Автомобильное подразделение Яндекса показало, как видит будущее личного транспорта, такси и каршеринга. Головные устройства, которые будут встраивать в грядущие модели автомобилей, позволят реализовать сценарии, которые в принципе не доступны, если в роли «мозга» выступает подключенный смартфон. Всегда встроенная в машину система Яндекс.Авто потенциально может следить за массой параметров в автомобиле и на основе этих данных сама записываться на ТО, обновлять страховой полис, анализировать стиль вождения и давать рекомендации, взаимодействовать с другими автомобилями на дороге и быстрее реагировать в опасных ситуациях.

По сути к реализации «умного автомобиля» есть два подхода:

  • projected — все вычисления происходят на смартфоне, а на мультимедийную систему в машине выводится только видео- и аудиопотоки,
  • embedded — к авто через CAN-шину подключено самостоятельное устройство, способное снимать показатели и управлять некоторыми узлами.

Projected-подход реализован сейчас только на Android и работает с некоторыми моделями автомобилей, например, с Renault Arkana. Это решение проще и быстрее, но дает меньше возможностей. Например, сказать «Алиса, открой багажник» не получится — ей просто нечем будет управлять. При этом смартфон будет нагреваться и разряжаться быстрее.

Embedded-подход позволяет реализовать голосовое и удаленное управление автомобилем, следить за ним на карте и создавать сценарии на основе внешних факторов. Например, если температура на улице опустилась ниже нуля, к тому моменту, как водитель сядет за руль, машина уже сама заведется и прогреется, зная, что через час у него встреча на другом конце города. При этом Яндексу нужно закладывать много времени на интеграцию таких «голов» в производство, их сертификацию и держать в голове, что «железо» в автомобиле сложнее менять и оно быстрее устаревает.

Как в будущем может выглядеть интеграция сервисов Яндекса с автомобилем, показывали на двух демо-моделях: Hyundai и Mitsubishi.

Комментарии (49)


  1. aleki
    26.09.2019 21:58
    +2

    Как показанный функционал (автозапуск, например) будет уживаться с современными сигнализациями? А так я бы поставил себе такую систему, если будет железо помощнее и разрешено устанавливать сторонний софт (spotify или apple music, например).


    1. kAIST
      26.09.2019 22:20

      Современные сигналки вполне себе модульные. Не думаю что большая проблема сделать отдельный модуль для нее.


      1. aleki
        26.09.2019 23:17

        Будет здорово, если это всё вместе не будет конфликтовать.


    1. funca
      26.09.2019 22:28
      +6

      Сигналка от СтарЛайн пятилетней давности содержит многие из функций, представленных в ролике — дистанционный запуск из приложения, отображение основных параметров, трекинг на карте. Про голосовые команды тут была статья https://m.habr.com/ru/post/346120. Надеюсь Яндекс сможет привнести действительно что-то новое в пользовательский опыт, кроме таргетированной рекламы.


      1. aleki
        26.09.2019 22:30
        +2

        Эм, ну так я про это и написал, но смысл тратить на сигналу, если это функционал будет в ГУ?


        1. funca
          26.09.2019 22:40
          +1

          Срок службы автомобилей все ещё намного больше, чем меняются наши представления об удобстве мультимедиа систем. ГУ устаревают очень быстро. Поэтому всегда современные телефоны и заняли свое место в автомобилях. Мне кажется, что автомобиль, как набор умной и не обязательно видимой периферии, выглядит более жизнеспособно.


          1. aleki
            26.09.2019 22:47
            +1

            ГУ устаревают очень быстро, потому что ПО не обновляются.


            1. funca
              26.09.2019 23:01

              ПО это конечно проблема, но дело ведь не только в нем. Мощность процессоров, качество и разрешение экранов, скорости передачи данных продолжают расти очень быстро. Мне кажется сейчас умные часы дадут фору тем девайсам, которые устанавливали в модные авто еще несколько лет тому назад.


              1. aleki
                26.09.2019 23:08

                Если говорить про штатные, то да. Если про кастомные, то нет.


