Со времён появления первых компьютеров было создано большое количество статей, проводилось огромное количество рассуждений и исследований на тему того, каким образом и насколько сильно компьютеры влияют на людей.
Гораздо меньше освещена тема того, насколько сильно на всю популяцию людей в целом влияют программисты.

Сообщество программистов возникло относительно недавно, и можно только предполагать, каким образом его появление в долгосрочной перспективе способно влиять на вид Homo sapiens.

Польские психологи и невропатологи изучали людей, родственники которых находились в концлагерях, и обнаружили, что эти люди обладают общими признаками, не связанными с наследственностью. Тот психологический дефект, который образовался в результате насилия, передаётся из поколения в поколение. Эти люди более осторожны, они дистанцируются от конфликтных ситуаций. Таким образом, формируется определённый тип людей, которые более скованы, менее раскрепощены.

Академик Владимир Михайлович Бехтерев, выдающийся исследователь системных процессов, объяснял эти явления воздействием внешней (свободной) энергии. Простым языком, под внешней энергией понимается любая информация (не обязательно вербальная, какая угодно), передающаяся (часто неосознанно) группе людей.

Программисты обладают некоторыми чертами и особенностями восприятия и передачи информации, отличающими их от представителей других профессий, включая исследователей и учёных. Именно эти черты и особенности, о которых речь пойдёт чуть позже, уже сейчас оказывают влияние на остальную популяцию, и в долгосрочной перспективе способны внести существенные изменения в характеристику личности среднестатистического человека.

Вся профессиональная деятельность математиков, физиков, химиков и других учёных направлена на объект исследования. Они ищут решение задачи. Можно сказать, что, к примеру, математик имеет потребность найти доказательство теоремы, которое продвинет вперед к пониманию устройства вселенной всё математическое сообщество.
Если рассматривать деятельность программистов, то тут дело не только в объектах, над которыми ведётся работа.

Как человеку не склонному к насилию, тем более к собственному, в школьные годы мне не приходило в голову затруднять себя развитием каких-то способностей, всё и так давалось достаточно легко. Зачем, к примеру, развивать память, если и без зазубривания, а прочитав пару раз материал, можно было рассказать его и через пару дней благополучно забыть. В итоге ко времени поступления в университет, мы получаем индивидуума, который, помимо большой самоуверенности, обладал достаточно посредственной памятью и не особо впечатляющими некоторыми другими способностями. Кроме того, он обладал желанием заниматься только тем, что ему интересно, а также всеми остальными самыми заурядными человеческими потребностями, но только не потребностью развивать в себе какие-то качества.

Не могу сказать, что увеличение способности к запоминанию большого объёма информации на длительный срок было вызвано любовью к профессии. Оно было вызвано необходимостью получить диплом, а значит, увеличить шансы на сытое существование в будущем. Эта необходимость есть у студентов любой специальности, и к программированию она имеет крайне косвенное отношение.

Интересно другое. Если рассматривать другие специальности, то при получении диплома (при должном обучении) мы получаем готового специалиста, основная задача которого применять свои знания и время от времени повышать квалификацию. И больше от него ничего не требуется.

Возвращаясь к программистам, сам факт получения диплома в этом случае, как известно, означает только то, что перед вами человек с дипломом программиста, способный написать пару приложений, основываясь на тех знаниях, что передали ему преподаватели ВУЗа. Если за время обучения он не создавал собственные проекты, и если он остановится на тех знаниях, что у него есть в данный момент, то с течением времени программистом его будет назвать всё сложнее.

Влияние профессии


Часто я слышу фразу «Программистам платят больше, чем остальным, потому что им постоянно приходится изучать что-то новое».

Я не могу с этим согласиться. Уж не знаю в какой момент это произошло, но узнавать что-то новое и развивать в себе определённые качества переросло в потребность. Это порой тяжело и не всегда приятно, особенно когда что-то не сразу получается, но теперь дальнейшей своей жизни без этого я не представляю.
Думаю, со мной многие согласятся, что при выборе работы ключевую роль играет то, насколько проект интересен и сложен.

Только с содроганием я могу представлять своё будущее как то, в котором есть большой достаток, семья, признание окружающих, но в котором нет возможности развиваться и работать над интересными проектами. Применимость иерархической модели потребностей человека по Маслоу к программистам достаточно сомнительна.

Таким образом, эта относительно новая профессия отличается от других несравнимо большей потребностью не только в создании чего-то нового, но и в совершенствовании собственных интеллектуальных качеств на протяжении всей жизни.

Пока остаётся только предполагать, насколько сильное влияние, согласно В.М. Бехтереву, эта модель поведения окажет на всё остальное населении нашей планеты, и насколько быстро это произойдёт.

