Наш предыдущий пост вызвал много вопросов. Мы были готовы к тому, что будут комменты по инструктажам по ТБ, вопрос об электронном подписании которых мы рассматривали и который может быть неоднозначным и дискуссионным. Однако не ожидали, что люди будут ставить под вопрос законность и саму возможность цифровой трансформации нарядной системы в России в рамках существующих законов. В этом посте попробуем обстоятельно ответить на вопросы, возникшие под предыдущим постом. По вопросам @Regennon@qyix7z@red_dragon и др.

“Правильно ли понимаю, что есть стремление перенести нд полностью в цифровой вид?”

Это не стремление, но факт. Мы создали кроссплатформенный сервис, а затем сделали из него модуль для Directum RX. Технически система позволяет всё сделать без бумаги. Юридически проблема исключительно с инструктажем. Для всего остального, юридически, нет никаких ограничений (по крайней мере, пока).

“Вижу такое - достал телефон из кармана или планшет из сумки, разблокировал, снял перчатку (если емкостной экран) или взял стилус (можно защищенные планшеты юзать) открыл нд и с ним уже работаешь. Не очень удобно, но жить можно. Остается еще проблема что экран можно разбить”

Для нас основное мерило - практика и требования заказчиков. Пользователям удобно. Да, перчатки тут приходится снимать, но расписываться в бумаге в перчатках также не слишком удобное занятие, особенно в диэлектрических. 

“ЭП как подтверждение ответственных лиц: как это будет происходить? Например необходимо провести ремонтные работы в электроустановке, перед этим подготовив рабочее место. Далее на подготовленном рабочем месте проводится инструктаж бригады. Если у допускающего будет на руках - печатный бланк нд, то как поставить эп каждому члену бригады? “ 

Всё, кроме инструктажа, подписывается ЭП, а вот целевой инструктаж, как я уже писал, на текущий момент можно подписывать только в бумаге, это требования законодательства и мы его обойти не можем. Этот процесс проходит после подписания самого ЭНД ответственными при помощи ЭП. Юридическое основание - это пункт первый Статьи 6 Федерального закона 63-ФЗ

63-ФЗ гласит

Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.”

Единственным документом, требующим в соответствии с законодательством исключительно бумажного носителя и собственноручной подписи, является целевой инструктаж по ОТ.

Сейчас лист с Целевым инструктажем распечатывается на месте работ из приложения или заранее и подписывается “живой” подписью, далее ответственный за производство работ вносит в систему скан или фотографию подписанного целевого инструктажа. Одновременно на месте проведения работ хранится его бумажная копия в Журнале целевых инструктажей. В случае если бы законодательство позволяло подписывать целевой инструктаж ЭП, то весь процесс мог бы существовать в цифровом виде, без бумаги.

 “Если цифровой нд, то каким образом проставляется эп? У каждого человека должен быть донгл с цп? Звучит не очень надежно”

Нет необходимости всем ответственным за согласование ЭНД иметь УКЭП, достаточно только тому, кто финализирует согласование ЭНД. Остальные могут использовать простую ЭП (ПЭП, логин и пароль в системе), для этого необходимо ввести или скорректировать локально-нормативные акты по использованию системы по выпуску ЭНД, где явно прописывается, какое действие приравнивается к собственноручной подписи при действиях в системе. На практике это не вызвало проблем, нормы 63-ФЗ это допускают, регуляторы не возражают, проверяющие претензий не имеют. 

 “так же придется адаптировать правила в ПОТЭЭ (оно же все еще так называется?) - если ничего не изменилось, то один нд оставался у допускающего, один у производителя работ. Синхронизация конечно делается на изи, но из правил надо будет убирать понятия бумажного экземпляра. ПОТЭЭ допускает внутренние инструкции которые накладываются на сам потээ, но только в плане ужесточения”

Нормы ПОТЭЭ нигде не противоречат нормам 63-ФЗ, разрешающим использование ЭП, так как не содержит упоминаний о том, каким именно образом НД должен быть подписан. Чтобы ПОТЭЭ юридически блокировал возможность использования ЭП и электронного оформления НД, он должен содержать формулировку “собственноручная подпись” и специально указывать на то, что документ должен оформляться исключительно в бумажном виде. Кроме того, в ПОТЭЭ прямо допускается передача нарядов допусков в виде электронного документа.
 