            1. VasiliySS
              27.09.2019 01:11

              Не могу говорить за всех, знаю только про Форд. У него где-то в 2015г вышло новое поколение ГУ, которое ставится во все их машины. И обновления там штампуют мама не горюй.
              При этом каких-то принципиальных изменений в функциональности особо нет.


          1. Crazyvlad
            27.09.2019 07:52

            Как часто автолюбители меняют головы в авто ради новых фич? Насколько я помню — основная причина смена штатной головы это плохой звук.


            1. aleki
              27.09.2019 08:15

              Не так часто, как ставят дорогие сигнализации, смысл которых отпадёт, если их функционал будет в ГУ.


              1. Crazyvlad
                28.09.2019 00:01

                Дорогие сигналки ставят еще реже ).
                Те, кто меняют «головы» дорогие сигналки не ставят… Это не пересекающиеся ЦА.


                1. aleki
                  28.09.2019 23:41

                  Каждое ваше утверждение сомнительно. Подтвердите фактами?


      1. NetBUG
        26.09.2019 23:21

        Думаю, это должен быть модуль интерфейса между CAN-шиной и телефоном. Можно весьма тупой.


        1. TRIMER
          27.09.2019 08:51

          Яндекс.авто уже подключен к CAN-шине. По ней, я так понимаю, все новые фичи и работают.


          1. NetBUG
            27.09.2019 12:06

            Яндекс.Авто сейчас — крайне тяжеловесная «голова», работающая то ли в двух, то ли в трёх моделях автомобилей.
            Если они хотят захватывать рынок — мне кажется, нужен более-менее универсальный модуль, содержащий только недостающие функции, а не пытающийся заменить отличную голову, скажем, в CX-7. Что уже есть в обычных магнитолах? Качественный звук, нередко — более-менее нормальный UI, управление с руля.
            Чего нет? Актуальной навигации, управления багажниками/светом, предсказания погоды.
            «мозги» с выводом картинки по HDMI/RCA будут всяко дешевле целой головы с экраном.

            Причём для открытия багажника нафиг не нужна целая голова или отображение интерфейса на ней, это одна кнопка на телефоне или одна голосовая команда.


            1. aleki
              27.09.2019 12:17

              Яндекс.Авто сейчас — крайне тяжеловесная «голова», работающая то ли в двух, то ли в трёх моделях автомобилей.

              Уверены?


              заменить отличную голову, скажем, в CX-7

              Настолько отличную, что на ютубе и форумах огромное кол-во гайдов по замене штатного ГУ на китайские? Хотя не исключаю, что в максимальных комплектациях стоит норм ГУ.


              Что уже есть в обычных магнитолах? Качественный звук, нередко — более-менее нормальный UI, управление с руля.

              Качественный звук и нормальный UI как раз таки встречается очень редко в штатных ГУ, а управление с руля есть и в кастомных.


              Не забывайте в какой стране вы живёте и на каких машинах у нас ездит средний класс.


              1. JordanoBruno
                27.09.2019 12:25

                Я даже выскажу более смелую — качественного звука не бывает со штатного ГУ, так как качество за копейки купить, к сожалению, нельзя. Хотя, справедливости ради, в некоторых авто настолько хреновые акустические системы, что качества ГУ — за глаза.


              1. NetBUG
                27.09.2019 12:36

                Хм, спасибо, я видел пост про Весту и Каптюр только. Хотя логично, что парк ЯДрайва должен быть покрыт.


                1. Mogwaika
                  27.09.2019 13:58

                  Там не во всех драйвовых то тачках она есть…


            1. TRIMER
              27.09.2019 12:27

              21 модель, но многие близнецы — auto.yandex/catalog.html

              > «мозги» с выводом картинки по HDMI/RCA будут всяко дешевле целой головы с экраном
              Да, но почему-то кажется, что вот так просто не получится это сделать. Все равно придется договариваться о внесении изменений в штатную голову. А захотят ли это делать автопроизводители? Может быть оказалось проще договориться о полной замене головы. Я о покупке авто изначально с яндекс.авто. В этом случае его цена может не бросаться глаза в общей стоимости. С отдельным коробочным вариантом цену уже не скроешь :)

              Что действительно огорчает, так это отсутствие навигатора для CarPlay.