Такая черта, как потребность развиваться на протяжении всей жизни, в рамках всего человечества способна существенно ускорить технический прогресс. Вероятно также, что такое свойство человека — необходимое условие при преобразовании к ноосфере, описанной в трудах В.И. Вернадского и других выдающихся учёных.

Комментарии ()


  1. 0xd34df00d
    27.07.2015 12:23

    Вся профессиональная деятельность математиков, физиков, химиков и других учёных направлена на объект исследования. Они ищут решение задачи. Можно сказать, что, к примеру, математик имеет потребность найти доказательство теоремы, которое продвинет вперед к пониманию устройства вселенной всё математическое сообщество.

    Либо я неправильно распарсил фразу, либо вы тут говорите только про прикладных математиков,
    а на самом деле


  1. isden
    27.07.2015 14:37
    +1

    > Уж не знаю в какой момент это произошло, но узнавать что-то новое и развивать в себе определённые качества переросло в потребность.

    Лично у меня это уже даже скорее не потребность, а нечто более глубокое. Без этого становится очень-очень грустно и печально, я пробовал ради эксперимента.


    1. putnik
      27.07.2015 14:48
      +1

      Ещё приходится создавать (или хотя бы пытаться) какие-нибудь крутые штуки. Это всё экзистенциальный кризис.


      1. isden
        27.07.2015 14:54
        +3

        У меня таких потенциально крутых штук уже почти десяток лежит в репе, с готовностью максимум до 80-90%.
        Вот начинаешь, пилишь-пилишь, а потом бац — и уже не интересно.
        Все никак не соберусь хоть парочку добить, постоянно что-то более интересное находится :(


        1. vlreshet
          27.07.2015 20:55

          I know that feel, bro. Обычно под энтузиазмом делается процентов 80 работы, которая интересная, а потом 20% рутины делать уже лень, и думаешь «сделаю чуть позже», а тут появляется новая крутая идея, и так по кругу…


          1. bogolt
            27.07.2015 23:01

            обычно рутина это вторые 90 процентов


            1. vlreshet
              28.07.2015 09:16

              Хмм, ну впринципе да, тут как посмотреть. Появилась идея крутой мини-игры — реализовал её главный алгоритм — а дальше уже скучно делать становится.


    1. Lyncs
      28.07.2015 18:14

      у меня тоже был такой период. но это был не эксперимент, скорее стечение обстоятельств, не связанных с программированием. к слову, эта статья была написана около 5 лет назад, если я не ошибаюсь. сейчас её переопубликовали в силу каких-то внутренних гиктаймовских процессов, и это пришлось очень кстати, так как напомнило свой образ мыслей пятилетней давности. идея описана достаточно плохо, но тем вдовойне ценнее, что кто-то её понимает, несмотря на разрозненность мыслей, не выстроенных в красивую логическую цепочку.


  1. wormball
    27.07.2015 16:12
    +4

    > Если рассматривать другие специальности, то при получении диплома (при должном обучении) мы получаем готового специалиста, основная задача которого применять свои знания

    Нет ли здесь программистского шовинизма? Вспомните бессмертное «забудьте всё, чему вас учили»!


    1. Newbilius
      28.07.2015 09:21
      -2

      Ну дык очередная статья для чесание ЧСВ.

      В реальном мире программировании много людей, которым важен результат, а не процесс познания. Нравится не делать штуки клёво, а делать клёвые штуки. Изучающих нечто набегами, по необходимости. У которых в мозгу зудит не «я сегодня ничему новому не научился», а «я сегодня ничего полезного, применимого на практике не сделал, а изучал очередную теорию, которую фиг где применима в моих бизнес-задачах».


      1. Lyncs
        28.07.2015 18:20

        дело в том, что изучение набегами, конечно, позволит вам как-то решить задачу в те сроки, которые установлены. но сделать что-то на уровень выше получится только если вы сами перешли на новую ступень равития (владение тем или иным языком, или технологией).


  1. Varnak
    28.07.2015 01:28
    +1

    Это не связанно с профессией, скорее вообще с жизнью. Как только человек, не зависимо от того кто он, прекращает учиться, он умирает, даже если тушка об этом еще не поняла.


    1. Newbilius
      28.07.2015 08:40
      +1

      Вы так говорите, будто человек — это одноразовая фиговина, которая если остановится, то всё, заново не запустить. В жизни бывают разные периоды, кто-то может остановиться, а потом снова пойти, и даже обогнать тех, кто «всю жизнь без остановки».


      1. Lyncs
        28.07.2015 17:48

        кто-то может остановиться, а потом снова пойти, и даже обогнать тех, кто «всю жизнь без остановки».

        думаю, в этом случае остановка — тоже часть развития, которой в данной период необходимо именно такое выражение.


        1. Lyncs
          28.07.2015 18:24

          *которому