спойлер “Цитата из ПОТЭЭ”

“При передаче по телефону, радио, факсимильным письмом или электронным документом наряд-допуск оформляется в трех экземплярах (за исключением случая, когда производитель работ назначается одновременно допускающим). В данном случае работник, выдающий наряд-допуск, оформляет один экземпляр, передает его посредством телефона, радио, факсимильного письма или электронного документа и оставляет его у себя, а работник, принимающий текст в виде телефонограммы или радиограммы, факса или электронного письма, распечатывает и (или) заполняет два экземпляра наряда-допуска и, после подтверждения со стороны выдающего наряд-допуск правильности его оформления, указывает на месте подписи выдающего наряд-допуск его фамилию и инициалы, подтверждая правильность оформления наряда-допуска своей подписью и указывает способ передачи наряда-допуска (по телефону, радио, факсимильным письмом или электронным документом).”

“Боюсь что на пути цифровизации будет очень много проблем из-за нежелания менять старые подходы и высоких рисков для жизни в этой сфере. Как говорилось - "мпот(потээ) написан кровью" и это не преувеличение. Но может и получится сломить хребет бюрократии, главное чтобы это отрицательно не повлияло на безопасность”

Нет сомнения, что правила “написаны кровью”, и тут надо понимать, что сам по себе документ будь он в бумажном виде или электронном не несет ответственности за действия человека. Думать о том, что способ оформления наряда-допуска и возможность его быстро заапрувить существенно влияют на безопасность — по-моему логическая ошибка. Только ответственность каждого участника, опыт и знание предметной области могут предотвратить от инцидентов. 

Мы со своей стороны устраняем риски ошибок при оформлении НД, учитывая опасные производственные факторы, виды опасных работ и их пересечение на объектах. Иными словами, риски учтены, процедура соблюдается на всех этапах, то, что она проходит быстрее на безопасность никак не влияет.

Бумажные НД постепенно будут выходить из оборота, не надо ждать одномоментного исключения их из работы. Вспомните те же трудовые книжки, которые постепенно переводили в электронный вид, и сейчас почти у каждого они в электронном виде. Соблюдение правил это одно из ключевых особенностей нашей системы, поэтому при необходимости НД можно распечатать в любое время. Для корректировки правил Минтруда нужно время и наработанный опыт.

“Если нд полностью цифровой - реализовано ли изменение состава бригады, отметки о времени начала работы, перерывы, завершение работы и тд?”

В системе реализован функционал по продлению, отмене и завершению работ по НД.  Что касается изменения состава исполнителей, то это также предусмотрено. В этом случае фиксируется факт замены и НД проходит также согласование при необходимости. (Необходимость согласования определяется как внутренними требованиями Заказчика так и ЛНА).

8 человек пользователей? А как же руководители и производители работ, члены бригад - они не пользователи, не ставят свою эцп? Я правильно понимаю, что эти 8 человек не могли между собой договориться и согласовывали наряды по 5 часов, а теперь смогли и делают это за 30 минут? (вопрос о практике внедрения)

Звучит так, как будто эти 8 человек сидят в одной комнате и спорят, но это далеко не так. Каждый ответственный за согласование находится на своем участке/площадке/офисе, а ещё бывают командировки и люди физически не могут подписать НД быстро.

Члены бригады и другие руководители также могут быть пользователями системы, чтобы иметь под рукой согласованный НД в мобильном приложении. Как только будет снят запрет на перевод целевого инструктажа в электронный вид, то все начнут использовать мобильный доступ.

А что с изменениями в цнд во время работы, как там фиксируется время, на какой платформе это все реализовано и тд? (Интересно было бы технические нюансы посмотреть.)

Мы используем платформу электронного документооборота DirectumRX (вендор наш партнёр), сейчас наше решение существует в виде модуля к этой системе.   

Система позволяет фиксировать изменения в ЭНД, время и кем оно было инициировано. Более подробно о технических деталях, архитектуре, предыдущих версиях и реализации расскажем в отдельном материале.  

