный квадрокоптер, который DJI рекламирует, как идеальный аппарат для спонтанной съёмки высококачественного видео, поскольку он умеет складываться, благодаря чему его гораздо легче перевозить, по сравнению с традиционными квадрокоптерами. Его полётное время составляет до получаса, у камеры с разрешением 4К есть подвес для трёхосевой стабилизации, а также он умеет автоматически отслеживать выбранные оператором объекты в кадре и вращаться вокруг них – в результате он идеально подошёл для осмотра огня сверху.


Matrice M210

В отличие от Mavic, Matrice M210 относится к линейке профессиональных квадрокоптеров от DJI. Он более крупный и мощный, и разработан для переноски полезной нагрузки, такой, как прожектора, тепловизоры и камеры с оптическим зумом. По поводу того, был ли установлен тепловизор на том M210, который использовали парижские пожарные, существуют противоречивые сообщения, но в любом случае он всё равно давал им ещё один источник видео в высоком разрешении.

Интересно отметить, что в целом в Париже строго запрещено использовать беспилотники, и функция поддержки «географических преград», встроенная в продукцию DJI, не дала бы им летать над Нотр-Дамом. Однако система DJI позволяет операторам отправлять запросы на временное снятие ограничений, что позволило производителю оперативно сработать совместно с французскими властями и разрешить полёты беспилотников из-за серьёзности ситуации.

На плечах Колосса


Если потребительское оборудование справилось со своей задачей в небе, то на земле ситуация была слишком сложной для новичков. Чтобы проникнуть в собор и попытаться бороться с огнём изнутри, парижские пожарные использовали «Колосса». Это 500-килограммовая гусеничная платформа, разработанная компанией Shark Robotics, по сути, огнестойка и водонепроницаема, а вкупе с моторизованной водяной пушкой представляет собой мощный актив для борьбы с огнём.

«Колосс» особенно пригодился во время тушения пожара в Нотр-Даме, поскольку он смог оставаться внутри структуры, когда крыша уже была объята огнём. Когда сверху падали горящие обломки, а потом произошло неизбежное обрушение культового шпиля сооружения, состоящего из свинца и дерева, внутренности собора были особенно опасным местом для живых пожарных. «Колосс» смог обеспечивать постоянный водный поток в нефе, даже когда всё здание буквально распадалось на части вокруг него. Итоговый охлаждающий эффект уже назвали главным фактором, благодаря которому удалось спасти бесценные витражи. Кроме того, он дал пожарным ещё один видеопоток реального времени, и они смогли определить безопасный момент, когда внутрь можно было отправлять дополнительные команды.



Высокотехнологичное восстановление


Передовые технологии и роботы сыграли свою роль в спасении собора, и, судя по всему, их работа ещё не окончена. Как мы видели во время предыдущих катастроф, к примеру, аварии на атомной станции «Фукусима», роботы можно использовать для изучения структурной целостности в местах, слишком опасных для людей. С воздуха беспилотники с камерами высокого разрешения смогут быстро получить изображения всей структуры, и это можно помочь в создании трёхмерной модели здания с помощью фотограмметрии; так можно будет спроектировать современную крышу, сливающуюся с оригинальной каменной кладкой.

Для восстановления Нотр-Дама в такой амбициозный срок, как пять лет, заданный президентом Макроном, не пренебрегая безопасностью тысяч рабочих, которые будут заняты в этом проекте, никакие варианты помощи отвергаться не будут. Французский народ возбуждён этим событием, и до окончания этого проекта мы, возможно, ещё увидим новые передовые решения, специально разработанные для преодоления уникальных трудностей, связанных с этой реконструкцией. Пожар в Нотр-Даме можно назвать исторической трагедией, однако вынесенные нами уроки могут принести такую пользу миру, какую нам сегодня даже сложно представить.

Комментарии (19)


  1. HansHelmut
    20.04.2019 14:57
    +1

    Надеюсь ИИ и блокчейн тоже не остались в стороне.


  1. wilderwind
    20.04.2019 18:07
    +3

    Вот бы ещё пожарные подразделения имели собственных дронов, тот же Mavic не так уж дорог в масштабах закупок прочей техники.
    Интегрировать летающих дронов в общую систему, чтобы пожарные на месте в реальном времени могли получать картинку на очки дополненной реальности! Ведь эти технологии уже перестали быть фантастикой, более того, стали доступны и массовы.
    Тогда и действовать можно оперативнее, и безопасность для самих огнеборцев поднимется на следующий уровень.
    Собираешься, например, войти в здание, но срочно нужно понять, какова ситуация на крыше или за углом. Особенно при тушении не частной однушки, а вот таких масштабных зданий или вообще территории складов, которые могут занимать кварталы. Подобрался ли огонь к цистернам с огнеопасными или ядовитыми жидкостями?
    Дрон даст инфу буквально за секунды, а стоимость его эксплуатации даже в случае потери несоизмерима с жизнями людей. Надеюсь, Скайнет не прочитает это.


    1. nehrung
      20.04.2019 20:50

      а стоимость его эксплуатации
      Да, сам дрон недорог не только в соотношении с ценой жизни людей, но и с «ценой» бесценных произведений искусства, спасаемых с его помощью. Но не надо забывать, что придётся обучить кучу народу, как им пользоваться. Без такого обучения человек, имеющий соответствующие навыки, полученные хотя бы от домашней игрушки, не говоря уже о просьюмерских моделях, среди членов пожарных команд может найтись только случайно.


