![](https://habrastorage.org/webt/cl/vi/5l/clvi5lg4gb7yt3y604moyggkrfi.jpeg)
Теперь живые выступления музыкантов можно слушать в записи, но ощущения будут как в реальности. Инженеры Yamaha нашли способ, как заставить в автоматическом режиме ударную установку и контрабас в точности воспроизводить записанную ранее музыку. Цель создания роботизированных музыкальных инструментов — открыть возможность слушать живую музыку для всех, кто этого хочет, но не имеет возможности. Например, теперь посещать концерты не обязательно, если есть такое оборудование.
Для этого специалисты в Yamaha решили массу инженерных задач. Они проработали множество вариантов технических решений для реализации технологии обучения инструментов. Теперь некоторые из них играют так, как это действительно воспроизводиться на записи в студии или на живом концерте. При этом для разных инструментов и их элементов используются разные способы реализации этой задачи. Инженеры смогли роботизировать виды касания барабанных палочек до разных поверхностей и движения смычка.
![](https://habrastorage.org/webt/cu/tx/hx/cutxhxoqopuc_e3v5n68xuu2hhs.jpeg)
Таким образом, в компании Yamaha создали специальным образом вибрирующие воспроизводители (Reproducer) для ударной установки и контрабаса. Данные устройства тарелкообразной формы устанавливаются на рабочую поверхность каждого элемента барабанной установки (разных видов барабанов и тарелок), а также небольшое такое устройство размещается на подставку для струн контрабаса. Все устройства подключаются к специальному микширующему пульту, на который сводится текущая музыкальная композиция в записи. Пульт с помощью управляющих команд распределяет сигналы по каждому вибрирующему воспроизводителю, заставляя инструменты играть так, как будто до них дотрагивается человек палочками, педалью или смычком.
![](https://habrastorage.org/webt/7b/ge/aw/7bgeawnspehg-nipn2g_thrvd74.jpeg)
Впервые такая система живого воспроизведения записи была показана месяц назад на выставке IFA 2019 в Берлине.
По признаниям некоторых музыкантов, которые познакомились с этой демонстрацией, платформа играет почти в точности, как это делают они на концерте. Тем более, что во время демонстрации работы роботизированных музыкальных устройств на заднем плане было показано видео с музыкантами в записи для усиления эффекта присутствия.
Таким образом, можно организовывать удаленного выступление музыкантов, когда они выступают на одной площадке, а и их живую игру можно слышать на нескольких площадках сразу или в записи позже, а также «вживую» насладиться прошедшим ранее концертом.
Также у Yamaha есть автоматизированное пианино, которое может использоваться для концертов в дополнении к использованию роботизированных барабанов и контрабаса.
На данный момент Yamaha представляет роботизированное музыкальное оборудование только для демонстраций и не продает конечным пользователям. Но инженеры компании работают и с другими видами инструментов, так что, возможно, скоро нас ждут удаленные концерты в реальности.
chapai22
Отличная новость. Живой звук не то же самое что запись, какая хорошая бы не была.
Сразу слышны возражения что мол музыкантов станет меньше и сессионные будут не нужны. вози солиста и пачку роботов.
С появлением синтезаторов, видеозаписью, аудиозаписью, электронной музыкой, да что там — появлением электронных фотокамер, потокового аудио, ютубы — потребление возросло в разы. Хотя возражения были те же.
И куда больше народу вовлечено. Уровень тоже подрос прилично, мусор отсеивается или можно пополировать прежде чем вываливать.
Другое интересно что будет с выездными концертами — а это немаловажная часть заработка музыкантов — станет больше и ширше, или станут возить роботизированные сеты за полцены.
Все же озвучка колонками огромных залов — штука малопригодная, а тут можно камерно.
С нетерпением ждем появления оркестров классической музыки. А потом удешевления до домашних систем. Инструментам не обязательно выглядеть так как сейчас, при сохранении звука. Не говоря о появлении новых. А уж небольших залов с хорошей акустикой и разумной ценой станет точно больше, вместо гигантских филармоний и толп.
blHK
Как правило, на концерты идут, чтобы посмотреть на живых музыкантов и проникнутся атмосферой. С роботами все-таки чувство, что тебя где то обманули.
chapai22
Будет эдакая разновидность (VR)театра в концертном зале с прямой трансляцией и живыми инструментами. В том числе и онлайн/ремотно а не просто копия другого концерта.
Одно другого не отменит — просто станет больше возможностей, кого то устроит, но дешевле или скажем из за территориальной недоступности.
DrunkBear
Уже лет 10 как есть — вокалоиды, одно из самых известных шоу
chapai22
Это все ерунда. Барабан барабанить и я могу ардуиной научить. А голограмму ту японцы на вднх в советское время привозили. Оно не взлетает бо не более чем прикол. Пианины с программой аж на диком западе были с перфодиском.
А вот живые инструменты максимально точно передающие игру человека — это имеет видимый смысл. Тот же ремот, но для музыкантов.
Есть же роботы для врачей-хирургов — то же самое. И основная ценность именно в аккуратности и качестве воспроизведения. Судя по всему еще и дешевое, читай массовое и легко прикрепить к инструменту и убрать.
