Поиск эффективных решений в области тренировочного процесса, спортивного маркетинга и активностей для болельщиков всё чаще приводит к применению средств виртуальной и дополнительной реальности. Интересно, что в уже наступившее будущее AR и VR в спортивной индустрии верят не все. Скептики-традиционалисты считают, что интерес к этим технологиям временный, и утверждают, что VR например, может серьезно развиваться, лишь в adult индустрии.
Текущий момент является ключевым в вопросах развития этих технологий в общем, и применения их в спорте в частности. В этом посте я попробую проанализировать те спортивные сферы, в которых дополненная реальность и виртуальная реальность особенно востребованы в текущий момент, и, очевидно, будут развиваться в перспективе.
Если говорить о возможностях AR и VR для тренировочного процесса, то уже значительных результатов удалось добиться немецкой группе разработчиков, которая готовит к релизу тренировочный когнитивно-тактический футбольный симулятор SoccerBot360. Разработчики использовали ставшую классической схему тренировочного комплекса в виде манежа. Манеж круглый, на его стены (с общей площадью 80 кв. метров) проецируются Full HD изображения мишеней или также тренировочные локации в виде виртуального матча с моделями игроков и леса, где необходимо попасть мячом между веток и т.п.
Несколько высокоскоростных камер отслеживает движение мяча и игрока (по данным камер оцениваются скорость, направление, сила ударов, а также, какая нога была использована при этом). В зависимости от скорости и направления движения мяча система выстаивает возможные траектории его полёта, эффективность пасса виртуальным игрокам в виртуальном матче. Данные, полученные с камер, анализируются комплексом, и система в реальном времени оценивает результаты ударов, эффективность игрока в тех или иных ситуациях и проецирует результат на стену, например, показывая траекторию дальнейшего движения мяча. В комплексе могут тренироваться один или несколько игроков. В текущий момент дорабатывается ПО и виртуальные задания, а также совершенствуется система оценки эффективности и прогнозирования направления мяча при ударе. Проект SoccerBot360 разрабатывается Umbrella Software Development GmbH из Лейпцига.
Также показательным является опыт компании VR Beyond Sports, которая работает с такими футбольными клубами как Арсенал. Компания создаёт иммерсивные режимы тренировок. VR Технология, использующая очки виртуальной реальности, уже опробована NFL в качестве тренировочного средства для игроков, в период посттравматического восстановления. По словам директора по бизнесу Beyond Sports Сандера Шоутена, такие системы позволяют улучшить тактическую подготовку молодых и травмированных игроков, которые могут проанализировать сценарий матча, поучаствовав в нем с использованием виртуальной реальности. Специалисты также отмечают, что физическая природа спорта серьезно ограничивает возврат травмированных спортсменов на тренировочные площадки. Теперь VR-технологии уже способны решать проблемы с ранней тактической подготовкой в случаях с травмами.
Значимым прорывом VR в баскетболе можно считать использование технологии VR Brain Performance от SyncThing. SyncThink объявили о сотрудничестве с Вашингтонскими Волшебниками из NBA ещё в феврале текущего года. Команда будет применять оборудование, чтобы получать исчерпывающие данные о мозге игроков. Помимо традиционных VR-очков в комплект используемого оборудования, очевидно, будут входить нейроинтерфейсы. СМИ сообщали о том, что команда будет использовать целую серию инструментов и технологий от SyncThink, в частности, инструмент для оценки утомления. Планируется отслеживать, как усталость отражается на работе мозга игрока в течение сезона.
Нетривиальный способ использования VR нашли в американском футболе. Для юношеских команд по американскому футболу с этого года заработала обучающая программа, которая позволяет средствами VR продемонстрировать, что происходит при черепномозговых травмах, продемонстрировать симптомы сотрясения мозга и помочь юным спортсменам их своевременно распознавать. Программа называется CrashCourse и реализуется совместно American Youth Football & Cheer, а также TeachAids. Американский футбол, который также иногда называют спортом суператлетов, даже в юношеских состязаниях сопряжен с высоким риском получения черепно-мозговых травм. Программа наглядно демонстрирует некоторые симптомы, обучает нормам безопасности и приемам само и взаимопомощи в случаях, если спортсмен всё-таки получил травму.