      1. Fandir
        24.04.2019 12:35

        На Мавике летать много скила не нужно, он сам все делает, а 2 модель ещё и обладает вагоном сенсоров, которые не позволят вляпаться в какое-нибудь препятствие… Плюс вроде для них есть тепловизоры. А тепловизор для пожарных вообще вещь необходимая… По поводу дронов, на днях под окном поле горело, приехали пожарные и снизу им не фига не видно как попасть на территорию поля… А был бы дрон типа мавика то сразу бы подняли его и оценили пути подъезда… Хорошо в данном случае местные помогли и объяснили как подъехать и где горит… А не было бы никого то огонь бы и до гаражей дошел бы и было бы веселее… При том цена Мавика по сравнению с любым другим оборудованием копеечная… А информации с него можно получить очень много… Matrice конечно совсем другая вещь, но он тоже достаточно наворочен, что бы делать все сам… Тем более под него есть софт, которые позволяет летать по точкам да и там вообще можно вроде разделять пилота и оператора.


    1. HansHelmut
      20.04.2019 21:03

      Выходит что нужен некий комплекс интегрированный в пожарную машину. Данная штука должна иметь возможность автоматической замены аккумулятора дрону, служить как некий сервер в процессе обмена информации между дроном и пожарным расчетом. Дрон должен уметь совершать автоматический взлет/посадку, иметь газоанализатор, тепловизор, хорошую камеру с ИК подсветкой, огнеупорное днище или же полностью быть собранным из термостойких материалов.


      1. osmanpasha
        22.04.2019 07:52

        И мы получаем совсем не "не так уж дорог в масштабах закупок прочей техники", а многомиллионный проект, для которого ещё rnd годы проводить


        1. HansHelmut
          22.04.2019 10:24

          Я не говорил что это будет дешево и быстро.


          1. osmanpasha
            24.04.2019 13:19

            Да это к двум предыдущим коментариям — сам «Mavic не так уж дорог в масштабах закупок прочей техники», но полноценная система для помощи пожарным — это совсем другое дело.


        1. Fandir
          24.04.2019 12:52

          Для DJI Matrice есть вроде станции смены аккумов, все остальное только софт… В принципе SDK DJI открыто никто не мешает сделать такой проект…


  1. andrew8712
    20.04.2019 19:03
    +1

    Большая часть произведений искусства сохранились, потому что были вывезены до реставрации. Дроны тут ни при чем.

    Довольно забавно читать про дроны, хай-тек, передовые технологии когда величайший памятник французской архитектуры сгорел нафиг из-за отсутствия элементарной системы пожаротушения. Эх, французы…


  1. Inanity
    20.04.2019 19:07
    +1

    Я, конечно, не специалист, но лично мне кажется неоправданным отказ от тушения вертолётами. Понимаю, что выливать много тонн воды сразу — опасно с точки зрения нагрузки на крышу, но неужели нет механизма порционной подачи воды из этого бака? Или неужели разработать и эксплуатировать подобную технику дороже, чем реставрировать угли?


    1. Vsevo10d
      20.04.2019 21:07

      Я тоже ни хрена не понял этого. Но скорее всего, никто не давал гарантии того, что даже от воды не обрушатся своды нефа = обрушение стен — это раз, второе — вертолет не может висеть над таким пламенем, а там был еще и этот ядовитый свинцовый дым, соваться в который — самоубийство.
      Но удивило другое — Сена под боком, только успевай качать. Самая обычная мотопомпа может фигачить полторы тонны воды в минуту на высоту сто метров. Почему пламя не загасили водной завесой за час-два?


    1. Lexicon
      20.04.2019 21:16

      Поддержу вас, конечно с пикабушным популизмом(пожарные сработали идеально) непросто спорить, но для объекта подобной значимости я представляю оправданными реально существенные меры: стационарные водяные пушки, дроны, тепловые детекторы, экстренное тушение с воздуха.


      Почему план тушения "allegedly" предполагал свободное выгорание той самой крыши которая могла обрушится попросту благодаря огню.


    1. snizovtsev
      21.04.2019 10:54

      Где-то говорили, что там проблема даже не столько в тоннах воды (механизм порционной подачи есть), сколько в неточности метода. Если резко охладить горячий песчаник — он начинает рассыпаться, поэтому пожарные аккуратно целились куда лить воду. А ещё лопасти вертолёта нагнетают кислород.


    1. xeningem
      22.04.2019 18:38

      Нашёл прекрасное и душеспасительное про НотрДам и «ну где же взрывающиеся вертолёты?!»
      www.facebook.com/zoya.zv/posts/10213087855624116

      «Пожарные продолжают работать по строго определенному заранее плану.»


  1. novrm
    21.04.2019 03:22

    … грустно товарищи, в XXI столетии в центре европейской державы со всеми технологическими «плюшками» — красный Петух по Нострадамусу легко закусывает древней рухлятью…


  1. cypok
    21.04.2019 06:20

    От Нью-Йорка до Токио миллионы людей приклеились к своим смартфонам и компьютерам, …
    Какой интересный способ описать масштаб события, который либо обижает франзуцов, либо западное побережье США, либо подразумевает охват Земли сразу в двух направлениях (но тогда можно было написать просто От Омска до Новосибирска).


  1. WeltRogg
    22.04.2019 20:11

    Так может дрон и устроил поджог. С ними это теперь сделать проще некуда. Сразу даже несколько 100% действующих способов сами прорисовались в голове


  1. Cyl
    23.04.2019 20:33

    Элементарное раздолбайство властей, экономить бюджет на оснащении пожарных служб, ценой их жизней.
    Больше сказать, памятники архитектуры и их содержимое с толпами туристов должны быть отнесены к объектам повышенного контроля безопасности, где на ряду с системами видеонаблюдения должны стоять продвинутые станции контроля и пожаротушения.
    В век разгула терророизма и такие объекты представляю собой лакомый и ощутимо болевой кусок национальных интересов любых стран.