image

Новость об отмене поддержки отраслевых решений 1С: УПП грянула «нежданно-негаданно». И реально застала врасплох сотни промышленных предприятий по всей стране, долгое время успешно работавших на привычной платформе. Обсуждения на тему «зачем» и «почему» буквально взорвали интернет. Однако, как говорится, «слезами горю не поможешь», поэтому сегодня совсем не об этом.

Насущный вопрос: на что переходить? Вот на него отвечать и будем.

В необходимости перемен компания 1С выбора не оставила. А вот пути отступления можно рассмотреть разные. Даже не так: это необходимо сделать, чтобы не прогадать и не оказаться в ситуации несоответствия задач на предприятии инструментам их решения. Кажется, что это нереально? («Ведь другие же как-то работают» / «Ведь 1С знает, что предлагает»). Не буду забегать вперед. Опишу варианты, а выводы – за вами.
2 основных варианта: 2 типовых решения

Что может предложить сейчас рынок? Базовое предложение компании 1С: все, у кого не ERP, переходите на «1С:ERP». Или на «1С: Комплексная автоматизация 2.0.», в зависимости от сложности бизнес-процессов.

Вспомним суть: 1С:ERP – флагманское решение компании 1С, направленное на автоматизацию полного перечня бизнес-процессов на предприятии. 1C: КА – его «усеченная» и, как следствие, более дешевая версия для торговых компаний. Или тех, кому не сильно важен детальный оперативный учет. Например, если не требуется его позаказной детализации.

Однако, если бы мы ограничились сравнением, тогда бы получилась статья «для всех» и «не о чем», а мы пишем непосредственно для вас – пищевиков. Поэтому, рассматривая каждый из вариантов, будем акцентировать внимание особенности задач пищевого предприятия промышленного масштаба.

Итак, на пищевом предприятии полного цикла (от приемки сырья до поступления готового продукта на полки магазинов) существует

Две области задач


  • Регламентированные задачи (формирование внешней/внутренней отчетности).

Для этого ERP и КА подходят одинаково.Распределение затрат в этих двух системах происходит по-разному, но при наличии оперативных блоков (как раз и отличающих производственные предприятия от чисто торговых) все распределение, как правило, делается там.

  • Оперативные задачи (производство, торговля).

Вот здесь-то как раз типовые ERP и КА начинают сопротивляться. Даже не так: КА для учета в производственной компании в одиночку не справится по определению. А тем более пищевой, где производство осложнено массой РАЗНЫХ для каждого вида продукции особенностей, а также норм и требований внешних контролеров (например, для молочников учет сырья в нескольких единицах измерения, а также соблюдение баланса по жиру). Там просто нет блока для решения оперативных задач.

Поэтому мы, занимаясь последние 4 года только задачами пищевиков, в оперативном производственном контуре выделяем следующие группы задач, для которых в рассматриваемых типовых вариантах практически нет требуемого функционала:

  1. Оперативный рецептурный контроль при формировании наборов/комплектов сырья, специй или ингредиентов;
  2. Оперативный контроль технологических параметров производства (температура, время обработки);
  3. Оперативный учет потерь и выходов на каждом технологическом переделе производства;
  4. Учет качественных и лабораторных отраслевых анализов на каждом технологическом этапе производства;
  5. Партионный учет движения и расхода сырья и производственных полуфабрикатов для обеспечения задачи прослеживаемости (читай пищевой безопасности);

image

Отчасти может помочь отраслевое решение. Но, собираясь его использовать, на начальном этапе надо здраво понимать, что вы хотите получить от перехода в итоге. И снова (повторюсь в который раз!), сначала выяснить полный спектр возможностей этой типовой системы. А также примерить этот функционал на себя, чтобы потом не было мучительно больно за впустую потраченные деньги/ время/ нервы на «недовнедрение».

К сожалению, большинство предприятий забывают об этом и обращают внимание только на регламентированные задачи. И слишком поздно приходят к выводу о том, что если у производства есть какая-либо отраслевая специфика, то на типовой ERP ее запускать смысла нет.

И все же, если союзу «типовое + отраслевое решение (также типовое)» быть, то при наличии отраслевой части производственный блок в ERP получается не востребованный. И проще взять КА, которая дешевле в 4 раза.

Подведем некий подитог: финансовый (регламентированный) блок очевиден и понятен. ЕРП и КА справятся. Важнее обращать внимание на то, как автоматизировать складские процессы, торговые, планирование, оперативный учет на производстве. А это типовой функционал ни ЕРП, ни КА не покроет.