Многие помнят, что 2018 BBC уже использовали AR и VR-технологии для трансляции чемпионата мира. Зрители получили 360-градусный обзор игры. Над аналогичным проектом трудится британский футбольный клуб Ливерпуль. Администрация клуба понимает, что даже на многотысячных стадионах далеко не всегда хватает места для всех болельщиков, и не все места удачны. В клубе задумались об использовании VR для более эффективной трансляции матча. Очевидно, что фан-база при помощи VR сможет получить впечатления, близкие к стадионам, а возможно, и более сильные, так как съемка будет осуществляться с более выгодных позиций.
Высок интерес к применению AR для взаимодействия с болельщиками, поддержки лояльности фанов и клуба. Показательна первая попытка такого рода — применение AR на чемпионате мира по регби в 2015-м году. Тогда компания Blippar впервые использовала эту технологию в спорте во время чемпионата мира по регби в Англии в 2015 году. При сканировании билетов на матч создавался интерактивный AR-контент, который можно было получить при помощи приложения Blippar.
В 2017 болельщики футбольного клуба Frickley Athletic из Йоркшира получили возможность применять системы дополненной реальности. Так, при сканировании программы игровых дней, можно было просмотреть основные моменты предыдущих игр серии.
В Российском футболе также заинтересовались AR, так в августе текущем году ФК «Краснодар» представил официальные AR-маски болельщиков для Instagram. Клуб опубликовал пилотный вариант AR-эффектов со своими цветами и символикой, которые можно использовать, выкладывая фото или видео в Instagram Stories. Характерная особенность эффектов — реакция на эмоции пользователя. Маски были разработаны Quartex Group и Dictator Bureau, а доступ осуществляется при помощи специального раздела “Эффекты” для подписчиков аккаунта ФК «Краснодар».
Сейчас AR-технологии особенно востребованы у судейства и официальных лиц спортивных команд. Например, поклонникам тенниса знакома система Hawk-Eye, фиксирующая траекторию полета теннисного мяча. При этом не многие знают, что эта, казалось бы, современная система существует ещё с 2001-го года.
А начиналось её применение в таком спорте, как крикет. Сегодня её используют судьи в двадцати видах спорта. Многие любители футбола также хорошо знают о том, что ФК-технологии решили проблему спорности положения “вне игры”. Теперь для проверки офсайда достаточно наложить линию офсайда на поле и проверить, где находились игроки.
Несмотря на убежденность скептически настроенных граждан, что стадионы вечны и VR никогда их не заменит — уже сегодня можно констатировать, что шумным и тесным аренам скоро составят конкуренцию очки. AR также всё больше входит в практику как тренировочного процесса, так и спортивного маркетинга, а его применение в судействе уже не считается чем-то новым.
Таким образом сегодня можно гарантированно констатировать, что технологии виртуальной реальности скорее всего не смогут полностью заменить трибуны и живое присутствие болельщиков, но существенно разгрузят стадионы. Также системы, основанные на принципах дополнительной и виртуальной реальности помогут эффективнее организовать тренировочный процесс, что, очевидно, сможет улучшить спортивные результаты, прибавит к зрелищности существующих видов спорта, а, возможно, ускорит появление новых мировых рекордов.
Использованы фото:
www.realitytechnologies.com/nbas-washington-wizards-use-syncthinks-vr-brain-performance-tech
www.bbc.com/sport/football/44038006
medium.com/hubilo-officil-blog/the-evolution-of-event-ticketing-d3041d6419a9
www.perfect-tennis.com/court-pace-index-explained
ki-news.ru/2019/09/13/fk-krasnodar-predstavil-firmennye-maski-dlya-instagram
readwrite.com/2017/11/08/4-ways-vr-changing-professional-sports
www.realitytechnologies.com/american-youth-football-cheer-enlists-teachaids-vr-crashcourse-to-learn-about-concussions
Текущий момент является ключевым в вопросах развития этих технологий в общем, и применения их в спорте в частности. В этом посте я попробую проанализировать те спортивные сферы, в которых дополненная реальность и виртуальная реальность особенно востребованы в текущий момент, и, очевидно, будут развиваться в перспективе.
