Выявленных в автоматическом тестовом режиме путем анализа данных видеофиксации нарушителей пока не штрафуют. Автовладельцам, не оформившим ОСАГО, столичное ГИБДД отправляет письма с рекомендацией приобрести полис. По окончании тестирования водители получат штраф в размере 800 рублей. Первые письма направили уже 5,5 тысячи нарушителей, причем отсутствие у них полиса было выявлено еще 21 мая. Общее число выявленных нарушений за три месяца тестирования системы — более 700 тысяч будущих штрафов.
Таким образом, ГИБДД, Центр организации дорожного движения (ЦОДД) Москвы и Российский союз автостраховщиков (РСА) проводят комплексное тестирование в Москве автоматической системы проверки наличия полиса ОСАГО по данным автотранспортного средства, попавшего в систему видеофиксации дорожных камер.
В тестовом режиме автовладельцы получают не традиционные штрафные постановления, а информационные письма от УГИБДД по Москве.
«Выявлена эксплуатация» автомобиля, владелец которого не застраховал автогражданскую ответственность, рекомендуется оформить полис.
По завершении этапа тестирования нарушителям будут приходить уже настоящие штрафы в 800 рублей. Водителю также предлагается позвонить на горячую линию РСА, если допущена ошибка (например, страховка есть).
Возможность проверки наличия действующего полиса ОСАГО с помощью дорожных камер обсуждалась с 2015 года. В качестве пилотной площадки выбрана Москва.
Даты запуска системы назывались минимум четыре раза, но ни разу этого не произошло.
В конце 2018 года тема обсуждалась на заседании правительственной комиссии по безопасности движения, вице-премьер Максим Акимов дал МВД и РСА поручение разобраться с проблемой до 1 февраля 2019 года.
Проблема
Основная сложность заключается в алгоритме информационного взаимодействия.
Ведь штраф за езду без полиса выносит ГИБДД. А для этого нужно проверить автовладельца по базе данных РСА.
В Москве работает более двух тысяч камер (находятся в введении ЦОДД), в сутки они фиксируют порядка 50 миллионов фактов проезда для всех автотранспортных средств (это около трех миллионов уникальных транспортных средств в сутки).
Оказывается, что такое количество запросов информационная система РСА выдержать не может. То есть, 35 000 запросов в минуту для информационного взаимодействия между четырьмя базами данных уже проблема.
В рамках тестирования данной системы ЦОДД направляет в ГИБДД данные обо всех уникальных проездах в конкретный день.
Госавтоинспекция дополняет их сведениями о номере кузова, шасси, VIN, другими данными и переправляет этот массив в РСА.
РСА, в свою очередь, используя собственную базу данных, формирует перечень автовладельцев, у которых нет полиса.
Список возвращается в ГИБДД, где формируется информационное письмо для направления по адресу регистрации владельца (доступ к персональным данным есть только у полиции).
Кроме того, учитывается 10-дневный период, в течение которого автовладелец может законно ездить без ОСАГО.
Первые письма уже отправлены 5,5 тыс. автовладельцев, их машины обнаружены без полиса еще 21 мая. Поскольку система только тестируется, несколько месяцев ушло на перепроверку данных (происходила дополнительная ручная сверка баз данных).
В рамках Федеральной информационной системы ГИБДД должен быть создан автоматизированный сервис, который позволит ЦОДД, Госавтоинспекции и РСА оперативно обмениваться данными. Только после этого сервис выйдет на полную мощность и автовладельцев начнут штрафовать. Когда это случится, пока неизвестно.
«Тестирование перед запуском проекта шло несколько месяцев, в результате в Московском регионе было выявлено 730 тыс. нарушителей без ОСАГО. Спустя 20 дней мы повторно проверили всех этих водителей. Отклонение по цифрам было единичным, это означает, что лишь немногие из них купили полис ОСАГО за это время».
Новая система проверки наличия полиса ОСАГО после проведения пилота в Москве заработает и в других городах, рассчитывают в РСА, в частности в Казани и Санкт-Петербурге, а впоследствии система может быть распространена на всю Россию.
Комментарии (32)
mig126
07.08.2019 16:08Что то многовато нарушителей. Ладно бы какие убыточные с точки зрения страховщиков регионы, где оформить полис проблема, но МО?
aidarchikable
07.08.2019 16:130,18(3)% от всех машин на дорогах в сутки. Не так уж и много нарушителей.
DSolodukhin
07.08.2019 16:20Всего в Москве и области зарегистрировано ~8 млн. автомобилей, если формулировка «выявлено 730 тыс. нарушителей» точная, то получается, что 9% водителей не имеют страховки, а это уже большая цифра.
