Два года назад я присоединился к команде ФорБанка и возглавил разработку интерфейсов онлайн-сервисов: UX/ UI интернет-банка, мобильных приложений и сайта. Перед нами стояла цель?—?оцифровать все услуги классического банка, начиная с открытия счета и войти в пятерку онлайн-банков для предпринимателей.
Справка о банке. АО КБ “ФорБанк” работает на рынке с 1992 года и оказывает все виды услуг юридическим и физическим лицам. Девять городов присутствия с главным офисом в Москве. На 1 апреля 2019 банк занимает 228 место по активам и 169-е по размеру чистой прибыли.
В январе 2018 года мы выпустили первую версию интернет-банка, разработав его с нуля за полгода, а летом запустили процесс удаленного открытия расчетного счета. Мы стали четвертым онлайн-банком в стране, работающим с бизнесом дистанционно.
Но началось все с полной смены фирменного стиля.
Причины ребрендинга
Давайте разберемся с самим понятием. Если говорить просто, ребрендинг?—?это совокупность внутренних и визуальных изменений компании, связанных с новым позиционированием. Вы меняете продукт под нужды новой аудитории, меняете бизнес-процессы и, конечно же, отражаете эти изменения в новом логотипе, слогане и фирменном стиле в целом.
В какой-то момент банк решил стать цифровой платформой, а для этого классическому банку необходимо перестроить свою ДНК, что в корпоративном мире и означает ребрендинг.
“Что тут у нас?”
Не нужно быть маркетологом, чтобы понять актуальность ребрендинга для ФорБанка:
Когда-то подобный логотип и цветовые решения были современными и даже удачными, но?—?не сегодня.
Обычная практика офлайновых банков в подобных случаях?—?создание отдельной структуры и вывод цифровой платформы под новым брендом. Но название “ФорБанк” звучало вполне современно, а хорошая репутация зарабатывалась десятилетиями?—?не было смысла стартовать с нуля.
Магия создания логотипа
Фирменный стиль?—?это графическое выражение того, чем одна компания отличается от других. Глядя на визуальные элементы вашего бренда, клиенты должны испытывать те эмоции, которые вы хотите у них вызвать.
В основе фирменного стиля лежит логотип. И сейчас я вам покажу, как мы его создавали.
В первую очередь, составили список слов и смыслов, с которыми должен ассоциироваться логотип (а значит и бренд): надежность, оригинальность, современность, честность, целеустремленность, активность, упорность.
Дальше приступаем к визуальной части. Берем букву “Ф” из названия банка и начинаем ее “крутить”:
В какой-то момент увидели, что неудачное начертание похоже на знак бесконечности. Очень сильный символ:
Для знака нужен фон. Мы берем первую часть названия ФорБанк и мозг рождает ассоциацию с цифрой “4". Четверка —это квадрат, квадрат слишком простая фигура для наших продуктов, поэтому берем куб:
А что, если перевернуть куб…
Получилась сота, а сота сота?—?это тоже очень сильный символ! В природе шестиугольник —одна из самых прочных и вместительных геометрических фигур?—?максимальный объем при минимальных затратах. Стилизованная под бесконечность “Ф” и самая прочная фигура. Идеальное попадание:
Черновой вариант готов. Отложим его и подберем шрифтовое начертание. Этот процесс не так интересен, вы просто перебираете сотню шрифтов и ищете наиболее подходящий к логотипу. Мы выбрали такой вариант:
Гармоничный гротеск— одновременно, и строгий, и дружелюбный за счет скруглений. Теперь соединяем графическую часть с шрифтовой, добавляем ударение для придания динамики (помним про “активность” и “целеустремленность” в семантическом ядре) и смотрим, что получилось:
Выбор фирменного цвета
Сам логотип оказался настолько удачным, что споров по нему не было вовсе, чего не скажешь о выборе цвета:
Есть несколько цветов, “занятых” крупными банками. Например, если сказать “желтый банк”, все сразу подумают сами знаете про кого. Тоже самое с зеленым, красным и синим. Лично мне понравились два варианта: зелено-желтый градиент и желтый:
Зелено-желтый забраковали за схожесть с цветами одного из онлайн-банков, желтый же пропустили в финал голосования вместе с пламенным и синим (фиолетовый внесли вне конкурса, поскольку в банках он почти не используется и это важно — оригинальность):
Наш новый логотип
Решением большинства голосов был выбран огненно-пламенный вариант:
В последний момент мы изменили направление линии знака бесконечность для устремлен
ия вверх.