Важно помнить, что, если решение называется «типовым», это совершенно не означает, что оно подходит всем. И бесполезно пытаться втиснуться в шаблон, если туда изначально не заложено возможностей поддержки того функционала, который является специфическим именно на вашем производстве.

image

Так что же тогда выбрать?


(если ничего из предложенного не подходит)

Вот здесь может помочь только отраслевая экспертиза, основанная на опыте многократного внедрения одного и того же/ вариативной совокупности решений на схожие предприятия. Мы занимаемся этим уже более 13 лет. И успели сделать выводы о том, что работает, а что – определенно нет. Если кратко:

Такое решение, как «1С: ЕРП + модуль для автоматизации коммерческих или производственных функций» на практике наших клиентов функционирует очень хорошо. Суть в том, что этот модуль является решением, разработанным ИМЕННО ПОД ВАС. В нем нет ничего типового. Поэтому и работает. При чем после небольшой отладки практически безупречно.

Регламентированные задачи — это область, которую можно безоговорочно доверить ERP. А вот оперативные задачи требуют индивидуального подхода. Хотя, конечно, никто не мешает вам изобретать велосипед и допиливать шаблон силами штатных ИТ-шников или франчайзи.

Вот и решайте сами: взять готовое решение и интегрировать его с качественным продуктом 1С или бесконечно долго пилить все в одной системе.

Кто поможет?


Кстати, для тех, кто еще не определился с выбором/ хочет проконсультироваться с экспертами отрасли/ проанализировать соответствие возможностей различных систем задачам своего предприятия/ принять взвешенное решение:

10 октября в Москве мы организуем практикум для производителей продуктов питания «Переход с 1С: УПП. Куда идти и что делать?»

Комментарии (20)


  1. AlexMayerLab
    20.08.2019 13:10

    Так что же тогда выбрать?

    Не выбирать 1С )))


    1. Tahallus
      20.08.2019 15:07

      Вот многие так пишут, а какая альтернатива? и за 360к?
      Допустим компания начала заниматься производство колбасы, им нужен учет здесь и сейчас, и разработкой программы с нуля никто не будет, они производственная компания, а не разработчик ПО, что им выбирать?


      1. donpadlo
        20.08.2019 15:39

        Вести бухучет в 1С Бухгалтерия, зарплату и кадры в каком-нибуть КАМИН, а производство — своя конфигурация. В противном случае — такие фокусы будут каждые пару лет. Проходили ;) 7.7 -> 8.0 -> 8.1 -> 8.2 -> 8.3 УПП 1.1 -> 1.2 -> 1.3 и т.д. бесконечное доение ;)


        1. Tahallus
          20.08.2019 15:49

          Сколько по времени будет делаться своя конфигурация под производство? И что делать компании пока идет разработка? Вести все в Excel? А многие ли действительно смогут сделать нормальную производственную конфигурацию, не просто списал материалы и оприходовал продукцию, а куда более сложный процесс.


          1. NitroJunkie
            20.08.2019 17:04

            Ну пока можно УПП допиливать, параллельно подготавливая переход на тот же odoo на python. Мы не так давно на lsFusion считай что с нуля за полгода завод перевели (хотя там одежда, а не продукты питания).

            Ну и вы 1С:ERP и его исходники видели. Там допиливать нужно тоже кучу чего, а учитывая какой там технический долг уже есть это может быть себе дороже, чем взять что-то попроще и доделать под свои нужды.


      1. kuznetsovin
        20.08.2019 15:39

        Как вариант Odoo (openerp), есть куча готовых модулей


        1. Tahallus
          20.08.2019 15:53

          Odoo производство не потянет, примитивное когда идет списание по спецификации материалы оприходовали продукцию есть, но что-то более сложное уже не получиться.


          1. kuznetsovin
            20.08.2019 16:35

            В odoo получится все, любой питонист сделает нужное расширение не особо напрягаясь.


            1. Tahallus
              20.08.2019 16:37

              опять вы про разработку с нуля, долго-дорого и не факт что как надо. А что бизнесу делать пока питонисты не напрягаясь разрабатывают решение допустим год?