              1. NetBUG
                27.09.2019 12:35

                >изначально с Яндекс-Авто
                Брр. Адъ.
                Машину надо брать оптимальную по соотношению ездовых характеристик к цене, а не по свистоперделкам из салона.
                Тот же Kaptur ни голова с навигатором, ни звук от H/K, ни даже коробка с двумя сцеплениями уже не исправят.


                1. TRIMER
                  27.09.2019 12:39
                  +1

                  А при чем тут это? У вас есть машина Х со штатной головой, и она же с яндексом. Так сейчас это выглядит в салоне, но покрытие комплектаций слабое. Вы не выбираете машину по яндекс.авто, а после выбора машины выбираете, что вам надо внутри.


            1. tvr
              27.09.2019 13:04

              Если они хотят захватывать рынок — мне кажется, нужен более-менее универсальный модуль, содержащий только недостающие функции

              Это если пытаться влезть на рынок за пределами РФ, а в наших палестинах проще продавить законодательную обязанность предустанавливать их как ту же «Эру Глонасс», под каким-либо соусом, ага.


      1. VIPDC
        27.09.2019 06:53

        У меня сигналка 9 лет СтралЛайн и всё это делает, и самое главное в разы быстрее чем здесь.
        ИМХО пока голосовой помощник просто для того чтобы было. Скорость срабатывания просто угнетает.


    1. roscomtheend
      27.09.2019 15:31

      У некоторых производителей штатно стоит вебаста, управляемая по таймеру и с пульта (в современных, возможно, со смартфона). Плюс — двигатель не заводится (иммобилайзер работает и не даёт завести по прежнему, нет подсунутых куда-то меток), а двигатель и салон тёплые, плюс встроенной — она знает про аккумулятор и топливо и не запускается, если не хватает заряда или топлива. После такого автозапуск кажется костылём.
      Менять штатное устройство, когда новое во-первых не факт что нормально впишется, а во-вторых не факт что сможет рулить всеми настройками… я бы не стал… хотя, стоп, я и на самом деле не стал (тем более от Яндекс).


      1. aleki
        27.09.2019 15:52

        Ну так это же круто, я бы тоже не менял такое ГУ :)


        1. Mogwaika
          27.09.2019 16:35

          х.з. у меня вебаста есть, но я не пользуюсь. Мне важнее навигатор с пробками и разговорчиками и музычка…


  1. moonoviy
    26.09.2019 22:46
    +1

    Все это прекрасно, конечно, но очень хочется хоть часть этих плюшек от яндекса увидеть и на своей машине, не меняя голову, через стандартный Carplay. Тот же навигатор с пробками ведь прекрасен, но не работает. Приходится прикреплять куда-то телефон во время поездок, чтобы пользоваться навигатором.


    1. baragol Автор
      27.09.2019 08:05

      Ну вот projected-подход это карплей и есть примерно. Работает только с некоторыми тачками. Попробую сейчас призвать сюда ребят из Я.Авто, чтобы со своей колокольни ответили.


      1. TRIMER
        27.09.2019 08:56

        > Работает только с некоторыми тачками

        Справедливости ради все с большим количеством тачек. А китайцы так вообще продают специальные USB-свистки. Работает с любой (по заявлению продавцов) магнитолой на андроиде (версия 6+). Приложение на на магнитолку, свисток в USB и вперед у вас и Car Play и Android Auto. Сам не проверял, но положительных отзывов в интернете достаточно. Так, что ограничения, вероятно, чисто маркетинговые? Ну это и понятно.


  1. BugM
    27.09.2019 00:46

    Сделать нормальный встроенный навигатор и все остальное не важно. Брать будут массово.
    Ну сколько можно по телефону ездить?


