Учёные из Сиднейского университета обнаружили, что наш мозг не только ошибочно распознаёт лица в неживых предметах, но и обрабатывает эмоции этих несуществующих лиц так же, как и у реальных лиц людей. Подобный механизм, возможно, возник из-за необходимости быстрого распознавания дружеского или враждебного настроя встреченного незнакомца. Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Человеческий мозг настроен на распознавание различных последовательностей, особенно лиц, даже в неживых объектах. Достаточно вспомнить знаменитую иллюзию "лица на Марсе", возникшую из-за игры света и тени на фотографиях, сделанных в 1976 году космическим аппаратом «Викинг-1». Частенько люди находят лица и в других предметах. У этого свойства находить очертания знакомых объектов там, где их нет, есть научное название: "парейдолия".
«Лицо на Марсе» (1976)
Снимок этого же объекта высокой чёткости (2007)
По словам ведущего автора работы Дэвида Алаиса, для людей, как социального вида со сложным поведением, распознавание лиц является очень важным свойством. Кого вы встретили – родственника, знакомого, друга или врага, каковы его намерения и эмоции? Поэтому мозг крайне быстро распознаёт лица, сравнивая их, судя по всему, с набором шаблонов. Поэтому любой объект, у которого есть подобие двух глаз над носом, расположенным над чем-то, напоминающим рот, сразу представляется человеку лицом – иногда ошибочно.
Мы не только видим лица в неживых объектах, но и считываем их эмоции
Алаис уже несколько лет занимается этим вопросом. В 2016 году они с коллегами опубликовали работу, в которой описали, как распознавание и привлекательность лиц зависит от того, какие лица человек видел до этого. В экспериментах они показывали людям быстро сменяющиеся фотографии, а испытуемые должны были, как в Tinder, смахивать фотографии влево или вправо в зависимости от того, посчитали ли они лицо привлекательным или нет.
Похоже на ленивца
В 2019 году они расширили этот экспериментальный подход на восприятие людьми произведений искусства. Они обнаружили, что каждую отдельную картину в музее или галерее мы не оцениваем по её собственным достоинствам. Но при этом мы не воспринимаем её «по контрасту» – картина не кажется нам более привлекательной, если предыдущая была некрасивой. Наоборот, картина, осмотренная нами после какой-либо привлекательной, кажется нам более красивой – и наоборот.
Далее Алаису захотелось понять, какой механизм позволяет нам считывать социальную информацию с лиц других людей. И парейдолия казалась ему связанной с этой темой – неживые объекта, которые мы принимаем за лица, тоже могут вызывать ощущение какой-то личности или социального смысла.
Эти перчатки явно недовольны
Распознавание лица – это не просто обнаружение таких общих вещей, как глаза, нос и рот. Чтобы считывать социальную информацию, нужно понимать эмоцию другого человека – счастлив он, зол, грустно ли ему, обращает ли он на нас внимание. В поставленном Алиаисом в прошлом году эксперименте было обнаружено, что мы действительно обрабатываем мнимые лица точно так же, как реальные.
В том эксперименте была небольшая выборка – 17 студентов, которые перед экспериментами предварительно рассматривали восемь реальных лиц и восемь порождений парейдолии. Затем в экспериментах они смотрели на 40 реальных и 40 мнимых лиц, разделяя их по эмоциональной шкале: очень зол, немного зол, немного счастлив, очень счастлив. Участникам показывали фотографии на небольшой период времени, и им нужно было поставить оценку по этой шкале.
Радостный и печальный будильники
Первый эксперимент изучал влияние последовательностей. Испытуемые прошли 320 тестов, в которых изображения показывали им случайным образом по восемь раз. Часть испытуемых сначала видела реальные лица, а потом вымышленные. Другая часть – наоборот. Во втором эксперименте случайным образом комбинировались реальные и мнимые лица.
Иследователи обнаружили, что изображения, воспринимаемые в рамках парейдолии, обрабатываются точно так же, как и при распознавании эмоций на реальных лицах. Человек не может полностью отключить восприятие лица и эмоций у неживого объекта – подсознательно для нас это всё равно лицо.
В итоге, испытуемые надёжным образом оценили выражениях мнимых лиц. Они же продемонстрировали ту же самую зависимость от предыдущих результатов, что и пользователи Tinder или любители искусства. Счастливое или злое мнимое «лицо» объекта воспринималось похожим на предыдущее. А при смешивании реальных и мнимых лиц эта зависимость была более явной, когда мнимые лица показывали перед настоящими.
Из экспериментов следует, что распознавание эмоций не привязано к мелким особенностям лиц людей. И когда объект очень похож на лицо, в мозге запускается та же самая сеть распознавания, что и в случае с реальным лицом.
Black_Spirit
Главное, что смартфоны пока на злой будильник не реагируют..