Хотя, тут надо уточнить, сколько из этих нарушителей местные, а сколько приезжие. но не думаю, что это изменит цифры на порядок.
shepardeg
07.08.2019 16:58+1А что с насчет суток для устранения нарушения? Могут ли два раза в день штрафануть за ОСАГО?
saboteur_kiev
07.08.2019 17:38Так вроде указано, что все данные собираются, чистятся до уникальных и отправляются раз в сутки на проверку оптом?
akhkmed
07.08.2019 19:12Со слов президента РСА Игоря Юргенса, сколько раз проехал под камерой, чтолько штрафов и получишь.
— Видимо, тоже будет как-то отрабатываться, чтобы человека не штрафовали все камеры, под которыми он проехал в день?
— Довольно сложно будет это сделать, потому что, если вы нарушили скорость под пятью камерами, оно пять раз к вам и придет. То же самое будет происходить и здесь, пока так.
— Уплачивать его нужно будет один раз?
— В настоящий момент нарушение закона однократное или многократное, значит, соответствующим образом и уплачивается.
VIPDC
08.08.2019 04:58Ну сейчас вас каждый инспектор может тормозить и штрафовать заново. Не вижу причин почему это не делать камерам.
Так в Иркутске в свое время боролись с «тонировщиками». Тонировщики надеялись что им выпишут постановление и они будут с ним кататься, типо поехал устранять. Но ГИБДД просто стало их тормозить через 100 метров аннулировать регистрацию за не выполнение предписания.
welga
07.08.2019 20:25Интересно, что придумает противоположная сторона?
saege5b
07.08.2019 21:41На это сложно что-то придумать.
Умышленное скрытие/искажение (части) номера, уже рисково.
Осталось модифицировать до достаточного признака угона.
Как вариант, левая осаго, на левую контору. Для всяких нищенских машин типа лексуса, может и будет иметь смысл. Дешёвые табуретки на колёсах проще вбелую оформить.
Ждём осаго на водителя, там им прийдётся ещё костыльно-грабельный слой наворачивать.cjava
07.08.2019 23:44Ждём осаго на водителя, там им прийдётся ещё костыльно-грабельный слой наворачивать.
Зачем же? Давайте немного пофантазируем о недалеком будущем, отталкиваясь от реалий грузовых перевозок. Предполагаю, будет некий транспондер (привет Платон и платные дороги), к нему будет подключаться карточка — аналог водительского удостоверения (привет тахограф). Приближаясь к камере, транспондер будет передавать свой id (идентифицируя автомобиль, который будет сверяться с распознанным гос. номером) и id водителя. А там и проверка действия ОСАГО и все ли нормально с правом управления и еще что-нибудь. Сразу решается проблема с автоматическим штрафом за нарушение, который теперь повесится на водителя, совершившего нарушение, а не на владельца ТС. Хотя зная как это будет работать и будет организовано… Что-то не хочется мне такого будущего.OldGrumbler
08.08.2019 00:02+1Если я когда-нибудь обзаведусь автомобилем, то в нем будет включен «режим инкогнито» по умолчанию)))
saege5b
08.08.2019 13:33Зачем распознавать гос.номер? в АйДэ пишем гос.номер и готово. Заодно, БК машины может проверять валидность водительского идентификатора при запуске, тогда взять у приятеля покататься не выйдет.
Это красиво в теории, когда ЕдинаяБазаДанных.
А так…
RomanStrlcpy
07.08.2019 22:55+2на юге дофига машин с номерами ДНР, ЛНР, Армении, Абхазии и т.п. Мало того, что они (99%) без страховки, так еще и передвигаются наплевав на всех.
Sergey_Cheban
08.08.2019 02:32Совершенно не нужно направлять в РСА весь поток номеров со всех камер. И даже всю базу номеров за сутки — тоже не нужно: это приведёт к тому, что ежедневно в РСА будет сгружаться практически полный список автомобилей, ездящих по Москве (а в перспективе — по всей стране).
Достаточно брать номера с одной-двух камер в городе, каждый день разных. Кто ездит по городу, тот рано или поздно попадёт на нужную камеру и будет оштрафован.