Тренировочный процесс и новые возможности для спортсменов
Если говорить о возможностях AR и VR для тренировочного процесса, то уже значительных результатов удалось добиться немецкой группе разработчиков, которая готовит к релизу тренировочный когнитивно-тактический футбольный симулятор SoccerBot360. Разработчики использовали ставшую классической схему тренировочного комплекса в виде манежа. Манеж круглый, на его стены (с общей площадью 80 кв. метров) проецируются Full HD изображения мишеней или также тренировочные локации в виде виртуального матча с моделями игроков и леса, где необходимо попасть мячом между веток и т.п.
Несколько высокоскоростных камер отслеживает движение мяча и игрока (по данным камер оцениваются скорость, направление, сила ударов, а также, какая нога была использована при этом). В зависимости от скорости и направления движения мяча система выстаивает возможные траектории его полёта, эффективность пасса виртуальным игрокам в виртуальном матче. Данные, полученные с камер, анализируются комплексом, и система в реальном времени оценивает результаты ударов, эффективность игрока в тех или иных ситуациях и проецирует результат на стену, например, показывая траекторию дальнейшего движения мяча. В комплексе могут тренироваться один или несколько игроков. В текущий момент дорабатывается ПО и виртуальные задания, а также совершенствуется система оценки эффективности и прогнозирования направления мяча при ударе. Проект SoccerBot360 разрабатывается Umbrella Software Development GmbH из Лейпцига.
Также показательным является опыт компании VR Beyond Sports, которая работает с такими футбольными клубами как Арсенал. Компания создаёт иммерсивные режимы тренировок. VR Технология, использующая очки виртуальной реальности, уже опробована NFL в качестве тренировочного средства для игроков, в период посттравматического восстановления. По словам директора по бизнесу Beyond Sports Сандера Шоутена, такие системы позволяют улучшить тактическую подготовку молодых и травмированных игроков, которые могут проанализировать сценарий матча, поучаствовав в нем с использованием виртуальной реальности. Специалисты также отмечают, что физическая природа спорта серьезно ограничивает возврат травмированных спортсменов на тренировочные площадки. Теперь VR-технологии уже способны решать проблемы с ранней тактической подготовкой в случаях с травмами.
Значимым прорывом VR в баскетболе можно считать использование технологии VR Brain Performance от SyncThing. SyncThink объявили о сотрудничестве с Вашингтонскими Волшебниками из NBA ещё в феврале текущего года. Команда будет применять оборудование, чтобы получать исчерпывающие данные о мозге игроков. Помимо традиционных VR-очков в комплект используемого оборудования, очевидно, будут входить нейроинтерфейсы. СМИ сообщали о том, что команда будет использовать целую серию инструментов и технологий от SyncThink, в частности, инструмент для оценки утомления. Планируется отслеживать, как усталость отражается на работе мозга игрока в течение сезона.
Нетривиальный способ использования VR нашли в американском футболе. Для юношеских команд по американскому футболу с этого года заработала обучающая программа, которая позволяет средствами VR продемонстрировать, что происходит при черепномозговых травмах, продемонстрировать симптомы сотрясения мозга и помочь юным спортсменам их своевременно распознавать. Программа называется CrashCourse и реализуется совместно American Youth Football & Cheer, а также TeachAids. Американский футбол, который также иногда называют спортом суператлетов, даже в юношеских состязаниях сопряжен с высоким риском получения черепно-мозговых травм. Программа наглядно демонстрирует некоторые симптомы, обучает нормам безопасности и приемам само и взаимопомощи в случаях, если спортсмен всё-таки получил травму.