              1. kolu4iy
                20.08.2019 17:57

                Бизнес тоже не с нуля появляется, знаете ли… Тут вопрос скорее тактик руководитель, или стратег.
                Вот когда тактик — тогда и возникают вопросы «как сейчас», а когда стратег — тогда выбор платформы идёт задолго до её покупки.
                Ну и когда мы (не отраслевики, бизнес купи-продай, но немаленький) попытались выбрать поставщика ERP — ни один из интеграторов 1С не взялся за наши объемы. Просто даже коммерческого предложения на проведение обследования не выслали…
                P.S. ERP самописна на некроязыке 20 лет назад, и с тех пор развивается.


                1. Tahallus
                  20.08.2019 18:08

                  Не у всех есть готовые заводы и куча денег. Многие как раз стартуют с нуля. И выбор стоит разрабатывать систему год и потратить 5 лямов на это без видимых перспектив, либо купить станки которые уже начнут приносить прибыль.

                  На счет ни один из интеграторов не взялся то все же есть где-то подвох в вашем описание «купи-продай». Либо у вас была постановка задачи вот наша ERP 20 летней давности, хотим тоже самое только на 1С:ERP, я тогда тоже не стал бы связываться с такими.


                  1. kolu4iy
                    20.08.2019 18:13

                    Не "хотим как в старой", а "не хотим ломать бизнес". Это разные вещи. Но вы уже ответили, спасибо.


                  1. NitroJunkie
                    20.08.2019 18:14

                    Вы же понимаете, что чем сложнее система, тем меньше вероятность, что она подойдет данному конкретному предприятию.

                    То есть перефразируя известную фразу: «все простые системы работают одинаково, а каждая сложная по своему».

                    Собственно с такой платформой было неизбежно, что по мере усложнения решения на 1С неизбежно подцепят болезнь SAP — «вы просто неправильно работаете, а наша система лучшая в мире».


      1. msin
        20.08.2019 17:41

        Есть неплохая альтернатива (на мой необъективный взгляд):
        cloud.mail.ru/public/3ofY/2c534pRTj
        базовая версия стоит 300к, сюда входит внедрение
        но это в основном управление производством, хотя есть продажи, закупки, склад, но принципиально нет финансов
        текущая версия еще не готова к работе с молоком и колбасой, т.к. пока поддерживается только дискретное производство


  1. donpadlo
    20.08.2019 13:23

    «Вот так ходишь-ходишь в школу а потом бац вторая смена» (с) Опять предприятия на которых 1С УПП тряхнут деньгами. Не знаю что там с лицензиями УПП -> ERP, но точно знаю что внедренцы радостно потирают потные ручки. Да ладно бы только это, бедные пользователи в переходный период.


    1. nikweter
      20.08.2019 13:42

      Лицензии на платформу остаются те же. Конфигурация в 2 раза дороже, но половину скидывают — типа принимают в зачет старую УПП. Итого 180000.


  1. C_21
    20.08.2019 16:23

    Что выбрать производителям продуктов питания?

    Молокозавод в городе Горловка, производительностью 100 тон продукции в сутки стоит 1С. Какая версия точно не скажу, так как никогда не интересовался. Самый интересный момент в том, что поменялось для бухгалтерии и технологов за 30 лет только одно. Раньше на счетах считали, а теперь калькуляторы на столах лежат и в штат системного администратора добавили.

    upd. Так что для начала производителям даже малым возможно задуматься о полноценном it отделе, а уж потом определяться с программами.


    1. Tahallus
      20.08.2019 16:49

      Вся проблема что скорее всего руководство купило 1С, но забыло что его еще надо внедрять. Часто покупают программу ставят и думаю что дальше сами во всем разберутся, и внедрением в фирме к сожалению начинают руководить главный бухгалтер, для который в конце квартала чтобы сдались отчеты какие ей нужны и все больше её ничего не надо.

      Вы правы что для грамотной автоматизации нужен либо свой ИТ отдел, либо внешний консалтинг


  1. RomHunter
    21.08.2019 08:11

    А ещё же ИТРП есть — видел мельком… Спецом для процессных производств. Мне показалось интересным решением, но, к сожалению, в итоге внедрили типовую УПП на производстве пива и безалкогольных напитков — пилю её. А отраслевое решение ПБК на базе УПП по состоянию на 2014 год только называлось отраслевым.


  1. EskakDolar
    21.08.2019 16:32

    Насколько мне известно уже 1С: КА что то дико монструозное.
    Знаю случай когда компания отказалась от внедрения 1С КА после того как на сервере не хватило памяти чтобы просто выгрузить конфигурацию в файл.