Я слабо себе представляю как убеждать проверяющего, что вот тут у нас база с нарядами, вот тут у нас оно подписано эцп и вообще всё сделано по правилам.

Любые проверки начинаются с ЛНА Заказчика, где должно быть четко прописано, где что хранится и порядок работ с тем или иным реестром, в соответствии с действующим законодательством. Поэтому убеждать никого не надо, надо прозрачно вести свою деятельность. Из нашего опыта проблем у Заказчика, касающихся системы электронных наряд-допусков во время проверки не возникло.

“Ну, и я не знаю, про какую отрасль идёт речь в статье, но в области электроэнергетики, скорость выдачи наряда-допуска в основном зависит от желания или нежелания заинтересованных лиц быстрее выполнить работу. Скорость сбора подписей сильно вторична.”

Скорость сбора подписей может и вторична в обычном режиме работы, но при авариях, инцидентах и внеплановых работах, это критично и счет там может идти на минуты. Спорить или доказывать что то тут не имеет смысла, так как у каждого Заказчика свои показатели эффективности. Отрасль - ресурсодобыча.

Заключение
Большое спасибо за вопросы, мы постарались ответить максимально подробно. Хочу отметить, что мы не единственная компания на рынке, которая предлагает подобные решения, и абсолютно все наши конкуренты (коллеги) сталкиваются с одинаковыми юридическими проблемами при реализации и внедрении (основная — запрет на ЭП и электронное оформление целевых инструктажей), всё остальное разрешено оформлять, передавать и подписывать в электронном виде. Опыт первого внедрения показал нам, что даже в текущем кастрированном(зачеркнуть) полу автоматизированном виде электронный НД работает и решает проблему времени оформления. Если остались вопросы - задавайте, ответим в комментариях или в очередном посте. Для описания технической части - решили сделать отдельный материал.

Комментарии (8)


  1. vitslepukhin
    24.06.2024 10:41
    +1

    Расскажите пожалуйста есть ли опыт расследования несчастных случаев на производстве с использованием электронного наряда-допуска? Как Ростехнадзор и следственные органы относятся к такому?


    1. smirnov_dm Автор
      24.06.2024 10:41

      К счастью у наших заказчиков пока не было такого рода инцидентов, но главным требованием СК в отношении нарядов допусков является собственноручная рукописная подпись для целевого инструктажа (на сколько мне известно, ограничение на применение ЭЦП и электронной формы этого документа лоббировалось именно СК), всё остальное в НД может подписываться ЭП. К самому электронному наряду-допуску у СК и Ростехнадзора вопросов нет, как и к использованию в нём ЭП.


  1. qyix7z
    24.06.2024 10:41

    На мой вопрос я не получил ответа.

    Какая разница, где эти 8 находятся? У каждого есть современные средства связи, если есть желание согласовать и работать по наряду, то это можно делать хоть с эцп, хоть на бумаге.

    Еще раз: В системе 8 (восемь) пользователей?

    а ещё бывают командировки и люди физически не могут подписать НД быстро

    А еще в ЛНА пишут «на время отсутствия работника (отпуск, болезнь, командировка) его обязанности выполняет...»

    У заказчика явные проблемы орг характера, а Вы пытаетесь представить, что внедрение эцп решило эти проблемы.

    Сейчас лист с Целевым инструктажем распечатывается на месте работ из приложения или заранее и подписывается “живой” подписью, далее ответственный за производство работ вносит в систему скан или фотографию подписанного целевого инструктажа.

    Члены бригады и другие руководители также могут быть пользователями системы, чтобы иметь под рукой согласованный НД в мобильном приложении. Как только будет снят запрет на перевод целевого инструктажа в электронный вид, то все начнут использовать мобильный доступ.

    Я так и не понял: система работает, сканы инструктажа загружаются и хранятся либо ждем снятия запрета?

    люди будут ставить под вопрос законность и саму возможность цифровой трансформации нарядной системы в России в рамках существующих законов.