А вот известных нарушителей, кстати, имеет смысл брать на особый контроль и штрафовать после проезда любой камеры, пока не одумаются. Ежедневно — это, наверное, будет перебор, но еженедельно — самое то.knowy
08.08.2019 03:24+1Камеры, к сожалению, ставят не для безопасности на дорогах, хотя и утверждают обратное, а для сравнительно честного отъема денег у населения. И если задействовать 10% камер — то и денег будет примерно в 10 раз меньше. Сомневаюсь, что кто-то согласится превратить 730000*800=584 миллиона рублей за несколько месяцев в несчастных 58. Пусть даже собираемость за счет неплательщиков и 50% скидки будет, скажем, 40%, почти четверть миллиарда за несколько месяцев — солидный кусок бюджета.
saege5b
08.08.2019 13:34Про Москву не скажу, а у нас на многих перекрёстках, где повесили камеры, стало сильно спокойней. это даже водители признают.
knowy
09.08.2019 03:25-1Ну да, побочный эффект сбора бабла — люди начинают водить спокойнее и полностью по ПДД. Но ситуация из статьи: «Вообще, по закону нельзя штрафовать за ОСАГО больше 1 раза в день, но у нас не получилось по закону, так что будете платить за каждую камеру, под которой проедете» — имхо ненормальная.
У нас есть участок федеральной трассы, который по знакам находится в черте города, но по факту ничем не отличается от остальной трассы: везде ограждение, нет людей. По странному стечению обстоятельств переносная камера очень часто оказывается установлена метров через 50-100 после знака начала населенного пункта, где многие едут накатом и ещё не успевают сбросить скорость с 90-100 до 60-70. Думаете, эта камера сильно повышает безопасность?
P.S. Дисклеймер: я ничуть не поддерживаю нарушителей ПДД и сам езжу пристегнутый, застрахованный и с включенными фарами.VIPDC
09.08.2019 04:19Но ситуация из статьи: «Вообще, по закону нельзя штрафовать за ОСАГО больше 1 раза в день, но у нас не получилось по закону, так что будете платить за каждую камеру, под которой проедете»
В каком это законе написано? Нарушения разделены во времени и пространстве, соответственно разные нарушения. Никакой проблемы в законе и системе не вижу, как одно из следствий предвижу снижение стоимости ОСАГО для нормальных водителей.knowy
09.08.2019 04:28Действительно, за ОСАГО можно штрафовать неоднократно. Виноват, был уверен в обратном.
mig126
09.08.2019 10:22Интересно что вы скажете когда по ошибке или забыв вовремя продлить страховку, за один «удачный» проезд по городу вам придёт ворох штрафов тысяч на 20-30?
Закон есть закон, но он должен адекватно ситуации исполнятся. А не в зависимости от настроения судьи или ещё каких сомнительных факторов.VIPDC
09.08.2019 11:03Обжалую установленным порядком. В городе сотни камер, пока. По другим вопросам не разу не ошибались.
Могут конечно, но думаю инструмент действенный
lgorSL
10.08.2019 12:58Вообще было бы разумнее в тот момент, когда у человека штрафами наберётся условные 2x от стоимости неограниченной страховки — выписать ему страховку и дальнейшие штрафы не учитывать.
lgorSL
Не понятно, что мешает сразу по номеру авто говорить, есть ли страховка (как в этом помогут вин, номер кузова и т.п.?).
Автомобилей в рф не больше ста миллионов, если хранить пару значений: номер -> дата истечения страховки, то эту всю информацию можно уместить в гигабайт оперативки и не устраивать кучу лишних проверок, если автомобиль заведомо имеет страховку.
ded_Sergei
Вопрос кто владелец этих данных, как будет обновляться, и.т.д. А так да, объём данных не очень большой.
Psiden
На страховом рынке еще остались бумажные бланки ОСАГО, номера таких полисов попадают с задержкой в РСА (порой с большой задержкой)
Проверить есть у твоего ТС ОСАГО можно примерно так
Вводишь первую инфу:
dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/policy.htm
Вводишь вторую инфу:
dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/bsostate.htm
ShashkovS
Казалось бы, это не так важно. Каждый день делаем реестр всех номеров. Через месяц выгружаем реестр в РСА. Они отвечают списком номеров, у которых на дату «месяц назад» не было ни одного оформленного полиса.
sb77
Потому что владеть авто без ОСАГО можно, а эксплуатировать — запрещается. Камеры фиксируют факт эксплуатации автомобиля.
feagor
Согласен. Заведомо делать архитектуру, где необходимо слать внешний запрос на каждый проезд авто — такое себе решение.
Камера точно может прочитать номер. Наверняка может хранить в себе одну табличку, с парой даже не «дата истечения страховки-номер», а «флаг наличия страховки-номер»
Раз в день эту таблицу обновлять на всех камерах. То есть номер — 10 байт+флаг 1 байт
итого 11млн байт~1050мб. Более того, можно еще упростить и хранить таблицу с одними лишь номерами, у которых нет страховки. и искать совпадение по ним. Размер будет еще меньше.
С другой стороны, если известно что отправляются все факты проезда автомобиля под камеру, то обработку можно проводить не он-лайн, а так же раз в сутки — запросили ту же табличку номеров, у которых нет страховки, сверили с дневными данными, убрали дубли за день от разных камер, выслали штрафы