“Огненно-пламенным” мы его назвали не просто так. В поисках лучшего сочетания цветов, наткнулись на это изображение:
Лава превратилась в основной цвет лого, пепел перешел в шрифт. Даже молния стала частью фирменного стиля?—?“холодный белый” для различных фонов:
Новая жизнь
Шаг за шагом, мы начали менять логотип на всех носителях: сайт, вывески, визитки, банковские карты.
Я показал вам десятую часть того, как происходит создание фирменного стиля. Это довольно сложный, но очень увлекательный процесс. Надеюсь, вам тоже было интересно.
Читайте в следующих выпусках:
— Киллер-фича ФорБанка для предпринимателей
— Как мы создавали интернет-банк
— Эволюция открытия расчетных счетов в онлайн-банках
— Развитие сайта и появление первых лендингов
Комментарии (31)
ym13
28.05.2019 15:29Такое впечатление, что вдохновлялись Вы логотипом рокетбанка)
Maxim_Mostovoy Автор
28.05.2019 15:31Если честно, даже не смотрели) Но у коллег отличный фирстиль
ym13
28.05.2019 16:06А следовало бы — корпоративный стиль и логотип, как его элемент, должны выделять компанию на фоне других и быть узнаваемыми. У Вас же получилось так, что как минимум двое сразу ассоциировали результат с другим брендом и, что хуже всего, предоставляющим услуги в той же сфере…
Логотип еще с АТБ ассоциируется:
А стиль с Делом схож, но тут больше совпадение цветов:
Maxim_Mostovoy Автор
28.05.2019 16:15Я пока что не увидел ни одного примера, в котором схожесть вышла бы за рамки цвета. Конечно, мы знаем про Рокетбанк, но он работает только с физиками и логотипы у нас сильно разные. С Делобанком досадно получилось — мы стартовали с ними в почти в один год. Мы — чуть раньше. И меняться уже не было возможность.
Есть еще АбсолютБанк, да даже Банк Оранжевый есть — смысл ведь не в одном цвете)ym13
28.05.2019 16:24Так речь и не о плагиате, а о том, что Ваш логотип с фирменным стилем вызывают ассоциацию с конкурентом, т.е. не решают своей главной задачи…
Maxim_Mostovoy Автор
28.05.2019 16:341. Предполагаю, на Хабре количество клиентов Рокетбанка в среднем выше, чем где-либо
2. Рокетбанк работает с физлицами — мы не конкуренты
3. Главная задача фирстиля — вызывать определенные чувства и быть узнаваемым. Мы это будем решать не только цветом. Слишком мало времени прошло)ym13
28.05.2019 16:40Я, например, не являюсь клиентам ни рокета, ни дела, но результат в вашей статье мне показался чуть ли не скопированным — даже полез проверять и таки оказалось просто похоже…
Maxim_Mostovoy Автор
28.05.2019 16:56Понимаю) Мы в публичное поле только начинаем выходить, поэтому место свое еще отвоюем. Время покажет, кто на чей бренд будет работать)
MaxAnvil
28.05.2019 17:29То о чем вы говорите это, как сравнивать стиль Тинькова и Райффазена. Или сравнивать все банки имеющие синий цвет в фирменном стиле, все красные банки. Про зелёные банки я уже и не говорю даже. Все знают, что основных воспринимаемых классов цветов 7. Неоспоримо, что оранжевый цвет используется в банковской сфере намного реже остальных.
ym13
28.05.2019 18:16У Тинькофф и Райффазена при почти одинаковой цветовой схеме и очень похожих шрифтах и характерной удвоенной f в названии логотипы отличаются кардинально, и идентичность не теряется.