DrunkBear
IMO, эта «максимально точная передача» — не то. Где драйв, импровизация, скачущие музыканты? И вообще, максимально точная передача — это, на мой взгляд, к Dvd-audio.
На голограмму ходят толпы народа, в прошлом году было 40000, в этом — под 100000, ибо была в 2 городах.
PS кажется, мы находимся в точке, близкой ко спорам о вкусах.
chapai22
А где они в аудиозаписи? Я уж не говорю про индейцев из бумажной книги Фенимора Купера. На то и воображение нам дано чтоб додумывать картинку.
Когда ММА/бокс в напряженные моменты смотришь в PPV — аж дыхание перехватывает.
Но мы слишком хорошо заточены ловить дефекты и ненатуральность звука в колонках и додумать его не можем. Потому и ценим исполнителей, помимо новизны каждого исполнения.
Если живое слышал то не спутаешь, дьявол в деталях.
Я конечно это больше про джаз или классику. И мне лично наличие дядьки на сцене пофигу — только ради качества музыки хожу. В оркестре вообще никого не знаю, что мне до них. Разве что солиста.Так пусть барабанщик будет роботом на удаленке.
IMHO преходяще. Важно и то, что не тиражируемо и весьма ограничено во всех смыслах.
А тут фишка в том что звук честный, только руки не здесь. А музыканта уже воображение дорисует. И музыкантам гастролировать по мелким залам нет смысла или в тьмутаракань на один концерт. А на большой концерт не все хотят в неудобства, и дорого.
Тут та же рок/джаз группа может для небольшой аудитории исполнить, хоть под краудфандинг. Или пачки небольших аудиторий. И им проще не таскаться по гастролям но в удобное время и вам не переться на стадион.
А потом подтянутся те кто мог бы играть на одном инструменте, но группы собрать не может. Но может записать или удаленно нанять на час. И будет живой концерт по сути.
DrunkBear
Теперь вас понял и по большинству пунктов, ну кроме вкусовщины, согласен.
И ещё один пункт: если б такая штука была, например, во времена Луи Армстронга — было бы отлично.
PS Интересно, такие девайсы могут быть использованы как системы для обучения?
chapai22
вот мы уже придумали несколько сценариев.
И квартирники симфоническим оркестром, с соло на ыыхе.
Причем преподавать студентами из небогатых стран. За те же деньги большая часов. И вообще пора бы робобоксеров придумать, для спарринга. А то все баб резиновых изобретают.
DrunkBear
Разница в бюджетах: сколько человек хочет домой резиновую бабу, а сколько — робобоксёра? Вот и имеем результат(однако, каламбур получился-с).
Am0ralist
tbl
Опера или балет, когда оркестр сидит в яме и их практически не видно из зала
Varim
Разные инструменыт звучат по разному. Робот-инструмент будет воспроизводить не совсем тот же звук что и инструмент музыканта. Отличие может быть сильнее чем от искажений звукового тракта.
chapai22
Инструменты настраиваются, и наверняка можно будет программно слегка откорректировать.
Но ориентация пока явно на банд-группы. В одном месте играешь, а звучит в разных. Тут решается просто закупкой одинаковых инструментов и их калибровкой. Да и отличия не так чтоб критичны.
Вот когда пойдет дальше — тут начнется. Но зато какой рынок для инструментов. Японцы потом упакуют оркестр в шкаф.
Cenzo
Затраты тру-аудиофилов теперь могут резко вырасти. Ведь никакая мёртвая цифра не может передать настоящего живого рояля… Маркетологам осталось только придумать, как прикрутить это дело к винилу с лампами.
Mykola_Von_Raybokobylko
Зачем прикручивать? Прям так и продавать.
Концерт с настоящими живыми музыкантами 15 000 рублёв.
Концерт с настоящим живым солистом 10 000 рублев.
Концерт со студийной записью голоса 5000 рублев.
Концерт полудохлых левых алканавтов под фанеру 1500рублев.
Так стоп. Кажется оно так сейчас и работает.
С винилом или кассетами всё намного проще. На кассете или пластинке напечатать мелким убористым тестом как раньше «В исполнении музыкантов… „
Telmah
Зато станет возможным сеанс одновременной игры с пятью независимыми оркестрами
old_bear
Только мне внезапно вспомнился анекдот про Карузо в напеве Рабиновича?
Между «тырнуть по клавише Х в момент Y с длительностью Z» и манерой игры конкретного живого человека есть большая разница.
PhoenixMSTU
А как такая установка будет воспроизводить удар палочкой по ребру рабочего барабана, или удар палочкой по палочке? Возможности звукоизвлечения очень скудные и мне кажется не скоро смогут сравниться с возможностями человека. Это совершенно точно относится к ударным и струнным. Ну и импровизация же, машины не умеют писать музыку.
SADKO
Да, не фига не понятно о чём речь.
О роботизированных инструментов вроде midi рояля, не в смысле клавиатуры и сэмплера, а в смысле реальный рояль управляемый по midi.
Или о передаче вибрации на деку аккустического инструмента.(которой некоторые звуковики пользуются достаточно давно, но не распространяются об этом)
И тот и иной способ, достаточно ограничен в применении.