AR и VR для болельщиков и судей
Многие помнят, что 2018 BBC уже использовали AR и VR-технологии для трансляции чемпионата мира. Зрители получили 360-градусный обзор игры. Над аналогичным проектом трудится британский футбольный клуб Ливерпуль. Администрация клуба понимает, что даже на многотысячных стадионах далеко не всегда хватает места для всех болельщиков, и не все места удачны. В клубе задумались об использовании VR для более эффективной трансляции матча. Очевидно, что фан-база при помощи VR сможет получить впечатления, близкие к стадионам, а возможно, и более сильные, так как съемка будет осуществляться с более выгодных позиций.
Высок интерес к применению AR для взаимодействия с болельщиками, поддержки лояльности фанов и клуба. Показательна первая попытка такого рода — применение AR на чемпионате мира по регби в 2015-м году. Тогда компания Blippar впервые использовала эту технологию в спорте во время чемпионата мира по регби в Англии в 2015 году. При сканировании билетов на матч создавался интерактивный AR-контент, который можно было получить при помощи приложения Blippar.
В 2017 болельщики футбольного клуба Frickley Athletic из Йоркшира получили возможность применять системы дополненной реальности. Так, при сканировании программы игровых дней, можно было просмотреть основные моменты предыдущих игр серии.
В Российском футболе также заинтересовались AR, так в августе текущем году ФК «Краснодар» представил официальные AR-маски болельщиков для Instagram. Клуб опубликовал пилотный вариант AR-эффектов со своими цветами и символикой, которые можно использовать, выкладывая фото или видео в Instagram Stories. Характерная особенность эффектов — реакция на эмоции пользователя. Маски были разработаны Quartex Group и Dictator Bureau, а доступ осуществляется при помощи специального раздела “Эффекты” для подписчиков аккаунта ФК «Краснодар».
Сейчас AR-технологии особенно востребованы у судейства и официальных лиц спортивных команд. Например, поклонникам тенниса знакома система Hawk-Eye, фиксирующая траекторию полета теннисного мяча. При этом не многие знают, что эта, казалось бы, современная система существует ещё с 2001-го года.
А начиналось её применение в таком спорте, как крикет. Сегодня её используют судьи в двадцати видах спорта. Многие любители футбола также хорошо знают о том, что ФК-технологии решили проблему спорности положения “вне игры”. Теперь для проверки офсайда достаточно наложить линию офсайда на поле и проверить, где находились игроки.
Немного о будущем AR и VR в спорте
Несмотря на убежденность скептически настроенных граждан, что стадионы вечны и VR никогда их не заменит — уже сегодня можно констатировать, что шумным и тесным аренам скоро составят конкуренцию очки. AR также всё больше входит в практику как тренировочного процесса, так и спортивного маркетинга, а его применение в судействе уже не считается чем-то новым.
Таким образом сегодня можно гарантированно констатировать, что технологии виртуальной реальности скорее всего не смогут полностью заменить трибуны и живое присутствие болельщиков, но существенно разгрузят стадионы. Также системы, основанные на принципах дополнительной и виртуальной реальности помогут эффективнее организовать тренировочный процесс, что, очевидно, сможет улучшить спортивные результаты, прибавит к зрелищности существующих видов спорта, а, возможно, ускорит появление новых мировых рекордов.
Использованы фото:
www.realitytechnologies.com/nbas-washington-wizards-use-syncthinks-vr-brain-performance-tech
www.bbc.com/sport/football/44038006
medium.com/hubilo-officil-blog/the-evolution-of-event-ticketing-d3041d6419a9
www.perfect-tennis.com/court-pace-index-explained
ki-news.ru/2019/09/13/fk-krasnodar-predstavil-firmennye-maski-dlya-instagram
readwrite.com/2017/11/08/4-ways-vr-changing-professional-sports
www.realitytechnologies.com/american-youth-football-cheer-enlists-teachaids-vr-crashcourse-to-learn-about-concussions