Maxim_Mostovoy Автор
28.05.2019 18:49Я здесь вижу еще более радикальное различие — у нас шрифтовое начертание объединено в одну группу с графическим благодаря ударению и «Б» в верхнем регистре, формы двух логотипов совершенно разные, основные графические элементы тоже разные как и цвет шрифта.
ym13
28.05.2019 18:53А теперь посмотрите на оба логотипа с расстояния чуть прищурившись.
Maxim_Mostovoy Автор
28.05.2019 18:55И опять ваши различия сводятся к цвету и классическому расположению текста справа от знака)
ym13
28.05.2019 18:58Тогда проделайте то же самое поставив рядом логотипы Тинькоффа и Райфайзена — почувствуйте разницу)
Maxim_Mostovoy Автор
28.05.2019 19:17У Тинькофф шрифтовая часть под графической находится
ym13
28.05.2019 19:33Даже если ее расположить справа отличить один от другого элементарно, а Ваш логотип легко спутать с рокетом. Вас этот факт не беспокоит — замечательно.
Maxim_Mostovoy Автор
28.05.2019 21:13Беспокоит ли меня, что клиенты будут два лого размещать на одной картинке и издалека прищуриваться?))
malefix
28.05.2019 21:13На рендере пластиковой карты забыли поменять направление линий символа бесконечности
Vit0707
29.05.2019 15:25Очень слабый логотип! Банк неизвестный, хоть и было заявлено, что существует с какого-то лохматого года. Логотип сразу отсылает на Рокет, цвет похож Абсолют банк. В вашем случае получается ни цепляющего названия банка, ни запоминающегося логотипа… вангую провал проекта…
Maxim_Mostovoy Автор
29.05.2019 16:03Спасибо за мнение!
1. В чем измеряете силу логотипа?
2. Банк хорошо известен в регионах присутствия, на уровень широкой известности выходит сейчас. Давайте лучше поддержим начинание, ведь развитие и конкуренция это всегда хорошо)
3. Получается, логотип Рокета отсылает к лого Абсолюта?) Это хорошо, значит у нас тоже есть шанс!Vit0707
29.05.2019 16:26О, Вы даже что-то ответили на мое мнение… интересно… Я присылал дважды свой комментарий и первый раз Вы — Максим его отклонили (кому нужны пруфы могу прислать скрин письма от Хабра, с сообщением, что Автор статьи отклонил отзыв), а вот второй раз видимо не успели среагировать и модератор опубликовал мое скромное мнение… Не хорошо так поступать, вы Хабре и такие методы здесь не работают… Вы опубликовали статью, чтобы узнать мнение о своей работе и так как это мнение вам не понравилось — то вы его заблокировали, это такой корп стиль в вашем банке? или хорошо или ничего? Теперь по пунктам ответы на ваши вопросы:
1. я ее ничем не измеряю, но высказываю свое мнение и только, и на мой взгляд логотип слабый, ну не цепляет и все… увидел и забыл, как и название организации…
2. вот вы говорите что банк хорошо известен в регионах присутствия, но это ведь не так… Я вот например живу в регионе, который называется город Москва и никогда не слышал о вашем банке, хотя у него здесь целый головной офис. Поймите, я не против вашего банка, мне он безразличен… А конкуренция это всегда хорошо, с этим не поспоришь…
3. Из того, что я написал ранее такого вывода не следует, а шанс на успех есть у всех, только вот вероятность этого успеха разная. И по моему мнению, с таким подходом как у вас (игнор мнения потенциального клиента, которое вам не понравилось), шансы организации на этот успех ничтожно малы…Maxim_Mostovoy Автор
29.05.2019 16:35=) Это моя первая публикация, я случайно удалил первое сообщение. А сейчас подтвердил.
Все, что я здесь публикую — я делаю от своего имени и только. Всегда рад конструктивной критике!
Подскажите, пожалуйста, какие из логотипов банков цепляют больше всего и, если можно, почему?
Newbilius
29.05.2019 17:59+1Не, ну логотип и правда стал выглядеть современней. Но гораздо интереснее будет почитать о той самой киллерфиче ;-)
1eternal
очень похоже на фирменный стиль рокет банка
Maxim_Mostovoy Автор
Цвета, действительно, немного похожи, но цвета это лишь часть фирстиля)