    1. TRIMER
      27.09.2019 09:09

      Там стоит яндекс.навигатор. Работает всегда. Даже если вы не строили маршрут или он у вас в фоне, навигатор все равно предупредит про аварию впереди и т.д. Удобно.


    1. JordanoBruno
      27.09.2019 10:40

      Встроенному навигатору нужна отдельная симка, а это допзатраты для многих. Поэтому проще телефон использовать.


      1. BugM
        27.09.2019 10:53

        В машинах уже симка, а то и две, есть.
        Эра-глонасс + телеметрия от производителя.


        Карты и пробки не сильно удорожат эту схему.


        1. JordanoBruno
          27.09.2019 10:56

          Вряд ли модем Эры-глонасс можно заюзать для других целей без каких-то хаков. Для многих людей даже 200 рублей в месяц является существенной причиной отказаться от всех этих новомодных приблуд.


          1. BugM
            27.09.2019 10:59

            200р в месяц это уже полноценный тариф.
            Тут скорее речь идет о 200р в год.


            1. TRIMER
              27.09.2019 11:44
              +1

              Не идет. Яндекс.авто использует симки МТС. 6 месяцев бесплатно, далее 249 руб в месяц. Плюс если будете выбирать альтернативу, надо смотреть не телефонные тарифы, а модемные и т.д., и цены там нормально так отличаются от телефонных.

              Даже у старлайна, который упоминался в контексте автозапуска выше, цены не такие. У меня была их сигналка. В комплекте было несколько симок на выбор, но на всех цены шли от ~100 руб в месяц (точную цену не помню).

              Еще есть штатный вариант просто раздавать инет на магнитолу с телефона. Но не все операторы позволяют шарить инет бесплатно :(


            1. JordanoBruno
              27.09.2019 14:07

              200р в год за симку с интернетом? Где такие цены?


              1. BugM
                27.09.2019 22:30

                Интернет овер навигатор даже в RFC нет.


                200р в год за интернет для навигатора нормальная цена. С учетом мизерного трафика и массовости продаж оператор в плюсе будет.


                1. JordanoBruno
                  27.09.2019 22:31

                  Киньте ссылочку на такой тариф, если не сложно.


                  1. BugM
                    28.09.2019 00:08

                    Да какой тариф. Такие вещи делают соглашением между Мегафоном и Яндексом. Сразу на миллион симок проданных в течении нескольких лет.


                    1. JordanoBruno
                      28.09.2019 00:20

                      Ясно, то есть это Ваши фантазии.


  1. extremeEXIT
    27.09.2019 05:05
    -2

    Яндекс хочет подружиться с CAN-шиной автомобиля!? Чтобы благодаря фирменной «двухфакторной» аутентификации у пользователей сразу угоняли автомобиль, а не почту?


  1. bisquitie
    27.09.2019 05:10

    Тут намедни представитель Amazon, рекламируя их новые TWS, делал это в эирподах - так и Яндекс, у которых вроде бы есть свой телефон, проводит презентации с яблоками в руках.


  1. motpac
    29.09.2019 21:22

    Не стану говорить, что автопроивзодители давно используют свои приложения для удаленного управления движком, дверями и прочим. А вот управление голосом как раз таки было очень быстро убрано — это очевидная дыра в безопасности. Шепнуть вашему телефону чтоб он открыл машину когда вас нет рядом — самое простое что можно сделать. Открывать двери, заводить двигатель только по отпечатку пальца.


    1. aleki
      30.09.2019 10:18

      Шепнуть вашему телефону чтоб он открыл машину когда вас нет рядом — самое простое что можно сделать.

      Само по себе открытие машины, в большинстве случаев, ничего не даст, если говорить про угон. + Siri, например, не реагирует на чужие голоса.


  1. EgorZanuda
    30.09.2019 03:37

    Вы уже сразу соседа положите к себе в кровать. Да народ, Вам из одного порно шлепают другое и вы за этим в очередь становитесь.