    Вы неправильно меня поняли. Я не ставил под вопрос законность, я спрашивал про правоприменительную практику. Потому что Вы читаете в нормативке "на бумаге нужен целевой инструктаж, на остальное запрета нет", я тоже так читаю, а вот различные проверяющие могут читать иначе.

    Любые проверки начинаются с ЛНА Заказчика

    Спасибо, я в курсе. Вопрос был не об этом. Вопрос о том, прошел ли Заказчик плановые проверки нарядной системы с внедренным ЭНД? А пройдет ли ЭНД проверку при несчастном случае, когда вместо обычных инспекций будет прокуратура со следователями (не дай бог)? То есть тот же вопрос про правоприменительную практику.


    1. smirnov_dm Автор
      24.06.2024 10:41

      различные проверяющие могут читать иначе.

      Не читают иначе (на практике), т.к. регулирующие НПА, в частности ФЗ-63 однозначны и не противоречивы, их нельзя трактовать двусмысленно. Заказчик, у которого внедрён продукт уже проходил проверки и с проблемами не сталкивался (мы об этом написали).

      А пройдет ли ЭНД проверку при несчастном случае, когда вместо обычных инспекций будет прокуратура со следователями (не дай бог)?

      Как я уже писал, мерилом является практика, на практике инцидентов, требующих участия прокуратуры и СК - не возникало, но в соответствии с буквой закона претензий к работающей сейчас системе вопросов возникнут не может, в силу того, что она полностью соответствует действующим законодательным нормам (на них я сослался в статье).Правоприменение вне буквы закона (как гипотетическую вероятность, связанную с юрисдикцией, из серии "можно докопаться и до столба") мы ведь не рассматриваем, верно?)

      а вот различные проверяющие могут читать иначе.

      Предполагать можно что угодно, но "различные проверяющие" опираются на действующие нормы, а конкретно эти нормы не могут быть истолкованы двояко.


      1. qyix7z
        24.06.2024 10:41

        мерилом является практика, на практике инцидентов, требующих участия прокуратуры и СК - не возникало

        У Вас ошибка выжившего какая-то: Я планирую жить вечно, на текущий момент проблем не возникает.

        а конкретно эти нормы не могут быть истолкованы двояко.

        Я когда-то тоже был так наивен в юридических вопросах. Думал, раз написано так, то и будет так. А потом узнал, что кроме самого текста закона надо еще смотреть какие решения принимает суд.

        Поговорку "два юриста - три мнения" не слышали?


    1. smirnov_dm Автор
      24.06.2024 10:41

      Я так и не понял: система работает, сканы инструктажа загружаются и хранятся либо ждем снятия запрета?

      Система работает. Инструктаж технически реализован как цифровая сущность, на практике ждём отмены запрета, инструктажи продолжают подписываться в бумаге, т.к. существует юридический запрет. Тут нет противоречий. Наличие юридического запрета, на техническом уровне работе системы никак не мешает. В данный момент ЭП подписывается всё, кроме инструктажа. Последний быстро печатается из приложения и подписывается в бумаге (пока так)


    1. smirnov_dm Автор
      24.06.2024 10:41

      У заказчика явные проблемы орг характера, а Вы пытаетесь представить, что внедрение эцп решило эти проблемы.

      Предположение неверное. Практика с бумажными нарядами , особенно в случаях со срочным проведением опасных работ (внеплановых, аварийных) всегда вызывает сложности. Когда нарядная система автоматизирована, даже частично, как сейчас, этих сложностей не возникает. Мы опираемся на фидбек заказчика, а не на предположения о "гипотетических проблемах орг. характера".


      1. qyix7z
        24.06.2024 10:41

        Это не предположение. Это вывод основанный на Ваших словах:

        Выполнение сложной бюрократической процедуры оформления наряда допуска в бумажном виде может занимать много часов.

        Нет там ничего сложного, но я понимаю - если так не сказать, то кто купит ваш продукт?. Если кто-то тратит часы на это - ССЗБ явные проблемы орг характера.

        В настоящий момент наш продукт позволяет оформить “наряд-допуск” за 40-60 минут.

        Поздравляю, Ваша система смогла догнать нашу, бумажную. Мы без всяких эцп за то же время на бумаге оформляем.